Блокада Западной Кубы
Блокада Западной Кубы (1591 г.) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть англо-испанской войны | |||||||
![]() Карта Кубы во время блокады между западной оконечностью и Гаваной. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Майкл Гир Уильям Лейн Кристофер Ньюпорт |
Диего де ла Рибера Антонио Наварро | ||||||
Сила | |||||||
10 кораблей [ 3 ] |
7 галеонов 2 камбуза 2 лодки Корабли Пластинчатого Флота конвоя [ 4 ] | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 кора затонула [ 5 ] |
2 галеона захвачены [ 6 ] 8 кораблей захвачены, потоплены или сожжены [ 5 ] 2 галеры серьезно повреждены [ 7 ] |
Блокада Западной Кубы , также известная как Вест-Индская экспедиция Уоттса 1591 года , — английская каперская военно-морская операция, проводившаяся у испанского колониального острова Куба в Карибском море во время англо-испанской войны . Экспедиция вместе с блокадой состоялась в период с мая по июль 1591 года под руководством Ральфа Лейна и Майкла Гира при крупных финансовых инвестициях со стороны Джона Уоттса и сэра Уолтера Рэли . [ 8 ] Они перехватили и захватили несколько испанских кораблей, некоторые из которых принадлежали испанскому конвою адмирала Антонио Наварро и находились под защитой испанского флота под командованием адмирала Диего де ла Рибера, намеревавшегося избавить английских каперов. [ 9 ] Англичане захватили или сожгли в общей сложности десять испанских кораблей, включая два галеона, один из которых был ценным призом. [ 7 ] [ 10 ] Благодаря этому успеху и потере всего одного корабля блокада и экспедиция были прекращены и вернулись в Англию. [ 11 ] Блокада была одной из самых успешных английских экспедиций на испанский Майн во время войны в военном и финансовом отношении. [ 7 ] [ 12 ]
Фон
[ редактировать ]В начале 1591 года английский флот был организован для рейдовой экспедиции в Испанскую Вест-Индию . Экспедиция финансировалась акционерным предприятием и была разделена на три флота. [ 3 ] Первый и основной флот финансировался в основном Джоном Уоттсом , но также имел инвестиции Уолтера Рэли, Пола Бейнинга и сэра Фрэнсиса Дрейка . [ 7 ] [ 12 ] Капитаном экспедиции был Уильям Лейн на 120-тонном «Кентавре» , а заместителем командира был капитан Майкл Гир на 150-тонном «Литл Джоне» . [ 3 ] и 80-тонный «Пегас» под командованием капитана Стивена Мичелла и катер «Пятая часть» . [ 10 ] Резервный флот состоял из двух кораблей — «Маргарет» 60-тонного под командованием капитана Кристофера Ньюпорта и 50-тонного «Пруденс» под командованием капитана Джона Бероу. [ 7 ] Другая часть флота финансировалась в основном сэром Джорджем Кэрью — 200-тонный «Хоупвелл» (псевдоним «Гарри и Джон» ) капитана Уильяма Крастона, 130-тонный барк «Бёрр» под командованием капитана Уильяма Айриша, 35-тонный «Ласточка» под командованием Ральфа. Ли и 30-тонный Контент под командованием капитана Николаса Лайла. [ 7 ] [ 13 ] Они должны были атаковать и совершать набеги на любые испанские или португальские суда в районе Эспаньолы и Кубы с целью получения прибыли. [ 14 ]
Экспедиция
[ редактировать ]Они отправились из Плимута весной 1591 года, пройдя вдоль побережья Испании, чтобы обмануть испанцев относительно их настоящего пункта назначения. [ 6 ]
В апреле 1591 года, находясь у Кадиса, Маргарет под командованием Ньюпорта и Пруденс застала место большого испанского корабля; большой барк, который вскоре был захвачен. Ньюпорт нашел в награду слитки , деньги, шкуры , драгоценные камни , вино и другие ценности. [ 7 ] Ньюпорт отправил приз домой, и флот двинулся на запад, в сторону Кубы, и в мае 1591 года встретился с частью флота между Сент-Китсом и Пуэрто-Рико . [ 3 ] Несмотря на то, что погода разделила многие корабли, все они прибыли на Багамы неделю спустя. [ 15 ]
