Храм Вимала
Храм Вимала | |
---|---|
![]() Группа храмов в южной части храмового комплекса Джаганнатха, включая храм Вимала (крайний справа). в. 1890. | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Пури |
Божество | Вимала (Бимала) |
Фестивали | Дурга Пуджа |
Руководящий орган | Администрация храма Шри Джаганнатхи, Пури |
Расположение | |
Расположение | Помещения храма Джаганнатхи |
Состояние | Одиша |
Страна | Индия |
Географические координаты | 19 ° 48'17 "с.ш. 85 ° 49'6" в.д. / 19,80472 ° с.ш. 85,81833 ° в.д. |
Архитектура | |
Тип | Архитектура Калинга ( Деула ) |
Завершенный | 9 век |
Веб-сайт | |
http://www.jagannath.nic.in/ |
Храм Вимала или Храм Бимала — индуистский храм, посвященный богине Вимале или Бимале (Бимала), расположенный на территории храмового комплекса Джаганнатха в Пури , Индия , Одиша . Его обычно считают Шакта-питхой , одним из самых священных храмов, посвященных индуистской богине.
Храм расположен в юго-западном углу внутреннего ограждения храмового комплекса Джаганнатхи и на западном углу башни Джаганнатхи, рядом со священным прудом Рохини-кунда . Храм обращен на восток и построен из песчаника и латерита . Он построен в стиле Деула и состоит из четырех компонентов; вимана (сооружение, содержащее святилище), джагамохана (зал собраний), ната- мандапа (праздничный зал) и бхога-мандапа (зал подношений). Храм был отремонтирован примерно в 2005 году и поддерживается Археологической службой Индии , Бхубанешвара Кругом .
поклонников, ориентированных на Богиню Несмотря на то, что храм Вимала является небольшой святыней в храмовом комплексе, он важен для шактистских и тантрических , которые почитают его даже больше, чем главный храм Джаганнатхи . Вимала считается тантрической супругой Джаганнатхи и хранителем храмового комплекса. Преданные выражают почтение Вимале перед поклонением Джаганнатхе в главном храме. Еда, предложенная Джаганнатхе, не становится освященной как Махапрасад до тех пор, пока она не будет предложена также Вимале. Ориентированный на Богиню фестиваль Дурга Пуджа в индуистском месяце Ашвин ( октябрь ) отмечается в Вимале в течение шестнадцати дней, кульминацией которого является Виджаядашами .
История
[ редактировать ]Центральная икона Вималы датируется шестым веком нашей эры. [ 1 ] Нынешнее сооружение, судя по его архитектуре, похоже, было построено в девятом веке при династии Восточная Ганга , возможно, на руинах более раннего храма. [ 1 ] [ 2 ] Его архитектура похожа на храм Нарасимхи возле Мукти-мандапы (храмового зала) в храмовом комплексе Джаганнатха, датируемый девятым веком. [ 1 ] В «Мадала Панджи» говорится, что храм был построен Яяти Кешари, правителем династии Сомаваши из Южной Косалы . Короли Яяти I (ок. 922–955) и Яяти II (ок. 1025–1040) известны под титулом Яяти Кешари . Скульптуры, особенно паршвадеваты (божества-помощники), а также фоновая плита центральной иконы отражают стиль Сомаваши и могут быть частью первоначального храма, на руинах которого был построен новый храм. Считается, что Вимала предшествовала даже центральному святилищу Джаганнатхи. [ 2 ]
