Alexander Pomerantsev
Alexander Pomerantsev | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 11 ноября 1849 г. |
Умер | 27 октября 1918 г. | ( 68 лет
Национальность | Русский |
Образование | Член Академии художеств (1887). Профессор по званию (1892 г.) Действительный член Академии художеств (1893 г.) |
Альма-матер | Московское училище живописи, ваяния и зодчества Императорская Академия художеств (1877 г.) |
Работодатель | Собственная практика |
Известный | Архитектура |
Заметная работа | Собор Александра Невского (София) , Собор Александра Невского, Москва , Мосты и станции МКАД. |
Награды | ![]() |
Александр Никанорович Померанцев ( русский : Александр Никанорович Померанцев ; 11 ноября 1849 — 27 октября 1918) — российский архитектор и педагог, ответственный за некоторые из самых амбициозных архитектурных проектов, реализованных в Императорской России и Болгарии на рубеже 20-го века. Опытный эклектик , Померанцев практиковал стили модерн , византийский стиль , русское возрождение и сотрудничал с ведущими инженерами-строителями своего времени в создании новых типов коммерческих зданий .
Обучение и начало карьеры
[ редактировать ]Померанцев родился в Москве и окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1874 году. Продолжил образование в Императорской Академии художеств (1874–78), выиграв стипендию Академии на пятилетнюю учебную поездку по Италии . Франция и Швейцария (1878–1883). В 1887 г. ему было присвоено звание академика архитектуры за исследование Палатинской капеллы (1887 г., переработанное издание 1911 г.).
Первые здания Померанцева были построены в Ростове-на-Дону ; Кварталная гостиница «Московская» , Ростовская ратуша и дом Генч-Оглуева (1883) были в то время крупнейшими сооружениями города. Эти здания следовали европейской эклектической традиции. [ 1 ]
Верхние торговые ряды
[ редактировать ]В 1889 году Померанцев выиграл открытый конкурс. [ 2 ] спроектировать Верхние торговые ряды Москвы (ныне ГУМ ) на Красной площади , свой первый крупный и, пожалуй, самый заметный его проект. Это был «поворотный момент в истории русской архитектуры не только потому, что он представлял собой апогей поиска национального стиля, но и потому, что требовал передовых функциональных технологий, примененных в беспрецедентных масштабах в русской гражданской архитектуре». [ 2 ] Померанцев обеспечил общий план и архитектурный проект, Владимир Шухов – конструктивный проект . По словам Уильяма Крафта Брумфилда , «то, что огромные Верхние торговые ряды функционировали, пусть и несовершенно, является данью как проекту Шухова, так и техническому мастерству русской архитектуры конца века. Использование железобетона для внутренних стен и своды устранили необходимость в толстых каменных опорных стенах и обеспечили пространство для передвижения и освещения. Для обслуживания существовала сеть подвальных коридоров, под которыми находился подвал с отопительными котлами и электростанциями. элемент профессиональной архитектуры, от образовательных учреждений до системы открытого конкурса, внес свой вклад в проект». [ 3 ] Критики отметили разъединение функциональной бетонной и стальной конструкции и продуманный стиль русского возрождения , на который было потрачено 40 миллионов кирпичей. [ 4 ] Шухова В то время как галереи верхних этажей выигрывали от мансардных окон , нижний этаж страдал от недостаточной вентиляции, и в результате спрос на торговые площади в здании не оправдал ожиданий. [ 4 ] [ 5 ]
Выставка 1896 г.
[ редактировать ]В 1895 году Померанцев был назначен главным архитектором Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде , события, провозглашенного путеводной звездой наступающего 20 века. Генеральный план и основные павильоны выставки принадлежат лично Померанцеву. [ 6 ] В большинстве павильонов использовались новые стальные каркасные несущие конструкции, спроектированные Шуховым; они «представляли собой самое передовое использование металлокаркасной конструкции для своего времени и, возможно, первое использование металлической мембранной кровли ». [ 7 ] ( Шуховская Ротонда ). Померанцева Павильон искусств был основан на традиционной структуре, но стилистически предшествовал Шарля Жиро ( Пти-Пале 1900) и считается предшественником зарождающегося русского модерна . [ 8 ] Когда павильон в конце концов снесли, его каркас и отделку повторно использовали для театра «Народный дом» в Санкт-Петербурге . [ 1 ]
-
Верхние торговые ряды (начало 1900-х гг.)
-
Угрешская станция, Москва.
