Постконструктивизм

Постконструктивизм — переходный архитектурный стиль , существовавший в Советском Союзе в 1930-х годах, типичный для ранней сталинской архитектуры перед Второй мировой войной . Термин постконструктивизм был придуман Селимом Хан-Магомедовым , историком архитектуры, для описания продукта авангардистов миграции художников- к сталинскому неоклассицизму . [1] [2] Хан-Магомедов отождествлял постконструктивизм с 1932–1936 годами, но длительные сроки строительства и огромные размеры страны продлили этот период до 1941 года.
Существование этого стиля очевидно, но объяснение Хан-Магомедовым его эволюции как естественного процесса внутри архитектурного сообщества, а не как результата политического руководства партии и государства, сильно оспаривается. [ нужна ссылка ]
Точка зрения Хан-Магомедова
[ редактировать ]Этот раздел основан на советской авангардной архитектуре Хана-Магомедова , том 1, «Авангард к постконструктивизму и за его пределами». [1]
Фон
[ редактировать ]В 1932–1933 годах во время конкурса Дворца Советов государство дало архитекторам четкий сигнал, что эпоха экспериментов прошла и новые здания должны следовать классическому канону. В это время архитектурная профессия разделилась на три поколения:
- Зрелые архитекторы-неоклассики (большинству из них за пятьдесят и шестьдесят), такие как Иван Фомин , Алексей Щусев и Иван Жолтовский . Отличное образование [3] и опыт привел их к успеху в любом стиле – модерне , неоклассицизме и конструктивизме.
- Более молодое и разнообразное авангардное движение (само разделенное на рационалистов и конструктивистов ). За исключением братьев Весниных , немногие конструктивисты имели профессиональный опыт до первой мировой войны ; Война, революция 1917 года и Гражданская война остановили любое новое строительство на десятилетие (1914–1926). В 1927–1929 годах бывшие теоретики Николай Ладовский , Моисей Гинзбург , Илья Голосов отошли от общественных дискуссий и переключились на практическое строительство и градостроительство. К 1933 году у них было не более семи лет практики, и они только вступали в свой возраст зрелости.
- Наконец, вокалисты «Пролетарской школы», члены ВОПРА : «класс 1929 года» ( Аркадий Мордвинов , Каро Алабян ). Обученные лидерами конструктивизма в стиле, который они назвали «стерильным авангардом», они совершенно не знали о классическом наследии и не имели практического опыта. Они компенсировали это левыми политическими нападками и обвинениями, в частности кампанией против Ивана Леонидова .
Рождение стиля
[ редактировать ]По мнению Хана-Магомедова, двумя предшественниками стиля были Иван Фомин и Илья Голосов . Они сошлись в одной форме с противоположных сторон – неоклассицизм. [4] и конструктивизм . Легко сформулированная концепция Фомина, возведенная в стали и граните в Москве (здание «Динамо»), была хорошо понятна даже неопытной молодежи. «Молодёжь инстинктивно следовала за теми, кто сумел ясно заявить о своей позиции. Молодёжь считала, что этот период – самодостаточный культурный этап, а не переход к чему-то другому». [1] В 1933–34 Голосов публично расправился с авангардом . Он вернулся к неоклассицизму, стараясь избегать прямых цитат из прошлого. Например, он использовал квадратные колонны вместо традиционных круглых. Квадратные, стройные колонны без капителей стали визитной карточкой зарождающегося стиля. Работы Голосова на публичных конкурсах дизайна представили его стиль многочисленным последователям.
Ivan Fomin and Ilya Golosov . Original concepts (never materialized):
- Ivan Fomin. Kursky Rail Terminal, 1933
- Ivan Fomin. Kursky Rail Terminal, 1933
Стиль определен
[ редактировать ]Хан-Магомедов определял постконструктивизм как «неоклассические формы без неоклассических деталей». Голосов и его последователи сознательно заменили проверенные исторические детали (колонны, капители , фризы и карнизы ) своими изобретениями – чтобы отличить себя от чистых возрожденцев. Основные объемы следуют классическим правилам и обычно идеально симметричны.