Считается, что индуистский философ и святой Ади Шанкара (ок. 8 века) основал Говардхана-матх в Пури, а Вимала была его председательствующей богиней. По словам Старзы (автора «Храма Джаганнатхи в Пури »), храм Джаганнатхи -то был центром поклонения Тримурти Брахмы , когда Вишну и Шивы , а также их супруг и трёх центральных форм индуистской богини Сарасвати , Лакшми и Шивы. Парвати (в форме Вималы). [ 3 ] Секта Шри Видья , посвященная поклонению Богине, была сильна здесь до 17 века. Постепенно традиции Шри Видья и Шива-центричные Шайвы Вишну-центричный вайшнавизм были размыты, но их остатки продолжают существовать, а единственной традицией стал . Тантрическая Панчамакара , включающая рыбу, мясо, спиртные напитки, сушеное зерно и ритуальные половые сношения, была заменена вегетарианскими подношениями и танцем Девдаси . Рыбу ловили на месте и предлагали богине. [ 4 ] Царь Нарасимхадева, правивший между 1623 и 1647 годами, прекратил мясные и рыбные подношения богине. [ 3 ] хотя позже традиция была частично возрождена. Сегодня в особые дни богине предлагают мясо и рыбу. [ 1 ]
Архитектура
[ редактировать ]
Храм расположен в юго-западном углу внутреннего ограждения храмового комплекса Джаганнатхи и в правом западном углу башни Джаганнатхи, рядом со священным прудом Рохини-кунда . [ 1 ] [ 2 ] Храм обращен на восток и построен из песчаника и латерита . Он построен в стиле Деула и состоит из четырех компонентов, а именно: вимана (сооружение, содержащее святилище), джагамохана (зал собраний), ната- мандапа (праздничный зал) и бхога-мандапа (зал подношений). Храм поддерживается и был отремонтирован примерно в 2005 году Археологической службой Индии , Бхубанешвара . Кругом [ 2 ]
виманы
[ редактировать ]Вимана представляет собой Рекха деула (высокое здание в форме сахарной головы ) высотой 60 футов (18 м) и формой квадрата 15 футов (4,6 м). Он стоит на платформе высотой 2 фута (0,61 м), украшенной лотосами и другими цветочными узорами и завитками . Внешняя стена виманы разделена на 5 частей (от основания вверх): пабхага , таладжанга , бандхана , упара-джангха и баранда . Ниши и промежуточные ниши первой части стены богато украшены хахара мунди (тип ниши), завитками, цветочными узорами, лианами, занимающимися любовью парами и нагами (людьми-змеями). Ниши и промежуточные углубления второй части стены также украшены кхахара мунди , симхавидала (зверь с лицом льва), Гаджавидала (лев с лицом слона, топчущим льва), джаливорки , завитки, шикшаданы сцены ( мудрецы, обучающие учеников) и киртимукхи (лицо монстра) мотивы , а также фигурки восьми Дикпал (богов-хранителей направлений) и некоторых богинь. Третья часть наружной стены имеет два горизонтальных карниза, украшенных аласа-канья с (красивые человеческие девушки), завитки, цветочные мотивы и мотивы лотоса. Ниши и ниши четвертой части стены украшены пидха мунди (тип ниши), симхавидала , эротическими сценами, аласа-канья , завитками, джаливорками и цветочными узорами, а также фигурами супругов Дикпалас, Наги и их супруга Нагинис и различные богини. Дикпалы и их супруги изображены со своими скакунами и ориентированы в соответствующих направлениях. [ 2 ]
) с трех сторон размещены изображения паршвадеватов (божеств-помощников) В центральных нишах внешней стены ( бада : восьмирукой Дурги, убивающей Махишасуру, на юге; шестирукая богиня Чамунда, стоящая на Шиве на западе, и пустая ниша на севере, в которой, вероятно, находилась украденная фигура богини. Перемычка ниши сопутствующего божества украшена фигурками Гаджи Лакшми . Каркасы ниш украшены завитками и мотивами киртимукхи , каждую нишу сопровождают две служанки. Самая верхняя часть внешней стены имеет десять горизонтальных карнизов, украшенных завитками, киртимукхой, лотосами и цветочными мотивами. Внутри виманы находится гарбхагриха (святилище), увенчанное в стиле панчаратхи криволинейной вершиной храма . [ 2 ] Богиня Вимала обожествляется в святилище, внутренней камере шестого века, лишенной настенных украшений. [ 1 ] Центральная икона Вималы держит четки в правой верхней руке. Ее нижняя правая рука изображена в жесте дарования блага , а нижняя левая держит кувшин, который, как полагают, наполнен амритой (небесным эликсиром жизни). Атрибут в верхней левой руке вызывает серьезные споры. Описания включают человеческую фигурку, нагини, русалку, нага- пашу (змею-петлю) или какой-либо другой предмет. У нее нет оружия, которое обычно приписывают Дурге. Икона установлена на симхасане (львином троне), украшенном по бокам фигурами служанок богини Чхайи и Майи. Говорят, что изображение сделано из лакхи (разновидность воска) и имеет высоту чуть более 4 футов (1,2 м). [ 5 ] [ 1 ] [ 2 ]
