Храм Раджарани
Храм Раджарани | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Божество | Шива |
Расположение | |
Расположение | Бхубанешвар |
Состояние | Одиша |
Страна | Индия |
Географические координаты | 20 ° 14'36,4 "N 85 ° 50'36,68" E / 20,243444 ° N 85,8435222 ° E |
Архитектура | |
Тип | Калинганский стиль Панчаратха ( Архитектура Калинга ) |
Завершенный | 11 век н.э. |
Храм Раджарани 11-го века нашей эры, — это индуистский храм расположенный в Бхубанешваре , столице штата Одиша (ранее Орисса), Индия . Считается, что храм Раджа Рани в Бхубанешваре посвящен Господу Шиве и является храмом 11 века. Святыню называют Раджа Рани из-за того, что она построена из желтого и красного песчаника. Эти два цвета местные жители называют «Раджа Рани».
Обзор
[ редактировать ]Считается, что изначально храм назывался Индрешвара. Местные жители называют его «храмом любви» из-за эротических резных изображений женщин, мужчин и пар в храме. Храм Раджарани построен в стиле панчаратха на приподнятой платформе с двумя структурами: центральным храмом, называемым вимана (святилище), с бада (криволинейным шпилем) над крышей, поднимающимся на высоту 18 м (59 футов), и смотровой площадкой. зал под названием джагамохана с пирамидальной крышей. Храм был построен из тускло-красного и желтого песчаника, который местные жители называют «Раджарани». Внутри святилища нет изображений, и, следовательно, оно не связано с конкретной сектой индуизма, а в целом классифицируется как шиваитское на основании ниш.
История
[ редактировать ]Судя по скульптурному архитектурному стилю, храм датируется серединой 11 века нашей эры. [ 1 ] Браун группирует храм вместе с храмом Ананта Васудева и относит его примерно к 11–12 векам нашей эры. Другое исследование храмов Ориссы, проведенное С. К. Сарасвати в 1953 году н.э., дало аналогичную дату. [ 2 ] Паниграхи, который провел всесторонний анализ храмов Ориссы, приводит неустановленную дату между храмом Лингараджа и храмом Муктешвара . [ нужны разъяснения ] [ 3 ] Фергюссон считает, что строительство храма началось в 1105 году нашей эры. [ 4 ] Джордж Мичелл считает, что храм был построен в то же время, что и храм Лингараджа. [ 5 ] Храм Раджарани примерно относится к тому же периоду, что и храм Джаганнатхи в Пури . От этого храма зародилась архитектура других храмов центральной Индии. Наиболее примечательными в этой категории являются храмы Кхаджурахо и храм Тотешвара Махадева в Кадаве. [ 6 ] Ученые полагают, что, основываясь на этом стиле, храм мог быть построен королями и королевами Сомавамши , которые мигрировали из Центральной Индии в Ориссу в тот период. [ 7 ] Храм Раджарани поддерживается Археологической службой Индии (ASI) как охраняемый памятник. [ 1 ] [ 8 ]
Архитектура
[ редактировать ]Храмы Одия состоят из двух частей: святилища ( деул ) и места, откуда паломники смотрят на святилище (называемое джагамохана ). Первоначальные храмы деул не имели джагамоханы , как это видно в некоторых старых храмах Бхубанешвара, в то время как более поздние храмы имели две дополнительные структуры, а именно ната-мандапа (праздничный зал) и бхога-мандапа (зал подношений). Вимана квадратная в плане, а стены разнообразны резсо (называемыми ратхами или пагасами ). [ 9 ] Амалака (также называемая мастака ), каменный диск с гребнями по краю, помещается над бадой (башней) храма. Храм Раджарани стоит на возвышении. Храм был построен из тускло-красного и желтого песчаника, который местные жители называют «Раджарани». [ 7 ]
виманы
