Катьяяни
Катьяяни | |
---|---|
Богиня силы | |
Дочь мудреца Катьяяны, поэтому известная как Катьяяни. | |
Принадлежность | Аватар Дурги |
Планета | Юпитер |
Мантра | Чандрахасойджвалакара шардулаваравахана. Благоприятна Катьяяни, богиня молока, истребительница демонов. |
Оружие | Хадга (длинный меч) Падма или Лотос , Абхаямудра, Варадамудра. |
Устанавливать | Лев |
Генеалогия | |
Родители |
|
Катьяяни (कात्यायनी) — аспект Махадеви и убийца тиранического демона Махишасуры . Она шестая среди Навадург , девяти форм индуистской богини Дурги , которой поклоняются во время праздника Наваратри . [ 1 ] Ее изображают с четырьмя, десятью или восемнадцатью руками. Это второе имя, данное богине Ади Парашакти в Амаракоше , санскритском лексиконе ( богини Парвати — имена Ума , Катьяяни , Гаури , Кали , Хаймавати, Ишвари ).
В шактизме она связана с свирепыми формами Шакти или Дурги, богини-воительницы, к которой также относятся Бхадракали и Чандика . [ 2 ] Она традиционно ассоциируется с красным цветом, как и с Парвати , изначальной формой Шакти, факт, также упомянутый в Патанджали » «Махабхашье о Панини , написанном во 2 веке до нашей эры. [ 3 ]
Впервые она упоминается в Тайттирия Араньяке, части Яджурведы . В «Сканда-пуране» упоминается, что она была создана в результате спонтанного гнева богов, что в конечном итоге привело к убийству демона Махишасуры, восседавшего на льве. Это событие отмечается во время ежегодного фестиваля Дурга Пуджа в большинстве частей Индии. [ 4 ]
Ее подвиги описаны в « Деви-Бхагавата-пуране» и «Деви Махатмьям» , которые являются частью « Маркандея-пураны», приписываемой мудрецу Маркандейе Риши, написавшему ее на санскрите ок. 400-500 гг. н.э. В течение определенного периода времени ее присутствие также ощущалось в буддийских и джайнских текстах и нескольких тантрических текстах, особенно в Калика-пуране (10 век), в которой упоминается Уддияна или Одрадеса ( Одиша ), как местопребывание Катьяяни и Джаганнатха . [ 5 ]
В индуистских традициях, таких как йога и тантра , ей приписывается шестая Аджна -чакра или чакра Третьего глаза, и ее благословения можно получить, концентрируясь на этой точке. [ 1 ]
Источник
[ редактировать ]
Согласно Вамана Пуране, она была создана из объединенных энергий богов, когда их гнев на демона Махишасуру проявился в виде энергетических лучей. Лучи кристаллизовались в обители Катьяяны Риши , который придал ему правильную форму, поэтому ее также называют Катьяяни или «дочь Катьяяны». [ 6 ] В других текстах, таких как « Калика-пурана» , упоминается, что именно Риши Кайтьяяна первым поклонялся ей, поэтому она стала известна как Катьяяни . В любом случае она является демонстрацией или явлением Дурги , и ей поклоняются на шестой день фестиваля Наваратри . [ 7 ]

В Вамана Пуране очень подробно упоминается легенда о ее создании: «Когда боги искали Вишну в своем горе, он и по его приказу Шива , Брахма и другие боги испустили такое пламя из их глаз и лиц, что гора сияния Образовалась Катьяини, сияющая, как тысяча солнц, имеющая три глаза, черные волосы и восемнадцать рук. Шива дал ей свой трезубец Вишну. Сударшан чакра или диск, Варуна - шанкха , раковина, Агни - дротик, Ваю - лук, Сурья - колчан, полный стрел, Индра - молния , Кувера - булава , Брахма - четки и кувшин для воды , Кала - щит и меч. , Вишвакарма боевой топор и другое оружие. Таким образом, вооруженная и обожаемая богами, Катьяяни отправилась в Майсур. Там асуры увидели ее и, очарованные ее красотой, так описали ее Махишасуре, своему царю, что он очень хотел заполучить ее, и она сказала ему, что ее нужно победить в бою. форма Махиши, быка и сражающегося; наконец Дурга спешилась со своего льва, вскочила на спину Махиши, который был в форме быка, и своими нежными ногами ударила его по голове с такой ужасной силой, что он упал на землю без чувств. [ 8 ] Затем она отсекла ему голову своим мечом и с этого момента ее называли Махишасурамардини , Убийца Махишасуры. [ 4 ] Легенда также встречается в Вараха-пуране и классическом тексте шактизма , Деви-Бхагавата-пуране . [ 9 ]
