Jump to content

Бойта

Модель Бойты в музее Конарка ASI
Серебряная филигрань бойты в Музее ремесел Одиши

Бойтас ( Одиа : ବୋଇତ ) были более крупными лодками и кораблями , которые были построены в древнем регионе Калинга во время его морской истории . [1] [2] Морские регионы Калинга, состоящие из прибрежной Одиши, имели крупные торговые порты, для которых бойты использовались . Древние садхаба (мореходы-торговцы) отправлялись из Калинга в далекие страны, такие как Шри-Ланка и Юго-Восточная Азия, включая как материковые, так и островные регионы Юго-Восточной Азии, для торговли. [3] [4]

Строительство

[ редактировать ]

Правила и положения, касающиеся постройки кораблей, были записаны в санскритском тексте Юктикалпатару ( Юктикалпатару ), автором которого был царь Бходжа . В Мадалапанджи ( Мадалапанджи ) записано, что король Бходжа построил множество кораблей из местного дерева. [5] Обнаружение множества тесел для деревообработки и других артефактов из озера Чилика ( ଚିଲିକା ) показывает, что Голабай был центром судостроения. [1]

Юктикалпатару

[ редактировать ]

В трактате «Юктикалпатару» есть разделы о кораблях, в которых рассказывается о классификации и характеристиках судостроения, таких как сорта древесины, наиболее подходящие для постройки кораблей, классификация речных ( саманья ) и морских судов ( вишеша ), их названия. и соответствующие размеры, виды отделки и окраски кораблей, различные типы корабельных кают и т. д. [6] [7] [8]

Древесина для строительства кораблей

[ редактировать ]

Для строительства кораблей выделяли четыре породы древесины.

  • Брахмаджати: эта группа состоит из легкой и мягкой древесины, которую можно легко соединить с любой другой породой дерева.
  • Кшетрахати: древесина легкая и твердая, но ее нельзя соединить с другой древесиной.
  • Вайшьяджати: древесина мягкая и тяжелая.
  • Судраджати: древесина характеризуется как твердостью, так и тяжестью.
  • Двиджати: древесина смешанного сорта, в которой сочетаются свойства двух отдельных групп.

В тексте также упоминается, что железо не использовалось на морских судах, следовательно, речь идет о преобладании сшитых лодок , в которых корпуса сшивались веревкой, а не прибивали гвоздями к каркасу. [9] [10]

Классификация судов

[ редактировать ]

Корабли делятся на две группы: [6] [11]

  • речной или обычный, называемый саманья
  • морской или специальный, называемый вишеша (ବିଶେଷ)

Названия и размеры двух классифицированных групп кораблей следующие: [12]

Речные/рековые/обычные суда (Саманья)

[ редактировать ]

К этому классу относятся суда, используемые на речном или водном транспорте. Он разделен на десять групп с разными размерами.

Имя Длина в футах (м) Ширина в футах (м) Высота в футах (м)
кшудра (маленький) 24 (7.32) 6 (1.83) 6 (1.83)
мадхьяма 36 (10.97) 28 (8.53) 12 (3.66)
бхима 60 (18.29) 30 (9.14) 30 (9.14)
капала 72 (21.95) 36 (10.97) 36 (10.97)
Патала 96 (29.26) 48 (14.63) 48 (14.63)
бхайя 108 (32.92) 54 (16.46) 54 (16.46)
дирга 132 (40.23) 66 (20.12) 66 (20.12)
патрапута 144 (43.89) 72 (21.95) 72 (21.95)
гарбхара (गर्भरा) 168 (51.21) 84 (25.6) 84 (25.6)
мантара 180 (54.86) 90 (27.43) 90 (27.43)

Морские/морские/специальные корабли (Вишеша)

[ редактировать ]

Морские или специальные суда делятся на две категории:

  • дирга (दिर्गा) - известен своей длиной
  • унната (ଉନ୍ନତା) - известны своим ростом.
тип дирги
Имя Длина в футах (м) Ширина в футах (м) Высота в футах (м)
диргика 48 (14.63) 6 (1.83) 4.5 (1.37)
тарани 72 (21.95) 9 (2.74) 6 (1.83)
лола 96 (29.26) 12 (3.66) 9 (2.74)
гатвара 120 (36.58) 15 (4.57) 12 (3.66)
Гамини 144 (43.89) 18 (5.49) 13.5 (4.11)
Тари 168 (51.21) 21 (6.4) 16.5 (5.03)
джангхала 192 (58.52) 24 (7.32) 18 (5.49)
плавини 216 (65.84) 27 (8.23) 21 (6.4)
дхарини 240 (73.15) 30 (9.14) 24 (7.32)
вегини 264 (80.47) 33 (10.06) 25.5 (7.77)
тип унната
Имя Длина в футах (м) Ширина в футах (м) Высота в футах (м)
урддхава 48 (14.63) 24 (7.32) 24 (7.32)
анурддхава 72 (21.95) 36 (10.97) 36 (10.97)
сварнамухи (золотое лицо) 96 (29.26) 48 (14.63) 48 (14.63)
гарбхини (беременная женщина) 120 (36.58) 60 (18.29) 60 (18.29)
мантара 144 (43.89) 72 (21.95) 72 (21.95)

