Махакали
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( сентябрь 2022 г. ) |
Махакали | |
---|---|
Мать Богиня Богиня времени и смерти [1] | |
Член Махавидьи | |
![]() Махакали, Национальный музей, Дели | |
Деванагари | Махакали |
Санскритская транслитерация | Махакали |
Принадлежность | Парвати , Шактизм , Кали , Лакшми , Тридеви , Сарасвати. |
Обитель | Манидвипа |
Мантра | ॐ Крим Калика Намах ом крим каликаяи намах Ом Кали Махакали Калике Пармешвари Сарвананд Каре Деви Нараяни Намостуте: ом Кали Махакали Калике Парамешвари Сарвананд Каре Деви Нараяни Намостуте |
Оружие | Щит Дхал , тришул , меч , кинжал , акшай патра , лук и стрелы , ятаган , кобра , гада , Веды , шакрам , петля , ваджра , раковина |
Махакали ( санскрит : महाकाली , латинизировано : Махакали ) — индуистская богиня времени и смерти в богоцентрической традиции шактизма . Она также известна как высшее существо в различных Тантрах и Пуранах.
Подобно Кали , Махакали — жестокая богиня, связанная с универсальной силой, временем, жизнью, смертью, а также возрождением и освобождением. Она супруга Бхайравы , бога сознания, основы реальности и существования. Махакали на санскрите этимологически является феминизированным вариантом Махакалы , или Великого Времени (которое также интерпретируется как Смерть ), эпитета божеств Нарасимхи и Шивы в индуизме.
Значение
[ редактировать ]Происхождение Махакали содержится в различных пуранических и тантрических индуистских писаниях ( шастрах ). В текстах шактизма она по-разному изображается как Ади-Шакти , Первозданная Сила Вселенной, тождественная Высшей Реальности, или Брахману . Она также известна как (женская) Пракрити или Мир в отличие от (мужского) Пуруши или Сознания, или как одно из трех проявлений Махадеви (Великой Богини), которые представляют три Гуны или атрибуты в философии санкхьи . В этой интерпретации Махакали представляет Тамас или силу инерции. Общее понимание текста Деви Махатмьи («Величие Богини»), более поздней интерполяции в Маркандейя-пурану, считающуюся основным текстом шактизма (ветви индуизма, которая считает Дургу высшим аспектом Бога ), приписывает разные формы Богини ( Махасарасвати , Махалакшми и Махакали ) в каждом из трех эпизодов. Здесь Махакали назначен на первый эпизод. Ее описывают как абстрактную энергию, Йоганидра Вишну .
Иконография
[ редактировать ]В популярном индийском искусстве Махакали чаще всего изображается с сине-черным цветом лица.
Ее самое распространенное иконографическое изображение с четырьмя руками изображает каждую руку, несущую хадху в форме полумесяца, меч хатвал , тришул (трезубец), отрубленную голову демона и чашу или чашу из черепа ( капала ), собирающую кровь отрубленной головы. . Ее глаза описываются красными от опьянения и абсолютной ярости, волосы растрепаны, изо рта иногда торчат маленькие клыки, а язык валяется. Кровь демонов, которых она убивает, капает из ее высунутого языка, поглотив его. Она украшена гирляндой, состоящей из голов убитых ею демонов, число которых по-разному насчитывается: 108 (благоприятное число в индуизме и число счетных бусинок на Джапа Мала , похожих на четки , для повторения мантр ) или 50. который представляет буквы санскритского алфавита, Деванагари , и носит юбку, сделанную из рук демона.

Ее десятиглавое изображение (дашамукхи) известно как 10 Махавидьев Махакали, и в этой форме она, как говорят, представляет десять Махавидьев или «Великую Мудрость (Богиню)». Иногда ее изображают сидящей на пылающей могиле или гниющем трупе. Ее цвет лица описывается как цвет ночного неба, лишенного звезд. В этом виде она изображается имеющей десять голов, тридцать пылающих глаз, десять рук и десять ног, но в остальном обычно соответствует четырехрукой иконе в других отношениях. В каждой из ее десяти рук находится орудие, которое в разных источниках различается, но каждая из них представляет силу одного из дэвов и часто является опознавательным оружием или ритуальным предметом данного дэва. Подразумевается, что Махакали включает в себя силы, которыми обладают эти божества, и несет ответственность за них, и это соответствует интерпретации, согласно которой Махакали тождественна Брахману. » или одноголовое изображение не изображает десять голов, Хотя « экамухи оно может изображаться с десятью руками, что означает ту же концепцию: силы различных богов приходят только через нее. милость .
