Jump to content

Vladimir Shchuko

Vladimir Alekseyevich Shchuko
Рожденный ( 1878-10-17 ) 17 октября 1878 г.
Умер 19 января 1939 г. ( 1939-01-19 ) (60 лет)
Москва , РСФСР , Советский Союз.
Национальность Российская Империя , Советский Союз
Занятие Архитектор
Упражняться Шуко и Гельфрейха Партнерство
Здания Российская государственная библиотека
Проекты Дворец Советов

Владимир Алексеевич Щуко (русский: Влади́мир Алексе́евич Щуко́ , IPA: [ɕːʉko] ; 17 октября 1878 — 19 января 1939) — русский архитектор, представитель петербургской школы русского неоклассического возрождения, известный своими гигантского ордера, доходными домами «отвергающими всякие следы модерна ». [1] После русской революции 1917 года Щуко постепенно принял модернистские идеи, разрабатывая собственную версию модернизированного неоклассицизма вместе со своим партнером Владимиром Гельфрейхом . Щуко и Гельфрейх преуспели в довоенный период сталинской архитектуры с такими громкими проектами, как Библиотека Ленина , станции московского метро , ​​и стали соавторами нереализованного Дворца Советов . Щуко был также плодовитым сценографом , автором 43 драматических и оперных декораций.

Биография

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Родившийся в Тамбове в семье военного, Владимир Щуко поступил в Леона Бенуа архитектурный класс в Императорской Академии художеств в 1896 году и окончил его в 1904 году. Его академическими наставниками были Владимир Мате и Илья Репин , а одноклассниками — Николай Лансере , Иван Рыльский. , Александр Таманян и Николай Васильев ; Класс 1904 года был, безусловно, самым сильным в Академии. [2] Дипломный проект Щуко 1904 года — дворец наместника российского Дальнего Востока — был признан лучшим в своем классе, но не имел шансов когда-либо быть построенным во время или после Русско-японской войны ; он, несомненно, был неоклассическим и продемонстрировал необычайную способность сохранять неоклассический дух в конструкции, значительно большей, чем любые предыдущие неоклассические здания. [3] Дважды, в 1904 и 1906 годах, Академия наградила его финансируемыми государством ознакомительными поездками в Италию ; в 1901 году он также побывал на Шпицбергене и часто занимался проектами по сохранению дома. Щуко был членом влиятельной неправительственной Комиссии по изучению и описанию Старого Петербурга — общества охраны природы, возглавляемого Леоном Бенуа. [4] Позднее входил в состав правления Музея Старого Петербурга, созданного в 1907 году. [5] Как сказал Николай Рерих в панегирике 1939 года : «Он глубоко понимал стиль Российского ампира , любил итальянский XVIII век. Он обладал от природы тонким вкусом; все, что исходило от него, было благородно по форме и функциям». [6]

Дореволюционная практика

[ редактировать ]
Shchuko in 1912, by Ivan Kulikov

Его первым реальным проектом, выполненным по возвращении из Италии в 1907 году, были фасады двух соседних жилых домов на Каменном острове в Санкт-Петербурге (Марковские дома, 1908–1910), которые мгновенно стали популярными, были скопированы коллегами-архитекторами и включены в учебники. о русской архитектуре. [7] [8] Первый, на Каменноостровском проспекте, 65, построенный по его новому гигантскому ордеру , до сих пор используется в качестве справочника в российских учебниках по архитектуре. Здание с гигантскими ионическими колоннами , охватывающими четыре этажа и увенчанным пятым, скрытым за сложным карнизом , было построено в стиле итальянского Возрождения . Щуко украсил плоскую стену за пределами главного портика лоджиями, промежуточными с резным рельефом - узором, ставшим обычным в сталинской архитектуре 1930-х годов . [1] [8] Второй, под номером. 63, озадачил современных критиков тем, что он монументальный, но не исторический и не современный, «стиль, подходящий для современной городской архитектуры». Критики особенно хвалили его суровое обращение с окнами, утопленными в плоской стене. [1] еще один будущий элемент сталинской архитектуры. «Разветвления неоклассицизма Щуко проявились во многих других, менее очевидных формах на ретроспективном этапе советской архитектуры - фактически, до конца 1950-х годов». [1] Однако, в отличие от своего современника Ивана Фомина , Щуко мало строил в Петербурге. Другие его известные дореволюционные проекты — русские павильоны в стиле ампир — были построены в Риме и Турине для Международной художественной выставки 1911 года и вскоре были демонтированы. [8]

В 1913 году Щуко начал строительство неоклассического Городского здания в Киеве ; он был частично достроен во время Первой мировой войны и перестроен по пересмотренному проекту Щуко в 1920-х годах. Позже в здании размещались Коммунистической партии штаб-квартира Украины , гестапо , а в настоящее время Служба безопасности Украины . Помимо проекта Киева, Щуко во время войны выполнил еще одну архитектурную работу: перестроил Мемориальный зал Академии художеств (1914–1915); Еще один петербургский проект — здание банка на Невском проспекте — остался незавершенным.

