Jump to content

Иван Жолтовский

Иван Жолтовский
Рожденный
Иван Владиславович Жолтовский

27 ноября 1867 г.
Умер 16 июля 1959 г. ( 1959-07-16 ) (91 год)
Национальность Русский
Занятие Архитектор

Иван Владиславович ( педагог июля Жолтовский . и архитектор 27 ноября 1867 — 16 1959) — советский и российский С 1898 года до своей смерти работал преимущественно в Москве . Опытный мастер архитектуры эпохи Возрождения до русской революции , позже он стал ключевой фигурой сталинской архитектуры . Он был одним из членов художественного объединения « Четыре искусства », существовавшего в Москве и Ленинграде в 1924–1931 годах.

Ранние годы

[ редактировать ]

Иван Жолтовский родился в селе Плотница Минской губернии (ныне Белоруссия поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге. ) 27 ноября 1867 года . В 20 лет Обучение продолжалось 11 лет до 1898 года – из-за нехватки денег Иван работал взял длительный отпуск, работая подмастерьем в архитектурном бюро Санкт-Петербурга. К моменту окончания учебы Жолтовский имел первоклассный практический опыт в области дизайна, технологий и управления проектами . Он сохранил этот практический подход до конца своей карьеры, будучи менеджером по строительству в первоначальном понимании архитектурной профессии. Жолтовский планировал переехать в Томск после окончания учебы, но в конце концов получил и принял быстрое предложение о работе в Строгановском художественном училище в Москве. Он стал репетитором по архитектуре всего через несколько недель после получения собственного диплома – подработка, которая давала много времени для профессиональной практики.

Человек эпохи Возрождения, 1900-1917 гг.

[ редактировать ]

С самого начала он присоединился к группе возрождения «традиционалистов» (ретроспективисты, букв. «ретроспективисты» ), противопоставив себя доминирующему в то время модерну ( «Русский модерн» ). Его поиски классического совершенства заняли некоторое время, поскольку на него в равной степени повлияли русский классицизм и итальянский Ренессанс . Хотя неоклассическое возрождение [ 1 ] была в то время второй по величине школой в России (пользовалась большим спросом в Санкт-Петербурге, в меньшей степени в Москве), влияние Ренессанса было уникальным для Жолтовского и останется его фирменным стилем до его смерти.

Он часто путешествовал по Италии , записывая ее архитектурное наследие. Итальянская коллекция Жолтовского до сих пор часто выставляется, в том числе редкие фотографии венецианской колокольни Святого Марка до обрушения 14 июля 1902 года. [ 2 ] Он свободно говорил по-итальянски, перевел Палладио » « Четыре книги на русский язык (и в конце концов опубликовал их в 1938 году). Известные работы этого периода:

Практика, педагогическая деятельность и активная общественная деятельность в художественной среде уже в 1909 году принесли ему ученое звание. Ко времени русской революции, когда ему исполнилось 50 лет, Жолтовский уже считался мастером-строителем, старейшиной в своем деле. профессия.

Советник большевиков, 1917-1926 гг.

[ редактировать ]

Жолтовский оставался в Москве на протяжении всей Первой мировой войны , революции 1917 года и Гражданской войны . В 1918 году он вместе с Алексеем Щусевым возглавил Архитектурную мастерскую перепланировки Москвы , единственное в Москве государственное архитектурное бюро. [ 6 ] нанимая и обучая молодых людей, таких как Илья Голосов , Пантелеймон Голосов , Константин Мельников , Николай Ладовский и Николай Колли ( 12 учеников , поровну разделенных между конструктивизмом и традиционным искусством). Заказов было немного, в основном на ремонт или пристройку старых объектов недвижимости, и очень немногие из них действительно материализовались. Когда строительство было остановлено, он сосредоточился на образовании и изучении городского планирования .

Жолтовский продолжал преподавать во Вхутемасе . Если архитектурным училищем в Ленинграде (ВХУТЭИН) руководили традиционалисты, то Московское училище (Вхутемас) стало пристанищем для модернистов. Жолтовский был избавлен от революционной риторики «новое против старого»: в конце концов, он был работодателем для многих архитекторов-модернистов, давая им любую работу, которую мог обеспечить (например, павильоны Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 года, проект, которым совместно руководили Жолтовский и Щусев).

