Jump to content

русская церковная архитектура

(Перенаправлено из «Списка типов русских церквей »)
Толчковская церковь (1671–87) является представителем последнего этапа средневековой русской архитектуры. Он характеризуется сложным кирпичным узором и вертикальным подъемом 15 куполов.

Русские церкви часто имеют в своей архитектуре различные повторяющиеся элементы. является Например , луковица повторяющимся и важным элементом в архитектуре русских церквей. Часто русские церкви имеют и разноцветные филигранные орнаментальные элементы. цвет Кроме того, белый играет важную роль в стиле русских храмов. Раньше русские церкви были деревянными. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Многие русские православные церкви отличаются вертикальностью, яркими цветами и многочисленными куполами, которые создают разительный контраст с плоским русским пейзажем, часто покрытым снегом. Первые церкви в Киевской Руси , такие как 13-главый деревянный собор Святой Софии в Новгороде , отличались в этом отношении от своих преимущественно однокупольных византийских предшественников. Число куполов имело символическое значение. Один купол символизировал единого Бога; три представляли Троицу, а пять представляли Христа и четырех его евангелистов. [ 4 ] Сначала баптистерий , притвор и хоровая галерея над притвором были обычным явлением русских церквей, но постепенно они исчезли. После столетия византийских подражаний русские каменщики стали подчеркивать вертикальность конструкции церкви.

возникли так называемые башенные церкви В конце XII века в Полоцке и Смоленске ; этот дизайн позже распространился на другие области, такие как Киев и Чернигов . Визуальный переход между основным кубом церкви и вытянутым цилиндром под куполом обеспечивался одним или несколькими рядами изогнутых кокошников кокошников . Они могли быть лопатообразными, полукруглыми или заостренными. В более поздних московских церквях массивные ряды кокошников приобрели характерную пирамидальную форму. Царствование Ивана Грозного ознаменовалось введением так называемых шатровых крыш . Церкви, такие как собор Василия Блаженного, представляли собой скопление часовен, увенчанных крутыми коническими крышами причудливого дизайна.

архитекторы Владимиро-Суздальские перешли от кирпича к белому известняковому камню в качестве основного строительного материала, что обеспечило резко эффектные силуэты храма, но сделало церковное строительство очень дорогостоящим. Орнамент сочетал в себе мотивы отечественного столярного искусства, Востока, итальянского Возрождения и немецкой готики. Зодчие Новгорода и Пскова строили свои церкви из камня и необработанных блоков известняка. В результате стены северо-западных зданий имеют сильно текстурированные стены, словно вылепленные вручную из глины. Трилистник с остроконечными фронтонами был обычным явлением в поздней Новгородской республике . Церкви Пскова были крошечными и остроконечными; они построили закрытую галерею, ведущую к крыльцу и простой звоннице, или звоннице .

Доминирующей задачей позднесредневековой русской архитектуры было размещение звонницы . Первым решением проблемы было размещение колокольни над основным корпусом церкви. В 17 веке весьма распространены отдельно стоящие колокольни с шатровыми крышами; они часто соединены с церковью галереей или невысоким вытянутым притвором. Последняя конструкция известна как «корабельная конструкция», в которой носовой частью служит колокольня, возвышающаяся над крыльцом. Церкви в стиле московского барокко представляют собой многоярусную структуру традиционных русских бревенчатых церквей, «в которых пирамидальный силуэт восходит к ряду уменьшающихся октаэдров » (У. К. Брумфилд). Этот тип церкви известен как церковь « восьмиугольник на кубе ».

Эстетические и духовные соображения

[ редактировать ]
Редкая крышная церковь-бочка 1672 года.

Эстетика является центральным компонентом богослужений Русской Православной Церкви; нигде это не проявляется с большей очевидностью, чем при изучении архитектуры русских церквей и соборов. Службы организованы так, чтобы стимулировать пять чувств, а структура и планировка самих церквей регулируют чувственное восприятие верующих. Мистическая среда, создаваемая церковными службами, усиливается за счет регулирования света, движения, дыма и звука. Иконы, визуальные изображения святых фигур, являются наиболее древним и важным визуальным аспектом богослужения. Иконы разнообразно украшают пространство и становятся частью архитектуры православных храмов.

