Праджня (индуизм)
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
![]() | |
православный | |
|
|
неортодоксальный | |
|
|
Праджня или Прагья [ а ] ( Санскрит : प्रज्ञ, प्रज्ञा, प्राज्ञ, प्राज्ञा) используется для обозначения высшей и чистейшей формы мудрости, интеллекта и понимания. Прагья — это состояние мудрости, которое выше знания, полученного путем рассуждений и умозаключений.
Значение
[ редактировать ]Санскритское слово प्रज्ञ ( Праджня ) представляет собой комбинацию «प्र ( пра- )», приставка которого означает – перед, вперед, исполнитель и используется как усилитель, но редко как отдельное слово. [ 1 ] и «ज्ञ( jna )», что означает – знающий или знакомый. [ 2 ] प्रज्ञ ( Праджня ), что означает – мудрый, благоразумный, знающий, знающий, является корнем प्राज्ञ ( Праджня ), означающего – мудрый, образованный человек, интеллектуальный, умный, интеллект, зависящий от индивидуальности; प्रज्ञा ( Праджня ) означает – интеллект, суждение, умственное отношение, конкретная шакти или энергия, проницательность, умственная предрасположенность, истинная или трансцендентная мудрость, осознание, менталитет, понимание, различение , знание; и प्राज्ञा ( Праджня ) означает – понимание, интеллект. [ 3 ]
В состоянии глубокого сна Атман , ограниченный Праной , жизненным дыханием, называется Праджней . [ 4 ]
Ведическая ссылка
[ редактировать ]Есть несколько ведических мантр , намекающих на Праджню, мудрого и образованного интеллектуала. [ 5 ] то же самое относится и к Иша Упанишаде , принадлежащей Шукла Яджурведе . [ 6 ]
Даянанда Сарасвати , переводя и комментируя Риг Веду , обращает внимание на мудреца Риг Веды , который говорит нам:
- Это седовласый, хорошо сложенный старик, герой слуха и стремления к богам.
- Пусть Твашта благословит людей в нашем пупке, и пусть путь богов напьется ||2.3.9||
что сияющий, который кормит и питает, который обеспечивает рождение, который желает общения с учёными, он наверняка вскоре приобретёт широкое разнообразие знаний (и станет разумным и сознательным). [ 7 ] И Вишвамитре , который говорит нам:
- Что бы вы ни принесли сегодня в этой жертве, мы приносим вам наши жертвы.
- Дхрувамайя Дхрувамуташамиштах праджанан видван уп йахи сомам ||3.29.16||
что те, кто постоянно стремится понять пути и методы объективного мира, его происхождение и бытие, обязательно достигают божественности ( айшварьи ). [ 8 ] Саяна, комментируя мантру III.27.7, отмечает, что наиболее распространенными значениями майи являются праджня («разум») и капата («обман»). [ 9 ] и что крату составного слова Сукрату в мантре I.20.8 подразумевает либо карму (действие), либо праджню («знание»). [ 10 ]
В «Бхагавад-гите», которую некоторые считают Пятой Ведой , есть рассуждения о стхита-праджнясье ( санскрит : स्थितप्रज्ञस्य ), в которых Господь Кришна описывает качества человека с устойчивым интеллектом. [ 11 ]
Ссылка на Упанишады
[ редактировать ]Третья глава Айтарейя Упанишады учит – Татпраджнянетрам праджняне пратиштхитам праджнянетро локах праджнанам брахма (III.i.3), что все сущее, все явления космические и психические коренятся в Праджне , т.е. Сознании, а Сознание – это Брахман, в этом отношении Ади Шанкара в своем комментарии утверждает, что Брахман имеет соответствующие имена и формы. обусловленные расходящимися телами; это одна и та же сущность, которая стала разнообразной при всех условиях, познана во всех отношениях и по-разному мыслится всеми существами, а также логиками. А в Каушитаки Упанишаде III.iii.4 Индра описывает «Смерть» как полное погружение в Прану, когда Прана и Праджня («сознание» или «я»), которые вместе живут в теле и вместе уходят, становятся одним. . [ 12 ] Основная тема Каушитаки Упанишады заключается в том, что без Праджни чувства не работают, что является знанием, поскольку благодаря знанию человек видит ясно; Праджня – это Брахман , и все сущее коренится в Брахмане. Прана — это Праджня , самосознание. Именно Праджня овладевает речью, и с помощью речи человек обретает слова; захватывает нос, и человек ощущает запахи; овладевает глазом, и человек обретает все формы; овладевает ухом, и человек улавливает все звуки; овладевает языком, и человек обретает все вкусы пищи; овладевает руками, и человек получает все действия; овладевает телом, и человек получает удовольствие и боль; овладевает органом, получает счастье, радость и потомство; овладевает ногами, человек обретает все движения и овладевает умом, и он обретает все мысли, без Праджни никакие мысли не достигают успеха. [ 13 ]
