Неовизантийская архитектура в Российской империи.
Русско-византийская архитектура ) возрожденческое направление — в (русско-византийский стиль русской архитектуре и декоративно - прикладном искусстве , основанное на интерпретации форм архитектуры Византии и Киевской Руси . [1] В рамках эклектики можно сочетать с другими стилями.
Стиль зародился в Российской империи в первой половине XIX века. Основателем этого стиля считается Константин Тон . Сформировавшийся в начале 1830-х годов как целое направление, русско-византийский стиль был неразрывно связан с понятием народности, выражая идею культурной самодостаточности России, а также ее политической и религиозной преемственности по отношению к Византийской империи . [1] В узком смысле под русско-византийским стилем понимают стиль Константина Тона, распространенный во второй трети XIX века, и стиль посттона, начавшийся в 1850-х годах и более близкий к византийской архитектуре , получивший название нео- Византийский стиль .
Русско-византийский стиль стал официально признанным предпочтительным архитектурным стилем церковного строительства во время правления Александра II в России (1855–1881). Хотя Александр III изменил государственные предпочтения в пользу позднего русского возрождения , неовизантийская архитектура процветала во время его правления (1881–1894) и продолжала использоваться до начала Первой мировой войны . Архитекторы- эмигранты , поселившиеся на Балканах и в Харбине после русской революции, работали там над неовизантийскими проектами до Второй мировой войны .
Первоначально здания византийской архитектуры были сконцентрированы в Санкт-Петербурге и Крыму , а два отдельных проекта были запущены в Киеве и Тбилиси . В 1880-х годах византийские образцы стали предпочтительным выбором для православной экспансии на границах Империи – Конгресс Польши , Литвы , Бессарабии , Средней Азии , Северного Кавказа , Нижней Волги и казачьего войска ; в 1890-е годы они распространились из Уральского региона в Сибирь по формирующейся Транссибирской магистрали . Спонсируемые государством византийские церкви были также построены в Иерусалиме , Харбине , Софии и на Французской Ривьере . [2] Нерелигиозное строительство в византийском стиле было редкостью; наиболее сохранившиеся образцы были построены как больницы и богадельни во время правления Николая II .
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Последнее десятилетие правления Александра I ознаменовалось государственным утверждением стиля ампир как единственного архитектурного стиля для культового, общественного и частного строительства. Эта монополия единого стиля была отменена в начале 1830-х годов; Поскольку Николай I продвигал Константина Тона , эклектичные проекты церквей архитекторы ( Михаил Быковский ) и художественные круги в целом ( Николай Гоголь ) призывали к всеобщей либерализации процедур получения разрешений на строительство, настаивая на свободе архитектора выбирать стиль, наиболее соответствующий функциям здания и предпочтения клиента. В результате к концу 1840-х годов русская гражданская архитектура диверсифицировалась в различные стили возрождения ( готическое возрождение Быковского, неоренессанс Тона), а новые церковные проекты склонялись к «Альбому образцовых проектов» Тона или неоклассицизму.
Царствование Николая I ознаменовалось настойчивой экспансией России — либо в форме колонизации приобретенных ранее территорий на Западе и Юге ( разделы Польши-Литвы , Новороссии , Крыма , Кавказа ), либо в форме усиливающейся интервенции. в Восточном вопросе . Николай разделял стремления своих предшественников к Босфору и Дарданеллам и участвовал в споре с Францией за контроль над святынями Святой Земли , что спровоцировало Крымскую войну . Восточная политика государства вызвала общественный интерес и спонсировала академические исследования византийской истории и культуры. Экспансия русского православия на новые территории привела к появлению новых крупномасштабных строительных проектов, которые необходимо было интегрировать в местную среду.
Императорская Академия художеств , которой внимательно руководил Николай, поддерживала исследования Востока и конкретно Византии , но сам Николай презирал византийскую архитектуру. Иван Стром , один из архитекторов собора Святого Владимира в Киеве других, допускаю его». стиль, но, в отличие от , вспоминал слова Николая : «Я терпеть не могу этот Разрешаю» ). [3] Царское одобрение стало возможным благодаря академическим исследованиям архитектуры Киевской Руси в 1830–1840-х годах, которые впервые попытались реконструировать первоначальный облик киевских соборов и установили их как недостающее звено между Византией и архитектурой Великой Руси . Новгород .