Старая русская летопись сообщает, что Владимир Великий (ок. 1000 г.) не мог решить, какую веру провозгласить своей и своего народа, пока его послы не сообщили из Константинополя, что они были свидетелями там великолепных служб: «Мы не знали, находимся ли мы в ни на небе, ни на земле, - восклицали они, - ибо на земле нет такого великолепия и такой красоты, и мы затрудняемся описать ее. Мы знаем только, что Бог обитает там среди людей. [ 5 ] Ритуалы Русской Православной Церкви, призванные вызвать осознание божественного на Земле, организованы таким образом, чтобы задействовать все пять чувств. Церковный обряд сочетает в себе визуальные, слуховые, тактильные и обонятельные явления, создавая «высший синтез разнородной художественной деятельности», который должен быть усвоен как активными, так и пассивными органами чувств участников. Павел Флоренский в своей статье 1922 года «Церковный обряд как синтез искусств» отмечает всеобъемлющий и чувственный характер эстетических переживаний, предлагаемых русской православной литургией. [ 6 ]

Архитектура русских православных соборов спланирована так, чтобы стать объединяющим элементом чувственного опыта православного богослужения. Церковная архитектура контролирует уровень естественного света в помещениях здания, направляет движение прихожан через пропорции помещения, усиливает акустику церковного пения и определяет одни помещения как более святые, чем другие, чтобы выделить пространство. духовенства (за иконостасом ) и прихожан (перед иконостасом). Архитектура церковных зданий оказывает непосредственное влияние на богослужение на протяжении всего богослужения. Флоренский утверждает:

в церкви все взаимосвязано: церковная архитектура, например, учитывает даже такой, казалось бы, незначительный эффект, как ленты голубоватых благовоний, вьющиеся по фрескам и обвивающие столбы купола, почти бесконечно расширяющие архитектурные пространства церкви с их движение и переплетение, смягчающие сухость и жесткость линий и наделяющие их движением и жизнью, словно плавящие их. [ 7 ]

Эстетика имеет первостепенное значение в православном богослужении. Архитектурные компоненты православных храмов работают так, чтобы подчеркнуть все чувственные аспекты богослужения – вплоть до дыма, исходящего от ладана, – чтобы дать верующим ощущение благочестия. Переживание Господа, сама цель поклонения, достигается через архитектурный облик церкви.

Естественно, именно внутренняя архитектура соборов представляет собой наиболее величественную обстановку для православного богослужения. Вместо того, чтобы быть просто эстетическим фоном для ритуалов духовенства, архитектура собора спланирована так, чтобы улучшить опыт богослужения. Таким образом, архитектура собора становится активным участником чувственного опыта прихожан во время православного обряда. Далее, архитектура церкви запланирована так, чтобы усилить действия духовенства; это связано с сильным мистическим аспектом церкви, рожденной из византийских корней православия. [ 8 ] Духовенство становится центральным компонентом эстетического опыта богослужения. Архитектура окружающего здания, равномерно распределенный свет, клубящийся дым ладана и громкий звук богослужения — все вместе создает эстетическое ощущение православной формы богослужения. Церковная архитектура не является основой православного богослужения; скорее, церковная архитектура занимает центральное место в самой службе.

Вестернизированная «четырехлепестковая» церковь 1690-х годов.

Многие утверждают, что архитектура православных церквей важнее икон, которые в них хранятся. Сами иконы служат не только святынями, но и архитектурными компонентами церквей и соборов, которым они принадлежат. Российский ученый Евгений Николаевич Трубецкой описывает важность церковной архитектуры внутри и вокруг православных икон. Он пишет, что «церковь и ее иконы составляют неделимое целое» и что «каждая икона имеет свою особую внутреннюю архитектуру», которая, хотя и важна сама по себе, в конечном итоге подчинена архитектуре церкви, в которой находится икона. [ 9 ] Размещение икон в церкви предназначено не только для демонстрации божественного. Скорее, иконы являются частью самой церкви. Они не только передают божественное само по себе, но и играют роль в создании всего эстетического опыта русского православного богослужения. Флоренский утверждает, что иконографические картины предназначены исключительно для использования в церквях, и что их назначение искажается, если их рассматривать при любых других обстоятельствах. Иконы и ощущение божественности, которое они вызывают своей визуальной красотой, являются частью архитектурной структуры русских православных церквей. [ 10 ]

