Дамаск

Дамаск ( /ˈdæməsk/ ; арабский : دمشق) — это тканая двусторонним рисунком ткань с . Дамасские ткани ткут путем периодического изменения направления движения нитей основы и утка. [1] Узор чаще всего создается с помощью атласного переплетения с основной поверхностью, а основа - с уточным или сатиновым переплетением. [2] Ткани, используемые для создания дамасской ткани, включают шелк , шерсть , лен , хлопок и синтетические волокна , но лучше всего дамаст проявляется в хлопке и льне. [1] Со временем дамаст стал более широким термином для тканых тканей с двусторонним узором, а не только для шелка. [3]
Существует несколько типов дамаста: настоящий, одинарный, составной и саржевый. Настоящий дамаст сделан полностью из шелка. [3] Одинарный дамаск имеет только один набор нитей основы и утка и поэтому может состоять из двух цветов. Сложный булат имеет более одного набора основ и утков и может включать более двух цветов. [3] Саржевая штофная ткань включает в себя основу или узор из саржевого плетения. [4]
История
[ редактировать ]Дамасское переплетение — одна из пяти основных техник ткачества (остальные — полосатое , саржевое , лампас и гобеленовое ) в раннего Средневековья центрах ткачества Византии и Ближнего Востока . Дамаск был назван в честь города Дамаска в Сирии, крупного торгового центра на Шелковом пути . [5]
Дамаск в Китае
[ редактировать ]В Китае были разработаны ткацкие станки с большим количеством ремиз для плетения штофов со сложными узорами. [6] Китайцы, возможно, производили дамаст еще во времена династии Тан (618–907). [7] Дамаски стали редкими после 9 века за пределами исламской Испании , но были возрождены в некоторых местах в 13 веке. Торговые журналы между Британской Ост-Индской компанией и Китаем часто демонстрируют продолжающуюся торговлю китайским шелком, особенно дамаском. [8] Дамасский шелк считается самым тяжелым китайским шелком. [8]

Дамаск в Европе
[ редактировать ]Слово «дамаск» впервые появилось в западноевропейском языке во французских записях середины XIV века. [9] Вскоре после появления во французском языке булат ткали на ткацких станках в Италии. С 14 по 16 века большинство дамаста ткали в одном цвете с глянцевым атласным узором на основе основы на более тусклой основе. Двухцветные штофы имели контрастные цветные основы и утки , а полихромные штофы добавляли золото и другие металлические нити или дополнительные цвета в качестве дополнительных парчовых утков. Средневековые дамаски обычно ткали из шелка, но ткачи также изготавливали шерстяные и льняные дамаски. [10]
Дамаск и кочевники
[ редактировать ]В повседневной жизни кочевников эту форму ткачества обычно использовали женщины, особенно в таких профессиях, как ковроткачество. [11] Женщины собирали сырье от пастбищных животных и красители из местной флоры, например, ягод, насекомых или трав, для использования в производстве. [11] Каждая женщина создавала специальную последовательность узоров и цветовую схему, соответствующую ее индивидуальности и этнической группе. [11] Эти методы передавались из поколения в поколение от матери к дочери. [11]
Современное использование
[ редактировать ]В 19 веке изобретение жаккардового ткацкого станка , автоматизированного системой перфокарт, сделало ткачество дамаста более быстрым и дешевым. [6]

Современный дамаст ткут на компьютеризированных жаккардовых станках. [12] Дамасские переплетения обычно производятся в виде монохромных (одноцветных) переплетений из шелка, льна или синтетических волокон, таких как вискоза , с узорами из цветов, фруктов и других узоров. Длинные атласные нити основы и утка создают на ткани мягкие блики, которые по-разному отражают свет в зависимости от положения наблюдателя. Дамасское переплетение чаще всего встречается в столовом белье и мебельных тканях, но его также используют для одежды. [6] Дамасское переплетение широко распространено в индустрии моды благодаря своей универсальности и высокому качеству отделки. Дамаск часто используется для одежды среднего и высокого качества, ассоциируясь с брендами/лейблами более высокого качества.
См. также
[ редактировать ]- Пеленка (булотные узоры в геральдике)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Рит, Северная Каролина; Джейн, Гораций HF (1924). «Классификация тканей ручного ткачества» . Бюллетень Пенсильванского музея . 20 (89): 23–34. дои : 10.2307/3794229 . ISSN 0891-3609 . JSTOR 3794229 .
- ^ Кадольф, Сара Дж. (2007). Текстиль (10-е изд.). Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Пирсон Прентис Холл. ISBN 978-0-13-118769-6 . OCLC 65197813 .
- ^ Jump up to: а б с «Дамаст | Дамасское ткачество, Шелковая ткань, Жаккардовый ткацкий станок | Британника» . www.britanica.com . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ Димитрова, Кейт (22 октября 2009 г.). «Катя Димитрова. Рецензия на книгу Лизы Моннас «Купцы, князья и художники: шелковые ткани в итальянской и северной живописи, 1300–1550» . Caa.отзывы . doi : 10.3202/caa.reviews.2009.107 . ISSN 1543-950Х .
- ^ Дженкинс, Дэвид Т., изд.: Кембриджская история западного текстиля , Кембридж, Великобритания: Cambridge University Press, 2003, ISBN 0-521-34107-8 , с. 343.
- ^ Jump up to: а б с Гиллоу, Джон (1999). Мировой текстиль: наглядное руководство по традиционным технологиям . Темза и Гудзон. п. 82. ИСБН 0-500-28247-1 .
- ^ «Мир ткацких станков: ткацкие технологии и текстильное искусство в Китае и за его пределами» . Китайский национальный музей шелка . Проверено 11 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Ли-Уитмен, Леанна (1982). «Торговля шелком: китайский шелк и Британская Ост-Индская компания» . Портфолио Винтертура . 17 (1): 21–41. дои : 10.1086/496066 . ISSN 0084-0416 . JSTOR 1180762 .
- ^ Этимология "Дамаса" (на французском языке). www.cnrtl.fr по состоянию на 2 марта 2021 г.
- ^ Моннас, Лиза. Купцы, принцы и художники: шелковые ткани в итальянской и северной живописи 1300–1550 гг . Нью-Хейвен, издательство Йельского университета, 2008, стр. 295–299.
- ^ Jump up to: а б с д Моццати, Лука; Радзинович, Давид (2019). Исламское искусство (Компактное изд.). Мюнхен: Престель. ISBN 978-3-7913-8566-2 . OCLC 1121577357 .
- ^ Кадольф, Сара Дж., изд.: Текстиль , 10-е издание, Pearson/Prentice-Hall, 2007, ISBN 0-13-118769-4 , с. 251