Дверь святилища с лестницей ведет вниз в джагамохану. В центре перемычки находится фигурка Гаджи Лакшми, окруженная апсарами (небесными девушками). Над перемычкой вырезаны Наваграха . (божества классических планет) Дверные косяки украшены завитками, лианами, цветами и играющими мальчиками. два скульптора -привратника . Дверь окружают [ 2 ]
Джагамохана
[ редактировать ]Джагамохана или мукхасала представляет собой пидха деула (квадратное здание с крышей в форме пирамиды) высотой 35 футов (11 м) с квадратным основанием 25 футов (7,6 м). Он стоит на платформе высотой 2 фута (0,61 м), украшенной цветочным орнаментом и завитками. Внешняя стена разделена на 5 частей, как и в вимане. Ниши и промежуточные ниши первой части украшены нишами Хахара Мунди (с любовными парами и эротическими сценами), пилястрами Нага, завитками, джаливорками и цветочными мотивами. Таладжангха имеет те же мотивы , что и вторая часть стены виманы, за исключением богинь. Третья часть стены имеет три горизонтальных карниза. Четвертая часть стены также напоминает аналог в вимане, за исключением того, что в ней нет скульптур нагов и богинь. Самая верхняя часть стены имеет семь горизонтальных карнизов, центральная часть которых украшена танцующими женщинами, влюбленными парами, слонами, оленями, завитками и джаливорками. Гавакша и (декоративная арка) на северной и южной сторонах — это королевский двор Сцены шикшаданы с окном с балюстрадой с каждой стороны. Рамы окон украшены завитками, джаливорками, играющими мальчиками, цветочными узорами, лианами и танцующими женщинами. Сооружение увенчано пирамидальной шикхарой. Внутренние стены не имеют орнамента. Джагамохана имеет два дверных проема: один ведет в святилище (уже обсуждалось в разделе о виманах), а другой - в натамандапу, которая по стилю и оформлению похожа на первую. [ 2 ]
Натамандапа
[ редактировать ]Натамандапа представляет собой пидха деула высотой 22 фута (6,7 м) и имеет форму прямоугольника длиной 35 футов (11 м) и длиной 18 футов (5,5 м). Вероятно, это более позднее дополнение к первоначальному храму, состоявшему из вимана и джагамоханы. Он стоит на платформе высотой 3,5 фута (1,1 м). Пять частей внешней стены не украшены. Его увенчивает небольшая пирамидальная вершина. В натамандапе есть четыре дверных проема, по одному с каждой стороны стены. Внутренние стены натамандапы украшены традиционными одишанскими картинами в стиле Паттачитры , изображающими шестнадцать форм индуистской богини, включая Махавидьев . [ 2 ]
Бхагамандапа
[ редактировать ]Бхогамандапа представляет собой пидха деула высотой 20 футов (6,1 м) и формой квадрата 15 футов (4,6 м). Он стоит на платформе высотой 4 фута (1,2 м). Пять отделов внешних стен не украшены. Его увенчивает небольшая вершина. Восьмирукий танцующий Ганеша и 12рукий шестиголовый стоящий Картикея (оба сыновья Парвати и Шивы) занимают ниши на западной внутренней стене. Потолок украшен цветочными рисунками с изображением лотоса посередине, свисающим вниз. [ нужны разъяснения ] Бхогамандапа имеет четыре дверных проема, открывающихся с каждой стороны. Каждую дверь охраняют две женщины-привратницы. Лестница у восточного дверного проема служит главным входом в храм. [ 2 ]
