Ivan Fomin
Ivan Aleksandrovich Fomin | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 3 февраля 1872 г. |
Умер | 12 июня 1936 г. Москва, РСФСР , Советский Союз. | (64 года)
Занятие | Архитектор |
Здания | Правительство Украины, Киев Krasnye Vorota station, Moscow Metro Здание Динамо, Москва |
Проекты | Goloday Island redevelopment |
Иван Александрович Фомин ( русский : Иван Александрович Фомин; 3 февраля [ OS 22 января] 1872 — 12 июня 1936) — русский архитектор и педагог . Свою карьеру начал в 1899 году в Москве , работая в стиле модерн . Переехав в Санкт-Петербург в 1905 году, он стал признанным мастером движения неоклассического возрождения . После русской революции 1917 года Фомин разработал советскую адаптацию неоклассицизма и стал одним из ключевых авторов ранней фазы сталинской архитектуры, известной как постконструктивизм .
Ранние годы
[ редактировать ]Родившийся в Орле Фомин получил классическое [ 1 ] образование получил в средней школе в Риге , изучал математику в Московском университете . В 1894 году он поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, но был исключен в 1896 году. [ 2 ] для политической деятельности. После года обучения во Франции Фомин поселился в Москве и сдал испытания на лицензию подрядчика. Он работал у Льва Кекушева и Федора Шехтеля , двух ведущих мастеров модерна . Шехтель направил его в проект МХАТ , который представил Фомина публике и в конечном итоге принес ему первые собственные заказы.
Модерн (1899–1903)
[ редактировать ]В основу раздела легла книга М.В. Нащокина «Архитектура московского модерна». [ 3 ]
Ранний стиль Фомина был связан с Шехтелем и австрийским модерном . Его первой и самой заметной работой стал особняк Вильгельмины Рек в Скатертном переулке. [ 4 ] Здание построено по образцу студии «Эльвира» Августа Энделла (1896 г., разрушено в 1944 г.); Вместо морских мотивов Энделла Фомин украсил свои работы гипсовыми цветами и вставками из майолики . Те же цветочные мотивы использовались и на железных воротах. Здание до сих пор стоит, хотя и перестроено до неузнаваемости.
Фомин продолжал работать на семью Рек, спонсировавшую модерн. В 1902–1903 годах организовал «Выставку искусства и архитектуры нового стиля», демонстрируя свои работы в области дизайна интерьеров. Фомин заключил контракты с ведущими мебельщиками, литейными и керамическими заводами для создания своих собственных проектов, а также представил работы таких гостей, как Чарльз Ренни Макинтош , Йозеф Мария Ольбрих , Коломан Мозер и русские художники. Фомин зарекомендовал себя как пропагандист модерна. Однако его попытки создать новое Архитектурное общество провалились. В 1902 году он основал в Москве Строительное училище с отдельным женским классом.
Неоклассицизм (1903–1917)
[ редактировать ]

Фомин приобрел солидную репутацию, но лицензии архитектора еще не имел. Он вернулся в Петербург в 1905 году и окончил курс Леона Бенуа в Академии художеств в 1909 году, выиграв годичную ознакомительную поездку в Грецию, Египет и Италию. В это время неоклассическое возрождение стало ведущим стилем в Петербурге и самым технологичным. Банки и универмаги, предпочитавшие этот стиль, могли позволить себе стальной каркас и полы из бетонных плит. Сочетание денег и технологий позволило совместить классические колонны и арки с большими стеклянными поверхностями. [ 5 ]
Поворот Фомина к неоклассицизму относится к 1903 году, когда он подал заявку на конкурс на имение графа Волконского с неоклассическим проектом. В 1904 году Фомин опубликовал в журнале «Мир искусства» свой «Манифест возрождения» , посвятив себя архитектурному наследию Екатерины и Александра I. «Сегодня каждый хочет быть индивидуальным, изобретать свое, и в итоге мы не видим ни доминирующего стиля, ни следа тех, кто в конечном итоге сможет его создать». Фомин верил в универсальную идею, объединяющую всех, и в архитектурный стиль, который мог бы ей служить. Выставки Академии «История русского искусства» (1909) и «История архитектуры» (1911) он пропагандировал так же энергично, как и выставки в стиле модерн. Фомин был ярым сторонником сохранения зданий, возглавляя кампанию против превращения исторических особняков в доходные дома. [ 6 ]
Фомин выполнил многочисленные внутренние ремонты, [ 7 ] и два новых здания (особняк Половцова, [ 8 ] [ 9 ] и особняк Абамелека-Лазарева [ 10 ] ). Его величайшие городские проекты того времени, прерванные началом Первой мировой войны, не были реализованы в полной мере.

