йогамайя
йогамайя | |
---|---|
Богиня иллюзий [ 1 ] | |
Другие имена | Махамайя, Дурга , Виндхьявасини, Нараяни, Бхадракали, Амбика, Эканамша |
Принадлежность | Шактизм , Вайшнавизм |
Обитель | Вайкунтха , Виндхья |
Тексты | Бхагавата Пурана |
Фестивали | Вайкунтха экадаши |
Генеалогия | |
Рожденный | |
Родители | Нанда (отец), Яшода (мать) |
Династия | Ядувамша |
Йогамайя ( санскрит : योगमाया , букв. «иллюзорная сила», IAST : Йогамайя ), также почитаемая как Виндхьявасини , Махамайя и Эканамша , — индуистская богиня.
В вайшнавской традиции ей присвоен эпитет Нараяни . [ 2 ] [ 3 ] и служит олицетворением . сил иллюзии Вишну [ 4 ] Божество рассматривается как доброжелательный аспект богини Дурги в « Бхагавата-пуране» . считают ее Шакты формой Ади Шакти . В индуистской литературе она родилась в семье Ядавов , как дочь Нанды и Яшоды . [ 5 ]
Этимология
[ редактировать ]относится к «внутренней энергии Бхагавана , которая организует и усиливает все его игры» Йогамайя в Бхагавад-гите . [ 6 ]
Богиня Виндхьявасини получила свое имя от хребта Виндхья , что буквально означает «та, которая обитает в Виндхье». [ 7 ]
Легенда
[ редактировать ]Во время рождения Кришны , восьмого ребенка Деваки и Васудевы , Йогамайя родилась одновременно в доме Нанды и Яшоды , по указанию Вишну . Васудева заменил Кришну этой дочерью Яшоды. Когда Камса попытался убить этого младенца, полагая, что она была его предсказанным убийцей, она вырвалась из рук Камсы и превратилась в свою форму Дурги . Она сообщила тирану, что его убийца уже родился в другом месте, а впоследствии исчез из тюрьмы Матхуры .
Ребенок, Йога-майя-деви, младшая сестра Господа Вишну, выскользнула из рук Камсы и появилась в небе как Деви, богиня Дурга, с восемью руками, полностью вооруженная оружием.
- Шримад Бхагаватам , Песнь 10, Глава 4, Стих 9. [ 8 ]
О Камса, глупец, какой смысл убивать меня? Верховная Личность Бога, который был вашим врагом с самого начала и который непременно убьет вас, уже принял рождение где-то в другом месте. Поэтому не убивайте без надобности других детей.
- Шримад Бхагаватам , Песнь 10, Глава 4, Стих 12. [ 9 ]
Местные жители полагают, что после этого она решила поселиться в горах Виндхьячала, где в настоящее время расположен ее храм. [ 10 ]
Шактизм
[ редактировать ]Авторы Констанс Джонс и Джеймс Д. Райан полагают, что Виндхьявасини упоминается в Деви Махатмье , важном тексте, в котором представлены различные воплощения или формы Верховной Богини Шактизма ( Махадеви ). Она также упоминается в местном тексте начала XIX века под названием Виндхья Махатмья. В обоих случаях она понимается как Высшая Реальность во всей ее целостности. Она также отождествляется с Парвати , которую считают «высшим божеством». [ 11 ]
Вайшнавизм
[ редактировать ]Часть серии о |
Вайшнавизм |
---|
Йогамайя считается воплощением внутренней или внешней энергии Вишну или его аватара Кришны В вайшнавизме . [ 12 ] Богиня, также называемая Вайшнави Махамайей , принимает ряд проявлений, таких как Дурга , Амбика, Кшемада и Бхадракали , согласно Вишну Пуране . [ 13 ]
В «Бхагавата-пуране» асура Хираньякша высмеивает Вараху Вишну и ссылается на Йогамайю : [ 14 ]
Вы наняты нашими врагами для нашего уничтожения? Вы убиваете асуров с помощью майи и таким образом побеждаете их обманным путем. О глупец, я излечу печали моих друзей, убив тебя, чья сила заключается в йога-майе, но у тебя мало личной храбрости.
