Jump to content

Неовизантийская архитектура в Российской империи.

Собор Святого Владимира в Киеве был первым неовизантийским проектом, одобренным к строительству в Российской империи (1852 г.). Однако это был не первый объект, строительство которого началось в 1859 году и продолжалось до 1889 года.
Морской собор , Кронштадт

Русско-византийская архитектура ) возрожденческое направление в (русско-византийский стиль русской архитектуре и декоративно - прикладном искусстве , основанное на интерпретации форм архитектуры Византии и Киевской Руси . [1] В рамках эклектики можно сочетать с другими стилями.

Стиль зародился в Российской империи в первой половине XIX века. Основателем этого стиля считается Константин Тон . Сформировавшийся в начале 1830-х годов как целое направление, русско-византийский стиль был неразрывно связан с понятием народности, выражая идею культурной самодостаточности России, а также ее политической и религиозной преемственности по отношению к Византийской империи . [1] В узком смысле под русско-византийским стилем понимают стиль Константина Тона, распространенный во второй трети XIX века, и стиль посттона, начавшийся в 1850-х годах и более близкий к византийской архитектуре , получивший название нео- Византийский стиль .

Русско-византийский стиль стал официально признанным предпочтительным архитектурным стилем церковного строительства во время правления Александра II в России (1855–1881). Хотя Александр III изменил государственные предпочтения в пользу позднего русского возрождения , неовизантийская архитектура процветала во время его правления (1881–1894) и продолжала использоваться до начала Первой мировой войны . Архитекторы- эмигранты , поселившиеся на Балканах и в Харбине после русской революции, работали там над неовизантийскими проектами до Второй мировой войны .

Первоначально здания византийской архитектуры были сконцентрированы в Санкт-Петербурге и Крыму , а два отдельных проекта были запущены в Киеве и Тбилиси . В 1880-х годах византийские образцы стали предпочтительным выбором для православной экспансии на границах Империи – Конгресс Польши , Литвы , Бессарабии , Средней Азии , Северного Кавказа , Нижней Волги и казачьего войска ; в 1890-е годы они распространились из Уральского региона в Сибирь по формирующейся Транссибирской магистрали . Спонсируемые государством византийские церкви были также построены в Иерусалиме , Харбине , Софии и на Французской Ривьере . [2] Нерелигиозное строительство в византийском стиле было редкостью; наиболее сохранившиеся образцы были построены как больницы и богадельни во время правления Николая II .

Церковь Дмитрия Солунского в Санкт-Петербурге (1861–1866) работы Романа Кузьмина - самый ранний образец стиля.

Последнее десятилетие правления Александра I ознаменовалось государственным утверждением стиля ампир как единственного архитектурного стиля для культового, общественного и частного строительства. Эта монополия единого стиля была отменена в начале 1830-х годов; Поскольку Николай I продвигал Константина Тона , эклектичные проекты церквей архитекторы ( Михаил Быковский ) и художественные круги в целом ( Николай Гоголь ) призывали к всеобщей либерализации процедур получения разрешений на строительство, настаивая на свободе архитектора выбирать стиль, наиболее соответствующий функциям здания и предпочтения клиента. В результате к концу 1840-х годов русская гражданская архитектура диверсифицировалась в различные стили возрождения ( готическое возрождение Быковского, неоренессанс Тона), а новые церковные проекты склонялись к «Альбому образцовых проектов» Тона или неоклассицизму.

Царствование Николая I ознаменовалось настойчивой экспансией России — либо в форме колонизации приобретенных ранее территорий на Западе и Юге ( разделы Польши-Литвы , Новороссии , Крыма , Кавказа ), либо в форме усиливающейся интервенции. в Восточном вопросе . Николай разделял стремления своих предшественников к Босфору и Дарданеллам и участвовал в споре с Францией за контроль над святынями Святой Земли , что спровоцировало Крымскую войну . Восточная политика государства вызвала общественный интерес и спонсировала академические исследования византийской истории и культуры. Экспансия русского православия на новые территории привела к появлению новых крупномасштабных строительных проектов, которые необходимо было интегрировать в местную среду.

Императорская Академия художеств , которой внимательно руководил Николай, поддерживала исследования Востока и конкретно Византии , но сам Николай презирал византийскую архитектуру. Иван Стром , один из архитекторов собора Святого Владимира в Киеве других, допускаю его». стиль, но, в отличие от , вспоминал слова Николая : «Я терпеть не могу этот Разрешаю» ). [3] Царское одобрение стало возможным благодаря академическим исследованиям архитектуры Киевской Руси в 1830–1840-х годах, которые впервые попытались реконструировать первоначальный облик киевских соборов и установили их как недостающее звено между Византией и архитектурой Великой Руси . Новгород .

