Таттва
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2021 г. ) |
|
Согласно различным индийским школам философским , таттвы ( санскрит : तत्त्व ) — это элементы или аспекты реальности , составляющие человеческий опыт. [ 1 ] В некоторых традициях они воспринимаются как аспект божества . Хотя количество таттв варьируется в зависимости от философской школы, считается, что вместе они составляют основу всего нашего опыта . Философия санкхьи использует систему 25 таттв , тогда как шиваизм признает 36 таттв . В буддизме эквивалентом является список дхамм, составляющих реальность, как в Нама-рупе .
Этимология
[ редактировать ]Таттва ( / ˈ t ʌ t v ə / ) — санскритское слово, означающее «этость», «принцип», «реальность» или «истина». [ 2 ]
индуизм
[ редактировать ]Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Санкхья
[ редактировать ]Философия санкхьи рассматривает Вселенную как состоящую из двух вечных реальностей: Пуруши и Пракрити . Таким образом, это сильно дуалистическая философия. Пуруша — это центр сознания , тогда как Пракрити — источник всего материального существования . Система двадцати пяти таттв санкхьи касается только осязаемого аспекта творения, предполагая, что Пракрити является источником мира становления. Это первая таттва , и она рассматривается как чистая потенциальность, которая последовательно развивается в двадцать четыре дополнительных таттвы или принципа. [ нужна ссылка ]
Шиваизм
[ редактировать ]В шиваизме таттвы включают в себя как сознание, так и материальное существование. 36 таттв шиваизма разделены на три группы:
- Шуддха таттвы
- Первые пять таттв известны как шуддха или «чистые» таттвы . Они также известны как таттвы вселенского опыта. [ нужна ссылка ]
- Шуддха-ашудха таттвы
- Следующие семь таттв (6–12) известны как шуддха-ашудха или «чисто-нечистые» таттвы . Это таттвы ограниченного индивидуального опыта.
- Ашуддха таттвы
- Последние двадцать четыре таттвы (13–36) известны как ашуддха, или «нечистые» таттвы . Первая из них — пракрити , и она включает таттвы умственной деятельности, чувственного опыта и материальности.
Вайшнавизм
[ редактировать ]В пуранической литературе и общей вайшнавов философии таттва часто используется для обозначения определенных категорий или типов существ или энергий, таких как:
- Вишну-таттва
- Верховный Бог. Причинный фактор всего, включая другие Таттвы. [ нужна ссылка ]
- Кришна-таттва
- Любое воплощение или экспансия Шри Нараяны/Кришны . [ нужна ссылка ]
- Шакти-Таттва
- Многообразные энергии Шри Кришны. Оно включает в себя его внутреннюю энергию, йога-майю, и материальную пракрити . [ нужна ссылка ]
- Джива-таттва
- Живые души ( дживы ).
- Шива-таттва
- Шри Шива (за исключением Рудры (ов)) не считается дживой . [ нужна ссылка ]
- Mahat-tattva
- Совокупная материальная энергия ( пракрити ). [ 3 ]
Гаудия-вайшнавизм
[ редактировать ]В философии Гаудия-вайшнавов всего существует пять основных таттв, описываемых с точки зрения живых существ, которые вместе известны как Панча-таттва и описываются следующим образом:
«Духовно между этими пятью таттвами нет различий, ибо на трансцендентном уровне все абсолютно. Однако в духовном мире также существуют разновидности, и чтобы вкусить эти духовные разновидности, следует различать их». [ 4 ]
Тантра
[ редактировать ]
В индуистском тантризме существует пять таттв ( панчататтва ), которые создают глобальные энергетические циклы таттвических приливов, начиная с рассвета с Акаши и заканчивая Притхви : [ 5 ]
- Акаша (Духовная таттва) – символизируется черным яйцом.
- Вайю (Воздушная таттва) – символизируется синим кругом.
- Теджас (Огненная таттва) – символизируется красным треугольником.
- Апас (Водная таттва) – символизируется серебряным полумесяцем.
- Притхви (Таттва Земли) – символизируется желтым квадратом.
