Vladimir Shchuko
Vladimir Alekseyevich Shchuko | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 19 января 1939 г. | (60 лет)
Национальность | Российская Империя , Советский Союз |
Занятие | Архитектор |
Упражняться | Шуко и Гельфрейха Партнерство |
Здания | Российская государственная библиотека |
Проекты | Дворец Советов |
Владимир Алексеевич Щуко (русский: Влади́мир Алексе́евич Щуко́ , IPA: [ɕːʉko] ; 17 октября 1878 — 19 января 1939) — русский архитектор, представитель петербургской школы русского неоклассического возрождения, известный своими гигантского ордера, доходными домами «отвергающими всякие следы модерна ». [1] После русской революции 1917 года Щуко постепенно принял модернистские идеи, разрабатывая собственную версию модернизированного неоклассицизма вместе со своим партнером Владимиром Гельфрейхом . Щуко и Гельфрейх преуспели в довоенный период сталинской архитектуры с такими громкими проектами, как Библиотека Ленина , станции московского метро , и стали соавторами нереализованного Дворца Советов . Щуко был также плодовитым сценографом , автором 43 драматических и оперных декораций.
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Родившийся в Тамбове в семье военного, Владимир Щуко поступил в Леона Бенуа архитектурный класс в Императорской Академии художеств в 1896 году и окончил его в 1904 году. Его академическими наставниками были Владимир Мате и Илья Репин , а одноклассниками — Николай Лансере , Иван Рыльский. , Александр Таманян и Николай Васильев ; Класс 1904 года был, безусловно, самым сильным в Академии. [2] Дипломный проект Щуко 1904 года — дворец наместника российского Дальнего Востока — был признан лучшим в своем классе, но не имел шансов когда-либо быть построенным во время или после Русско-японской войны ; он, несомненно, был неоклассическим и продемонстрировал необычайную способность сохранять неоклассический дух в конструкции, значительно большей, чем любые предыдущие неоклассические здания. [3] Дважды, в 1904 и 1906 годах, Академия наградила его финансируемыми государством ознакомительными поездками в Италию ; в 1901 году он также побывал на Шпицбергене и часто занимался проектами по сохранению дома. Щуко был членом влиятельной неправительственной Комиссии по изучению и описанию Старого Петербурга — общества охраны природы, возглавляемого Леоном Бенуа. [4] Позднее входил в состав правления Музея Старого Петербурга, созданного в 1907 году. [5] Как сказал Николай Рерих в панегирике 1939 года : «Он глубоко понимал стиль Российского ампира , любил итальянский XVIII век. Он обладал от природы тонким вкусом; все, что исходило от него, было благородно по форме и функциям». [6]
Дореволюционная практика
[ редактировать ]Его первым реальным проектом, выполненным по возвращении из Италии в 1907 году, были фасады двух соседних жилых домов на Каменном острове в Санкт-Петербурге (Марковские дома, 1908–1910), которые мгновенно стали популярными, были скопированы коллегами-архитекторами и включены в учебники. о русской архитектуре. [7] [8] Первый, на Каменноостровском проспекте, 65, построенный по его новому гигантскому ордеру , до сих пор используется в качестве справочника в российских учебниках по архитектуре. Здание с гигантскими ионическими колоннами , охватывающими четыре этажа и увенчанным пятым, скрытым за сложным карнизом , было построено в стиле итальянского Возрождения . Щуко украсил плоскую стену за пределами главного портика лоджиями, промежуточными с резным рельефом - узором, ставшим обычным в сталинской архитектуре 1930-х годов . [1] [8] Второй, под номером. 63, озадачил современных критиков тем, что он монументальный, но не исторический и не современный, «стиль, подходящий для современной городской архитектуры». Критики особенно хвалили его суровое обращение с окнами, утопленными в плоской стене. [1] еще один будущий элемент сталинской архитектуры. «Разветвления неоклассицизма Щуко проявились во многих других, менее очевидных формах на ретроспективном этапе советской архитектуры - фактически, до конца 1950-х годов». [1] Однако, в отличие от своего современника Ивана Фомина , Щуко мало строил в Петербурге. Другие его известные дореволюционные проекты — русские павильоны в стиле ампир — были построены в Риме и Турине для Международной художественной выставки 1911 года и вскоре были демонтированы. [8]
В 1913 году Щуко начал строительство неоклассического Городского здания в Киеве ; он был частично достроен во время Первой мировой войны и перестроен по пересмотренному проекту Щуко в 1920-х годах. Позже в здании размещались Коммунистической партии штаб-квартира Украины , гестапо , а в настоящее время Служба безопасности Украины . Помимо проекта Киева, Щуко во время войны выполнил еще одну архитектурную работу: перестроил Мемориальный зал Академии художеств (1914–1915); Еще один петербургский проект — здание банка на Невском проспекте — остался незавершенным.