Первый успех экспедиции пришелся на конец мая, когда 150-тонное испанское торговое судно « Росарио» мастера Франсиско Гонсалеса было захвачено Марагерет и Пруденс возле Ла-Ягуаны у Эспаньолы. [ 7 ] Экипаж Росарио был освобожден, но их судно было разграблено и отобрано все ценные вещи, некоторые из которых были найдены. Пленные сообщили англичанам, что испанский флот из семи галеонов, двух галер и двух лодок общей численностью 2000 человек должен был прибыть в район Западной Кубы. [ 7 ] Эти силы находились под командованием адмирала дона Диего де ла Рибера, командующего флотом Тьерра Фирме . Он покинул Гавану в начале июня, чтобы вытеснить всех английских каперов из назначенного района, поскольку это было сделано в ожидании прибытия броненосного флота под командованием Антонио Наварро де Прадо. [ 10 ]
Блокада
[ редактировать ]Поэтому англичане решили блокаду Западной Кубы и рискнули вступить в конфронтацию с Риберой. [ 2 ] В середине июня англичане заняли позицию возле Корриентеса, ожидая прибытия испанских кораблей. [ 15 ]
Течения
[ редактировать ]23 июня Берр , Хоупвелл , Ласточка и Контент прибыли между мысом Корриентес и мысом Сан-Антонио и вскоре заметили шесть парусников. [ 10 ] Полагая, что это могли быть корабли с сокровищами из Картахены, англичане закрылись, только чтобы обнаружить, что это были 700-тонный флагман Риберы Galleon Nuestra Señora del Rosario вице-адмирала Апарисио де Артеаги , 650-тонная Magdalena , два других больших галеона и пара галеры . [ 10 ] Несмотря на значительное численное превосходство, англичане выстояли в строю, и в 7:00 начался дальний обмен. Это продолжалось следующие три часа, после чего английский строй рассеялся. В это время Берр взорвался в результате катастрофического возгорания магазина либо в результате случайного выстрела испанцев, либо совершенно случайно. [ 15 ] Ирландцы и шестнадцать выживших были спасены «Ласточкой » , которая вскоре покинула этот район. [ 2 ] Вскоре после этого 100-тонные галеры «Сан-Агустин» и «Брава» приблизились к двум оставшимся английским судам и попытались подняться на борт, схватившись. [ 13 ] Однако они были отброшены сильным артиллерийским огнем со стороны Хоупвелла и Контента, занявших оборонительную позицию. [ 6 ] Испанские галеры, не сумевшие произвести впечатление и понесшие значительные повреждения, затем отступили и присоединились к галеонам де ла Риберы. [ 13 ] Вскоре после этого английские корабли отбыли и подошли к мысу Сан-Антонио, но не обнаружили ничего ценного. [ 6 ] Контент заблудился ночью, не смог найти другие корабли и, возможно, направился во Флориду . [ 15 ]
29 июня Хоупвелл и Своллоу вернулись на мыс Корриентес и не обнаружили никаких следов испанских кораблей под командованием де ла Рибера. [ 10 ] Оба корабля вскоре встретились с Кентавром , Пегасом , Маленьким Джоном , Пруденс и Пятой Частью . К ним присоединился «Лев» капитана Джона Окера , одинокий корабль из Саутгемптона, действовавший независимо. [ 2 ]
3 июля, когда часть формирования разливалась у берега Корриентес; «Пегас» и «Кентавр» заметили несколько испанских кораблей. [ 10 ] После быстрого преследования они отремонтировали и захватили 150-тонное испанское вооруженное торговое судно « Санта-Каталина» под командованием капитана Мартина Франсиско де Армендариса и 100-тонную фрегату сопровождения «Регало де Диос» . В то же время другой фрегат сопровождения был пойман в ловушку и захвачен «Львом» и «Ласточкой» . [ 10 ] Испанские корабли направлялись из Санто-Доминго в Гавану с ценностями, в том числе драгоценными камнями и шкурами. [ 3 ]
Гавана
[ редактировать ]
5 июля англичане согласились плыть вместе со своими призами, пока не минуют кубинскую столицу. Достигнув Матансаса ; Пруденс и Лайон продолжили путь по Старому Багамскому каналу в сторону Англии со своими призами. [ 10 ] На следующий день «Кентавр» , «Пегас» , «Хоупвелл» , «Маленький Джон» , «Ласточка » и «Пятая часть» изменили курс, чтобы занять позицию и блокировать запад Гаваны. [ 10 ] Несмотря на риск, связанный с тем, что более тяжеловооруженные галеоны Риберы были нацелены на их уничтожение, шесть английских кораблей ждали прибытия испанских кораблей. [ 7 ]