Ilya Golosov and Vladimir Vladimirov . Apartment buildings in Moscow
- Ilya Golosov. Yauzsky, 2, 1936–1941
- Ilya Golosov. Yauzsky, 2, fragment
- Vladimirov. Aviazhilstroy , Patriarshy Ponds, Penthouse with octagonal columns
- Vladimirov. Aviazhilstroy , Patriarshy Ponds, Balcony
Признание
[ редактировать ]Постконструктивизм извлек выгоду из естественной реакции как против авангарда, так и против эклектики прошлого. Он воспринимался как новый и в то же время позволял строить грандиозные здания, приходившиеся по вкусу провинциальной элите. Еще одним преимуществом периода тотального нормирования было то, что, в отличие от конструктивизма, новый стиль свел к минимуму использование стали и цемента, вернувшись к примитивной каменной кладке с деревянными полами и перегородками. Это помогает объяснить распространение постконструктивизма в 1930-е годы.
Эволюция – конструктивизм к постконструктивизму и сталинизму (Москва) [5]
- Schosse Entuziastov housing by Guryev-Gurevich and Zaltsmann, 1935–36
- Schosse Entuziastov housing by Guryev-Gurevich and Zaltsmann, 1935–36
- Ленинград
- Свердловск и Куйбышев.
- Kuibyshev housing, by Matveyev and Bosim, 1936
- Sverdlovk, hospital, by Yugov, 1936–39
- Свердловск, башня 1932 года.
- Свердловск, дом Оранского, 1936 год.
Кончина
[ редактировать ]К 1936 году левый «класс 1929 года» и младше (Мордвинов, Алабян) приобрел некоторый практический опыт. Этим архитекторам совершенно не хватало классической подготовки конструктивистов старшего поколения; недостаток мастерства помешал им изобрести собственное воплощение классического наследия; все, что они могли делать, это копировать. В результате они похоронили своих учителей-авангардистов и перешли прямиком к чистому неоклассицизму. Они не могли остановиться на постконструктивизме, потому что – в отличие от Голосова или Фомина – не могли внедрять инновации. Тем временем Фомин умер в 1936 году, а Голосов старел физически, расчищая дорогу молодым.
Другая группа молодых архитекторов, ищущих академического образования, присоединилась к мастерским Жолтовского и других старых неоклассиков. Они тоже перескочили через постконструктивизм – прямо к сталинскому канону. Их старые наставники все еще действовали и пользовались поддержкой государства. Больше не было необходимости изобретать новые формы или стили. Постконструктивистские проекты затянулись еще на несколько лет, но Вторая мировая война окончательно решила судьбу этого стиля.
Критика точки зрения Хан-Магомедова
[ редактировать ]Роль государства
[ редактировать ]Такие авторы, как Дмитрий Хмельницкий [6] ценят исследования Хана-Магомедова 1920-х и 1930-х годов, но совершенно не согласны с ним в вопросах истоков и эволюции ранней сталинской архитектуры. [7] и упадок конструктивизма.
Хан-Магомедов почти не упоминает роль государства (или лично Иосифа Сталина ) в этих событиях, представляя упадок авангарда как естественную эволюцию внутри профессионального сообщества. Он признает, что этой профессией манипулировала молодежь «класса 1929 года», но не изучает силы, которые формировали и направляли их нападения. Ни слова о личном влиянии Сталина, ни слова о росте террора. Хан-Маговедов подробно обсуждает политические нападения ВОПРА в 1929–1931 годах , но не упоминает, что они были частью широкомасштабной национальной кампании. Как резюмировал Хмельницкий, «Постконструктивизм родился террором . Сам термин вводит в заблуждение. Следы конструктивистского стиля в постконструктивизме 1930-х годов — признак нерешительности, а не традиции. Конструктивизм запретили , но не объяснили, что делать». В результате получается архитектурная патология. Сравнение с европейскими параллелями бесполезно. Никаких европейских параллелей не было , даже нацистская архитектура не приближалась».
Фактор ар-деко
[ редактировать ]Постконструктивизм тесно слился с советской адаптацией ар-деко . Некоторые примеры этого стиля, такие как Библиотека Ленина 1934 года Владимира Щуко , можно принять за постконструктивизм . Фактически, Шуко был опытным неоклассиком, и «Библиотека» была его попыткой дифференцироваться в пролетарскую классику с помощью инструментов ар-деко. Ситуация внутри профессионального сообщества была еще более разнообразной, чем на картине Хан-Магомедова. Представленный выше дом Владимирова также обычно относят к перестройке в стиле ар-деко.