У входа в храм за пределами бхогамандапы находится Гаджа-Симха богини высотой 4 фута (1,2 м), лев – вахана (ездовое животное или транспортное средство) – едущий на слоне, символизирующий победу добра над злом. Он покрыт плоской крышей. [ 1 ] [ 2 ]
Религиозное значение
[ редактировать ]
Храм Вимала считается одним из Шакта-питх , самых священных храмов индуистской богини, отождествляемой с Парвати или Дургой . Это считается ярким примером важности традиции Шакти в Одише. [ 6 ] На каждой Шакта-питхе принято поклоняться богу Шиве (супругу Парвати) в образе Бхайравы , мужского аналога или хранителя главенствующей богини Шакта-питхи. [ 7 ]
В поклонении, ориентированном на Богиню, Вимала (Бимала) считается главенствующей богиней Пурушоттамы (Пури) Шакта питхи. [ 2 ] Джаганнатх , форма бога Вишну / Кришны (Кришну обычно считают аватаром Вишну), почитается как Бхайрава Питхи. Это отход от обычной традиции Бхайравы как формы Шивы. Итак, в этом храмовом комплексе Вишну – один из индуистской троицы – приравнивается к Шиве, другому из троицы; это интерпретируется как выражение единства Бога. В этом отношении Вимала, обычно ассоциируемая с супругой Шивы, также считается Лакшми , супругой Вишну. [ 1 ] И наоборот, тантрики считают Джаганнатха Шивой-Бхайравой, а не формой Вишну. [ 8 ]
В главном святилище храма Джаганнатха есть три божества: Джаганнатх, Балабхадра (старший брат Кришны, иногда отождествляемый с Шивой) и Субхадра (младшая сестра Кришны и Балабхадры). В традициях, ориентированных на Джаганнатха, в то время как Лакшми является ортодоксальной супругой Джаганнатха в храмовом комплексе, Вимала является тантрической (неортодоксальной) супругой и богиней-хранительницей храмового комплекса. [ 9 ] [ 2 ]
Вимала отождествляется с богинями Катьяини , Дургой, Бхайрави , Бхуванешвари и Эканамшей в различных текстах и ритуалах. Она считается шакти Вишну, а также Шивы во время кульминационного праздника Дурга Пуджа в храме. Она появляется как Махишасурамардини (Дурга как убийца демона Махишасуры ) или Виджаялакшми (воинская форма Лакшми) на стеле Конарк в Нью-Дели , каменной стеле 13-го века, родом из Храма Солнца в Конарке и теперь находящейся в Национальном музее в Нью-Дели . [ 10 ] [ 2 ]
В списках Шакта Питхи
[ редактировать ]
Согласно индуистской легенде, Сати , дочь Праджапати Дакши , вышла замуж за Шиву вопреки желанию Дакши. Дакша организовал великую яджну (жертвоприношение), но не пригласил Сати и Шиву. Без приглашения Сати достигла места ягьи, где Дакша проигнорировал Сати и очернил Шиву. Не выдержав этого оскорбления, Сати принесла себя в жертву огню. Дикий, убитый горем Шива бродил по вселенной со своим полуобгоревшим трупом. Наконец, Вишну расчленил ее тело на 51 часть, каждая из которых упала в разные места земли, создав каждая Шакта-питху. [ 7 ]
Список Шакта-питх различается в разных религиозных текстах. Многие упоминают Вималу или храмовый комплекс Джаганнатхи как Шакта-питху и называют это место разными именами. В «Калика-пуране» четыре питхи (центра тантризма упоминаются ), соответствующие четырем сторонам света. В Уддияне или Уддияне (теперь четко идентифицируемой как Одиша) на западе находится храм Катьяини (отождествляемой с Вималой) и ее супруга Джаганнатха. Хеваджара -тантра , имеющая аналогичный список, также упоминает Катьяини как Бхайрави и Джаганнатха как Бхайраву в Питхе Удры (Одра, отождествляемая с Одишей). [ 11 ] [ 12 ]
