Jump to content

Видья (философия)

(Перенаправлено с Видья (Знание) )

Видья ( санскрит : विद्या , IAST : видья ) занимает видное место во всех текстах, относящихся к индийской философии , что означает науку, обучение, знания и ученость. Самое главное, это относится к достоверному знанию, которому невозможно противоречить, и к истинному знанию, которое представляет собой интуитивно полученное знание о себе . Видья – это не просто интеллектуальное знание, поскольку Веды требуют понимания. [1]

Значение

[ редактировать ]

Видья в первую очередь означает «правильное знание» в любой области науки, обучения, философии или любое фактическое знание, которое нельзя оспорить или опровергнуть. [2]

Его корень — вид ( санскрит : विद्), что означает «рассуждать», знающий, находить, знать, приобретать или понимать. [3]

В индуистской философии видья относится к познанию души или духовному знанию; [4] оно относится к изучению шести школ индуистской философии: Ньяя , Йога , Вайшешика , Самкхья , Пурвамимамса и Уттарамимамса . [5] Процесс обретения знания Атмана не может начаться, пока человек не исследует Пранавидью или Агнивидью в полной мере во всех ее многочисленных фазах; Через видью или упасану к гьяне всегда был вечный порядок, указанный в Упанишадах. Гьяна появляется после завершения и совершенствования существа посредством видья ; затем человек переходит за пределы рождения и смерти, уже разрушив узы смерти. [6]

В ведический , период видьядана или дар ради образования, считалась лучшим из даров, обладающим более высокой религиозной эффективностью, чем даже дар земли. Видья происходит от корня вид («знать»); следовательно, это означает знание, науку, обучение, знания, ученость и философию.По сути, существует четыре Видья :

  1. Трайи (тройной), который представляет собой изучение Вед и вспомогательных текстов;
  2. Анвиксики – это логика и метафизика;
  3. Данданити , наука управления;
  4. Варум — практические искусства, такие как сельское хозяйство, торговля, медицина и т. д.

Видья дает прозрение, в духовной сфере ведет к спасению, в мирской – к прогрессу и процветанию. Видья освещает ум и разрушает иллюзии, увеличивает интеллект, силу и эффективность; развивает интеллект и делает его более утонченным; оно производит полную трансформацию как корень всякого счастья и как источник просветления и силы. [7] Слово Видья не встречается в Ригведе , оно встречается в Атхарваведе , брахманических частях Яджурведы и Упанишадах . [8]

Агни Видья

[ редактировать ]

Агни Видья , или наука об огне, считается величайшим открытием древних индийцев, которые получили непосредственный опыт божественного огня посредством непрерывных исследований, созерцания, наблюдения и экспериментов; их опыт привел их к открытию способов использования этих знаний для исцеления и воспитания внешнего и внутреннего миров. Для них огонь священен, и из-за всепроникающей природы огня все вещи священны. Тело и разум, являющиеся продолжением огня, который спонтанно излучает душа, также священны. Внутри тела наиболее значимые центры огня более тонкие, чем центры органов чувств. Их называют чакрами , которые представляют собой семь полей священного огня. Понимание роли огня снаружи и внутри дает правильное самопонимание, которое достигается посредством йогических практик. Проведение яджн — это карма-канда- аспект агни видья . Все ритуалы следуют установленным правилам и условиям. Основная функция огненного ритуала — сделать подношение лучшим силам и божествам природы, заполняющим пространство внутреннего сознания; огонь приносит подношения этим силам и божествам. У огня семь языков, каждый из которых обладает уникальными качествами. Боги, богини, божества и силы природы сгруппированы в семь основных категорий, которые соответствуют качествам семи огненных языков. [9]

В Веданте и Упанишадах

[ редактировать ]

душевность

[ редактировать ]