Декорирование и покраска кораблей

[ редактировать ]

Юктикалпатару также дает подробные указания по украшению и оснащению кораблей. [6] [11]

Металлы, используемые для украшений

[ редактировать ]

Виды металлов, рекомендуемые для декоративных целей:

  • Золото
  • Серебро
  • Медь
  • Соединение всех вышеперечисленных трех

Типы окрасок, рекомендуемые для типов судов (с мачтами):

Судно (с мачтами) Цвет
Судно с 4 мачтами Белый
Судно с 3 мачтами Красный
Судно с 2 мачтами Желтый
Судно с 1 мачтой Синий

Оформление носовой и корпусной частей корабля

[ редактировать ]

Носы кораблей также украшены множеством причудливых форм и форм, таких как головы льва, буйвола, змеи, слона, тигра, птиц, таких как утка, пава или попугай, лягушка и человек. После окраски мачты в соответствующий цвет корпус корабля раскрашивается изображениями небесных тел, таких как солнце, луна и т. д., божеств, лебедя, павлина, попугая, льва, слона, змеи, тигра. и пчелы.

Другие украшения, используемые на кораблях, включают тонкие листы металла со всех сторон (такие корабли называются камала ) с тканью аваджнясика (состоящей из смешанного белого, красного, пятнистого желтого и черного цветов), украшенной жемчугом (корабли напоминали зонтик типа наваданды ) и золотые гирлянды также прикреплены и подвешены к кораблям.

Типы корабельных кают

[ редактировать ]

Три класса судов классифицируются по длине и расположению кают. [6] [11]

  • Сарвамандира
  • Мадхьямандира
  • Аграмандира
Судно с типом каюты Особенность Функция
в Сарвамандире самые большие каюты, простирающиеся от одного конца корабля до другого товары, животные, пассажиры
Мадхьямандира каюты, расположенные в средней части подходит в сезон дождей, королевских путешествий
в Аграмандире каюты, расположенные в носовой части удобен в сухой сезон, а также для длительных путешествий, используется военно-морским флотом.

Изображения

[ редактировать ]
Реплика Бойты в Морском музее Одиши

Терракотовые печати из Бангарха и Чандракетугарха (400–100 гг. до н. э.) изображают морские суда, перевозящие кукурузу. Корабли имеют одинарную мачту с квадратным парусом. [13] Самое раннее изображение кораблей в Одише находится на скульптурном фризе с изображением двух кораблей, найденном возле храма Брахмешвара в Бхубанешваре и ныне хранящемся в Государственном музее Одиши . На первом корабле в передней части стоят стоящие слоны, в центре — два человека, а сзади — два матроса с веслами, управляющие кораблем. [1]

Храм в Бхубанешваре под названием Вайтал Деула назван в честь формы его крыши, напоминающей перевернутую лодку. По мнению ученых, название происходит от Вайта Кахара, также называемого Вайталу или Вайтал, отсюда и фонетика, происходящая от Бойта. [14] В храме Лингарадж в Бхубанешваре есть изображение лодки, которой управляет веслом женщина, датируемое 11 веком нашей эры. Скульптура из Конарка XIII века нашей эры изображает лодку, в которой гребут четыре человека, с каютой в центре, в которой сидит мужчина, вооруженный луком и стрелами. На лодке, изображенной в Храме Солнца в Конараке, находится жираф, что указывает на торговлю с Африкой. [1]

Бойта Бандана

[ редактировать ]