Собор Святого Владимира стал первым неовизантийским проектом, одобренным императором (1852 г.). Крымская война, недостаток средств (собор финансировался за счет частных пожертвований) и серьезные инженерные ошибки задержали его завершение до 1880-х годов. Первые реализованные неовизантийские проекты появились уже после смерти Николая: интерьеры церкви преподобного Сергия Радонежского в Стрельненском монастыре по проекту Алексея Горностаева (1859 г.) и небольшая часовня Мариинского дворца по проекту Григория Гагарина ( 1860). [4]

Королевское одобрение

[ редактировать ]
Композиция Тбилисского собора стала де-факто отраслевым стандартом задолго до его завершения. Обратите внимание на небольшую отдельно стоящую колокольню на заднем дворе.

Князь Григорий Гагарин , служивший в Константинополе и на Кавказе в качестве дипломата , стал самым влиятельным сторонником византийского стиля благодаря своим опубликованным исследованиям народного кавказского и греческого наследия, а также благодаря своей службе императрице Марии Александровне и великой княгине Марии. Николаевна (сестра Александра II и президент Императорской Академии художеств ). Еще в 1856 году императрица Мария Александровна выразила желание увидеть новые церкви, выполненные в византийском стиле. [5]

Первая из этих церквей была построена в 1861–1866 годах на Греческой площади Санкт-Петербурга. Архитектор Роман Кузьмин (1811–1867) во многом следовал канону собора Святой Софии – уплощенного главного купола, переходящего в цилиндрическую аркаду, опирающуюся на кубическую основную конструкцию. Кузьмин, однако, добавил новизну — вместо двух апсид , типичных для византийских прототипов, он использовал четыре. [6] [7] Эта крестообразная планировка была усовершенствована в 1865 году Давидом Гриммом , который расширил сплюснутую конструкцию Кузьмина по вертикали. Хотя проект Гримма оставался на бумаге более 30 лет, его основная композиция стала практически универсальной в российской строительной практике. [8]

Владимирский собор в Херсонесе работы Давида Гримма

Еще одно направление положил начало проекту Давида Гримма Владимирского собора в Херсонесе (1858–1879). Церковь, построенная на руинах древнегреческого собора, была построена на средства Александра II. Гримм, также историк кавказского наследия, был выбран Марией Александровной, скорее всего, по совету Гагарина и Марии Николаевны. [9] Его крестообразная структура использовала сложную последовательность расположенных в шахматном порядке простых форм. Гримм ограничил использование криволинейных поверхностей только главным куполом; апсиды и их кровля были многоугольными – по грузинским и армянским прототипам . Эта «линейная» разновидность византийской архитектуры оставалась редкостью в XIX веке, но ее популярность возросла во времена правления Николая II . [10]

Несмотря на поддержку царской семьи, во время правления Александра II не было много примеров этого стиля: экономика, подорванная Крымской войной и еще больше подчеркнутая реформами Александра, была слишком слаба, чтобы поддерживать массовое строительство. Однажды начавшись, проекты откладывались на десятилетия. Например, Алексея Авдеева проект Севастопольского собора был утвержден в 1862 году, но реальные работы начались только в 1873 году. Фундаменты, заложенные еще до войны, уже были заложены, но строительство тянулось медленно до 1888 года, буквально поглощая жизнь архитектора. . [11] Давида Гримма Тбилисский собор , спроектированный в 1865 году, был начат в 1871 году и вскоре заброшен; строительство возобновилось в 1889 году и было завершено в 1897 году. Через год Гримм умер. [8]

Распространение

[ редактировать ]
В 1888 году Василий Косяков нашел предельную пропорцию однокупольной конструкции. Чертежи его астраханской церкви были скопированы в Каменце-Подольском еще до завершения оригинала (1895–1904). [12]

Церковное строительство и экономика в целом восстановились в царствование Александра III (1881–1894). За тринадцать с половиной лет имущество Русской Православной Церкви увеличилось более чем на 5000 культовых сооружений; к 1894 г. насчитывалось 47 419 храмов, в том числе 695 крупных соборов . [13] Однако большинство новых храмов принадлежало варианту русского возрождения конца XIX века , который стал официальным стилем Александра III. О повороте государственных предпочтений сигнализировали в 1881–1882 годах два архитектурных конкурса на проект церкви Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. В обоих конкурсах доминировали неовизантийские проекты, однако Александр отклонил их все и в конечном итоге передал проект Альфреду Парланду , задав стилистические предпочтения следующего десятилетия. Широко разрекламированные черты Спаса-на-Крови — центральная шатровая крыша , чрезмерный орнамент в красной кирпичной кладке и явная отсылка к московским и ярославским реликвиям XVII века — были мгновенно скопированы в церковных зданиях меньшего размера. [14]