Сценический дизайн
[ редактировать ]Первая театральная постановка Щуко была поставлена к сезону 1907–1908 годов Старинного театра в Петербурге, затем последовал еще один сезон в 1911–1912 годах ( Кальдерона « Чистилище Святого Патрика» ). [9] Ранняя театральная постановка Щуко отошла от модернизированного возрождения « Мира искусства», начала XIX века поскольку художник остановился на точном воссоздании романтизма . [9] , в 1919-1920-х годах, Щуко подвергся критике за « шиллеризацию Шекспира Позже » за счет внесения неуместного романтизма в средневековую обстановку. [9]
Первая мировая война и последовавшая за ней Гражданская война в России на десятилетие приостановили почти все строительные проекты, однако театр процветал. Архитектор вновь обратился к театру, в 1916 году вошел в состав правления кабаре Николая Евреинова « Привал комедиантов» . [10] В 1918 году Щуко и Мстислав Добужинский сотрудничали с Театром художественной драмы как художники-постановщики; компания развалилась после производства фильма Тирсо де Молины « Эль Бурладор» . [11]
В феврале 1919 года Щуко, Добужинский и Бенуа перешли в только что открывшийся Большой драматический театр . Щуко устроился на постоянную работу главным конструктором. [12] «удивительно появиться в нужное время в нужном месте, чтобы создать атмосферу театра «большого стиля». [9] Компания, склоняющаяся к классическим произведениям, зарабатывала деньги на «легких» мелодрамах , таких как Алексея Толстого 1925 года «Заговор императрицы» , также созданная Щуко, которая стала долгоиграющим хитом. [13] Постановки Щуко периода Гражданской войны ( «Дон Карлос» , 1919 , «Отелло», 1920 , Арвида Ярнефельта » «Разрушение Иерусалима ) предшествовали монументальным стереотипам соцреализма 1930-1940-х годов, однако, начиная с «Двенадцатой ночи » 1921 года , он уменьшил кажущийся размер и величие. из его декораций. [9] Щуко часто нанимал театрального художника Ореста Аллегри , известного своим изобретательным подходом к иллюзии перспективы . Современные критики оценивают « Дон Карлоса» 1919 года как высшую театральную оценку художника. [9]
В 1925–1927 годах Щуко также оформил серию «Кольцо Нибелунгов» . оперных спектаклей [14] и балет [15] в Мариинском театре . После переезда в Москву в конце 1920-х годов Щуко сотрудничал с Большим театром и Малым театром , поставив « Бориса Годунова» 1937 года .
Модернизм к сталинизму
[ редактировать ]Владимир Гельфрейх , младший партнер Щуко в советский период, окончил тот же академический класс Леона Бенуа в 1914 году. [16] Их первая дошедшая до нас практическая работа — реконструкция площади перед Смольным институтом — была выполнена в 1923–1924 годах. [17] В 1925 году Щуко спроектировал постамент и архитектурное оформление культового памятника Сергея Евсеева « Ленин на броневике» на площади Финляндского вокзала . Памятник явно был задуман как «контрапункт статуе Петра Великого , Медного всадника ». [18] Памятник Евсееву-Щуко первым установил «канонический» образ Ленина и получил широкое распространение; [19] это оказалась последняя заметная работа архитектора в Петербурге.
