История шактизма
Часть серии о |
Шактизм |
---|
![]() |
![]() |
Корни шактизма – индуистской конфессии , которая сосредотачивает поклонение Шакти или Деви , индуистской Божественной Матери – глубоко проникают в предысторию Индии. Считается, что самое раннее известное появление Деви в индийских палеолитических поселениях произошло более 8000 лет назад.
Шактизм в том виде, в котором он существует сегодня, зародился в литературе эпохи Шанкара, получил дальнейшее развитие в период формирования индуистских эпосов, достиг своего полного расцвета в кхмерский период (1000 г. н.э.) и после этого продолжал расширяться и развиваться. [ 1 ] Деви Махатмья , важный текст в шактизме, был написан примерно в десятом или одиннадцатом веке нашей эры. [ 2 ] Здесь впервые «различные мифические, культовые и теологические элементы, относящиеся к различным женским божествам, были собраны вместе в так называемой «кристаллизации традиции Богини»». [ 3 ] Другие важные тексты включают Лалиту Сахасранаму , [ 4 ] Деви Гита , [ 5 ] Ади Саундарьялахари Шанкары [ 6 ] и Тантры . [ 7 ]
Недавние события, связанные с шактизмом, включают появление символизма Бхарат Мата («Мать Индия»), растущую видимость индуистских женщин-святых и гуру, [ 8 ] и потрясающий рост «новой» богини Сантоши Мата после выхода индийского фильма «Джай Сантоши Маа» («Слава Матери Удовлетворения») в 1975 году. [ 9 ]
Раннее происхождение
[ редактировать ]На сегодняшний день самая ранняя фигурка Богини-Матери, раскопанная в Индии (недалеко от Праяграджа ), относится к верхнему палеолиту и датируется примерно 20 000–23 000 годами до нашей эры. К этому же периоду относятся и несколько коллекций разноцветных камней, отмеченных естественными треугольниками. Обнаруженные недалеко от Мирзапура в Уттар-Прадеше, они похожи на камни, которым местные племенные группы до сих пор поклоняются как Деви. Более того, они «могут демонстрировать связь с более поздним тантрическим использованием янтр , в которых треугольники проявляют жизненно важный символизм, связанный с плодородием». [ 10 ]

Тысячи женских статуэток, датированные еще ок. 5500 г. до н. э. были обнаружены в Мехргархе , одном из самых важных памятников эпохи неолита в мировой археологии и предшественнике великой цивилизации долины Инда . [ 11 ] В Хараппе и Мохенджо-Даро , крупных городах цивилизации долины Инда, женские фигурки были обнаружены почти во всех домах, что указывает на наличие культов поклонения богине. [ 12 ] Большинство фигурок обнажены и имеют сложные прически. [ 13 ] У некоторых фигурок на голове есть украшения или рога, а некоторые находятся в позах, обнажающих гениталии. [ 14 ] Также было найдено несколько небольших круглых предметов с отверстиями посередине, возможно, изображающих йони . [ 15 ] Найденные предметы и изображения позволяют предположить, что культы богинь цивилизации долины Инда были связаны с плодородием. [ 13 ] [ 16 ] [ 17 ] На печати изображена мужская фигура, стоящая над сидящей женской фигурой с серпом. Вероятно, это предполагает связь между женской фигурой и посевами и, возможно, подразумевает ритуальное жертвоприношение, при котором кровь жертвы предлагалась богине для обеспечения продуктивности сельского хозяйства. [ 18 ]
Бхаттачарья связывает археологические открытия цивилизации долины Инда с современным шактизмом позднейшей индуистской религии. [ 19 ] Другие ученые, такие как Дэвид Кинсли и Линн Фулстон, признают некоторое сходство между культом богини в цивилизации долины Инда и шактизмом, но считают, что не существует убедительных доказательств, доказывающих связь между ними. [ 20 ]
По словам Бхаттачарьи:
Более поздние населенные пункты долины Инда — Хараппа и Мохенджо-Даро (ок. 3300–1600 гг. до н. э.) «приютили смешанное население, большая часть которого прибыла из соседних деревень в поисках счастья в великие города. Они также привезли с собой свои собственные культы и ритуалы, Женский Принцип земледельческих общин, который лег в основу религии Хараппы [т.е. долины Инда]. Некоторые из культов и ритуалов более простых народов были переняты высшими, но, вероятно, не в оригинале. , бесхитростная форма. Им был придан аристократический окрас, [который отражал более] возвышенное положение их поклонников в обществе». [ 21 ]
По мере того как эти философии и ритуалы развивались в северных частях субконтинента, дополнительные слои традиций, ориентированных на Богиню, распространялись за пределы сложных дравидийских цивилизаций юга. «Культ Женского начала был основным аспектом дравидийской религии», — отмечает Бхаттачарья. «Концепция Шакти была неотъемлемой частью их религии, и их женские божества в конечном итоге стали отождествляться с Пураническими Парвати , Дургой или Кали . [...] Культ Сапта Матрики , или Семи Божественных Матерей, который является неотъемлемая часть религии шактов, может [также] иметь дравидийское вдохновение». [ 22 ]
Философское развитие
[ редактировать ]Шактизм, каким мы его знаем, зародился с литературы Ведического века ; получили дальнейшее развитие в период формирования индуистского эпоса; достиг своего полного расцвета в эпоху Гуптов (300-700 гг. н.э.) и после этого продолжал расширяться и развиваться. [ 1 ]
Веды
[ редактировать ]По мере того как цивилизация долины Инда медленно приходила в упадок и рассеивалась, ее народы смешивались с другими группами, что в конечном итоге дало начало Ведической цивилизации (ок. 1500–600 гг. До н.э.). Женское божество продолжало занимать место в верованиях и поклонении, но, как правило, в более второстепенной роли, а богини служили в основном супругами великих богов.
