Гавайский ренессанс
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2007 г. ) |
Часть серии о |
Гавайский суверенитет движение |
---|
![]() |
Основные проблемы |
Правительства |
Исторические конфликты |
Современные события |
Партии и организации |
Документы и идеи |
Книги |
Гавайский Ренессанс (также называемый Гавайским Культурным Ренессансом ) был гавайским возрождением особой культурной самобытности, основанной на традиционной культуре Канака Маоли , со значительным отличием от туризме , основанной на культуры , которой Гавайи ранее были известны во всем мире (наряду с остальными Полинезии ) . Гавайский Ренессанс был назван глобальной моделью биокультурного восстановления и устойчивости . [2] [3]
Первый Гавайский Ренессанс
[ редактировать ]

Первый Гавайский Ренессанс был основан на националистических настроениях короля Камеамеа V. В то время Гавайи были независимым королевством. Намерение состояло в том, чтобы сформировать современную национальную идентичность, а не моделировать Гавайи по образцу Великобритании и культуры Соединенных Штатов . Приход короля Калакауа к власти был неоднозначным из-за внутренних конфликтов между семейными корнями. Одна половина острова хотела Калакауа, а другая половина приветствовала его конкурента. [ ВОЗ? ] . В результате возникла напряженность между самими людьми, но большинство поддержало Калакауа , поскольку он вернул гавайскую культуру в городские районы.
Калакауа предпринял шаги по увековечению национализма. Калакауа заменил в значительной степени христианский национальный гимн He Mele Lahui Hawaii на Hawai'i Pono'ī в 1876 году, вдохновленный Камехамеха I. Он приказал перестроить старинный дворец Иолани , начиная с 1879 года и заканчивая в 1882 году.
Несмотря на первые попытки заслужить расположение народа хаоле , росло мнение, что он ставит свой народ выше остальных. Гавайцы любили его; однако потомкам миссионеров не понравилось общение с Калакауа. Потомки миссионеров получили власть на Гавайях, купив землю. Они были настолько влиятельны на острове, что занимали консультативные должности при Калакауа, хотя король не всегда соглашался с их мнением. Он всегда ставил своих людей на первое место, а иногда это означало отрицание идей миссионеров. [ нужна ссылка ]
Калакауа потратил три года на планирование своей второй коронации в 1883 году, чтобы попытаться ослабить расовую напряженность между гавайцами и хаолами, и на ней присутствовало 8000 человек. Калакауа спонсировал несколько традиционных гавайских практик, таких как хула (которая была запрещена в 1830 году королевой-регентшей Каахуману в рамках усилий по искоренению гавайской традиционной религии и навязыванию христианства на Гавайях. [4] ), песнопения, спорт и королевские ритуалы. Он также записал гавайские мифы, легенды и песнопения в таких средствах массовой информации, как Кумулипо , и проследил его генеалогию.
Второй Гавайский Ренессанс
[ редактировать ]
Обычно считается, что Второй Гавайский Ренессанс начался в 1970 году и возник на основе аналогичных культурных движений конца 1960-х - начала 1970-х годов. В основном он известен из музыки, такой как Габби Пахинуи и его работа с Sons of Hawaii , или Кеолы и Капоно Бимеров традиционалистская музыка с слабой клавишей , а также их фирменные конструкции гитар с двумя отверстиями, созданные в Guitar and Lute Workshop . Другими известными гавайскими музыкантами, сыгравшими важную роль в эпоху Возрождения, были Деннис Павао , Ледвард Каапана и Недвард Каапана. Братья Каапана вместе с двоюродным братом Павао сформировали фальцетное трио Хуэй Охана . Музыкальная группа "Оломана" [5] внес большой вклад в музыку этого периода такими песнями, как «O Malia» и «Mele O Kahoolawe».
Этот период в гавайской истории также связан с возобновлением интереса к гавайскому языку , пиджину , хуле , традиционным гавайским ремеслам , гавайским исследованиям и другим предметам культуры.
