Анатолийская сельджукская архитектура
Сверху вниз : гробницы внутри мечети Алаеддина в Конье (конец XII – начало XIII века); Великая мечеть Дивриги (1228–1229 гг.); Медресе с двойным минаретом в Эрзуруме (ок. 1250 г.) | |
Годы активности | 11–14 вв. |
---|---|
Расположение | Анатолия (современная Турция ) |
Анатолийская сельджукская архитектура , или просто Сельджукская архитектура , [ а ] относится к строительной деятельности, которая имела место при Султанате Рум (конец 11-13 веков), которым правил ответвление династии Сельджуков , возникшее из Великой Империи Сельджуков (11-12 века) наряду с различными другими местными династиями. Анатолийские сельджуки покровительствовали своей собственной архитектурной традиции, сохранившиеся образцы которой обычно можно найти в современной Турции . Анатолийская сельджукская архитектура была эклектичной и находилась под влиянием множества традиций, включая армянскую , византийскую , иранскую и сирийскую архитектуру. В отличие от более ранней архитектуры Великих Сельджуков на востоке, их здания, как правило, были построены из камня и отличались значительными каменными резными украшениями, а также отделкой из плитки . В то время как Сельджукский султанат пришел в упадок и прекратил свое существование в конце 13 века, архитектура продолжала процветать и разнообразиться в небольших государствах Бейлик в Анатолии, в которые входили ранние османы .
Историческая справка
[ редактировать ]Часть серии о |
Культура Турции |
---|
![]() |
Языки |
Мифология и фольклор |
Кухня |
Фестивали |
Религия |
Искусство |
Литература |
Турки -сельджуки создали империю Сельджуков в XI веке, завоевав весь Иран и другие обширные территории от Гиндукуша до восточной Анатолии и от Средней Азии до Персидского залива . [ 1 ] В 1071 году, после победы сельджуков над Византийской империей в битве при Манцикерте , Анатолия была открыта для тюркских поселенцев. [ 2 ] [ 3 ] Центром архитектурного покровительства Сельджуков был Иран, где были построены первые постоянные сельджукские постройки. [ 4 ]
После упадка Великих Сельджуков в конце XII века различные тюркские династии образовали более мелкие государства и империи. Ветвь династии Сельджуков управляла султанатом в Анатолии (также известным как анатолийские сельджуки или сельджуки Рума ), Зенгиды и Артукиды правили в Северной Месопотомии (известной как Джазира ) и близлежащих регионах, а Хорезмийская империя управляла Ираном и Средняя Азия до монгольского нашествия 13 века. [ 5 ] Помимо анатолийских сельджуков со столицей в Конье , в Анатолии существовали и другие местные династии и княжества, такие как Данишмендиды в Кайсери и Сивасе , Салтукиды в Эрзуруме и Менгуекиды в Дивриги и Эрзинджане . Во второй половине XII и начале XIII веков эти другие княжества постепенно были завоеваны или ассимилированы сельджуками Коньи. [ 6 ] [ 2 ] Царство Данишмендидов было присоединено в 1178 году. [ 7 ] царство Салтукидов было присоединено в 1202 году. [ 8 ] а Менджукиды стали союзной местной династией, связанной браком с коньскими сельджуками. [ 9 ]
Золотой век анатолийской империи сельджуков наступил в начале 13 века. [ 7 ] В течение первой половины своего правления анатолийские сельджуки не занимались большой строительной деятельностью, поскольку они боролись с военными конфликтами и пытались утвердиться. После достижения политической стабильности они направили больше своей энергии на создание и развитие уникального архитектурного стиля. [ 10 ] Под покровительством анатолийских сельджуков, Артукидов и других местных династий, как местные христианские архитектурные традиции, такие как византийские , армянские и грузинские , так и региональные исламские архитектурные традиции, такие как традиции Сирии, Ирака, Ирана и Центральной Азии. – были синтезированы в весьма изобретательный и оригинальный стиль с дальнейшими местными вариациями при некоторых династиях. [ 11 ] [ 12 ] [ 6 ]
Анатолийская сельджукская архитектура сконцентрирована в крупных городах того периода, таких как Конья (их главная столица), Кайсери, Сивас, Нигде и Эрзурум, но работы сельджуков можно найти практически в любом крупном анатолийском городе в Центральной и Восточной Анатолии. [ 6 ] Вдоль побережья сельджуки заняли Анталию и Синоп и построили новый укрепленный порт в Аланье . [ 13 ] Меньшие турецкие княжества в Анатолии, такие как Данишмендиды и Салтукиды, которые были завоеваны Сельджуками, тем не менее, также внесли свой вклад в архитектуру Анатолии в ту эпоху. [ 6 ] Зенгиды и Артукиды, которые первоначально служили Великим Сельджукам, прежде чем контролировать свои собственные владения, также превратили такие города, как Мосул , Диярбакыр , Хасанкейф и Мардин , в важные центры архитектурного развития, которые имели долгосрочное влияние в более обширных регионах Анатолии и Сирия. [ 14 ] [ 15 ]
Власть анатолийских сельджуков пришла в упадок после их поражения от монголов в битве при Кёсе-Даге в 1243 году. В восточной Анатолии монгольские Ильханиды сначала правили косвенно через вассалов сельджуков, а затем взяли на себя прямой контроль после 1308 года. [ 7 ] [ 16 ] На местном уровне снова возникли более мелкие княжества и эмираты, известные под общим названием « бейлики» . Даже несмотря на ослабление империи Сельджуков в тринадцатом веке, их интенсивная строительная деятельность не прекращалась. [ 10 ] Несмотря на упадок власти Сельджуков, сельджукские архитектурные традиции в значительной степени сохранились и продолжали развиваться под руководством новых правителей и покровителей. Присоединение значительной части Анатолии к империи Ильханидов, возможно, также возобновило художественные связи с Ираном, центром этой империи. [ 17 ] Например, строительство монументальных порталов, окруженных двумя минаретами, засвидетельствовано в более ранних памятниках иранских сельджуков, но не появлялось в памятниках анатолийских сельджуков до монгольского завоевания. [ 18 ] В центральной и восточной Анатолии, при таких династиях, как Караманиды и Эретниды , архитектура оставалась довольно традиционной. [ 16 ] В западной Анатолии турецкие княжества, такие как Саруханиды , Бейлик Айдына и Ментеше Бейлик , существовали на византийской границе в регионе со множеством древнегреческих и римских памятников. В результате архитектура здесь экспериментировала как с сельджукскими элементами, так и с византийскими и средиземноморскими традициями. [ 16 ] Одна из местных турецких династий, Османы , в конечном итоге основала Османскую империю и разработала стиль османской архитектуры . [ 16 ]
Общие характеристики
[ редактировать ]