Атмаикатва , или абсолютное единство личности, является темой всей Адвайта Веданты , которая различает шесть праман , или средств достоверного знания, но эта видья , или знание Брахмана, есть гухахита , гахаварешта, то есть установленная в тайном месте и скрытая в своей глубине, недостижимая, кроме как посредством адхьятма-йоги , медитации, сосредоточенной на природе себя. Литература Веданты является лишь подготовкой к ней, она рассеивает невежество и делает ум восприимчивым, но не раскрывает истину, поэтому является косвенным средством познания. Единство «я», которое является самоустановленным и самосияющим, называется видья в космическом отношении, которое раскрывает истинную природу Брахмана , самосияющего чистого сознания, которое не является вишайей ( «объектом или содержанием»), но единый субъект, превосходящий все конвенциональные субъекты и объекты. [10] «Я» или Атман следует искать, «Я» следует исследовать, знать и понимать. [11]

Иерархия знаний

[ редактировать ]

Мудрец Мундака-упанишады (стих I.1.4), скорее в контексте ритуалистических, чем эпистемологических проблем, утверждает, что существует два вида знания ( видья ), которых необходимо достичь: высшее ( пара ) и низшее ( апара). ). Паравидья , высшее знание, — это знание Абсолюта ( Брахмана , Атмана ); Апара , низшее знание, — это знание мира — объектов, событий, средств, целей, достоинств и пороков. паравидьи Содержанием является Реальность; Апара видья , феноменальный мир. Согласно Адвайта Веданте, Паравидья по природе своего содержания обладает уникальным качеством предельности, которое аннулирует любую предполагаемую предельность, которая могла бы быть связана с любым другим знанием или формой знания, и интуитивно достигается как самоподтверждающее. Как только Брахман осознается, все остальные виды знания оказываются затронутыми авидьей , корнем невежества. В этом контексте Видья означает истинное знание. [12] Однако утверждается, что интерпретация Адвайта Веданты не отвечает на последний вопрос: какова реальность или истинное значение авидьи или каков субстрат, который является основой или причиной авидьи ? [13]

Действительные знания

[ редактировать ]

Упанишады учат, что знание различий — это авидья , или невежество, а знание идентичности — это истинное знание, или видья , или достоверное знание, ведущее к вечной жизни. Для чарваков восприятие является единственным средством достоверного знания ( прамана ). Вади Дева Сури из джайнской школы определяет достоверное знание как определенное познание, которое постигает себя и объект и способно побуждать к деятельности, которая достигает желаемого объекта или отвергает нежелательный объект; Результатом достоверного знания является прекращение невежества. Вайшешики признавали четыре вида достоверного знания: восприятие, умозаключение, воспоминание и интуицию. Школы мимамсы ввели концепцию внутренней достоверности знания ( сватахпраманья ) и внешней достоверности знания ( парастах-апрамана ), но согласились, что достоверность знания не может определяться знанием какого-либо особого совершенства в его причине или знанием его гармонии. с реальной природой своего объекта или знанием плодотворного действия. Шанкара принял восприятие, умозаключение, свидетельство Священных Писаний, сравнение, предположение и непонимание как шесть источников знания и пришел к выводу, что знание, которое соответствует реальной природе его объекта, действительно. Атман — это реальность в эмпирическом «Я» как вездесущее основополагающее субъектно-бесобъектное универсальное сознание, которое поддерживает эмпирическое «Я». [14]

Дальнейшее значение

[ редактировать ]

