Таттва (шиваизм)
Часть серии о |
Шиваизм |
---|
![]() |
![]() |
Таттвы — в индийской философии это элементы или принципы реальности. [1] [2] Таттвы — это основные концепции для понимания природы Абсолюта, души и вселенной в философии санкхьи и шиваитов . Философия санкхьи насчитывает 25 таттв, а более поздние шиваитские философии увеличили это число до 36. [3]
Таттвы используются для объяснения структуры и происхождения Вселенной. Их обычно делят на три группы: шуддхи (чистые таттвы); шуддхашуддха (чистые-нечистые таттвы); и ашуддха (нечистые таттвы). Чистые таттвы описывают внутренние аспекты Абсолюта ; чистые-нечистые таттвы описывают душу и ее ограничения; в то время как нечистые таттвы включают вселенную и живые существа, которые способствуют существованию души. [4]
Обзор
[ редактировать ]Таттва ( / ˈ t ʌ t v ə / ) — санскритское слово, означающее «этость», «принцип», «реальность» или «истина». [5] Философия санкхьи насчитывает всего 25 таттв ; двадцать четыре атма-таттвы вместе с пурушей , который есть атман или душа. [6] Шиваитская философия развивает их, принимая двадцать четыре атма-таттвы в качестве ашуддха (нечистых) таттв и добавляя к ним шуддхашуддху (чистые нечистые) и шуддхи (чистые таттвы), перечисляя тридцать шесть различных таттв , причем пуруша является причисляется к шуддхашуддха-таттвам .
Согласно ранней шиваитской философии, Парамешвара или Парашива (также пишется как Парамашива, Парамшива, Пармшива) — это высшая реальность или Парабрахман , «единая форма, из которой возникает все». [7] Школа недуалистического монизма шиваизма, Кашмирский шиваизм , описывает таттвы как Парамшиву, проявляющегося в процессе нисхождения от Парамашивы к дживе через 36 таттв . [8] Яркая творческая энергия Парашивы, известная как Спанда, побуждает его проявить эти 36 таттв как лилу или божественную игру. [9] Некоторые учения рассматривают Парамешвару и Парашиву вместе с Парашакти как три отдельных аспекта Шивы .
Другая важная секта шиваизма, Шайва Сиддханта , школа, проявляющая как монистические , так и дуалистические качества, описывает таттвы с другой точки зрения. Пассивный Парамешвара активируется шуддха- майей или божественной милостью ( Шакти ) его. Таким образом, Вселенная ( Пракрити ) активируется ашудда-майей (физическим телом и всеми аспектами вселенной), другим аспектом божественной милости – Махамайей . Взаимодействие Чистой Майи и Нечистой Майи — это Чисто-нечистая Майя, где души ( Пашу ) достигают знания, которое приводит к существованию всей вселенной. [2]

Махамайя разделяется на три аспекта: шуддха-майя , шуддха-ашуддха-майя и ашуддха-майя и вызывает пять, семь и двадцать четыре таттвы соответственно. [10]
Пять чистых таттв
[ редактировать ]
Шуддха-таттвы , также известные как Шайва-таттвы , функционируют на абсолютном уровне, который ведет к Панчакритье (Пяти действиям) – Создание-Поддержание-Разрушение-Сокрытие-Милость Всемогущего. [11] Шуддха-таттвы называются чистыми, потому что они созданы непосредственно самим Шивой. [8]
Шива
[ редактировать ]Также известна как Нада таттва. Один из двух аспектов всеведущего, вездесущего и сознательного Абсолюта. В этой сущности Абсолют не состоит из каких-либо свойств, связанных с желанием ( ичча ), действием ( крия ) или Знанием ( джняна ). Оно находится в чистом сознательном состоянии.
Шакти
[ редактировать ]Другой аспект Абсолюта, известный как Бинду Таттва. Соединение Шива-Шакти вызывает создание всех низших таттв. Парная Шива-Шакти всеведуща и последовательно активна. Эти два свойства Шива-Шакти известны соответственно как гьяна и крийя .
Садахья
[ редактировать ]Также называется Садашива -таттвой или Шива-Шакти-таттвой. Эта таттва отвечает за появление ахама или «я» . Эта таттва – это когда крияшакти и гьянашакти Абсолюта находятся в равновесии.
