Jump to content

Alexey Shchusev

Alexey Shchusev
Shchusev in 1914
Рожденный ( 1873-10-08 ) 8 октября 1873 г.
Умер 24 мая 1949 г. ( 1949-05-24 ) (75 лет)
Альма-матер Императорская Академия Художеств
Занятие Архитектор
Награды Сталинская премия
(1940, 1946, 1948, 1952)
Упражняться
  • 2-й семинар Моспроекта
    (1932–1937)
  • Академпроект
    (1938–1948)

Alexey Victorovich Shchusev [а] (Русский: Алексей Викторович Щусев ; 8 октября [ OS 26 сентября] 1873 - 24 мая 1949) был российским и советским архитектором, добившимся успеха в течение трех последовательных эпох русской архитектуры - модерна (в широком понимании), конструктивизма и сталинской архитектуры . [2] будучи одним из немногих русских архитекторов, прославившихся как при Романовых , так и при коммунистах, стал самым титулованным архитектором по количеству присуждаемых Сталинских премий . [3]

В 1900-х годах Щусев зарекомендовал себя как церковный архитектор и развил свой протомодернистский стиль, сочетающий модерн с архитектурой русского возрождения . Непосредственно перед Первой мировой войной и во время нее он спроектировал и построил железнодорожные станции для семьи фон Мекк , в частности Казанский вокзал в Москве. После Октябрьской революции Щусев прагматично поддержал большевиков и был награжден контрактом на строительство Мавзолея Ленина . Он последовательно спроектировал и построил три мавзолея, два временных и один постоянный, и руководил дальнейшим расширением последнего в 1940-х годах. В 1920-х и начале 1930-х годов он успешно воспринял конструктивистскую архитектуру , но быстро вернулся к историзму , когда правительство сочло модернизм неподходящим для коммунистического государства. Он был одним из членов художественного объединения « Четыре искусства », существовавшего в Москве и Ленинграде в 1924–1931 годах.

Его карьера протекала гладко до сентября 1937 года, когда после короткой публичной клеветнической кампании Щусев потерял все свои руководящие должности и контракты на проектирование и был фактически изгнан из архитектурной практики. Современные российские историки искусства сходятся во мнении, что обвинения в профессиональной нечестности, плагиате и эксплуатации, выдвинутые против Щусева, по большей части оправданы. В последующие годы он постепенно вернулся к практике и восстановил свой общественный имидж патриарха сталинской архитектуры . Причины его падения и силы, стоящие за его последующим выздоровлением, остаются неизвестными.

Ранние годы

[ редактировать ]

Алексей Щусев родился в Кишиневе (на территории современной Молдовы , тогда входившей в состав Российской империи ), был четвертым из пяти детей в семье провинциального гражданского администратора. [4] Оба его родителя умерли, когда Алексею было пятнадцать лет. [5] С помощью старших братьев и сестер и стипендии Кишиневского городского совета Алексей и его младший брат Павел (1880–1957) окончили местную гимназию и продолжили образование на университетском уровне . [6] [б] Павел, как и Алексей, станет архитектором и мостостроителем ; он будет сотрудничать с Алексеем в проектах мостов в Москве и станет хранителем произведений искусства и архива Алексея после его смерти. [7]

В 1891 году Алексей покинул Кишинев и поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге . [8] [9] В первые годы обучения в Академии Щусев посещал одновременно занятия по архитектуре и живописи. В 1894 году он поступил в класс Леона Бенуа и сосредоточился на архитектуре. [10] [11] Примерно в то же время, в 1893 или 1894 году, он спроектировал и построил свой первый реальный проект в частном имении в Бессарабии . В 1895 году он совершил свою первую ознакомительную поездку по Средней Азии вместе с профессором Николаем Веселовским . [12] В этом же году Щусев спроектировал и построил -склеп часовню в русско-византийском стиле в Александро-Невской лавре . [13] Позже, по словам самого Щусева, он просматривал некрологи в газете и совершал холодные звонки семьям погибших. Член семьи принял его предложение, и Щусев (еще студент) получил свой первый заказ в Санкт-Петербурге. [13] [14]

