Jump to content

Музыка Гавайев

Музыка Гавайев включает в себя множество традиционных и популярных стилей, от родной гавайской народной музыки до современного рока и хип-хопа . Такие стили, как гитара со слабой клавишей, хорошо известны во всем мире, а музыка с гавайским оттенком часто является частью Голливуда саундтреков . Гавайи также внесли вклад в музыку кантри , представив стальную гитару . [1] Кроме того, музыка, которую пуэрториканцы начали играть на Гавайях в начале 1900-х годов называется музыкой качи-качи , на Гавайских островах .

Традиционная музыка коренного гавайского сообщества Гавайев носит в основном религиозный характер и включает в себя песнопения и танцевальную музыку . Гавайская музыка оказала заметное влияние на музыку других полинезийских островов ; Питер Мануэль назвал влияние гавайской музыки «объединяющим фактором в развитии современной тихоокеанской музыки». [2]

Музыкальные фестивали и площадки

[ редактировать ]

Крупные музыкальные фестивали на Гавайях включают фестиваль Merrie Monarch Hula Festival , который объединяет группы хула со всего мира, а также ряд фестивалей слабой гитары и стальной гитары: Big Island Slack Key Guitar Festival, Steel Guitar Association Festival и Gabby. Фестиваль Slack Key в Пахинуи/Атта Айзекс. Апрельская неделя Алоха является популярной туристической достопримечательностью, как и музыкальный фестиваль Молокаи, проводимый в преддверии Дня труда . [1] Был также Гавайский международный джазовый фестиваль, который проходил с 1993 по 2007 год. [3] [4] Ежегодный джазовый фестиваль Тихоокеанского региона проводится в середине осени в Гавайском конференц-центре . [5] Ежегодный фестиваль джаза и наследия Маноа проходит ранней осенью в амфитеатре Эндрюс Гавайского университета в кампусе Маноа. [6]

На Гавайях расположено множество отелей, во многих из которых днем ​​или вечером звучит музыка; Некоторые из наиболее известных из них включают Kahala Hilton, Sheraton Moana Hotel, Sheraton Waikiki, Halekulani, Casanova's и King Kamehameha Hotel. [1] Крупные музыкальные площадки на Гавайях включают Центр исполнительских искусств Гавайского университета в Хило , рассчитанный на 600 мест. [7] и является крупнейшим местом проведения на Большом острове. [8] на 560 мест и культурно-выставочный центр на Кауаи Центр исполнительских искусств муниципального колледжа Кауаи . [9] В Гонолулу арена, концертный зал и выставочный зал Нила С. Блейсделла являются тремя крупнейшими площадками в штате. [10] Другие места проведения гавайской музыки на Оаху включают Waikiki Shell, заведение, используемое в основном для концертов и развлекательных целей. На протяжении многих лет на сцене выступали многие местные и международные артисты. Это уникальный театр под открытым небом, расположенный в парке Капиолани. Это заведение вмещает 2400 человек, а на лужайке можно разместить еще до 6000 человек. Здесь очень популярны концерты, выпускные церемонии и шоу хула, а также театр Кеннеди и амфитеатр Эндрюса в кампусе Гавайского университета в Маноа, концертный зал Блейсделл-центра, Гавайский театр в центре Гонолулу, театр «Красный слон». (площадка для выступлений и студия звукозаписи в центре Гонолулу), Театр Палику в кампусе Муниципального колледжа Уиндвард и Театр Муниципального колледжа Подветренный . [11] Исторический театр Ланай — культурная достопримечательность острова Ланаи , построенная в 1930-х годах. [12] [13]

Музыкальные учреждения и индустрия

[ редактировать ]

Гавайи являются домом для ряда известных музыкальных учреждений в различных областях. Симфонический оркестр Гонолулу является важной частью музыкальной истории штата и является старейшим оркестром в Соединенных Штатах к западу от Скалистых гор, основанным в 1900 году. [14] Оркестр сотрудничает с другими местными учреждениями, такими как Гавайский оперный театр и Хоровое общество Оаху, которое спонсирует Симфонический хор Гонолулу и Камерный хор Гонолулу. [15]

Было создано множество предприятий, поддерживающих особые музыкальные стили и инструменты, соответствующие гавайской музыкальной традиции. Мастерская Guitar and Lute Workshop была одним из первых производителей и сторонников специальных гитар со слабой клавишей в начале 1970-х годов, а компания Kamaka Ukulele была основана как ключевой производитель гавайских гитар для гавайских музыкальных коллективов.

Народная музыка

[ редактировать ]
Танцовщица в синем, конкурс хула кахико, фестиваль Merrie Monarch , 2003 г.

Гавайская народная музыка включает в себя несколько разновидностей пения ( меле ) и музыку, предназначенную для ритуализованного танца ( хула ). Традиционная гавайская музыка и танец были функциональными и использовались для выражения похвалы, передачи генеалогии и мифологии, а также для сопровождения игр, фестивалей и других светских мероприятий. В гавайском языке нет слова, которое переводится точно как музыка , но существует разнообразный словарный запас для описания ритмов, инструментов, стилей и элементов голосового производства. Гавайская народная музыка проста по мелодии и ритму , но «сложна и богата» «поэзией, сопровождающей миметический танец ( хула ) и тонкостями вокальных стилей... даже в тех смягченных формах, в которых они сохранились сегодня». [2]

Выступление хула на церемонии, изображающей передачу контроля ВМС США над островом Кахолаве государству, в исполнении дяди Фрэнка Кавайкапуокалани Хьюитта.