В упасане движение начинается с внешних концов и постепенно проникает в самые сокровенные тайники души, и все исследование проводится в двух сферах: как в субъекте, так и в объекте, как в индивидууме, так и в мире. в ахаме , а также в идаме , в адхьятме , а также в сферах адхидаивы , и осуществляется как синтетически, так и аналитически, через апти , а также самрддхи , которые Бхагавад-гита называет йогой и вибхути . Видья . не ограничиваются знанием реальности в целом, но идут дальше, чтобы постичь ее также и во всех ее бесконечных деталях Высшее включает в себя низшие ступени, прибавляет к ним нечто большее и никогда не отвергает их; низшее находит свое осуществление в высшем и находит там свое завершение, но никогда не подвергается исчезновению. Все формы созерцания имеют только одну цель: привести к Высшему Знанию, и поэтому они называются видьями ; посредством видьи , которая есть амрита , человек достигает бессмертия ( Шветашватара Упанишад). Стих V.1). Дахара Видья , Удгита Видья и Мадху Видья представляют собой синтетический путь, тогда как аналитический путь обозначается Спящим человеком из эпизода Гарга-Аджацатру и Пятью Оболочками, которые показывают, что мир и человек происходят из одного и того же вечного источника. [15]

В индуистской тантре

[ редактировать ]

В индуизме богини являются олицетворениями самого глубокого уровня силы и энергии. Концепция Шакти , в самых абстрактных терминах, относится к энергетическому принципу высшей реальности, динамическому аспекту божественного. Эта концепция появляется в Кена Упанишаде дарующая Брахма-видью Индре как богиня Ума , ; когда она связана с шакти и майей , она воплощает силу иллюзии ( майя ), охватывающую невежество ( авидья ) и знание ( видья ), и, таким образом, представляет собой двойственную личность. Согласно шактам, майя – это, по сути, положительная, творческая, магическая энергия Богини, порождающая вселенную. Десять Махавидьев — дарители или олицетворения трансцендентного и освобождающего религиозного знания; термин Видья в этом контексте относится к силе, сущности реальности и мантрам . Нежные и материнские формы богини Шри Видья — «правши». [16] Когда осознание «внешнего» ( Шивы ) в сочетании с «Я» охватывает все пространство как «Я», это называется сада-шива-таттва . Когда позже, отбросив абстракцию «Я» и внешнего, происходит ясное отождествление с бессознательным пространством, это называется ишвара-таттва ; исследование этих двух последних шагов — это чистая видья (знание). [17] Майя , которая отождествляется с Пракрити в Шветашватара Упанишаде, представляет ее три гуны ; также отождествляемая с авидьей , этот термин в первую очередь означает темную бездну небытия и, во вторую очередь, таинственную тьму непроявленного состояния, Майя связывает через авидью и освобождает через видью . [18]

В буддизме Тхеравады видья означает «недвойственное осознание» трех признаков существования . В тибетском буддизме слово ригпа , означающее видья , также относится к недвойственному осознанию или внутреннему осознанию. [19] [20]

Видья мантры

[ редактировать ]

В Ваджраяны текстах мантры существуют в трёх формах: гухья (тайна), видья (знание) и дхарани (мнемоника). Мужские буддийские тантрические божества представлены грамматически мужским видом , тогда как женские буддийские тантрические божества представлены грамматически женским дхарани . [21] Видья - мантры составляют знание и ум всех будд и то, что обладает дхарма-дхату (сущностью дхаммы ), и именно это знание, согласно Кабесону, «успокаивает страдания, испытываемые в экзистенциальном мире ( самсара ). и куча недостатков, таких как желание». [22]

Панчавидья

[ редактировать ]

В буддизме панчавидья ( санскрит ; китайский : 五明 ; пиньинь : у-мин ) или «пять наук» — это пять основных классов знаний ( видья ), которыми, бодхисаттвы как говорят, овладели . Признанный мастер всех пяти наук получает титул пандита . Пять наук: [23]

