Jump to content

Дамаск

Итальянские шелковые полихромные дамаски, 14 век.

Дамаск ( /ˈdæməsk/ ; арабский : دمشق) — это тканая двусторонним рисунком ткань с . Дамасские ткани ткут путем периодического изменения направления движения нитей основы и утка. [1] Узор чаще всего создается с помощью атласного переплетения с основной поверхностью, а основа - с уточным или сатиновым переплетением. [2] Ткани, используемые для создания дамасской ткани, включают шелк , шерсть , лен , хлопок и синтетические волокна , но лучше всего дамаст проявляется в хлопке и льне. [1] Со временем дамаст стал более широким термином для тканых тканей с двусторонним узором, а не только для шелка. [3]

Существует несколько типов дамаста: настоящий, одинарный, составной и саржевый. Настоящий дамаст сделан полностью из шелка. [3] Одинарный дамаск имеет только один набор нитей основы и утка и поэтому может состоять из двух цветов. Сложный булат имеет более одного набора основ и утков и может включать более двух цветов. [3] Саржевая штофная ткань включает в себя основу или узор из саржевого плетения. [4]

Дамасское переплетение — одна из пяти основных техник ткачества (остальные — полосатое , саржевое , лампас и гобеленовое ) в раннего Средневековья центрах ткачества Византии и Ближнего Востока . Дамаск был назван в честь города Дамаска в Сирии, крупного торгового центра на Шелковом пути . [5]

Дамаск в Китае

[ редактировать ]

В Китае были разработаны ткацкие станки с большим количеством ремиз для плетения штофов со сложными узорами. [6] Китайцы, возможно, производили дамаст еще во времена династии Тан (618–907). [7] Дамаски стали редкими после 9 века за пределами исламской Испании , но были возрождены в некоторых местах в 13 веке. Торговые журналы между Британской Ост-Индской компанией и Китаем часто демонстрируют продолжающуюся торговлю китайским шелком, особенно дамаском. [8] Дамасский шелк считается самым тяжелым китайским шелком. [8]

Булат с цветочными веточками, Италия, барокко, 1600–1650, шелковый двухцветный дамаск.
Женские шелковые дамасские туфли с пряжками, Англия, 1740-е гг.

Дамаск в Европе

[ редактировать ]

Слово «дамаск» впервые появилось в западноевропейском языке во французских записях середины XIV века. [9] Вскоре после появления во французском языке булат ткали на ткацких станках в Италии. С 14 по 16 века большинство дамаста ткали в одном цвете с глянцевым атласным узором на основе основы на более тусклой основе. Двухцветные штофы имели контрастные цветные основы и утки , а полихромные штофы добавляли золото и другие металлические нити или дополнительные цвета в качестве дополнительных парчовых утков. Средневековые дамаски обычно ткали из шелка, но ткачи также изготавливали шерстяные и льняные дамаски. [10]

Дамаск и кочевники
[ редактировать ]

В повседневной жизни кочевников эту форму ткачества обычно использовали женщины, особенно в таких профессиях, как ковроткачество. [11] Женщины собирали сырье от пастбищных животных и красители из местной флоры, например, ягод, насекомых или трав, для использования в производстве. [11] Каждая женщина создавала специальную последовательность узоров и цветовую схему, соответствующую ее индивидуальности и этнической группе. [11] Эти методы передавались из поколения в поколение от матери к дочери. [11]  

Современное использование

[ редактировать ]

В 19 веке изобретение жаккардового ткацкого станка , автоматизированного системой перфокарт, сделало ткачество дамаста более быстрым и дешевым. [6]

Антикварный жаккардовый ткацкий станок

Современный дамаст ткут на компьютеризированных жаккардовых станках. [12] Дамасские переплетения обычно производятся в виде монохромных (одноцветных) переплетений из шелка, льна или синтетических волокон, таких как вискоза , с узорами из цветов, фруктов и других узоров. Длинные атласные нити основы и утка создают на ткани мягкие блики, которые по-разному отражают свет в зависимости от положения наблюдателя. Дамасское переплетение чаще всего встречается в столовом белье и мебельных тканях, но его также используют для одежды. [6] Дамасское переплетение широко распространено в индустрии моды благодаря своей универсальности и высокому качеству отделки. Дамаск часто используется для одежды среднего и высокого качества, ассоциируясь с брендами/лейблами более высокого качества.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Рит, Северная Каролина; Джейн, Гораций HF (1924). «Классификация тканей ручного ткачества» . Бюллетень Пенсильванского музея . 20 (89): 23–34. дои : 10.2307/3794229 . ISSN   0891-3609 . JSTOR   3794229 .
  2. ^ Кадольф, Сара Дж. (2007). Текстиль (10-е изд.). Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Пирсон Прентис Холл. ISBN  978-0-13-118769-6 . OCLC   65197813 .
  3. ^ Jump up to: а б с «Дамаст | Дамасское ткачество, Шелковая ткань, Жаккардовый ткацкий станок | Британника» . www.britanica.com . Проверено 3 апреля 2024 г.
  4. ^ Димитрова, Кейт (22 октября 2009 г.). «Катя Димитрова. Рецензия на книгу Лизы Моннас «Купцы, князья и художники: шелковые ткани в итальянской и северной живописи, 1300–1550» . Caa.отзывы . doi : 10.3202/caa.reviews.2009.107 . ISSN   1543-950Х .
  5. ^ Дженкинс, Дэвид Т., изд.: Кембриджская история западного текстиля , Кембридж, Великобритания: Cambridge University Press, 2003, ISBN   0-521-34107-8 , с. 343.
  6. ^ Jump up to: а б с Гиллоу, Джон (1999). Мировой текстиль: наглядное руководство по традиционным технологиям . Темза и Гудзон. п. 82. ИСБН  0-500-28247-1 .
  7. ^ «Мир ткацких станков: ткацкие технологии и текстильное искусство в Китае и за его пределами» . Китайский национальный музей шелка . Проверено 11 сентября 2020 г.
  8. ^ Jump up to: а б Ли-Уитмен, Леанна (1982). «Торговля шелком: китайский шелк и Британская Ост-Индская компания» . Портфолио Винтертура . 17 (1): 21–41. дои : 10.1086/496066 . ISSN   0084-0416 . JSTOR   1180762 .
  9. ^ Этимология "Дамаса" (на французском языке). www.cnrtl.fr по состоянию на 2 марта 2021 г.
  10. ^ Моннас, Лиза. Купцы, принцы и художники: шелковые ткани в итальянской и северной живописи 1300–1550 гг . Нью-Хейвен, издательство Йельского университета, 2008, стр. 295–299.
  11. ^ Jump up to: а б с д Моццати, Лука; Радзинович, Давид (2019). Исламское искусство (Компактное изд.). Мюнхен: Престель. ISBN  978-3-7913-8566-2 . OCLC   1121577357 .
  12. ^ Кадольф, Сара Дж., изд.: Текстиль , 10-е издание, Pearson/Prentice-Hall, 2007, ISBN   0-13-118769-4 , с. 251
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 00bc78ae3c8714f27bcce5b3ac2abc6c__1715566560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/6c/00bc78ae3c8714f27bcce5b3ac2abc6c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Damask - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)