В 1896 году, на последнем курсе Императорской Академии, Щусев изучал старую северорусскую архитектуру в Костроме , Ростове и Ярославле ; [15] и европейская архитектура Румынии и Австро-Венгрии . [16] В следующем году он окончил академию с правом на государственное турне по Европе . [13] [17] Пока готовились документы для последнего, он поехал в Кишинев, чтобы жениться на своей невесте Марии Карчевской. [12] [18] Зиму 1897–1898 годов он провел в Самарканде вместе с Веселовским, изучая и документируя средневековые святыни. [12] Это знакомство с исламской архитектурой повлияло на его проект дома востоковеда Карчевского 1898 года в Кишиневе, а затем на проекты советской эпохи, построенные на Кавказе, в Казахстане и в Центральной Азии. [19] В августе 1898 года Щусев и его жена отправились в свое шестнадцатимесячное Гранд-тур через Вену , Триест , Италию в Тунис , а затем через Италию в Париж , где Щусев проучился шесть месяцев в Академии Жюлиана . [19] [20]

Крупнейшие архитектурные проекты

[ редактировать ]

Религиозная архитектура (1900–1918).

[ редактировать ]
Троицкий собор Почаевской лавры.
Церковь в Натальевке [ ru ]
Монастырь Василия Блаженного в Овруче

Вернувшись в Санкт-Петербург, Щусев попытался открыть независимую практику, но клиентов найти не смог. [21] [22] Его судьба изменилась в 1901–1902 годах, когда его проект нового иконостаса главного собора Киево- Печерской лавры был одобрительно замечен коллегами-архитекторами и православным духовенством. [23] [24] [25] [26] Он был назначен консультантом Священного Синода и вскоре получил возможность помогать Михаилу Нестерову в ремонте плохо построенной церкви в Абастумани . Нестеров был впечатлен и стал покровителем Щусева. [27] Контракты Щусева с семьями Харитоненко [ ru ] и фон Мекков и благотворительность великой княгини Елизаветы были в той или иной степени результатом рекомендаций Нестерова. [26] В течение десятилетия Щусев зарекомендовал себя прежде всего как церковный архитектор и быстро перешел от исторических стилей к созданию собственного протомодернистского стиля, сочетая модерн с традицией русского возрождения . [28] Ему не так повезло с получением выгодных жилищных и государственных контрактов; его светские постройки того периода немногочисленны и в целом явно уступают его церквям. [29] Щусева Церковные росписи , созданные под влиянием произведений Виктора Васнецова и Михаила Врубеля , также не произвели впечатления на современных наблюдателей. Александр Блок жаловался, что они «ни смелы, ни религиозны». [30]

году Священный Синод поручил Щусеву разрушенную церковь двенадцатого века Овруче в . восстановить В 1904 [31] Спорный пятикупольный проект Щусева в византийском стиле вызвал много споров среди архитекторов и защитников природы, но, тем не менее, был одобрен к строительству в 1907 году. Последовали дальнейшие дебаты; а в 1908 году Щусев был вынужден представить доработанный проект с помощью Петра Покрышкина [ ru ] и Леонида Веснина . С 1908 по 1911 год церковь перестраивалась по обновленному проекту. [31]

спроектировать собор В 1905 году Щусеву новый было поручено в Почаевской лавре . Здание, выполненное в новгородско-псковском средневековом стиле и резко контрастирующее с обстановкой украинского барокко , также было завершено в 1911 году. [32] Таким образом, Щусев за это время влился в небольшой круг строителей очень крупных сооружений. [33]

Первым зданием, проявившим особый стиль Щусева, стала миниатюрная часовня на могиле Натальи Шабельской [ ru ] в Ницце (1904–1907). [24] Хотя Щусев явно намекал на средневековую Владимиро-Суздальскую архитектуру , он тщательно избегал механической стилизации. Вместо того, чтобы просто копировать свои источники, он создал свой собственный свободный визуальный язык . [24] Этот подход, распространенный в стиле модерн и зарождающемся модернизме , радикально отличался от современной практики возрождения . [24] Еще один индивидуальный штрих, уже присутствующий в Почаевском соборе. [с] – это нарочитая асимметрия щусевских церквей. Один фасад церкви может выглядеть совершенно симметричным, а другой явно неправильным. [28] По словам Андрея Иконникова , гротескного до вначале Щусев лишь имитировал неровности средневековых церквей, но вскоре вышел за рамки того, что нашел в исторических источниках, и возвел асимметрию и неравномерность почти уровня . [35]