Русские православные храмы содержат множество ритуальных компонентов, неотделимых от архитектуры здания. Мозаики, фрески и иконы, установленные на церковном иконостасе, определяют стену как духовный барьер, преодолеть который может только духовенство. Стена и ее украшения становятся неотделимы от архитектуры церкви — они выполняют как эстетическую, так и конструктивную функции. Включение мозаики и икон в качестве художественных компонентов церквей оставалось центральным элементом архитектуры русских православных церквей на протяжении всей истории религии; иконы были частью русской веры с момента принятия ею византийских традиций. [ 11 ] Флоренский называет «настенную роспись» «самым благородным видом изобразительного искусства», который можно найти в русских православных церквях. [ 12 ] Настенные росписи подчеркивают архитектуру церкви и способствуют чувственному опыту. Визуально настенное искусство церкви дает прихожанам большее ощущение погружения в божественное; это еще больше усиливается за счет использования иконостаса для защиты тайны таинств. Фрески, фрески и мозаики сочетаются с архитектурой, увеличивая и разделяя пространство русских православных церквей.

Традиционные церковные конструкции

[ редактировать ]

Это список типов русских каменных церквей по мере их развития от приземистых византийских моделей XI века и приобретения выраженной тенденции к вертикали.

Тип Характеристики Время и место Примеры
Византийские церкви, поддерживаемые опорами
Церкви с более чем шестью опорами Восемь или десять крестообразных, восьмиугольных или круглых опор поддерживают крышу с одним, тремя или пятью куполами. Крупнейшие церкви Киевской Руси , 11 век.
Церкви с шестью причалами Шесть крестообразных, восьмиугольных или круглых опор поддерживают крышу с одним, тремя или пятью куполами. Три внутренних ниша очерчены тремя пилястрами на северном и южном фасадах. Все крупные соборы,
11-18 веков
Церкви с четырьмя причалами Четыре крестообразных, восьмиугольных или круглых опор поддерживают крышу с одним, тремя или пятью куполами. В результате с каждой стороны здания получается трехсторонний фасад. Самая распространенная аранжировка, 11-18 вв.
Церкви с двумя причалами Два крестообразных, восьмиугольных или круглых опор поддерживают крышу с одним, тремя или пятью куполами. В результате нет четкой связи между внутренними нишами и дизайном фасада. Соборы и церкви провинциальных городов XVI-XVIII веков.
Эволюция четырехстолпных церквей
остроконечные церкви Либо трилистник с остроконечными фронтонами, либо волнообразный карниз под куполом. Новгород и Псков , XII-XVI вв.
Башенные церкви Подъем полукруглых или остроконечных фронтонов ( закомаров ), завершающийся удлиненным цилиндром под куполом, создает вертикальную тягу, которая усиливается сужающейся формой пилястр и вертикальным расположением апсид, крыльца и часовен. Полоцк , Смоленск , Чернигов , конец 12 — начало 13 века; Владимир-Суздаль и Москва до XV века.
Колокольня
церкви
Церковь увенчана колокольней с несколькими рядами изогнутых кокошников ( кокошников ), служащих визуальным переходом между ними. Москва , 15 и 16 века.
Шатровые церкви
Шатровые колонные церкви Здание церкви увенчано скатной конической («шатровой») крышей. По всей России, с 1530-х по 1650-е годы.
Многокапельные церкви Обетная церковь состоит из нескольких соединенных между собой часовен, увенчанных колоннообразными и/или шатровыми крышами. Москва и Старица , середина 16 века; чрезвычайно редкий
Церкви с шатровыми куполами Церковь имеет два или более купола в форме сужающихся башен. По всей России с 1620-х по 1650-е годы.
Комбинации луковичных куполов и шатровых крыш Архаичная четырехколонная церковь на возвышении с пятью огромными луковичными куполами окружена закрытой галереей, ведущей к нескольким часовням, папертям и звонницам различных форм и размеров. Ростов , Авраамий Богоявленский собор 1550-е гг., Ярославль и Верхнее Поволжье , 1640-1680-е гг.