Самым важным из женских божеств, упомянутых в Ведах, является Ушас . Ряд гимнов в Ведах посвящен исключительно ей. Три божественные матери, упомянутые в Ригведе, от которых произошли ведические боги, — это Адити , Притхви и Сарасвати . Притхви продолжала существовать в более позднем индуизме как Бхудеви (богиня земли). [ 23 ] По словам Бхаттачарьи, «можно сказать, что Адити была самой древней матерью богов, чьи черты [уже стали] неясными даже в ведическую эпоху. [...] Хараппская [Богиня-Мать], вероятно, была отражена в [ считали богиней древности ведическая] концепция Адити, которую даже в самой Ригведе ». [ 24 ] Действительно, ведические описания Адити ярко отражены в бесчисленных так называемых идолах Ладжа Гаури (изображающих безликую богиню с головой лотоса в позе родов), которым поклонялись по всей Индии на протяжении тысячелетий: [ 25 ]
В первую эпоху богов существование родилось из несуществования. Четверти неба родились от нее, присевшей с раздвинутыми ногами. Земля родилась от той, которая присела с раскинутыми ногами, а из земли родились четверти неба. [ 26 ]
Исторически повторяющаяся тема всеобъемлющей, пансексуальной природы Дэви впервые явно возникает в таких заявлениях, как: «Адити — это небо, Адити — воздух, Адити — все боги. [...] Адити — это Мать, Отец и Сын — это то, что родится». [ 27 ]
Также примечательно появление в знаменитом Ригведическом гимне Деви Сукта двух наиболее широко известных и любимых богинь индуизма: Вак , отождествляемой с современной Сарасвати ; и Шри , ныне более известный как Лакшми . В гимне, который до сих пор ежедневно читают тысячи индусов, Богиня недвусмысленно заявляет:
Я Суверенная Королева; сокровищница всех сокровищ; главный из всех объектов поклонения; чье всепроникающее Я проявляет всех богов и богинь; чье место рождения находится посреди причинных вод; Кто, выдыхая дыхание, рождает все сотворенные миры и, тем не менее, простирается за их пределы, настолько я огромен в своем величии. [ 28 ]
Упанишады
[ редактировать ]Великая Кена Упанишада (ок. 750–500 гг. до н. э.) рассказывает раннюю историю, в которой Дэви выступает как шакти , или сущностная сила Верховного Брахмана. Все начинается с того, что ведическая троица Агни , Вайю и Индры хвастается и позирует в восторге от недавней победы над ордой демонов – пока они внезапно не оказываются лишенными божественной силы в присутствии таинственного якши , или лесного духа. Когда Индра пытается приблизиться и расспросить якшу , она исчезает, ее заменяет Деви в форме «чрезвычайно украшенной» якшини :
Это была Ума , дочь Химавата . Индра спросил ее: «Кто был этот якша?» Она ответила: «Это Брахман ». Только благодаря победе Брахмана ты стал великим». После этого Индра и дэвы осознали Истину [...], познав Брахмана посредством такого непосредственного опыта. [ 29 ]
Примечательно, что Бхаттачарья отмечает, что «исследование дошедших до нас изображений якши и якшини [этого периода] показывает, что более поздние изображения богов и богинь были сформированы по их образцу». [ 30 ]
Канонические Шакта Упанишады появились гораздо позже, большинство из них датируются 13-18 веками и обычно касаются сектантских вопросов поклонения Шривидье . Хотя их архаичное использование на санскрите «имеет тенденцию создавать впечатление, что [они] принадлежат к седому прошлому, ни один из стихов, отлитых по ведической форме, не может быть прослежен до ведического источника». [ 31 ]
