Иван Жолтовский
Иван Жолтовский | |
---|---|
Рожденный | Иван Владиславович Жолтовский 27 ноября 1867 г. |
Умер | 16 июля 1959 г. | (91 год)
Национальность | Русский |
Занятие | Архитектор |
Иван Владиславович ( педагог июля Жолтовский . и архитектор 27 ноября 1867 — 16 1959) — советский и российский С 1898 года до своей смерти работал преимущественно в Москве . Опытный мастер архитектуры эпохи Возрождения до русской революции , позже он стал ключевой фигурой сталинской архитектуры . Он был одним из членов художественного объединения « Четыре искусства », существовавшего в Москве и Ленинграде в 1924–1931 годах.
Ранние годы
[ редактировать ]Иван Жолтовский родился в селе Плотница Минской губернии (ныне Белоруссия поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге. ) 27 ноября 1867 года . В 20 лет Обучение продолжалось 11 лет до 1898 года – из-за нехватки денег Иван работал взял длительный отпуск, работая подмастерьем в архитектурном бюро Санкт-Петербурга. К моменту окончания учебы Жолтовский имел первоклассный практический опыт в области дизайна, технологий и управления проектами . Он сохранил этот практический подход до конца своей карьеры, будучи менеджером по строительству в первоначальном понимании архитектурной профессии. Жолтовский планировал переехать в Томск после окончания учебы, но в конце концов получил и принял быстрое предложение о работе в Строгановском художественном училище в Москве. Он стал репетитором по архитектуре всего через несколько недель после получения собственного диплома – подработка, которая давала много времени для профессиональной практики.
Человек эпохи Возрождения, 1900-1917 гг.
[ редактировать ]С самого начала он присоединился к группе возрождения «традиционалистов» (ретроспективисты, букв. «ретроспективисты» ), противопоставив себя доминирующему в то время модерну ( «Русский модерн» ). Его поиски классического совершенства заняли некоторое время, поскольку на него в равной степени повлияли русский классицизм и итальянский Ренессанс . Хотя неоклассическое возрождение [ 1 ] была в то время второй по величине школой в России (пользовалась большим спросом в Санкт-Петербурге, в меньшей степени в Москве), влияние Ренессанса было уникальным для Жолтовского и останется его фирменным стилем до его смерти.
Он часто путешествовал по Италии , записывая ее архитектурное наследие. Итальянская коллекция Жолтовского до сих пор часто выставляется, в том числе редкие фотографии венецианской колокольни Святого Марка до обрушения 14 июля 1902 года. [ 2 ] Он свободно говорил по-итальянски, перевел Палладио » « Четыре книги на русский язык (и в конце концов опубликовал их в 1938 году). Известные работы этого периода:
- Дом Тарасова (Москва, завершен в 1912 году), основанный на Палладио Палаццо Тиене в Виченце и, в некоторой степени, Дворце дожей в Венеции, является его самой известной дореволюционной работой. Он служил Американской администрации помощи штаб-квартирой русского подразделения во время российского голода 1921 года . [ 3 ]
- Дом ипподромного общества (Москва, 1903; к проекту ипподрома он вернется полвека спустя)
- Дом Носова (Москва, 1908 г.)
- Липовка (Липки, Московская область , 1908); построенная как дача Альфреда Руперти, позже реконструированная как одна из резиденций Иосифа Сталина под названием Липки, ныне часть Института детской онкологии. [ 4 ]
- Ivan Konovalov's factory with hospital, nursery and living quarters (Bonyachki estate, near Kineshma , 1912, with V. D. Adamovich [ 5 ] )
Практика, педагогическая деятельность и активная общественная деятельность в художественной среде уже в 1909 году принесли ему ученое звание. Ко времени русской революции, когда ему исполнилось 50 лет, Жолтовский уже считался мастером-строителем, старейшиной в своем деле. профессия.
Советник большевиков, 1917-1926 гг.
[ редактировать ]Жолтовский оставался в Москве на протяжении всей Первой мировой войны , революции 1917 года и Гражданской войны . В 1918 году он вместе с Алексеем Щусевым возглавил Архитектурную мастерскую перепланировки Москвы , единственное в Москве государственное архитектурное бюро. [ 6 ] нанимая и обучая молодых людей, таких как Илья Голосов , Пантелеймон Голосов , Константин Мельников , Николай Ладовский и Николай Колли ( 12 учеников , поровну разделенных между конструктивизмом и традиционным искусством). Заказов было немного, в основном на ремонт или пристройку старых объектов недвижимости, и очень немногие из них действительно материализовались. Когда строительство было остановлено, он сосредоточился на образовании и изучении городского планирования .