Вторая половина 1920-х годов ознаменовалась громкими архитектурными конкурсами, в которых доминировали архитекторы-модернисты. Щуко и Гельфрейх проиграли «Киевский пассажирский вокзал» конкурс Павлу Алёшину и Андрею Вербицкому . [20] но в 1928 году выиграл конкурс на проект библиотеки имени Ленина в Москве. Первоначальный проект [21] представлял собой сложную сеть малоэтажных домов, выходящих на Моховую улицу , и П-образную высотную башню главного хранилища в задней части квартала. Строительство началось в 1930 году. [22] и был практически завершен в 1941 году; Расширение продолжалось и в 1970-е годы. Построенная конструкция отличается сложностью оригинального предложения; хранилище, построенное в 1941 году, представляет собой простую 19-этажную вытянутую плиту. [23] Среди многих художников, участвовавших в оформлении библиотеки, лично Щуко принадлежит авторство скульптурного фриза, выходящего на улицы Моховую и Воздвиженку. Современные авторы считают Библиотеку наряду со станцией «Маяковская» ближайшим московским приближением к стилю ар-деко и сравнивают ее с дворцом Шайо 1937 года в Париже . [24]
В 1930 году Щуко и Гельфрейх приступили к строительству большого (на 2500 и 850 мест) оперного театра в Ростове-на-Дону . Открытый конкурс на проект ростовского театра выиграло семейное товарищество Бархиных , но после объявления результатов Щуко лично приехал в Ростов и убедил комиссаров отказаться от проектов Бархина. Конструктивистский театр был построен в 1935 году , когда Щуко работал над Дворцом Советов. Сложный набор вращающихся сцен предоставил продюсерам и дизайнерам беспрецедентную свободу, позволяя даже маршировать живой кавалерией по сцене. Несмотря на отмеченный наградами внешний вид и планировку, театр так и не использовался по прямому назначению: плохая акустика сделала его непригодным для музыки, и в нем не было поставлено ни одного оперного спектакля. Он был разрушен во время Второй мировой войны и восстановлен в 1963 году; на этот раз главный зал был уменьшен до 1200 мест, но приобрел нормальную акустику. [25]
Дворец Советов
[ редактировать ]Щуко и Гельфрейх участвовали в первых публичных этапах конкурса на Дворец Советов (1931–1932); их самым известным проектом была увеличенная почти копия Дворца дожей в Венеции . Последний, закрытый, этап конкурса выиграл Борис Иофан . 10 мая 1933 года Иофан был объявлен победителем и официально получил указание изменить дизайн своего предложения, увенчав его гигантской статуей Ленина высотой от 50 до 75 метров. [26] Через четыре недели (4 июня) Иофану «поставили» двух «помощников» — Щуко и Гельфрейха. [26] оба его старшие коллеги, и у них более длительный опыт успешной практики управления строительством, начиная с 1900-х годов. Согласно общепринятым историческим источникам, Щуко и Гельфрейх были назначены потому, что грандиозный проект нужно было завершить быстро, а истеблишмент опасался, что Иофан недостаточно опытен, чтобы справиться с ним в одиночку. [27] Современные историки, такие как Дмитрий Хмельницкий, утверждают, что эта концепция была собственным видением Сталина , навязанным через Щуко и Гельфрейха и усовершенствованным благодаря их опыту. [26] Все авторы сходятся во мнении, что изначально троица разошлась во мнениях по поводу размещения статуи Ленина: [27] [28] Щуко настоял на том, чтобы поставить статую буквально на верхушку главного зала, как и было предусмотрено указом, а Иофан предлагал более сложные решения. Концепция Щуко возобладала. Позже бывшие соратники Иофана и Щуко рассказали об сильных разногласиях и неразберихе на первых этапах их совместной работы; Щуко и Гельфрейх действительно навязали свое видение Иофану, используя контакты с Максимом Горьким, чтобы получить прямую связь со Сталиным. [29] В 1934 году троица отправилась в США для изучения американской технологии строительства небоскрёбов, встретив Фрэнка Ллойда Райта , который был хорошо знаком с работами Иофана и не любил их. [30]
Щуко занимался проектом Дворца Советов до своей смерти в 1939 году и прожил достаточно долго, чтобы стать свидетелем возведения фундамента Дворца, «подобного космическому кораблю, приземлившемуся в центре Москвы». [30] Одновременно спроектировал сохранившийся Большой Каменный мост (совместно с Николаем Калмыковым, Владимиром Гельфрейхом, Михаилом Минкусом ), виадук и городской театр в Сочи (совместно с Гельфрейхом) и оригинальный, 1938–1939, Центральный павильон ВВЦ .