Этот период роста самоидентификации гавайцев был вдохновлен эссе 1964 года «О том, как быть гавайцем» писателя Джона Доминиса Холта IV , который вернул гордость гавайцам после десятилетий негативных стереотипов. [6] [7]
Фестиваль Мерри Монарх , основанный в 1964 году Хелен Хейл , вызвал возрождение изучения и практики древней хулы, которая была разработана и танцевалась до 1893 года. [8]

Эта эпоха также включала ожесточенную борьбу за землю, такую как в долине Калама , Кахоолаве и Вайахоле-Вайкане , а также возрождение традиционных практик, таких как земледелие лои кало (участок таро), народное искусство и малама айна (традиционное лесное хозяйство / исцеление и восстановление земель). ). [9] [10]
Полинезийские путешествия также являются важным аспектом Гавайского Возрождения. [11] В 1975 году Полинезийское общество путешествий построило точную копию древнего полинезийского каноэ . [12] Судно Hōkūleʻa и повторное внедрение безинструментальной навигации Hokule'a , а также создатель и первый штурман Хокулеа в 1976 году Бен Финни являются символами гавайского Возрождения и способствуют возрождению интереса к полинезийской культуре.
Движение иногда затрагивает политику, в том числе вопросы, касающиеся коренных гавайцев и восстановления независимости Гавайев . Среди результатов была Конституция 1978 года , которая создала Управление по делам Гавайев и вернула федеральные земли штату, подобному Кахулаве .
Пик Гавайского Возрождения обычно приходится на 1970-е годы и в основном пошел на убыль к 1980 году, хотя некоторые называют его все еще современным движением.
См. также
[ редактировать ]- Национальное возрождение
- Фестиваль Веселого Монарха
- Эдди Камаэ
- Король Давид Калакауа I
- Полинезийское общество путешествий
- Серфинг
- Луау
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Спенсер, Томас П. (1895). Гражданская война 1895 года . Гонолулу: Издательская компания Papapai Mahu Press. OCLC 19662315 .
- ^ Чанг, Кевин; Зима, Кавика Б.; Линкольн, Ноа К. (2019). «Гавайи в фокусе: пути к глобальному биокультурному лидерству» . Устойчивость . 11 (1): 283. дои : 10.3390/su11010283 .
- ^ Гон, С.; Зима, КБ (2019). «Гавайский ренессанс, который может спасти мир». Американский учёный . 107 (4): 232–239. дои : 10.1511/2019.107.4.232 . S2CID 197524460 .
- ^ «Миссионеры и упадок Хулы - История Гавайев - Хула» . www.hawaiihistory.org . Архивировано из оригинала 18 апреля 2016 года . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ христианской музыки Веб-сайт
- ^ «Из того, что я гавайец» . Нация . 28 апреля 2008 года . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Джон Доминис Холт, 1919–1993» . Архивы школ Камеамеа . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ↑ Информация о фестивале Хула , заархивированная 5 сентября 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ «Мауна-Кеа — последнее событие в долгой истории протестов коренных жителей Гавайских островов» . Гражданский ритм Гонолулу . 30 августа 2019 года . Проверено 16 сентября 2020 г.
- ^ Траск, Хаунани-Кей (1987). «Рождение современного гавайского движения: долина Калама, Оаху» . Гавайский исторический журнал . 21 : 126–153.
- ^ Гуделл, Лела (1989). «Полинезийское общество путешествий: Введение» (PDF) . Путеводитель по архивам Полинезийского общества путешествий и путешествиям Хокулеа (на английском и гавайском языках). Школы Камеамеа . п. 5. Архивировано из оригинала (PDF) 30 октября 2008 года . Проверено 28 августа 2008 г.
- ^ Хайсон, Кэти (29 ноября 2023 г.). «Пришвартованный в Сан-Диего «Хокулеа» возвращает к древнему полинезийскому путешествию» . Общественные СМИ КПБС . Проверено 30 ноября 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гавайский ренессанс. Архивировано 15 сентября 2018 года в Wayback Machine Джорджем Канахеле .