-
Исторический музей, Кырджали
Московская кольцевая железная дорога
[ редактировать ]Около 1900 года Померанцев присоединился к коллективу инженеров и архитекторов ( Пётр Рашевский , Лавр Проскуряков , Николай Марковников ) Московской Малой кольцевой железной дороги — 54-километровой кольцевой грузовой линии вокруг города. Померанцев осуществил архитектурное проектирование 20 станций Кольца, служебных домов, складов, депо и водонапорных башен , а также двух мостов Проскурякова (ныне снесенных, см. Андреевский мост и Краснолужский мост ). Регулярное движение по Кольцу началось в июле 1908 года. [ 8 ] В проектах станций Померанцева смешались мотивы Венского сецессиона , викторианской готики и традиционной эклектики, склоняющейся к неоклассицизму, но при этом они были явно стилизованы как единый ансамбль. Все они были построены из незавершенного красного кирпича с белыми декоративными вставками в соответствии с промышленной архитектурой того периода. [ 9 ]
Соборы
[ редактировать ]Померанцев проиграл конкурс 1893–1894 годов на строительство собора Александра Невского в Варшаве Леону Бенуа ; оба архитектора подали предложения о русском возрождении , однако Померанцев склонялся к церквям эпохи Александра II из «красного кирпича» , покрытым орнаментальными клише и увенчанным куполом в стиле Тона ; проект Бенуа был изысканным намеком на архитектуру Владимирской Руси . [ 10 ] В 1907—1911 годах Померанцев спроектировал новое здание Московского вокзала , сохранив первоначальный фасад Тона; проект не был реализован. [ 11 ]
В 1898 году Померанцев спроектировал собор Александра Невского в Софии . Неовизантийский собор, рассчитанный на 5000 верующих. [ 12 ] был построен в память о русских погибших в войне 1877–1878 годов . Работы начались в 1882 году, хотя большая часть сооружения была фактически построена в 1904–1912 годах.
Последней крупной работой Померанцева была также церковь, посвященная святому Александру Невскому (его собственному покровителю ). Это был собор Александра Невского на отдаленной Миусской площади Москвы. Большой 17-купольный храм Русского Возрождения был задуман в 1900 году Померанцевым и Виктором Васнецовым в ознаменование пятидесятилетия Освободительной реформы 1861 года . Сам Померанцев внес финансовый вклад в строительство, которое затянулось с 1910 года до Февральской революции . [ 9 ] В 1934 году Аркадий Мордвинов и Алексей Душкин предложили переоборудовать недостроенный собор в Дома радио высотку ; [ 13 ] план так и не был реализован, и ветхий бетонный корпус был снесен в 1952 году.
Педагог
[ редактировать ]Померанцев поступил на факультет Академии в 1888 году; в 1893 г. он был избран действительным членом Академии. Померанцев возглавлял отделение ее Художественного училища с 1893 года и недолгое время возглавлял саму Академию в 1899-1900 годах. С 1899 года Померанцев также занимал должность приглашенного профессора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества . [ 6 ]
В 1893 году Академия реформировала свою архитектурную школу, создав три параллельные аспирантские мастерские, и назначила Леона Бенуа , Померанцева и Антония Томишко (после смерти Томишко в 1900 году его место отошло Михаилу Преображенскому . [ 14 ] Первый выпуск по новым правилам (1896 г.) не пришёлся Померанцеву на пользу; только один из его учеников преодолел планку по сравнению с десятью у Бенуа и десятью у Томишко. Хотя Померанцев был старшим из трех профессоров, Бенуа пользовался явно большей популярностью среди студентов, и в его мастерской регулярно было больше постоянных учеников, чем в мастерской Померанцева (1902: 27 против 14, 1903: 22 против 9 и т. д.). [ 15 ] Среди его самых известных выпускников были Иван Рыльский , Александр Таманян и Сергей Серафимов . [ 16 ]
СМИ, связанные с Александром Померанцевым, на Викискладе?
Ссылки и примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Нащокина, с. 384
- ^ Jump up to: а б Брумфилд, с. 20
- ^ Брумфилд, стр. 26, 28.
- ^ Jump up to: а б Брумфилд, с. 28
- ^ Брумфилд, с. 20, отмечается, что здание было спроектировано для размещения от 1000 до 1200 розничных и оптовых магазинов.
- ^ Jump up to: а б Нащокина, с. 379
- ^ Брумфилд, с. 25
- ^ Jump up to: а б Нащокина, с. 381
- ^ Jump up to: а б Нащокина, с. 383
- ^ Лисовский, с. 137-138
- ^ Лисовский, с. 267
- ^ Боусфилд и др., с. 92
- ^ Алексей Душкин и Аркадий Мордвинов (1934). «Проект Дома радио на Миусской площади» . Соварч.ру . Проверено 31 мая 2008 г.
- ^ Лисовский, с. 293
- ^ Лисовский, с. 306
- ^ Лисовский, с. 334
Ссылки
[ редактировать ]- Баусфилд, Джонатан; и др. (2002). Болгария . Грубые гиды. ISBN 978-1-85828-882-6 .
- Брумфилд, Уильям Крафт (1991). Истоки модернизма в русской архитектуре . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-06929-3 .
- Livosvsky, Vladimir (2006). Leonty Benua i peterburgskaya shkola ("Леонтий Бенуа и петербургская школа художников-архитекторов") (in Russian). Saint Petersburg: Kolo. ISBN 978-5-901841-44-0 .
- Naschokina, Maria (2005). Arhitektory moskovskogo moderna ("Архитекторы московского модерна") (in Russian). Moscow: Giraffe. ISBN 5-89832-043-1 .
- Pechenkin, Ilya Ye. (2015). "Зодчий Российской империи". Московское наследие . No. 38. Moscow: Department for Cultural Heritage. pp. 80–89.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Александр Померанцев на Российской академии художеств официальном сайте (на русском языке)
- Члены Императорской Академии Художеств
- Академический состав Императорской Академии Художеств
- Действительные члены Императорской Академии Художеств.
- Выпускники Императорской Академии Художеств
- Награжден большой золотой медалью Академии художеств.
- Русские архитекторы
- 1849 рождений
- 1918 смертей
- Архитекторы в стиле модерн
- Выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества