Видья (философия)
Видья ( санскрит : विद्या , IAST : видья ) занимает видное место во всех текстах, относящихся к индийской философии , что означает науку, обучение, знания и ученость. Самое главное, это относится к достоверному знанию, которому невозможно противоречить, и к истинному знанию, которое представляет собой интуитивно полученное знание о себе . Видья – это не просто интеллектуальное знание, поскольку Веды требуют понимания. [1]
Значение
[ редактировать ]Видья в первую очередь означает «правильное знание» в любой области науки, обучения, философии или любое фактическое знание, которое нельзя оспорить или опровергнуть. [2]
Его корень — вид ( санскрит : विद्), что означает «рассуждать», знающий, находить, знать, приобретать или понимать. [3]
индуизм
[ редактировать ]Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
![]() | |
православный | |
неортодоксальный | |
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
В индуистской философии видья относится к познанию души или духовному знанию; [4] оно относится к изучению шести школ индуистской философии: Ньяя , Йога , Вайшешика , Самкхья , Пурвамимамса и Уттарамимамса . [5] Процесс обретения знания Атмана не может начаться, пока человек не исследует Пранавидью или Агнивидью в полной мере во всех ее многочисленных фазах; Через видью или упасану к гьяне всегда был вечный порядок, указанный в Упанишадах. Гьяна появляется после завершения и совершенствования существа посредством видья ; затем человек переходит за пределы рождения и смерти, уже разрушив узы смерти. [6]
Веды
[ редактировать ]В ведический , период видьядана или дар ради образования, считалась лучшим из даров, обладающим более высокой религиозной эффективностью, чем даже дар земли. Видья происходит от корня вид («знать»); следовательно, это означает знание, науку, обучение, знания, ученость и философию.По сути, существует четыре Видья :
- Трайи (тройной), который представляет собой изучение Вед и вспомогательных текстов;
- Анвиксики – это логика и метафизика;
- Данданити , наука управления;
- Варум — практические искусства, такие как сельское хозяйство, торговля, медицина и т. д.
Видья дает прозрение, в духовной сфере ведет к спасению, в мирской – к прогрессу и процветанию. Видья освещает ум и разрушает иллюзии, увеличивает интеллект, силу и эффективность; развивает интеллект и делает его более утонченным; оно производит полную трансформацию как корень всякого счастья и как источник просветления и силы. [7] Слово Видья не встречается в Ригведе , оно встречается в Атхарваведе , брахманических частях Яджурведы и Упанишадах . [8]
Агни Видья
[ редактировать ]Агни Видья , или наука об огне, считается величайшим открытием древних индийцев, которые получили непосредственный опыт божественного огня посредством непрерывных исследований, созерцания, наблюдения и экспериментов; их опыт привел их к открытию способов использования этих знаний для исцеления и воспитания внешнего и внутреннего миров. Для них огонь священен, и из-за всепроникающей природы огня все вещи священны. Тело и разум, являющиеся продолжением огня, который спонтанно излучает душа, также священны. Внутри тела наиболее значимые центры огня более тонкие, чем центры органов чувств. Их называют чакрами , которые представляют собой семь полей священного огня. Понимание роли огня снаружи и внутри дает правильное самопонимание, которое достигается посредством йогических практик. Проведение яджн — это карма-канда- аспект агни видья . Все ритуалы следуют установленным правилам и условиям. Основная функция огненного ритуала — сделать подношение лучшим силам и божествам природы, заполняющим пространство внутреннего сознания; огонь приносит подношения этим силам и божествам. У огня семь языков, каждый из которых обладает уникальными качествами. Боги, богини, божества и силы природы сгруппированы в семь основных категорий, которые соответствуют качествам семи огненных языков. [9]
В Веданте и Упанишадах
[ редактировать ]душевность
[ редактировать ]Атмаикатва , или абсолютное единство личности, является темой всей Адвайта Веданты , которая различает шесть праман , или средств достоверного знания, но эта видья , или знание Брахмана, есть гухахита , гахаварешта, то есть установленная в тайном месте и скрытая в своей глубине, недостижимая, кроме как посредством адхьятма-йоги , медитации, сосредоточенной на природе себя. Литература Веданты является лишь подготовкой к ней, она рассеивает невежество и делает ум восприимчивым, но не раскрывает истину, поэтому является косвенным средством познания. Единство «я», которое является самоустановленным и самосияющим, называется видья в космическом отношении, которое раскрывает истинную природу Брахмана , самосияющего чистого сознания, которое не является вишайей ( «объектом или содержанием»), но единый субъект, превосходящий все конвенциональные субъекты и объекты. [10] «Я» или Атман следует искать, «Я» следует исследовать, знать и понимать. [11]