Почти все из 5000 церквей, приписываемых Александру III, финансировались за счет общественных пожертвований. 100% государственное финансирование было зарезервировано для нескольких дворцовых церквей, непосредственно обслуживающих царскую семью. «Военные» церкви, построенные на военных и военно-морских базах, финансировались совместно государством, офицерами и за счет народных пожертвований среди гражданского населения. Например, византийская церковь 13-го пехотного полка в Манглиси (Грузия), рассчитанная на 900 молящихся, обошлась в 32 360 рублей, из которых только 10 000 были предоставлены государственной казной. [15]

Предпочтение русскому возрождению не означало отвращение к византийской архитектуре. Александр продемонстрировал явное отвращение к барокко и неоклассицизму XVIII века , которые он презирал как символы петровского абсолютизма ; Византийская архитектура была приемлемой «средней дорогой». [16] Архитекторы византийского стиля предыдущего правления сформировали многочисленную школу с лояльными клиентами, в том числе высшим духовенством. Парадоксально, но византийская школа была сосредоточена в Институте инженеров-строителей , который также предоставил заведующим кафедрой Николаю Султанову , неформальному лидеру русского возрождения и советнику Александра III. [17] [18] Выпускник Султанова Василий Косяков прославился благодаря византийским церквям в Санкт-Петербурге (1888–1898) и Астрахани (спроектирован в 1888 году, построен в 1895–1904 годах), но столь же успешен и в проектах русского возрождения ( Либавский Морской собор , 1900 г.) . –1903). Две школы сосуществовали в нормальной рабочей атмосфере, по крайней мере, в Санкт-Петербурге.

Неовизантийская архитектура правления Александра III доминировала в трех географических нишах. Это был стиль выбора православного духовенства и военных губернаторов в Конгрессе Польши и Литвы (соборы в Каунасе , Кельце , Лодзи , Вильнюсе ); в южных областях ( Харьков , Новочеркасск , Ростов-на-Дону , Самара , Саратов и многочисленные поселения Казачьего Войска ); и на Урале ( от Перми до Оренбурга ); [19] в 1891 году список расширился за счет сибирских городов, расположенных вдоль зарождающейся Транссибирской магистрали .

Церковь Святого Архангела Михаила в Каунасе построена в римско-византийском стиле.

Западные и южные провинции реализовывали крупные византийские проекты, разработанные выпускниками Института инженеров-строителей. В провинциальной архитектуре часто доминировал один местный архитектор ( Александр Бернардацци в Бессарабии , Александр Ященко на юге России, Александр Турчевич в Перми ), что объясняет региональные «скопления» внешне похожих церквей. Архитекторы обычно следовали стандарту, установленному Кузьминым и Гриммом, или классической пятикупольной планировке, за некоторыми заметными исключениями. Харьковский собор (1888–1901) был рассчитан на 4000 молящихся и по высоте равнялся колокольне Ивана Великого в Кремле. [20] Собор Ковенской крепости (1891–1895, 2000 богомольцев), вопреки византийскому канону, был украшен коринфскими колоннами , породившими «римско-византийский» стиль.

Безразличие Александра к византийской архитектуре фактически увеличило ее привлекательность для частных клиентов: стиль больше не был предназначен только для церкви. Элементы византийского искусства (ряды арок, двухцветная полосатая кладка) были обычным украшением кирпичных заводов и жилых домов. Они легко сочетались с романскими или мавританскими традициями возрождения, как в Тбилисской опере , спроектированной Виктором Шрётером . Византийско-русская эклектика стала предпочтительным выбором для городских и частных богадельн Москвы. Начало этому направлению положила церковь Александра Обера богадельни Рукавишникова (1879 г.), а кульминацией стала сохранившаяся богадельня Боева в Сокольниках (Александр Обер, 1890-е гг.). Московское духовенство, напротив, не заказало ни одной византийской церкви в период с 1876 (церковь Казанской иконы у Калужских ворот) по 1898 год (Богоявленский собор в Дорогомилове ). [21]

Царствование Николая II

[ редактировать ]
Боевская богадельня в Сокольниках , Москва, построенная вскоре после вознесения Николая II. Шатровые крыши боковых башен заимствованы из современного русского возрожденческого инструментария.