Новый Петербург ( застройка острова Голодай ) был огромной палладианской фантазией. В 1911 году британская инвестиционная компания под руководством Риккардо Гуалино запустила проект застройки участка площадью 1 квадратный километр на западе острова Голодай, поручив Фомину генеральное планирование. Проектирование здания было разделено между Фоминым и Федором Лидвалем . Фомин хотел воссоздать монументальную имперскую классику в среде среднего класса. Лишь часть его плана была реализована до Первой мировой войны. Одно здание — школа на улице Каховского — стоит и сегодня.
Революционные годы (1918–1926).
[ редактировать ]В 1918 году Фёдор Лидваль уехал в Швецию . Фомин остался в Петербурге.
Гражданская война в России остановила все новое строительство; несколько архитектурных должностей были сосредоточены на монументальной пропаганде и городском планировании. Фомину удалось занять пост председателя Петроградской (Санкт-Петербургской) зональной комиссии, оформил пейзаж Марсова поля (1920–1923).
Фомин воспитал новое поколение архитекторов во ВХУТЕМАСе /ВХУТЭИНе, одновременно разрабатывая собственную концепцию пролетарского классицизма . Он утверждал, что универсальная архитектура должна заимствовать существенные принципы классицизма, но детали классицизма не важны. В результате новый архитектурный порядок может быть упрощен до лаконичного набора основных элементов, не связанного строгими пропорциями. На практике, как и все теории, она работала для хороших архитекторов (таких как сам Фомин), но не могла помочь посредственным подражателям.
Последние десять лет (1926–1936)
[ редактировать ]



В 1929 году Фомин переехал в Москву. Там он достроил здание «Динамо», [ 11 ] эксперимент на полпути между современным искусством и его собственным неоклассицизмом. Здание со стальным каркасом и перекрытием из бетонных плит выглядит как промышленный объект, но парные колонны, фирменный знак Фомина, выдают его классическое происхождение. В 1933 году, когда все московские архитекторы были распределены по 20 мастерским Моссовета , Фомина назначают руководить проектной мастерской №3 . Здесь он спроектировал три своих последних проекта (два будут завершены после его смерти).
По мнению Селима Хан-Магомедова , Фомин был одним из двух предшественников так называемого постконструктивизма , ранней стадии сталинской архитектуры (вторым был Илья Голосов ). Постконструктивизм определяется как классические формы без классических деталей , попытка заново изобрести новый стиль, чтобы заменить классический порядок . Фомин в конечном итоге от него отказался в пользу истинного неоклассицизма (как и вся сталинская архитектура). [ 12 ]
Фомин принимал участие во всех крупнейших архитектурных конкурсах своего времени:
- 1932-34 Курский вокзал .
- 1932-33 Дворец Советов .
- 1934 Narkomtiazhprom
- 1934 г. Первая очередь Московского метрополитена .
Он действительно выиграл и выполнил одно из заданий Метро. Дворец Советов завоевал Борис Иофан , строительство началось с огромной оглаской, но было прекращено нападением Германии в 1941 году . Два других его конкурса не вышли за рамки концептуальных проектов.