  1. «наука о языке» ( языковая наука ; шэн-мин , 聲明 );
  2. «наука логики» ( хету видья ; инь-мин , );
  3. «наука о медицине» ( medical science ; яо-мин , 藥明 );
  4. «наука об изобразительном искусстве и ремеслах» ( śilpa-karma-sthāna vidyā ; gōngqiَo-míng , Gongqiaoming );
  5. «внутренняя наука» духовности ( адхьятма видья ; нэй-мин , 內明 ), которая связана с изучением Трипитаки .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Арчибальд Эдвард Гоф (1882). Философия Упанишад . Трубнер и Ко. с. 48 .
  2. ^ «learnsanskrit.cc Санскритский словарь» . Learnsanskrit.cc.
  3. ^ «Санскритский словарь разговорного санскрита» . SpokenSanskrit.org . Проверено 28 апреля 2019 г.
  4. ^ В.С.Апте (1957). Практический санскритско-английский словарь . Цифровые словари Южной Азии. п. 325. [ постоянная мертвая ссылка ]
  5. ^ Едем в школу в Южной Азии . Издательская группа Гринвуд. 2007. с. 75. ИСБН  9780313335532 .
  6. ^ Свами Кришнананда. Комментарий к Катха-упанишадам (стихи I.1.17/18) (PDF) . стр. 20, 21.
  7. ^ СРБакши (2005). Ранние арийцы и сварадж . Саруп и сыновья. стр. 11–15. ISBN  9788176255370 .
  8. ^ Томас Б. Коберн (1988). Деви Махатмья . Мотилал Банарсидасс. п. 189.ISBN  9788120805576 .
  9. ^ Стремление к власти и свободе . Издательство Гималайского института. 2008. стр. 33, 34, 38, 39. ISBN.  9780893892746 .
  10. ^ С. К. Чаттопадхьяя (2000). Философия Адвайта Веданты Шанкара . Саруп и сыновья. п. 30. ISBN  9788176252225 .
  11. ^ Чандогь Упанишада (стих VIII.vii.1) . 1942. с. 446 .
  12. ^ Элиот Дойч (1973). Адвайта Веданта: философская реконструкция . Издательство Гавайского университета. п. 81. ИСБН  9780824802714 .
  13. ^ Современные индийские толкователи Бхагавад-гиты . СУНИ Пресс. Январь 1986 г. с. 181. ИСБН  9780887062971 .
  14. ^ Джадунатх Синха (1999). Очерки индийской философии. Долгое время считалось, что человек по имени «Шри Видья» был источником слова видья (видья означает создание друв-релизов), но позже выяснилось, что это облака . Книги паломников. стр. 16, 120, 162, 319, 368. ISBN.  9788176240659 .
  15. ^ Говиндагопал Мукхопадхьяя. Исследования Упанишад . Книга паломников. стр. 171, 175.
  16. ^ Линн Фулстон (2009). Индуистские богини: верования и обычаи . Сассекс Академик Пресс. стр. 9 , 14, 115. ISBN.  9781902210438 . Шри видья.
  17. ^ Трипура Рахасья . мировая мудрость. 2002. с. 89.ISBN  9780941532495 .
  18. ^ Тайттирия Упанишад (стих III.2) (PDF) . Матх Рамакришны. п. 13.
  19. ^ «Три характеристики существования» . Публикации Майтри.
  20. ^ Чарли Сингер (7 сентября 2011 г.). Отражения в зеркале . iUniverse. стр. 15, 49. ISBN.  9781462046577 .
  21. ^ Миранда Эбери Шоу (2006). Буддийские богини Индии . Издательство Принстонского университета. п. 7 . ISBN  0691127581 . vidya.
  22. ^ Хосе Игнасио Кабесон (2013). Учение Будды и девять колесниц: Лампа учения Рог Банде Шераба . Издательство Оксфордского университета. стр. 108–111 со сноской 15. ISBN.  978-0-19-995862-7 .
  23. ^ Голд, Джонатан К. (5 июня 2008 г.). Хранители Дхармы, The . СУНИ Пресс. п. 15. ISBN  9780791479711 . Проверено 28 апреля 2019 г. - через Google Книги.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 177e3048eafb1aa5ec17acb0084b5d75__1722518940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/75/177e3048eafb1aa5ec17acb0084b5d75.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vidya (philosophy) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)