Церкви без опор
Псков
приходские церкви
Крошечные однокупольные остроконечные церкви без украшений. Часто они имеют закрытую галерею, ведущую на крыльцо, и простую звонницу . Псков , 14-17 вв.
Godunov-style
церкви
Кубовидную церковь без опор увенчивает пирамида лопатообразных кокошников , . ведущих к единственному куполу Москва , 1590-1640-е гг.
Корабельный
приходские церкви
Кубовидная, обычно пятиглавая церковь без опор и пирамиды из кокошников соединена крытой галереей ( трапезной или притвором ) с шатровой колокольней (носом) над западным крыльцом. Москва , с 1650-х годов.
Круглые церкви
церкви-ротонды Церкви имеют круглую, полукруглую или эллиптическую форму в плане. Случайные примеры с 12 по 17 века; чрезвычайно редкий
Восьмиугольные церкви-колокольни Низкая кубическая церковь окружена несколькими часовнями и увенчана последовательностью уменьшающихся восьмиугольных форм , верхний уровень которой служит колокольней. Москва и Московская область ; 1680-1710-е годы
(см. Нарышкинское барокко )
Церкви с восьмиугольными колоннами Церковь « восьмиугольник на кубе » превращается в богато украшенную церковную башню, не имеющую ничего общего с византийской архитектурной традицией.
(see Menshikov Tower )
Москва и Московская область ; 1690-1720-е годы

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Харттен, Тор (13 декабря 2016 г.). «Деревянное зодчество — окно России в прошлое, настоящее и будущее» . Середина . Проверено 24 октября 2019 г.
  2. ^ «Старое и новое деревянное зодчество Севера России» . www.domusweb.it . Проверено 24 октября 2019 г.
  3. ^ Сорокина, Анна (10.08.2018). «10 русских деревянных церквей, которые нужно увидеть, пока не поздно (ФОТО)» . www.rbth.com . Проверено 24 октября 2019 г.
  4. ^ Tamara Melenteva . (2012). Отзвуки Былых Времен: Из Истории Русской Бытовой Культуры . p. 59. Русский Язык, Москва. ISBN   978-5-88337-257-4 .
  5. ^ Веб-сайт Православной церкви http://www.goarch.org/ourfaith/ourfaith8025.
  6. ^ Флоренский, Павел. «Церковный обряд как синтез искусств». Перевод Венди Салмонд. Из-за пределов видения: очерки восприятия искусства. (Книги реакции. Лондон: 2002).
  7. ^ Флоренский, Павел. «Церковный обряд как синтез искусств». Перевод Венди Салмонд. Из-за пределов видения: очерки восприятия искусства. (Reaktion Books. Лондон: 2002), 109.
  8. ^ Томас, Бремер. Теология и религиозная мысль. В книге «Крест и Кремль: Краткая история Православной Церкви в России». Перевод Эрика В. Грича. (Издательство William B Eerdmans: Кембридж, 2013), 93.
  9. ^ Трубецкой, Евгений. «Мировоззрение в живописи». Из икон: богословие в цвете. Перевод Гертруды Вахар (Издательство Свято-Владимирской семинарии. Нью-Йорк, Нью-Йорк: 1973). Стр. 25.
  10. ^ Флоренский, Павел. «Церковный обряд как синтез искусств». Перевод Венди Салмонд. Из-за пределов видения: очерки восприятия искусства. (Reaktion Books. Лондон: 2002), 108.
  11. ^ Томас, Бремер. Теология и религиозная мысль. В книге «Крест и Кремль: Краткая история Православной Церкви в России». Перевод Эрика В. Грича. (Издательство William B Eerdmans: Кембридж, 2013), 124–129.
  12. ^ Флоренский, Павел. Иконостас. Перевод Дональда Шиэна и Ольги Андреевой. (Оуквудские публикации), 133.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 784edfc395b2302d8cf8e4c3f3d84f5d__1715178840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/78/5d/784edfc395b2302d8cf8e4c3f3d84f5d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Russian church architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)