Другие легенды
[ редактировать ]Рактабиджа , помощник Колхасура, обладал силой ( Сиддхи ), благодаря которой каждая капля его крови, пролитая на землю, рождала демона. Благодаря этой силе Бхайрава не смог убить Рактабиджу. Катьяяни проглотила всю кровь Рактабиджи, не дав ей упасть на землю. Она создала Амрут Кунду (резервуар с нектаром), чтобы омолодить солдат Бхайравы, сыграв таким образом решающую роль в войне. Об этом свидетельствует ее храм к югу от Колхапура. [ 10 ] [ 11 ]
Вторым среди «Шактипитов» является Тулджа Бхавани ( Парвати ) из Тулджапура. Это семейное божество королевской семьи Бхосале, Ядавов и бесчисленного количества семей, принадлежащих к разным кастам. Основатель королевства маратхов Шиваджи всегда посещал храм в поисках ее благословения. Считается, что богиня Дурга Бхавани (Катьяяни) подарила ему меч – «меч Бхавани» – за успехи в его экспедициях. История храма упоминается в Сканда-пуране. [ нужна ссылка ]
Согласно Тантре , она раскрывается через Северный лик, который является одним из шести ликов Шивы . Это лицо голубого цвета и с тремя глазами, а также раскрывает Дэви , Дакшинакалику, Махакали , Гухьякали, Смашанакалику, Бхадракали , Экаджату , Угратару (свирепую Тару ), Таритни, Чхиннамасту , Ниласарасвати (Синюю Сарасвати ), Дургу , Джаядургу, Навадургу , Вашили, Дхумавати , Висалакши , Парвати , Багаламукхи , Пратьянгира , Матанги , Махишасурамардини, их обряды и мантры . [ 12 ]
Поклонение
[ редактировать ]В 10-й песни , 22-й главе « Бхагавата-пураны» описывается легенда о Катьяяни Врате , где молодые выданные на выданье дочери ( гопи ) пастухов Гокулы во Врадже поклонялись Катьяяни и давали врату , или обет, в течение всего месяца Маргаширша. , первый месяц зимы, чтобы сделать Кришну своим мужем. В течение месяца они ели только кичри без приправ , а после омовения в Ямуне на восходе солнца создавали глиняное божество богини на берегу реки и поклонялись идолу ароматическими веществами, такими как сандаловая паста, лампы, фрукты, орехи бетеля, недавно выращенные листья, ароматные вещества. гирлянды и благовония. Это предшествует эпизоду, в котором Кришна забирает их одежду, пока они купаются в реке Ямуна . [ 13 ] [ 14 ] Ей поклоняются и почитают на 6-й день Наваратри. Она также считается сестрой Сурьидева, Бога Солнца, и ей поклоняются вместе с ним во время фестиваля Чхат Пуджа в восточных частях Индии.
Деви-девственная богиня южной оконечности Индии, Деви Канья Кумари, считается аватаром Катьяяни или Парвати . Она богиня покаяния и Саньяса. Во время Понгала ( Тай Понгал ), праздника урожая, который совпадает с Макара Санкранти и отмечается в Тамилнаде , молодые девушки молились о дожде и процветании и в течение всего месяца избегали молока и молочных продуктов. Женщины принимали ванну рано утром и поклонялись идолу Катьяяни, вырезанному из мокрого песка. Покаяние закончилось в первый день месяца тай (январь – февраль) по тамильскому календарю . [ 15 ]
Молитвы
[ редактировать ]Мантра
[ редактировать ]Чандрахасойджвалакара шардулаваравахана. О богиня Катьяяни, разрушительница демонов, благоприятная
Чандрахасойджвалакара |
Шаардулавара Ваахана ||
Каатьяани Шубхам Даддья |
Деви Даанава Гхаатини ||
Ом Деви Катьяяньяи Намах: Ом Деви Катьяяньяи Намах
Чандрахасойджвалакара Шаардулаваравахана |
Катьяяни Шубхам Дадьяд Деви Данавагатини ||
Йа Деви Сарвабхутешу Ма Катьяяни Рупена Самстхита |
Намастасьяи Намастасьяи Намастасьяи Намо Намах || [ 16 ]
Медитационная мантра
[ редактировать ]Шестая Дурга — трёхглазая, стоящая на золотом командном колесе. Я поклоняюсь той дочери Катьяяны, чьи руки бесстрашны и которая держит шесть футов. Сварнагья Чакра Стхитам Шаштам Дурга Тринетрам. Варабхит Карам Шагпадмдхарам Катьяянсутам Бхаджами
Храмы
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Июль 2021 г. ) |
- Дели
- Храм Чхатарпур , построенный в 1974 году.