Анатолийские сельджуки правили территорией, которая была многоэтнической и только недавно заселенной мусульманами. В результате их архитектура была эклектичной и включала в себя влияние других культур. [ 19 ] Нестабильность общества на границе исламского мира, а также тот факт, что сельджуки наслаждались лишь коротким периодом стабильного правления до монгольского вторжения, не позволяли им разработать единый «имперский» стиль архитектуры. [ 20 ] Хотя Конья была ярким центром покровительства в начале 13 века, она не обязательно навязывала свои собственные художественные стили другим городам. Вместо этого архитектура по всей Анатолии находилась под сильным влиянием творчества местных мастеров и мобильных мастерских ремесленников, которые путешествовали по региону в поисках покровителей. [ 20 ]
Сельджукская архитектура находилась под влиянием армянской архитектуры из-за использования мусульманских архитекторов, происходящих из исторической Армении , а также армянских архитекторов и каменщиков. [ 21 ] Персидское влияние также продолжало оказывать сильное влияние. [ 22 ] В целом архитектура Сельджуков сочетала в себе формы и приемы византийской, армянской и грузинской архитектуры с архитектурой Ирана, Сирии, Ирака и Центральной Азии. [ 6 ] [ 11 ] Влияние других культур на анатолийских сельджуков также можно увидеть по использованию сполий в их архитектуре. [ 23 ] Есть примеры анатолийской сельджукской архитектуры с использованием материала сполии на видимых местах в общественных зданиях, расположенных в центрах и на въездах в города, например, в медресе Атабея Эртокуша в Атабее ( провинция Испарта ). Высокое качество сполий в некоторых случаях в сочетании с распространенными законами, предотвращавшими снос важных общественных зданий, способствовало сохранению элементов древних архитектурных традиций. [ 23 ]

Большинство работ анатолийских сельджуков выполнены из тесаного камня, а минареты предназначены для кирпича. Использование камня в Анатолии является самым большим отличием от зданий сельджуков в Иране, построенных из кирпича. Это также привело к тому, что больше их памятников сохранилось до наших дней. [ 25 ] Анатолийские сельджуки при строительстве караван-сараев, медресе и мечетей перевели иранскую сельджукскую архитектуру из кирпича и штукатурки на использование камня. [ 26 ] Украшение в архитектуре анатолийских сельджуков было сосредоточено на определенных элементах, таких как входные порталы, окна и михрабы мечетей. Резьба по камню была одним из наиболее совершенных средств декора, мотивы которой варьировались от более ранних иранских лепных мотивов до местных византийских и армянских мотивов. Мукарнас также использовался. Медресе Сиваса и медресе Индже Минарели в Конье являются одними из наиболее ярких примеров, а Великая мечеть и больничный комплекс Дивриги отличаются самым экстравагантным и эклектичным каменным горельефным декором вокруг входных порталов и михраба. в сирийском стиле Полосатый мрамор аблак также встречается на входном портале медресе Каратай и мечети Алаеддина в Конье. Хотя плитка широко использовалась в Иране, анатолийская архитектура ввела новшества в использовании плиточных облицовок для покрытия целых поверхностей независимо от других форм декора, как это видно в медресе Каратай. [ 27 ] [ 6 ]
Анатолийские сельджуки уделяли большое внимание гостеприимству в сочетании с ритуалами преданности. Эти верования способствовали развитию таких зданий, как караван-сараи, суфийские домики и другие комплексы, которые были ориентированы на предоставление жилья и еды путешественникам. Эти здания демонстрируют социальное и политическое значение гостеприимства в сельской местности Сельджуков. [ 28 ] Об этом явлении писал в своих рассказах о путешествиях Ибн Баттута , путешественник XIV века. [ 28 ] Медресе использовались не только для обучения, но и для проведения различных ритуалов и размещения гостей. Схожая планировка суфийских лож и медресе позволяет предположить, что оба типа построек одинаково использовались для ритуалов и гостеприимства. Эти здания должны были быть адаптированы к меняющимся политическим и социальным требованиям того времени. Разнообразие направлений медресе демонстрирует их способность адаптироваться к меняющимся религиозным ситуациям. [ 28 ] Существовали также ритуалы при оказании гостеприимства гостям. Ритуал заключался в том, чтобы сначала предложить посетителю еду, затем привести гостей к омовению, а затем предложить фрукты и сладости перед прослушиванием чтения Корана. Суфийские ложи служили оживленными общественными центрами, связанными с внешним миром. Они продемонстрировали социальную мобильность сельджуков и акцент на комфорте и щедрости. [ 28 ]
Мечети
[ редактировать ]Архитектура анатолийской мечети сельджуков представляла собой сочетание турецко-исламской культуры и анатолийских традиций. [ 10 ] План четырех айванов , разработанный при ранних сельджуках в Иране, не появился в анатолийских мечетях сельджуков. [ 25 ] Конгрегационные мечети (также известные как Улу Джами или «великая мечеть»), построенные анатолийскими сельджуками, включали более консервативные гипостильные конструкции наряду с менее традиционными планами этажей. Гипостильные постройки имели широкие залы с рядами колонн или колонн, поддерживающих потолок. Основными примерами этого являются Великая мечеть Сиваса (1197 г.) и мечеть Алаеддина в Конье (построенная в течение нескольких периодов между 1156 и 1235 годами, с более поздними дополнениями). [ 6 ] [ 29 ] В большинстве великих мечетей двенадцатого века как в юго-восточных, так и в северо-восточных регионах империи Сельджуков перед михрабом размещается купол. [ 10 ] Минареты сельджукских мечетей были построены из камня или кирпича, обычно опирались на каменное основание и обычно имели цилиндрический или многоугольный вал, который был менее тонким, чем более поздние османские минареты. Иногда их украшали декоративной кирпичной кладкой или глазурованной керамикой до уровня балконов. [ 30 ]
-
Интерьер Великой мечети Сиваса (1197 г.)
-
Минарет Великой мечети Сивас (13 век) [ 31 ]
-
Внешний вид мечети Алаеддина в Конье (XII-XIII вв.)
-
Гипостильный интерьер мечети Алаеддина в Конье.
Самый маленький тип мечети — Мескид (от арабского masjid ). Он был построен в тринадцатом веке в центральной Анатолии и представлял собой квадратную камеру, увенчанную куполом. [ 10 ] [ 6 ] Этот тип мечети может быть отдельно стоящим сооружением или может быть интегрирован в более крупное здание. [ 10 ] Другой тип небольшой мечети — это мечеть-цитадель, или Кале Мескиди , которая была построена в восточной Турции в двенадцатом веке. [ 10 ] Эти мечети-цитадели имели более сложную планировку по сравнению с другими небольшими мечетями, с внутренним пространством, разделенным на несколько нефов, покрытых цилиндрическими и крестовыми сводами. [ 10 ] Примерами этого типа являются мечети-цитадели в Дивриги (1180–1181 гг.) и Эрзуруме (12 век). [ 10 ] [ 6 ] [ 32 ]
-
Мечеть Цитадель в Дивриги (1180–1181 гг.)