Станция московского метрополитена « Электрозаводская» , первоначально спроектированная Щуко и Гельгрейхом в 1938 году (проекты были обнародованы в апреле 1938 года), была завершена через пять лет после смерти Щуко. Сталинскую премию за «Электрозаводскую» присудили Гельфрейху и Игорю Рожину , за исключением Щуко; современные упоминания о Московском метрополитене восстанавливают Щуко в качестве одного из трех соавторов. [31]
Шчуко family
[ редактировать ]Щуко был женат дважды. По словам Татьяны Щуко (род. 1934), ее отец, несмотря на все политические поручения, до самой смерти оставался религиозным человеком и не скрывал своей веры от общественности. [32]
- Его сын Борис, театральный художник, был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и сумел выжить в трудовых лагерях Ухты . Члены семьи были уверены, что гонения на Бориса спровоцировали безвременную кончину архитектора в шестидесятилетнем возрасте. [32]
- Дочь Марина Щуко (1915–1979) была актрисой, получившей образование в училище Большого драматического театра . Выйдя из ловушки блокады Ленинграда в 1941 году, она скиталась по разным провинциальным театрам, пока не сделала 25-летнюю карьеру в драматическом театре в Вологде . [33]
- Другая дочь, Татьяна Щуко, 1934 года рождения, также стала драматической актрисой. В театрах Санкт-Петербурга она играла 50 лет, с 1958 года, и по состоянию на конец 2008 года продолжала работать. [32] [34] Среди последних ее наград — Государственная премия Российской Федерации 2002 года за Малого драматического театра ( театр Льва Додина ) постановку Московского хора . [35]
Архитектор Юрий Щуко, автор Центрального павильона ВВЦ 1954 года и младший архитектор Большого Дома 1931–1932 годов , приходился когда-то отстранённому Владимиру Щуко двоюродным братом . Юрий Щуко вместе с тремя другими участниками сотрудничал с Владимиром Щуко над проектом советского павильона 1936 года для Всемирной выставки 1937 года в Париже . Этот конкурс выиграл Иофан. [36]
Yury Shchuko's son, Vladislav Shchuko (1942–2007), was a structural engineer and a professor at Vladimir State University . [37]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Брумфилд, с. 257
- ^ Лисовский, с. 332
- ^ Лисовский, с. 326
- ^ Джонсон, с. 68
- ^ Джонсон, стр.69
- ^ Roerich, 1939. Quote: "Он понимал глубоко русский ампир, он любил итальянский восемнадцатый век. У него был природный тонкий вкус, все, что исходило от него, было благородно по заданию и форме и прекрасно по жизненной внешности"
- ^ Лисовский, с. 327
- ^ Jump up to: а б с Брумфилд, с. 253
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хмелева
- ^ Uvarova, p. 532
- ^ Вайнер, с. 216
- ^ Русский театр, 1919.
- ↑ Русский театр, 1925.
- ^ Бартлетт, стр. 241, 253-257.
- ↑ Русский театр, 1927.
- ^ Лисовский, с. 348
- ^ Лисовский, с. 349-350
- ^ Боннелл, с. 150
- ^ Кертис, с. 61
- ^ Vadim Alyoshin. "Konkurs na fasad zdania (Конкурс на фасад здания железнодорожного вокзала в г. Киеве)" (in Russian). Pavel Alyoshin memorial. Archived from the original on February 14, 2008 . Retrieved 2008-12-13 .
- ^ «Эскиз концепции библиотеки имени Ленина конца 1920-х годов» . ленинка.ру . Проверено 14 декабря 2008 г.
- ^ «Библиотека Ленина после 1917 года» . Российская государственная библиотека . Архивировано из оригинала 9 февраля 2008 г. Проверено 14 декабря 2008 г.
- ^ Первоначально 18 этажей; 19-й этаж был надстроен в 1960-х годах.
- ^ Rappaport, A. G. (November 2004). "Biblioteka Lenina (Библиотека Ленина)" . Zvezda (in Russian).