Вместе со Щусевым и опираясь на своих младших, Жолтовский руководил первым генеральным планом перепланировки Москвы. Эта работа принесла ему признание большевистской администрации. Он встретился с Владимиром Лениным и был очень хорошо принят; Согласно воспоминаниям Жолтовского ( утвержденным к печати в СССР ), Генеральный план был заказан самим Лениным, который не был особо компетентен в архитектуре и не мог вспомнить какие-либо прошлые проекты своего подрядчика. [ 7 ] План Жолтовского, как сообщалось Ленину, основывался на переносе городской застройки на новые земли к юго-западу от города. Позже он и Щусев остановились на менее радикальной модели роста. [ 8 ] с лишь незначительной попыткой оторваться от круговой планировки, прорезав два основных проспекта через центр города. Этот план был отвергнут Сталиным в 1932 году. [ 9 ]

Работы этого периода (на сегодняшний день ни одно не сохранилось)

  • Novaya Moskva master development plan (1918–1923, lead planner Alexey Shchusev)
  • Всероссийская сельскохозяйственная выставка - генеральный план и управление (совместно с Алексеем Щусевым), въездные ворота (1923 г.)
  • АМО (совместно с Мельниковым, 1923 г.) Малоэтажный поселок рабочих [ 10 ]
  • Советский павильон на миланской выставке (1925–26).

Снова практика, 1926–1932 гг.

[ редактировать ]
Расширение силовой установки МОГЕС-1. третьего этажа Стена — фальшивая занавеска.

Когда он вернулся из долгой поездки в Италию в 1923–1926 годах, новая экономическая политика ( НЭП ) принесла архитекторам значительное облегчение. Опытные специалисты снова оказались востребованы, в основном со стороны государственных или полугосударственных компаний. В течение короткого периода архитекторы работали по старинке, со своими фирмами и учениками. Некоторые из учеников Жолтовского реализовали собственные проекты, некоторые присоединились к фирме. Три наиболее известные работы Жолтовского того времени:

  • Расширение Госбанка на Неглинной улице (Москва, завершено в 1929 г.) [ 10 ]
  • Дом Советов ( Махачкала , 1927 г.)
  • Расширение Первой электростанции (МоГЭС-1) (Москва, 1927 г.)

Цех №1, 1932-1941 гг.

[ редактировать ]
Mokhovaya Street Building, 1931-1934

В 1931–1932 годах государство консолидировало некогда профессию мозаичного архитектора. В июне 1931 года ЦК санкционировал три мегапроекта — реконструкцию Москвы, канала имени Москвы и Московского метрополитена , создав тысячи архитектурных и инженерных рабочих мест под жёстким контролем государства. [ 11 ] Четвертый мегапроект, Дворец Советов , уже находился на стадии конкурса проектов. Жолтовский разделил приз конкурса с Борисом Иофаном и Гектором Гамильтоном ; Позднее был выбран проект Иофана. [ 12 ] [ 13 ] Жолтовский, однако, отказался работать в «Метро» , полагая, что скромная подземная работа не стоит его времени. [ 14 ]

После пряника последовал кнут: в апреле 1932 года другое постановление партии объявило вне закона все независимые художественные союзы; на смену им пришли государственные Союз советских архитекторов (июль 1932 г.) и Академия архитектуры (1933 г.). [ 11 ]

Независимым архитекторам пришлось присоединиться к государственным проектам, перейти на бюрократические должности ( Виктор Веснин [ 15 ] ) или уволиться (как это сделал Мельников ). По проекту реконструкции Москвы было создано 10 государственных архитектурных мастерских, [ 16 ] примерно соответствует радиальным секторам города. Жолтовского пригласили возглавить Цех №1 ; как и другие старые архитекторы (Щусев, Владимир Щуко , Иван Фомин ), он прекрасно вписывался в сталинскую систему. Его просветительская деятельность пользовалась большим уважением: в 1935 и 1937 годах Политбюро назначало его выступать по вопросам образования на предстоящем съезде архитекторов (дважды этот съезд откладывался, и каждый раз список докладчиков утверждался на самом верху). [ 11 ]

Его довоенные работы варьируются от морских курортов до промышленных морозильников. [ 17 ] хотя его реальный личный вклад в каждый проект, за некоторыми исключениями, неясен. Его самая влиятельная, бесспорная работа, получившая высокую оценку чиновников, [ 18 ] был завершен в 1934 году прямо напротив Кремля . Доходный дом на Моховой улице , первоначально Дом инженеров и техников (Дом ИТР) [ 19 ] до сих пор известен как Дом Жолтовского.

Военные и послевоенные годы, 1945-1959 гг.