-
Мечеть Цитадель в Эрзуруме (12 век)
-
Интерьер мечети Цитадели в Эрзуруме
Также были построены мечети « базилического » типа, названные так потому, что они имеют более линейную планировку, длинная ось которых совпадает с михрабом и киблой (направлением молитвы). Этот тип имеет свои предшественники в цитадельных мечетях XII века и, возможно, находился под влиянием местной церковной архитектуры. [ 33 ] [ 25 ] Более развитые примеры встречаются в 13 веке, например, мечеть Алаеддина в Нигде (1223 г.), которая имеет три « нефа », идущие вдоль стены киблы , и три купола, закрывающие ниши перед этой стеной. [ 33 ] [ 25 ] Мечеть Бирмали-Минаре и мечеть-медресе Гек, построенные в Амасье в 13 веке, также имеют базиликальные планы, но в этих случаях три купола расположены в линию над центральным нефом, перпендикулярно стене киблы . [ 25 ] [ 10 ] Такое размещение куполов подчеркнуло существующую традицию размещения купола перед михрабом. [ 10 ]
Великая мечеть Дивриги (1228–1229 гг.) имеет планировку, которую можно охарактеризовать как гипостиль. [ 6 ] или базиликальный. [ 19 ] Он состоит из трех нефов, причем центральный неф перед михрабом шире остальных. Купол закрывает квадратный отсек перед михрабом, а другой купол, пронизанный окулусом, закрывает отсек в центре мечети. [ 6 ] Подобные особенности можно найти в мечети Хунат Хатун (или Хуанд Хатун) в Кайсери, которая является частью более крупного комплекса, датируемого 1237–1238 годами. Эта мечеть имеет центральный неф, который подчеркнут двумя куполами (один перед михрабом и другой в середине мечети), но имеет большее количество нефов или проходов. Боковые нефы проходят параллельно стене киблы и перпендикулярно центральному нефу. Купол в центре мечети представляет собой сооружение 19-го века, закрывающее первоначально небольшой дворик, открытый небу. [ 19 ] [ 34 ] Такое же устройство с двумя куполами, один из которых изначально представлял собой небольшой открытый двор, можно найти в Великой мечети ( Улу Джами ) в Кайсери, которая была основана в 1135 году Данишмендидами, но в последующие века неоднократно реставрировалась и видоизменялась, в том числе Сельджуки в 1205–1206 гг. [ 19 ] [ 34 ]
-
Входной портал мечети Алаеддина в Нигде (1223 г.)
-
Интерьер мечети Алаеддина в Нигде
-
Портал Великой мечети Дивриги в Дивриги (1228–1229 гг.)
-
Интерьер Великой мечети Дивриги
-
Внешний вид мечети Хунат Хатун в Кайсери (1237–1238 гг.)
-
Куполообразная зона (первоначально небольшой открытый двор) в центре мечети Хунат Хатун.
-
Бурмальская минарет-мечеть в Амасье (13 век)
« Деревянная » мечеть , вариант гипостильной мечети с деревянными колоннами и потолками, возникла в западно-центральной Анатолии в 13 веке. Самым ранним примером является Великая мечеть Сиврихисар (1232 г.), а другими примерами являются Великая мечеть Афьонкарахисар (1272 г.) и мечеть Арсланхане в Анкаре (ок. 1290 г.). Наиболее ярким примером является мечеть Эшрефоглу в Бейшехире , построенная в 1297 году Эшрефидами , недолговечной династией Бейликов. [ 30 ] [ 35 ] Деревянные колонны в некоторых из этих мечетей украшены богато украшенной резьбой. Эти деревянные столбы, возможно, были созданы под влиянием прошлого среднеазиатских тюрков и их больших палаток, поддерживаемых деревянными столбами с такой же резьбой. [ 10 ]
-
Великая мечеть (Улу Ками) Афьонкарахисара (1272 г.), образец деревянной гипостильной мечети.
-
Мечеть Эшрефоглу в Бейшехире (1297 г.), еще одна мечеть с деревянными колоннами.
-
Изразцовый михраб мечети Эшрефоглу
В юго-восточной Анатолии, находившейся под контролем династий Артукидов , влияние существующей сирийской архитектуры и мечетей было более доминирующим. [ 15 ] Одним из самых примечательных памятников здесь является Великая мечеть Диярбакыра . Первоначально он был основан в 7 веке, но перестроен в своем нынешнем виде при Великих сельджуках в конце 11 и 12 веках. [ 36 ] [ 37 ] к которому Артукиды продолжали прибавляться и расширяться в конце XII и XIII веках. [ 38 ] [ 39 ] По форме она похожа на мечеть Омейядов в Дамаске , а в ее богато украшенных фасадах внутреннего двора сочетаются классические римские элементы наряду с исламскими мотивами. Другой важной мечетью Артукидов в регионе является общинная мечеть, построенная в 1204 году в Кызылтепе (также известная как Дунайсир или Кочхисар), которая имеет аналогичную планировку и отличается богато украшенной резьбой по камню михраба. [ 40 ] [ 6 ]
-
Великая мечеть Диярбакыра (основана в 7 веке, реконструирована в 12 веке)
-
Детали украшенного фасада восточного двора Великой мечети Диярбакыра.
-
Фасад Великой мечети (Улу Джами) Кызылтепе , начатый Артукидами в 1204 году.
Позже, при бейликах, архитектура мечетей была более разнообразной, с такими примерами, как общинная мечеть Саруханидов ( Улу Джами ) в Манисе (1371 г.), мечеть Иса-бей в Сельчуке (1374 г.) и мечеть Ильяс-бея в Милете (1404 г.). . [ 16 ] С течением времени все большее внимание уделялось купольной зоне перед михрабом, что в конечном итоге привело к созданию купольных мечетей османской архитектуры. [ 10 ]
-
Мечеть Иса-бей в Сельчуке (1374 г.)
-
Мечеть Ильяс-бея в Милете (1404 г.)