Собор Святого Владимира стал первым неовизантийским проектом, одобренным императором (1852 г.). Крымская война, недостаток средств (собор финансировался за счет частных пожертвований) и серьезные инженерные ошибки задержали его завершение до 1880-х годов. Первые реализованные неовизантийские проекты появились уже после смерти Николая: интерьеры церкви преподобного Сергия Радонежского в Стрельненском монастыре по проекту Алексея Горностаева (1859 г.) и небольшая часовня Мариинского дворца по проекту Григория Гагарина ( 1860). [4]
Королевское одобрение
[ редактировать ]Князь Григорий Гагарин , служивший в Константинополе и на Кавказе в качестве дипломата , стал самым влиятельным сторонником византийского стиля благодаря своим опубликованным исследованиям народного кавказского и греческого наследия, а также благодаря своей службе императрице Марии Александровне и великой княгине Марии. Николаевна (сестра Александра II и президент Императорской Академии художеств ). Еще в 1856 году императрица Мария Александровна выразила желание увидеть новые церкви, выполненные в византийском стиле. [5]
Первая из этих церквей была построена в 1861–1866 годах на Греческой площади Санкт-Петербурга. Архитектор Роман Кузьмин (1811–1867) во многом следовал канону собора Святой Софии – уплощенного главного купола, переходящего в цилиндрическую аркаду, опирающуюся на кубическую основную конструкцию. Кузьмин, однако, добавил новизну — вместо двух апсид , типичных для византийских прототипов, он использовал четыре. [6] [7] Эта крестообразная планировка была усовершенствована в 1865 году Давидом Гриммом , который расширил сплюснутую конструкцию Кузьмина по вертикали. Хотя проект Гримма оставался на бумаге более 30 лет, его основная композиция стала практически универсальной в российской строительной практике. [8]
Еще одно направление положил начало проекту Давида Гримма Владимирского собора в Херсонесе (1858–1879). Церковь, построенная на руинах древнегреческого собора, была построена на средства Александра II. Гримм, также историк кавказского наследия, был выбран Марией Александровной, скорее всего, по совету Гагарина и Марии Николаевны. [9] Его крестообразная структура использовала сложную последовательность расположенных в шахматном порядке простых форм. Гримм ограничил использование криволинейных поверхностей только главным куполом; апсиды и их кровля были многоугольными – по грузинским и армянским прототипам . Эта «линейная» разновидность византийской архитектуры оставалась редкостью в XIX веке, но ее популярность возросла во времена правления Николая II . [10]
Несмотря на поддержку царской семьи, во время правления Александра II не было много примеров этого стиля: экономика, подорванная Крымской войной и еще больше подчеркнутая реформами Александра, была слишком слаба, чтобы поддерживать массовое строительство. Однажды начавшись, проекты откладывались на десятилетия. Например, Алексея Авдеева проект Севастопольского собора был утвержден в 1862 году, но реальные работы начались только в 1873 году. Фундаменты, заложенные еще до войны, уже были заложены, но строительство тянулось медленно до 1888 года, буквально поглощая жизнь архитектора. . [11] Давида Гримма Тбилисский собор , спроектированный в 1865 году, был начат в 1871 году и вскоре заброшен; строительство возобновилось в 1889 году и было завершено в 1897 году. Через год Гримм умер. [8]
Распространение
[ редактировать ]Церковное строительство и экономика в целом восстановились в царствование Александра III (1881–1894). За тринадцать с половиной лет имущество Русской Православной Церкви увеличилось более чем на 5000 культовых сооружений; к 1894 г. насчитывалось 47 419 храмов, в том числе 695 крупных соборов . [13] Однако большинство новых храмов принадлежало варианту русского возрождения конца XIX века , который стал официальным стилем Александра III. О повороте государственных предпочтений сигнализировали в 1881–1882 годах два архитектурных конкурса на проект церкви Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. В обоих конкурсах доминировали неовизантийские проекты, однако Александр отклонил их все и в конечном итоге передал проект Альфреду Парланду , задав стилистические предпочтения следующего десятилетия. Широко разрекламированные черты Спаса-на-Крови — центральная шатровая крыша , чрезмерный орнамент в красной кирпичной кладке и явная отсылка к московским и ярославским реликвиям XVII века — были мгновенно скопированы в церковных зданиях меньшего размера. [14]
Почти все из 5000 церквей, приписываемых Александру III, финансировались за счет общественных пожертвований. 100% государственное финансирование было зарезервировано для нескольких дворцовых церквей, непосредственно обслуживающих царскую семью. «Военные» церкви, построенные на военных и военно-морских базах, финансировались совместно государством, офицерами и за счет народных пожертвований среди гражданского населения. Например, византийская церковь 13-го пехотного полка в Манглиси (Грузия), рассчитанная на 900 молящихся, обошлась в 32 360 рублей, из которых только 10 000 были предоставлены государственной казной. [15]