Сегодняшний день
[ редактировать ]
Осведомленность общественности и сохранение
[ редактировать ]Широкая публика редко осведомлена о концепции постконструктивизма . Агенты по недвижимости относят эти здания к ранним сталинкам , именно так они воспринимаются публикой.В Москве такие здания постепенно сносят или полностью перестраивают (см. Фасадизм ); снос постконструктивистских зданий, за немногими исключениями, остается незамеченным даже среди защитников природы. Недавно утерянным примером стал дом А.А. Самойлова на Новом Арбате в Москве, снесенный в 2006 году. [8]
Угрозы безопасности
[ редактировать ]Здания 1920–1930-х годов строились с применением примитивных технологий (каменная кладка, мокрая штукатурка , деревянные перекрытия и перегородки), низкосортных материалов и низкосортной рабочей силы. Плохое первоначальное качество и неадекватное обслуживание привели к быстрому разрушению. За исключением нескольких благоустроенных элитных жилых домов, ранние сталинки небезопасны. 10 февраля 1999 года в результате пожара в Самарском РОВД постройки 1936 года погибло 57 мужчин и женщин. [9] 13 февраля 2006 года Пантелеймоном Голосовым , в результате чего один человек погиб и четверо получили ранения. сгорело здание конструктивистской «Правды», построенное [10] [11]
Реконструкция
[ редактировать ]Правильная реконструкция зданий конструктивизма или ранней сталинки является сложной задачей. Конструкции слабые и часто требуют полного сноса. Яркий пример — Школа 518 ( Балчуг , Москва ), спроектированная в 1933 году Иваном Звездиным (1899–1979). [12] и завершено в 1935 году. Восхваляемая Ханом-Магомедовым, единственная постконструктивистская постройка, внесенная в национальный реестр памятников, школа была реконструирована в 2001 году в соответствии с современными стандартами безопасности. Большая часть несущих стен и все интерьеры 1935 года были полностью перестроены с нуля. [13]
Возрождение
[ редактировать ]Новые постконструктивистские или ранние сталинские постройки редки. Многофункциональный проект «Преображенская застава» (два квартала, 308 квартир и торговые магазины) был реализован в 2002–2005 годах. Что необычно для современной Москвы, оно на самом деле выглядит как старинная вещь, а не как дешевая современная копия. Здесь нет фирменных квадратных колонн или узких портиков, но это лучшая попытка воссоздать стиль 1930-х годов.
В меньших масштабах российские архитектурные фирмы проектируют загородные дома в истинно постконструктивистской форме. [14]

См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Russian: С.О.Хан-Магометов. «Архитектура Советского авангарда».Т1. Москва. Стройиздат. 1996 (S.O. Khan-Magomedov, "Soviet avantgarde architecture", 1996)
- ^ Английская версия 1987 года: Хан-Магомедов, «Пионеры советской архитектуры: поиск новых решений в 1920-х и 1930-х годах», Thames and Hudson Ltd, ISBN 978-0-500-34102-5
- ↑ Академическая подготовка в царской России была длительной. Жолтовский готовился к диплому 11 лет, Фомин - 17 лет.
- ↑ Заметим, что Иван Фомин (как и Алексей Щусев ) преуспел в любом стиле, в том числе и в конструктивизме — он практиковал всё, что было востребовано.
- ↑ Черно-белая фотография: «XXX лет Российской Федерации (1917–1947)» Академии архитектуры (Москва), издание 1950 года. Большинство этих фотографий были сделаны до 1941 года.
- ^ Русский: Дмитрий Хмельницкий, «Сталин и архитектура», 2004, www.archi.ru. Архивировано 17 марта 2007 г. в Wayback Machine.
- ↑ Русский: Дмитрий Хмельницкий, «Новые версии истории», 2000, www.archi.ru. Архивировано 6 марта 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Россия: фотогалерея, www.wbb.ru.
- ↑ Русский: Радиоинтервью с федеральным начальником пожарной охраны России, 02.10.2000 echo.msk.ru
- ^ Russian: Анна Куприна. "Виновники в пожаре 'Правды' не найдены". 12.07.2007, www.smi.ru Archived 2007-02-14 at archive.today
- ↑ Английский: «Пожар на улице Правды, сравнимый с пожаром в Манеже для русского авангарда», «Известия», 20 февраля 2006 г., Московское общество охраны архитектуры.
- ↑ Русский: биография Звездина на сайте школы 518. Архивировано 9 октября 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Фотогалерея, интерьеры до и после реконструкции. Сайт школы 518. Архивировано 9 октября 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Россия: фотогалерея www.wbb.ru.