На любом из этих изображений она изображена стоящей на распростертом, инертном теле Шивы. Это интерпретируется по-разному, но наиболее распространенным является то, что Махакали представляет Шакти , силу чистого творения во вселенной, а Шива представляет чистое Сознание , которое инертно само по себе. Хотя это продвинутая концепция монистического шактизма, она также согласуется с Недвойственной Трики философией Кашмира , широко известной как Кашмирский Шиваизм и наиболее известной из которых связана с Абхинавагуптой . Существует разговорная поговорка: «Шива без Шакти — это Шава», что означает, что без силы действия (Шакти), то есть Махакали (представленной как короткое «я» в Деванагари), Шива (или само сознание) неактивен; Шава на санскрите означает труп , и игра слов заключается в том, что за всеми санскритскими согласными следует короткая буква «а», если не указано иное. Короткая буква «i» представляет женскую силу или Шакти, активирующую Творение. Это часто является объяснением того, почему она стоит на Шиве, который является ее мужем в шактизме, а также Верховным Богом в шактизме. Шиваизм . Другое понимание состоит в том, что дикая разрушительная Махакали может остановить свою ярость только в присутствии Шивы, Бога Сознания, чтобы баланс жизни не был полностью нарушен дикой природой.
Джайнские убеждения
[ редактировать ]Ачалгачч Шветамбара секты джайнистской основал в Павагадхе В 12 веке нашей эры Ачарья Арьяракшицури с обещанием защиты сангхи со стороны Махакали . Он был недоволен неправильными практиками, которые проникли в поведение джайнских монахов из-за влияния яти . Он пытался провести реформы, но потерпел неудачу. Поэтому он поднялся на холм, чтобы совершить саллехану . Легенда гласит, что перед ним предстала полубогиня Махакали и попросила Ачарью не совершать саллехану , сказав, что он единственный, кто может распространять правду. Она попросила его основать новый орден, основанный на истине Агам , и заверила его, что защитит мирских последователей нового порядка и что они будут процветать. Таким образом, в 1112 году н. э. Ачарья Арьяракшицури основал Ачалгачч (или Виддхипакш) в Павагадхе и назначил полубогиню Махакали адхиштхайикой ( божество перевод: -защитник ) гаччи . Основатель Шраваки Гаччи в идола Махакали установил на холме знак своего почтения. Это идол и святыня, на которую позже посягнули индуисты. [2] [3] [4] Под руководством Ачарьи Кальянсагарсури, монаха и реформатора Ачалгача, шраваки Шет Вардхаман и Шет Падамшин реконструировали храм Махакали в Павагаде в 16 веке нашей эры. [3] [4] В хвалебном стихотворении, посвященном Джиравале Паршванатхе храмы, существовавшие в Павагадхе . и написанном джайнским монахом Дипвиджаем Кавираджем в конце XVIII века н.э., подробно описаны [3] Махакали считался божеством-защитником Ачалгаччи и его мирских последователей. Она также является Шасана-деви Пяти. й Тиртханкара Суматинатха .

