Jump to content

Таттва (шиваизм)

(Перенаправлено из «36 таттв »)

Таттвы в индийской философии это элементы или принципы реальности. [1] [2] Таттвы — это основные концепции для понимания природы Абсолюта, души и вселенной в философии санкхьи и шиваитов . Философия санкхьи насчитывает 25 таттв, а более поздние шиваитские философии увеличили это число до 36. [3]

Таттвы используются для объяснения структуры и происхождения Вселенной. Их обычно делят на три группы: шуддхи (чистые таттвы); шуддхашуддха (чистые-нечистые таттвы); и ашуддха (нечистые таттвы). Чистые таттвы описывают внутренние аспекты Абсолюта ; чистые-нечистые таттвы описывают душу и ее ограничения; в то время как нечистые таттвы включают вселенную и живые существа, которые способствуют существованию души. [4]

Таттва ( / ˈ t ʌ t v ə / ) — санскритское слово, означающее «этость», «принцип», «реальность» или «истина». [5] Философия санкхьи насчитывает всего 25 таттв ; двадцать четыре атма-таттвы вместе с пурушей , который есть атман или душа. [6] Шиваитская философия развивает их, принимая двадцать четыре атма-таттвы в качестве ашуддха (нечистых) таттв и добавляя к ним шуддхашуддху (чистые нечистые) и шуддхи (чистые таттвы), перечисляя тридцать шесть различных таттв , причем пуруша является причисляется к шуддхашуддха-таттвам .

Согласно ранней шиваитской философии, Парамешвара или Парашива (также пишется как Парамашива, Парамшива, Пармшива) — это высшая реальность или Парабрахман , «единая форма, из которой возникает все». [7] Школа недуалистического монизма шиваизма, Кашмирский шиваизм , описывает таттвы как Парамшиву, проявляющегося в процессе нисхождения от Парамашивы к дживе через 36 таттв . [8] Яркая творческая энергия Парашивы, известная как Спанда, побуждает его проявить эти 36 таттв как лилу или божественную игру. [9] Некоторые учения рассматривают Парамешвару и Парашиву вместе с Парашакти как три отдельных аспекта Шивы .

Другая важная секта шиваизма, Шайва Сиддханта , школа, проявляющая как монистические , так и дуалистические качества, описывает таттвы с другой точки зрения. Пассивный Парамешвара активируется шуддха- майей или божественной милостью ( Шакти ) его. Таким образом, Вселенная ( Пракрити ) активируется ашудда-майей (физическим телом и всеми аспектами вселенной), другим аспектом божественной милости – Махамайей . Взаимодействие Чистой Майи и Нечистой Майи — это Чисто-нечистая Майя, где души ( Пашу ) достигают знания, которое приводит к существованию всей вселенной. [2]

Тридцать шесть шиваитских таттв делятся на три группы — чистые, нечистые и чисто-нечистые таттвы.

Махамайя разделяется на три аспекта: шуддха-майя , шуддха-ашуддха-майя и ашуддха-майя и вызывает пять, семь и двадцать четыре таттвы соответственно. [10]

Пять чистых таттв

[ редактировать ]
Пять чистых шайва-таттв связаны с пятью деяниями Господа Шивы в его изображении Натараджи .

Шуддха-таттвы , также известные как Шайва-таттвы , функционируют на абсолютном уровне, который ведет к Панчакритье (Пяти действиям) – Создание-Поддержание-Разрушение-Сокрытие-Милость Всемогущего. [11] Шуддха-таттвы называются чистыми, потому что они созданы непосредственно самим Шивой. [8]

Также известна как Нада таттва. Один из двух аспектов всеведущего, вездесущего и сознательного Абсолюта. В этой сущности Абсолют не состоит из каких-либо свойств, связанных с желанием ( ичча ), действием ( крия ) или Знанием ( джняна ). Оно находится в чистом сознательном состоянии.

Другой аспект Абсолюта, известный как Бинду Таттва. Соединение Шива-Шакти вызывает создание всех низших таттв. Парная Шива-Шакти всеведуща и последовательно активна. Эти два свойства Шива-Шакти известны соответственно как гьяна и крийя .

Также называется Садашива -таттвой или Шива-Шакти-таттвой. Эта таттва отвечает за появление ахама или «я» . Эта таттва – это когда крияшакти и гьянашакти Абсолюта находятся в равновесии.

