Гопурам
Гопурам каннада или гопура ( тамильский : கோபுரம், телугу : గోపురం, входа : ಗೋಪುರ) — монументальная входная башня, обычно богато украшенная, у в индуистский храм в южноиндийской архитектуре южных индийских штатов Тамил Наду , Прадеш , Керала , Карнатака и Телангана , [1] и Шри-Ланка . В других районах Индии они гораздо скромнее, тогда как в храмах Южной Индии они очень часто являются самой высокой частью храма.
Древние и раннесредневековые храмы имеют гопурам меньшего размера , тогда как в более поздних храмах они являются характерной чертой индуистского дравидийского стиля ; [2] во многих случаях храмовый комплекс расширялся, а вдоль новой границы строились новые, более крупные гопурамы. Они увенчаны каласамом , выпуклым каменным навершием . Они функционируют как ворота через стены, окружающие храмовый комплекс. [3] Еще одно высокое сооружение, расположенное ближе к центру храма, — это Виманам . Оба они спроектированы и построены в соответствии с правилами, изложенными в текстах Васту-шастры . [4]
Происхождение гопурама можно проследить до ранних построек царей Паллава и связано с центральными башнями шикхара в Северной Индии. Между двенадцатым и шестнадцатым веками, в эпоху Пандья , Наяка и Виджаянагара , когда индуистские храмы все больше становились центром городской жизни, эти ворота стали доминирующей чертой внешнего вида храма, в конечном итоге затмив внутреннее святилище, которое стало скрыто из виду колоссальные размеры и внутренние дворы гопурама. [5] Он также доминировал во внутреннем святилище по количеству орнаментов. Часто в храме имеется более одного гопурама. [1] Они также появляются в архитектуре за пределами Индии, особенно в кхмерской архитектуре , как в Ангкор-Вате .
Большой храм в дравидийском стиле, или коил, может иметь несколько гопурамов в качестве проемов в последовательно меньшие по размеру ограждения со стенами вокруг главного святилища, причем самые большие из них обычно находятся на внешних краях. Храмовый комплекс обычно имеет квадратную или прямоугольную форму, по крайней мере, на самой внешней стене имеются гопуры, часто с четырех сторон света. Многоэтажные гопурамы обычно повторяют элементы нижнего уровня в ритмично уменьшающейся шкале. [5] Внутреннее святилище и его высокая крыша (святилище центрального божества) также называют Виманам , хотя на юге оно обычно меньше, чем гопурамы в больших храмах.
Этимология
[ редактировать ]Тамильское . происхождение происходит от двух слов: கோ (ко) и புறம் (пурам), что означает «король» и «внешний» соответственно [6] Он берет свое начало в эпоху Сангама , когда он был известен как ஓங்கு நிலை வாயில் (ōnggu nilai vāyil), что означает «нетленные врата». [7]
Происхождение на телугу происходит от двух слов: కోపు (Kōpu) и అరం (Araṁ), что означает «Верх» и «существовать». [8]
Альтернативное происхождение происходит от санскритского слова gopuram , которое можно разделить на go ( санскрит : गो ), что означает либо «город», либо «корова», и puram ( санскрит : पुरम् ), «город» или «корова». «поселение». [9]
Доктор Стхапати таким образом объясняет значение слов гопурам и виманам. Виманам означает мера, указывающая количество мер, сделанных при строительстве и проектировании этой структуры. Гопурам состоит из двух слов: гава и пурам, означающих место, откуда внутрь поступает вся энергия, существующая во всех живых существах. [10]
Архитектура
[ редактировать ]Гопурам обычно представляет собой сужающийся продолговатый элемент с деревянными дверями на уровне земли, часто богато украшенными, обеспечивающими доступ. Выше находится сужающийся или «потрепанный» гопурам, разделенный на множество этажей ( талас ), которые уменьшаются в размерах по мере сужения башни гопурам. Обычно башню увенчивает цилиндрический свод с навершием. [5] Форма началась довольно скромно в 10 веке, как в Береговом храме в Мамаллапураме , с храмом Брихадисварар 11 века в Танджавуре, ознаменовавшим решающий шаг вперед с двумя многоэтажными гопурами того периода, намного большими, чем любые более ранние, хотя и намного меньшими. чем главная башня (виманам) храма. Четыре гопурама храма Тиллаи Натараджа в Чидамбараме являются важными ранними примерами, строительство которых началось в середине 13 века, но завершилось в течение более длительного периода. [11] Гопурамы изысканно украшены скульптурой и резьбой и расписаны различными темами, заимствованными из индуистской мифологии , особенно теми, которые связаны с главным божеством храма, в котором расположен гопурам. [ нужна ссылка ]
Две самые высокие гопуры являются современными, по крайней мере частично. Храм Ранганатхасвами, Шрирангам , Тамил Наду , имеет 21 гопурам (башню-ворота), в том числе возвышающийся 239,5-футовый (73,0 м) Раджагопурам (святилище главных ворот), который считается самой высокой храмовой башней в Азии. высотой 73 метра (240 футов) 13-ярусный Раджагопурам был построен в 1987 году и доминирует над ландшафтом на многие километры вокруг, а остальные 20 гопурамов были построены между 14 и 17 веками. [12] За звание «самого высокого» борется двадцатиэтажная гопура высотой 249 футов (76 м) в современном храме Мурдешвар , которая, что необычно, оборудована лифтом . [13]
- Айотиапаттинам , храм Рамасвами
- Слева — гопурам, справа над святилищем — вимана.
См. также
[ редактировать ]- Список самых высоких гопурамов
- Кратко о Канди : разделенные ворота для индонезийских индуистских храмов
- Падуракса , большие ворота во внутренние и более священные места индонезийских индуистских храмов.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «гопура» . Британская энциклопедия . Проверено 20 января 2008 г.
- ^ Чинг, Фрэнсис Д.К.; и др. (2007). Глобальная история архитектуры . Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья. п. 762 . ISBN 978-0-471-26892-5 .
- ^ Чинг, Фрэнсис Д.К. (1995). Визуальный словарь архитектуры . Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья. п. 253. ИСБН 0-471-28451-3 .
- ^ Анант, Сашикала (1 января 2000 г.). Путеводитель пингвинов по Васту: Классическая индийская наука об архитектуре и дизайне (2-е изд.). Мумбаи: Пингвин. ISBN 014027863X .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мичелл, Джордж (1988). Индуистский храм . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 151–153. ISBN 0-226-53230-5 .
- ^ Селлби, Марта А.; Индира Вишванатан Петерсон (2008). Тамильская география: культурные конструкции пространства и места в Южной Индии . СУНИ Пресс.
- ^ С. Сундарараджан (1991). Древняя тамильская страна: ее социально-экономическая структура . Навранг.
- ^ Ваачаспати (9 ноября 2020 г.). Бангару Нанелу .
- ^ Линхард С. , Хинеубер О. (2007). Мелкие шрифты: Дополнение (на французском языке). Издательство Харрасовиц. п. 414. ИСБН 9783447056199 .
- ^ Стхапати, доктор В. «Лекция в храме Брихадишвара (часть 2)» . Ты трубка .
- ^ Харл, 320–325.
- ^ «Башни» на сайте храма. Архивировано 21 декабря 2022 года в Wayback Machine ; Тамилвебмир
- ^ «Храм Мурудешвар теперь самый высокий Гопурам в Азии», апрель 2008 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Даллапиккола, Анна Л. (2002). Словарь индуистских преданий и легенд . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-51088-1 .
- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN 0300062176