Предпочтение русскому возрождению не означало отвращение к византийской архитектуре. Александр продемонстрировал явное отвращение к барокко и неоклассицизму XVIII века , которые он презирал как символы петровского абсолютизма ; Византийская архитектура была приемлемой «средней дорогой». [16] Архитекторы византийского стиля предыдущего правления сформировали многочисленную школу с лояльными клиентами, в том числе высшим духовенством. Парадоксально, но византийская школа была сосредоточена в Институте инженеров-строителей , который также предоставил заведующим кафедрой Николаю Султанову , неформальному лидеру русского возрождения и советнику Александра III. [17] [18] Выпускник Султанова Василий Косяков прославился благодаря византийским церквям в Санкт-Петербурге (1888–1898) и Астрахани (спроектирован в 1888 году, построен в 1895–1904 годах), но столь же успешен и в проектах русского возрождения ( Либавский Морской собор , 1900 г.) . –1903). Две школы сосуществовали в нормальной рабочей атмосфере, по крайней мере, в Санкт-Петербурге.
Неовизантийская архитектура правления Александра III доминировала в трех географических нишах. Это был стиль выбора православного духовенства и военных губернаторов в Конгрессе Польши и Литвы (соборы в Каунасе , Кельце , Лодзи , Вильнюсе ); в южных областях ( Харьков , Новочеркасск , Ростов-на-Дону , Самара , Саратов и многочисленные поселения Казачьего Войска ); и на Урале ( от Перми до Оренбурга ); [19] в 1891 году список расширился за счет сибирских городов, расположенных вдоль зарождающейся Транссибирской магистрали .
Западные и южные провинции реализовывали крупные византийские проекты, разработанные выпускниками Института инженеров-строителей. В провинциальной архитектуре часто доминировал один местный архитектор ( Александр Бернардацци в Бессарабии , Александр Ященко на юге России, Александр Турчевич в Перми ), что объясняет региональные «скопления» внешне похожих церквей. Архитекторы обычно следовали стандарту, установленному Кузьминым и Гриммом, или классической пятикупольной планировке, за некоторыми заметными исключениями. Харьковский собор (1888–1901) был рассчитан на 4000 молящихся и по высоте равнялся колокольне Ивана Великого в Кремле. [20] Собор Ковенской крепости (1891–1895, 2000 богомольцев), вопреки византийскому канону, был украшен коринфскими колоннами , породившими «римско-византийский» стиль.
Безразличие Александра к византийской архитектуре фактически увеличило ее привлекательность для частных клиентов: стиль больше не был предназначен только для церкви. Элементы византийского искусства (ряды арок, двухцветная полосатая кладка) были обычным украшением кирпичных заводов и жилых домов. Они легко сочетались с романскими или мавританскими традициями возрождения, как в Тбилисской опере , спроектированной Виктором Шрётером . Византийско-русская эклектика стала предпочтительным выбором для городских и частных богадельн Москвы. Начало этому направлению положила церковь Александра Обера богадельни Рукавишникова (1879 г.), а кульминацией стала сохранившаяся богадельня Боева в Сокольниках (Александр Обер, 1890-е гг.). Московское духовенство, напротив, не заказало ни одной византийской церкви в период с 1876 (церковь Казанской иконы у Калужских ворот) по 1898 год (Богоявленский собор в Дорогомилове ). [21]
Царствование Николая II
[ редактировать ]Личные вкусы последнего императора были мозаичными: он пропагандировал русское искусство 17-го века в дизайне интерьеров и костюмах, но при этом выказывал отвращение к архитектуре русского возрождения. Николай или его министерство двора не продемонстрировали стойкого предпочтения какому-либо стилю; его последняя частная комиссия, Нижняя дача в Петергофе , [22] был византийским проектом, последовавшим за рядом зданий в стиле неоклассицизма . Финансируемое государством строительство было в значительной степени децентрализовано и управлялось отдельными государственными деятелями, преследовавшими свои собственные цели. В течение короткого периода, предшествовавшего катастрофической русско-японской войне , византийский стиль, очевидно, стал выбором государства, по крайней мере, Имперского флота , который спонсировал громкие строительные проекты на столичных и зарубежных базах. [23]
Архитектура последних двадцати лет Российской империи ознаменовалась быстрой сменой модерна и неоклассического возрождения . Эти стили доминировали на рынке частного строительства, но не смогли занять прочную нишу в официальных проектах православной церкви. Однако идеи модерна постепенно проникли в традиционную византийскую архитектуру. Его влияние было очевидно в убранстве традиционных византийских церквей ( Морской собор в Кронштадте ). Представители школ модерна ( Федор Шехтель , Сергей Соловьев ) и неоклассицизма ( Владимир Адамович ) создавали свои варианты византийского стиля — либо высокодекоративные (церковь Шехтеля в Иваново), либо, наоборот, «обтекаемые» ( церковь Соловьева в Кунцево). ). Со временем «северная» разновидность модерна ( Илья Бондаренко ) стала стилем легализованного старообрядчества .