Пение ( меле ) обычно сопровождается ипу хеке (двойная тыква ) и/или паху (барабан, покрытый акульей кожей). Некоторые танцы требуют от танцоров использования инструментов хула, таких как ипу (одиночная тыква), илиили (изношенные водой кастаньеты из лавового камня), улиули (погремушки из пернатых тыкв), пуили (расколотые бамбуковые палочки) или калаау (ритмические палочки). Более старый, формальный вид хулы называется кахико , а современная версия — ауана . Есть также религиозные песнопения, называемые «оли» ; в сопровождении танцев и барабанов это называется меле хула паху .

до контакта На гавайском языке слово меле относилось к любому поэтическому выражению, хотя теперь оно переводится как песня . Двумя видами гавайского пения были меле оли и меле хула . Первые представляли собой отдельные песни а капелла , вторые сопровождались танцевальной музыкой в ​​исполнении группы. Певцы были известны как хаку меле и были высококвалифицированными композиторами и исполнителями. Некоторые виды песнопений выражают такие эмоции, как тревога и привязанность , или просят об одолжении у другого человека. Другие песнопения предназначены для конкретных целей, таких как именование ( mele inoa ), молитва ( mele pule ), серфинг ( mele he'e nalu ) и генеалогическое чтение ( mele koihonua ). Меле-песни подчинялись строгим правилам и исполнялись в нескольких стилях, включая быстрое кепакепа и произнесение койхонуа .

История музыки

[ редактировать ]

негавайцы ( хаоле Историческая документация о гавайской музыке не простирается до конца 18 века, когда на остров прибыли ). С 1778 года на Гавайях начался период аккультурации с появлением многочисленных стилей европейской музыки, включая гимны ( химени ), представленные протестантскими миссионерскими хорами. Испаноязычные мексиканские ковбои ( паниолос ) были особенно влиятельными иммигрантами в области музыки, представив струнные инструменты, такие как гитара , и, возможно, также технику пения фальцетом , в то время как португальские иммигранты принесли с собой гавайскую гитару , похожую на брагинью . [1] также иммигранты со всего мира привезли с собой на острова свои инструменты.

Элизабет Татар разделила историю гавайской музыки на семь периодов, начиная с первого прибытия европейцев и их музыкальных культур, охватывающих примерно с 1820 по 1872 год. Последующий период длился до начала 20 века и был отмечен созданием культурной среды. но это характерный гавайский современный стиль, в то время как европейские инструменты распространены по островам. Третий период существования Татар, с 1900 по 1915 год, ознаменовался интеграцией гавайской музыки в более широкую область американской популярной музыки с изобретением песен хапа хаоле , в которых используется английский язык и лишь поверхностные элементы гавайской музыки; Начало звукозаписывающей индустрии на Гавайях положило начало 1906 году, когда компания Victor Talking Machine сделала первые 53 записи на этой территории. [16] К 1912 году записанная гавайская музыка нашла аудиторию на материковой части Америки. [17] Иммиграция пуэрториканцев на Гавайи началась, когда сахарная промышленность Пуэрто-Рико была разрушена двумя ураганами в 1899 году. Разрушения вызвали глобальную нехватку сахара и огромный спрос на этот продукт с Гавайев . Владельцы гавайских сахарного тростника плантаций начали нанимать безработных, но опытных рабочих в Пуэрто-Рико. Они взяли с собой свою музыку и в начале 1900-х годов представили что известно как музыка Качи-Качи . на островах Гавайев то, [16]

С 1915 по 1930 год основная аудитория за пределами Гавайев все больше восхищалась гавайской музыкой, хотя к этому времени песни, продаваемые как гавайские, имели лишь второстепенные аспекты настоящей гавайской музыки. Музыка Таити и Самоа оказала влияние на гавайскую музыку того периода, особенно своими более быстрыми и сложными ритмами. Последующую эпоху, примерно с 1930 по 1960 годы, назвали «Золотым веком гавайской музыки». Ведущий национального радио Уэбли Эдвардс , вещавший из Гонолулу, впервые познакомил большинство американцев с аутентичными и адаптированными для оркестра и биг-бэнда стилями в своем популярном часовом радиошоу Hawaii Calls . Гавайские исполнители, такие как Лани Макинтайр , Джон Камеалоха Алмейда и Сол Хоопи, стали мейнстримными звездами, завсегдатаями шоу и живых выступлений. В 1960-х годах популярность музыки в гавайском стиле упала на фоне притока рок, соул и поп-исполнителей с материковой части Америки. Эта тенденция изменилась в последний период истории гавайской музыки, в современный период, начавшийся с Гавайский ренессанс 1970-х годов, продолжающийся с основанием множества современных музыкальных сцен в таких областях, как инди-рок , гавайский рэп ( На меле палеолео ) и явайский язык . [17]

Лилиуокалани и Анри Бергер

[ редактировать ]
Лилиуокалани

Королева Лилиуокалани была последней королевой Гавайев до гавайской монархии свержения . Она также была музыкантом и плодовитым композитором , написавшим множество музыкальных произведений . Она была наиболее известна благодаря Aloha 'Oe . Сборник ее произведений под названием «Песенник королевы» был опубликован в 1999 году The Queen Lili'uokalani Trust .

Продолжительность: 2 минуты 57 секунд.
Алоха'оэ в исполнении мадам Алапай в 1911 году.

Лилиуокалани был одним из многих членов гавайской королевской семьи, имевших музыкальные наклонности. Они учились у прусского военного оркестра Анри Бергера , которого послал кайзер по просьбе V. Камеамеа Бергер увлекся гавайской народной музыкой и написал о ней много документации. Тем не менее, он также привнес свой собственный музыкальный опыт в немецкую музыку и активно руководил гавайскими музыкантами и композиторами, с которыми работал.