Жолтовский продолжал преподавать во Вхутемасе . Если архитектурным училищем в Ленинграде (ВХУТЭИН) руководили традиционалисты, то Московское училище (Вхутемас) стало пристанищем для модернистов. Жолтовский был избавлен от революционной риторики «новое против старого»: в конце концов, он был работодателем для многих архитекторов-модернистов, давая им любую работу, которую мог обеспечить (например, павильоны Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 года, проект, которым совместно руководили Жолтовский и Щусев).
Вместе со Щусевым и опираясь на своих младших, Жолтовский руководил первым генеральным планом перепланировки Москвы. Эта работа принесла ему признание большевистской администрации. Он встретился с Владимиром Лениным и был очень хорошо принят; Согласно воспоминаниям Жолтовского ( утвержденным к печати в СССР ), Генеральный план был заказан самим Лениным, который не был особо компетентен в архитектуре и не мог вспомнить какие-либо прошлые проекты своего подрядчика. [ 7 ] План Жолтовского, как сообщалось Ленину, основывался на переносе городской застройки на новые земли к юго-западу от города. Позже он и Щусев остановились на менее радикальной модели роста. [ 8 ] с лишь незначительной попыткой оторваться от круговой планировки, прорезав два основных проспекта через центр города. Этот план был отвергнут Сталиным в 1932 году. [ 9 ]
Работы этого периода (на сегодняшний день ни одно не сохранилось)
- Novaya Moskva master development plan (1918–1923, lead planner Alexey Shchusev)
- Всероссийская сельскохозяйственная выставка - генеральный план и управление (совместно с Алексеем Щусевым), въездные ворота (1923 г.)
- АМО (совместно с Мельниковым, 1923 г.) Малоэтажный поселок рабочих [ 10 ]
- Советский павильон на миланской выставке (1925–26).
Снова практика, 1926–1932 гг.
[ редактировать ]Когда он вернулся из долгой поездки в Италию в 1923–1926 годах, новая экономическая политика ( НЭП ) принесла архитекторам значительное облегчение. Опытные специалисты снова оказались востребованы, в основном со стороны государственных или полугосударственных компаний. В течение короткого периода архитекторы работали по старинке, со своими фирмами и учениками. Некоторые из учеников Жолтовского реализовали собственные проекты, некоторые присоединились к фирме. Три наиболее известные работы Жолтовского того времени:
- Расширение Госбанка на Неглинной улице (Москва, завершено в 1929 г.) [ 10 ]
- Дом Советов ( Махачкала , 1927 г.)
- Расширение Первой электростанции (МоГЭС-1) (Москва, 1927 г.)
Цех №1, 1932-1941 гг.
[ редактировать ]В 1931–1932 годах государство консолидировало некогда профессию мозаичного архитектора. В июне 1931 года ЦК санкционировал три мегапроекта — реконструкцию Москвы, канала имени Москвы и Московского метрополитена , создав тысячи архитектурных и инженерных рабочих мест под жёстким контролем государства. [ 11 ] Четвертый мегапроект, Дворец Советов , уже находился на стадии конкурса проектов. Жолтовский разделил приз конкурса с Борисом Иофаном и Гектором Гамильтоном ; Позднее был выбран проект Иофана. [ 12 ] [ 13 ] Жолтовский, однако, отказался работать в «Метро» , полагая, что скромная подземная работа не стоит его времени. [ 14 ]
После пряника последовал кнут: в апреле 1932 года другое постановление партии объявило вне закона все независимые художественные союзы; на смену им пришли государственные Союз советских архитекторов (июль 1932 г.) и Академия архитектуры (1933 г.). [ 11 ]
Независимым архитекторам пришлось присоединиться к государственным проектам, перейти на бюрократические должности ( Виктор Веснин [ 15 ] ) или уволиться (как это сделал Мельников ). По проекту реконструкции Москвы было создано 10 государственных архитектурных мастерских, [ 16 ] примерно соответствует радиальным секторам города. Жолтовского пригласили возглавить Цех №1 ; как и другие старые архитекторы (Щусев, Владимир Щуко , Иван Фомин ), он прекрасно вписывался в сталинскую систему. Его просветительская деятельность пользовалась большим уважением: в 1935 и 1937 годах Политбюро назначало его выступать по вопросам образования на предстоящем съезде архитекторов (дважды этот съезд откладывался, и каждый раз список докладчиков утверждался на самом верху). [ 11 ]
Его довоенные работы варьируются от морских курортов до промышленных морозильников. [ 17 ] хотя его реальный личный вклад в каждый проект, за некоторыми исключениями, неясен. Его самая влиятельная, бесспорная работа, получившая высокую оценку чиновников, [ 18 ] был завершен в 1934 году прямо напротив Кремля . Доходный дом на Моховой улице , первоначально Дом инженеров и техников (Дом ИТР) [ 19 ] до сих пор известен как Дом Жолтовского.
Военные и послевоенные годы, 1945-1959 гг.