Медресе и больницы
[ редактировать ]Были построены многочисленные медресе. Архитектурно они состояли в основном из двух типов. Один тип, подобный иранским и месопотамским, был сосредоточен вокруг открытого двора, окаймленного разным количеством айванов (по крайней мере, один айван располагался вдоль оси входа). В этих медресе убранство концентрировалось вокруг монументального входного портала. Медресе Чифте Минарели (около 1250 или 1253 гг.) в Эрзуруме является одним из самых ранних примеров входного портала, увенчанного двумя минаретами. Медресе Гёк (1271–1272 гг.) в Сивасе — еще один богатый памятник аналогичной формы, который был построен в том же году, что и два других медресе с открытым двором в том же городе: медресе Чифте Минарели (сохранилось лишь частично) и медресе Буручие. . Ак Медресе в Нигде (1404 г.) является очень поздним примером этой формы, построенным Караманидами , эмиратом, современником ранних османов , хотя он отличается лоджией со стрельчатыми арками вдоль второго этажа фасада. [ 41 ] [ 6 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]
Второй тип медресе, характерный для Анатолии, представлял собой медресе меньшего размера с центральным двором, покрытым куполом или сводом . Они были особенно характерны для Коньи, примером чему являются медресе Каратай и медресе Индже Минарели . [ 41 ] [ 6 ] [ 44 ] Якутийское медресе в Эрзуруме также является более поздним примером этого типа, построенным в 1310 году при Ильханидах. Его внутренняя часть покрыта множеством сводов, а в центре зала находится квадратный свод мукарнас, завершающийся небольшим фонарем. [ 45 ] [ 32 ]
Больницы (также известные как дарушшифа ) также были построены во многих городах и обычно повторяли планировку медресе. Чифте или «Двойное» медресе в Кайсери (ок. 1205 г.) было основано Кайхусравом I и его сестрой Гевхер Несибе Хатун и состоит из двух зданий во внутреннем дворе под открытым небом, медицинской школы (медресе) и больницы, которые соединены между собой. вместе. Медресе Шифайе, построенное Изз ад-Дином Кайкаусом I в Сивасе (1217–1218 гг.), было больницей и представляло собой здание с открытым двором и встроенной гробницей основателя. Больница Дивриги, являющаяся частью более крупного комплекса мечети, напоминает медресе с крытым двором. [ 46 ] [ 6 ] [ 34 ] [ 43 ]
-
Медресе Гевхер Несибе (или Чифте Медресе) в Кайсери (ок. 1205 г.)
-
Портал Дарюшифа ( больницы) в комплексе мечети Дивриги (1228–29 гг.)
-
Интерьер больницы в комплексе мечети Дивриги
-
Медресе с двойным минаретом в Эрзуруме (ок. 1250 г.)
-
Интерьер медресе Чифте Минарели
-
Входной портал медресе Каратай в Конье (ок. 1251 г.) с мукарнами и аблак . украшением
-
Отделка изразцами внутри медресе Каратай
-
Медресе Индже Минарели в Конье (ок. 1265 г.)
-
Интерьер медресе Индже Минарели
-
Вход и минареты Гек-медресе в Сивасе (1271–1272 гг.)
-
Медресе Буручие в Сивасе (1271–1272 гг.)
-
Двор Буруцие Медресе
-
Медресе Якутие в Эрзуруме (1310 г.)
-
Интерьер Якутского медресе с центральным сводом мукарнаса.
Гробницы
[ редактировать ]Гробницы, которые часто сопровождали медресе или мечети, чаще всего были многоугольными (часто восьмиугольными) или круглыми с куполом внутри и конической крышей снаружи, хотя были и вариации. [ 6 ] [ 47 ] [ 48 ] Этот тип отдельно стоящего мавзолея, известный по-турецки как кюмбет , имел прецеденты в башнях-гробницах, построенных ранее в Иране. В Анатолии они приобрели особый стиль, включающий богатую каменную отделку. [ 48 ]
Гробница султана Кылыч Арслана II , расположенная во дворе мечети Алаеддина и построенная около 1190 года, имеет десятиугольную, а не восьмиугольную форму. Гробница эмира Салтука в Эрзуруме, построенная примерно в то же время (конец XII века), имеет восьмиугольную нижнюю и цилиндрическую верхнюю часть. [ 6 ] Дёнер Кюмбет, двенадцатиугольная гробница в Кайсери (ок. 1275 г.), и более поздняя гробница Худавенд Хатун в Нигде (1312 г.) богато украшены резными по камню мотивами, включая мукарны и фигуративные изображения. [ 34 ] Мавзолей Мамы Хатун в Теркане (начало 13 века) представляет собой исключительный пример, в котором гробница окружена круглой ограждающей стеной, имеющей собственный украшенный входной портал. [ 47 ] [ 6 ] [ 16 ] Гробница Ситте Мелика (или Шахин Шаха) в Дивриги , построенная до 1197 года, имеет один из старейших входных порталов, украшенных мукарнами, в анатолийской исламской архитектуре. [ 49 ] Гробница Изз ад-Дина Кайкауса I, которая интегрирована в медресе Шифайе, которое он построил в Сивасе, примечательна своим фасадом из кирпича и плитки, обращенным во двор здания, и восьмиугольным остроконечным куполом, возвышающимся над окружающей структурой. [ 43 ]
-
Могила Килич Арслана II в мечети Алаеддина в Конье (ок. 1190 г.)
-
Могила Ситте Мелика в Дивриги (до 1197 г.)
-
Могила эмира Салтука в Эрзуруме (конец XII века)
-
Могила Мелике Мама Хатун в Теркане (начало 13 века)
-
Внешняя стена и входной портал гробницы Мама Хатун
-
Украшенный кирпичом и плиткой фасад гробницы Изз ад-Дина Кайкауса I в Сивасе (1217–1218 гг.)
-
Дёнер Кюмбет в Кайсери (1276 г.), могила сельджукской принцессы.
-
Гробница Худавенд Хатун в Нигде (1312 г.)