Король Камехамеха V также в 1847 году послал в Германию «руководителя оркестра» «Королевского оркестра», ныне Королевского гавайского оркестра, Уильяма Мерсберга из Веймара, Германия. Он Генри Калейалохи Аллена прадедушка . Генри Калейалоха Аллен является «одним из живых сокровищ гавайской музыки» и выдающимся музыкальным педагогом, за что неоднократно удостаивался наград в Сенате и Законодательном собрании.

Гитарные инновации

[ редактировать ]

Гитары могли попасть на Гавайи из нескольких источников: моряки, миссионеры или путешественники в Калифорнию и обратно. Наиболее часто рассказываемая история заключается в том, что он сопровождал мексиканских ковбоев ( вакерос ), которых привез король Камеамеа III в 1832 году, чтобы научить туземцев контролировать перенаселение скота . Гавайские ковбои ( паниоло ) использовали гитары в своей традиционной народной музыке. Португальцы представили инструмент под названием брагинья , небольшой четырехструнный мадейры вариант кавакиньо ; этот инструмент был предшественником гавайской гитары . [1]

Гитары со стальными струнами также появились вместе с португальцами в 1860-х годах, а к концу 1880-х годов гитары со слабым ключом распространились по всей цепочке. Корабль под названием « Равенскраг» прибыл в Гонолулу 23 августа 1879 года, доставив португальских полевых рабочих с Мадейры . друга Легенда гласит, что один из мужчин, Жоау Фернандес, позже ставший популярным музыкантом, пытался произвести впечатление на гавайцев, играя народную музыку на брагинье ; Говорят также, что гавайцы называли этот инструмент «укулеле» ( прыгающая блоха ) в честь быстрых пальцев этого человека. Другие утверждали, что это слово означает «дар, который пришел сюда» , или искаженное слово «укэкэ леле» ( танцующий укеке , трехструнный лук). [1]

электрогитары в 1931 году в виде стальной гитары , «сковородки» Популярность гавайской музыки с ее уникальным стилем игры на гитаре в 1920-х годах привела к изобретению Джорджем Бошампом . Электрическое усиление позволило услышать гитару в гавайском стиле в выступлениях более крупных популярных групп.

Конец 19 и начало 20 века

[ редактировать ]
Обложка нот 1913 года

В 1880-х и 90-х годах король Дэвид Калакауа продвигал гавайскую культуру, а также поощрял появление новых инструментов, таких как гавайская гитара и, возможно, стальная гитара; Калакауа умер в 1891 году, поэтому маловероятно, что он услышал бы это. [18] Преемница Калакауа, его сестра Лилиуокалани , также была плодовитым композитором и написала несколько песен, таких как «Aloha 'Oe», которые остаются популярными. В этот период гавайская музыка превратилась в «новый самобытный» стиль, использующий производные европейских инструментов; Помимо широко распространенных струнных инструментов, духовые оркестры , такие как Royal Hawaiian Band, исполняли гавайские песни, а также популярные марши и регтаймы.

Примерно в 1889 году Джозеф Кекуку начал надевать кусок стали на струны гитары, изобрел таким образом стальную гитару ( кика кила ); примерно в то же время традиционная гавайская музыка с английскими стала популярной текстами. Вокал преобладал в гавайской музыке до 20 века, когда ведущую роль заняли инструменты. Большая часть современной гитары со слабой клавишей стала полностью инструментальной. [1]

Примерно с 1895 по 1915 год гавайские музыкальные танцевальные коллективы становились все более востребованными. Обычно это были струнные квинтеты. Музыка рэгтайма оказала влияние на музыку, и в текстах обычно использовались английские слова. Этот тип гавайской музыки, созданный под влиянием популярной музыки и тексты которого представляют собой комбинацию английского и гавайского (или полностью английского языка), называется хапа хаоле музыкой (буквально: наполовину белая). В 1903 году Альберт «Сонни» Кунья сочинил «Мою русалку Вайкики» , возможно, первую популярную песню хапа хаоле (самая ранняя известная песня хапа хаоле, «Eating of the Poi», была опубликована в Ka Buke o na Leo Mele Hawaii...o na). Дом на Гавайях в Гонолулу в 1888 году [См. Канахеле, Джордж С., Гавайская музыка и музыканты, стр. 71–72]).

В 1927 году Роуз Мо (1908–1999), гавайская певица, со своим мужем Тау Мо (1908–2004), самоанским гитаристом, начали гастролировать с гавайцами мадам Ривьер . они записали восемь песен В 1929 году в Токио . Роуз и Тау продолжали гастролировать более пятидесяти лет, живя в таких странах, как Германия, Ливан и Индия. Они даже выступали в Германии в 1938 году, когда нацистский расизм был на подъеме и люди с более темным цветом кожи считались низшими людьми; говорят, что они даже выступали перед самим Адольфом Гитлером . [19] Семья Тау Мо со своими детьми много сделала для распространения звучания гавайской народной музыки и музыки хапа хаоле по всему миру. В 1988 году семья Тау Мо перезаписала сессии 1929 года с помощью музыканта и этномузыковеда Боба Брозмана.

