Мундала
Мундамала ( санскрит : मुण्डमाला , IAST : Mṇḍamālā ), также называемая капаламала или рундамала , представляет собой гирлянду из отрубленных голов и/или черепов асур в индуистской и тибетской буддийской иконографии . В индуизме мундамала является характеристикой устрашающих аспектов индуистской Божественной Матери и бога Шивы ; а в буддизме его носят гневные божества тибетского буддизма.
Индуистская иконография
[ редактировать ]Грозные богини
[ редактировать ]Мундамала часто встречается в иконографии Махавидьев , группы из десяти грозных тантрических богинь. [ 1 ] Кали , выдающаяся Махавидья, часто носит гирлянду из только что отрубленных голов. Кровь из кровоточащей гирлянды омывает ее тело. Число голов в мундамале обычно оценивается как пятьдесят. [ 2 ] Другие Махавидьи, такие как Тара , Чхиннамаста , Бхайрави , Дхумавати и Матанги , изображены или, по крайней мере, описаны носящими мундамалы; богиня также может держать отрубленную голову или череп ( капала ). в руке [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] В описании Бхайрави говорится, что головы настолько свежие, что из них рвется кровь на ее грудь. [ 8 ]
Другая свирепая богиня, часто изображаемая в мундамале, — Чамунда . [ 9 ]
Шива
[ редактировать ]
Бог Шива и его жестокие проявления часто изображаются носящими мундамалу; Шива покрыт пеплом и его украшают черепа. [ 10 ] Картины Пахари часто изображают семью Шивы, строящую мундамалы. Сын Шивы Картикея помогает ему или его супруге Парвати передать голову, в то время как последняя заправляет их нитками. Другая сцена изображает родителей, создающих мундамалу, а Картикея и его брат Ганеша играют рядом. [ 11 ] [ 12 ]
Свирепое проявление Шивы, Бхайравы («Ужасный»), а также различные формы Бхайравы, такие как Ватук-Бхайрава, изображены в мундамале. [ 13 ] Другие свирепые формы Шивы, носящего мундамалы, включают Вирабхадру , Гаджасурасамхару («Убийцу слоновьего демона») и восьмирукого Агхорамурти . [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Символизм
[ редактировать ]Пятьдесят или пятьдесят две головы или черепа в мундамале описываются как символы букв санскритского алфавита в иконографии Кали, таким образом обозначая носителя Кали как шабда Брахмана , Высшую Реальность, познаваемую как Звук, и первичный звук священного слога Ом . [ 17 ] Другая интерпретация связывает мундамалу, символизирующую головы врагов и демонов, убитых богиней-носителем в битве. [ 4 ] Говорят, что мундамала в контексте иконографии Чхиннамасты означает ее победу над временем и страхом смерти. [ 18 ]
В иконографии Шивы мундамала представляет собой непрерывные циклы созидания и разрушения человеческого существования. [ 10 ]
Буддийская иконография
[ редактировать ]
В тибетском искусстве различные гневные божества , в том числе дхармапалы , носят мундамалу, корону из пяти черепов и шкуры людей или животных. [ 19 ] Проявления Акшобхьи обычно устрашают и изображаются в мундамале, а также в черепах и змеях. К ним относятся Ачала , Херука , Чакрасамвара и Ямантака . [ 20 ] Махакала , унаследованный от индуистского Шивы, также носит мундамалу. [ 21 ] Хеваджра и его потрясающие эманации также поклоняются мундамале. [ 22 ]
Гневные буддийские богини, такие как Маричи , Ваджраварахи , Гухешвари и дакини, изображены носящими мундамалу. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]
Кумари , девушка , которой в Непале поклоняются как богине, буддисты отождествляют ее с Ваджраварахи. Она носит серебряную мундамалу, обозначающую ее личность как Ваджраварахи и ее свирепый характер. [ 26 ]
Как и в индуистской иконографии, мундамала символизирует санскритский алфавит и в буддийской иконографии. [ 27 ] В иконографии Чакрасамвары он символизирует «отказ от феноменальных явлений», а также его союз со своей супругой Ваджраварахи (когда он изображен с ним). [ 28 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кинсли с. 63
- ^ Кинсли, стр. 67–8.
- ^ Кинсли с. 98
- ^ Jump up to: а б Кинсли П. 153
- ^ Кинсли с. 167
- ^ Кинсли с. 180
- ^ Кинсли с. 246
- ^ Кинсли с. 171
- ^ Искусство; Пал, Пратападитья (1985). Искусство Непала: Каталог художественной коллекции Музея округа Лос-Анджелес . LACMA совместно с издательством Калифорнийского университета. стр. С32. ISBN 9780520054073 .
- ^ Jump up to: а б Даниэлу, Ален (1991). Мифы и боги Индии: классический труд об индуистском политеизме из серии Принстон-Боллинген . Внутренние традиции / Медведь и Ко. С. 218 . ISBN 9780892813544 .
- ^ Шторм с. 293
- ^ Панти, Сародж (1987). Иконография Шивы в картинах Пахари . Публикации Миттала. п. 61. ИСБН 9788170990161 .
- ^ Рао с. 177, 179
- ^ Рао с. 153
- ^ Рао с. 186
- ^ Рао с. 200-1
- ^ Кинсли, стр. 88–9.
- ^ Бенард с. 105
- ^ Хантингтон с. 491
- ^ Дональдсон, стр. 219–222, 230.
- ^ Дональдсон с. 230
- ^ Хантингтон с. 455
- ^ Дональдсон, стр. 304, 322.
- ^ Хантингтон с. 238
- ^ Хантингтон с. 272
- ^ Хантингтон с. 417
- ^ Хантингтон с. 242
- ^ Хантингтон, стр. 270, 272.
Ссылки
[ редактировать ]- Кинсли, Дэвид Р. (1997). Тантрические видения божественной женственности: Десять Махавидьев . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-20499-7 .
- Бенар, Элизабет Энн (2000). Чиннамаста: ужасающая буддийская и индуистская тантрическая богиня . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1748-7 .
- Шторм, Мэри (2013). Голова и сердце: доблесть и самопожертвование в искусстве Индии . Нью-Дели: Рутледж. ISBN 978-0-415-81246-7 .
- Рао, Т. А. Гопинатха (1916). Элементы индуистской иконографии . Том. 2: Часть I. Мадрас: Юридическая типография. OCLC 630452416 .
- Дональдсон, Томас Э. (1 января 2001 г.). Иконография буддийской скульптуры Ориссы: Текст . Публикации Абхинава. ISBN 9788170174066 .
- Хантингтон, Джон К.; Бангдел, Дина (1 января 2003 г.). Круг блаженства: буддийское медитативное искусство . Serindia Publications, Inc. ISBN 9781932476019 .