Личные вкусы последнего императора были мозаичными: он пропагандировал русское искусство 17-го века в дизайне интерьеров и костюмах, но при этом выказывал отвращение к архитектуре русского возрождения. Николай или его министерство двора не продемонстрировали стойкого предпочтения какому-либо стилю; его последняя частная комиссия, Нижняя дача в Петергофе , [22] был византийским проектом, последовавшим за рядом зданий в стиле неоклассицизма . Финансируемое государством строительство было в значительной степени децентрализовано и управлялось отдельными государственными деятелями, преследовавшими свои собственные цели. В течение короткого периода, предшествовавшего катастрофической русско-японской войне , византийский стиль, очевидно, стал выбором государства, по крайней мере, Имперского флота , который спонсировал громкие строительные проекты на столичных и зарубежных базах. [23]

Архитектура последних двадцати лет Российской империи ознаменовалась быстрой сменой модерна и неоклассического возрождения . Эти стили доминировали на рынке частного строительства, но не смогли занять прочную нишу в официальных проектах православной церкви. Однако идеи модерна постепенно проникли в традиционную византийскую архитектуру. Его влияние было очевидно в убранстве традиционных византийских церквей ( Морской собор в Кронштадте ). Представители школ модерна ( Федор Шехтель , Сергей Соловьев ) и неоклассицизма ( Владимир Адамович ) создавали свои варианты византийского стиля — либо высокодекоративные (церковь Шехтеля в Иваново), либо, наоборот, «обтекаемые» ( церковь Соловьева в Кунцево). ). Со временем «северная» разновидность модерна ( Илья Бондаренко ) стала стилем легализованного старообрядчества .

Собор Александра Невского в Новосибирске.

Фрагментация стиля в небольших проектах развивалась параллельно с четырьмя очень большими, консервативно оформленными неовизантийскими соборами: Морским собором в Кронштадте , соборами в Царицыне , Поти (современная Грузия ) и Софии (Болгария) . Три из них (Кронштадт, Поти, София) были явной данью уважения собору Святой Софии ; их авторы, очевидно, отвергли «золотое правило» однокупольных конструкций, установленное в предыдущие десятилетия. [24] Точные причины этого изменения стиля неизвестны; в случае с Кронштадтским собором это можно объяснить прямым вмешательством адмирала Макарова . [25]

Собор Поти, спроектированный Александром Зеленко и Робертом Марфельдом , был необычным, поскольку был первым крупным церковным проектом, построенным из железобетона . Конструктивно он был завершен за один строительный сезон (1906–1907 гг.); Весь проект занял менее двух лет (ноябрь 1905 г. - июль 1907 г.), что является абсолютным рекордом для того периода. [26] Кронштадтский собор, в котором также использовался бетон, был структурно завершен за четыре строительных сезона (1903–1907 гг.) Из-за задержек, вызванных русской революцией 1905 года . Другие проекты не преуспели; Дорогомиловский собор в Москве (1898–1910 гг.), спроектированный как второй по величине в городе, страдал от нехватки денег и в конце концов был освящен в неполном, урезанном виде. [27]

Эмиграция

[ редактировать ]

Русская ветвь византийской архитектуры была прекращена революцией 1917 года, но неожиданно обрела загробную жизнь в Югославии благодаря личной поддержке короля Александра Караджорджевича . Александр спонсировал проекты византийских церквей архитекторов-эмигрантов в Белграде , Лазареваце , Пожеге и других городах. Сербия и Черногория стали новым домом для более тысячи строителей и специалистов из России. [28] Иммиграция русских в Югославию, оцениваемая в 40–70 тысяч человек, была встречена правительством как быстрая замена профессионалов, погибших в Первой мировой войне. [29] Только Василию Андросову приписывают 50 византийских церквей, построенных в межвоенный период. [30] Русские художники создали интерьеры Введенского монастыря и исторической Ружицкой церкви . [31]

Русская диаспора в Харбине построила два межвоенных византийских собора. Более крупный Благовещенский собор, спроектированный и построенный Борисом Тустановским в 1930–1941 годах, был разрушен во время Культурной революции . [32] Она была известна как одна из немногих крупных русских православных базилик . Меньшая, сохранившаяся до сих пор Покровская церковь, однокупольное сооружение, спроектированное в 1905 году Юрием Ждановым, была построена за один сезон в 1922 году. С 1984 года она является единственным православным храмом в Харбине. [33]

Стиль определен

[ редактировать ]
Церковь Богородицы Оранс ( Знаменная Богоматерь ) в Вильнюсе (1899–1903) демонстрирует типичные черты развитой русско-византийской архитектуры: открытая двухцветная полосатая кладка; четыре симметричные апсиды , плотно слитые с главным куполом, образующие высокий треугольный контур; аркады , переходящие в купола; и сравнительно небольшая колокольня, явно подчиненная главному куполу.