Эпический период
[ редактировать ]не упоминается «ни одна богиня с чисто шактистским характером» Хотя в великом вайшнавском эпосе «Рамаяна » (ок. 200 г. до н. э. – 200 г. н. э.) , Махабхарата (ок. 400 г. до н. э. – 400 г. н. э.) полна упоминаний, подтверждающих продолжающуюся жизнеспособность Шакты. поклонение. [ 32 ]
Деви также упоминается в Девьятхарва сукте, Трипоропанишаде, и в Ведах есть много стихов, посвященных различным формам богини. Главная богиня пантеона считалась Дургой, центральной богиней. Таким образом, «Великий эпос Махабхарата» относится к богине, живущей в Виндхьях , богине, которая любит вино и мясо ( сидхумамсапашуприя ) и которой поклоняются охотничьи народы». кастовая система [также принесла с собой] религиозный рефлекс, имеющий большое историческое значение». [ 33 ]
эпоса. Однако это есть в Дурга Стотрах [ 34 ] что «Дэви впервые раскрывается в своем истинном характере, [состоящем] из многочисленных местных богинь, объединенных в один [...] всемогущий Женский Принцип». [ 35 ] Тем временем великий тамильский эпос Силаппатикарам [ 36 ] (около 100 г. н.э.) был одним из нескольких литературных шедевров, наглядно указывающих на «распространенность культа Женского начала в Южной Индии» в этот период – и, еще раз, на «идею о том, что Лакшми, Сарасвати, Парвати и т. д. представляют разные аспекты одной и той же силы». [ 37 ]
Пураны
[ редактировать ]В совокупности с эпосами обширная совокупность религиозных и культурных сборников, известных как Пураны (большинство из которых были составлены в период Гуптов , ок. 300–600 гг. н.э.), «даёт нам возможность лучше понять все аспекты и фазы индуизма – его мифология, ее поклонение, ее теизм и пантеизм, ее любовь к Богу, ее философия и суеверия, ее праздники, церемонии и этика – чем любые другие произведения». [ 38 ]
Некоторые из наиболее важных Пуран, ориентированных на Шакту, включают « Деви-пурану» и «Калика-пурану» , в которых Деви описывается как «супраментальная Пракрити », которой мир обязан своим происхождением, «в то время как она ничему не обязана своим происхождением». [ 39 ] Однако наиболее важными Пуранами с точки зрения шактистов являются « Маркандея-пурана» , «Брахманда-пурана» и « Деви-Бхагавата-пурана» , из которых взяты ключевые шактистские писания.
Деви Махатмья
[ редактировать ]Безусловно, самым важным текстом шактизма является « Деви Махатмья» (также известная как Дурга Сапташати , Чанди или «Путь Чанди» ), найденная в « Маркандея Пуране» . Составленный около 1600 лет назад текст «сплел воедино разнообразные нити уже древней памяти и создал ослепительный словесный гобелен, который даже сегодня остается центральным текстом об индуистской богине». [ 40 ] Здесь впервые «различные мифические, культовые и теологические элементы, относящиеся к различным женским божествам, были собраны вместе в так называемой «кристаллизации традиции Богини»». [ 3 ]
Как самое раннее индуистское писание, «в котором объект поклонения концептуализируется как Богиня с большой буквы», [ 41 ] Деви Махатмья также знаменует собой рождение «независимого шактизма»; т.е. культ Женского Принципа как отдельной философской и конфессиональной сущности.