В отличие от Ивана Жолтовского , который воздерживался от скромной работы на станциях метро, Фомин охотно включился в конкурс на метро. соревновался На Красных Воротах он конструктивистом с бывшим Ильей Голосовым , чья работа оказалась настоящей классикой дорической Греции. К несчастью для Голосова, чрезвычайно тяжелые геологические условия потребовали тяжелых и широких опорных пилонов. Его в остальном прекрасный проект не был осуществим для технологии 1935 года, уступив место простому дизайну Фомина из красного гранита – дань уважения старым Красным воротам , снесенным в 1932 году. Эта станция открылась для публики в 1935 году, когда Фомин был жив. Он спроектировал еще одну станцию — «Театральную» (тогда «Площадь Свердлова» ), строительство которой было завершено через два года после его смерти.
Его последний проект на земле, здание Правительства Украины в Киеве , был одобрен к строительству в 1934 году. Это 10-этажное здание, самый ранний пример истинного сталинского ампира , было воспринято как способ строительства и породило многочисленные имитации. Особенностью является лоскутный орнамент на колоннах. Фомин прекрасно знал, что 25-метровая голая колонна будет выглядеть неестественно; одеяло согревает скучную форму. колонн Капители также отличаются от своих коринфских прототипов: на такой высоте, рассуждал он, будут потеряны мелкие греческие детали, поэтому он упростил и увеличил листы своего орнамента.
Наследие
[ редактировать ]Фомин умер от внезапного инсульта [ 13 ] в 1936 году похоронен на Новодевичьем кладбище ; Театральную и Правительство Украины достроили другие архитекторы. После Второй мировой войны здание Правительства Украины стало основным элементом советских учебников по архитектуре, образцом сталинской Империи .
Сын Фомина, Игорь Иванович Фомин (род. 1904) также стал архитектором, работая преимущественно в Санкт-Петербурге. Будучи конструктивистом двадцати с небольшим лет, он позже реализовал различные сталинистские проекты, такие как жилой район Щемиловка и станция метро «Площадь Восстания» . Сходство инициалов (И.И. Фомин и И.А. Фомин) часто сбивает с толку журналистов.
Московскую мастерскую и музей Фомина (в переулке проспекта Мира, 52, где он жил в квартире 43) власти города Москвы планировали снести летом 2006 года; защитники природы изо всех сил пытаются спасти мемориальное здание. [ 13 ] [ 14 ]
Здания
[ редактировать ]

- 1900 Особняк Вильгельмины Рек (Москва, Скатертный переулок, 25)
- 1900-1902 МХАТ (Ученик Шехтеля)
- 1909-1911 Shakhovskaya Mansion, interiors (Saint Petersburg, Fontanka embankment, 27)
- 1910 Gagarin family Kholomki estate , Pskov Oblast
- 1911-1913 Polovtzov Mansion (Saint Petersburg, Srednei Nevki Embankment, 6)
- 1911-1914 Novy Peterburg (Golodai Island development), concept, planning, lead architect
- 1912 Novy Peterburg apartment building (Kakhovsky Lane, 10)
- 1912-1914 Novy Peterburg apartment building (Kakhovsky Lane, 2, completed 1927)
- 1912 Могила Леонида Мациевича (Санкт-Петербург, Александро-Невская лавра )
- 1912 Ratkov-Rozhnov building, interiors (Saint Petersburg, Dvortzovaya Embankment, 8)
- 1912-1913 Ratkov-Rozhnov mansion, interiors (Saint Petersburg, Moika Embankment, 86)
- 1912-1913 Golubev mansion, interiors (Saint Petersburg, Bolshoy Prospect, 10)
- 1913 г. Особняк Нейдгардт, интерьеры (Санкт-Петербург, Захарьевская, 31)
- 1913-1914 Vorontsov-Dashkov mansion, interiors (Saint Petersburg, Mokhovaya 10)
- 1913-1914 Особняк Амалека-Лазарева (Санкт-Петербург, наб. Мойки, 23)
- 1914 Portal, "Cafe de Paris", (Saint Petersburg, Bolshaya Morskaya 16)
- 1913 Обелиски и фонари, Ломоносовский мост (Санкт-Петербург)
- 1920-1923 Марсова поля , Санкт-Петербург. Озеленение сада
- 1927 Санаторий «Ударник» ( Железноводск )
- 1929 Химический институт ( Иваново , концепция, реализованная А.И.Павиным 1930–1937, фотография )
- 1928-1930 Здание "Динамо ". Архивировано 25 февраля 2009 года в Wayback Machine (Москва, Лубянка).