В 1920-е годы также развился уникальный гавайский стиль джаза , привнесенный исполнителями в отелях Моана и Королевские Гавайи. [20]

Слабая клавиша гитары

[ редактировать ]

Гитара со слабой клавишей ( kī ho`alu на гавайском языке) — это стиль игры пальцами, названный в честь того факта, что струны чаще всего «прослабляются» или ослабляются, чтобы создать открытый (без пальцев) аккорд, либо мажорный аккорд (наиболее распространенный это G, который называется настройкой «патч таро») или мажорной 7-й ступенью (называемой настройкой «вайне»). Настройка могла быть изобретена для воспроизведения определенной песни или достижения определенного эффекта, и еще в 1960-х годах к ней часто относились как к семейной тайне и передавали из поколения в поколение. Однако ко времени Гавайского Возрождения пример таких исполнителей, как тетя Элис Намакелуа , Леонард Кван , Рэймонд Кейн и Кеола Бимер, способствовал обмену настройками и техниками и, вероятно, спас этот стиль от исчезновения. Техники игры включают «удары молотком», «отрыв», «перезвоны» (гармоники) и «слайды», и эти эффекты часто имитируют фальцет и вокальные паузы, распространенные в гавайском пении.

Гитара вошла в гавайскую культуру с разных сторон: от моряков, поселенцев и рабочих по контракту. Одним из важных источников этого стиля были мексиканские ковбои, нанятые для работы на Большом острове Гавайи в первой половине XIX века. Эти паниоло привезли с собой свои гитары и свою музыку, а когда они ушли, гавайцы выработали свой собственный стиль игры на инструменте.

Гитара со слабой клавишей эволюционировала, чтобы аккомпанировать ритмам гавайских танцев и мелодиям гавайских песнопений. Гавайская музыка в целом, которая пропагандировалась во времена правления короля Давида Калакауа как предмет национальной гордости и культурного возрождения, черпала ритмы из традиционных гавайских ритмов и европейских военных маршей, а свои мелодии черпала из христианских гимнов и космополитических народов островов. (хотя преимущественно американский).

Популяризация

[ редактировать ]
Реклама бродвейского шоу «Райская птица» .

В начале 20 века гавайцы начали гастролировать по Соединенным Штатам, часто в составе небольших групп. Бродвейское в 1915 году последовала шоу под названием «Райская птица» познакомило многих американцев с гавайской музыкой в ​​1912 году, а Панамско-Тихоокеанская международная выставка в Сан-Франциско ; год спустя записи местной гавайской музыки превзошли по продажам все другие музыкальные жанры США. [21]

Растущая популяризация гавайской музыки повлияла на блюзовых и кантри- музыкантов; эту связь все еще можно услышать в современной стране. Напротив, такие музыканты, как Бенни Навахи, начали включать джаз в свою музыку на стальной гитаре , гавайской гитаре и мандолине , в то время как квартет Калама представил стиль группового пения фальцетом.

В это время возник музыкант Сол Хоопи , игравший как гавайскую музыку, так и джаз, вестерн-свинг и кантри, а также разработавший педальную стальную гитару; его записи помогли утвердить в Нэшвилле . звучание популярной кантри-музыки [1] Лани Макинтайр был еще одним музыкантом, который привнес звучание гавайской гитары в основную американскую популярную музыку посредством своих записей с Джимми Роджерсом и Бингом Кросби .

Реклама пластинок гавайской музыки от Victor Records 1916 года.

В 1920-х и 30-х годах гавайская музыка стала неотъемлемой частью местного туризма : большинство отелей и достопримечательностей в той или иной форме включали музыку. Среди первых и самых популярных музыкальных аттракционов было шоу Kodak Hula Show , спонсируемое компанией Kodak , на котором турист покупал пленку Kodak и фотографировал танцоров и музыкантов. [1] Шоу проходило с 1937 по 2002 год. Waikiki Records выпустило несколько виниловых пластинок с музыкой с выступления Kodak Hula Show с полноцветными фотографиями участников шоу. [22]

В первой половине 20-го века большинство молодых людей, которые слонялись по пляжам Гонолулу, занимаясь плаванием и серфингом, стали известны как «Вайкики-бичбои», и их вечеринки стали известны на Гавайях и за рубежом; большинство из них целыми днями играли на гавайской гитаре, сидя на пляже, и в конце концов начали работать в отелях, чтобы развлекать туристов.

Популярную гавайскую музыку с английскими стихами (хапа хаоле) можно охарактеризовать в узком смысле. Обычно песни поются под гавайскую гитару или стальную гитару. Иногда аккомпанирует гитара со стальными струнами. Мелодии часто содержат интервальный скачок, например идеальную четверть или октаву. Фальцет-вокал подходит для таких прыжков и распространен в гавайском пении, как и использование микротонов. Ритм в основном двухметровый. Музыкальная гамма, уникальная для гавайской музыки, придает ей особое ощущение и поэтому удачно названа гавайской гаммой.

Панамско-Тихоокеанская выставка в Сан-Франциско в 1915 году представила гавайскую стальную гитару исполнителям кантри-музыки с материка, а к 1930-м годам звезды кантри Хут Гибсон и Джимми Дэвис записывали пластинки с гавайскими музыкантами. [23]

Приток тысяч американских военнослужащих на Гавайи во время Второй мировой войны создал спрос как на популярные ритмы свинга, так и на звуки кантри. Стиль вестерн-свинг, популярный на материке с 1930-х годов, использовал стальную гитару в качестве ключевого элемента и поэтому стал естественным развитием. Начиная с 1945 года, звукозаписывающая компания Bell в Гонолулу отреагировала на этот спрос серией релизов вестерн-свинг-группы Fiddling Sam and his Hawaiian Buckaroos (под руководством скрипача Гомера Х. Спайви, в том числе Ллойда К. Мура, Тайни Бартона, Эла Хиттл, Калверт Дьюк, Толберт Э. Стиннетт и Рэймонд «Блэки» Барнс). Между 1945 и 1950 годами Белл выпустил около 40 композиций Hawaiian Buckaroos, включая набор кадров кадрили.