В разделе Питанирная или Махапитанирупана из Тантрачудамани упоминается Вираджа-кшетра в Уткале (современная Одиша) как Шакта-питха, с Вималой как главенствующей богиней (Деви), Джаганнатхом как Бхайравой и ее пупком как частью тела, упавшей сюда. Однако в одной из версий этого текста это место понижается с Питхи до Упа-Питхи (подчиненной Питхи). Здесь Уччхишта (то есть остатки или частично съеденная пища) Сати называется «падшей частью» ( анга-пратьанга ), а место храма называется Нилачал или «Голубая гора», что является традиционным названием. на месте храмового комплекса Джаганнатхи. [ 13 ] Нилачала или Нила Парвата упоминается как упа-питха также в Шива-чарите, а Вимала и Джаганнатх - как Деви и Бхайрава соответственно. [ 14 ]
В тантрическом труде «Кубджика Тантра» Вимала упоминается среди 42 сиддха-питх , где можно обрести сиддхи — набор сверхъестественных способностей. [ 15 ] Деви Бхагавата Пурана , Прана Тошини Тантра и Брихан Нила Тантра называют храм Вимала Питхой в своем списке из 108 храмов. [ 16 ] [ 17 ] Матсья Пурана упоминает Пурушоттаму Кшетру с богиней Вималой как Шакта-питху. Вамана Пурана отмечает его как священное место паломничества. Махапитха Нирупанам также упоминает Вималу и Джаганнатха как божества Питхи. В «Намасттотра Сата» , пураническом списке 100 богинь-матерей, упоминается Вимала Пурушоттамы. [ 17 ] В Деви Пуране он также упоминается как Питха, куда упали стопы Сати. [ 18 ] [ 1 ] [ 2 ]
Поклонение
[ редактировать ]Жители Одиши гордятся храмом Вимала. Они считают его самым важным храмом Богини и обязательным для посещения. Преданные ежедневно посещают храм и читают гимны из Деви Махатмьи , приписываемые мудрецу Маркандее , Дебьяпарадхакшьямапана стотрам Ади Шанкары и Вималастакам, сочиненные Пурушоттамом Ракшитом. [ 1 ] Преданным предписано выразить свое почтение богине Вимале перед поклонением Джаганнатхе в главном храме. [ 8 ] [ 19 ] Воды Рохини-кунды , тиртхи (священного бассейна) Вималы, также считаются священными. [ 19 ] Тантрики часто посещают храм, который считают более важным, чем центральное святилище Джаганнатхи. [ 2 ]
Ориентированный на Богиню фестиваль Дурга Пуджа в индуистском месяце Ашвин ( октябрь ) отмечается в течение шестнадцати дней, кульминацией которого является Виджаядашами . [ 8 ] поклоняется Вимале В Виджаядашами титульный царь Пури Гаджапати как богине Дурге , которая, как полагают, убила в этот день демона Махишасуру. Самым ранним свидетельством об этом является стела Конарк в Нью-Дели , в которой повествуется, что царь Нарасимхадева I (годы правления: 1238–1264) поклонялся Дурге-Мадхаве (Вимала-Джаганнатху) в десятый день Дурга Пуджи , то есть Виджаядашами. [ 20 ] Поскольку считается, что во время Дурга Пуджи богиня принимает разрушительный облик, женщин не допускают в храм, поскольку они считаются слишком «слабосердечными», чтобы стать свидетелями этой ужасной формы богини. [ 1 ]
Предложения еды
[ редактировать ]
Обычно богине Вимале не готовят никаких отдельных подношений. Описано, что богиня выживала за счет остатков ( Уччхишта ) еды Джаганнатхи. [ 1 ] Подношения вегетарианской пищи Джаганнатхе предлагаются Вимале, после чего они освящаются как Махапрасад (см. также прасад ). Махапрасад . состоит из сушеного риса, смешанного с тертым кокосом, сыром, творогом и маслом [ 19 ] [ 1 ] Шанкарачарья , , глава Говардхана-матха, получает горшок с махапрасадом и тарелку кичди которые предлагаются богине, главенствующей богине ( Адья-шакти ) как матха, так и храма. [ 20 ]