[ редактировать ]В плане это панчаратха с криволинейной надстройкой ( рекха шихара ) высотой 18 м (55 футов). Вимана . (башня) окружена группой миниатюрных башен с двойными венчающими элементами и выглядит круглой, в отличие от других храмов Бхубанешвара, но похожа на башни храмов Кхаджурахо Храм стоит на постаменте с тремя лепнинами. Бада . состоит из пяти частей вместо трех частей, которые обычно встречаются в других храмах Вимана . поднимается на высоту 17,98 метра (59,0 футов) от подвала [ 7 ] Размеры вимана (святилища) составляют 10,25 футов (3,12 м) * 10,25 футов ( 3,12 м) изнутри, 31 фут (9,4 м) * 29 футов (8,8 м) снаружи. [ 10 ] Его шпиль украшен группами башен (копия самого шпиля), выходящими из ребра шпиля. В храме есть панчанга бада , или пять частей, а именно: пабхага , таладжанга , бандхана , упараджангха и баранда . Самая нижняя часть, называемая пабхага , имеет пять декоративных карнизов, а именно: хура , кумбха , патта , кани и басанта . Надстройка ( ганди ) храма имеет ряд миниатюрных башенок ( ангашихара ). Надстройку венчает архитектурная деталь в форме рифленого диска, называемая амалака , ваза ( каласа ). а венчающую ее венчает [ 1 ] [ 11 ] [ 12 ]
Джагамохана
[ редактировать ]Джагамохана (крыльцо), хотя и демонстрирует пирамидальную структуру, сама по себе приобретает статус законченного сооружения. На нем сохранились следы ремонта, проведенного в 1903 году нашей эры, когда он превратился в руины. Размеры джагамоханы составляют 17,83 фута (5,43 м) * 17,83 фута ( 5,43 м) изнутри и 36 футов (11 м) * 36 футов (11 м) снаружи. [ 10 ] Многоярусная ( пидха ) джагамохана и интерьер завершены и просты. План джагамоханы квадратный по сравнению с прямоугольными планами более ранних храмов. [ 1 ]
Скульптуры
[ редактировать ]Скульптуры обладают глубиной, которой не хватало скульптурам храма Муктешвара . [ 11 ] Слегка выступающий вход обрамлен круглыми толстыми колоннами, обвитыми нагами слева . Стражи восьми направлений выступают от основания храма в восьми направлениях, начиная от ворот по часовой стрелке вокруг притвора и деула и заканчивая тораной ( входом). [ 11 ] Другими известными скульптурами являются нага-нагини стхамбха , шайва дварапала на косяках входной двери и лакулисас на перемычке входа, над которой находится архитрав Наваграхи. Лучше всего сохранившимися скульптурами храма являются стоящие аштадикпалы на центральном фасаде Каники , которые появляются на джангхе -части бада , одетой в прозрачную драпировку. Образ Варуны нетронут и примечателен орнаментом тела, прической и выражением лица. Сцены бракосочетания Шивы, Натараджи и Парвати – культовые изображения, присутствующие в храме. высокие, стройные, утонченные наики, Стены святилища украшают изображенные в различных ролях и настроениях в любовных забавах, совершая такие действия, как отворачивание головы от истощенной аскеты, ласкание ее ребенка, держание ветки дерева, уход за ее туалетом, смотрит в зеркало, снимает браслет, ласкает домашнюю птицу и играет на инструменте. Есть также эротические ( митхуна ) фигуры, вырезанные в горельефе на выступающих частях храма. упараджангха . Остальные декоративные мотивы вырезаны в форме вьялы , джаграты и гаджакранты . Мотивы свитков представляют собой листву, лианы и виноградные лозы ( ваналата ), каждая из которых украшена пышной листвой. [ 1 ]
Религиозное значение