- Бхагавата-пурана , глава 18.
Согласно литературной поэме 17-го века под названием « Мукундавиласа» , когда Бхудеви и Брахма обращаются к Вишну с просьбой вмешаться в земные дела из-за притеснений Камсы и Шишупалы , он нанимает ряд божеств, чтобы помочь ему в его аватаре Кришны: Лакшми. должна родиться как Рукмини , Бхудеви должна проявиться как Сатьябхама , Шеша должна воплотиться как Баларама , и Йогамайе поручено родиться дочерью Яшоды. [ 15 ]
В повествованиях о Кришне божество использует явление Йогамайи , чтобы проводить время с пастушками Гокулама , гопи . Во время своих блаженных игр с гопи именно Йогамайя создает духовных двойников каждой гопи в их домах, чтобы они также могли выступать в качестве целомудренных жен для своих мужей, одновременно пребывая в божестве. [ 16 ]
В Бхагавад-гите , когда Арджуна задается вопросом, почему игры и истинная форма Кришны не видны смертным, он отвечает, заявляя, что его проявления не видны всем людям и что он скрыт своей иллюзорной энергией. [ 17 ]
Когда асур Джаландхара ведет войну против Шивы , чтобы похитить Парвати , Вишну использует Йогамайю как иллюзорную форму, чтобы разрушить целомудрие жены асура, Вринды . Это позволяет Шиве одержать победу в своей войне. [ 18 ]
Благодаря служению Йогамайи Вишну, божество предлагает ей экадаши ( одиннадцатый день каждого месяца) для поклонения в ее честь. [ 19 ]
Храмы
[ редактировать ]Храм Йогамайи расположен в Виндхьячале , в 8 км от Мирзапура, на берегу реки Ганг , в штате Уттар-Прадеш . [ 20 ] Еще одна святыня находится в Бандле, штат Химачал-Прадеш, и ее также называют храмом Бандла Мата. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Огромная толпа посещает храм, особенно во время Наваратри в индуистские месяцы Чайтра и Ашвин . В месяц Джьештха здесь проводятся соревнования Каджали. [ 22 ] [ 23 ] Храм является одним из самых почитаемых Шакти Питов в Индии. Виндхьявасини Деви также известна в народе под именем Каджала Деви. Богиня Кали изображена в образе Виндхьявасини Деви. [ 22 ] [ 23 ]
находится храм Сарасвати В 3 км на холме под названием Храм Аштбхуджа, а в пещере - храм богини Кали под названием Храм Кали Хох. Паломники предпочитают посещать эти три храма, что является частью обряда под названием Трилокан Парикрама . [ 22 ] [ 23 ]
Говорят, что храм Йогмая или Джогмая в Мехраули , Нью-Дели, был построен Пандавами в конце войны Махабхараты . В джайнских писаниях двенадцатого века говорится, что древний город Мехраули когда-то назывался Йогинипура в честь храма.
В Керале богине Дурге в ее воплощении как Йога-Нидра или Йогамайя поклоняются в священном лесном храме Иринголе Каву штата , расположенном в районе Эрнакулам . Кералы Этот храм является одним из знаменитых каву , или священных рощ . Он также считается одним из 108 храмов Дурги в штате, освященных самим Господом Парашурамой .
Богиня известна как «Биджасани деви» в центральной Индии, а храм Биджасани Мата находится на границе Махараштры и Мадхья-Прадеша.
также есть храм, посвященный этой богине, В Покхаре , Непал, под названием Храм Биндхьябасини . [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Богиня в Индии: пять ликов вечной женственности . Саймон и Шустер. Сентябрь 2000 г. ISBN. 9781594775376 .
- ^ Синха, Пурненду Нараяна (1901). Исследование Бхагавата Пураны: или эзотерический индуизм . Фриман и Компания, Лимитед. п. 247.