Влияние культа Женского Принципа [уже] поместило богинь рядом с богами всех систем в качестве их супруг и символов их энергии или шакти . Но все народные эмоции, сосредоточенные вокруг Женского начала, не иссякли. Поэтому возникла необходимость в новой системе, в которой полностью доминировали бы женщины, как системе, в которой даже великие боги, такие как Вишну или Шива, оставались бы подчиненными богине. Эта новая система, содержащая пережитки седой древности, разновидности сельских и племенных культов и ритуалов и подкрепленная новомодными идеями разных эпох, стала известна как шактизм. [ 42 ]
Лалита Сахасранама
[ редактировать ]В индуистском жанре Сахасранамы (буквально «тысячеименных» гимнов, восхваляющих имена, деяния и ассоциации данного божества) « Шри Лалита Сахасранама Стотра » , или «Гимн тысяче имен благоприятной богини Лалиты» находится . «настоящая классика, широко известная своей ясностью, ясностью и поэтическим совершенством». [ 43 ]
« Лалита-сахасранама» является частью « Брахманда-пураны» , но ее конкретное происхождение и авторство утеряны для истории. На основании текстовых данных считается, что он был составлен в Южной Индии не ранее 9-го или позднее 11-го века нашей эры. Текст тесно связан с другим разделом « Брахманда-пураны» , озаглавленным «Лалитопахьяна » ( «Великое повествование о Лалите» ), в котором восхваляется деяния Богини в ее форме Лалиты-Трипурасундари , в частности ее убийство демона Бхандасуры . [ 4 ]
Текст действует на нескольких уровнях и содержит ссылки не только на физические качества и подвиги Дэви, но также и закодированное руководство по философии и эзотерическим практикам кундалини-йоги и Шривидья- шактизма. Кроме того, , что каждое имя и группа имен в Сахасранаме считается имеют высокую мантрическую ценность независимо от их содержания и часто предписываются в садханах или прайогах для достижения определенных целей. [ 44 ]
Деви Гита
[ редактировать ]Поздняя пураническая эпоха стала свидетелем зарождения бхакти – «новых религиозных движений персоналистического, теистического религиозности», которые достигли полного расцвета между 1200 и 1700 годами нашей эры и до сих пор во многом определяют основное направление индуистской религиозной практики. « Деви Гита» является важной вехой, поскольку это первая крупная шактистская «теистическая работа, [будущая] пропитана бхакти ». [ 45 ]
« Деви Гита» — заключительная и самая известная часть обширного писания XI века, известного как « Деви Бхагавата Пурана» , текст, посвященный исключительно Деви «в ее высочайшем иконическом образе, как верховной Матери Мира Бхуванешвари , за пределами рождения, за пределами брака, за пределами любого возможного подчинения Шиве». Действительно, «наиболее значительный вклад Пураны в теологическую традицию шактистов - это идеал Богини, одновременно одинокой и милосердной». [ 46 ]
« Деви-Бхагавата-пурана» пересказывает истории о Деви Махатмье гораздо более подробно и подробно, украшая их шактистскими философскими размышлениями, а также перерабатывая многие классические рассказы других школ индуизма (особенно вайшнавизма) в отчетливо шактистском свете:
Деви -Бхагавата была призвана не только показать превосходство Богини над различными мужскими божествами, но также прояснить и развить ее природу на ее собственных условиях. [...] Богиня в Деви-Бхагавате становится не столько богиней-воином, сколько воспитательницей и утешительницей своих преданных, а также учителем мудрости. Это развитие характера Богини достигает кульминации в Деви Гите , которая «неоднократно подчеркивает необходимость любви к богине, без упоминания пола, как основного качества», точка зрения, «вдохновленная религиозными идеалами шактизма. [ 47 ]
Санкхья и Веданта
[ редактировать ]Когда первое тысячелетие подошло к концу, «религиозные движения Юга начали оказывать огромное влияние на Север» – и вклад Юга в возникновение шактизма был значительным:
Корраваи , тамильская богиня войны и победы, легко отождествлялась с Дургой , [которую] также отождествляли с Бхагавати Кералы и вечной девой, почитаемой в Каньякумари . Ее призывали в той или иной из ее девяти форм, Навадурги , или как Бхадракали . Тамильская традиция также связывает ее с Сарасвати или Ваком , а также со Шри и Лакшми . Таким образом, в Дурге преданный визуализировал тройственные аспекты силы, благодеяния и мудрости. Кроме того, во многих южных храмах были святыни Сапта Матрики , и «с самых ранних периодов на Юге существовала богатая традиция культа деревенских матерей, связанная с фактами повседневной жизни. [ 48 ]
Дуалистическая метафизика тантрических традиций указывает на влияние санкхьи на Тантру. [ 49 ] Дасгупта предполагает, что тантрический образ дикой Кали, стоящей на спящем Шиве, был вдохновлен санкхийской концепцией Пракрити как динамического агента и Пуруши как пассивного свидетеля. [ 50 ] Философия шактизма также разработала теорию санкхьи о фазах космической эволюции ( таттвах ), расширив число фаз с 25 до 36 таттв . «Следует отметить, что эта схема таттв позволяет философии шактов решить загадку... относительно того, как неизменный Брахман становится изменяющейся вселенной и как Единое может стать Многим. В шактистской космогонии центральной идеей является что Шакти исходит из Абсолюта и не отличается от Брахмана , будучи [скорее] кинетическим аспектом Брахмана». [ 51 ]
Тантры
[ редактировать ]
В большинстве школ шактизма Тантры – большой жанр ритуальных руководств, датируемых еще с 7-го века нашей эры и уже с 19-го века – являются центральными писаниями. Тантры «разработали две основные марги (пути садханы ) для достижения одной и той же цели»: [ 52 ]
- передачи вамачары Линии обычно отдают предпочтение внешнему поклонению ( пуджа , мурти и т. д.) и разрешают использование панчамакары ( букв. «пять субстанций», относящихся к определенным спорным формам поклонения) на различных уровнях при контролируемых обстоятельствах; и
- Линии передачи Дакшиначары обычно предпочитают внутреннее поклонение (медитативные техники и т. д.) и по существу не одобряют панчамакару ни при каких обстоятельствах.