- ^ Пугачева, Елена (2007). «Достопримечательности Ростова» . Ростов-Регион.ру . Проверено 12 декабря 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Хмельницкий, с. 52–53
- ^ Jump up to: а б Akihsha, Kozlov, Hochfield p. 134
- ^ Хмельницкий, с. 54–55
- ^ Хмельницкий, с. 55, цитируются мемуары соратника Иофана Исаака Эйгеля , напечатанные в Германии в 1994 году.
- ^ Jump up to: а б Akihsha, Kozlov, Hochfield p. 137
- ^ Кавтарадзе, стр. 76, 82.
- ^ Jump up to: а б с Elena Gorfunkel (2002). "Interview with Tatyana Shchuko (in Russian)" . Delo magazine, November 18, 2002.
- ^ «Марина Щуко» (на русском языке). Администрация Вологодской области . Официальный сайт. Архивировано из оригинала 22 июля 2011 г. Проверено 12 декабря 2008 г.
- ^ «Профиль Татьяны Щуко» . Льва Додина Театр . 2008. Архивировано из оригинала 12 февраля 2009 г. Проверено 14 декабря 2008 г.
- ^ «Отчет о вручении Государственной премии России 2003 года» . Официальный сайт Президента России . 2003. Архивировано из оригинала 20 июня 2008 г. Проверено 12 декабря 2008 г.
- ^ «Конкурс 1936 года на советский павильон на Парижской выставке 1937 года» . Московский музей архитектуры . Архивировано из оригинала 26 ноября 2010 г. Проверено 14 декабря 2008 г.
- ^ «Владислав Щуко. Некролог» (на русском языке). Владимирский государственный университет . 2007 . Проверено 12 декабря 2008 г. [ мертвая ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- Акинша, Козлов, Хохфилд (2007). Святое место: архитектура, идеология и история в России . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-11027-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Бартлетт, Розамунд (1995). Вагнер и Россия . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-44071-4 .
- Боннелл, Виктория Э. (1999). Иконография власти: советские политические плакаты времен Ленина и Сталина . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-22153-6 .
- Брумфилд, Уильям К. (1991). Истоки модернизма в русской архитектуре . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-06929-9 .
- Кертис, Пенелопа (1999). Скульптура 1900-1945: По Родену . Издательство Оксфордского университета. п. 61 . ISBN 978-0-19-284228-2 .
shchuko.
- Джонсон, Эмили Д. (2006). Как Петербург научился изучать себя: русская идея Краеведения . Пенн Стейт Пресс. ISBN 978-0-271-02872-9 .
- Kavtaradze, Sergey (2005). "Moskovskomu Metro 70 let (Московскому метро 70 лет)". World Art Музей (in Russian). 14 . ISSN 1726-3050 .
- Khmeleva, Nadezhda (2005). "Khudozhniki Mira Iskusstva v Bolshom dramaticheskom (Художники "Мира Искусства" в Большом Драматическом театре)" . Nashe Nasledie (in Russian). 73 .
- Khmelnitsky, Dmitry (2007). Zodchiy Stalin (Зодчий Сталин) (in Russian). Novoye Literaturnoye Obozrenie, Moscow. ISBN 978-5-86793-496-5 .
- Lisovsky, Vladimir (2008). Leontiy Benouis i peterburgskaya shkola (Леонтий Бенуа и петербургская школа) (in Russian). Saint Petersburg: Kolo. ISBN 978-5-901841-44-0 .
- Roerich, Nikolay (1993). Khudozhniki zhizni (Художники жизни) (in Russian). Moscow Roerich Center.
- Russky teatr 1824-1941 (Русский театр. 1824-1941) . Vol. 3. Moscow: WAM. 2006. ISBN 5-98234-007-3 . Архивировано из оригинала 23 октября 2007 г. Проверено 14 декабря 2008 г.
- Uvarova, Elizaveta (2004). Estrada Rossii. XX vek (Эстрада России. ХХ век.) (in Russian). Moscow: Olma Media Group. ISBN 978-5-224-04462-7 .
- Вайнер, Джек (1991). «Кальдерон в России» . Котел драматург . Издание Райхенбергер. ISBN 978-3-923593-99-6 .