Подробности

[ редактировать ]

Византийскую архитектуру возрождения, в отличие от современных стилей возрождения, можно было легко узнать по жесткому набору декоративных инструментов. Некоторые примеры стиля отклонялись от кавказского, неоклассического и романского стиля , но все они следовали основным правилам дизайна куполов и аркад средневекового Константинополя:

  • Полусферические купола. Византийские церкви всегда были увенчаны простыми полусферическими куполами. Иногда, как в церкви Богородицы Оранс ( Богоматерь Знамения ) в Вильнюсе , они имели небольшую криволинейную заостренную вершину у основания креста, в противном случае крест устанавливался прямо на уплощенной вершине купола. Луковичные купола и шатровые крыши народной русской архитектуры были исключены; они оставались эксклюзивными элементами архитектуры русского возрождения, спонсируемой Александром III, и были значительно тяжелее и дороже, чем купола того же диаметра. [34]
  • Смешение арок и куполов. Наиболее заметной особенностью византийских церквей является отсутствие формального карниза между куполом и его опорой. Вместо этого несущая аркада непосредственно переходит в купольную крышу; жестяная кровля плавно обтекает арки. Арки были спроектированы так, чтобы обеспечить максимальную инсоляцию через широкие оконные проемы. Некоторые проекты ( Севастопольский собор , 1862–1888, Ливадийская церковь, 1872–1876) также имели деревянные оконные ставни с круглыми вырезами, как это было в средневековой Византии. В XX веке этот узор был воспроизведен в камне ( Кунцевская церковь, 1911 г.), что фактически снизило инсоляцию.
  • Открытая кладка . Неоклассический канон, установленный Александром I, требовал, чтобы каменные поверхности были отделаны штукатуркой заподлицо . Византийские и русские архитекторы эпохи Возрождения радикально отошли от этого правила; вместо этого они полагались на обнажение внешней кирпичной кладки. Хотя открытая кирпичная кладка доминировала на сцене, она не была универсальной; внешняя лепнина продолжала использоваться, особенно в первое десятилетие правления Александра II.
  • Двухцветная полосатая кладка . Русские архитекторы заимствовали византийскую традицию украшать плоские поверхности стен узорами в горизонтальную полосу. Обычно широкие полосы темно-красной основной кладки чередовались с узкими полосами желтого или серого кирпича, слегка вдвинутыми в стену. Реверс (темно-красные полосы на сером фоне) встречался редко и обычно ассоциировался с грузинскими церквями, построенными в период Николая II. Важность цветового рисунка возрастала с размером здания: он был почти универсален в больших соборах, но не нужен в небольших приходских церквях.

Планы и пропорции церкви

[ редактировать ]

Согласно исследованиям Никодима Кондакова 1870-х годов , в архитектуре Византийской империи использовались три различных планировки церквей:

Крупные неовизантийские соборы, возведенные в России, имели либо однокупольную, либо пятикупольную планировку. Однокупольный план был стандартизирован Давидом Гриммом и Василием Косяковым и использовался по всей Империи с минимальными изменениями. Пятикупольная архитектура продемонстрировала большее разнообразие, поскольку архитекторы экспериментировали с пропорциями и расположением боковых куполов:

Пропорции пятикупольных соборов
Санкт-Петербург , 1908–1915 гг. Tomsk , 1909–1911 Новочеркасск , 1891–1905 гг. Харьков , 1888–1901 гг.

Меньшие церкви почти всегда следовали однокупольному плану. В некоторых случаях (например, в церкви Святого Георгия в Ардоне , 1885–1901 гг.) очень маленькие боковые купола были механически добавлены к основному однокупольному плану этажа. Церкви-базилики возникли в последнее десятилетие существования Империи; все примеры были небольшими приходскими церквями, такими как часовня Кутузовской избы в Москве.

Проблема с колокольней

[ редактировать ]

Неоклассический канон требовал, чтобы колокольня была существенно выше главного купола. Стройная высокая колокольня идеально уравновешивала относительно плоскую основную конструкцию. Еще в 1830-х годах Константин Тон и его последователи столкнулись с «проблемой колокольни»: компактные вертикальные формы русско-византийских соборов Тона плохо сочетались с традиционными колокольнями. Решением Тона было убрать колокольню вообще, установив колокола на небольшой отдельно стоящей звоннице ( Храм Христа Спасителя ), либо интегрировав звонницу в основное сооружение ( Елецкий собор). Та же проблема сохранялась и в неовизантийских проектах, по крайней мере, в традиционных высотных сооружениях, вдохновленных Тбилисским собором братьев Гримм. Сам Гримм поместил колокола в отдельно стоящую, относительно невысокую башню, расположенную далеко за собором. Однако духовенство явно предпочитало цельные колокольни; отдельные колокольни оставались редкостью.