[ редактировать ]
Дом Львов, 1945, Патриаршие пруды , Москва
Дом Львов, 1945 год, парадный вход Патриаршие пруды , Москва

В 1940 году, уже 73 года, Жолтовский принимает кафедру Московского архитектурного института (МАрхИ). Жолтовский оставался в Москве на протяжении всей Второй мировой войны , управляя МАрхИ и занимаясь различными консультациями; когда пришло время возмещать ущерб, нанесенный войной, он был слишком стар, чтобы заниматься серьезной работой за городом. Он претендовал на расширение штаб-квартиры Моссовета , внося 18 предложений (1939–1945, [ 20 ] ); все провалилось, и эту работу присудили Дмитрию Чечулину . [ 21 ] Летом 1945 года государство учредило Жолтовскую школу-мастерскую , где он проработал до самой смерти.

В том же 1945 году Жолтовская мастерская [ 22 ] завершили скандальный Дом Львов в Ермолаевском переулке — роскошную резиденцию Красной Армии маршалов в центре города , стилизованную под усадьбу начала XIX века. Почтение к высшему начальству очень скоро дало обратный результат. Жолтовский дал своим ученикам задание на проектирование Загородной резиденции Маршала Советского Союза . Сразу же посыпались политические обвинения; 2 ноября 1945 года Жолтовский получил официальное указание отказаться от выполненных студенческих проектов, поменять их оценки и выдать новое, политкорректное , задание. [ 21 ]

После 1945 года Жолтовский лично спроектировал всего три жилых дома в Москве (включая расширение своего здания НКВД 1935 года на Смоленской площади). Самое известное здание на Большой Калужской 1949 года представляет собой интересную иллюстрацию перехода Жолтовского от элиты к массам, попытку довести массовое строительство до уровня качества, ожидаемого от сталинской архитектуры и его собственного стиля Возрождения . Все квартиры в этом доме относительно небольшие, двухкомнатные, но с большим количеством места для хранения вещей. Планы этажей намеренно не поощряли преобразование небольших семейных квартир в переполненные многоквартирные коммуналки (в кухню можно попасть только из семейных комнат). [ 23 ] Любимые плоские стены Жолтовского (без эркеров , без перекосов) и скромное применение флорентийского канона вполне подходят для этой цели.

В 1948 году 80-летний Жолтовский стал объектом охоты на ведьм вновь . Без всякой видимой причины мелкие критики раскритиковали его работы и его роль в образовании. Жолтовский лишился кафедры МАрхИ. В феврале 1949 года «профессиональный круглый стол» заклеймил его Дом на Большой Калужской как формалистский , осудил просветительскую деятельность Жолтовского и фактически отлучил его от практики на год. Неожиданно фортуна повернулась, и в марте 1950 года Жолтовскому была присуждена Сталинская премия второй степени за то самое здание, подвергшееся остракизму годом ранее. [ 21 ] [ 24 ] К 1952 году критики оценили это как способ строительства. [ 23 ]

Смерть и наследие

[ редактировать ]

Жолтовский был дважды женат и не оставил детей. С 1920 года жил в доме Станкевича XIX века в Вознесенском переулке. [ 25 ] [ 26 ] Он умер от пневмонии в возрасте 92 лет. [ 25 ] Как только он умер, его вдову, пианистку Ольгу Аренскую, выселили из дома ( через 48 часов ). [ 26 ] ) его коллекция произведений искусства и антиквариата была рассеяна. Его вдова пережила Жолтовского на год. [ 26 ]

Кредо Жолтовского заключалось в том, что архитектура и строительный процесс неразделимы; отделение архитектора от управления строительством сводит искусство к рисованию. Но в то же время его работа по снижению затрат на строительство и оценке новых технологий в 1950-е годы ознаменовала упадок профессии в СССР. Эта работа, начатая в январе 1951 года Никитой Хрущевым города Москвы (тогдашним партийным руководителем ), [ 27 ] проложил путь к переходу от каменной кладки к сборному бетону в конце 1950-х годов. Жолтовская мастерская предлагала различные проекты сборных железобетонов, смешивая новые технологии со сталинским экстерьером; эта линия архитектуры так и не была реализована: Хрущев объявил войну «архитектурным излишествам» в ноябре 1955 года, как раз тогда, когда бетонная промышленность приобрела достаточные мощности для массового строительства. Жолтовского Последний многоквартирный дом (проспект Мира, 184) был очищен от «избыточности», а через десять лет архитектура отделилась от управления строительством и свелась к градостроительству и проектированию.