Сценический дизайн

[ редактировать ]

Первая театральная постановка Щуко была поставлена ​​к сезону 1907–1908 годов Старинного театра в Петербурге, затем последовал еще один сезон в 1911–1912 годах ( Кальдерона « Чистилище Святого Патрика» ). [9] Ранняя театральная постановка Щуко отошла от модернизированного возрождения « Мира искусства», начала XIX века поскольку художник остановился на точном воссоздании романтизма . [9] , в 1919-1920-х годах, Щуко подвергся критике за « шиллеризацию Шекспира Позже » за счет внесения неуместного романтизма в средневековую обстановку. [9]

Первая мировая война и последовавшая за ней Гражданская война в России на десятилетие приостановили почти все строительные проекты, однако театр процветал. Архитектор вновь обратился к театру, в 1916 году вошел в состав правления кабаре Николая Евреинова « Привал комедиантов» . [10] В 1918 году Щуко и Мстислав Добужинский сотрудничали с Театром художественной драмы как художники-постановщики; компания развалилась после производства фильма Тирсо де Молины « Эль Бурладор» . [11]

В феврале 1919 года Щуко, Добужинский и Бенуа перешли в только что открывшийся Большой драматический театр . Щуко устроился на постоянную работу главным конструктором. [12] «удивительно появиться в нужное время в нужном месте, чтобы создать атмосферу театра «большого стиля». [9] Компания, склоняющаяся к классическим произведениям, зарабатывала деньги на «легких» мелодрамах , таких как Алексея Толстого 1925 года «Заговор императрицы» , также созданная Щуко, которая стала долгоиграющим хитом. [13] Постановки Щуко периода Гражданской войны ( «Дон Карлос» , 1919 , «Отелло», 1920 , Арвида Ярнефельта » «Разрушение Иерусалима ) предшествовали монументальным стереотипам соцреализма 1930-1940-х годов, однако, начиная с «Двенадцатой ночи » 1921 года , он уменьшил кажущийся размер и величие. из его декораций. [9] Щуко часто нанимал театрального художника Ореста Аллегри , известного своим изобретательным подходом к иллюзии перспективы . Современные критики оценивают « Дон Карлоса» 1919 года как высшую театральную оценку художника. [9]

В 1925–1927 годах Щуко также оформил серию «Кольцо Нибелунгов» . оперных спектаклей [14] и балет [15] в Мариинском театре . После переезда в Москву в конце 1920-х годов Щуко сотрудничал с Большим театром и Малым театром , поставив « Бориса Годунова» 1937 года .

Модернизм к сталинизму

[ редактировать ]
Хотя в проекте библиотеки Ленина работало много художников, фриз принадлежит лично Щуко.

Владимир Гельфрейх , младший партнер Щуко в советский период, окончил тот же академический класс Леона Бенуа в 1914 году. [16] Их первая дошедшая до нас практическая работа — реконструкция площади перед Смольным институтом — была выполнена в 1923–1924 годах. [17] В 1925 году Щуко спроектировал постамент и архитектурное оформление культового памятника Сергея Евсеева « Ленин на броневике» на площади Финляндского вокзала . Памятник явно был задуман как «контрапункт статуе Петра Великого , Медного всадника ». [18] Памятник Евсееву-Щуко первым установил «канонический» образ Ленина и получил широкое распространение; [19] это оказалась последняя заметная работа архитектора в Петербурге.

Вторая половина 1920-х годов ознаменовалась громкими архитектурными конкурсами, в которых доминировали архитекторы-модернисты. Щуко и Гельфрейх проиграли «Киевский пассажирский вокзал» конкурс Павлу Алёшину и Андрею Вербицкому . [20] но в 1928 году выиграл конкурс на проект библиотеки имени Ленина в Москве. Первоначальный проект [21] представлял собой сложную сеть малоэтажных домов, выходящих на Моховую улицу , и П-образную высотную башню главного хранилища в задней части квартала. Строительство началось в 1930 году. [22] и был практически завершен в 1941 году; Расширение продолжалось и в 1970-е годы. Построенная конструкция отличается сложностью оригинального предложения; хранилище, построенное в 1941 году, представляет собой простую 19-этажную вытянутую плиту. [23] Среди многих художников, участвовавших в оформлении библиотеки, лично Щуко принадлежит авторство скульптурного фриза, выходящего на улицы Моховую и Воздвиженку. Современные авторы считают Библиотеку наряду со станцией «Маяковская» ближайшим московским приближением к стилю ар-деко и сравнивают ее с дворцом Шайо 1937 года в Париже . [24]

