Биокультурное разнообразие
Биокультурное разнообразие определяется Луизой Маффи , соучредителем и директором Terralingua , как «разнообразие жизни во всех ее проявлениях: биологических , культурных и языковых , которые взаимосвязаны (и, возможно, одновременно развиваются) в рамках сложной социально-экологической адаптивной системы». ." [1] «Многообразие жизни состоит не только из разнообразия растений и животных, мест обитания и экосистем, встречающихся на планете, но также из разнообразия человеческих культур и языков». [2] Исследования связали биокультурное разнообразие с устойчивостью социально-экологических систем . [3] [4] Определенные географические районы положительно коррелируют с высоким уровнем биокультурного разнообразия, в том числе в низких широтах , с большим количеством осадков, более высокими температурами, береговыми линиями и большими высотами . Отрицательная корреляция обнаруживается с районами высоких широт , равнин и более сухого климата. Положительные корреляции также можно обнаружить между биологическим разнообразием и лингвистическим разнообразием , что иллюстрируется перекрытием между распределением зон разнообразия растений и языков. социальные факторы, такие как образ жизни , влияют на биокультурное разнообразие. Было также обнаружено, что [5]
Измерение биокультурного разнообразия
[ редактировать ]Биокультурное разнообразие можно оценить количественно с помощью QCU (квантовых единиц коэволюции) и отслеживать во времени для количественной оценки биокультурной эволюции (форма коэволюции ). [6] Эту методологию можно использовать для изучения роли, которую биокультурное разнообразие играет в социально устойчивости -экологических систем . [7] [8] Его также можно применять в ландшафтном масштабе для определения критически важной культурной среды обитания коренных народов. [9]
Лингвистическое разнообразие
[ редактировать ]Культурные традиции передаются через язык, что делает язык важным фактором существования биокультурного разнообразия. Во всем мире наблюдается сокращение количества языков. Индекс лингвистического разнообразия зафиксировал, что в период с 1970 по 2005 год количество языков, на которых говорят во всем мире, сократилось на 20%. Это снижение особенно наблюдается в языках коренных народов : снижение на 60% в Северной и Южной Америке, на 30% в Тихоокеанском регионе и на 20% в Африке. В настоящее время в мире говорят на 7000 языках. Половина населения говорит только на 25 из этих языков, первые 5 по порядку — мандаринский , испанский , английский , хинди и бенгали . Остальные 6975 языков поделены между другой половиной населения. [10] Поскольку языки развиваются в определенном сообществе носителей по мере того, как общество адаптируется к окружающей среде, языки отражают и выражают биоразнообразие этой территории. В районах с высоким биоразнообразием языковое разнообразие также выше, что позволяет предположить, что в этих районах можно обнаружить большее разнообразие культуры. Фактически, многие районы мира, населенные небольшими изолированными сообществами, также являются домом для большого количества эндемичных видов растений и животных. Поскольку этих людей часто считают « распорядителями » окружающей среды, потеря языкового разнообразия означает исчезновение традиционных экологических знаний ( ТЭК ), важных факторов сохранения биоразнообразия. [11]
Декларация Белена
[ редактировать ]Осведомленность о балансе между биологическим и культурным разнообразием растет уже несколько десятилетий. На первом международном конгрессе по этнобиологии в 1988 году ученые встретились с коренными народами, чтобы обсудить способы лучшего управления использованием природных ресурсов и защиты уязвимых сообществ по всему миру. Они разработали Беленскую декларацию , названную в честь города , где проводился конгресс, в которой изложены восемь шагов для обеспечения эффективной реализации усилий по сохранению. [12] (Это не следует путать с Беленской декларацией восьми стран бассейна Амазонки 2023 года, которая борется с вырубкой лесов, см. Саммит Организации Договора о сотрудничестве Амазонки в 2023 году .)
Горячие точки биокультурного разнообразия
[ редактировать ]Есть три региона, которые были определены как горячие точки биокультурного разнообразия: бассейн Амазонки, Центральная Африка и Индомалайзия/Меланезия. Горячие точки биокультурного разнообразия можно рассчитать путем усреднения биологического разнообразия и культурного разнообразия страны. Культурное разнообразие оценивается на основе «языкового разнообразия страны, религиозного разнообразия и разнообразия этнических групп». [13] Недавние программы в Восточных Гималаях также использовали эту концепцию для содействия сохранению природы. [14]
Биокультурное сохранение
[ редактировать ]В 2000 году Рикардо Роцци ввёл термин «биокультурное сохранение», чтобы подчеркнуть, что «1) вопросы биологии сохранения включают [онтологически,с эпистемологической и этической точки зрения] как людей, так и других живых существ, 2) биологическое и культурное разнообразие неразрывно интегрированы, и 3) социальное благосостояние и сохранение биокультуры идут рука об руку» (стр. 10). [15] Затем Роззи и его коллеги предложили совместные подходы к сохранению биокультуры, определив десять принципов: 1) межинституциональное сотрудничество, (2) совместный подход, (3) междисциплинарный подход, (4) создание сетей и международное сотрудничество, (5) общение через средства массовой информации. , (6) идентификация флагманского вида, (7) формальное и неформальное образование на открытом воздухе, (8) экономическая устойчивость и экотуризм, (9) административная устойчивость и (10) исследования и концептуальная устойчивость для сохранения. Эти принципы оказались эффективными при создании биосферного заповедника «Мыс Горн» в Чили, на южной оконечности Америки, с участием множества участников, дисциплин и масштабов. [16]
Биокультурная реставрация
[ редактировать ]Биокультурная реставрация направлена на возрождение многочисленных связей между культурами и биоразнообразием, на котором они основаны. Это можно сделать в рамках более масштабных усилий по восстановлению устойчивости социально-экологических систем . [17] Хотя некоторые ставят под сомнение природоохранную ценность восстановления биокультуры, недавние исследования показали, что такие подходы могут соответствовать основным целям сохранения. [18] В научной литературе по этой теме гавайский ренессанс на Гавайях рассматривается как глобальная модель восстановления биокультуры. [19] [20]
См. также
[ редактировать ]- Биокультурная антропология
- Биокультурная эволюция
- Природоохранное движение
- Культурный ландшафт
- Экология
- Экосистема
- Защита окружающей среды
- Терралингва
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маффи, Луиза (2007). Жюль Претти; и др. (ред.). Справочник SAGE по окружающей среде и обществу . п. 269. ИСБН 9781446250082 . Проверено 27 октября 2012 г.