По мнению Дмитрия Хмельницкого [ де ] , лучшим примером этого стиля является монастырь Василия Блаженного в Овруче , спроектированный в 1907–1909 годах и завершенный в 1910 году: «строго функциональный план этажа, почти абсолютное отсутствие прямых заимствований и свобода в обработка формы предвещает конструктивистские постройки Щусева... вполне современные, несмотря на явные намеки на древнерусскую архитектуру». [28] По словам биографа Кирилла Афанасьева [ де ] , наиболее впечатляющей является небольшая церковь в усадьбе Натальевка [ ru ] , задуманная как частный музей русских икон . [36] Самая известная из церквей Щусева и, возможно, одно из лучших произведений русского модерна — собор Марфо-Мариинского монастыря в Москве , который Щусев спроектировал в сотрудничестве с Нестеровым в 1908 году и завершил в 1912 году. [37] [38] До начала Первой мировой войны Щусев также проектировал и строил церкви в Бари и Сан-Ремо в Италии ; в Чугурешти в Молдове ; и на Куликовом поле на юге России. [39] [40] Последним зданием, которое было завершено до 1918 года, была церковь Братского кладбища [ ru ] , построенная во время войны для отпевания умирающих солдат и снесенная в 1940-х годах. [41] [29]

Стилистическая классификация церквей Щусева в советской и русской литературе находилась под сильным влиянием политики. На протяжении большей части советского периода модерн презирался как декадентское движение . Критики сталинской эпохи вообще избегали упоминаний о модерне, представляя творчество Щусева как самобытное, патриотическое и «прогрессивное» искусство. В официальной краткой биографии, написанной в 1948 году для американской аудитории, церковные конструкции вообще не упоминались. [42]

Поздняя советская теория, изложенная Иконниковым, помещала Щусева на эволюционный конец неорусского стиля , возникшего около 1880 года в творчестве Виктора и художественной Абрамцевской колонии . Васнецова [43] Стиль, сильно отличающийся от «официального» русского возрождения , получил дальнейшее развитие у Фёдора Шехтеля , который привнес идеи финского модерна , [44] и в конечном итоге достиг своего пика в творчестве Владимира Щусева и Покровского . [35] Покровский склонялся к «истинному» воссозданию средневекового духа, а Щусев был более отзывчив к влияниям модерна. [45] По мнению Иконникова, Щусев стоял выше Покровского благодаря сочетанию природного интуитивного таланта, непосредственных знаний мировой архитектуры и опыта археологических исследований. [35] Работы архитекторов «второго эшелона», таких как Илья Бондаренко, заметно уступали работам Щусева или Покровского. [45]

Железнодорожная архитектура (1911–1930-е гг.)

[ редактировать ]
Завершенный Казанский терминал в 2019 году.

В 1911 году Щусев выиграл пригласительный конкурс с проектом Казанского вокзала в Москве. [46] Работа над этим предложением продолжалась еще как минимум три года; первые относительно полные рельефы были опубликованы в 1913 году. [46] Хотя планы 1911 года тяготели к свободному церковному стилю Щусева, конечный результат оказался иным. [47] Щусев решил разбить 220-метровый фасад на асимметричный ряд визуально отдельных павильонов и использовать нарышкинского барокко . стиль [48] Он посетил старые города, чтобы изучить их сохранившуюся архитектуру в стиле барокко, и использовал полученные таким образом знания при проектировании внешнего вида нового здания. [49] Дизайн угловой башни в шахматном порядке заимствован у башен Сююмбике и Боровицкой башни и в то же время совершенно уникален. [50] Башня с часами и сами часы были созданы под влиянием Часовой башни Святого Марка в Венеции . [51]