Фрагментация стиля в небольших проектах развивалась параллельно с четырьмя очень большими, консервативно оформленными неовизантийскими соборами: Морским собором в Кронштадте , соборами в Царицыне , Поти (современная Грузия ) и Софии (Болгария) . Три из них (Кронштадт, Поти, София) были явной данью уважения собору Святой Софии ; их авторы, очевидно, отвергли «золотое правило» однокупольных конструкций, установленное в предыдущие десятилетия. [24] Точные причины этого изменения стиля неизвестны; в случае с Кронштадтским собором это можно объяснить прямым вмешательством адмирала Макарова . [25]
Собор Поти, спроектированный Александром Зеленко и Робертом Марфельдом , был необычным, поскольку был первым крупным церковным проектом, построенным из железобетона . Конструктивно он был завершен за один строительный сезон (1906–1907 гг.); Весь проект занял менее двух лет (ноябрь 1905 г. - июль 1907 г.), что является абсолютным рекордом для того периода. [26] Кронштадтский собор, в котором также использовался бетон, был структурно завершен за четыре строительных сезона (1903–1907 гг.) Из-за задержек, вызванных русской революцией 1905 года . Другие проекты не преуспели; Дорогомиловский собор в Москве (1898–1910 гг.), спроектированный как второй по величине в городе, страдал от нехватки денег и в конце концов был освящен в неполном, урезанном виде. [27]
Эмиграция
[ редактировать ]Русская ветвь византийской архитектуры была прекращена революцией 1917 года, но неожиданно обрела загробную жизнь в Югославии благодаря личной поддержке короля Александра Караджорджевича . Александр спонсировал проекты византийских церквей архитекторов-эмигрантов в Белграде , Лазареваце , Пожеге и других городах. Сербия и Черногория стали новым домом для более тысячи строителей и специалистов из России. [28] Иммиграция русских в Югославию, оцениваемая в 40–70 тысяч человек, была встречена правительством как быстрая замена профессионалов, погибших в Первой мировой войне. [29] Только Василию Андросову приписывают 50 византийских церквей, построенных в межвоенный период. [30] Русские художники создали интерьеры Введенского монастыря и исторической Ружицкой церкви . [31]
Русская диаспора в Харбине построила два межвоенных византийских собора. Более крупный Благовещенский собор, спроектированный и построенный Борисом Тустановским в 1930–1941 годах, был разрушен во время Культурной революции . [32] Она была известна как одна из немногих крупных русских православных базилик . Меньшая, сохранившаяся до сих пор Покровская церковь, однокупольное сооружение, спроектированное в 1905 году Юрием Ждановым, была построена за один сезон в 1922 году. С 1984 года она является единственным православным храмом в Харбине. [33]
Стиль определен
[ редактировать ]Подробности
[ редактировать ]Византийскую архитектуру возрождения, в отличие от современных стилей возрождения, можно было легко узнать по жесткому набору декоративных инструментов. Некоторые примеры стиля отклонялись от кавказского, неоклассического и романского стиля , но все они следовали основным правилам дизайна куполов и аркад средневекового Константинополя:
- Полусферические купола. Византийские церкви всегда были увенчаны простыми полусферическими куполами. Иногда, как в церкви Богородицы Оранс ( Богоматерь Знамения ) в Вильнюсе , они имели небольшую криволинейную заостренную вершину у основания креста, в противном случае крест устанавливался прямо на уплощенной вершине купола. Луковичные купола и шатровые крыши народной русской архитектуры были исключены; они оставались эксклюзивными элементами архитектуры русского возрождения, спонсируемой Александром III, и были значительно тяжелее и дороже, чем купола того же диаметра. [34]
- Смешение арок и куполов. Наиболее заметной особенностью византийских церквей является отсутствие формального карниза между куполом и его опорой. Вместо этого несущая аркада непосредственно переходит в купольную крышу; жестяная кровля плавно обтекает арки. Арки были спроектированы так, чтобы обеспечить максимальную инсоляцию через широкие оконные проемы. Некоторые проекты ( Севастопольский собор , 1862–1888, Ливадийская церковь, 1872–1876) также имели деревянные оконные ставни с круглыми вырезами, как это было в средневековой Византии. В XX веке этот узор был воспроизведен в камне ( Кунцевская церковь, 1911 г.), что фактически снизило инсоляцию.