Ишвара
[ редактировать ]Также известна как Ишвара таттва. Таттва, где происходит четвертый акт Панчакритьи – заблуждение или сокрытие. Ишвара таттва активирует души, скрытые пашей . Идам , «это я», т. е. объективация самосознания вызвана Ишвара-таттвой. [8]
Шуддха Видья
[ редактировать ]Также известна как Садвидья или Крия. В этой таттве проявляется три-мурти. Джнанашакти более инициативна, чем крияшакти в Шуддхавидья-таттве. Здесь «самость» и «этичность» становятся уравновешенными. [8] Остальные три действия Панчакритьи – создание, поддержание и разрушение – происходят в шуддхавидье.
Эти пять таттв являются Абсолютом, ведущим к мокше душ. Или эти пять таттв можно рассматривать как ретроградность души от низшего состояния к более высоким ступеням к освобождению.
Семь чистых-нечистых таттв
[ редактировать ]
Чистые-нечистые таттвы или Видья-таттвы описываются как «инструменты», помогающие душам достичь освобождения. Душа или Атман рассматривается здесь как «Пуруша-таттва», а последнее проявление всемогущего известно как «Майя-таттва». Майя проявляется еще в пяти таттвах, известных как «канчуки». [12] и эти шесть таттв примыкают к пусурша-таттве и, таким образом, производят семь видья-таттв.
Майя
[ редактировать ]Майя скрывает божественную природу сотворенных существ, создавая чувство отделенности от Божественного и друг от друга.
Пять канчуков
[ редактировать ]Канчуки справедливо можно перевести как вуали. Они блокируют субъекта от осознания божественной природы Вселенной.
- кала — завеса времени
- видья — завеса ограниченного знания
- рага — завеса желания
- нияти — завеса причинности
- кала — завеса ограниченности [8]
Пуруша
[ редактировать ]Пуруша – это душа. Он сочетается с майей, последним проявлением бога вместе с пятью канчуками. Эти пять видья-таттв по своей природе праздны. Итак, Шива соединяется с Майей, а Шакти соединяется с тремя канчуками – Калой, Нияти, Калой. Садашива соединяется с пурушей, а шуддхавидья управляет видья-таттвой. Рагой управляет Ишвара. [10] Активированный пуруша с другими видья-таттвами не может существовать исключительно во вселенной и приходит с помощью предстоящих 24 асуддха-таттв.
Двадцать четыре нечистые таттвы
[ редактировать ]Нечистые таттвы или Атма-таттвы — это аспекты Вселенной и физического тела.
Четыре антахкараны
[ редактировать ]Антахкарана — это собирательный термин для четырех таттв: пракрити, буддхи, ахамкары и манаса. Сознание внутри ограниченного пуруши образует читту , состоящую из интеллекта ( буддхи ), эго ( ахамкара ) и ума ( манас ), известных под общим названием антахкарана . или «внутренний орган». Буддхи — это первая эволюция пракрити . Он представляет собой способность проницательности. Оно развивается в ахамкару после того, как буддхи разграничивает понятие ограниченного индивидуального «я». Это внешнее ощущение себя затем переживается через чувственный ум ( манас ). Десять индрий (пять органов чувств и пять органов действия), пять танматр (тонких элементов), пять махабхут (грубых элементов) и чувственный ум развиваются из ахамкары , когда он преобразуется в саттвический (чувственный), раджасический (активный) и тамасический (материальный). ) режимы. Эти 24 низшие таттвы, возникающие из индивидуального сознания, известны как нечистые таттвы ( ашуддха ). [13]
Пять органов чувств
[ редактировать ]Пять органов чувств ( джнанендрия ) являются наиболее саттвическими функциями манаса и включают в себя:
- гхрана (нос), то есть средство восприятия запаха
- расана (язык), то есть средство восприятия вкуса
- caksus (глаз), т. е. среда, позволяющая ощутить зрение.
- твак (кожа), т. е. среда для прикосновения
- шротра (ухо), то есть средство восприятия звука
Пять двигательных органов
[ редактировать ]Пять двигательных органов ( кармендрия ), каждый из которых соответствует органу чувств, представляют собой физические органы действия. Это наиболее раджасические функции манаса.