Правильный путь обычно определяется гуру на основе личной природы данного преданного – т. е. как тамасического пашу (т. е. обычного человека, не особенно склонного к духовным поискам и в основном озабоченного мирскими делами); раджасическая ) вира (активный и энергичный духовный искатель, способный «героически» заниматься более интенсивными формами садханы ; или саттвичный дивья (святой человек, уже достигший чрезвычайно высокого уровня духовной зрелости) – и различные другие факторы.
Около 800 г. н.э. Ади Шанкара , легендарный мудрец и наставник системы Адвайта-Веданта , безоговорочно признал философию шактизма и тантрическую литургию частью основного направления индуизма в своем мощном (и до сих пор чрезвычайно популярном) гимне, известном как Саундарьалахари или «Волны красоты». Шанкара, хотя «не был шактом в сектантском смысле, [...] питал слабость к религии шактов, возможно, из-за ее популярности среди масс». [ 6 ] Другой важный шактистский текст, который часто приписывают Шанкаре, - это Махишасура Мардини Стотра , гимн из 21 стиха, заимствованный из Деви Махатмьи , который представляет собой «одно из величайших произведений, когда-либо обращенных к высшей женской силе». [ 53 ]
К тринадцатому веку «Тантры ассимилировали очень большое количество культов различного происхождения – региональных, племенных и сектантских – [и] приняли полностью шактистский характер». Начиная с четырнадцатого века, «шакто-тантрические культы [...] стали вплетены в структуру всех религиозных практик, существующих в Индии», их дух и суть пропитывали региональный и сектантский народный язык, а также санскритскую литературу. [ 7 ]
Подъем популярного шактизма
[ редактировать ]В XVIII и XIX веках «было написано большое количество шакто-тантрических произведений», которые «попытались сделать тантрические идеи популярными среди масс». Яркие примеры включают Маханирвана-тантру , характеризующуюся «особым модернизмом» и «либеральным взглядом, особенно по отношению к женщинам». Работы плодовитого и эрудированного Бхаскарарайи , самого «выдающегося автора философии шактизма», также относятся к этому периоду и остаются центральными в практике Шривидья даже сегодня. [ 54 ]
Великий тамильский композитор Мутхусвами Дикшитар (1775–1835), адепт Шривидья, положил одну из центральных тайн этой традиции – величественную Нававарана Пуджу – на музыку в цикле классических песен Каранатика, известном как Камаламба Нававарна Критис . «Таким образом, Дикшитар [распахнул] двери [Шривидьи] всем тем, кто стремится приблизиться к Божественной Матери посредством религиозной музыки». [ 55 ] Тем временем еще большая волна популярного шактизма охватила Восточную Индию благодаря страстной лирике Шакта- бхакти двух говоривших на бенгальском языке придворных поэтов, — Бхарачандра Рэя (1712–1760) и Рампрасада Сена (1718/20–1781), которые «открыли не только открыл новый горизонт культа Шакти, но и сделал его приемлемым для всех, независимо от касты или вероисповедания». После Рампрасада в Бенгалии появилось более 80 поэтов-шактистов, [и] к 1900 году число шактистских текстов превысило 4000. И традиция до сих пор жива». [ 56 ] [ 57 ]
С этого момента «шактизм развивался как либеральная, универсальная религия», которая затрагивала почти все аспекты индийской жизни. Эволюция «достигла завершенности» у великого шактистского святого Шри Рамакришны Парамахамсы (1836–1886), «который на основе своего шактистского опыта утверждал, что цель всех религий одна и та же, и что разница между личным и безличным богом невелика. больше, чем между льдом и водой». [ 58 ] [ 57 ]
Другим крупным защитником шактизма в этот период был сэр Джон Вудрофф (1865–1936), судья Высокого суда Британской Индии и «отец современных тантрических исследований», чье обширное творчество «изо всех сил пытается защитить Тантры от их многочисленных критиков». и доказать, что они представляют собой благородную, чистую, этическую систему, в основном согласную с Ведами и Ведантой». Полное собрание его сочинений до сих пор издается и остается влиятельным по сей день. [ 59 ]
Главный ученик Рамакришны Свами Вивекананда (1863–1902) «унаследовал от Рамакришны ориентированное на Шакту, синтетическое мировоззрение, которое настаивало на культе Шакти в программе национального возрождения» и фактически «рассматривал страну как живой образ Божественного Мать» – образ, который находил отклик на протяжении всей борьбы Индии за независимость.