- Открытая кладка . Неоклассический канон, установленный Александром I, требовал, чтобы каменные поверхности были отделаны штукатуркой заподлицо . Византийские и русские архитекторы эпохи Возрождения радикально отошли от этого правила; вместо этого они полагались на обнажение внешней кирпичной кладки. Хотя открытая кирпичная кладка доминировала на сцене, она не была универсальной; внешняя лепнина продолжала использоваться, особенно в первое десятилетие правления Александра II.
- Двухцветная полосатая кладка . Русские архитекторы заимствовали византийскую традицию украшать плоские поверхности стен узорами в горизонтальную полосу. Обычно широкие полосы темно-красной основной кладки чередовались с узкими полосами желтого или серого кирпича, слегка вдвинутыми в стену. Реверс (темно-красные полосы на сером фоне) встречался редко и обычно ассоциировался с грузинскими церквями, построенными в период Николая II. Важность цветового рисунка возрастала с размером здания: он был почти универсален в больших соборах, но не нужен в небольших приходских церквях.
Планы и пропорции церкви
[ редактировать ]Согласно исследованиям Никодима Кондакова 1870-х годов , в архитектуре Византийской империи использовались три различных планировки церквей:
- Самый ранний стандарт симметричного однокупольного собора (« штандарт Святой Софии ») был установлен в VI веке I. Юстинианом Традиционные византийские соборы имели две апсиды или подвески ; в российском стандарте, разработанном Кузьминым, Гриммом и Косяковым, было четыре.
- « Штандарт Равенны » византийской Италии использовал удлиненные базилики . Он оставался распространенным в Западной Европе, но редко использовался в России.
- Пятикупольный тип возник в 9 веке и процветал во времена династий Македонии и Комнинов . На протяжении веков это был предпочтительный план для русских православных церквей. [35]
Крупные неовизантийские соборы, возведенные в России, имели либо однокупольную, либо пятикупольную планировку. Однокупольный план был стандартизирован Давидом Гриммом и Василием Косяковым и использовался по всей Империи с минимальными изменениями. Пятикупольная архитектура продемонстрировала большее разнообразие, поскольку архитекторы экспериментировали с пропорциями и расположением боковых куполов:
Пропорции пятикупольных соборов | |||
---|---|---|---|
Санкт-Петербург , 1908–1915 гг. | Tomsk , 1909–1911 | Новочеркасск , 1891–1905 гг. | Харьков , 1888–1901 гг. |
Меньшие церкви почти всегда следовали однокупольному плану. В некоторых случаях (например, в церкви Святого Георгия в Ардоне , 1885–1901 гг.) очень маленькие боковые купола были механически добавлены к основному однокупольному плану этажа. Церкви-базилики возникли в последнее десятилетие существования Империи; все примеры были небольшими приходскими церквями, такими как часовня Кутузовской избы в Москве.
Проблема с колокольней
[ редактировать ]Неоклассический канон требовал, чтобы колокольня была существенно выше главного купола. Стройная высокая колокольня идеально уравновешивала относительно плоскую основную конструкцию. Еще в 1830-х годах Константин Тон и его последователи столкнулись с «проблемой колокольни»: компактные вертикальные формы русско-византийских соборов Тона плохо сочетались с традиционными колокольнями. Решением Тона было убрать колокольню вообще, установив колокола на небольшой отдельно стоящей звоннице ( Храм Христа Спасителя ), либо интегрировав звонницу в основное сооружение ( Елецкий собор). Та же проблема сохранялась и в неовизантийских проектах, по крайней мере, в традиционных высотных сооружениях, вдохновленных Тбилисским собором братьев Гримм. Сам Гримм поместил колокола в отдельно стоящую, относительно невысокую башню, расположенную далеко за собором. Однако духовенство явно предпочитало цельные колокольни; отдельные колокольни оставались редкостью.
