Храм Уттарешвара Шивы
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2018 г. ) |
Храм Уттарешвара Шивы | |
---|---|
![]() | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Божество | Господь Шива |
Расположение | |
Расположение | Бхубанешвар |
Состояние | Одиша |
Страна | Индия |
Географические координаты | 20 ° 14'37,4784 "N 85 ° 50'10,3452" E / 20,243744000 ° N 85,836207000 ° E |
Архитектура | |
Тип | Стиль Калинга ( Архитектура Калинга ) |
Завершенный | 12-13 века нашей эры |
Храм Уттаресвара Шивы XII века, — индуистский храм посвященный Господу Шиве, расположенный в Бхубанешваре , Одиша, Индия . [ 1 ]
Расположение
[ редактировать ]Храм Уттаресвара Шивы расположен на территории северной набережной резервуара Биндусагар, недалеко от Наламухана Сахи, Кедара-Гури Чоук, Старого города, Бхубанешвар. Божество, хранящее в этом храме, Уттарешвара Шива (типа Хираньягарбхи), представляет собой всего лишь круглую йони-питху в центре святилища. Кроме того, по обе стороны от входа в Гарбха-Груха стоят статуи Бхайравы и Бхайрави.
Еще одной достопримечательностью храма является статуя лорда Нрусингхи , которая расположена внутри главного храма, лицом к Господу Уттарешваре с правой стороны от входа в главный храм. Первоначальный храм рухнул, о чем свидетельствуют ремонтные работы над пабхагой и наличие на разных частях стен храма культовых изображений более раннего этапа, не соответствующих каноническим предписаниям. Это главный храм на территории вместе с девятью меньшими святынями.
Есть еще несколько храмов, а также на территории находится пруд Годавари. Второй по величине храм – Господь Бхимешвара. Шива -лингам с круглой йони-питхой находится в центре святилища.
Еще одно важное божество в этом храме — Ма Уттараяни. Она — Паршва Деви Господа Уттарешвары, обращенная на юг, на внешней стене главного храма Уттарешвары. Она известна как одна из Ашта Чанди лорда Лингараджа. (Ашта Чанди в Лингарадже: Биндхья Башини в Тала-Базаре ; Мохини в южной части Биндусагара; Рамаяни или Рабани в Пуджапанда-Сахи на Ратха-роуд; Капали из Тинимундии/храма Вайтала; Уттараяни; Гоури из храма Кедар-Гури ; Амбика возле храма Котитиртхешвара и Двара Васини на Биндусагар-роуд). В месяц Чайтра в этом храме известно подношение Паны Уттараяни.
Традиции и легенды
[ редактировать ]По местной традиции, этот храм назван так, поскольку расположен на северной набережной Биндусагара и к северу от храма Лингарадж . Храм — одна из четырех питх; другие питхи - это Йога-питха в Кхаракхья-Байдьянатхе, Бхога-питха в Лингарадже и Сиддха-питха в храме КедараГури. Точно так же Уттарешвара была известна как Тантра-питха.
Архитектура
[ редактировать ]Архитектурные особенности, такие как лепнина пабхага, прямоугольная джагамохана с плоской крышей и скульптуры с иконографическими чертами 7-го века, показывают, что он был основан в 7-м веке нашей эры, но более позднее строительство могло быть в 19-м веке. Это здание храмового типа с Виманой и джага-моханом . Вимана — это Рекха Деула , тогда как джагмохана — это прямоугольный зал с плоской крышей. Храм окружен меньшими святынями Бхимешвара на севере, Сахадевешвары на юге и сложной стеной на восточной и западной сторонах.
Картикея, стоящий в позе трибханги, держит копье ( сула ) в левой руке, а правая рука лежит на бедре. У него есть джатамукута , ожерелье из бисера, а слева от него стоит служанка. В северной нише раха находится шестирукий Махисамардини. В левом нижнем углу она держит колесо, во втором нижнем левом углу — лук, а третья левая рука покоится на демоне Махисасуре. Божество держит меч в правом нижнем углу, копье в середине и стрелу в третьей правой руке. Ее левая нога покоится на бедре демона. Тело демона — буйволиное, а лицо — человеческое. Это изображение Махисамардини, по-видимому, является более поздней инсталляцией, поскольку Махисамардини не является парсвой деватой в храме Шивы. В южной нише раха закреплено изображение четырехрукого Сиддхивинаяки Ганеши . Он держит нагапасу в верхней левой руке, парасу в верхней правой руке, модакапатру в нижней левой руке и посох в нижней правой руке. Джагамохана представляет собой простую конструкцию. Он имеет три ниши в южной стене. Храм лишен орнаментов, но заметны линейные рисунки участка пабхаги в стиле чайтья. На лалатабимба — четырехрукий Гаджалакшми, восседающий в лалитасане на пьедестале из лотоса. На архитраве над дверным косяком вырезаны традиционные Наваграхи (девять планет).