Иерархия знаний
[ редактировать ]Мудрец Мундака-упанишады (стих I.1.4), скорее в контексте ритуалистических, чем эпистемологических проблем, утверждает, что существует два вида знания ( видья ), которых необходимо достичь: высшее ( пара ) и низшее ( апара). ). Паравидья , высшее знание, — это знание Абсолюта ( Брахмана , Атмана ); Апара , низшее знание, — это знание мира — объектов, событий, средств, целей, достоинств и пороков. паравидьи Содержанием является Реальность; Апара видья , феноменальный мир. Согласно Адвайта Веданте, Паравидья по природе своего содержания обладает уникальным качеством предельности, которое аннулирует любую предполагаемую предельность, которая могла бы быть связана с любым другим знанием или формой знания, и интуитивно достигается как самоподтверждающее. Как только Брахман осознается, все остальные виды знания оказываются затронутыми авидьей , корнем невежества. В этом контексте Видья означает истинное знание. [12] Однако утверждается, что интерпретация Адвайта Веданты не отвечает на последний вопрос: какова реальность или истинное значение авидьи или каков субстрат, который является основой или причиной авидьи ? [13]
Действительные знания
[ редактировать ]Упанишады учат, что знание различий — это авидья , или невежество, а знание идентичности — это истинное знание, или видья , или достоверное знание, ведущее к вечной жизни. Для чарваков восприятие является единственным средством достоверного знания ( прамана ). Вади Дева Сури из джайнской школы определяет достоверное знание как определенное познание, которое постигает себя и объект и способно побуждать к деятельности, которая достигает желаемого объекта или отвергает нежелательный объект; Результатом достоверного знания является прекращение невежества. Вайшешики признавали четыре вида достоверного знания: восприятие, умозаключение, воспоминание и интуицию. Школы мимамсы ввели концепцию внутренней достоверности знания ( сватахпраманья ) и внешней достоверности знания ( парастах-апрамана ), но согласились, что достоверность знания не может определяться знанием какого-либо особого совершенства в его причине или знанием его гармонии. с реальной природой своего объекта или знанием плодотворного действия. Шанкара принял восприятие, умозаключение, свидетельство Священных Писаний, сравнение, предположение и непонимание как шесть источников знания и пришел к выводу, что знание, которое соответствует реальной природе его объекта, действительно. Атман — это реальность в эмпирическом «Я» как вездесущее основополагающее субъектно-бесобъектное универсальное сознание, которое поддерживает эмпирическое «Я». [14]
Дальнейшее значение
[ редактировать ]В упасане движение начинается с внешних концов и постепенно проникает в самые сокровенные тайники души, и все исследование проводится в двух сферах: как в субъекте, так и в объекте, как в индивидууме, так и в мире. в ахаме , а также в идаме , в адхьятме , а также в сферах адхидаивы , и осуществляется как синтетически, так и аналитически, через апти , а также самрддхи , которые Бхагавад-гита называет йогой и вибхути . Видья . не ограничиваются знанием реальности в целом, но идут дальше, чтобы постичь ее также и во всех ее бесконечных деталях Высшее включает в себя низшие ступени, прибавляет к ним нечто большее и никогда не отвергает их; низшее находит свое осуществление в высшем и находит там свое завершение, но никогда не подвергается исчезновению. Все формы созерцания имеют только одну цель: привести к Высшему Знанию, и поэтому они называются видьями ; посредством видьи , которая есть амрита , человек достигает бессмертия ( Шветашватара Упанишад). Стих V.1). Дахара Видья , Удгита Видья и Мадху Видья представляют собой синтетический путь, тогда как аналитический путь обозначается Спящим человеком из эпизода Гарга-Аджацатру и Пятью Оболочками, которые показывают, что мир и человек происходят из одного и того же вечного источника. [15]
В индуистской тантре
[ редактировать ]В индуизме богини являются олицетворениями самого глубокого уровня силы и энергии. Концепция Шакти , в самых абстрактных терминах, относится к энергетическому принципу высшей реальности, динамическому аспекту божественного. Эта концепция появляется в Кена Упанишаде дарующая Брахма-видью Индре как богиня Ума , ; когда она связана с шакти и майей , она воплощает силу иллюзии ( майя ), охватывающую невежество ( авидья ) и знание ( видья ), и, таким образом, представляет собой двойственную личность. Согласно шактам, майя – это, по сути, положительная, творческая, магическая энергия Богини, порождающая вселенную. Десять Махавидьев — дарители или олицетворения трансцендентного и освобождающего религиозного знания; термин Видья в этом контексте относится к силе, сущности реальности и мантрам . Нежные и материнские формы богини Шри Видья — «правши». [16] Когда осознание «внешнего» ( Шивы ) в сочетании с «Я» охватывает все пространство как «Я», это называется сада-шива-таттва . Когда позже, отбросив абстракцию «Я» и внешнего, происходит ясное отождествление с бессознательным пространством, это называется ишвара-таттва ; исследование этих двух последних шагов — это чистая видья (знание). [17] Майя , которая отождествляется с Пракрити в Шветашватара Упанишаде, представляет ее три гуны ; также отождествляемая с авидьей , этот термин в первую очередь означает темную бездну небытия и, во вторую очередь, таинственную тьму непроявленного состояния, Майя связывает через авидью и освобождает через видью . [18]