Эрнест Гиберт , автор самарского собора (1867–1894), напротив, установил прямо над главным порталом массивную высокую колокольню. Жибер намеренно разместил колокольню необычно близко к главному куполу, так что под большинством углов обзора они сливались в единую вертикальную форму. Эта планировка была одобрена духовенством, но подверглась резкой критике со стороны современных архитекторов, таких как Антоний Томишко (архитектор тюрьмы «Кресты» и ее византийской церкви Александра Невского). Он воспроизводился в Ташкенте (1867–1887), Лодзи (1881–1884), Валаамском монастыре (1887–1896), Харькове (1888–1901), Саратове (1899) и других городах и монастырях. Однако большинство византийских построек располагалось по срединному пути: над порталом устанавливалась и колокольня, но она была относительно невысокой (на уровне боковых куполов или апсид или даже ниже) и отстояла в сторону от главного купола ( Рижский собор , (1876–1884), Новочеркасский собор (1891–1904) и др.).
Наследие
[ редактировать ]Разрушение
[ редактировать ]Византийская архитектура, как и русское возрождение, имела меньше всего шансов пережить антирелигиозную кампанию 1920-х годов. Пик разрушений пришелся на 1930 год, и он был направлен против крупных соборов в центре города без видимой логики: харьковский собор Святого Николая был снесен «чтобы упростить трамвайные пути», а более крупный Благовещенский собор остался стоять. Большинство оставшихся церквей были закрыты, превращены в склады, кинотеатры или офисы и оставлены гнить без надлежащего обслуживания. Тем не менее, большинство византийских церквей пережили распад Советского Союза . В таблице ниже указаны все основные византийские соборы и крупные приходские церкви: [36] краткое текущее (2008 г.) состояние разрушений и сохранности:
Таблица: Неовизантийские соборы Российской империи |
---|
Таблица: Неовизантийские соборы и церкви, построенные Российской империей за рубежом |
---|
Возрождение 1990–2000-х годов.
[ редактировать ]Византийский стиль остается редкостью в современной русской архитектуре. Были проекты, пытающиеся имитировать очертания и композицию типичных неовизантийских соборов из железобетона , минуя сложную кирпичную кладку исторических прототипов (например, церковь Сретения Иисуса в Санкт-Петербурге).
Реставрация исторических церквей пока имеет неоднозначный успех. Существует по крайней мере один пример византийского дизайна ( «Городская» церковь Казанской иконы в Иркутске ), «восстановленного» для имитации русского возрождения путем добавления шатровых крыш. В то время как основные соборы были восстановлены, церкви в обезлюдевших сельских поселениях или на военных базах (например, церковь Богоматери Милосердной в Санкт-Петербурге) остаются в ветхом состоянии.
См. также
[ редактировать ]- Бристольский византийский - региональный английский вариант.
Ссылки
[ редактировать ]- (in Russian) Savelyev, Yu. R. Vizantiysky stil v architecture Rossii (Савельев, Ю. Р. Византийский стиль в архитектуре России. - СПБ., 2005) Saint Petersburg, 2005. ISBN 5-87417-207-6
- (на русском языке) Савельев, Ю. Р. Искусство истории и государственный заказ (Савельев Ю. Р. Искусство истории и государственный заказ. - М., 2008) Москва, 2008. ISBN 978-5-903060-60-3
- (in Russian) Kaminsky, A. S. (editor) Khudozhestvenny sbornik russkih arhitektorov i inzhenerov (Художественный сборник русских архитекторов и инженеров), 1890–1893, electronic reissue by Russian Public History Library (Moscow), 2002–2004
- (in Russian) Naschokina, M. V. Architektory moskovskogo moderna. (Нащокина М. В. Архитекторы московского модерна. – М.: Жираф, 2005) Moscow, 2005. ISBN 5-89832-043-1
- (на английском языке) Ричард С. Вортман. Сценарии власти. Издательство Принстонского университета, 2000. ISBN 978-0-691-02947-4
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Печёнкин И. Е. РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ // Большая российская энциклопедия . Том 29. Москва, 2015, стр. 76
- ^ Savelyev, 2005 p.269
- ^ Savelyev, 2005 p.28
- ^ Savelyev, 2008 p.39
- ^ Savelyev, 2005 p.31
- ^ Savelyev, 2005 p.33
- ↑ в церковь попала прямая бомба Во время Второй мировой войны , и ее окончательно снесли в 1959 году.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Savelyev, 2005 p.44
- ^ Savelyev, 2005 p.36
- ^ Savelyev, 2005 p.37
- ^ Savelyev, 2005, p.40
- ^ Savelyev, 2008, p.167
- ^ Savelyev, 2008 p. 82 cites an article in Nedelya stroitelya , 1894 N. 37
- ^ Вортман, стр.245-246.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б (на русском языке) Историческая справка 13-го стрелкового полка.
