Байтала Деула
Байтала деука | |
---|---|
Не сдавайся | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Хурда |
Божество | Чамунда (Капалини) |
Расположение | |
Расположение | Бхубанешвар |
Состояние | Одиша |
Страна | Индия |
Расположение в Одише | |
Географические координаты | 20 ° 16' с.ш. 85 ° 15' в.д. / 20,267 ° с.ш. 85,250 ° в.д. |
Архитектура | |
Тип | Калинга архитектура |
Baitāḷa deuḷa Vaitāḷa deuḷa ( Odia : ବଇତାଳ ଦେଉଳ 8-го века храм в типичном хакарском стиле архитектуры Калинга, посвященный богине Чамунде ) или — индуистский . Одиша, Индия Местные жители также называют его Тини-мундиа-деула из-за трех шпилей на вершине, что является очень характерной и необычной особенностью. Считается, что три шпиля символизируют три силы богини Чамунды — Махасарасвати, Махалакшми и Махакали.
Архитектура
[ редактировать ]Яркой особенностью храма Байтаха Деуха является форма его башни-святилища. Полуцилиндрическая форма его крыши является ярким примером храмов хахарского ордена, который имеет сходство с дравидийским гопурамом южноиндийских храмов. Его остроконечные башни с рядом Шихар являются безошибочными признаками южного вторжения. [ 1 ] В плане деука имеет продолговатую форму, а джагамохана представляет собой прямоугольную структуру, но в каждом углу находится небольшое вспомогательное святилище. Байтала деуха может похвастаться некоторыми фигурами, хотя и выполненными рельефно, однако характеризуются утонченностью черт и совершенным равновесием. [ 2 ] [ 3 ]
Внешние стены инкрустированы панелями с изображением индуистских божеств, в основном Шивы и его супруги Парвати , охотничьих процессий, поимки диких слонов и редких эротических пар.
На фасаде деухи над левой частью джагамоханы преобладают два окна -чайтьи : в нижнем изображена резная фигура бога Солнца, Сурья известна своим выражением лица, с Ушей (Рассветом) и Пратюшей, стреляющими стрелами по обе стороны, и впереди Аруна , управляющий колесницей из семи лошадей.
В медальоне в верхнем окне Чайтьи изображен десятирукий Натараджа , танцующая форма Шивы. Перед Джагамоханой с плоской крышей находится каменный столб, украшенный двумя фигурами Будды, сидящими в мудре Дхарма-Чакра-Правартана.
Еще одной поразительной особенностью храма являются тантрические ассоциации, отмеченные жуткими резными фигурками в святилище. В центральной нише находится изображение восьмирукой Чамунды , известной в местном масштабе как Капанини, и представляет собой устрашающую форму богини. Таким образом, Байтаха Деуха — это святилище Шакти .
Божество
[ редактировать ]Главное божество, Чамунда или Чарчика, сидит на трупе в окружении шакала и совы и украшено гирляндой из черепов . Она держит змею, лук, щит, меч, трезубец, молнию и стрелу и пронзает шею демона. Нишу завершает окно-чайтья с сидящими фигурами Шивы и Парвати.
Чамунда окружена множеством других родственных божеств меньшего размера, вырезанных в нижних частях стен, каждое в нише, отделенной пилястрой. Фигура на восточной стене, справа от двери, представляет собой скелет Бхайравы , двойника Чамунды.
Другой, вырезанный на северной стене, поднимается из земли, наполнив чашу из черепа кровью человека, чья отрубленная голова лежит справа. На постаменте находится подношение еще из двух голов на подносе, покоящемся на треножнике, в окружении шакала, лакомящегося обезглавленным телом справа, и женщины, держащей голову слева.
Тантрический характер храма также подчеркивается каменным столбом, к которому были привязаны жертвенные подношения, прямо перед джагамоханой . Искусственный свет необходим, чтобы видеть в темноте интерьера, хотя раннее утреннее солнце освещает интерьер.
Галерея
[ редактировать ]-
Аласака
-
Ганеша
-
Фронтон на одной из сторон храма, изображающий Шиву в сидячем положении.
-
Фронтон на двух колоннах и нише.
-
Предполагаемый камень, на котором приносились жертвы. Оно известно как харикатха или джупастамбха .
-
Предполагаемый камень, на котором приносились жертвы, крупный план.
-
Фронтон на одной из сторон храма.
-
Центральный фронтон крупным планом.
-
Деталь рельефа храма Байтала Деула с символом Пурна Калаша, окруженным гирляндами.
-
Двойной фронтон с изображением танцующего Шивы.
-
Надпись на внешней правой стене письмом Одиа. На древнеодийском языке написано «ସ୍ରୀକାସୀପ୍ତୀ ସ୍ରଣ» (транслитерация: шри касипти срана ), что означает «Я ищу прибежища у ног Господа Каши [=Шивы]».
-
Несколько фронтонов с одной стороны храма.
-
Парвати
-
Ардханаришвара
-
Аласака
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Д.П.Гош, Нирмал Кумар Бос и Ю.Д.Шарма. Узоры из храмов Ориссы . стр.24
- ^ Брокман, Норберт К. (2011). Энциклопедия священных мест . Калифорния: ABC-CLIO, LLC. стр. 212–213 . ISBN 978-1-59884-655-3 .
- ^ Парида, АН (1999). Ранние храмы Ориссы (1-е изд.). Нью-Дели: Издатели Содружества. стр. 85–89. ISBN 81-7169-519-1 .