Бойта Бандана, также известная как Данга Бхаса, — это традиционный фестиваль Одиа, который ежегодно отмечается по всей Одише . Название можно перевести как «спускать на воду ритуальные лодки и поклоняться с зажженной лампой» и происходит от традиции изготовления украшенных лодок, которые затем сплавляются по реке в качестве символического жеста путешествия их предков. Во время церемонии мужчины, женщины и дети, одетые в традиционные костюмы, устанавливают крошечные лодки, сделанные из банановой кожуры, бумаги или солапиты, с зажженными лампами внутри, а женщины Одия совершают обряд фестиваля, чтобы отдать дань уважения садхабам ( древним торговцам-мореплавателям Одиа). которые отправились в путешествие в далекие страны для торговли, коммерции и культурного обмена. Фестиваль похож на фестивали Масакапам Кепесих на Бали, Лой Кратонг в Таиланде и Бон Ом Тук в Камбодже, которые включают в себя ритуальное плавание лодок, освещенных лампами, которое проводится в день полнолуния того же месяца в году. [15]

Его главное событие, проводимое в Каттаке на берегу реки Маханади , называется Бали Джатра , что буквально означает «Путешествие на Бали », и прославляет древние морские традиции и связь с Юго-Восточной Азией. Миниатюрные бойты сегодня используются в качестве детских игрушек во время фестиваля Одиа на Бали Джатре. [16]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Сушанта Ку. Патра и доктор Бенудхар Патра. «Археология и морская история древней Одиши» (PDF) . OHRJ, Vol. XLVII, № 2 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 ноября 2015 г. Проверено 16 ноября 2010 г.
  2. ^ Фам, Шарлотта Мин-Ха Л. (2012). Азиатские технологии судостроения (PDF) . ЮНЕСКО. п. 35. ISBN  978-92-9223-414-0 .
  3. ^ Кандарпа Патель. «Морское сообщение Калинга со Шри-Ланкой» (PDF) . OHRJ, Vol. XLVII, № 2 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 ноября 2015 г. Проверено 17 ноября 2010 г.
  4. ^ Обзор Ориссы . Министерство внутренних дел, правительство штата Орисса. 1987.
  5. ^ Ниракар Махалик (сентябрь 2004 г.). «Морская торговля Древней Ориссы» (PDF) . Обзор Ориссы . Архивировано из оригинала (PDF) 25 ноября 2015 г. Проверено 17 ноября 2010 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д Радха Кумуд Мукерджи (1912). Индийское судоходство. История морской торговли и морской деятельности индейцев с древнейших времен . Лонгманс, Грин и компания . Проверено 8 апреля 2021 г.
  7. ^ Бходжа (1917). Ишвара Чандра Шастри (ред.). «Юкти-калпатару» .
  8. ^ Гай, Джон (1999). «Модель лодки и государственный ритуал в Восточной Индии» . Вестник Французской школы Дальнего Востока . 86 . Французская школа Дальнего Востока: 110. doi : 10.3406/befeo.1999.3407 . JSTOR   43732572 .
  9. ^ Саньял, Санджив (10 августа 2016 г.). Океан оттока: как Индийский океан повлиял на историю человечества . Пингвин Великобритания. п. 100. ИСБН  978-93-86057-61-7 . Сшитые корабли
  10. ^ AHJ Prins , 1986. Справочник по шитым лодкам: этнография и археология архаичных ремесел, построенных из досок. Морские монографии и отчеты №59. Гринвич, Лондон: Национальный морской музей.
  11. ^ Jump up to: а б с Мамата Чаудхури (20 ноября 1975 г.), Судостроение в Юктикалпатару и Самарангана Сутрадхара (PDF) , Индийская национальная академия наук , получено 8 апреля 2021 г.
  12. ^ Радха Кумуд Мукерджи (1912). Индийское судоходство. История морской торговли и морской деятельности индейцев с древнейших времен . Лонгманс, Грин и компания. стр. 22–24 . Проверено 8 апреля 2021 г.
  13. ^ Сила Трипати. «Ранняя морская деятельность Ориссы на восточном побережье Индии: связи в торговом и культурном развитии» (PDF) . Центр морской археологии Национального института океанографии, Дона Паула . Проверено 17 ноября 2010 г.
  14. ^ Дора, Джаянти (2004). «Памятники Шакта: с особым упором на храмы «Хакхара» в Бхубанешваре» . Труды Индийского исторического конгресса . 65 . Конгресс истории Индии: 1136. JSTOR   44144822 .
  15. ^ Удай Докрас (октябрь 2020 г.), Морская история Калинга , Коллектив авторов Индо-Скандинавских стран , получено 9 февраля 2021 г.
  16. ^ «Бали Ятра» . Туризм в Одише . Архивировано из оригинала 21 июля 2011 г. Проверено 16 ноября 2010 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 809f4a324ae7d895d1c0aa3ed9c6fb00__1718843520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/00/809f4a324ae7d895d1c0aa3ed9c6fb00.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Boita - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)