Другой великий индийский националист, Шри Ауробиндо (1872–1950), позже переосмыслил «доктрину Шакти в новом свете», опираясь на «тантрическую концепцию трансформации смертного и материального тела в [нечто] чистое и божественное» и ставя перед собой цель «полного и безоговорочного подчинения воле Матери». [ 60 ]
Современные разработки
[ редактировать ]В некоторых отношениях, отмечает Бхаттачарья, шактизм настолько проник в господствующее течение индуизма, что «перестал быть сектантской религией» и «не представляет труда для любого принять его суть». [ 61 ]
Храмы и места паломничества, ориентированные на шактистов, привлекают все больше людей и признание. Например, в 2004 году монументальный храм Минакши Амман вошел в шорт-лист конкурса « Новые семь чудес света ». [ 62 ] Между тем, храм Вайшно Деви в Джамму и Кашмире привлекает рекордное количество паломников – пять миллионов в 2007 году по состоянию на сентябрь. [ 63 ]
Индийская киноиндустрия выпускает множество фильмов о шактизме, среди которых, пожалуй, нет более известного, чем «Джай Сантоши Маа» 1975 года («Слава Матери удовлетворения»), малобюджетный кассовый феномен, который продвинул вперед неизвестное ранее божество Сантоши Мата . до головокружительных высот религиозного рвения. 36-серийный телевизионный мини-сериал 2003 года и успешный ремейк оригинального фильма в 2006 году позволяют предположить, что число последователей этой «новой» богини продолжает расширяться. [ 64 ]
Когда ее фильм оживил ее, Сантоши Ма быстро стала одной из самых важных и широко почитаемых богинь в Индии, заняв свое место в форме плакатов в алтарных комнатах миллионов индуистских домов. [...] И все же трудно представить, что Сантоши Ма могла бы доставить такое мгновенное удовлетворение стольким людям, если бы она не была частью более крупной и уже хорошо интегрированной культуры Богини. Ее новые поклонники могли сразу распознать многие из ее характерных настроений и качеств и глубоко их почувствовать, поскольку она разделяла их с другими богинями, давно им знакомыми. [ 9 ]
Некоторые учёные также отмечают влияние шактизма в растущей заметности индуистских святых женщин и гуру «через веб-сайты, кругосветные туры, ашрамы и религиозные группы по всему миру, религиозные публикации и видео». [ 8 ] Хотя некоторые из этих учителей представляют консервативные и патриархальные линии господствующего индуизма, Печилис отмечает, что другие – например, Мата Амританандамайи и Мать Мира – действуют в сильно «женском режиме», который явно носит бхактический и шактистский характер. [ 65 ] Она замечает:
В индуистской традиции и их последователях женщины-гуру воспринимаются как проявления Богини; то есть как совершенные воплощения Шакти . [...] Природа, присутствие и учение индуистских женщин-гуру универсальны. Как гуру, они отчетливо сочетают формальность и авторитет классической традиции со спонтанностью интерактивного взаимодействия, гармонизируя личный опыт и высшее. [ 66 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бхаттачарья 1996 .
- ^ Гринберг, Юдит Корнберг (2008), Энциклопедия любви в мировых религиях , ABC-CLIO, с. 255, ISBN 978-1-85109-980-1
- ^ Jump up to: а б Браун 1991 , с. ix .
- ^ Jump up to: а б Дикшитар 1999 , гл. 1–2.
- ^ Браун 1998 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: а б Бхаттачарья 1996 , с. 124
- ^ Jump up to: а б Бхаттачарья 1996 , с. 154.
- ^ Jump up to: а б Печилис 2004 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Хоули в Hawley & Wulff 1996 , с. 4, «Богиня в Индии».
- ^ Джоши 2002 , с. 39.
- ^ Субрамуниясвами 1999 , с. 1211.
- ^ Фулстон 2002 , стр. 4–5.
- ^ Jump up to: а б Фаулер 1997 , с. 90.
- ^ Кинсли 1988 , с. 215.
- ^ Кинсли 1988 , стр. 215–216; Фулстон и Эбботт 2009 , с. 5.
- ^ Кинсли 1988 , с. 16.
- ^ Майти 1988 , с. 45.
- ^ Литтлтон 2005 , с. 732; Кинсли 1988 , с. 218.
- ^ Бхаттачарья 1996 , с. 16.
- ^ Фулстон 2002 , с. 4; Кинсли 1988 , с. 217.
- ^ Бхаттачарья 1977 , с. 148.
- ^ Бхаттачарья 1996 , стр. 25–26.
- ^ Фулстон 2002 , с. 6.
- ^ Бхаттачарья 1996 , стр. 37, 53.
- ^ Bolon 1992 , p. 7.
- ^ Ригведа , X.72.3-4, цитировано в Anonymous 1981 , стр. 38.
- ^ Ригведа , I.89.10, цитируется по Bhattacharyya 1996 , стр. 36.
- ^ Ригведа , Деви Сукта , Мандала X, Сукта 125. Цитируется в Кали 2003 , стр. 213–217.
