Бойта


Бойтас ( Одиа : ବୋଇତ ) были более крупными лодками и кораблями , которые были построены в древнем регионе Калинга во время его морской истории . [1] [2] Морские регионы Калинга, состоящие из прибрежной Одиши, имели крупные торговые порты, для которых бойты использовались . Древние садхаба (мореходы-торговцы) отправлялись из Калинга в далекие страны, такие как Шри-Ланка и Юго-Восточная Азия, включая как материковые, так и островные регионы Юго-Восточной Азии, для торговли. [3] [4]
Строительство
[ редактировать ]Правила и положения, касающиеся постройки кораблей, были записаны в санскритском тексте Юктикалпатару ( Юктикалпатару ), автором которого был царь Бходжа . В Мадалапанджи ( Мадалапанджи ) записано, что король Бходжа построил множество кораблей из местного дерева. [5] Обнаружение множества тесел для деревообработки и других артефактов из озера Чилика ( ଚିଲିକା ) показывает, что Голабай был центром судостроения. [1]
Юктикалпатару
[ редактировать ]В трактате «Юктикалпатару» есть разделы о кораблях, в которых рассказывается о классификации и характеристиках судостроения, таких как сорта древесины, наиболее подходящие для постройки кораблей, классификация речных ( саманья ) и морских судов ( вишеша ), их названия. и соответствующие размеры, виды отделки и окраски кораблей, различные типы корабельных кают и т. д. [6] [7] [8]
Древесина для строительства кораблей
[ редактировать ]Для строительства кораблей выделяли четыре породы древесины.
- Брахмаджати: эта группа состоит из легкой и мягкой древесины, которую можно легко соединить с любой другой породой дерева.
- Кшетрахати: древесина легкая и твердая, но ее нельзя соединить с другой древесиной.
- Вайшьяджати: древесина мягкая и тяжелая.
- Судраджати: древесина характеризуется как твердостью, так и тяжестью.
- Двиджати: древесина смешанного сорта, в которой сочетаются свойства двух отдельных групп.
В тексте также упоминается, что железо не использовалось на морских судах, следовательно, речь идет о преобладании сшитых лодок , в которых корпуса сшивались веревкой, а не прибивали гвоздями к каркасу. [9] [10]
Классификация судов
[ редактировать ]Корабли делятся на две группы: [6] [11]
- речной или обычный, называемый саманья
- морской или специальный, называемый вишеша (ବିଶେଷ)
Названия и размеры двух классифицированных групп кораблей следующие: [12]
Речные/рековые/обычные суда (Саманья)
[ редактировать ]К этому классу относятся суда, используемые на речном или водном транспорте. Он разделен на десять групп с разными размерами.
Имя | Длина в футах (м) | Ширина в футах (м) | Высота в футах (м) |
---|---|---|---|
кшудра (маленький) | 24 (7.32) | 6 (1.83) | 6 (1.83) |
мадхьяма | 36 (10.97) | 28 (8.53) | 12 (3.66) |
бхима | 60 (18.29) | 30 (9.14) | 30 (9.14) |
капала | 72 (21.95) | 36 (10.97) | 36 (10.97) |
Патала | 96 (29.26) | 48 (14.63) | 48 (14.63) |
бхайя | 108 (32.92) | 54 (16.46) | 54 (16.46) |
дирга | 132 (40.23) | 66 (20.12) | 66 (20.12) |
патрапута | 144 (43.89) | 72 (21.95) | 72 (21.95) |
гарбхара (गर्भरा) | 168 (51.21) | 84 (25.6) | 84 (25.6) |
мантара | 180 (54.86) | 90 (27.43) | 90 (27.43) |
Морские/морские/специальные корабли (Вишеша)
[ редактировать ]Морские или специальные суда делятся на две категории:
- дирга (दिर्गा) - известен своей длиной
- унната (ଉନ୍ନତା) - известны своим ростом.