[ редактировать ]В 1940 году, уже 73 года, Жолтовский принимает кафедру Московского архитектурного института (МАрхИ). Жолтовский оставался в Москве на протяжении всей Второй мировой войны , управляя МАрхИ и занимаясь различными консультациями; когда пришло время возмещать ущерб, нанесенный войной, он был слишком стар, чтобы заниматься серьезной работой за городом. Он претендовал на расширение штаб-квартиры Моссовета , внося 18 предложений (1939–1945, [ 20 ] ); все провалилось, и эту работу присудили Дмитрию Чечулину . [ 21 ] Летом 1945 года государство учредило Жолтовскую школу-мастерскую , где он проработал до самой смерти.
В том же 1945 году Жолтовская мастерская [ 22 ] завершили скандальный Дом Львов в Ермолаевском переулке — роскошную резиденцию Красной Армии маршалов в центре города , стилизованную под усадьбу начала XIX века. Почтение к высшему начальству очень скоро дало обратный результат. Жолтовский дал своим ученикам задание на проектирование Загородной резиденции Маршала Советского Союза . Сразу же посыпались политические обвинения; 2 ноября 1945 года Жолтовский получил официальное указание отказаться от выполненных студенческих проектов, поменять их оценки и выдать новое, политкорректное , задание. [ 21 ]
После 1945 года Жолтовский лично спроектировал всего три жилых дома в Москве (включая расширение своего здания НКВД 1935 года на Смоленской площади). Самое известное здание на Большой Калужской 1949 года представляет собой интересную иллюстрацию перехода Жолтовского от элиты к массам, попытку довести массовое строительство до уровня качества, ожидаемого от сталинской архитектуры и его собственного стиля Возрождения . Все квартиры в этом доме относительно небольшие, двухкомнатные, но с большим количеством места для хранения вещей. Планы этажей намеренно не поощряли преобразование небольших семейных квартир в переполненные многоквартирные коммуналки (в кухню можно попасть только из семейных комнат). [ 23 ] Любимые плоские стены Жолтовского (без эркеров , без перекосов) и скромное применение флорентийского канона вполне подходят для этой цели.
В 1948 году 80-летний Жолтовский стал объектом охоты на ведьм вновь . Без всякой видимой причины мелкие критики раскритиковали его работы и его роль в образовании. Жолтовский лишился кафедры МАрхИ. В феврале 1949 года «профессиональный круглый стол» заклеймил его Дом на Большой Калужской как формалистский , осудил просветительскую деятельность Жолтовского и фактически отлучил его от практики на год. Неожиданно фортуна повернулась, и в марте 1950 года Жолтовскому была присуждена Сталинская премия – второй степени за то самое здание, подвергшееся остракизму годом ранее. [ 21 ] [ 24 ] К 1952 году критики оценили это как способ строительства. [ 23 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Жолтовский был дважды женат и не оставил детей. С 1920 года жил в доме Станкевича XIX века в Вознесенском переулке. [ 25 ] [ 26 ] Он умер от пневмонии в возрасте 92 лет. [ 25 ] Как только он умер, его вдову, пианистку Ольгу Аренскую, выселили из дома ( через 48 часов ). [ 26 ] ) его коллекция произведений искусства и антиквариата была рассеяна. Его вдова пережила Жолтовского на год. [ 26 ]
Кредо Жолтовского заключалось в том, что архитектура и строительный процесс неразделимы; отделение архитектора от управления строительством сводит искусство к рисованию. Но в то же время его работа по снижению затрат на строительство и оценке новых технологий в 1950-е годы ознаменовала упадок профессии в СССР. Эта работа, начатая в январе 1951 года Никитой Хрущевым города Москвы (тогдашним партийным руководителем ), [ 27 ] проложил путь к переходу от каменной кладки к сборному бетону в конце 1950-х годов. Жолтовская мастерская предлагала различные проекты сборных железобетонов, смешивая новые технологии со сталинским экстерьером; эта линия архитектуры так и не была реализована: Хрущев объявил войну «архитектурным излишествам» в ноябре 1955 года, как раз тогда, когда бетонная промышленность приобрела достаточные мощности для массового строительства. Жолтовского Последний многоквартирный дом (проспект Мира, 184) был очищен от «избыточности», а через десять лет архитектура отделилась от управления строительством и свелась к градостроительству и проектированию.
Сноски
[ редактировать ]- ^ В русской культурной традиции неоклассицизм относится к тенденции Возрождения 1900-1917 годов, а не к стилю начала XIX века, как это определено в английской статье Википедии (что по-русски является просто классицизмом ).
- ^ Государственный музей архитектуры владеет и экспонирует итальянскую коллекцию.