Также известна как Ишвара таттва. Таттва, где происходит четвертый акт Панчакритьи – заблуждение или сокрытие. Ишвара таттва активирует души, скрытые пашей . Идам , «это я», т. е. объективация самосознания вызвана Ишвара-таттвой. [8]

Шуддха Видья

[ редактировать ]

Также известна как Садвидья или Крия. В этой таттве проявляется три-мурти. Джнанашакти более инициативна, чем крияшакти в Шуддхавидья-таттве. Здесь «самость» и «этичность» становятся уравновешенными. [8] Остальные три действия Панчакритьи – создание, поддержание и разрушение – происходят в шуддхавидье.

Эти пять таттв являются Абсолютом, ведущим к мокше душ. Или эти пять таттв можно рассматривать как ретроградность души от низшего состояния к более высоким ступеням к освобождению.

Семь чистых-нечистых таттв

[ редактировать ]
Таблица 36 таттв в кашмирском шиваизме

Чистые-нечистые таттвы или Видья-таттвы описываются как «инструменты», помогающие душам достичь освобождения. Душа или Атман рассматривается здесь как «Пуруша-таттва», а последнее проявление всемогущего известно как «Майя-таттва». Майя проявляется еще в пяти таттвах, известных как «канчуки». [12] и эти шесть таттв примыкают к пусурша-таттве и, таким образом, производят семь видья-таттв.

Майя скрывает божественную природу сотворенных существ, создавая чувство отделенности от Божественного и друг от друга.

Пять канчуков

[ редактировать ]

Канчуки справедливо можно перевести как вуали. Они блокируют субъекта от осознания божественной природы Вселенной.

  • кала — завеса времени
  • видья — завеса ограниченного знания
  • рага — завеса желания
  • нияти — завеса причинности
  • кала — завеса ограниченности [8]

Пуруша – это душа. Он сочетается с майей, последним проявлением бога вместе с пятью канчуками. Эти пять видья-таттв по своей природе праздны. Итак, Шива соединяется с Майей, а Шакти соединяется с тремя канчуками – Калой, Нияти, Калой. Садашива соединяется с пурушей, а шуддхавидья управляет видья-таттвой. Рагой управляет Ишвара. [10] Активированный пуруша с другими видья-таттвами не может существовать исключительно во вселенной и приходит с помощью предстоящих 24 асуддха-таттв.

Двадцать четыре нечистые таттвы

[ редактировать ]

Нечистые таттвы или Атма-таттвы — это аспекты Вселенной и физического тела.

Четыре антахкараны

[ редактировать ]

Антахкарана — это собирательный термин для четырех таттв: пракрити, буддхи, ахамкары и манаса. Сознание внутри ограниченного пуруши образует читту , состоящую из интеллекта ( буддхи ), эго ( ахамкара ) и ума ( манас ), известных под общим названием антахкарана . или «внутренний орган». Буддхи — это первая эволюция пракрити . Он представляет собой способность проницательности. Оно развивается в ахамкару после того, как буддхи разграничивает понятие ограниченного индивидуального «я». Это внешнее ощущение себя затем переживается через чувственный ум ( манас ). Десять индрий (пять органов чувств и пять органов действия), пять танматр (тонких элементов), пять махабхут (грубых элементов) и чувственный ум развиваются из ахамкары , когда он преобразуется в саттвический (чувственный), раджасический (активный) и тамасический (материальный). ) режимы. Эти 24 низшие таттвы, возникающие из индивидуального сознания, известны как нечистые таттвы ( ашуддха ). [13]

Пять органов чувств

[ редактировать ]

Пять органов чувств ( джнанендрия ) являются наиболее саттвическими функциями манаса и включают в себя:

  • гхрана (нос), то есть средство восприятия запаха
  • расана (язык), то есть средство восприятия вкуса
  • caksus (глаз), т. е. среда, позволяющая ощутить зрение.
  • твак (кожа), т. е. среда для прикосновения
  • шротра (ухо), то есть средство восприятия звука

Пять двигательных органов

[ редактировать ]

Пять двигательных органов ( кармендрия ), каждый из которых соответствует органу чувств, представляют собой физические органы действия. Это наиболее раджасические функции манаса.