Каждый полный цикл длится два часа. [ 6 ] Эта система пяти таттв, каждая из которых может комбинироваться с другой, также была адаптирована Золотой Зарей (→ Видение Таттвы ).
Панчататтва в ганачакре и панчамакаре.
[ редактировать ]Артур Авалон (1918) [ 7 ] утверждает, что пять нектаров тантрических, индуистских и буддийских традиций напрямую связаны с махабхутой или пятью элементами и что панчамакара на самом деле является вульгарным термином для панчататтвы , и подтверждает, что он родственен Ганапудже:
Поклонение Панчататтве обычно происходит в чакре или круге, состоящем из мужчин и женщин, садхаков и садхика, Бхайравов и Бхайрави, сидящих в кругу, причем Шакти находится слева от садхаки. Поэтому это называется Чакрапуджа. Владыка чакры (Чакрешвара) председательствует, сидя со своей Шакти в центре. Во время чакры нет кастового различия, но пашу любой касты исключены. Существуют различные виды чакр, приносящие, как говорят, разные плоды для участника. Как среди тантрических садхаков мы встречаем высоких, низких и простых притворщиков, так и чакры различаются по своим характеристикам, скажем, от Таттва-чакры для Брахма-каул до Бхайрави-чакры (как описано в Маханирване, VII. 153). ), в котором вместо вина домовладелец подделывает молоко, сахар и мед (Мадхура-трайя), а вместо сексуального союза медитирует на Лотосные стопы Божественной Матери с мантрой для чакр, ритуалы которых не будут одобрены, такие как Кудачакра, Анандабхувана-йога и другие, упомянутые позже.
«Чакрапуджа» родственна Ганачакре или Ганачакрапудже.
Айявари
[ редактировать ]Таттвы — это 96 качеств или человеческого тела . согласно Акилаттиратту Амманаи , религиозной книге айявари свойств
Сиддха медицина
[ редактировать ]Система сиддхов традиционной медицины ( тамильский : சித்த மருத்துவம் , Citta maruttuvam ) древней Индии была заимствована тамильскими сиддхами или духовными учеными штата Наду. Тамил [ 8 ] Согласно этой традиции, человеческое тело состоит из 96 составляющих принципов или таттв. Фундаментальные принципы сиддхов никогда не отличали человека от Вселенной. По их мнению, «Природа — это человек, а человек — это природа, и поэтому оба они по сути едины. Говорят, что человек — это микрокосм, а Вселенная — это макрокосм, потому что то, что существует во Вселенной, существует в человеке». [ 9 ]
Джайнизм
[ редактировать ]Часть серии о |
Джайнизм |
---|
![]() |
Джайнскую философию можно описывать по-разному, но наиболее приемлемой традицией является ее описание с точки зрения таттв или основ. Не зная их, невозможно продвинуться к освобождению. Согласно основному джайнскому тексту , «Таттвартхсутра» это: [ 10 ]
- Джива – Души и живые существа
- Аджива – Неживые существа
- Ашрава – приток кармы.
- Бандха – рабство кармы.
- Самвара – прекращение притока кармы.
- Нирджара – избавление от кармы.
- Мокша – освобождение или спасение
Каждый из этих фундаментальных принципов подробно обсуждается и объясняется джайнскими учеными. [ 11 ] Есть два примера, которые можно использовать для интуитивного объяснения вышеуказанного принципа.
- Мужчина едет на деревянной лодке, чтобы добраться до другого берега реки. Теперь человек — это Джива , лодка — это аджива . Теперь лодка течет, и вода течет. Приток воды — это Ашрава , а накопление — Бандха . Теперь мужчина пытается спасти лодку, заткнув пробоину. Эта закупорка — Самвара , а выплеск воды наружу — Нирджара . Теперь мужчина пересекает реку и достигает пункта назначения — Мокши .