- 1929-1930 Здание Московской Ратуши ( Тверская улица , Москва)
- 1930 Собственное здание студии (Москва, проспект Мира, 52)
- 1930 Commissariat of Railways (Дом МПС, Дом-Паровоз – The Tank Engine Building ) (Moscow)
- 1933-1936 Клиника комиссара путей сообщения (Москва, Басманная, блог ru_sovarch )
- 1935 Krasniye Vorota station, Moscow Metro
- 1934-1936 Здание Правительства Украины , завершено в 1938 ( Киев году П.В. Абросимовым))
- 1936 Театральная Станция Московского метрополитена (завершена в 1938 году).
См. также
[ редактировать ]- Архитектура в эпоху Сталина: культура вторая, Владимир Паперный (автор), Джон Хилл (переводчик), Роанн Баррис (переводчик), 2002 г., ISBN 978-0-521-45119-2
- Уильям Крафт Брумфилд. Истоки модернизма в русской архитектуре (Беркли: Калифорнийский университет Press, 1991). ISBN 0-520-06929-3
- о русском неоклассицизме (1900–1914) Работы Уильяма Крафта Брумфилда , т. е. «Торговля в русской городской культуре 1861–1914», изд. Уильям К. Брумфилд, Издательство Центра Вудро Вильсона, ISBN 978-0-8018-6750-7 и другие.
- Русский: Анна Старостина, «Дореволюционные интерьеры Ивана Фомина», онлайн на сайте www.archi.ru.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Классическая русская гимназия была элитной формой средней школы с уклоном в изучение греческого и римского языков.
- ^ Russian bio: Лисовский В.Г., "И.А. Фомин", М, 1979. Other sources place expulsion in 1897
- ^ Russian: Нащокина М.В. Архитекторы московского модерна. М., Жираф. 1998.С.216
- ↑ Яков Рек, руководитель строительной компании, сдал в эксплуатацию многие здания в Москве. В результате существует как минимум пять Особняков Река.
- ^ «Торговля в русской городской культуре 1861-1914», изд. Уильям К. Брумфилд, Издательство Центра Вудро Вильсона, главы 8,9,10 ISBN 978-0-8018-6750-7 ; Русское издание: ISBN 5-94607-011-8 . Интернет-иллюстрированная русская версия www.cultinfo.ru. Архивировано 7 апреля 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Russian: Т.А.Славина. "О трех петербургских владениях графов Строгановых", www.slavina-ltd.ru Archived 28 September 2007 at the Wayback Machine
- ↑ Русский: Анна Старостина, «Дореволюционные интерьеры Ивана Фомина» www.archi.ru. Архивировано 20 марта 2007 г. в Wayback Machine.
- ↑ Русский: Анна Старостина, «Особняк Половцова», фотогалерея www.archi.ru. Архивировано 20 марта 2007 г. в Wayback Machine.
- ↑ Английский: Джейсон Грант, «Дача Половцова», история здания www.nostalgicglass.org. Архивировано 8 августа 2007 г. в Wayback Machine.
- ↑ Русский: Анна Старостина, «Особняк Абамелека», фотогалерея www.archi.ru. Архивировано 20 марта 2007 г. в Wayback Machine.
- ↑ Спортивный клуб «Динамо» находился в ведении НКВД . Здание "Динамо" стоит рядом со штабом НКВД на Лубянке.
- ^ Russian: Russian: С.О.Хан-Магометов. «Архитектура Советского авангарда».Т1. Москва. Стройиздат. 1996 (S.O. Khan-Magomedov, "Soviet avantgarde architecture", 1996)
- ^ Jump up to: а б Русский: «Исчезающее наследие», Джой Зигевайд, 25 августа 2006 г., The Moscow Times. Архивировано 25 декабря 2007 г., archive.today .
- ^ Английский: «Под угрозой», 12 июля 2006 г., Московское общество охраны архитектуры . Архивировано 6 мая 2007 г. в Wayback Machine.