  • пайу (анус) – орган, отвечающий за выделение
  • упастха (половой орган) - орган, обеспечивающий деторождение и сексуальное наслаждение. [14]
  • пада (нога) - орган, позволяющий передвигаться
  • пани (рука) – орган, позволяющий хватать и прикасаться
  • вак (рот) — орган, обеспечивающий возможность звука/речи.

Пять тонких элементов

[ редактировать ]

Пять тонких элементов ( танматра ) являются наиболее тамасическими функциями манаса и представляют собой отражение соответствующих пяти грубых элементов в уме:

  • гандха (запах)
  • раса (ключи)
  • рупа (форма)
  • спарша (прикосновение)
  • шабда (звук)

Пять грубых элементов

[ редактировать ]

Пять грубых элементов ( махабхута ) представляют конечную точку проявления:

  • притхви (земля)
  • Джала (вода)
  • теджас (огонь)
  • вайю (вода)
  • акаша (эфир или пространство)

В то время как махабхуты являются основой материального мира, танматры представляют собой лишь ограниченные аспекты и взгляды на него, никоим образом не способные полностью описать его. Мы не можем на самом деле воспринимать реальность, все, что мы можем получить, — это ограниченные «полосы» информации, которые формируют описание реальности . Эти полосы информации — пять танматр .

Однако это ограничение применимо только к ограниченным существам ( дживе или ану ). Для того, кто вышел за пределы майи , в царство чистых таттв , может быть прямое восприятие реальности, потому что как собственное «я» является Атманом , так и внешние объекты. В таком состоянии просветленное существо может воспринимать мир за пределами пяти чувств (прямое восприятие), в состоянии разнообразия в единстве и единства в разнообразии . [15]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Джагадиш Чандра Чаттерджи (1914). Кашмирский шиваизм . СУНИ Пресс. ISBN  9780887061790 .
  2. ^ Jump up to: а б «Таттвы-36» . Вирасвами Кришнарадж . Проверено 5 марта 2017 г.
  3. ^ Философия Востока и Запада . Университетское издательство Гавайских островов. 1983. с. 223.
  4. ^ Мэтью Чандраканнел (2008). Философия квантовой механики . Издательство «Глобал Вижн». ISBN  9788182202580 .
  5. ^ «Таттва - истины» из BG 2.16. Архивировано 23 февраля 2007 г. в Wayback Machine.
  6. ^ Философская серия, выпуск 7 . Университет Мадраса. 1960.
  7. ^ ТВ Махалингам (1990). Южноиндийские исследования . Книжный дом Гиты.
  8. ^ Jump up to: а б с д и Пиярай Л. Райна, Кашмирский шиваизм против Веданты – краткий обзор
  9. ^ Ачарья Кедар (2003). Сутры о пятичастном акте божественного сознания . ISBN  0595293891 .
  10. ^ Jump up to: а б Джаяндра Сони (1989). Философская антропология в Шайва-сиддханте: с особым акцентом на Шиваграйогине . ISBN  8120806328 .
  11. ^ Капила Вацяян (1996). Понятия времени, древнего и современного . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN  9788120716445 .
  12. ^ Чандрадхар Шарма (2000). Критический обзор индийской философии . Публикации Мотилала Банарсидасса. п. 389. ИСБН  9788120803657 .
  13. ^ Абхинавагупта, Джайдева Сингх. Трезубец мудрости: перевод Паратришика-вивараны . СУНИ Пресс. ISBN  9780791494127 .
  14. ^ Введение в кашмирский шиваизм, Гурудев Сиддха Пит, Ганешпури, 1975, стр. 33
  15. ^ Институт энциклопедии человеческих представлений о высшей реальности и значении (2001). Высшая реальность и смысл, Том 24 . Ван Горкум. п. 9.

Источники

[ редактировать ]
  • Лакшман Джу, Свами (1988). Касмир Шиваизм . стр. 1
  • Элиаде, Мирча. Теория и история религии . кепка. 6 и 7
  • Сингх, Джайдева (1979). Шива Сутры: Йога Высшей Личности . Дели: Мотилал Банарсидас.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a41adbff6c021b55c9f8d84fb50de9ca__1687402020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a4/ca/a41adbff6c021b55c9f8d84fb50de9ca.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tattva (Shaivism) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)