Кашмирский шиваизм
[ редактировать ]В кашмирском шиваизме высшая форма Кали — это Каласанкаршини, ниргуна , бесформенная и часто изображаемая в виде пламени над головой Гухьякали, высшей грубой формы Кали. В непальском неварском искусстве как форма, так и бесформенные атрибуты Кали часто представляются в одной художественной форме, показывающей иерархию богинь в их традиции. В нем образ Гухьякали достигает кульминации в пламени с Каласанкаршини, высшим божеством в последовательности, которое поглощает время внутри себя и представляется исключительно как пламя, представляющее Пара Брахман . [5] Она подобна божественной актрисе в своей собственной универсальной пьесе, которая принимает форму и роль Шришти Кали, Ракты Кали, Ямы Кали, Самхары Кали, Мритью Кали, Рудры Кали, Махакаалы Кали, Парамараки Кали, Калагнирудры Кали, Мартанды Кали, Стхитинаши Кали. и Махабхайравагагорачанда Кали, которая есть не кто иной, как Каласанкаршини Кали. [ нужна ссылка ]
Литература
[ редактировать ]![]() | Этот раздел содержит слишком много или слишком длинные цитаты . ( сентябрь 2022 г. ) |
Кали Сахасранама Стотра из Калика Куласарвасва Тантры утверждает, что она верховная (парама) и действительно Дурга , Шрути , Смрити , Махалакшми , Сарасвати , Атман Видья и Брахмавидья . [6] В Маханирвана-тантре ее называют Адья или Изначальная Кали, источник и пожирательница всего сущего:
Поскольку Ты пожираешь Калу, Ты — Кали, изначальная форма всех вещей, и поскольку Ты — Источник и пожираешь все вещи, Тебя называют Адья Кали. Возобновляя после Растворения Твою собственную форму, темную и бесформенную, Ты один остаешься Единым невыразимым и непостижимым. Хотя Ты имеешь форму, но Ты бесформен; хотя Ты Сам без начала, многообразен силой Майи, Ты — Начало всего, Создательница, Защитница и Разрушительница. [7]
Маркандейя -пурана описывает Махакали как Нерожденную, Вечную, Махамари и Лакшми после убийства ею Сумбы и Нисумбы :
Все это яйцо Брахмы, о царь, пронизано ею, которая есть Махакали в Махакале и имеет природу Великой Богини-Разрушителя. Она действительно является Махамари в сужденное время; она действительно есть творение, Нерожденная; она действительно Вечная дает устойчивость созданным существам в их предназначенное время. Она действительно Лакшми, дарующая процветание домам людей, пока она пребывает в них; и она действительно, когда ее нет, становится богиней удачи к их разрушению. Когда ее воспевают и ей поклоняются с цветами, благовониями, благовониями и другими подношениями, она дарует богатство, сыновей и ум, блестящий в праведности. [8]
— Старая Маркандея , Песнь XCII.
В «Деви Бхагавата-пуране » четырехрукий Вишну описывается как неспособный победить Мадху-Кайтабху . Устав от попыток их уничтожить, он решает немного отдохнуть. даровала им дар Ичамритью, или смерть по желанию За это время он узнал, что высшая Шакти . ему не удастся Понимая, что убить двух данавов , он решил принять прибежище Махакали:
Тогда верховный йогин, Бхагаван Вишну, обладающий безмерным духом, начал со сложенными ладонями восхвалять великого Бхуванешвари Маха Кали, дарующего блага для уничтожения данавов. «О Деви! Я склоняюсь перед Тобой, о Махамайя, Создательница и Разрушительница! Ты безначальный и бессмертный! О благоприятный Чандике! Даритель наслаждения и освобождения. Я не знаю Твоих форм Сагуны или Ниргуны; откуда же мне знать славные дела Твои, как бы они ни были бесчисленны». [9]
- Деви Бхагавата Пурана , Книга 1, Глава 9.
В нескольких других писаниях также утверждается, что Махакали — изначальное существо. Некоторыми примерами этого являются Махабхагавата Пурана , Рудраямала и Калика Пурана . [10] В главах 13 и 23 « Нила-тантры» она названа причиной всего, Гаятри , Лакшми, Махамайей, Парамешвари , всеведущей , которой поклоняется сам Шива, великим абсолютом (махапара), верховной (парама), матерью высшей реальности ( парапарамба) и Атман . [11] Девьягама утверждают , и последующие Тантра Шастры что ее собственная форма — Пара Брахман (парабрахмасварупини). Ее также по-разному называют Душой вселенной, Параматманом , Биджей и Ниргуной . [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хардинг (1993) , с. 53.
- ^ Муни, Ратнапрабхавиджай. «Шрамана Бхагван Махавира, часть 5» .
- ^ Jump up to: а б с Ачарья, Джагаччандрасури. «Павагадх Тиртх ки Этихасикта» .