- Карнатака :
- Храм Шри Катьяяни Банешвар, Аверса , построенный в 1510 году нашей эры, оригинальные идолы, привезенные из Гоа во время португальского правления. [ 18 ]
- Керала :
- Храм Шри Картьяяни, Чертала , Алаппужа, Индия.
- Храм Шри Кумараналлор Картьяяни в Кумараналлоре в Коттаям . районе
- Раджастан :
- Храм Шри Катьяяни Шактипит Адхар Деви (Храм Арбуда Деви) на горе Абу в хребте Аравали . [ 20 ]
- Храм Шри Катаи Амман, Нелли Топпу в Ковилуре в городе Танджавур округа Танджор.
- Уттар-Прадеш :
- Храм Шри Катьяяни Пит во Вриндаване . [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Шестая форма Дурги» . Архивировано из оригинала 11 мая 2017 г. Проверено 14 июня 2009 г.
- ^ Религиозные верования и практики Северной Индии в период раннего средневековья , Вибхути Бхушан Мишра. Опубликовано БРИЛЛ, 1973 г. ISBN 90-04-03610-5 . Страница 22 .
- ^ Деви-махатмья: кристаллизация традиции богини , Томас Б. Коберн. Опубликовано Motilal Banarsidass Publ., 1988. ISBN 81-208-0557-7 . Страница 240 .
- ^ Jump up to: а б ГЛАВА VII. УМА. Индуистская мифология, ведическая и пураническая , У. Дж. Уилкинс. 1900. стр. 306
- ^ Уддияна Питха Иконография буддийской скульптуры Ориссы: текст Томаса Э. Дональдсона, Национальный центр искусств Индиры Ганди . Публикации Абхинава, 2001. ISBN 81-7017-406-6 . Страница 9 .
- ^ «Тема 1» .
- ^ Формы Дурги
- ^ «Шардия Наваратри 2021, день 6: история Маа Катьяяни, метод пуджи и значение» . Индостан Таймс . 10.10.2021 . Проверено 12 октября 2021 г.
- ^ Триумф богини: канонические модели и богословские видения Деви-Бхагавата-пураны Чивера Маккензи Брауна. СУНИ Пресс, 1990. ISBN 0-7914-0363-7 . Страница 97 .
- ^ Шри Катьяяни деви Бакор, Махисагар, Гуджарат
- ^ Шри Карвир Махатмья, автор – Даджиба Джоширао, издатель – Минал Пракашан, издание/год публикации – 2012 г.
- ^ Глава шестая: Шакти и Шакта Шакти и Шакта , Артур Авалон (сэр Джон Вудрофф), 1918.
- ^ История Шри Катьяяни Врата. Архивировано 12 июня 2010 г. в Wayback Machine. Бхагавата Пурана, 10-я Песнь, 22-я глава.
- ^ Древние индийские традиции и мифология: Пураны в переводе Джагдиша Лала Шастри, Арнольда Канста, Г. П. Бхатта, Ганеша Васудео Тагаре. Опубликовано Мотилалом Банарсидасом, 1970 г. Страница 1395 .
- ^ «История фестиваля Понгал» . Архивировано из оригинала 19 января 2010 г. Проверено 15 июня 2009 г.
- ^ «Наваратри 2021, день 6: Поклонение Маа Катьяяни» . Индия сегодня . 12 октября 2021 г. . Проверено 12 октября 2021 г.
- ^ http://www.katyayanidevivakor.org/. Архивировано 8 марта 2017 г. в Wayback Machine Катьяяни Мандир, Бакор , автором NRUpadhyay , 2016 г.
- ^ «Шрикатьяяни.орг» .
- ^ «Катьяни» . Архивировано из оригинала 10 апреля 2009 г. Проверено 10 февраля 2016 г.
- ^ «Храм Арбуда Деви | Храм Арбуда Деви | Арбуда Деви Мандир | Арбуда Деви »
- ^ Детали и описание храма из композиции Динамалара на храмах.
- ^ «Храм Катьяини Амман: Детали храма Катьяини Амман | Катьяини Амман - Маратурай | Храм Тамилнаду | Храм Катьяини »
- ^ «Катьянипит, Религиозный фонд, Вриндаван, Индия» .