Имя | Длина в футах (м) | Ширина в футах (м) | Высота в футах (м) |
---|---|---|---|
диргика | 48 (14.63) | 6 (1.83) | 4.5 (1.37) |
тарани | 72 (21.95) | 9 (2.74) | 6 (1.83) |
лола | 96 (29.26) | 12 (3.66) | 9 (2.74) |
гатвара | 120 (36.58) | 15 (4.57) | 12 (3.66) |
Гамини | 144 (43.89) | 18 (5.49) | 13.5 (4.11) |
Тари | 168 (51.21) | 21 (6.4) | 16.5 (5.03) |
джангхала | 192 (58.52) | 24 (7.32) | 18 (5.49) |
плавини | 216 (65.84) | 27 (8.23) | 21 (6.4) |
дхарини | 240 (73.15) | 30 (9.14) | 24 (7.32) |
вегини | 264 (80.47) | 33 (10.06) | 25.5 (7.77) |
Имя | Длина в футах (м) | Ширина в футах (м) | Высота в футах (м) |
---|---|---|---|
урддхава | 48 (14.63) | 24 (7.32) | 24 (7.32) |
анурддхава | 72 (21.95) | 36 (10.97) | 36 (10.97) |
сварнамухи (золотое лицо) | 96 (29.26) | 48 (14.63) | 48 (14.63) |
гарбхини (беременная женщина) | 120 (36.58) | 60 (18.29) | 60 (18.29) |
мантара | 144 (43.89) | 72 (21.95) | 72 (21.95) |
Декорирование и покраска кораблей
[ редактировать ]Юктикалпатару также дает подробные указания по украшению и оснащению кораблей. [6] [11]
Металлы, используемые для украшений
[ редактировать ]Виды металлов, рекомендуемые для декоративных целей:
- Золото
- Серебро
- Медь
- Соединение всех вышеперечисленных трех
Цвета
[ редактировать ]Типы окрасок, рекомендуемые для типов судов (с мачтами):
Судно (с мачтами) | Цвет |
---|---|
Судно с 4 мачтами | Белый |
Судно с 3 мачтами | Красный |
Судно с 2 мачтами | Желтый |
Судно с 1 мачтой | Синий |
Оформление носовой и корпусной частей корабля
[ редактировать ]Носы кораблей также украшены множеством причудливых форм и форм, таких как головы льва, буйвола, змеи, слона, тигра, птиц, таких как утка, пава или попугай, лягушка и человек. После окраски мачты в соответствующий цвет корпус корабля раскрашивается изображениями небесных тел, таких как солнце, луна и т. д., божеств, лебедя, павлина, попугая, льва, слона, змеи, тигра. и пчелы.
Другие украшения, используемые на кораблях, включают тонкие листы металла со всех сторон (такие корабли называются камала ) с тканью аваджнясика (состоящей из смешанного белого, красного, пятнистого желтого и черного цветов), украшенной жемчугом (корабли напоминали зонтик типа наваданды ) и золотые гирлянды также прикреплены и подвешены к кораблям.
Типы корабельных кают
[ редактировать ]Три класса судов классифицируются по длине и расположению кают. [6] [11]
- Сарвамандира
- Мадхьямандира
- Аграмандира
Судно с типом каюты | Особенность | Функция |
---|---|---|
в Сарвамандире | самые большие каюты, простирающиеся от одного конца корабля до другого | товары, животные, пассажиры |
Мадхьямандира | каюты, расположенные в средней части | подходит в сезон дождей, королевских путешествий |
в Аграмандире | каюты, расположенные в носовой части | удобен в сухой сезон, а также для длительных путешествий, используется военно-морским флотом. |
Изображения
[ редактировать ]
Терракотовые печати из Бангарха и Чандракетугарха (400–100 гг. до н. э.) изображают морские суда, перевозящие кукурузу. Корабли имеют одинарную мачту с квадратным парусом. [13] Самое раннее изображение кораблей в Одише находится на скульптурном фризе с изображением двух кораблей, найденном возле храма Брахмешвара в Бхубанешваре и ныне хранящемся в Государственном музее Одиши . На первом корабле в передней части стоят стоящие слоны, в центре — два человека, а сзади — два матроса с веслами, управляющие кораблем. [1]
Храм в Бхубанешваре под названием Вайтал Деула назван в честь формы его крыши, напоминающей перевернутую лодку. По мнению ученых, название происходит от Вайта Кахара, также называемого Вайталу или Вайтал, отсюда и фонетика, происходящая от Бойта. [14] В храме Лингарадж в Бхубанешваре есть изображение лодки, которой управляет веслом женщина, датируемое 11 веком нашей эры. Скульптура из Конарка XIII века нашей эры изображает лодку, в которой гребут четыре человека, с каютой в центре, в которой сидит мужчина, вооруженный луком и стрелами. На лодке, изображенной в Храме Солнца в Конараке, находится жираф, что указывает на торговлю с Африкой. [1]
Бойта Бандана
[ редактировать ]Бойта Бандана, также известная как Данга Бхаса, — это традиционный фестиваль Одиа, который ежегодно отмечается по всей Одише . Название можно перевести как «спускать на воду ритуальные лодки и поклоняться с зажженной лампой» и происходит от традиции изготовления украшенных лодок, которые затем сплавляются по реке в качестве символического жеста путешествия их предков. Во время церемонии мужчины, женщины и дети, одетые в традиционные костюмы, устанавливают крошечные лодки, сделанные из банановой кожуры, бумаги или солапиты, с зажженными лампами внутри, а женщины Одия совершают обряд фестиваля, чтобы отдать дань уважения садхабам ( древним торговцам-мореплавателям Одиа). которые отправились в путешествие в далекие страны для торговли, коммерции и культурного обмена. Фестиваль похож на фестивали Масакапам Кепесих на Бали, Лой Кратонг в Таиланде и Бон Ом Тук в Камбодже, которые включают в себя ритуальное плавание лодок, освещенных лампами, которое проводится в день полнолуния того же месяца в году. [15]
Его главное событие, проводимое в Каттаке на берегу реки Маханади , называется Бали Джатра , что буквально означает «Путешествие на Бали », и прославляет древние морские традиции и связь с Юго-Восточной Азией. Миниатюрные бойты сегодня используются в качестве детских игрушек во время фестиваля Одиа на Бали Джатре. [16]
Галерея
[ редактировать ]- Скульптурный фриз с изображением двух Бойта, найденный возле храма Брахмешвара.