Эрнест Гиберт , автор самарского собора (1867–1894), напротив, установил прямо над главным порталом массивную высокую колокольню. Жибер намеренно разместил колокольню необычно близко к главному куполу, так что под большинством углов обзора они сливались в единую вертикальную форму. Эта планировка была одобрена духовенством, но подверглась резкой критике со стороны современных архитекторов, таких как Антоний Томишко (архитектор тюрьмы «Кресты» и ее византийской церкви Александра Невского). Он воспроизводился в Ташкенте (1867–1887), Лодзи (1881–1884), Валаамском монастыре (1887–1896), Харькове (1888–1901), Саратове (1899) и других городах и монастырях. Однако большинство византийских построек располагалось по срединному пути: над порталом устанавливалась и колокольня, но она была относительно невысокой (на уровне боковых куполов или апсид или даже ниже) и отстояла в сторону от главного купола ( Рижский собор , (1876–1884), Новочеркасский собор (1891–1904) и др.).

Наследие

[ редактировать ]

Разрушение

[ редактировать ]

Византийская архитектура, как и русское возрождение, имела меньше всего шансов пережить антирелигиозную кампанию 1920-х годов. Пик разрушений пришелся на 1930 год, и он был направлен против крупных соборов в центре города без видимой логики: харьковский собор Святого Николая был снесен «чтобы упростить трамвайные пути», а более крупный Благовещенский собор остался стоять. Большинство оставшихся церквей были закрыты, превращены в склады, кинотеатры или офисы и оставлены гнить без надлежащего обслуживания. Тем не менее, большинство византийских церквей пережили распад Советского Союза . В таблице ниже указаны все основные византийские соборы и крупные приходские церкви: [36] краткое текущее (2008 г.) состояние разрушений и сохранности:

Возрождение 1990–2000-х годов.

[ редактировать ]
Современная имитация византийского стиля в бетоне, Санкт-Петербург, 1998–2008 гг.

Византийский стиль остается редкостью в современной русской архитектуре. Были проекты, пытающиеся имитировать очертания и композицию типичных неовизантийских соборов из железобетона , минуя сложную кирпичную кладку исторических прототипов (например, церковь Сретения Иисуса в Санкт-Петербурге).

Реставрация исторических церквей пока имеет неоднозначный успех. Существует по крайней мере один пример византийского дизайна ( «Городская» церковь Казанской иконы в Иркутске ), «восстановленного» для имитации русского возрождения путем добавления шатровых крыш. В то время как основные соборы были восстановлены, церкви в обезлюдевших сельских поселениях или на военных базах (например, церковь Богоматери Милосердной в Санкт-Петербурге) остаются в ветхом состоянии.

См. также

[ редактировать ]
  • (in Russian) Savelyev, Yu. R. Vizantiysky stil v architecture Rossii (Савельев, Ю. Р. Византийский стиль в архитектуре России. - СПБ., 2005) Saint Petersburg, 2005. ISBN   5-87417-207-6
  • (на русском языке) Савельев, Ю. Р. Искусство истории и государственный заказ (Савельев Ю. Р. Искусство истории и государственный заказ. - М., 2008) Москва, 2008. ISBN   978-5-903060-60-3
  • (in Russian) Kaminsky, A. S. (editor) Khudozhestvenny sbornik russkih arhitektorov i inzhenerov (Художественный сборник русских архитекторов и инженеров), 1890–1893, electronic reissue by Russian Public History Library (Moscow), 2002–2004
  • (in Russian) Naschokina, M. V. Architektory moskovskogo moderna. (Нащокина М. В. Архитекторы московского модерна. – М.: Жираф, 2005) Moscow, 2005. ISBN   5-89832-043-1
  • (на английском языке) Ричард С. Вортман. Сценарии власти. Издательство Принстонского университета, 2000. ISBN   978-0-691-02947-4