- ^ Jump up to: а б Ачарья Калапрабхасури. «Этихасик Тирт Павагад Чампанер - Арья Кальян Гаутам Смрути Грантх» .
- ^ Pal (2004) , pp. 29–33.
- ^ Калика Куласарвасва [1] Калика Сахасранама
- ^ Авалон (1913a) , Глава 4 .
- ^ Паргитер (1904) , Песнь 92
- ^ Виджнянанананда (1921) , Книга 1, Глава 9 .
- ^ Трипати (1994) , стр. 173 .
- ^ Kak (1938) , [2] .
- ^ Авалон (1913b) , [3] .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Хардинг, Элизабет Уша (1993). Кали: Черная богиня Дакшинешвара . Николя-Хейс. ISBN 0-89254-025-7 .
- Пал, Пратападитья (2004). Непал: старые образы, новые идеи . Индия: Публикации Марга. ISBN 978-8185026688 .
- Маркандейа-пурана: перевод с примечаниями . Перевод Паргитера, Фредерика Идена. Индия: Азиатское общество. 1904 г. - через Wisdomlib.org.
- Деви Бхагавата Пурана . Перевод Виджнянананды, Свами. Индия: Офис Panini в Аллахабаде. 1921 г. - через Wisdomlib.org.
- Великое Освобождение: Маханирвана Тантра . Перевод Авалона, Артура. Мадрас: Ганеш и компания, 1913a - через Archive.org.
- Рудра Ямала Тантра . Перевод Трипати, Рудрадева. Нью-Дели: Публикации Ранджана. 1994 г. - через Archive.org.
- Брихан Нила Тантрам . Перевод Как, Рамачандра. Кашмир: Кашмирская торговая пресса. 1938 г. - через Archive.org.
- Тантрические тексты (PDF) . Перевод Авалона, Артура. Лондон: Лузак и компания, 1913b - через Archive.org.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чаттерджи, Шома А. (2006). Богиня Кали из Калькутты . Дистрибьюторы издателей UBS. ISBN 81-7476-514-Х .
- Коберн, Томас Б. (1991). Встреча с богиней: перевод Деви-Махатмьи и исследование ее интерпретации . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-0446-3 .
- Даллапиккола, Анна (2002). Словарь индуистских преданий и легенд . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-51088-1 .
- Кали, Девадатта (2003). Во славу богини: Девимахатмьям и ее значение . Николя-Хейс. ISBN 0-89254-080-Х .
- Кинсли, Дэвид (1977). Меч и флейта: Кали и Кришна, мрачные видения ужасного и возвышенного в индуистской мифологии . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-03510-0 .
- Кинсли, Дэвид (1987). Индуистские богини: видение божественной женственности в индуистских религиозных традициях . Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-0379-5 .
- Кинсли, Дэвид (1997). Тантрические видения Божественной Женственности . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-20499-9 .
- Макдэниел, июнь (2004 г.). Предложение цветов, кормление черепов: популярное поклонение богине в Западной Бенгалии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-195-16791-0 .
- Макдермотт, Рэйчел Фелл (2001). Мать моего сердца, дочь моей мечты: Кали и Ума в религиозной поэзии Бенгалии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-513435-4 .
- Макдермотт, Рэйчел Фелл; Крипал, Джеффри Дж., ред. (2003). Встреча с Кали: на окраинах, в центре, на западе . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-23240-2 .
- Мукерджи, Аджит (1988). Кали: Женская сила . Темза и Гудзон. ISBN 978-0500275054 .
- Пинчман, Трейси (1994). Возвышение Богини в индуистской традиции . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-2112-0 .
- Пинчман, Трейси, изд. (2001). В поисках Махадеви: конструирование личности Великой индуистской богини . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-791-45008-2 .
- Сена, Рамапрасад (1999). Благодать и милосердие в ее растрепанных волосах: избранные стихи богине-матери . Хом Пресс. ISBN 0-934252-94-7 .
- Свобода, Роберт Э. (1986). Агора, по левую руку Бога . Братство Жизни. ISBN 0-914732-21-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Махакали, на Викискладе?
- Шри Махакали Чалиса. Архивировано 25 сентября 2020 г. в Wayback Machine.