В 1930 году Щуко и Гельфрейх приступили к строительству большого (на 2500 и 850 мест) оперного театра в Ростове-на-Дону . Открытый конкурс на проект ростовского театра выиграло семейное товарищество Бархиных , но после объявления результатов Щуко лично приехал в Ростов и убедил комиссаров отказаться от проектов Бархина. Конструктивистский театр был построен в 1935 году , когда Щуко работал над Дворцом Советов. Сложный набор вращающихся сцен предоставил продюсерам и дизайнерам беспрецедентную свободу, позволяя даже маршировать живой кавалерией по сцене. Несмотря на отмеченный наградами внешний вид и планировку, театр так и не использовался по прямому назначению: плохая акустика сделала его непригодным для музыки, и в нем не было поставлено ни одного оперного спектакля. Он был разрушен во время Второй мировой войны и восстановлен в 1963 году; на этот раз главный зал был уменьшен до 1200 мест, но приобрел нормальную акустику. [25]

Дворец Советов

[ редактировать ]
1932 года Проект для Дворца Советов.

Щуко и Гельфрейх участвовали в первых публичных этапах конкурса на Дворец Советов (1931–1932); их самым известным проектом была увеличенная почти копия Дворца дожей в Венеции . Последний, закрытый, этап конкурса выиграл Борис Иофан . 10 мая 1933 года Иофан был объявлен победителем и официально получил указание изменить дизайн своего предложения, увенчав его гигантской статуей Ленина высотой от 50 до 75 метров. [26] Через четыре недели (4 июня) Иофану «поставили» двух «помощников» — Щуко и Гельфрейха. [26] оба его старшие коллеги, и у них более длительный опыт успешной практики управления строительством, начиная с 1900-х годов. Согласно общепринятым историческим источникам, Щуко и Гельфрейх были назначены потому, что грандиозный проект нужно было завершить быстро, а истеблишмент опасался, что Иофан недостаточно опытен, чтобы справиться с ним в одиночку. [27] Современные историки, такие как Дмитрий Хмельницкий, утверждают, что эта концепция была собственным видением Сталина , навязанным через Щуко и Гельфрейха и усовершенствованным благодаря их опыту. [26] Все авторы сходятся во мнении, что изначально троица разошлась во мнениях по поводу размещения статуи Ленина: [27] [28] Щуко настоял на том, чтобы поставить статую буквально на верхушку главного зала, как и было предусмотрено указом, а Иофан предлагал более сложные решения. Концепция Щуко возобладала. Позже бывшие соратники Иофана и Щуко рассказали об сильных разногласиях и неразберихе на первых этапах их совместной работы; Щуко и Гельфрейх действительно навязали свое видение Иофану, используя контакты с Максимом Горьким, чтобы получить прямую связь со Сталиным. [29] В 1934 году троица отправилась в США для изучения американской технологии строительства небоскрёбов, встретив Фрэнка Ллойда Райта , который был хорошо знаком с работами Иофана и не любил их. [30]

Щуко занимался проектом Дворца Советов до своей смерти в 1939 году и прожил достаточно долго, чтобы стать свидетелем возведения фундамента Дворца, «подобного космическому кораблю, приземлившемуся в центре Москвы». [30] Одновременно спроектировал сохранившийся Большой Каменный мост (совместно с Николаем Калмыковым, Владимиром Гельфрейхом, Михаилом Минкусом ), виадук и городской театр в Сочи (совместно с Гельфрейхом) и оригинальный, 1938–1939, Центральный павильон ВВЦ .