Легенда повествует историю традиции подношения Уччхишты , которая в противном случае является табу в индуизме. Однажды Шива, посетив обитель Вишну Вайкунтху , увидел, что несколько зерен еды ( Уччхишта ) упали на землю после того, как Вишну закончил трапезу. Шива быстро взял зерно и проглотил его. Без его ведома половина этого прилипала к его бороде. Вернувшись в свою обитель, мудрец Нарада увидел ползерна на бороде Шивы и съел его. Парвати, супруга Шивы, была расстроена тем, что Нарада съел ее законную долю прасада Вишну. В раздраженном настроении она пошла к Вишну и пожаловалась. Вишну успокоил ее, сказав, что в Кали-югу (нынешнюю эпоху согласно индуистским верованиям) она будет жить в Пури как Вимала и ежедневно есть остатки его еды. [ 1 ]
Единственный раз в году, когда для богини готовят отдельную еду, — это когда ей предлагают невегетарианские подношения. Во время Дурга Пуджи Вимале предлагают невегетарианскую еду и жертвоприношения животных, традиционно приносимые индуистской Богине-Матери. Считается, что во время праздника богиня принимает разрушительную форму, и мясо считается необходимым, чтобы умилостивить ее. В строгой секретности в предрассветные часы в храме приносят в жертву козла, а рыбу из священного храмового резервуара Марканды готовят и предлагают Вимале в соответствии с тантрическими ритуалами. Ритуалы должны быть завершены до того, как двери главного святилища вегетарианца Джаганнатхи откроются на рассвете и первое утреннее аарти будет предложено богу. Вайшнавам, преданным Джаганнатхе, не разрешается посещать храм. Лишь немногим из тех, кто становится свидетелем церемонии, в качестве прасада дают бимала-паруса (кухня Вималы). Жертвоприношение животных и невегетарианские подношения Вимале вызвали протесты. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Трипати, Шринибас (сентябрь 2009 г.). «Богиня Бимала в Пури» (PDF) . Обзор Одиши . Электронный журнал правительства Одиши: 66–69 . Проверено 4 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Махапатра, Ратнакар (сентябрь – октябрь 2005 г.). «Храм Вимала в храмовом комплексе Джаганнатхи, Пури» . Обзор Одиши . Электронный журнал правительства Одиши: 9–14 . Проверено 23 ноября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Старз 1993 , стр. 59.
- ^ О'Мэлли 2007 , с. 295.
- ^ Старза 1993 , стр. 137.
- ^ Лал 1992 , с. 4294.
- ^ Перейти обратно: а б Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2007). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. стр. 401–402. ISBN 978-0-8160-7564-5 . Проверено 14 ноября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «ХРАМ ДЖАГАННАТХИ» (PDF) . Официальный сайт храма Джаганнатхи . Администрация храма Шри Джаганнатхи, Пури. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 25 ноября 2012 г.
- ^ Старза 1993 , стр. 20.
- ^ Старза 1993 , стр. 134–7.
- ^ Сиркар 1998 , стр. 11–2.
- ^ Сингх Део 2001 , с. 17-8.
- ^ Сиркар 1998 , стр. 35–41.
- ^ Сингх Део 2001 , стр. 134.
- ^ Сиркар 1998 , с. 19.
- ^ Сиркар 1998 , стр. 25–7.
- ^ Перейти обратно: а б Сингх Део 2001 , стр. 133–4.
- ^ Сингх Део 2001 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б с Старз 1993 , стр. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Старз 1993 , стр. 121.
Библиография
[ редактировать ]- Лал, Мохан (1992). Энциклопедия индийской литературы: от Сасай до Зоргота . Сахитья Академия. ISBN 978-81-260-1221-3 .
- О'Мэлли, LSS (1 января 2007 г.). Справочник Бенгальского округа: Пури . Концептуальное издательство. ISBN 978-81-7268-138-8 .
- Сиркар, Динес Чандра (1998). Шакта Питхи . Мотилал Банарсидасс Publ. ISBN 978-81-208-0879-9 .
- Сингх Део, Джитамитра Прасад (2001). Тантрическое искусство Одиши . Публикации Калпаза. ISBN 978-81-7835-041-7 .
- Старза, ОМ (1993). Храм Джаганнатхи в Пури: его архитектура, искусство и культ . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-09673-8 .