  1. ^ В русской культурной традиции неоклассицизм относится к тенденции Возрождения 1900-1917 годов, а не к стилю начала XIX века, как это определено в английской статье Википедии (что по-русски является просто классицизмом ).
  2. ^ Государственный музей архитектуры владеет и экспонирует итальянскую коллекцию.
  3. ^ Бертран М. Патеноуд, Большое шоу в Бололанде: Американская экспедиция по оказанию помощи Советской России во время голода 1921 года , Stanford University Press, Стэнфорд, 2002, стр. 207
  4. ^ Russian: НИИ детской онкологии. Историческая справка, at www.doctor.ru [ постоянная мертвая ссылка ] )
  5. ^ Фотография проекта Коновалова на сайте www.all-photo.ru.
  6. ^ Кук, Кэтрин (1999). «Источники радикальной миссии в ранней советской профессии Алексей Ган и московские анархисты» . Архитектура и революция . Рутледж. дои : 10.4324/9780203208335-7 . ISBN  9780203208335 .
  7. ^ Russian: "Воспоминания о В.И.Ленине", в пяти томах, т.3., М., Политиздат, 1984
  8. ^ Novaya Moskva map at www.in.msk.ru ,
  9. ^ Russian: Хмельницкий, Д., "Сталин и архитектура", гл.6 (Khmelnizky, Dmitry, "Stalin and Architecture", 2004, ch.6) www.archi.ru Archived 2007-03-17 at the Wayback Machine
  10. ^ Перейти обратно: а б Year referenced as in Russian: Глазычев, В.А., "Россия в петле модернизации", гл.10, Glazychev, V. A., "Strangled by Modernization", ch.10, www.glazychev.ru
  11. ^ Перейти обратно: а б с Хмельницкий, ч.6
  12. ^ Khmelnizky, ch.2
  13. ^ "Дворец Гамильтона", Time, 14 марта 1932 г., Архив времени CNN.
  14. ^ Russian: "70 лет московскому метро", World Architecture Magazine, No.14, 2005, WAM Archived 2010-02-18 at the Wayback Machine
  15. Виктор Веснин с 1932 года и до самой смерти занимал высшие чины в советской архитектуре: руководитель Союза советских архитекторов, руководитель Академии, главный архитектор НКТП. Моисей Гинзбург оставался презираемым, но прочно утвердившимся академиком также до самой смерти . Оба умерли естественной смертью.
  16. ^ Russian: Фирсова, А.В., "Учитель", "Архитектура и строительство Москвы", at www.asm.ru
  17. ^ Russian: Микоян, А.И., "Так было", Вагриус, 1999, гл.20 ( Anastas Mikoyan , "And so it was", ch.20) ISBN   5-264-00032-8 ;
    Английский перевод: Мемуары Анастаса Микояна: Путь борьбы, Том 1, 1988, Sphinx Press, Анастас Иванович Микоян (Серго Микоян, ред.), ISBN   0-943071-04-6
  18. ^ Хмельницкий, анализируя письма Лазаря Кагановича Сталину (рус. «Сталин и Каганович. Переписка. 1931–1936». Москва, 2001, с. 253), делает вывод, что безымянный дом, воспетый Кагановичем в 1932 году как образец По качеству и стилю это не что иное, как Дом на Моховой . Сталин поддержал точку зрения Кагановича. Но этот вывод поверхностный, прямой ссылки на него нет.
  19. ^ Khmelnizky , ch.4
  20. ^ Russian: Жолтовский И.В., "Проекты и постройки", М, Госстройиздат, 1955 (Zholtovsky, Drafts and Completed Buildings, 1955)
  21. ^ Перейти обратно: а б с Хмельницкий, ч.9
  22. ^ Фактический проект выполнен М. Дзиско и Н. Гайгаровым. Жолтовский продвигал и санкционировал этот проект. Русский:www.pravaya.ru. Архивировано 2 марта 2007 г. в Wayback Machine.
  23. ^ Перейти обратно: а б Russian: Цапенко, М.П., "О реалистических основах советской архитектуры", М., Госстройиздат, 1952, стр.250-254
  24. Хмельницкий и Белютин предполагают, что Жолтовского поддерживал Хрущев, но не приводят этому никаких доказательств.
  25. ^ Перейти обратно: а б Russian: Емельянова, О.Л., "Воспоминания о Жолтовском", "Архитектура и строительство Москвы", N4, 2003 at www.asm.ru
  26. ^ Перейти обратно: а б с Русский: Белютин Е.М., «Мастер. Иван Владиславович Жолтовский» на сайте www.tonnel.ru.
  27. ^ Необходимость удешевления жилья и стремление к новым технологиям очевидны в советских государственных документах с 1948 года. Московская конференция 1951 года стала поворотным моментом, когда партия и Академия архитектуры договорились об основной стратегии: сборный железобетон. см. Сталинскую архитектуру . Подробнее
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2e764b8d74e067175d3e00d900ca23f3__1718332020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/f3/2e764b8d74e067175d3e00d900ca23f3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ivan Zholtovsky - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)