- ^ Маффи, Луиза (2012). Сохранение биокультурного разнообразия . Великобритания: Earthscan. п. 5.
- ^ Зима, Кавика Б.; МакКлатчи, Уилл (2008). «Количественная оценка эволюции культурных взаимодействий с растениями: значение управления разнообразием для обеспечения устойчивости социально-экологических систем» (PDF) . Функциональные экосистемы и сообщества . 2 : 1–10.
- ^ Зима, Кавика Б.; Линкольн, Ноа К.; Беркес, Фикрет (2018). «Социально-экологическая концепция краеугольного камня: метафора для понимания структуры и функции биокультурной системы» . Устойчивость . 10 (9): 3294. дои : 10.3390/su10093294 .
- ^ Маффи, Луиза (2012). Сохранение биокультурного разнообразия . Великобритания: Earthscan. стр. 6–8.
- ^ Зима, Кавика Б.; МакКлатчи, Уилл (2009). «Единица квантовой коэволюции: пример Ава (Piper methysticum G. Foster) на Гавайях». Экономическая ботаника . 63 (4): 353–362. дои : 10.1007/s12231-009-9089-0 . S2CID 26709291 .
- ^ Зима, Кавика Б.; МакКлатчи, Уилл (2008). «Количественная оценка эволюции культурных взаимодействий с растениями: последствия для управления разнообразием для обеспечения устойчивости социально-экологических систем». Функциональные экосистемы и сообщества . 2 : 1–10.
- ^ Зима, Кавика Б.; Линкольн, Ноа К.; Беркес, Фикрет (2018). «Социально-экологическая концепция краеугольного камня: метафора для понимания структуры и функции биокультурной системы» . Устойчивость . 10 (9): 3294. дои : 10.3390/su10093294 .
- ^ Зима, Кавика Б.; Тиктин, Тамара; Квази, Шимона (2020). «Биокультурное восстановление на Гавайях также достигает основных целей сохранения» . Экология и общество . 25 (1): 26. doi : 10.5751/ES-11388-250126 .
- ^ Хармон, Ло, Дэвид, Джонатан. «Индекс языкового разнообразия» . Терралингва: единство в биокультурном разнообразии . Архивировано из оригинала 31 октября 2019 года . Проверено 29 октября 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Луиза Маффи, изд. (2001). О биокультурном разнообразии . Вашингтон: Смитсоновский институт. стр. 1–11.
- ^ «Декларация Белема» . Международное общество этнобиологии . Проверено 4 декабря 2012 г.
- ^ Ло, Джонатан; Хармон (август 2005 г.). «Глобальный индекс биокультурного разнообразия». Экологические показатели . 5 (3): 231–241. дои : 10.1016/j.ecolind.2005.02.005 .
- ^ О'Нил, Александр; и др. (29 марта 2017 г.). «Интеграция этнобиологических знаний в сохранение биоразнообразия в Восточных Гималаях» . Журнал этнобиологии и этномедицины . 13 (21): 21. дои : 10.1186/s13002-017-0148-9 . ПМЦ 5372287 . ПМИД 28356115 .
- ^ Рикардо Роцци. 2001. Введение. В «Основах биологической консервации: перспективы Латинской Америки», ред. Р. Примак, Р. Роцци, П. Фейнзингер, Р. Дирзо и Ф. Массардо), стр. 1-22. Фонд экономической культуры: Мексика.
- ^ Рикардо Роцци, Франциска Массардо, Кристофер Андерсон, Курт Хайдингер, Джон Силандер младший 2006. Десять принципов сохранения биокультуры на южной оконечности Америки: подход этноботанического парка Омора. Экология и общество 11(1): 43. [онлайн] URL: http://www.ecologyandsociety.org/vol11/iss1/art43/
- ^ Зима, Кавика Б.; Линкольн, Ноа К.; Беркес, Фикрет (2018). «Социально-экологическая концепция краеугольного камня: метафора для понимания структуры и функции биокультурной системы» . Устойчивость . 10 (9): 3294. дои : 10.3390/su10093294 .
- ^ Зима, Кавика Б.; Тиктин, Тамара; Квази, Шимона (2020). «Биокультурное восстановление на Гавайях также достигает основных целей сохранения» . Экология и общество . 25 (1): 26. doi : 10.5751/ES-11388-250126 .
- ^ Чанг, Кевин; Зима, Кавика Б.; Линкольн, Ноа К. (2019). «Гавайи в фокусе: пути к глобальному биокультурному лидерству» . Устойчивость . 11 (1): 283. дои : 10.3390/su11010283 .
- ^ Гон, С.; Зима, КБ (2019). «Гавайский ренессанс, который может спасти мир». Американский учёный . 107 (4): 232–239. дои : 10.1511/2019.107.4.232 . S2CID 197524460 .