Функционально терминал пострадал из-за сокращения затрат. [52] Хотя Щусев предпочел двухэтажную планировку для более удобного разделения и распределения пассажиропотока, заказчик настоял на более дешевой одноэтажной планировке. [52] Строительство началось в 1913 году, но было прервано Первой мировой войной и революцией 1917 года . Коллектив художников и мастеров, объединявший почти всю группу «Мир искусства» , распался; но Щусеву удалось сохранить ядро ​​своих помощников-архитекторов. Художник Евгений Лансере , один из немногих достоверных источников о внутренней работе фирмы Щусева, оставался с ней до конца своей жизни. [52] [53] На завершение и ввод в эксплуатацию первой части терминала потребовалось до 1926 года; [53] западный фасад был закончен в 1940 году. Последняя часть первоначального плана [ ru ] не была построена до 1990-х годов. Фирма Щусева также спроектировала прилегающие к нему служебные здания и эстакаду близлежащей Алексеевской железной дороги [ ru ] , которая служит фоторамкой для терминала. [54]

В 1914–1916 годах Щусев также спроектировал ряд станционных зданий для новых железнодорожных линий в Верхнем Поволжье . [55] Большинство меньших станций имели стандартизированный дизайн, вдохновленный петровским и елизаветинским барокко . [55] Более крупные станции, в Красноуфимске и Сергаче , были выполнены в стиле елизаветинского барокко и русской версии ампира соответственно . [55]

Мавзолей Ленина (1924, 1929–1930, 1940-е гг.)

[ редактировать ]
Второй (деревянный) Мавзолей Ленина
Третий (постоянный) Мавзолей Ленина. Типично для Щусева два угла стилобата несимметричны . [56]

Во время Гражданской войны в России Щусев остался в Москве, сотрудничая с большевистскими властями по вопросам градостроительства. К 1921 году он стал неофициальным старейшиной московского сообщества архитекторов старой закалки и был избран председателем их объединения — Московского архитектурного общества (МАО). [57] [58] [59] Его материальные проекты начала 1920-х годов — пропилеи 1922–1923 годов на Тверской площади, павильоны Всероссийской выставки сельского хозяйства и бытовой промышленности 1923 года, два временных мавзолея Ленина 1924 года — не рассчитаны были на длительное существование и были снесены. к концу десятилетия. [60] [61]

В ночь с 22 на 23 января 1924 года Щусева вызвали в Кремль для получения самого важного заказа в его жизни — проекта Мавзолея Ленина . [62] [63] [д] Причины выбора Щусева остаются неизвестными. Дмитрий Хмельницкий полагает, что, несмотря на консервативную плановую политику Щусева, он уже стал «архитектором, наиболее близким к партийной элите». [64] Первый временный деревянный мавзолей был спроектирован за одну ночь и возведен за три дня при температуре, достигающей -30 °C. [65] [66] Из-за нехватки времени и ресурсов первоначальное предложение Щусева было сведено к минимуму. [67] Получившаяся импровизированная хижина оказалась слишком маленькой для своей предполагаемой роли коммунистической святыни; таким образом, в марте 1924 года Щусеву было приказано спроектировать и построить более крупную временную конструкцию, которая также могла бы служить трибуной для правительственных чиновников. [61] Второй деревянный мавзолей был построен в апреле и открыт для посетителей в августе 1924 года. [68]

Пять лет спустя правительство решило, что концепция «выдержала испытание временем», и заключило со Щусевым контракт на проектирование третьего, постоянного мавзолея. [68] [64] Раннее предложение Щусева и Исидора Француза [ ru ] было заметно асимметричным, с круглой трибуной в переднем левом углу. [69] [70] Правительство отвергло его и поручило архитекторам следовать образцу деревянного мавзолея. [68] [70] Получившийся проект, приписываемый Щусеву, Французу и дизайнеру интерьеров Г.К. Яковлеву, был построен за шестнадцать месяцев в 1929–1930 годах. [71] [70] Городская легенда , поддержанная краеведом Алексеем Клименко, утверждает, что Мавзолей спроектировал исключительно Француз. [72] Последующие расследования восстановили Щусева на законном месте; правда, правда, что в процессе проектирования Щусев часто уезжал из Москвы, оставляя Францаза де-факто ведущим архитектором. [69] [72]