Караван-сараи
[ редактировать ]Одними из самых впечатляющих памятников Сельджуков были караван-сараи, построенные вдоль многих торговых путей между городами. Сотни из них были построены в 13 веке. [ 50 ] Сегодня в разной степени сохранности существует всего около сотни из них. Некоторые из них в основном сохранились или были восстановлены. От этих караван-сараев осталось достаточно, чтобы построить как план, так и надстройку. К сожалению, большинство караван-сараев не имели учредительной надписи или с тех пор были разрушены. [ 51 ] Большинство сельджукских караван-сараев были построены между 1220 и 1250 годами, что было периодом расцвета империи Сельджуков. [ 52 ]
Эти здания были предназначены для поощрения торговли в империи Сельджуков. Они были построены на основных торговых путях и обслуживали путешественников со всего мира. Они также служили другим целям, таким как военное использование, правительственные дома для султана и его свиты, королевские гостевые дома для посещения монархов, тюрьмы и места убежища. [ 51 ] Они предлагали еду, кров, медицинскую помощь, купание и другие подобные услуги всем типам путешественников. Большинство из этих построек также включали мечеть или, по крайней мере, помещение для совершения религиозных ритуалов. [ 52 ]
Сельджукские караван-сараи уникальны по плану и дизайну, хотя и с влиянием более ранней иранской и армянской архитектуры. [ 52 ] Их точная планировка и детали различались, но некоторые черты были общими. Обеспечение безопасности и укрытия было основной функцией, о чем свидетельствуют толстые каменные стены с единственным входом и прорезными окнами. Этот единственный вход контролировал доступ и был закрыт на ночь. Крыши караван-сараев также иногда использовались для обороны, куда можно было подняться по лестнице, а иногда и с площадками для охраны, наблюдавшей за дорогами. Стены обычно имеют контрфорсы и увенчаны зубцами . [ 51 ] Здания построены из больших каменных тесаных блоков. Купола были покрыты коническими крышами на высоких барабанах . Снаружи сельджукские караван-сараи имели мало украшений, за исключением главного входного портала, который был самой заметной особенностью и мог быть богато украшен. Резной декор мог включать цветочные и геометрические мотивы , навес из мукарнаса , надписи. [ 52 ] Здания обычно располагались вокруг центрального двора, иногда с большим крытым залом с одной стороны, оба прямоугольной формы. Входной портал ведет во двор. На дальней стороне двора другой вход вел в крытый зал, который обычно состоит из нескольких проходов с колоннами, покрытыми сводчатыми потолками, и фонарным куполом в центре. [ 52 ] В соответствии со своей ролью приюта для путешественников, караван-сараи имели конюшни для животных, места для упаковки и распаковки товаров, а также ночлег для гостей. Крытые галереи состояли из двух уровней: на первом этаже располагались конюшни, а на верхнем уровне располагались платформы, на которых размещались товары и люди. На этих разных уровнях поддерживалась разная степень чистоты, поскольку они разделяли животных и людей. Многие караван-сараи также имели системы водоснабжения, в том числе дренажные и канализационные. [ 51 ]
Некоторые караван-сараи представляли собой простые прямоугольные постройки без внутреннего двора, состоящие из зала со сводчатыми нефами. [ 6 ] Одним из примеров является караван-сарай Алайхан, возможно, построенный Кылычем Арсланом II около 1190 года. Он представляет собой один из старейших порталов, украшенных мукарнами, в анатолийской исламской архитектуре. [ 49 ] Другим примером является Сусуз Хан (ок. 1246 г.) на дороге между Анталией и Бурдуром , хотя отсутствие двора может быть связано с незавершенным строительством или более поздним сносом. [ 53 ] Другие караван-сараи представляют собой большой двор, окруженный крытыми аркадами, но без большого крытого зала. Примеров этого типа относительно немного, в том числе Эвдир Хан (1215–1219) и Кыркгез Хан (вероятно, построенный между 1237 и 1246 годами), оба также расположены на дороге Анталия-Бурдур. [ 6 ]
Самые монументальные караван-сараи сочетали в себе оба этих типа, основными примерами которых являются Султан-хан на дороге Конья -Аксарай (1229 г.), Султан-хан возле Кайсери (1236–1237 гг.), [ 6 ] Агзыкара Хан к северо-востоку от Аксарай (завершен в 1240 г.), [ 54 ] и Каратай Хан к востоку от Кайсери (завершено около 1240 г.). [ 55 ] Внешний вид они имеют крепостной вид с полукруглыми бастионами и входным порталом из украшенного резного камня, ведущим на открытый внутренний двор. В центре этих дворов иногда находится небольшая кубическая молитвенная комната, возвышающаяся над землей на четырех столбах. На противоположной стороне от входа еще один портал вел в крытый зал со множеством проходов, идущих перпендикулярно центральному проходу с центральным куполом. [ 50 ] [ 6 ]
-
Портал Мукарнас (частично реконструированный) Алайхана, возможно, около 1190 г.
-
Возвышенная молельная комната в центре Султан-хана близ Кайсери (1236–1237 гг.)
-
Двор Агзыкара Хана , построенный в 1240 году.
-
Двор Кыркгоз-хана (между 1237 и 1246 гг.)
-
Сусуз-хан (ок. 1246 г.)
-
Двор и вход в крытый зал Каратай-хана (ок. 1240 г.)
Укрепления и дворцы
[ редактировать ]
Среди военных укреплений сельджуков одним из наиболее хорошо сохранившихся примеров является ансамбль сооружений 13-го века в прибрежном городе Алания , включающий стены, приморскую башню или бастион ( Кызыл Куле ), а также военно-морской арсенал или верфь ( терсане ). . [ 6 ] В юго-восточной Анатолии город Диярбакыр сохранил значительную часть своих оборонительных стен. Стены датируются разными периодами, но на них есть несколько башен, построенных Артукидами, которые украшены смесью каллиграфических надписей и образных изображений животных и мифологических существ, высеченных на камне. [ 56 ]
Мало что сохранилось от дворцов Сельджуков, которые в некоторых случаях были построены внутри цитаделей. В Конье королевский дворец и цитадель сельджуков когда-то стояли рядом с мечетью Алаеддина на холме с видом на центр города. только части одного из его павильонов, Алаеддина Кёшку Сохранились или Киоска Алаеддина. Этот павильон был построен Килич Арсланом II (годы правления 1156–1192) на вершине одной из башен цитадели. Другие дворцы больше не сохранились, но в некоторых случаях они были раскопаны и задокументированы. Кайкубадия или Кайкубадия — летний дворец, построенный недалеко от Кайсери Ала ад-Дином Кайкубадом (годы правления 1220–1237). Он состоял из трех небольших зданий, построенных вокруг искусственного озера, включая мечеть, эллинг и еще одно строение с двумя комнатами, отделанное плиткой. Кубадабадский дворец был еще одним летним дворцом, построенным тем же султаном на берегу озера Бейшехир . Он состоял из 16 небольших построек, обнесенных крепостной стеной, включая жилые помещения, отделанные изразцами. [ 6 ]
Мосты
[ редактировать ]