- ^ Savelyev, 2008 p. 85
- ^ Savelyev, 2008 p. 87-98
- ↑ Султанов занял должность директора института после смерти Александра.
- ^ Savelyev, 2008 p. 118
- ^ Savelyev, 2005 p.111
- ^ Savelyev, 2008 p.183
- ^ Savelyev, p.240
- ^ Savelyev, 2008 p.215
- ^ Savelyev, 2005 p. 173
- ^ Savelyev, 2005 p.175
- ^ Savelyev, 2005 p.180
- ^ Savelyev, 2005 p.181
- ^ (in Russian) Zorits Savich. Moskovskie arhitektory v Serbii (Зорица Савич. Московские архитекторы в Сербии) architector.ru, November 8, 2005 Archived April 24, 2008, at the Wayback Machine
- ^ (на английском языке) Мария Вранич-Игнячевич. Русские беженцы в Белградском университете 1919-1945 гг. Всемирный библиотечный и информационный конгресс, Буэнос-Айрес, 2004 г., стр.2.
- ^ (на английском языке) Братислав Пантелич. Национализм и архитектура: создание национального стиля в сербской архитектуре и его политические последствия. Журнал Общества историков архитектуры, Vol. 56, № 1 (март 1997 г.), стр. 16-41.
- ^ (на английском языке) Официальный сайт города Белграда
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б (in Russian) pravoslavie.ru news, September 7, 2005
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б (на английском языке) Интервью с епископом Иоаннисом Ченом, Дорога в Эммаус, т. 4, № 2, 2003 г.
- ^ Savelyev, 2008, p.171-172
- ^ Savelyev, 2005, p.10-14
- ^ Таблица основана преимущественно на Савельеве, с.255-269 ; в него не входят часовни, домовые церкви, внутренние проекты и здания, расположенные за пределами исторической Российской империи.
- ^ (на русском языке) Официальный сайт Осетинской епархии. Архивировано 17 января 2009 г. в Wayback Machine.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Savelyev, 2005, p.262
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б (in Russian) M. A. Yusupova. Hristianskoe zodchestvo Ferganskoy doliny (Христианское зодчество Ферганской долины) Archived 2008-09-04 at the Wayback Machine
- ^ Каминский, 1890 г.
- ^ Первоначальная церковь 18-го века была разрушена пожаром 1879 года и перестроена в сочетании неовизантийского и русского возрождения (т.е. византийский купол, слитый с аркадой, был увенчан небольшим луковичным куполом).
- ^ (in Russian) Kryuchkova, T. A. Irkutskaya Blagoveschenskaya cerkov . (Крючкова Т.А. Иркутская Благовещенская церковь. – 1999. № 5) Taltsy magazine, 1999 N. 5
- ↑ Нащокина, стр.469, датирует дизайн 1897-1898 гг . Шехтель, занятой в Москве, не внимательно следил за ивановским проектом.
- ^ (на русском языке) Каталог Sobory.ru. Архивировано 8 мая 2015 г. на Wayback Machine.
- ^ (на русском языке) Каталог Sobory.ru. Архивировано 16 июля 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ (на русском языке) Официальный сайт Екатерининского собора.
- ^ (на русском языке) Официальный сайт Краснодарской епархии.
- ^ (на русском языке) Каталог Sobory.ru. Архивировано 10 сентября 2012 г. на Wayback Machine.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б (в Russian) Ludmila Shiryaeva. Грамма династии Романовых в Крыму. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ (на русском языке) Каталог русских церквей.