[ редактировать ]Историк М. М. Гангули осмотрел Хурапришту (верхний постамент), который своими лепестками вырезан в виде лотоса, и описал храм как, возможно, посвященный Вишну . Названия большинства Шивы и Парвати храмов в Бхубанешваре заканчиваются на «Ишвара», как Парасурамешвара, Брахмешвара и Митрешвара. Но храм Раджарани носит своеобразное имя. [ нужны разъяснения ] и не содержит изображений каких-либо божеств внутри святилища. Есть определенные особенности храма, указывающие на шиваитское происхождение, такие как присутствие привратников -шиваитов : Прачанда и Чанда, Дварапла. [ нужны разъяснения ] с джатамукхой , гирляндой из черепов и змеей. К. К. Паниграхи считает, что, согласно Экамра Пуране , храм первоначально назывался Индрешвара и что он был расположен к востоку от храма Сиддхешвары. [ 7 ] Изображение Лакулишы, основателя секты Пашупатха Шайвисима, в сидящей позе с Йогамутрой вместе со своими учениками, находится в притолоке джагамоханы . По обе стороны от изображений Лакулишы расположены изображения восьми бородатых подвижников. На фасаде главного храма есть три панели, на которых изображены Шива, танцующий со своей супругой Парвати в компании служителей, играющих на музыкальных инструментах. Резьба, изображающая брак Шивы и Парвати, находится на западной стороне. [ нужны разъяснения ] ниже центральной ниши. [ 13 ] Присутствие Наги и Нагини у входа привело к местному убеждению, что с храмом связаны король (Раджа) и королева (Рани), что привело к названию Раджарани, но это убеждение не принимается историками. [ 7 ]
Фестивали
[ редактировать ]Департамент туризма правительства Одиши ежегодно с 18 по 20 января организует в храме музыкальный фестиваль Раджарани. [ 14 ] В храме основное внимание уделяется классической музыке, и всем трем стилям классической музыки – хиндустани , карнатику и одисси – придается равное значение. В течение трехдневного фестиваля выступают музыканты из разных уголков страны. [ 15 ] Фестиваль был основан в 2003 году при поддержке Музыкального кружка Бхубанешвара (BMC). [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]В популярной культуре
[ редактировать ]- В «Убийце на Кайласе» , Сатьяджита Рэя романе Приключения Фелуды» . из серии «
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и «Храм Раджарани, Бхубанешвар» . Археологическая служба Индии . Проверено 17 марта 2013 г.
- ^ Смит 1994, с. 8
- ^ Смит 1994, с. 10
- ^ Смит 1994, с. 15
- ^ Мичелл, Джордж (1977). Индуистский храм: введение в его значение и формы . Издательство Чикагского университета. п. 114. ИСБН 9780226532301 .
- ^ Гош 1950, с. 26
- ^ Перейти обратно: а б с д и Парида, АН (1999). Ранние храмы Ориссы (1-е изд.). Нью-Дели: Издатели Содружества. стр. 97–101. ISBN 81-7169-519-1 .
- ^ Смит 1994, с. 123
- ^ Гош 1950, стр. 21-22.
- ^ Перейти обратно: а б Гош 1950, с. 74
- ^ Перейти обратно: а б с Джавид, Али; Джавид, Табассум (2008). Памятники всемирного наследия . Издательство Алгора. пп. 192–194. ISBN 9780875864846 .
- ^ Аллен, Маргарет Проссер (1991). Орнамент в индийской архитектуре . Associated University Press Inc. с. 207. ИСБН 0-87413-399-8 .
- ^ Ананд, Свами П.; Свами Пармешварананд (2004). Энциклопедия шиваизма . Нью-Дели: Саруп и сыновья. стр. 244–245. ISBN 81-7625-427-4 .
- ^ «Сезон меласов» . Ежедневные новости . Шри-Ланка. 23 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 2 июня 2015 г.
- ^ «В Бхубанешваре проходит музыкальный фестиваль Раджарани» . Индостан Таймс . Бхубанешвар. 22 января 2010 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 2 июня 2015 г.
- ^ «Орисса возвращает классическую музыку в храмы» . Индостан Таймс . Бхубанешвар. 5 марта 2007 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. . Проверено 2 июня 2015 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Гош, ДП; Бозе, Нирмал Кумар; Шарма, Ю.Д. (1997). Проекты храмов Ориссы (PDF) . Калькутта и Лондон: Thacker's Press and Directorys, Limited. ISBN 81-7387-075-6 .
- Смит, Уолтер (1994). Храм Муктешвара в Бхубанешваре . Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited. ISBN 81-208-0793-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]https://www.lingaraj-temple.com/rajarani-temple/ Архивировано 4 июня 2019 г. в Wayback Machine.