Примечания

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Печёнкин И. Е. РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ // Большая российская энциклопедия . Том 29. Москва, 2015, стр. 76
  2. ^ Savelyev, 2005 p.269
  3. ^ Savelyev, 2005 p.28
  4. ^ Savelyev, 2008 p.39
  5. ^ Savelyev, 2005 p.31
  6. ^ Savelyev, 2005 p.33
  7. в церковь попала прямая бомба Во время Второй мировой войны , и ее окончательно снесли в 1959 году.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Savelyev, 2005 p.44
  9. ^ Savelyev, 2005 p.36
  10. ^ Savelyev, 2005 p.37
  11. ^ Savelyev, 2005, p.40
  12. ^ Savelyev, 2008, p.167
  13. ^ Savelyev, 2008 p. 82 cites an article in Nedelya stroitelya , 1894 N. 37
  14. ^ Вортман, стр.245-246.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б (на русском языке) Историческая справка 13-го стрелкового полка.
  16. ^ Savelyev, 2008 p. 85
  17. ^ Savelyev, 2008 p. 87-98
  18. Султанов занял должность директора института после смерти Александра.
  19. ^ Savelyev, 2008 p. 118
  20. ^ Savelyev, 2005 p.111
  21. ^ Savelyev, 2008 p.183
  22. ^ Savelyev, p.240
  23. ^ Savelyev, 2008 p.215
  24. ^ Savelyev, 2005 p. 173
  25. ^ Savelyev, 2005 p.175
  26. ^ Savelyev, 2005 p.180
  27. ^ Savelyev, 2005 p.181
  28. ^ (in Russian) Zorits Savich. Moskovskie arhitektory v Serbii (Зорица Савич. Московские архитекторы в Сербии) architector.ru, November 8, 2005 Archived April 24, 2008, at the Wayback Machine
  29. ^ (на английском языке) Мария Вранич-Игнячевич. Русские беженцы в Белградском университете 1919-1945 гг. Всемирный библиотечный и информационный конгресс, Буэнос-Айрес, 2004 г., стр.2.
  30. ^ (на английском языке) Братислав Пантелич. Национализм и архитектура: создание национального стиля в сербской архитектуре и его политические последствия. Журнал Общества историков архитектуры, Vol. 56, № 1 (март 1997 г.), стр. 16-41.
  31. ^ (на английском языке) Официальный сайт города Белграда
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б (in Russian) pravoslavie.ru news, September 7, 2005
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б (на английском языке) Интервью с епископом Иоаннисом Ченом, Дорога в Эммаус, т. 4, № 2, 2003 г.
  34. ^ Savelyev, 2008, p.171-172
  35. ^ Savelyev, 2005, p.10-14
  36. ^ Таблица основана преимущественно на Савельеве, с.255-269 ; в него не входят часовни, домовые церкви, внутренние проекты и здания, расположенные за пределами исторической Российской империи.
  37. ^ (на русском языке) Официальный сайт Осетинской епархии. Архивировано 17 января 2009 г. в Wayback Machine.
  38. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Savelyev, 2005, p.262
  39. Перейти обратно: Перейти обратно: а б (in Russian) M. A. Yusupova. Hristianskoe zodchestvo Ferganskoy doliny (Христианское зодчество Ферганской долины) Archived 2008-09-04 at the Wayback Machine
  40. ^ Каминский, 1890 г.
  41. ^ Первоначальная церковь 18-го века была разрушена пожаром 1879 года и перестроена в сочетании неовизантийского и русского возрождения (т.е. византийский купол, слитый с аркадой, был увенчан небольшим луковичным куполом).
  42. ^ (in Russian) Kryuchkova, T. A. Irkutskaya Blagoveschenskaya cerkov . (Крючкова Т.А. Иркутская Благовещенская церковь. – 1999. № 5) Taltsy magazine, 1999 N. 5
  43. Нащокина, стр.469, датирует дизайн 1897-1898 гг . Шехтель, занятой в Москве, не внимательно следил за ивановским проектом.
  44. ^ (на русском языке) Каталог Sobory.ru. Архивировано 8 мая 2015 г. на Wayback Machine.
  45. ^ (на русском языке) Каталог Sobory.ru. Архивировано 16 июля 2011 г. на Wayback Machine.
  46. ^ (на русском языке) Официальный сайт Екатерининского собора.
  47. ^ (на русском языке) Официальный сайт Краснодарской епархии.
  48. ^ (на русском языке) Каталог Sobory.ru. Архивировано 10 сентября 2012 г. на Wayback Machine.
  49. Перейти обратно: Перейти обратно: а б (в Russian) Ludmila Shiryaeva. Грамма династии Романовых в Крыму. [ постоянная мертвая ссылка ]
  50. ^ (на русском языке) Каталог русских церквей.
  51. ^ (на украинском языке) Официальный сайт Львовской епархии. История храма Святого Георгия
  52. Обратите внимание, что Львов в то время находился в Австро-Венгрии . Строительство церкви Святого Георгия было местной инициативой, не связанной напрямую со строительством церкви, спонсируемым государством в соседней Польше Конгресса .
