Архитектура Киевской Руси.

Архитектура Киевской Руси происходит из средневекового государства Киевская Русь, которое включало в себя части современной Украины , России и Белоруссии , и было сосредоточено в Киеве и Новгороде . Его архитектура представляет собой самый ранний период русской и украинской архитектуры, использующий основы византийской культуры, но с большим использованием инноваций и архитектурных особенностей. Большинство останков представляют собой русские православные церкви или части ворот и укреплений городов.
После распада Киевской Руси и монгольского нашествия княжествах в первой половине XIII века архитектурная традиция продолжилась в Новгородском , Владимиро-Суздальском , Галицко-Волынском и в конечном итоге оказала прямое влияние на русские , украинские и белорусские княжества. архитектура. дохристианского зодчества славянского Древнерусская архитектура церквей берет начало от свое .
Церковная архитектура
[ редактировать ]
Великие церкви Киевской Руси, построенные после принятия христианства в 988 году, были первыми образцами монументальной архитектуры на восточнославянских землях. Архитектурный стиль Киевского государства, быстро утвердившийся, находился под сильным влиянием византийской архитектуры . Ранние восточные православные церкви были в основном деревянными, а простейшая форма церкви стала известна как келейная церковь . Крупные соборы часто имели множество небольших куполов, что побудило некоторых искусствоведов рассматривать это как показатель того, как должны были выглядеть языческие славянские храмы. X века Десятинная церковь в Киеве была первым культовым сооружением, построенным из камня. Самые ранние киевские церкви были построены и украшены фресками и мозаикой византийскими мастерами.
Еще одним прекрасным примером ранней церкви Киевской Руси был тринадцатиглавый Софийский собор в Киеве (1037–1054 гг.), построенный Ярославом Мудрым . Большая часть его внешнего вида со временем изменилась, расширилась по всей территории и в конечном итоге приобрела 25 куполов.
Софийский собор в Новгороде (1045–1050 гг.), [ нужна ссылка ] с другой стороны, выразил новый стиль, оказавший сильное влияние на русскую церковную архитектуру. Его строгие толстые стены, маленькие узкие окна и шлемовидные купола имеют много общего с романской архитектурой Западной Европы.
Еще больший отход от византийских моделей очевиден в последующих соборах Новгорода: Никольском (1113 г.), Антониновском (1117–1119 гг.) и Георгиевском (1119 г.). Наряду с соборами обращает на себя внимание архитектура монастырей этого времени. XII–XIII вв. были периодом феодального разделения Киевской Руси на княжества, находившиеся в почти постоянной вражде, с умножением соборов в возникающих княжествах и дворов местных князей ( князей ).

К концу XII века раздел страны был окончательным, и новые центры власти переняли киевский стиль и приспособили его к своим традициям. В северном Владимиро-Суздальском княжестве поместные церкви строились из белого камня. Суздальский стиль еще называют «белокаменным зодчеством » . Первой белокаменной церковью стала Борисоглебская церковь по заказу Юрия Долгорукого , церковь-крепость в Кидекше под Суздалем, на предполагаемом месте пребывания князей Бориса и Глеба во время их паломничества в Киев. Белокаменные церкви представляют собой высшую точку зодчества домонгольской Руси. Важнейшие церкви Владимира — Успенский собор (построен в 1158–60, расширен в 1185–98, фрески 1408) и Дмитриевский собор (построен в 1194–97).
В западной части Галицко-Волынского королевства какое-то время строились церкви в традиционном киевском стиле, но со временем этот стиль начал смещаться в сторону среднеевропейской романской традиции. Белокаменная кладка галицкой школы зодчества, вероятно, послужила вдохновением для развития подобного стиля во Владимире-Суздале. [ 1 ]
прославленности этих сооружений еще большее впечатление на современников производили церкви Южной Руси, особенно Свирская церковь Смоленска При всей (1191–1194). Поскольку южные постройки были либо разрушены, либо перестроены, восстановление их первоначального вида стало источником разногласий между историками искусства. Самая запоминающаяся реконструкция — Пятницкая церковь (1196–99) в Чернигове (современный Чернигов, Украина) Петра Барановского .
Светская архитектура
[ редактировать ]Образцов светской (нерелигиозной) архитектуры в Киевской Руси было очень мало . Золотые ворота Владимира , несмотря на значительную реставрацию XVIII века, можно считать подлинным памятником домонгольского периода.
В Киеве , столице Украины , не сохранилось никаких светских памятников, кроме кусков стен и руин ворот. Золотые ворота Киева с годами были полностью разрушены, от них остались только руины. В 20 веке над руинами был возведен музей. Это близкое изображение ворот периода Киевской Руси, но не памятник того времени.
крепость Один из лучших примеров – Белгород-Киевская – до сих пор лежит под землей в ожидании масштабных раскопок. В 1940-х годах археолог Николай Воронин хорошо сохранившиеся остатки дворца Андрея Боголюбского обнаружил в Боголюбово , датируемые 1158–1165 годами.
Примеры
[ редактировать ]Примеры в Беларуси
[ редактировать ]-
Спасо-Преображенская церковь Евфросиниевого монастыря, Полоцк , 12 век
-
Коложская церковь , Гродно (1127 г.)
Примеры в России
[ редактировать ]-
Спасо-Преображенский монастырь в Муроме (1096 г.)
-
Свято-Никольский собор в Великом Новгороде (1113–1136 гг.)
-
Георгиевский собор Юрьева монастыря близ Великого Новгорода (1119 г.)
-
Кафоликон Антониева монастыря (1122 г.)
-
Часовня Перынь близ Великого Новгорода (1220-е гг.)
-
Собор Иоанна Предтечи (построен в 1199–1139 гг., первое упоминание в 1243 г.)
-
Церковь Петра и Павла в Смоленске (1146 г.)
-
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152 г.)
-
Кидекшская церковь (1152 г.)
-
Assumption Cathedral, Staraya Ladoga (1154–1159)
-
Остатки замка Боголюбова (слева) и храма Рождества Пресвятой Богородицы (справа) (1158 г.)
-
Золотые ворота во Владимире (1158–1164 гг.)
-
Церковь Михаила Архангела в Смоленске (1180–1197 гг.)
-
Успенский собор во Владимире (1186–1189).
-
Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197).
-
St. George's Church, Staraya Ladoga (1180–1200)
-
Собор Рождества Христова, Суздаль (1222–1225), фото Сергея Прокудина-Горского , 1912 г.
Примеры в Украине
[ редактировать ]-
Спасо-Преображенский собор в Чернигове , 11 век.
-
Собор Бориса и Глеба в Чернигове , ок. 1123
-
Пятницкая церковь в Чернигове , сильно реконструированная, XII–XIII вв.
-
Собор Василия Блаженного в Овруче , в значительной степени реконструированный, ок. 1190
-
St. Pantaleon Church в Шевченкове (вблизи Халыч ), 1194
-
Успенский собор во Владимире , сильно реконструированный, 1156–1160 гг.
См. также
[ редактировать ]- Список построек домонгольской Киевской Руси
- Украинская архитектура
- Список типов русских церквей
- Древнерусский орнамент
Ссылки
[ редактировать ]- Lyubimov, L.D. (1996). The Art of the Ancient Rus (Искусство Древней Руси) . Moscow .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
- ^ Могитыч, Иван (2000). Архитектура Галицкой земли княжеского периода [ Архитектура Галицкой земли княжского периода ] (на украинском языке). Том. 2. С. 202–221.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Справочник православной архитектуры России - фотогалерея церковной архитектуры (на русском языке)