- Терракотовая печать с изображением бойты около 400 г. до н.э. – 100 г. до н.э.
- Бойта на картине Паттачитры
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Сушанта Ку. Патра и доктор Бенудхар Патра. «Археология и морская история древней Одиши» (PDF) . OHRJ, Vol. XLVII, № 2 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 ноября 2015 г. Проверено 16 ноября 2010 г.
- ^ Фам, Шарлотта Мин-Ха Л. (2012). Азиатские технологии судостроения (PDF) . ЮНЕСКО. п. 35. ISBN 978-92-9223-414-0 .
- ^ Кандарпа Патель. «Морское сообщение Калинга со Шри-Ланкой» (PDF) . OHRJ, Vol. XLVII, № 2 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 ноября 2015 г. Проверено 17 ноября 2010 г.
- ^ Обзор Ориссы . Министерство внутренних дел, правительство штата Орисса. 1987.
- ^ Ниракар Махалик (сентябрь 2004 г.). «Морская торговля Древней Ориссы» (PDF) . Обзор Ориссы . Архивировано из оригинала (PDF) 25 ноября 2015 г. Проверено 17 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Радха Кумуд Мукерджи (1912). Индийское судоходство. История морской торговли и морской деятельности индейцев с древнейших времен . Лонгманс, Грин и компания . Проверено 8 апреля 2021 г.
- ^ Бходжа (1917). Ишвара Чандра Шастри (ред.). «Юкти-калпатару» .
- ^ Гай, Джон (1999). «Модель лодки и государственный ритуал в Восточной Индии» . Вестник Французской школы Дальнего Востока . 86 . Французская школа Дальнего Востока: 110. doi : 10.3406/befeo.1999.3407 . JSTOR 43732572 .
- ^ Саньял, Санджив (10 августа 2016 г.). Океан оттока: как Индийский океан повлиял на историю человечества . Пингвин Великобритания. п. 100. ИСБН 978-93-86057-61-7 .
Сшитые корабли
- ^ AHJ Prins , 1986. Справочник по шитым лодкам: этнография и археология архаичных ремесел, построенных из досок. Морские монографии и отчеты №59. Гринвич, Лондон: Национальный морской музей.
- ^ Jump up to: а б с Мамата Чаудхури (20 ноября 1975 г.), Судостроение в Юктикалпатару и Самарангана Сутрадхара (PDF) , Индийская национальная академия наук , получено 8 апреля 2021 г.
- ^ Радха Кумуд Мукерджи (1912). Индийское судоходство. История морской торговли и морской деятельности индейцев с древнейших времен . Лонгманс, Грин и компания. стр. 22–24 . Проверено 8 апреля 2021 г.
- ^ Сила Трипати. «Ранняя морская деятельность Ориссы на восточном побережье Индии: связи в торговом и культурном развитии» (PDF) . Центр морской археологии Национального института океанографии, Дона Паула . Проверено 17 ноября 2010 г.
- ^ Дора, Джаянти (2004). «Памятники Шакта: с особым упором на храмы «Хакхара» в Бхубанешваре» . Труды Индийского исторического конгресса . 65 . Конгресс истории Индии: 1136. JSTOR 44144822 .
- ^ Удай Докрас (октябрь 2020 г.), Морская история Калинга , Коллектив авторов Индо-Скандинавских стран , получено 9 февраля 2021 г.
- ^ «Бали Ятра» . Туризм в Одише . Архивировано из оригинала 21 июля 2011 г. Проверено 16 ноября 2010 г.