- ^ Партасарати, VR; Партасарати, Инду (2009). Деви: Богини в индийском искусстве и литературе . Бхаратия Кала Пракашан. п. 133. ИСБН 978-81-8090-203-1 .
- ^ Бек, Гай Л. (1 февраля 2012 г.). Альтернативные Кришны: региональные и народные вариации индуистского божества . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 170. ИСБН 978-0-7914-8341-1 .
- ^ Кнапп, Стивен (2012). Индуистские боги и богини . Издательство Джайко. п. 32. ISBN 978-81-8495-366-4 .
- ^ www.wisdomlib.org (30 апреля 2017 г.). «Йогамайя, Йогамайя, Йога-майя: 13 определений» . www.wisdomlib.org . Проверено 12 сентября 2022 г.
- ^ Хоули, Джон Стрэттон; Вульф, Донна Мари (1998). Деви: Богини Индии Мотилал Банарсидасс Publ. п. 49. ИСБН 978-81-208-1491-2 .
- ^ «Сб 10.4.9» . vedabase.io/en/ . Проверено 24 февраля 2020 г. .
- ^ «Сб 10.4.12» . vedabase.io/en/ . Проверено 24 февраля 2020 г. .
- ^ Кришнан, Ю.А. (20 мая 2017 г.). Абхиманью: Принц-воин . С.А. Кришнан.
- ^ Джонс и Райан 2006 , с. 489.
- ^ Кнапп, Стивен (2012). Индуистские боги и богини . Издательство Джайко. ISBN 978-81-8495-366-4 .
- ^ Варадпанде, Манохар Лаксман (2009). Мифология Вишну и его воплощений . Издательство Гян. п. 15. ISBN 978-81-212-1016-4 .
- ^ www.wisdomlib.org (24 июля 2022 г.). «Битва Хираньякши с Варахой [глава 18]» . www.wisdomlib.org . Проверено 12 сентября 2022 г.
- ^ Унни, Н.П. (1995). Нилакантха Дикшита . Академия Сахитья. п. 25. ISBN 978-81-7201-803-0 .
- ^ Швейг, Грэм М. (26 июня 2018 г.). Танец божественной любви: классическая индийская история священной любви: Раса-лила Кришны . Издательство Принстонского университета. п. 136. ИСБН 978-0-691-19017-4 .
- ^ www.wisdomlib.org (8 мая 2020 г.). «Стих 7.25 [Бхагавад-гита]» . www.wisdomlib.org . Проверено 28 сентября 2022 г.
- ^ Пинчман, Трейси (25 августа 2005 г.). Гости на свадьбе Бога: празднование Картика среди женщин Бенареса . СУНИ Пресс. п. 81. ИСБН 978-0-7914-6595-0 .
- ^ Райнхарт, Робин (2004). Современный индуизм: ритуал, культура и практика . АВС-КЛИО. п. 142. ИСБН 978-1-57607-905-8 .
- ^ «Виндхьячал Дхам» . Район Мирзапур, правительство Уттар-Прадеша . Проверено 3 июля 2020 г.
- ^ «Добро пожаловать на официальный сайт Маа Виндхьявасини Деви» . Виндхьячал Мандир . 19 марта 2023 г. Проверено 13 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Храм Виндхьячал | Виндхьячал Мандир | Скачать | Веб-сайт» . vindhyachaltemple.com .
- ^ Jump up to: а б с д «Полная информация о храме Виндхьячал, расстоянии, отелях и туристических достопримечательностях» . www.vindhyachalmandir.com . 19 марта 2023 г. Проверено 13 июня 2023 г.
- ^ Гален Роуэлл; Джон Эверингем; Джим Гудман (1997). Покхара в тени Аннапурны . Книга Фейт Индия. п. 29. ISBN 978-974-89765-4-9 .
5.↑ Раскрытие богатой истории храма Виндхьячал
Библиография
[ редактировать ]- Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2006). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. ISBN 9780816075645 .