Современная музыка

[ редактировать ]

В последние десятилетия традиционная гавайская музыка пережила возрождение, с возобновлением интереса как со стороны этнических гавайцев, так и со стороны других слоев населения. На островах также родилось множество известных исполнителей рока , поп-музыки , хип-хопа ( na mele paleoleo ), дабстепа , соула и регги , а многие местные музыканты в клубах Вайкики и Гонолулу играют вне различных «гавайских» жанров. . На Гавайях есть собственная региональная музыкальная индустрия с несколькими отличительными стилями записанной популярной музыки. Гавайская популярная музыка во многом основана на американской популярной музыке , но имеет отличительные черты традиционной гавайской музыки. [2]

Гавайский ренессанс

[ редактировать ]

Гавайский ренессанс ознаменовал возрождение интереса к гавайской музыке, особенно небрежной, среди этнических гавайцев. Давние исполнители, такие как Габби Пахинуи, обнаружили, что их карьера возобновилась; Пахинуи, начавший запись в 1947 году, наконец, достиг широкой аудитории в Соединенных Штатах, когда сессии, на которых Рай Кудер играл с ним и его семьей, были выпущены под названием The Gabby Pahinui Hawaiian Band, Vol. 1 на крупном материковом лейбле. Пахинуи вдохновил легион последователей, игравших смесь слабого тона, регги, кантри, рока и других стилей. Среди более традиционных игроков были Леланд «Атта» Айзекс-старший , Сонни Чиллингворт , Рэй Кейн , Леонард Кван , Ледвард Каапана , Деннис Павао , в то время как Кеола Бимер и Питер Мун были более эклектичными в своем подходе. Братья Эмерсон возродили классическое звучание Сола Хоопи'и с помощью стальной гитары National в винтажном стиле 1920-х годов. Джорджа Канахеле много Гавайский национальный музыкальный фонд сделал для распространения слэк-кей и других форм гавайской музыки, особенно после крупного концерта 1972 года. [1]

Дон Хо (1930–2007), родом из небольшого района Гонолулу Какаако, был самым известным гавайским артистом последних десятилетий 20-го века. Хотя он не играл «традиционную» гавайскую музыку, Хо стал неофициальным послом гавайской культуры во всем мире, а также на материковой части Америки. Стиль Хо часто сочетал в себе традиционные гавайские элементы и более старую эстрадную музыку 1950-х и 1960-х годов с лёгкостью для прослушивания.

Лоял Гарнер также использовала гавайские элементы в своих лаунж-выступлениях в стиле Вегаса и в записанных ею песнях. Третья известная исполнительница, Майра Инглиш , стала известна как «Леди Шампанского» после записи песни Билла Мака «Drinking Champagne» в 1963 году, ставшей ее фирменной песней на Гавайях, и она добилась значительного коммерческого успеха как на местном уровне, так и за рубежом.

явайский

[ редактировать ]

Джавайан — гавайский стиль музыки регги . [24] Музыка регги — это жанр, который развился в конце 1960-х и раньше на Ямайке . Он стал популярным во всем мире, особенно среди этнических групп и рас, которые исторически подвергались угнетению, таких как коренные американцы , жители островов Тихого океана и австралийские аборигены . На Гавайях этнические гавайцы и другие жители штата начали играть смесь регги и местной музыки в начале 1980-х годов, хотя только в конце 1980-х годов она стала признана новым жанром в местной музыке. Группа Simplisity была названа Quiet Storm Records создателями явайского стиля, а на других повлияли Уолтер Айполани , известный как отец гавайского регги. [25] К концу 1980-х годов Jawaiian стал доминировать на местной музыкальной сцене, а также вызвал негативную реакцию, которую Honolulu Star-Bulletin сравнил с движением « диско- отстой» конца 1970-х. [26]

Культура регги в целом начала доминировать на Гавайях, так как многие местные жители носят памятные вещи Боба Марли, а многие местные товары и сувениры были украшены красным, желтым и зеленым цветами суверенитета Гавайев, а также львом Иуды. флаг, известный символ движения Растафари . Цвета Раста также стали символом местной гордости.

Рок-н-ролл

[ редактировать ]

Рок-н-ролл уже давно популярен на Гавайях — на Гавайях провели годы своего развития многочисленные исполнители рок-н-ролла (например, члены The Association , The Electric Prunes , 7th Order , Vicious Rumors , а также гитаристы Марти Фридман и Чарли «Икар» Джонсон ), а его местная популярность восходит к самым ранним временам рок-музыки. [27] Карьера Элвиса Пресли включала несколько выступлений и пластинок, связанных с Гавайями: живое выступление в марте 1961 года с целью сбора денег на строительство Мемориала военного корабля США «Аризона» на арене Перл-Харбор Блох в марте 1961 года; [28] его пластинка «возвращения» и концерт «Aloha from Hawaii Via Satellite » в 1973 году, а три его фильма снимались на Гавайях ( «Голубые Гавайи» , «Девочки! Девушки! Девушки!» и «Рай, гавайский стиль» ).

В 1960-х и 1970-х годах рок-концерты часто проводились в таких местах, как Международный центр Гонолулу и The Waikiki Shell, с участием таких артистов, как Джими Хендрикс , Led Zeppelin , The Rolling Stones , The Doors , Эрик Клэптон , Deep Purple , Джефф Бек и многие другие. лучшие рок-исполнители. [29]

Трехдневные кратерные фестивали (проводившиеся в период Нового года и праздников 4 июля) в Даймонд-Хед в 1960-х и 1970-х годах были очень посещаемыми на протяжении всей эпохи. [30] и часто выступали с такими популярными группами, как Fleetwood Mac , Journey и Santana ( Карлос Сантана и Бадди Майлз фактически выпустили свое выступление на Crater Festival 1972 года на пластинке Carlos Santana & Buddy Miles! Live! ).