  53. ^ (на русском языке) Сайт города Лысьва .
  54. ^ (на русском языке) Каталог Sobory.ru. Архивировано 4 марта 2016 г. на Wayback Machine.
  55. Перейти обратно: Перейти обратно: а б (на русском языке) Официальный сайт Калужской епархии. Архивировано 12 июля 2007 г., archive.today .
  56. ^ (на русском языке) Официальный сайт Московского Патриархата. Архивировано 19 мая 2011 г. в Wayback Machine.
  57. ^ (на русском языке) Каталог Sobory.ru. Архивировано 13 сентября 2012 г. на Wayback Machine.
  58. ^ (на русском языке) Официальный сайт Русской Православной Церкви в Эстонии.
  59. ^ (на русском языке) Каталог Sobory.ru. Архивировано 15 сентября 2012 г. на Wayback Machine.
  60. ^ (на русском языке) Официальный сайт Нижегородской епархии.
  61. Перейти обратно: Перейти обратно: а б (на русском языке) Казачьи церкви в Осетии
  62. ^ (на русском языке) Официальный сайт Осетинской епархии. Архивировано 18 января 2009 г. в Wayback Machine.
  63. ^ (на русском языке) Официальный сайт Новосибирской епархии.
  64. ^ (in Russian) Gleb Desyatkov. Kazansky Kafedralny Sobor. (Глеб Десятков. Казанский кафедральный собор) [ постоянная мертвая ссылка ]
  65. ^ (на русском языке) Неофициальный сайт Вознесенской церкви.
  66. Нащокина, стр. 209, датирует участие Зеленко 1904-1905 годами. Его первоначальный дизайн был усовершенствован только Марфельдом.
  67. ^ (на русском языке) История церкви .
  68. ^ (на русском языке) Каталог Sobory.ru. Архивировано 16 сентября 2012 г. на Wayback Machine.
  69. ^ (на русском языке) Энциклопедия Санкт-Петербурга. Архивировано 27 ноября 2011 г. в Wayback Machine.
  70. ^ (на английском языке) Sedmitza.ru, 6 июля 2004 г. [ мертвая ссылка ]
  71. ^ (на русском языке) Энциклопедия Санкт-Петербурга. Архивировано 27 ноября 2011 г. в Wayback Machine.
  72. ^ (на русском языке) Официальный сайт Новодевичьего Воскресенского женского монастыря. Архивировано 3 января 2009 г. на Wayback Machine.
  73. ^ (на русском языке) Официальный сайт Саратовской епархии. Архивировано 22 июля 2011 г. в Wayback Machine.
  74. ^ (на русском языке) Официальный сайт Серповой церкви .
  75. Собор был заложен перед Крымской войной по Константина Тона проекту . После войны от проекта Тона отказались, проект отдали Авдееву.
  76. ^ (на русском языке) Официальный сайт Старооскольского деканата. Архивировано 15 февраля 2009 г. на Wayback Machine.
  77. Перейти обратно: Перейти обратно: а б (на русском языке) Каталог Sobory.ru. Архивировано 18 сентября 2012 г. в Wayback Machine.
  78. ^ (на русском языке) Каталог Sobory.ru. Архивировано 18 сентября 2012 г. на Wayback Machine.
  79. ^ (на русском языке) Официальный сайт Осетинской епархии. Архивировано 18 января 2009 г. в Wayback Machine.
  80. ^ (на русском языке) Официальный сайт Литовской епархии. Архивировано 8 ноября 2007 г. в Wayback Machine.
  81. ^ (на русском языке) Официальный сайт Томской епархии.
  82. ^ (на русском языке) История Верхотутского монастыря. Архивировано 28 июня 2007 г. в Wayback Machine.
  83. ^ (на русском языке) История собора. Архивировано 29 мая 2008 г. в Wayback Machine.
  84. ^ (на русском языке) Каталог русских церквей.
  85. ^ (на русском языке) Официальный сайт Литовской епархии. [ мертвая ссылка ]
  86. ^ (на русском языке) Официальный сайт Литовской епархии. [ мертвая ссылка ]
  87. ^ (на русском языке) Официальный сайт Екатеринбургской епархии. [ постоянная мертвая ссылка ]
  88. ^ (на русском языке) Официальный сайт Уфимской епархии.
  89. ^ (на русском языке) Официальный сайт Ново-Тихвинского женского монастыря. Архивировано 12 мая 2018 г. в Wayback Machine.
  90. ^ (на русском языке) Каталог Sobory.ru. Архивировано 19 сентября 2012 г. на Wayback Machine.
  91. ^ (in Russian) Svyato-Ilyinskaya cerkov prazdnuet 90-letniy jubiley
  92. ^ (на русском языке) Православие в Китае
  93. ^ Savelyev, p.189
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 11a02a44c7a13d8198281a1c6f875d23__1719937260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/11/23/11a02a44c7a13d8198281a1c6f875d23.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Neo-Byzantine architecture in the Russian Empire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)