Станция московского метрополитена « Электрозаводская» , первоначально спроектированная Щуко и Гельгрейхом в 1938 году (проекты были обнародованы в апреле 1938 года), была завершена через пять лет после смерти Щуко. Сталинскую премию за «Электрозаводскую» присудили Гельфрейху и Игорю Рожину , за исключением Щуко; современные упоминания о Московском метрополитене восстанавливают Щуко в качестве одного из трех соавторов. [31]

Шчуко family

[ редактировать ]

Щуко был женат дважды. По словам Татьяны Щуко (род. 1934), ее отец, несмотря на все политические поручения, до самой смерти оставался религиозным человеком и не скрывал своей веры от общественности. [32]

Архитектор Юрий Щуко, автор Центрального павильона ВВЦ 1954 года и младший архитектор Большого Дома 1931–1932 годов , приходился когда-то отстранённому Владимиру Щуко двоюродным братом . Юрий Щуко вместе с тремя другими участниками сотрудничал с Владимиром Щуко над проектом советского павильона 1936 года для Всемирной выставки 1937 года в Париже . Этот конкурс выиграл Иофан. [36]

Yury Shchuko's son, Vladislav Shchuko (1942–2007), was a structural engineer and a professor at Vladimir State University . [37]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Брумфилд, с. 257
  2. ^ Лисовский, с. 332
  3. ^ Лисовский, с. 326
  4. ^ Джонсон, с. 68
  5. ^ Джонсон, стр.69
  6. ^ Roerich, 1939. Quote: "Он понимал глубоко русский ампир, он любил итальянский восемнадцатый век. У него был природный тонкий вкус, все, что исходило от него, было благородно по заданию и форме и прекрасно по жизненной внешности"
  7. ^ Лисовский, с. 327
  8. ^ Jump up to: а б с Брумфилд, с. 253
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж Хмелева
  10. ^ Uvarova, p. 532
  11. ^ Вайнер, с. 216
  12. ^ Русский театр, 1919.
  13. Русский театр, 1925.
  14. ^ Бартлетт, стр. 241, 253-257.
  15. Русский театр, 1927.
  16. ^ Лисовский, с. 348
  17. ^ Лисовский, с. 349-350
  18. ^ Боннелл, с. 150
  19. ^ Кертис, с. 61
  20. ^ Vadim Alyoshin. "Konkurs na fasad zdania (Конкурс на фасад здания железнодорожного вокзала в г. Киеве)" (in Russian). Pavel Alyoshin memorial. Archived from the original on February 14, 2008 . Retrieved 2008-12-13 .
  21. ^ «Эскиз концепции библиотеки имени Ленина конца 1920-х годов» . ленинка.ру . Проверено 14 декабря 2008 г.
  22. ^ «Библиотека Ленина после 1917 года» . Российская государственная библиотека . Архивировано из оригинала 9 февраля 2008 г. Проверено 14 декабря 2008 г.
  23. ^ Первоначально 18 этажей; 19-й этаж был надстроен в 1960-х годах.
  24. ^ Rappaport, A. G. (November 2004). "Biblioteka Lenina (Библиотека Ленина)" . Zvezda (in Russian).
  25. ^ Пугачева, Елена (2007). «Достопримечательности Ростова» . Ростов-Регион.ру . Проверено 12 декабря 2008 г.
  26. ^ Jump up to: а б с Хмельницкий, с. 52–53
  27. ^ Jump up to: а б Akihsha, Kozlov, Hochfield p. 134
  28. ^ Хмельницкий, с. 54–55
  29. ^ Хмельницкий, с. 55, цитируются мемуары соратника Иофана Исаака Эйгеля , напечатанные в Германии в 1994 году.
  30. ^ Jump up to: а б Akihsha, Kozlov, Hochfield p. 137
  31. ^ Кавтарадзе, стр. 76, 82.
  32. ^ Jump up to: а б с Elena Gorfunkel (2002). "Interview with Tatyana Shchuko (in Russian)" . Delo magazine, November 18, 2002.
  33. ^ «Марина Щуко» (на русском языке). Администрация Вологодской области . Официальный сайт. Архивировано из оригинала 22 июля 2011 г. Проверено 12 декабря 2008 г.
  34. ^ «Профиль Татьяны Щуко» . Льва Додина Театр . 2008. Архивировано из оригинала 12 февраля 2009 г. Проверено 14 декабря 2008 г.
  35. ^ «Отчет о вручении Государственной премии России 2003 года» . Официальный сайт Президента России . 2003. Архивировано из оригинала 20 июня 2008 г. Проверено 12 декабря 2008 г.
  36. ^ «Конкурс 1936 года на советский павильон на Парижской выставке 1937 года» . Московский музей архитектуры . Архивировано из оригинала 26 ноября 2010 г. Проверено 14 декабря 2008 г.
  37. ^ «Владислав Щуко. Некролог» (на русском языке). Владимирский государственный университет . 2007 . Проверено 12 декабря 2008 г. [ мертвая ссылка ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8369d7fd435f43c564af24bb5ac89981__1716955740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/81/8369d7fd435f43c564af24bb5ac89981.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vladimir Shchuko - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)