буддизм
[ редактировать ]Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
В буддизме Тхеравады видья означает «недвойственное осознание» трех признаков существования . В тибетском буддизме слово ригпа , означающее видья , также относится к недвойственному осознанию или внутреннему осознанию. [19] [20]
Видья мантры
[ редактировать ]В Ваджраяны текстах мантры существуют в трёх формах: гухья (тайна), видья (знание) и дхарани (мнемоника). Мужские буддийские тантрические божества представлены грамматически мужским видом , тогда как женские буддийские тантрические божества представлены грамматически женским дхарани . [21] Видья - мантры составляют знание и ум всех будд и то, что обладает дхарма-дхату (сущностью дхаммы ), и именно это знание, согласно Кабесону, «успокаивает страдания, испытываемые в экзистенциальном мире ( самсара ). и куча недостатков, таких как желание». [22]
Панчавидья
[ редактировать ]В буддизме панчавидья ( санскрит ; китайский : 五明 ; пиньинь : у-мин ) или «пять наук» — это пять основных классов знаний ( видья ), которыми, бодхисаттвы как говорят, овладели . Признанный мастер всех пяти наук получает титул пандита . Пять наук: [23]
- «наука о языке» ( языковая наука ; шэн-мин , 聲明 );
- «наука логики» ( хету видья ; инь-мин , 明 );
- «наука о медицине» ( medical science ; яо-мин , 藥明 );
- «наука об изобразительном искусстве и ремеслах» ( śilpa-karma-sthāna vidyā ; gōngqiَo-míng , Gongqiaoming );
- «внутренняя наука» духовности ( адхьятма видья ; нэй-мин , 內明 ), которая связана с изучением Трипитаки .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Арчибальд Эдвард Гоф (1882). Философия Упанишад . Трубнер и Ко. с. 48 .
- ^ «learnsanskrit.cc Санскритский словарь» . Learnsanskrit.cc.
- ^ «Санскритский словарь разговорного санскрита» . SpokenSanskrit.org . Проверено 28 апреля 2019 г.
- ^ В.С.Апте (1957). Практический санскритско-английский словарь . Цифровые словари Южной Азии. п. 325. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Едем в школу в Южной Азии . Издательская группа Гринвуд. 2007. с. 75. ИСБН 9780313335532 .
- ^ Свами Кришнананда. Комментарий к Катха-упанишадам (стихи I.1.17/18) (PDF) . стр. 20, 21.
- ^ СРБакши (2005). Ранние арийцы и сварадж . Саруп и сыновья. стр. 11–15. ISBN 9788176255370 .
- ^ Томас Б. Коберн (1988). Деви Махатмья . Мотилал Банарсидасс. п. 189.ISBN 9788120805576 .
- ^ Стремление к власти и свободе . Издательство Гималайского института. 2008. стр. 33, 34, 38, 39. ISBN. 9780893892746 .
- ^ С. К. Чаттопадхьяя (2000). Философия Адвайта Веданты Шанкара . Саруп и сыновья. п. 30. ISBN 9788176252225 .
- ^ Чандогь Упанишада (стих VIII.vii.1) . 1942. с. 446 .
- ^ Элиот Дойч (1973). Адвайта Веданта: философская реконструкция . Издательство Гавайского университета. п. 81. ИСБН 9780824802714 .
- ^ Современные индийские толкователи Бхагавад-гиты . СУНИ Пресс. Январь 1986 г. с. 181. ИСБН 9780887062971 .
- ^ Джадунатх Синха (1999). Очерки индийской философии. Долгое время считалось, что человек по имени «Шри Видья» был источником слова видья (видья означает создание друв-релизов), но позже выяснилось, что это облака . Книги паломников. стр. 16, 120, 162, 319, 368. ISBN. 9788176240659 .
- ^ Говиндагопал Мукхопадхьяя. Исследования Упанишад . Книга паломников. стр. 171, 175.
- ^ Линн Фулстон (2009). Индуистские богини: верования и обычаи . Сассекс Академик Пресс. стр. 9 , 14, 115. ISBN. 9781902210438 .
Шри видья.
- ^ Трипура Рахасья . мировая мудрость. 2002. с. 89.ISBN 9780941532495 .
- ^ Тайттирия Упанишад (стих III.2) (PDF) . Матх Рамакришны. п. 13.
- ^ «Три характеристики существования» . Публикации Майтри.
- ^ Чарли Сингер (7 сентября 2011 г.). Отражения в зеркале . iUniverse. стр. 15, 49. ISBN. 9781462046577 .
- ^ Миранда Эбери Шоу (2006). Буддийские богини Индии . Издательство Принстонского университета. п. 7 . ISBN 0691127581 .
vidya.
- ^ Хосе Игнасио Кабесон (2013). Учение Будды и девять колесниц: Лампа учения Рог Банде Шераба . Издательство Оксфордского университета. стр. 108–111 со сноской 15. ISBN. 978-0-19-995862-7 .
- ^ Голд, Джонатан К. (5 июня 2008 г.). Хранители Дхармы, The . СУНИ Пресс. п. 15. ISBN 9780791479711 . Проверено 28 апреля 2019 г. - через Google Книги.