Музыканты

[ редактировать ]

В число известных нынешних и вышедших на пенсию джазовых музыкантов Гавайев входят Гейб Бальтазар (саксофон), Мартин Денни (фортепиано), Артур Лайман (вибрафон и маримба), Генри Аллен (гитара), фон Барон (ударные), Дэвид Чой (саксофон), Рич Крэндалл ( фортепиано), Дэн Дель Негро (клавишные), Пьер Гриль (фортепиано/клавишные/тромбон), Брюс Хамада (бас), ДеШеннон Хига (труба), Джим Ховард (фортепиано), Стив Джонс (бас), Джон Коливас (бас), Ноэль Окимото (ударные/перкуссия/вибрация), Майкл Пауло (трости), Рене Пауло (акустический рояль) были предшественниками записи гавайской музыки на джазовых площадках в начале 1960-х годов и одним из легендарных великих музыкантов Гавайев Робертом Шинодой ( гитара), Арекс Икехара (бас), Фил Беннетт (ударные), Арон Нельсон (фортепиано), Теннисон Стивенс (фортепиано), Дин Таба (бас), Бетти Лу Тейлор (фортепиано), Тим Цукияма (саксофон), Реджи Падилья (саксофон) ) и Эйб Лагримас-младший (ударные, гавайская гитара, флюиды).

Среди известных джазовых вокалистов Гавайев, как нынешних, так и вышедших на пенсию, - Джимми Борхес, Рэйчел Гонсалес, Азур МакКолл, Дана Лэнд, Джой Вуд и И. Михана Соуза. Хотя гавайская вокалистка Мелвин Лид известна прежде всего исполнением гавайской музыки и музыки «гавайского кантри», она также заслужила хорошие отзывы как джазовая певица.

Часто проводятся выступления джаз-бэндов Гавайского университета .

Гавайская гитара

[ редактировать ]

была Гавайская гитара завезена на Гавайи иммигрантами с Мадейры в конце 19 века. Португальцы привезли с собой небольшой инструмент, похожий на гитару, известный как мачете . Инструмент стал очень популярным в гавайской культуре, и в большинстве гавайских песен используется гавайская гитара. На гавайском языке гавайская гитара буквально означает «прыгающая блоха (уку) (леле)». Он был назван так потому, что при защипывании высокий тон струн напоминает образ прыгающей блохи. В настоящее время существует четыре размера гавайской гитары; сопрано, концертное, тенор и баритон. [31]

Королева Лилиуокалани, последняя гавайская королева, считала, что название гавайской гитары означает «Дар, который пришел сюда». Она поверила в это из-за гавайских слов «уку», что означает «подарок или награда», и «леле», что означает «прийти». [32]

На гавайской гитаре можно играть простыми или сложными ударами, а также перебором пальцев .

Древесина коа — одна из самых качественных пород древесины, которая создает глубокий и чистый звук гавайской гитары. Это делает укулеле Koa очень различимыми по звуку. Из-за этого древесина коа известна как почитаемая древесина для изготовления гавайской гитары. Гавайские гитары коа можно отличить не только по звуку, но и по внешнему виду. Они имеют уникальный рисунок текстуры и цвет, который позволяет им выделяться больше, чем обычная древесина. [33]

Продвигать

[ редактировать ]

Укеке — гавайский музыкальный смычок , на котором играют ртом. Это единственный струнный инструмент, произрастающий на Гавайях.

Носовое кровотечение

[ редактировать ]

' ohe hano ihu (гавайский: ohe = бамбук +hano = дыхание + ihu = нос) или традиционная гавайская носовая флейта на английском языке - это еще один тип гавайского инструмента, имеющий культурное и музыкальное значение. Он изготовлен из цельной бамбуковой секции. Согласно книге Те Ранги Хироа «Искусство и ремесла Гавайев» , старые флейты из коллекции Музея Бишопа имеют отверстие в области узла для дыхания и два или три отверстия для пальцев. В образце с тремя отверстиями для пальцев одно отверстие для пальца расположено рядом с отверстием для дыхания. Длина варьируется от 10 до 21 дюйма (250–530 мм). Устная традиция в разных семьях гласит, что количество аппликатурных отверстий варьировалось от одного до четырех, а расположение отверстий варьировалось в зависимости от музыкального вкуса исполнителя. [34]

Хотя в первую очередь это инструмент для ухаживания, на котором играют в частном порядке и для личного удовольствия, его также можно использовать в сочетании с песнопениями, песнями и хула. Говорят, что куму хула (мастера танцев) могли либо издавать звуки флейты, как будто она поет, либо петь во время игры. Куму хула Лейлехуа Юэнь — один из немногих современных гавайских музыкантов, играющих на носовой флейте в такой манере.

В XIX и начале XX веков молодые люди все еще использовали «охе хано иху» как способ завоевать расположение и любовь женщины. [35] Сегодня «охе хано иху» вновь обретает популярность.

Две разные устные традиции объясняют использование носа для игры на «охе хано иху». , дыхание человека Согласно одной из них, на «охе хано иху» играют воздухом, выходящим через нос, а не изо рта, потому что ха , выражает его внутреннюю сущность. Поскольку ха проходит из наао , или кишечника, через рот, ха можно использовать для лжи. Когда ха проходит через нос, он не может лгать. Поэтому, если молодой человек любит женщину, эта любовь будет выражаться в музыке, которую он играет своим «охе хано иху». Согласно другой традиции, на инструменте играют носом, чтобы игрок мог тихо петь или распевать во время игры.