Характерно для Щусева, что утвержденный проект во время строительства неоднократно менялся. Изначально Щусев хотел обшить монолитный бетонный каркас. [73] из черного порфира , чтобы создать иллюзию идеального монолита . [74] Возможность была упущена, когда архитекторы заменили большую часть порфира гранитом. [и] Щусев создал иллюзию, что Мавзолей сложен из цельных гранитных блоков, хотя на самом деле это преимущественно бетон, покрытый тонкими гранитными панелями. [74] Этот третий мавзолей, внешне похожий на своего предшественника, имел пилястры и рифленые панели ; [75] в то время как второй деревянный Мавзолей был построен в стиле упрощенного неоклассицизма, третий, безусловно, находился под влиянием русского авангарда . [76] Как и церкви Щусева, мавзолей явно и нарочито асимметричен, хотя асимметрия ускользает от внимания случайного наблюдателя. [56] [ф]

Хотя внешний вид здания и изображение саркофага Ленина внутри стали символами советской Москвы, о подземном ядре Мавзолея известно очень мало. По состоянию на 2021 год его планы этажей, структурная и вертикальная планировка остаются засекреченными. [77] Единственная публикация 1930 года показала, что построенный внутренний объем третьего мавзолея составлял 2400 кубических метров (85 000 кубических футов), что позволяет предположить, что там уже существовало просторное подземное помещение. [77] Дальнейшее расширение последовало в 1939–1946 годах, но единственными видимыми изменениями, приписываемыми исключительно Щусеву, были перепроектирование саркофага Ленина и правительственного трибунала. [78] [79]

Конструктивистские проекты (1923–1932)

[ редактировать ]
Здание Военно-транспортной академии

Примерно в 1923–1924 годах Щусев присоединился к растущему движению конструктивизма . Он публично поддерживал новую школу, но никогда не вступал в союз с конструктивизмом в строгом смысле слова , который представлял собой небольшую группу, ведущую бесконечное соперничество с другими авангардными фракциями . Щусев прямо предостерег от поверхностного подражания модернистским идеям неподходящими материалами и неподходящими функциями. [80] Его первое здание конструктивистского периода, клуб железнодорожников [ ru ] рядом с Казанским вокзалом, представляло собой переходный проект, противоречащий его собственным предупреждениям. [53] Внешний декор представляет собой грубую имитацию барокко, призванную сочетаться с историческим терминалом; но выразительная лаконичная планировка, безусловно, модернистская. [53]

Щусев принял участие в трех громких архитектурных конкурсах: на проект Госпрома в Харькове , Центрального телеграфа и . В 1925 году Госбанка в Москве [81] Все три предложения Щусева были явно конструктивистскими и все три проиграли остальным участникам. [81] В 1928–29 Щусев проиграл еще один конкурс на проект библиотеки имени Ленина в Москве. [82] На этот раз он представил два предложения с почти идентичными планировками. [82] Первое предложение имело симметричный неоклассический фасад и было отклонено как «устаревшее». [82] Второй был поразительно модернистским, больше склоняясь к работам Ле Корбюзье и Эриха Мендельсона , чем к русскому конструктивизму. [82] Соперничающая команда Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха пошла в обратном направлении, от модернизма к ар-деко ; последнее предложение выиграло конкурс. [82] Авангардные группы единогласно осудили «стилистическое двурушничество» как Щусева, так и Щуко. [83] Презрение к неразборчивой «всеядности» Щусева сохранялось на протяжении десятилетий и даже проникло в советский учебник для вузов 1985 года. [84] Даже Нестеров жаловался, что Щусев уделяет больше внимания стилизации , чем стилю . [85]

Щусева Первые завершенные конструктивистские постройки — санаторий в Мацесте и компактный жилой дом [ ru ] в Москве — были задуманы в 1927 году и построены в 1928 году. [86] Самый крупный из его конструктивистских проектов — здание Наркомзема в Москве — был задуман в 1928–1929 годах и завершен в 1933 году. [87] Истинное авторство проекта здания, на который, вероятно, повлияло здание Шокен в Штутгарте , установить невозможно. [88] All sources credit its design to Alexander Grinberg  [ ru ] and Shchusev. [88] Гринберг ушел в отставку на ранней стадии проекта; Щусев лично руководил строительством. [88] Большую часть черновиков написали трое человек из команды Щусева, но только двое (Француз и Яковлев) были признаны младшими соавторами. [88]