- ^ Кена Упанишад , III.11-IV.3, цитируется по Sarma 2001 , стр. xxix–xxx.
- ^ Бхаттачарья 1996 , с. 68.
- ^ Кришна Уорриер 1999 , стр. ix–x.
- ^ Бхаттачарья 1996 , с. 77.
- ^ Бхаттачарья 1996 , стр. 73, 81.
- ^ Махабхарата , IV.6 и VI.23.
- ^ Бхаттачарья 1996 , с. 75.
- ^ Силаппадикарам , Песнь XXII, цитируется по Bhattacharyya 1996 , стр. 78
- ^ Бхаттачарья 1996 , стр. 78–79.
- ^ Винтерниц 1973 , Том. я, с. 529.
- ^ Бхаттачарья 1996 , с. 164.
- ^ Кали 2003 , с. XVIII.
- ^ Коберн 1991 , с. 16.
- ^ Бхаттачарья 1996 , с. 108.
- ^ Джоши 1998 , передний клапан .
- ^ Сурьянараяна Мурти 2000 , стр. 44 и след.
- ^ Браун 1998 , с. 17.
- ^ Браун 1998 , стр. 10, 320.
- ^ Браун 1998 , стр. 8, 21.
- ^ Бхаттачарья 1996 , с. 111.
- ^ Наводнение 2006 , с. 69.
- ^ Крипал 1998 , с. 148–149.
- ^ Дикшитар 1999 , с. 90.
- ^ Шанкарнараянан 2002a , с. 140.
- ^ Г.Г. Кальберматтен, «Легенда о Дагаде Триконе». Архивировано 19 октября 2007 г. в Wayback Machine . Хотя авторство Стотрама обычно приписывают Шанкаре, многие ученые оспаривают это утверждение. Для дальнейшего обсуждения Стотрамы Махишасура Мардини , а также транскрипции и перевода гимна см. «Махишасура Мардини», Shakti Sadhana.org. Архивировано 7 апреля 2010 г. на Wayback Machine . Альтернативный перевод можно найти на Celextel.org. Архивировано 20 октября 2007 г. на Wayback Machine.
- ^ Бхаттачарья 1996 , с. 187.
- ^ Шанкарнараянан 2002b , с. 103.
- ^ Бхаттачарья 1996 , стр. 191–92.
- ^ Jump up to: а б Макдермотт 2005 , с. 826.
- ^ Бхаттачарья 1996 , стр. 200–201.
- ^ Урбан 2003 , с. 135.
- ^ Bhattacharyya 1996 , стр. 202–203, цитируется Ауробиндо, Шри, «Жизнь Божественная» (Pondicherry, 1939).
- ^ Бхаттачарья 1996 , стр. 203–204.
- ^ «Популярный запрос: Храм Минакши в гонке за 7 чудесами», 20 декабря 2004 г., NDTV.com. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine , через New Seven Wonders .)
- ^ «Более 50 лакхов паломников посещают Мата Вайшно Деви», 30 сентября 2007 г., Zee News.com
- ^ Джай Сантоши Маа (2006)
- ^ Печилис 2004 , с. 6.
- ^ Печилис 2004 , стр. 9-10.
Ссылки
[ редактировать ]В этой статье отсутствуют номера ISBN для перечисленных книг . ( октябрь 2022 г. ) |
- Аноним (1981). Ригведа: Антология . Перевод Венди Донигер О'Флаэрти. Лондон: Классические книги Penguin.
- Бхаттачарья, Н.Н. (1977) [1970]. Индийская богиня-мать (2-е изд.). Нью-Дели: Книги Южной Азии.
- Бхаттачарья, Н.Н. (1996) [1974]. История религии шактов (2-е изд.). Нью-Дели: Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. ООО
- Болон, Кэрол Рэдклифф (1992). Формы богини Ладжа Гаури в индийском искусстве . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета.
- Браун, К. Маккензи (1991). Триумф Богини: канонические модели и теологические проблемы Деви-Бхагавата-пураны . Серия Suny по индуистским исследованиям. Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- Браун, К. Маккензи (1998). Деви Гита: Песня Богини: перевод, аннотации и комментарии . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- Коберн, Томас Б. (1991). Встреча с богиней: перевод Деви-Махатмьи и исследование ее интерпретации . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. [ ISBN отсутствует ]
- Дикшитар, ВРР (1999). Культ Лалиты . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1498-1 .
- Флуд, Гэвин (2006). Тантрическое тело: тайная традиция индуистской религии . ИБТаурис. ISBN 978-1-84511-011-6 .
- Фулстон, Линн (2002). У ног богини: божественная женственность в местной индуистской религии . Сассекс Академик Пресс. ISBN 978-1-902210-44-5 .