В Анатолии и Сельджуки, и Артукиды построили многочисленные мосты через реки. Наиболее распространенным типом мостов был однопролетный мост с заостренной арочной формой или мост, у которого главный пролет представлял собой большую заостренную арку. Ранним примером этого является мост Малабади (1147 г.), построенный Артукидами через реку Бэтмен к востоку от Сильвана . Эта форма моста существовала уже во времена Римской империи и Византии, и она продолжала использоваться в более поздний период Османской империи (например, знаменитый мост Мостар ). Для более мелких рек со слабым течением более практичными могут быть более плоские многоарочные мосты. Примером тому является мост Дикле , старейший мост исламской эпохи в Анатолии, построенный через реку Тигр в 1065–1067 годах. Этот тип мостов стал обычным явлением в период Бейлика, а также продолжал строиться при османах. Еще один известный мост и мост ранней турецко-исламской эпохи в Анатолии — это разрушенный Старый мост в Хасанкейфе , построенный Артукидами между 1155 и 1175 годами, известный своими высокими массивными опорами и образцами фигуративного декора. [ 57 ] [ 58 ]
Изображения каменной кладки
[ редактировать ]Исламские культуры использовали фигуральные изображения в своем искусстве, но реже в религиозном контексте. Анатолийские сельджуки и соседние Артукиды беспрецедентно широко использовали эти мотивы и использовали их даже в своем религиозном искусстве и архитектуре. [ 59 ] [ 60 ] Одним из ключевых способов изображения фигур в сельджукской архитектуре являются каменные рельефы. Сельджуки выставляли эти произведения искусства на дверных проемах, в самых заметных местах. Эту практику можно проследить до христианско-армянской традиции, и она была принята сельджуками после завоевания ими региона. Этот тип каменной кладки использовался на светских и религиозных зданиях, а также на укреплениях, таких как городские стены, часто на дверных проемах, воротах и входах. [ 59 ] Эта традиция фигуральных изображений со временем пришла в упадок после того, как регион оказался под властью Ильханидов. [ 60 ]
Человеческие мотивы
[ редактировать ]Человеческие мотивы редко использовались в сельджукской архитектуре. Когда они использовались, их часто отображали группами или парами в зеркальном расположении. Примеры этого включают мечеть Алаеддина в Нигде и ворота больницы в комплексе Великой мечети Дивриги. Этот тип изображений был связан с верой сельджуков в астрологию и изображал астрологические и планетарные символы на каменной кладке. Нечасто на них изображались конкретные человеческие фигуры, как это видно на другом изображении на воротах больницы Дивриги. Считается, что этот пример представляет собой портрет конкретного человека, а не планетарных фигур. [ 59 ]
Львы
[ редактировать ]
Животные мотивы были наиболее часто используемым типом изображений в Империи Сельджуков, а фаворитом был лев. Обычно они изображались в полный рельеф, использовались как горгульи и имели стиль, похожий на традиционные армянские скульптуры львов. Как и человеческие мотивы, использование изображений льва часто связано с зодиакальным символом Солнца. Примеры включают рельефы львов в медресе Чифте в Кайсери, два рельефа льва, сражающегося с быком в Великой мечети Диярбакыра, и рельефы львов с древом жизни и формой полумесяца в гробнице Донер Кюмбет в Кайсери. [ 59 ]
Орлы/хищные птицы
[ редактировать ]
Рельефы с хищными птицами, часто связанные с гробницами, имели для сельджуков различное использование и значение. Орел изначально был символом огузов , турецкого племени, от которого произошли сельджуки, таким образом связывая использование и традицию этого символа с доисламской Центральной Азией. Этот символ чаще всего использовался на гробницах и мавзолеях, показывая веру в то, что птицы были своего рода небесными проводниками. Примеры рельефов с орлами можно найти на гробнице эмира Салтука в Эрзуруме и гробнице Худавенд Хатун в Нигде. [ 59 ]
В то время как орел обычно изображается на сооружениях, связанных со смертью, двуглавый орел имел более сложное значение и традиционно изображался на более сакральной архитектуре. Они изображаются в виде свирепых животных, таких как львы, и считаются защитным мотивом (это особенно ощущается, когда они изображаются на несакральных сооружениях, таких как городские стены и дворцы). Иногда этих птиц гибридизировали с другими опасными животными, например с драконами. При использовании на мавзолеях и гробницах двуглавые птицы связаны со значением одной хищной птицы и считаются птицами-душами. Примеры мотива двуглавого орла как символа власти можно найти на башнях Артукидов городских стен Диярбакыра. Они также появляются на западном входном портале Великой мечети Дивриги на фоне арабесок и на Дёнер Кюмбет в Кайсери над древом жизни. [ 59 ]
Дракон
[ редактировать ]
Редко появляясь в священной сельджукской архитектуре, мотив дракона чаще используется на светских зданиях, таких как городские стены и дворцы. Где бы драконы ни были показаны, они почти всегда располагались парами лицом друг к другу, как будто сражаясь. У сельджукских драконов были злобные головы с открытыми ртами, а также скрученное, узловатое или змееподобное тело и хвост. Иногда у них были крылья, а иногда изображались с рогами. Этот тип изображений тесно связан с ранними китайскими драконами , где такие же искривленные и свирепые драконы изображались над дверями гробниц. Дракона часто гибридизовали с другими животными, чтобы придать этим символам свирепый и защитный вид. При использовании в священных сооружениях дракон также связан с зодиаком и псевдопланетой Джавзахар; Считается, что его голова и хвост символизируют восходящий и нисходящий узлы Луны. Примеры резных рельефов драконов включают пару зеркальных драконов на входном фасаде медресе Чифте Минарели в Эрзуруме и еще одну пару, противостоящую друг другу на арках мечети-киоска в центре Султан-Хана недалеко от Кайсери. [ 59 ]
Сирена
[ редактировать ]
, мифические существа женского пола, Считается, что сирены отгоняют зло, и их часто изображали с коронами, рыбьими хвостами, а иногда и с крыльями. Их часто изображали в гибридных формах. Сирены также имели большое значение для зодиакальных тем, которые часто изображали сельджуки, причем сирены часто представляли Близнецов . Использование сирен в Анатолийском регионе восходит к досельджукской эпохе, с влиянием египетского текстиля и искусства VII и VIII веков, а также турфанского текстиля VI и VII веков. Примеры изображений сирен можно найти на гробнице Худавенд Хатун и на изразцах Кубадабадского дворца. [ 59 ]
Сфинкс
[ редактировать ]Это распространенный в светской архитектуре сельджуков, но редко встречающийся в священных зданиях. Сфинкс — еще одно мифическое существо, которое сельджуки использовали в своих сооружениях и предметах искусства. Пример рельефа сфинкса на строении, хотя и обветшавший, можно найти на Дёнер Кюмбете. Считалось, что сфинкс отгоняет зло и обладает защитными свойствами, поэтому чаще всего его использовали на городских стенах и дворцах. Эта функция также очевидна в изображении сфинкса, защищающего героя в бою, высеченном на надгробии, хранящемся в Археологическом музее Афьонкарахисара. Сфинкс также имеет зодиакальное и планетарное значение; Мотив «Колеса Сфинкса», который присутствует на «Чаше Уэйда» из Сельджукского Ирана (хранится в Художественном музее Кливленда ), изображает существо, символизирующее солнце в его восходящем, пиковом и заходящем положении. Сфинкс, уже гибридное существо, также часто гибридизировался с различными другими животными мотивами в сельджукской архитектуре. [ 59 ]