Утром 15 июля Пегас и Маленький Джон заметили большой испанский корабль. [ 6 ] Англичане подплыли к ней, атаковали корабль и после тяжелого рукопашного боя и ряда потерь взяли на абордаж и разгромили испанца, вынудив его сдаться. [ 10 ] Захваченным испанским кораблем оказался 300-тонный испанский галеон, оказавшийся « Сан-Хуаном» ; ее капитан Агустин де Пас направлялся из Веракруса в Гавану. « Сан-Хуан» был тщательно разграблен, после чего его затем сожгли вместе с вывезенными на берег пленными. [ 6 ] Из пленных и документов они узнали, что за « Сан-Хуаном» находился испанский конвой . [ 10 ] В тот же день к англичанам пришел еще больший успех: «Своллоу» , «Кентавр» , «Хоупвелл» и «Пятая часть» преследовали четыре испанских прибрежных корабля, которые были окружены и захвачены. [ 5 ] Они были разграблены, два использовались в качестве судов-хранилищ, а два других были сожжены. [ 6 ]
Рано утром следующего дня первые части главного испанского конвоя прибыли в этот район из Веракруса под командованием адмирала Наварро. [ 10 ] Англичане взяли на себя дежурство, и представилась возможность, когда один из наблюдателей заметил одинокий корабль; отмечено как слишком далеко впереди остального конвоя. [ 2 ] В полдень Кентавр и Маленький Джон атаковали судно и взяли его на абордаж с тыла, в то время как « Пегас» обстрелял правый борт корабля. [ 6 ] После острой получасовой схватки, в которой был ранен Уильям Лейн, корабль был взят. [ 5 ] Захваченным призом стал 240-тонный вооруженный торговый галеон из Севильи « Санта-Тринидад» под командованием капитана Алонсо Идальго. [ 10 ]
Приз Санта-Тринидада оказался настолько богатым, что Лейн немедленно приказал англичанам оставить вахту за пределами Гаваны и защитить корабль любой ценой. [ 8 ] Они отплыли домой раньше, чем остальная часть испанского флота вместе с Риберой направилась домой. [ 5 ] [ 7 ]
Последствия
[ редактировать ]Несколько месяцев спустя английский флот прибыл в Плимут с восемью захваченными кораблями, вызвав большую радость. [ 6 ] В целом экспедиция Уотта имела огромный успех: было получено восемь призов на общую сумму 40 000 фунтов стерлингов, что было получено за счет инвестиций в размере не менее 200 процентов, независимо от хищений и грабежей, которые члены экипажа совершили в дополнение к своей обычной трети, предоставленной взамен. заработной платы. [ 2 ] Половина этой суммы досталась королеве Елизавете I , лорду-адмиралу Чарльзу Ховарду, 1-му графу Ноттингему, а остальная часть была разделена между Уоттсом и Рэли. [ 12 ] Тринидад серебро был самым богатым, принося 20 000 фунтов стерлингов только за , шкуры и кошениль . [ 7 ] Уотт забрал большую часть призов и денег, а Кэрью, который финансировал небольшую часть, попросил сэра Юлия Цезаря вмешаться в вопрос справедливого распределения. [ 16 ]
С другой стороны, испанцы были разочарованы: де Ла Рибера не смог очистить западную Кубу от англичан и мало что мог сделать с блокадой. [ 5 ] Испанский губернатор Кубы Хуан де Техеда горько жаловался, особенно потому, что во время блокады англичане присылали ему письма и комплименты: [ 5 ]
за каждый час они проплывают у меня под носом; в будущем я хотел бы быть готовым к тому, что враг не сможет так оскорбить меня, если я не смогу до него добраться . [ 2 ]
Блокада Западной Кубы была одной из самых успешных английских экспедиций войны в военном и финансовом отношении. [ 7 ] В следующем году еще одну экспедицию в Карибское море под руководством Кристофера Ньюпорта и снова финансировали Уоттс и Лейн. англичане предприняли [ 5 ] Хотя они не повторили огромного успеха прошлогодней экспедиции, их действия вынудили испанцев отложить отправку двух флотов сокровищ. В результате они достигли Испании только весной 1593 года. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ↑ Корабли Уатта добились огромного успеха в 1591 году . Эндрюс стр. 106
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Брэдли, стр. 106–07.