Значение
[ редактировать ]такие ритуалы, как Нрусимха Джанма (день рождения), Дургаштами , Картик Пурнима , Шива-ратри Соблюдаются , «Чайтра Мангалбар».
Храм Бхимешвары Шивы
[ редактировать ]
Храм Бхимешвара Шивы расположен на территории храма Уттарешвара Шива, на северной набережной резервуара Биндусагар. Божество, хранящее этот храм, — это Шива-лингам внутри круглой йони-питхи в центре святилища. Это живой храм, обращенный на восток. В храме есть квадратная вимана с современным бетонным залом перед виманой, служащим джагамоханой . Как и храм Уттарешвара Шивы, этот храм также был отремонтирован из пабхаги части . На возвышении вимана относится к порядку рекха и имеет бада , ганди и мастака . разделенная на три части В храме имеется трианга бада, . Ниши парсвадевата расположены в части джангхи с трех сторон. В западной нише раха находится красивая четырехрукая Картикея, стоящая на пьедестале лотоса. Его нижняя левая рука покоится на петухе, а нижняя правая рука держит клюв павлина. Он держит дамбару в верхней левой руке и трезубец в верхней правой руке. В северной нише раха находится четырехрукая Парвати, стоящая над лепестком лотоса. Божество держит лотос в левом нижнем углу. акшамала в правом нижнем углу, посох в верхнем левом углу и нагапаса в верхней правой руке. В южной нише находится четырехрукий Ганеша, стоящий на пьедестале из лотоса. Он держит четки в правом нижнем углу, Варадамудра в верхнем левом, нижняя левая рука покоится на парасу, а верхняя левая рука держит сломанный зуб. Все паршва-деваты (дополнительные божества) в нишах установлены недавно. Дверной косяк украшен тремя простыми вертикальными полосами. В лалатабимбе изображен Гаджалакшми, восседающий на пьедестале из лотоса. Божество держит лотос в левой руке, а правая рука находится в Варада мудре .
Латеритовый храм
[ редактировать ]
Храм расположен на территории храма Уттарешвара Шива. Это полуразрушенный храм на территории храма Уттарешвара Шива. Храм заглублен до части бада . Судя по видимой части бада, в храме есть квадратная панчаратха вимана (святилище с пятью колесницами).
Годавари Танк
[ редактировать ]Танк Годавари расположен на территории храма. Он находится на северной набережной резервуара Биндусагар в Бхубанешваре , штат Орисса, Индия. Резервуар обнесен насыпями из обработанных блоков латерита. Резервуар представляет собой природный источник с выходным каналом, ведущим в Биндусагар. По местной традиции, после убийства демонов Кирти и Басы богиня Парвати почувствовала жажду. Чтобы утолить ее жажду, Господь Шива ударил трезубцем по земле, где бил источник. Для освящения воды Шива пригласил всех речных богинь. Годавари не смогла прийти из-за менструального цикла. В ее отсутствие Шива проклял ее, что ее вода будет нечистой повсюду, за исключением случая Кумбхамелы , когда она будет наиболее священной для божеств и людей.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Храмы и скульптуры Бхубанешвара.P.124.Канвар Лал.
Библиография
[ редактировать ]- Дебала Митра, «Бхубанешвар», Нью-Дели, 1958, стр. 29.
- К.К. Паниграхи, Археологические находки в Бхубанешваре, Калькутта, 1961. Стр. 16–17.
- LSS О'Мэлли, Справочник Бенгальского округа Пури, Калькутта, 1908 г., стр. 240.
- М. М. Гангули, Орисса и ее останки, Калькутта, 1912, стр. 393–394.
- П.Р. Рамачандра Рао, Архитектура храма Бхубанешвар Калинга, Хайдарабад, 1980, стр. 29.
- Р.П. Мохапатра, «Археология в Ориссе». Том. Я, Дели, 1986. С. 57.
- Р.Л. Митра. Антиуитеты Ориссы, Том II, Калькутта, 1963, стр. 160–161.
- Т.Э. Дональдсон, «Индуистское храмовое искусство Ориссы». Том. I, Лейден, 1985, стр. 76.