Одно из последних конструктивистских зданий Щусева в Москве — Военно-транспортная академия — было спроектировано в 1929–1930 годах и завершено в 1934 году. [89] По словам Дмитрия Хмельницкого, это была «одна из лучших работ Щусева... Настоящая современная архитектура – ​​рациональная, сдержанная, серьезная и тонко прорисованная». [89] Наконец, в 1930 году Щусев спроектировал для «Интуриста» два конструктивистских здания гостиницы . [90] Гостиница в Батуми была построена в 1934 году, гостиница в Баку – в 1938 году. [90] Недавно созданный «Интурист» находился в ведении НКВД , поэтому советские СМИ редко упоминали эти гостиницы. [90] не удается проследить начало сотрудничества Щусева с Лаврентием Берией С этими проектами ; однако, как руководитель Закавказской партийной организации, Берия был по должности прямым клиентом Щусева. [90]

Ранний сталинский период (1932–1937)

[ редактировать ]
Гостиница «Москва» в 1966 году.
Фасад Новосибирской оперы.
Театр Навои в Ташкенте
Здание ИМЕЛ в Тбилиси
Дом архитектора в Москве (на заднем плане)

Архитектурный конкурс Дворца Советов , проводившийся в четыре этапа в 1931–1933 годах, совпал с резким поворотом советской архитектуры от модернизма 1920-х годов к монументальному историзму сталинской архитектуры . Черновики Щусева, опубликованные в 2001 году, указывают на то, что он, вероятно, предчувствовал стилистическую революцию еще в 1931 году. [91] Однако его первая работа на конкурсе была полностью модернистской, напоминая Ле Корбюзье и довольно скромной по размеру. [92] Критики жаловались, что он «не похож на дворец». [92] Щусев благоразумно пропустил второй, самый разрекламированный этап конкурса. Его работы на третьем и четвертом этапах были вполне неоклассическими, но скучными. [93] Иосиф Сталин уже сделал свой выбор в пользу Бориса Иофана и с подозрением относился к мотивам Щусева: «Проект Щусева — тот же храм Христа Спасителя , но без креста. Возможно, Щусев надеется добавить крест позднее. .." [94] [95]

В 1933 году бывшие независимые архитектурные фирмы Москвы были национализированы и реорганизованы в десять государственных мастерских. [96] Щусева назначили руководителем 2-й Государственной мастерской — довольно крупной проектной фирмы, в которой работали десятки профессиональных архитекторов и инженеров. [96] [97] Некоторые — например, Дмитрий Чечулин , Алексей Рухлядев [ ru ] и тандем Леонида Савельева [ ru ] и Освальда Стапрана [ ru ] — управляли собственными проектными командами . [96] Оставшийся персонал составил личную команду Щусева, «фирму в фирме». [97]

Пока конкурсы на Дворец Советов еще разворачивались, Щусеву было поручено взять на себя текущие громкие конструктивистские проекты, перепроектировать и завершить их в «неоклассическом стиле». [98] Первыми тремя жертвами сталинской «благоустройства» стали гигантский театр в Новосибирске проект Александра Гринберга ( оригинальный , 1928–1931 ); Театр Мейерхольда в Москве ( Михаил Бархин [ ru ] , Сергей Вахтангов и Всеволод Мейерхольд , 1930–1931); и гостиница «Москва» (Леонид Савельев и Освальд Стапран, 1931). [98]