- ^ Jump up to: а б с д и Куинн, стр. 333–34.
- ^ Вернхэм, Ричард Брюс (1980). Список и анализ государственных бумаг, зарубежная серия: Елизавета I июнь 1591 г. – апрель 1592 г. Том 3 . Государственный архив. п. 413.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Эндрюс стр. 167
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Английские каперские путешествия в Вест-Индию, 1588–1595, Том 111 . Общество Хаклюта в Университетском издательстве. 1959. с. 127.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Дин стр. 102-03
- ^ Jump up to: а б «Публикации Католического звукозаписывающего общества» . Католическое общество звукозаписи . 52 : 153. 1959.
- ^ Чайлдс, стр. 183.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Марли стр. 124
- ^ Райт, Ирен Алоха (1951). Дальнейшие английские путешествия в Испанскую Америку, 1583–1594: Документы из индийских архивов в Севилье, иллюстрирующие английские путешествия в Карибское море, на Испанскую магистраль, во Флориду и Вирджинию . Мичиганский университет: Общество Хаклюта. п. LXXVIII.
- ^ Jump up to: а б с Николс/Уильямс стр. 66
- ^ Jump up to: а б с Саути, стр. 389
- ^ Ричард Хаклайт (1914). Путешествия главных мореплавателей и открытия английской нации, том X. Джеймс Маклехоз и сыновья.
- ^ Jump up to: а б с д Эндрюс, стр. 165–66.
- ^ Эндрюс стр. 26
- ^ Брэдли стр. 100
- Библиография
- Эндрюс, Кеннет (1984). Торговля, грабежи и поселения: морское предпринимательство и возникновение Британской империи, 1480–1630 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521276986 .
- Бичено, Хью (2012). Морские волки Елизаветы: Как английские моряки стали бичом морей . Конвей. ISBN 978-1844861743 .
- Брэдли, Питер Т (2010). Британское морское предприятие в Новом Свете: с конца пятнадцатого до середины восемнадцатого века . Эдвина Меллена Пресс Лтд. ISBN 978-0773478664 .
- Дин, Джеймс Сей (2013). Граница тропиков: Морские волки Элизабет на испанском Майне . Историческая пресса. ISBN 9780752496689 .
- Чайлдс, Дэвид (2014). Пиратская нация: Елизавета I и ее королевские морские вездеходы . Издательство Сифорт. ISBN 9781848321908 .
- Марли, Дэвид (2008). Войны Америки: хронология вооруженных конфликтов в Западном полушарии . АБВ КЛЛО. ISBN 978-1598841008 .
- Марк, Николлс; Уильямс, Пенри (2011). Сэр Уолтер Рэли: В жизни и легендах . Издательство Блумсбери. ISBN 9781441131829 .
- Куинн, Дэвид Б. (1985). Ярмарка для Роанока: путешествия и колонии 1584–1606 гг . Комитет по празднованию четырехсотлетия Америки. ISBN 9780807816066 .
- Саути, Коннектикут (2013). Хроника истории Вест-Индии . Рутледж. ISBN 9781136990731 .
- Вагнер, Джон (2013). Исторический словарь елизаветинского мира: Британия, Ирландия, Европа и Америка . Рутледж. ISBN 9781136597619 .