Современный фольклор говорит, что гавайская флейта выражает « алоха », потому что, чтобы услышать флейту, нужно приблизиться к ало , «лицу» или «присутствию» играющего, чтобы услышать ха , «божественное дыхание», и таким образом слушатель ощущает «бытие». в присутствии друг друга, разделяя божественное дыхание». Несмотря на то, что это полезный способ запомнить созерцательный и личный характер традиционной гавайской флейты, реальных этимологических свидетельств, а также свидетельств в традиционных песнопениях или историях, подтверждающих эту этимологию, не существует. В гавайском языке ха , дыхание, не связано со словом ха , причинным префиксом. поиск родственных слов на родственных языках также не выявил такой этимологии слова «алоха».

Согласно книге Лейлехуа Юэня «Охе» , инструмент был популяризирован в 1970-х годах членами семьи Бимер, которые играли на нем во время гастролей в Северной Америке, а также на Гавайских островах. Отрывки детского образовательного телешоу «Улица Сезам», в которых показаны Кеола Бимер и г-н Снаффалупагус, один из крупных кукольных персонажей, играющих на «охе хано иху», привлекли к этому инструменту внимание всей страны. Вайнона Бимер, мать Кеолы Бимер, известная куму хула, также преподавала использование «охе хано иху в хула». Ее дочь-ханай, Мэйл Бимер Лу, продолжает сохранять и преподавать это наследие, а также документировать важные аспекты гавайского музыкального и исполнительского наследия через Общество по сохранению Хула.

Среди известных музыкантов `ohe hano ihu конца 20-го и начала 21-го веков - Махи Бимер, Нона Бимер, Кеола Бимер, Капоно Бимер, Кэлвин Хо, Нельсон Кааи, Энтони Нативидад и Ману Джозия.

У Бруно Марса из Гонолулу 8 хитов №1 в Billboard Hot 100, включая « Uptown Funk » в 2015 году.

Гленн Медейрос занял первое место в чарте Hot 100 в 1990 году с песней " She Ain't Worth It " при участии Бобби Брауна.

Бетт Мидлер , также из Гонолулу, заняла первое место в Hot 100 с песней Wind Beneath My Wings в 1989 году.

Тане Кейн , выросший на Гавайях, занял 37-е место в Hot 100 с песней " Holdin' On " в 1982 году.