- Фулстон, Линн; Эбботт, Стюарт (2009). Индуистские богини: верования и обычаи . Сассекс Академик Пресс. ISBN 978-1-902210-43-8 .
- Фаулер, Джинин Д. (1997). Индуизм: верования и практики . Сассекс Академик Пресс. ISBN 978-1-898723-60-8 .
- Хоули, Джон Стрэттон; Вульф, Донна Мари, ред. (1996). Деви: Богини Индии . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. [ ISBN отсутствует ]
- Джоши, LM (1998). Лалита Сахасранама: Всестороннее исследование тысячи имен Лалиты Маха-трипурасундари . Нью-Дели: DK Printworld.
- Джоши, MC (2002). «Исторические и иконографические аспекты шактистского тантризма». В Харпере, Кэтрин (ред.). Корни Тантры . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. [ ISBN отсутствует ]
- Кали, Давадатта (2003). Во славу богини: Девимахатмья и ее значение . Бервик, Мэн: Николас-Хейс. [ ISBN отсутствует ]
- Кинсли, Дэвид (1988). Индуистские богини: представления о божественной женственности в индуистской религиозной традиции . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. [ ISBN отсутствует ]
- Крипал, Джеффри Дж. (1998). Ребенок Кали: Мистическое и эротическое в жизни и учении Рамакришны . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-45377-4 .
- Кришна Уорриер, AJ (1999) [1967]. Шакта Упанишады . Библиотека и исследовательский центр Адьяра, Библиотечная серия. Том. 89 (3-е изд.). Ченнаи: Васанта Пресс. [ ISBN отсутствует ]
- Литтлтон, К. Скотт (2005). Боги, богини и мифология . Маршалл Кавендиш. ISBN 978-0-7614-7565-1 .
- Майти, Прадьот Кумар (1988). Народные ритуалы Восточной Индии . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-235-2 .
- Макдермотт, Рэйчел Фелл (2005). «Бенгальские религии». В Линдси Джонс (ред.). Энциклопедия религии: набор из 15 томов . Том. 2 (2-е изд.). Детройт, Мичиган: Справочник MacMillan, США. стр. 824–832. ISBN 0-02-865735-7 .
- Печилис, Карен, изд. (2004). Изящный гуру: индуистские женщины-гуру в Индии и США . Издательство Оксфордского университета. [ ISBN отсутствует ]
- Сарма, SA (2001). Кена Упанишад: исследование с точки зрения шакты . Мумбаи: Бхаратия Видья Бхаван. [ ISBN отсутствует ]
- Шанкарнараянан, С. (2002a) [1972]. Десять великих космических сил: Даса Махавидья (4-е изд.). Ченнаи: Книги Саматы. [ ISBN отсутствует ]
- Шанкарнараянан, С. (2002b) [1971]. Шри Чакра (4-е изд.). Ченнаи: Книги Саматы. [ ISBN отсутствует ]
- Субрамуниясвами, Сатгуру Шивая (1999). Слияние с Шивой: современная метафизика индуизма . Гавайи: Гималайская академия. [ ISBN отсутствует ]
- Сурьянараяна Мурти, К. (2000) [1962]. Шри Лалита Сахасранама с введением и комментариями . Мумбаи: Бхаратия Видья Бхаван. [ ISBN отсутствует ]
- Урбан, Хью Б. (2003). Тантра: секс, секретность, политика и власть в изучении религии . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. [ ISBN отсутствует ]
- Винтерниц, М. (1973) [1927]. История индийской литературы . Нью-Дели.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) 2 т.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брукс, Дуглас Ренфрю (1990). Тайна трех городов: введение в индуистский шактистский тантризм . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Брукс, Дуглас Ренфрю (1992). Благоприятная мудрость: тексты и традиции шривидья-шакта-тантризма в Южной Индии . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- Демпси, Корин Г. (2006). Богиня живет в северной части штата Нью-Йорк: нарушая условности и обретая дом в индуистском храме в Северной Америке . Издательство Оксфордского университета.
- Эрндл, Кэтлин М. (1992). Победа Матери: индуистская богиня Северо-Западной Индии в мифах, ритуалах и символах . Издательство Оксфордского университета.
- Джонсен, Линда (1999). Живая Богиня: возвращение к традиции Матери Вселенной . Сент-Пол, Миннесота: Yes International Publishers.
- Кинсли, Дэвид (1997). Тантрические видения божественной женственности: Десять Махавидьев . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Паттанаик, Девдатт (2000). Деви, Богиня-Мать: Введение . Мумбаи: Vakils, Feffer and Simons Ltd.
- Уайт, Дэвид Гордон (2003). Поцелуй йогини: «тантрический секс» в контексте Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Вудрофф, Джон (1987) [1927]. Шакти и Шакта: очерки и адреса (9-е изд.). Мадрас: Ганеш и компания.