Цикл животных (зодиак)
[ редактировать ]
В сочетании с 12-месячным зодиаком сельджуки также интересовались китайским зодиаком , 12-летним циклом, в котором каждому году соответствует животное (Крыса, Бык, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Коза, Обезьяна, Петух, Собака и Свинья). Сельджуки переняли эти мотивы и использовали их в работах по оказанию помощи на нескольких мавзолеях, а в более поздний период сельджуков, находящихся под монгольским господством, такого типа работ было создано еще больше. Его примеры можно увидеть на могиле эмира Салтука, на могиле султана Хана недалеко от Кайсери и в медресе Гек в Сивасе. [ 59 ]
Минбары
[ редактировать ]Минбар . (часто переводится как «кафедра») — один из немногих предметов обстановки, постоянно присутствующих в мечетях Они представляли собой короткую прямую лестницу, обычно с множеством дверей внизу и небольшой конструкцией, напоминающей киоск, наверху. Анатолийские минбары в эпоху Сельджуков, а также до ранних османских времен были сделаны из дерева и украшены глубокими резными арабесками и геометрическими узорами. По общей форме и стилю они напоминали современные минбары Сирии и Леванта, хотя у них отсутствовали мукарны наверху сирийских минбаров. [ 61 ]
Самые совершенные турецкие минбары того периода были изготовлены с использованием техники кюндекари , при которой множество взаимосвязанных кусков дерева скреплялись вместе без использования гвоздей, булавок или клея. Эти части были соединены вместе, как мозаика, и поддерживались внутренней деревянной рамой. [ 62 ] Примеры таких минбаров включают минбар мечети Алаеддина в Конье (датированный 1155–1156 гг., до многих более поздних реставраций мечети), минбары конгрегационалистских мечетей (Улу Камис) Малатьи и Сиирта (оба XIII века и оба сейчас находится в Этнографическом музее Анкары ), минбар Великой мечети Сиврихисар (1275 г.) и минбар мечети Эшрефоглу (1297–1299 гг.). [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] Этот стиль минбара продолжал использоваться в анатолийских мечетях в период Бейликов и вплоть до раннего периода Османской империи. В этот более поздний период резьба стала более мелкой, геометрическое мозаичное расположение деревянных деталей стало более сложным, а выступающие выступы к украшению иногда добавлялись . Примеры этого более позднего периода включают минбар Великой мечети Саруханидов в Манисе (1376 г.) и минбар Великой османской мечети в Бурсе (1499 г.). [ 62 ]
Поскольку метод кюндекари требовал большого мастерства и труда, некоторые минбары изготавливались из более простых деревянных досок, на которых были вырезаны украшения, имитирующие стиль кюндекари , а затем устанавливались на раму. Недостатком этого метода было то, что со временем деревянные доски могли деформироваться и сжиматься, в результате чего мотивы прерывались или смещались с одной доски на другую. Примеры таких минбаров включают минбар Великой мечети Дивриги (1228–1299 гг.) и минбар мечети Арсланхане в Анкаре (1289–90 гг.). [ 62 ] Несмотря на более простую технику, они по-прежнему считаются прекрасными образцами сельджукской анатолийской работы по дереву и мастерства. [ 65 ] [ 66 ]
-
Минбар мечети Алаеддина, Конья (1155–1156 гг.)
-
Подробности работы кюндекари на минбаре мечети Алаеддина.
-
Передняя часть минбара мечети Алаеддина.
-
Минбар Улу Джами из Сиирта (13 век), сейчас находится в Этнографическом музее Анкары.
-
Минбар Великой мечети Дивриги (1228–129 гг.)
-
Деталь минбара Дивриги: видны линии между деревянными досками, установленными рядом, а сама поверхность украшена резными мотивами, имитирующими кюндекари . работу
-
Деталь передней части минбара Великой мечети Сиврихисар (1275 г.)
-
Передняя часть минбара мечети Эшрефоглу, Бейшехир (1297–1299 гг.)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Архитектура сельджуков» может также относиться к архитектуре Великих сельджуков времен Империи Сельджуков (11–12 века), встречающейся в основном в Иране, Центральной Азии и некоторых соседних регионах.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Исфахан». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Перейти обратно: а б Босворт, CE (1995). «Сальдджухиды; III. Различные ветви Салдаджухов; 5. Салдаджухиды Рума (ок. 483–707 / ок. 1081–1307)» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. пп. 948–949. ISBN 978-90-04-09834-3 .
- ^ Хаттштейн и Делиус 2011 , с. 348.
- ^ Петерсен 1996 , стр. 255–256.
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 134.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Архитектура; 900–1250 гг.; К. Анатолия» . Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 117–120. ISBN 9780195309911 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хаттштейн и Делиус 2011 , с. 370.
- ^ Лейзер, Г. (1995). «Салтух Ог̲х̲уллари̊» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 1001. ИСБН 978-90-04-09834-3 .
- ^ Кубань 2001 , стр. 100–100. 27–32.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Куран, Аптулла (1971). «Мечети тринадцатого и четырнадцатого веков в Турции». Археология . 24 : 234–54 – через JSTOR.
- ^ Перейти обратно: а б Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 264.
- ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Артукид» . Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. п. 228. ИСБН 9780195309911 .
- ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Салджук». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 217.
- ^ Перейти обратно: а б Хаттштейн и Делиус 2011 , с. 380.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Архитектура; VI в. 1250–ок. 1500; Б. Анатолия» . Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 141–144. ISBN 9780195309911 .
- ^ Благословение 2014 , с. 102-104, 121 и другие.
- ^ Благословение 2014 , с. 110.
- ^ Перейти обратно: а б с д Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 234.
- ^ Перейти обратно: а б Благословение 2014 , с. 9-10.
- ^ Бедросян 1999 , с. 250.
- ^ Саладин 1908 , с. 753.
- ^ Перейти обратно: а б Бильге, Арканзас (июль 2015 г.). «Использование сполии у анатолийских правителей: сравнение идей византийцев, анатолийских сельджуков и османов» . A/Z: Журнал факультета архитектуры ITU . 12 :3–17. дои : 10.5505/itujfa .
- ^ «Дворец Кубадабад – Откройте для себя исламское искусство – Виртуальный музей» . islamicart.museumwnf.org . Проверено 01 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хаттштейн и Делиус 2011 , с. 371.
- ^ Блэр и Блум 2004 , с. 130.
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 241.
- ^ Перейти обратно: а б с д Панджароглу, Оя (2013). «Преданность, гостеприимство и архитектура в средневековой Анатолии». Студия Исламика . 108 : 48–81. doi : 10.1163/19585705-12341275 – через JSTOR.
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 234-235.
- ^ Перейти обратно: а б Хаттштейн и Делиус 2011 , с. 372.