Ивонн Эллиман из Гонолулу заняла первое место в Hot 100 с диско-песней « If I Can't Have You » из альбома Saturday Night Fever в 1978 году.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Унтербергер, стр. 465 - 473
  2. ^ Перейти обратно: а б с Мануэль, стр. 236 - 241
  3. ^ «ГАВАЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЖАЗОВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ» . 3 марта 2007 года. Архивировано из оригинала 23 марта 2008 года . Проверено 13 сентября 2012 г.
  4. ^ Харада, Уэйн (20 апреля 2007 г.). «Джазовый фестиваль приостановлен из-за смерти основателя» . Рекламодатель Гонолулу . Гонолулу, Гавайи, США: Black Press Group Ltd. Проверено 13 сентября 2012 г.
  5. ^ «Третий ежегодный джазовый фестиваль в Тихоокеанском регионе» . Проверено 23 сентября 2012 г. [ нужно обновить ]
  6. ^ «Фестиваль джаза и наследия Маноа 2012» . Аутрич-колледж UHM . Проверено 23 сентября 2012 г. [ нужно обновить ]
  7. ^ «Центр исполнительских искусств UH Hilo» . Проверено 13 сентября 2012 г.
  8. ^ «Гавайи – Большой остров – Развлечения» . Альтернатива-Гавайи.com . 28 декабря 2011 года . Проверено 13 сентября 2012 г.
  9. ^ «Гавайи – Кауаи – Развлечения» . Альтернатива-Гавайи.com . 25 февраля 2009 года . Проверено 13 сентября 2012 г.
  10. ^ «Центр Нила Блейсделла» . Проверено 13 сентября 2012 г.
  11. ^ Театры и аудитории Гонолулу , данные получены 13 ноября 2010 г.
  12. ^ «Гавайи – Ланаи – Развлечения» . Альтернатива-Гавайи.com . 11 марта 2010 года . Проверено 13 сентября 2012 г.
  13. ^ «Театр и театр Ланай в Ланай-Сити, Гавайи» . Cinematreasures.org . Проверено 13 сентября 2012 г.
  14. ^ «История симфонического оркестра Гонолулу» . 2008. Архивировано из оригинала 19 февраля 2008 года . Проверено 10 сентября 2012 г.
  15. ^ «Хоровое общество Оаху» . Оахучорал.com . Проверено 10 сентября 2012 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б «Следы в темноте: скрытые истории популярной музыки»; Джордж Липсиц; стр. 228; Издатель: Университет Миннесоты Пресс; ISBN   0816650195 ; ISBN   9780816650194
  17. ^ Перейти обратно: а б Татарка Элизабет в книге Джорджа Канахеле « Гавайская музыка и музыканты».
  18. ^ См.: Канахеле, Джордж С., Гавайская музыка и музыканты , стр. 367–368.
  19. ^ «Тау Мо, 95 лет; исполнял гавайскую музыку для многих мировых лидеров» . Лос-Анджелес Таймс . 5 июля 2004 г. ISSN   0458-3035 . Проверено 31 декабря 2018 г.
  20. ^ Вонг, Рэнди (19 января 2006 г.). «История Международного джазового фестиваля на Гавайях» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 июля 2007 г. Проверено 10 сентября 2012 г.
  21. ^ Шах, Халима (25 апреля 2019 г.). «Как гавайская стальная гитара изменила американскую музыку» . Смитсонианмаг.com . Смитсоновский институт . Проверено 22 октября 2020 г.
  22. ^ Боргерсон, Джанет (2017). Создан для жизни в стиле Hi-Fi: виниловая пластинка в Америке середины века . Шредер, Джонатан Э., 1962-. Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 260–261. ISBN  9780262036238 . OCLC   958205262 .
  23. ^ «Джонни Кэш в травяной юбке: гавайские корни кантри» . Архивировано из оригинала 22 апреля 2017 года . Проверено 25 августа 2010 г.
  24. ^ Акиндес, Фэй Йокомизо (2001). «Внезапный прилив: «На Меле Палеолео» (гавайский рэп) как освободительный дискурс» . Дискурс . 23 (1). Издательство государственного университета Уэйна: 88. JSTOR   41389595 . Проверено 30 ноября 2021 г.
  25. ^ Глисон, Ли (2 января 2014 г.). «Брудда Уолта: отец гавайского регги» . Журнал Ке Ола . Проверено 21 января 2023 г.
  26. ^ « 2002 год не год смерти Явайца, но будьте осторожны» . Гонолулу Стар-Бюллетень . Проверено 12 января 2006 г.
  27. ^ «Скотти Мур — Стадион Гонолулу — Гонолулу, Гавайи» . www.scottymoore.net . Проверено 7 апреля 2018 г.
  28. ^ «Скотти Мур - Арена Блоха и Мемориал военного корабля США Аризона» . www.scottymoore.net . Проверено 7 апреля 2018 г.
  29. ^ «Международный центр Гонолулу, Гонолулу, Гавайи, США. Сетлисты концертов | setlist.fm» . www.setlist.fm . Проверено 31 декабря 2018 г.
  30. ^ Мэтью (20 апреля 2016 г.). «Воспоминания о фестивалях в кратере Даймонд-Хед, гавайском «Вудстоке» » . www.hawaiimagazine.com . Проверено 7 апреля 2018 г.
  31. ^ «Интересные факты — Гавайская гитара» . Луаукаламаку.com. Архивировано из оригинала 13 апреля 2009 года . Проверено 26 октября 2015 г.
  32. ^ Прайор, Альтон. Малоизвестные истории в истории Гавайев. Издательство «Дилижанс»: 2004 г.
  33. ^ «Как изготавливается гавайская гитара - производственный процесс, производство, изготовление, история, использованные детали, продукт, машина, история» . www.madehow.com . Проверено 24 апреля 2017 г.
  34. ^ Те Ранги Хироа (2003). Искусство и ремесла Гавайев . Гонолулу, Гавайи: Издательство Bishop Museum Press.
  35. ^ «Охе хано иху» . Rangapae.com . 24 мая 2008 года . Проверено 13 сентября 2012 г.
  • «Большой остров: Развлечения» . Альтернативные Гавайи . Проверено 2 февраля 2006 г.
  • «Куауи: Развлечения» . Альтернативные Гавайи . Проверено 2 февраля 2006 г.
  • Купер, Майк (2000). «Стальная горка Хула Балус». В Бротоне, Саймон; Эллингем, Марк; МакКонначи, Джеймс; Дуэйн, Орла (ред.). Мировая музыка, Том. 2: Африка, Европа и Ближний Восток . Лондон: Грубые гиды. стр. 56–57. ISBN  1-85828-636-0 .
  • «Ланаи: Развлечения» . Альтернативные Гавайи . Проверено 2 февраля 2006 г.
  • Мануэль, Питер (1988). Популярная музыка незападного мира . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 236–241 . ISBN  0-19-506334-1 .
  • Канахеле, Джордж С .; Бергер, Джон, ред. (2012) [1979]. Гавайская музыка и музыканты (2-е изд.). Гонолулу, Гавайи, США: Mutual Publishing, LLC. ISBN  9781566479677 . OCLC   808415079 .
  • Унтербергер, Ричи (1999). Музыка США: Грубое руководство . Лондон: Грубые гиды. стр. 465–473 . ISBN  1-85828-421-Х .
  • «Шоу хула Вайкики завершилось» . Гонолулу Стар-Бюллетень . Проверено 29 марта 2006 г.
  • Татарка, Елизавета (1979). «Слабая гитара» . В Канахеле, Джордж С. (ред.). Гавайская музыка и музыканты . Университетское издательство Гавайских островов. стр. 350–360 . ISBN  0-8248-0578-Х .
  • Инди-блог, 2008 г.: «Музыканты кантри были привлечены гавайской музыкой, когда они впервые услышали гавайскую стальную гитару на выставке Pan Pacific Exposition в Сан-Франциско в 1915 году. Вскоре такие артисты, как Хут Гибсон и Джимми Дэвис, начали записываться с гавайцами. Гавайский любовный роман. Музыка кантри восходит к Второй мировой войне в результате притока большого количества военнослужащих с материковой части США. Местные звукозаписывающие компании стремились выпустить «деревенскую музыку», чтобы удовлетворить новый интерес. Bell Records выпустила записи Fiddling в 1945 году. Сэм и его гавайские букару.
  • Роквелл, Т. Малкольм, Hawaiian & Hawaiian Guitar Records, 1891–1960 (Mahina Piha Press © 2007) ISBN   978-0-615-14982-0 - исх. 78data.com
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c225acea4498d9aff6934c7b9513da61__1713031560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/61/c225acea4498d9aff6934c7b9513da61.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Music of Hawaii - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)