- ^ (на украинском языке) Официальный сайт Львовской епархии. История храма Святого Георгия
- ↑ Обратите внимание, что Львов в то время находился в Австро-Венгрии . Строительство церкви Святого Георгия было местной инициативой, не связанной напрямую со строительством церкви, спонсируемым государством в соседней Польше Конгресса .
- ^ (на русском языке) Сайт города Лысьва .
- ^ (на русском языке) Каталог Sobory.ru. Архивировано 4 марта 2016 г. на Wayback Machine.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б (на русском языке) Официальный сайт Калужской епархии. Архивировано 12 июля 2007 г., archive.today .
- ^ (на русском языке) Официальный сайт Московского Патриархата. Архивировано 19 мая 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ (на русском языке) Каталог Sobory.ru. Архивировано 13 сентября 2012 г. на Wayback Machine.
- ^ (на русском языке) Официальный сайт Русской Православной Церкви в Эстонии.
- ^ (на русском языке) Каталог Sobory.ru. Архивировано 15 сентября 2012 г. на Wayback Machine.
- ^ (на русском языке) Официальный сайт Нижегородской епархии.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б (на русском языке) Казачьи церкви в Осетии
- ^ (на русском языке) Официальный сайт Осетинской епархии. Архивировано 18 января 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ (на русском языке) Официальный сайт Новосибирской епархии.
- ^ (in Russian) Gleb Desyatkov. Kazansky Kafedralny Sobor. (Глеб Десятков. Казанский кафедральный собор) [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ (на русском языке) Неофициальный сайт Вознесенской церкви.
- ↑ Нащокина, стр. 209, датирует участие Зеленко 1904-1905 годами. Его первоначальный дизайн был усовершенствован только Марфельдом.
- ^ (на русском языке) История церкви .
- ^ (на русском языке) Каталог Sobory.ru. Архивировано 16 сентября 2012 г. на Wayback Machine.
- ^ (на русском языке) Энциклопедия Санкт-Петербурга. Архивировано 27 ноября 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ (на английском языке) Sedmitza.ru, 6 июля 2004 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ (на русском языке) Энциклопедия Санкт-Петербурга. Архивировано 27 ноября 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ (на русском языке) Официальный сайт Новодевичьего Воскресенского женского монастыря. Архивировано 3 января 2009 г. на Wayback Machine.
- ^ (на русском языке) Официальный сайт Саратовской епархии. Архивировано 22 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ (на русском языке) Официальный сайт Серповой церкви .
- ↑ Собор был заложен перед Крымской войной по Константина Тона проекту . После войны от проекта Тона отказались, проект отдали Авдееву.
- ^ (на русском языке) Официальный сайт Старооскольского деканата. Архивировано 15 февраля 2009 г. на Wayback Machine.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б (на русском языке) Каталог Sobory.ru. Архивировано 18 сентября 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ (на русском языке) Каталог Sobory.ru. Архивировано 18 сентября 2012 г. на Wayback Machine.
- ^ (на русском языке) Официальный сайт Осетинской епархии. Архивировано 18 января 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ (на русском языке) Официальный сайт Литовской епархии. Архивировано 8 ноября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ (на русском языке) Официальный сайт Томской епархии.
- ^ (на русском языке) История Верхотутского монастыря. Архивировано 28 июня 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ (на русском языке) История собора. Архивировано 29 мая 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ (на русском языке) Каталог русских церквей.
- ^ (на русском языке) Официальный сайт Литовской епархии. [ мертвая ссылка ]
- ^ (на русском языке) Официальный сайт Литовской епархии. [ мертвая ссылка ]
- ^ (на русском языке) Официальный сайт Екатеринбургской епархии. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ (на русском языке) Официальный сайт Уфимской епархии.
- ^ (на русском языке) Официальный сайт Ново-Тихвинского женского монастыря. Архивировано 12 мая 2018 г. в Wayback Machine.
- ^ (на русском языке) Каталог Sobory.ru. Архивировано 19 сентября 2012 г. на Wayback Machine.
- ^ (in Russian) Svyato-Ilyinskaya cerkov prazdnuet 90-letniy jubiley
- ^ (на русском языке) Православие в Китае
- ^ Savelyev, p.189
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Архитектура византийского возрождения в России.
- Неовизантийская архитектура
- Возрождение архитектурных стилей
- Архитектура византийского возрождения в Украине
- Архитектура византийского возрождения в Грузии (страна)
- Архитектура византийского возрождения в Латвии
- Архитектура византийского возрождения в Литве
- Архитектура в Молдове