- ^ Юнсал, Бехчет (1973). Турецкая исламская архитектура во времена Сельджуков и Османской империи, 1071-1923 гг . Издания Академии. п. 17.
- ^ Перейти обратно: а б Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Эрзурум». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Перейти обратно: а б Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Архитектура; 900–1250 гг.; А. Восточные исламские земли». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Блум, Джонатан М.; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Кайсери». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ «Мечети с деревянными крышами и деревянными колоннами в Анатолии» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 02 октября 2021 г.
- ^ Петерсен 1996 , стр. 66.
- ^ Халифеоглу, Фатма Мерал; Ассена, Мартина (2021). «Великая мечеть Диярбакыра: вклад в понимание монументального развития этого места от древности до арабского завоевания» . Анатолийские исследования . 71 : 141–156. дои : 10.1017/S0066154621000089 . S2CID 235689795 .
- ^ Синклер, Томас Алан (1989). «Диярбакыр» . Восточная Турция: архитектурно-археологическое исследование . Том. III. Пиндар Пресс. стр. 176–180. ISBN 0907132340 .
- ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Диярбакыр». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 17–18. ISBN 9780195309911 .
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 218.
- ^ Перейти обратно: а б Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , стр. 235–239.
- ^ Блэр и Блум 1995 , с. 141-142.
- ^ Перейти обратно: а б с Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Сивас». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Перейти обратно: а б Хаттштейн и Делиус 2011 , с. 373.
- ^ Блэр и Блум 1995 , с. 132.
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 239-240.
- ^ Перейти обратно: а б Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , стр. 239.
- ^ Перейти обратно: а б Синклер, штат Техас (1987). Восточная Турция: Архитектурное и археологическое исследование, Том I. Пиндар Пресс. п. 47. ИСБН 978-1-904597-70-4 .
- ^ Перейти обратно: а б МакКлари, Ричард П. (2016). «Порталы: развитие декора и формы» . Рум Сельджукская архитектура, 1170-1220: покровительство султанов . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1-4744-1749-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 240-241.
- ^ Перейти обратно: а б с д Явуз, Айсил Тукель (1997). «Концепции, формирующие анатолийские сельджукские караван-сараи». Мукарнас 14 : 80–95. doi : 10.1163/22118993-90000371 – через JSTOR.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Носов, Константин (2013). «Защита путешествий и торговли: укрепленные караван-сараи сельджуков в Анатолии». Средневековая война . 3 : 22–27 – через JSTOR.
- ^ «СУЗУЗ ХАН — Исламская энциклопедия TDV» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 7 октября 2021 г.
- ^ «Агзыкара Хан (караван-сарай) - Откройте для себя исламское искусство - Виртуальный музей» . islamicart.museumwnf.org . Проверено 7 октября 2021 г.
- ^ Осмонд, Джонатан; Чимдина, Аусма (2007). Власть и культура: идентичность, идеология, репрезентация . Эдизиони Плюс. стр. 54–57. ISBN 978-88-8492-463-6 .
- ^ Хаттштейн и Делиус 2011 , с. 381.
- ^ Ильтер, Фюген (1994). «Основные особенности сельджукских, бейликских и османских мостов турецко-анатолийской архитектуры XII-XVI веков» . Беллетен . 57 (219): 481–494. дои : 10.37879/belleten.1993.481 . S2CID 193527544 .
- ^ «Мост Малабади» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 6 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Отто-Дорн, Катарина. «Фигурные каменные рельефы сакральной архитектуры сельджуков в Анатолии». Kunst Des Orients 12, № 1/2 (1978): 103–49.
- ^ Перейти обратно: а б Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Архитектура; X. Декорация; 2. Фигура». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Минбар». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Работа по дереву; II. После ок. 1250 г.; Ц. Анатолия, ок. 1250–1500 гг.». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Акургал, Экрем (1980). Искусство и архитектура Турции . Издательство Оксфордского университета. п. 202. ИСБН 978-0-8478-0273-9 .
- ^ Благословение 2014 , с. 25.
- ^ Кубань 2001 , с. 158.
- ^ Блум, Джонатан М.; Блэр, Шейла С., ред. (2009). "Анкара". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
Библиография
[ редактировать ]
- Бедросян, Роберт (1999). «Армения в периоды сельджуков и монголов». В Ованнисяне, Ричарде (ред.). Армянский народ от древности до современности: династические периоды от античности до четырнадцатого века . Том. Я. Пресса Святого Мартина.
- Блэр, Шейла; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250–1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-06465-0 .
- Блэр, Шейла; Блум, Джонатан (2004). «Западная Азия: 1000-1500». В Ониансе, Джон (ред.). Атлас мирового искусства . Издательство Лоуренса Кинга.
- Благословение, Патрисия (2014). Восстановление Анатолии после монгольского завоевания: исламская архитектура в землях Рума, 1240–1330 гг . Рутледж. ISBN 978-1-4724-2406-8 .
- Блум, Джонатан М.; Блэр, Шейла (2009). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-530991-1 . Проверено 15 марта 2013 г.
- Кэнби, Шейла Р.; Беязит, Дениз; Руджади, Мартина; Павлин, САУ (2016). Двор и космос: Великая эпоха сельджуков . Метрополитен-музей. ISBN 978-1-58839-589-4 .
- Крейн, Х. (1993). «Заметки об архитектурном покровительстве Салджуку в Анатолии тринадцатого века». Журнал экономической и социальной истории Востока . 36 (1): 1–57. дои : 10.1163/156852093X00010 .
- Кубань, Доган (2001). Чудо Дивриги . ЙКЙ. ISBN 975080290X .
- Эттингхаузен, Ричард; Грабарь Олег; Дженкинс-Мадина, Мэрилин (2001). Исламское искусство и архитектура: 650–1250 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-08869-4 . Проверено 17 марта 2013 г.
- Наводнение, Финбарр Бэрри (2007). «Трудности перевода: архитектура, систематика и восточные «тюрки» » . Мукарнас . 24 : 79–115. дои : 10.1163/22118993-90000112 .
- Хатштейн, Маркус; Делиус, Питер, ред. (2011). Ислам: искусство и архитектура . хфулльманн. ISBN 9783848003808 .
- Петерсен, Эндрю (1996). Словарь исламской архитектуры . Рутледж. ISBN 9781134613663 .
- Саладин, Х. (1908). «Архитектура (Мухаммадан)». В Гастингсе, Джеймс; Александр, Джон (ред.). Энциклопедия религии и этики . Том. 1. Сын Чарльза Скрибнера.
- Сауд, Рабах (2003). Аль-Хассани, Салим (ред.). «Мусульманская архитектура под патронажем сельджуков (1038-1327)» (PDF) . Фонд науки, технологий и цивилизации .