- ^ Бертран М. Патеноуд, Большое шоу в Бололанде: Американская экспедиция по оказанию помощи Советской России во время голода 1921 года , Stanford University Press, Стэнфорд, 2002, стр. 207
- ^ Russian: НИИ детской онкологии. Историческая справка, at www.doctor.ru [ постоянная мертвая ссылка ] )
- ^ Фотография проекта Коновалова на сайте www.all-photo.ru.
- ^ Кук, Кэтрин (1999). «Источники радикальной миссии в ранней советской профессии Алексей Ган и московские анархисты» . Архитектура и революция . Рутледж. дои : 10.4324/9780203208335-7 . ISBN 9780203208335 .
- ^ Russian: "Воспоминания о В.И.Ленине", в пяти томах, т.3., М., Политиздат, 1984
- ^ Novaya Moskva map at www.in.msk.ru ,
- ^ Russian: Хмельницкий, Д., "Сталин и архитектура", гл.6 (Khmelnizky, Dmitry, "Stalin and Architecture", 2004, ch.6) www.archi.ru Archived 2007-03-17 at the Wayback Machine
- ^ Перейти обратно: а б Year referenced as in Russian: Глазычев, В.А., "Россия в петле модернизации", гл.10, Glazychev, V. A., "Strangled by Modernization", ch.10, www.glazychev.ru
- ^ Перейти обратно: а б с Хмельницкий, ч.6
- ^ Khmelnizky, ch.2
- ^ "Дворец Гамильтона", Time, 14 марта 1932 г., Архив времени CNN.
- ^ Russian: "70 лет московскому метро", World Architecture Magazine, No.14, 2005, WAM Archived 2010-02-18 at the Wayback Machine
- ↑ Виктор Веснин с 1932 года и до самой смерти занимал высшие чины в советской архитектуре: руководитель Союза советских архитекторов, руководитель Академии, главный архитектор НКТП. Моисей Гинзбург оставался презираемым, но прочно утвердившимся академиком также до самой смерти . Оба умерли естественной смертью.
- ^ Russian: Фирсова, А.В., "Учитель", "Архитектура и строительство Москвы", at www.asm.ru
- ^ Russian: Микоян, А.И., "Так было", Вагриус, 1999, гл.20 ( Anastas Mikoyan , "And so it was", ch.20) ISBN 5-264-00032-8 ;
Английский перевод: Мемуары Анастаса Микояна: Путь борьбы, Том 1, 1988, Sphinx Press, Анастас Иванович Микоян (Серго Микоян, ред.), ISBN 0-943071-04-6 - ^ Хмельницкий, анализируя письма Лазаря Кагановича Сталину (рус. «Сталин и Каганович. Переписка. 1931–1936». Москва, 2001, с. 253), делает вывод, что безымянный дом, воспетый Кагановичем в 1932 году как образец По качеству и стилю это не что иное, как Дом на Моховой . Сталин поддержал точку зрения Кагановича. Но этот вывод поверхностный, прямой ссылки на него нет.
- ^ Khmelnizky , ch.4
- ^ Russian: Жолтовский И.В., "Проекты и постройки", М, Госстройиздат, 1955 (Zholtovsky, Drafts and Completed Buildings, 1955)
- ^ Перейти обратно: а б с Хмельницкий, ч.9
- ^ Фактический проект выполнен М. Дзиско и Н. Гайгаровым. Жолтовский продвигал и санкционировал этот проект. Русский:www.pravaya.ru. Архивировано 2 марта 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Russian: Цапенко, М.П., "О реалистических основах советской архитектуры", М., Госстройиздат, 1952, стр.250-254
- ↑ Хмельницкий и Белютин предполагают, что Жолтовского поддерживал Хрущев, но не приводят этому никаких доказательств.
- ^ Перейти обратно: а б Russian: Емельянова, О.Л., "Воспоминания о Жолтовском", "Архитектура и строительство Москвы", N4, 2003 at www.asm.ru
- ^ Перейти обратно: а б с Русский: Белютин Е.М., «Мастер. Иван Владиславович Жолтовский» на сайте www.tonnel.ru.
- ^ Необходимость удешевления жилья и стремление к новым технологиям очевидны в советских государственных документах с 1948 года. Московская конференция 1951 года стала поворотным моментом, когда партия и Академия архитектуры договорились об основной стратегии: сборный железобетон. см. Сталинскую архитектуру . Подробнее
- 1867 рождений
- 1959 смертей
- Русские архитекторы 20 века.
- Жители Пинского уезда.
- Архитекторы Российской Империи
- Академики Академии Архитектуры СССР.
- Выпускники Императорской Академии Художеств
- Члены Императорской Академии Художеств
- Преподавательский состав Вхутемаса
- Лауреаты Сталинской премии
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени.
- Теоретики архитектуры
- русские архитекторы-неоклассики
- Советские архитекторы
- Захоронения на Новодевичьем кладбище.
- Выпускники Московской государственной художественно-промышленной академии имени Строганова.