- Рассмотрим семью, живущую в доме. Однажды они наслаждались свежим прохладным ветерком, проникающим в открытые двери и окна дома. Однако погода внезапно изменилась и превратилась в ужасную пыльную бурю. Семья, поняв, что гроза, закрыла двери и окна. Но к тому времени, как они смогли закрыть все двери и окна, часть пыли уже успела попасть в дом. Закрыв двери и окна, они принялись убирать попавшую пыль, чтобы снова сделать дом чистым.
Этот простой сценарий можно интерпретировать следующим образом:
- Дживы представлены живыми людьми.
- Аджива представлен домом.
- Ашрава представлена притоком пыли.
- Бандха представлена скоплением пыли в доме.
- Самвара символизирует закрытие дверей и окон, чтобы остановить накопление пыли.
- Нирджара представляет собой уборку уже собранной пыли в доме.
- Мокша представлена очищенным домом, что аналогично сбрасыванию с души всех кармических частиц.
буддизм
[ редактировать ]В буддизме термин « дхамма/дхарма » используется для обозначения конституционных элементов. Ранняя буддийская философия использовала несколько списков, таких как намарупа и пять скандх , для анализа реальности. Традиция Абхидхаммы разработала эти списки, используя более 100 терминов для анализа реальности.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Покупка 2018 , с. 204-205.
- ^ «Таттва - истины» из BG 2.16. Архивировано 23 февраля 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «Махаттаттва, Махат-таттва: 5 определений» . Библиотека мудрости . 10 февраля 2021 г.
Махататтва (महत्तत्त्व) или просто Махат относится к изначальному принципу природы как прадханы, так и пуруши, согласно Саурапуране 10-го века: одна из различных упапуран, изображающих Шиваизм.—[...] Из обеспокоенной пракрити и пуруши проросло семя махата, которое имеет природу как прадханы, так и пуруши. Тогда махаттаттва покрывается прадханой и, будучи так покрыта, дифференцируется на саттвику, раджасу и тамаса-махата. Прадхана покрывает махат точно так же, как семя покрыто кожурой. Будучи таким образом покрытым, из тройного махата возникает тройная аханкара, называемая вайкарика, тайджаса и бхутади или тамаса.
- ^ Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила 7.5. Архивировано 28 февраля 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Рама Прасад: Тончайшие силы природы. Наука дыхания и философия таттв. 1889 г. / Издательство Кессинджер, 2010 г., ISBN 978-1162567242
- ^ Джон Майкл Грир: Новая оккультная энциклопедия , Llewellyn Publications, 2003 (стр. 470-471 [1] )
- ^ Источник: [2] (дата обращения: понедельник, 9 июля 2007 г.)
- ↑ Команда посещает Государственный медицинский колледж Сиддхов. Архивировано 5 ноября 2013 г. в Wayback Machine , The Hindu , суббота, 20 февраля 2010 г.
- ^ Сиддха - уникальная система доктора Р. Каннана.
- ^ Джайн 2011 , с. 3.
- ^ Мехта, TU Путь Архата - Религиозная демократия , Том 63, стр. 112, Фаридабад: Пуджья Соханалала Смарака Паршванатха Содхапитха, 1993.
Источники
[ редактировать ]- Джайн, Виджай К. (2011), «Таттвартсутра» Ачарьи Умасвами , Vikalp Printers, ISBN 978-81-903639-2-1 ,
Без авторских прав
- Осто, Дуглас (январь 2018 г.), «Без самости в санкхье: сравнительный взгляд на классический буддизм санкхьи и тхеравады» , Philosophy East and West , 68 (1): 201–222, doi : 10.1353/pew.2018.0010 , S2CID 171859396
- Прасад, Рам (1997). Тончайшие силы природы: наука о дыхании и философия таттв . Кессинджер. ISBN 1-56459-803-9
- Рамачарака Йог (1997). Наука о дыхании . Кессинджер. ISBN 1-56459-744-X
- Сингх, Джайдева (1979). Шива Сутры: Йога Высшей Личности . Дели: Мотилал Банарсидас.
- Авалон, Артур (сэр Джон Вудрофф) (1918). Шакти и Шакта . Полный текст доступен в Интернете: [3] (дата обращения: понедельник, 9 июля 2007 г.)