Ведантасара без атрибутов говорит нам, что Брахмана следует рассматривать как Ниргуну ; Брахман — единственная реальность, все остальное — Анатман , небытие и незнание. Невежество двояко; Брахман в отношении тотальности невежества, как Ишвара, обладает всеми атрибутами творца и правителя мира, но в отношении особого невежества — это индивидуальная душа, дефектный разум, Прагья (प्राज्ञ) – अस्य प्राज्ञात्वमस्पष्टोपा धितयानतिप्रकाशकत्वात् ||४४||. [ 14 ] Разум в своей невидимой форме относится к Брахману – Анандабхук Четомукхах Праджна («Праджня, наслаждающийся блаженством, которому помогает Сознание» ( Мандукья Упанишада 5)), всезнающей реальности, в своей видимой форме это провидящая Джива , которая способен отличить себя от Ишвары – тогда Сата Сомья становится наделенной («Тогда (в сон без сновидений), мой дорогой, он (Джива) становится единым с Существованием (Ишварой)» ( Чандогья Упанишада VI.viii.1)). [ 15 ]
Гаудапада в своей Карике Мандукья-упанишады обращается к трем состояниям сознания: к единому Атману, воспринимаемому тройственно в одном и том же теле, и тройственному удовлетворению; он обращается к Вайшванаре – जागरितस्थानो बहिष्प्रज्ञः, чья сфера действия – состояние бодрствования, к Тайджасе – Соня, сферой которого является состояние сна, и Праджне (प्राज्ञ), чья сфера в форме только потому, что глубокий сон лишен сновидений, как масса сознания, как Акаша в сердце и как блаженный. Он утверждает, что «Сон» — это неправильное восприятие реальности, «Сон» — это состояние, в котором человек не знает, что такое реальность; когда ложный опыт в этих двух состояниях исчезает, Турия реализуется (Гаудапада Карика I.vii.15). А Ягьявалкья в Брихадараньяка-упанишаде советует разумному искателю Брахмана, познающему только Я, следует практиковать мудрость ( праджню ) и не думать слишком много слов, поскольку это утомляет орган речи. [ 16 ]
Свами Гамбхирананда объясняет, что состояние, в котором спящий не желает никаких приятных вещей и не видит никаких снов, — это глубокий сон, а Праджня — это дверь к переживанию сна и состояний бодрствования. Праджня — это Я как универсальная личность в глубоком сне. Яджнавлькья говорит Джанаке, что Чидакша , Самость природы Сознания, является сознанием, стоящим за разумным звуком, и источником Шабда Брахмана, чья первичная форма - Аум , слово которого следует медитировать как Праджня («Знание»), сокровенное сознание. [ 17 ]
Справочник по йоге
[ редактировать ]Йога -сутры Патанджали охватывают интеллектуальный план от среднего уровня осознания до расширенного измерения сверхсознания. Согласно Патанджали , самадхи — это последний аспект восьмеричного пути, который ведет к реализации йоги , объединяющей смертное с бессмертным, а праджня — это состояние совершенства, единой, совершенно неделимой сущности. Совершенный йогин , достигнув этого Высшего состояния, становится полным ничтожеством. [ 18 ] Патанджали утверждает – तस्य वाचकः प्रणवः, что слово, выражающее Его, — это Ом, но простого восполнения Ом недостаточно, поскольку следует также медитировать на его значении для обретения знания Атмана и устранения препятствий на пути к этому знанию на пути к достижению Нирвичара Самадхи. когда ум становится Чистое и – ऋतम्भरा तत्र प्रज्ञा в этом самадхи считается, что знание наполнено истиной, которая выходит за рамки умозаключений и писаний. [ 19 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Произношение на хинди
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Монье-Вильямс. «Санскритский словарь 1899 г., изд.» . Санскрит-лексикон.
- ^ Монье-Вильямс. «Санскритский словарь 1899 года, изд.» (PDF) . Санскрит-лексикон.
- ^ «Санскритский словарь» . Разговорный санскрит.
- ^ Свами Нихилананда (январь 2003 г.). Основные Упанишады . Публикации Courier Dover. п. 225. ИСБН 9780486427171 .
- ^ Антонио Т.Де Николас (2003). Медитации через Риг Веду . iUniverse. п. 261. ИСБН 9780595269259 .
- ^ Упанишады . Публикация Ашрама Шри Ауробиндо. 2004. с. 162. ИСБН 9788170587491 .
- ^ Ригведа т.2 . Арья Самадж, Джамнагар. п. 20.
- ^ Ригведа т.2 . Арья Самадж, Джамнагар. п. 331.
- ^ Джон Бокер (10 апреля 1975 г.). Проблемы страдания в религиях мира . Издательство Кембриджского университета. п. 229. ИСБН 9780521099035 .
- ^ Ригведа (1866 г.). Риг Веда Санхита . п. 12.
- ^ Мукундананда . «Бхагавад Гита – Глава 2, стих 54» . Проверено 17 апреля 2021 г.
- ^ СКСен (2008). Мистическая философия Упанишад . Издательство Генезис. стр. 28, 313. ISBN. 9788130706603 .
- ^ Махендра Куласрешта (2006). Золотая книга Упанишад . Лотос Пресс. стр. 104, 107, 117, 119, 120. ISBN. 9788183820127 .
- ^ Индийская библиотека, том XV . Азиатское общество Бенгалии, 1858 г. Изд. 1858. с. 2.
- ^ Метафизика Упанишад . Издательство Генезис. Ноябрь 2004 г. с. 65. ИСБН 9788177557565 .
- ^ Упанишады . Исламские книги. 1949. стр. 67–70, 172.
- ^ ИсламКотоб. Упанишады . Исламские книги. п. 151153207.
- ^ Хариш Раджа (январь 2000 г.). Праджня Йога . Прабхат Пракашан. п. 68. ИСБН 9788187100508 .
- ^ Патанджали Йога-сутры . Шри Рамакришна Матх. стр. 32, 54.