- пайу (анус) – орган, отвечающий за выделение
- упастха (половой орган) - орган, обеспечивающий деторождение и сексуальное наслаждение. [14]
- пада (нога) - орган, позволяющий передвигаться
- пани (рука) – орган, позволяющий хватать и прикасаться
- вак (рот) — орган, обеспечивающий возможность звука/речи.
Пять тонких элементов
[ редактировать ]Пять тонких элементов ( танматра ) являются наиболее тамасическими функциями манаса и представляют собой отражение соответствующих пяти грубых элементов в уме:
- гандха (запах)
- раса (ключи)
- рупа (форма)
- спарша (прикосновение)
- шабда (звук)
Пять грубых элементов
[ редактировать ]Пять грубых элементов ( махабхута ) представляют конечную точку проявления:
- притхви (земля)
- Джала (вода)
- теджас (огонь)
- вайю (вода)
- акаша (эфир или пространство)
В то время как махабхуты являются основой материального мира, танматры представляют собой лишь ограниченные аспекты и взгляды на него, никоим образом не способные полностью описать его. Мы не можем на самом деле воспринимать реальность, все, что мы можем получить, — это ограниченные «полосы» информации, которые формируют описание реальности . Эти полосы информации — пять танматр .
Однако это ограничение применимо только к ограниченным существам ( дживе или ану ). Для того, кто вышел за пределы майи , в царство чистых таттв , может быть прямое восприятие реальности, потому что как собственное «я» является Атманом , так и внешние объекты. В таком состоянии просветленное существо может воспринимать мир за пределами пяти чувств (прямое восприятие), в состоянии разнообразия в единстве и единства в разнообразии . [15]
См. также
[ редактировать ]- Анда , четыре сферы реальности
- Таттва (Самкхья)
- Шайва Сиддханта
- футболка
- Доктрина трех тел (Веданта)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джагадиш Чандра Чаттерджи (1914). Кашмирский шиваизм . СУНИ Пресс. ISBN 9780887061790 .
- ^ Jump up to: а б «Таттвы-36» . Вирасвами Кришнарадж . Проверено 5 марта 2017 г.
- ^ Философия Востока и Запада . Университетское издательство Гавайских островов. 1983. с. 223.
- ^ Мэтью Чандраканнел (2008). Философия квантовой механики . Издательство «Глобал Вижн». ISBN 9788182202580 .
- ^ «Таттва - истины» из BG 2.16. Архивировано 23 февраля 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Философская серия, выпуск 7 . Университет Мадраса. 1960.
- ^ ТВ Махалингам (1990). Южноиндийские исследования . Книжный дом Гиты.
- ^ Jump up to: а б с д и Пиярай Л. Райна, Кашмирский шиваизм против Веданты – краткий обзор
- ^ Ачарья Кедар (2003). Сутры о пятичастном акте божественного сознания . ISBN 0595293891 .
- ^ Jump up to: а б Джаяндра Сони (1989). Философская антропология в Шайва-сиддханте: с особым акцентом на Шиваграйогине . ISBN 8120806328 .
- ^ Капила Вацяян (1996). Понятия времени, древнего и современного . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 9788120716445 .
- ^ Чандрадхар Шарма (2000). Критический обзор индийской философии . Публикации Мотилала Банарсидасса. п. 389. ИСБН 9788120803657 .
- ^ Абхинавагупта, Джайдева Сингх. Трезубец мудрости: перевод Паратришика-вивараны . СУНИ Пресс. ISBN 9780791494127 .
- ^ Введение в кашмирский шиваизм, Гурудев Сиддха Пит, Ганешпури, 1975, стр. 33
- ^ Институт энциклопедии человеческих представлений о высшей реальности и значении (2001). Высшая реальность и смысл, Том 24 . Ван Горкум. п. 9.
Источники
[ редактировать ]- Лакшман Джу, Свами (1988). Касмир Шиваизм . стр. 1
- Элиаде, Мирча. Теория и история религии . кепка. 6 и 7
- Сингх, Джайдева (1979). Шива Сутры: Йога Высшей Личности . Дели: Мотилал Банарсидас.