В случае с гостиницей «Москва» поглощение Щусевым публично объяснялось неопытностью Савельева и Стапрана, которые якобы допустили слишком много ошибок при проектировании и не смогли их исправить. [98] По словам Хмельницкого, Савельев и Стапран были достаточно компетентны, чтобы завершить первоначальный проект; [98] но, как и большинству выпускников Вхутемаса , им не хватало классического художественного образования , которое было предпосылкой «стилистических усовершенствований». [98] Так, в апреле – мае 1932 года правительство назначило Щусева и Бруно Таута совместными руководителями проекта. [г] [99] К концу года Таут выбыл; [100] и Щусев взял на себя всю ответственность. [101] Первая часть гостиницы, переоборудованная по проекту Щусева, была открыта в декабре 1935 года. [101] Более длинный северо-западный фасад получил положительные отзывы, но более высокий и короткий юго-западный фасад подвергся большой критике из-за своих пропорций и явно асимметричного декора. [102] [103] На этот раз асимметрия была вынужденной специальной реакцией на структурную слабость бывшего здания Гранд-отеля, которое было включено в состав нового отеля. [103] Театрам Новосибирска и Москвы повезло меньше. Первый был достроен по внешнему дизайну Щусева в 1945 году, потеряв при этом внутренние инновации Гринберга. [101] Последний был достроен по невзрачному проекту в 1940 году как Зал Чайковского Чечулина . Дмитрия [96]

В 1934–1936 годах мастерская Щусева предложила большое количество пышных, эклектичных , а порой и совершенно невероятных зданий для Москвы, предвещавших позднесталинский стиль послевоенных лет. [104] [105] Только один из них [ ru ] будет построен. [104] Театр в Ташкенте , спроектированный в тот же период, будет построен в 1940-х годах в упрощенном, уменьшенном виде. [104] Щусев добился гораздо лучших результатов в Кавказском регионе. [106] В 1933 году он выиграл конкурс Института Маркса-Энгельса-Ленина (ИМЭЛ) в Тбилиси . [106] Проект, спонсируемый и курируемый Берией, [107] был завершен в 1938 году и мгновенно стал эталоном сталинской архитектуры. [106] Это отдаленно напоминает Hill Auditorium 1913 года Альберта Кана , хотя связь может быть чисто случайной. [106]

Позор и выздоровление (1937–1938)

[ редактировать ]

30 августа 1937 года, в разгар Великой чистки , «Правда» опубликовала разоблачение Савельева и Стапрана, обвиняющих Щусева в плагиате , нечестности, «контрреволюционном мышлении» и «укрывательстве врагов государства». [108] [109] [110] [111] В течение недели клеветническая кампания переросла в публичный мобинг . [112] [109] [110] Новые обвинения варьировались от «антисоветской физиономии » до контактов с казненным Михаилом Тухачевским и многочисленных обвинений в умышленном причинении вреда . [113] Каро Алабян , лидер сталинского советских архитекторов Союза устроил «единогласное возмущение» своей московской , ячейки и исключил Щусева из Союза. [114] К «чисточному безумию» присоединился Дмитрий Чечулин , доверенный заместитель Щусева по цеху. [110] вместе со многими своими бывшими соратниками. К концу сентября Щусев был уволен со всех руководящих должностей; его председатель 2-й Государственной мастерской перешел к Чечулину. [115] [112] [116] Новый начальник немедленно уволил сочувствующих Щусеву, а реализуемые им проекты раздал другим помощникам. [115] Мало кто, особенно Евгений Лансере и Виктор Веснин , осмелились публично защитить Щусева. [115] Журналы, вышедшие в октябре, положительно отзывались о здании ИМЭЛ Щусева, но не упоминали имя архитектора. [117]

По мнению Хью Хадсона и Карла Шлёгеля , нападение на Щусева было организовано Алабяном в попытке подчинить себе независимых профессионалов, стоявших на пути Союза советских архитекторов. [110] [118] В ходе кампании погибли менее известные урбанисты Соломон Лисагор [ ru ] и Михаил Охитович ; но, по мнению Шлёгеля, его истинной целью было старшее поколение авторитетных архитекторов, таких как Щусев. [118] Марк Меерович согласен с мотивом, но не называет имени Алабяна или кого-то конкретного. [109] По словам Дмитрия Хмельницкого, ни люди, стоящие за нападением, ни их мотивы не могут быть точно установлены. [108] Одним из возможных предлогов, упомянутых в мемуарах Никиты Хрущева , было публичное сострадание Щусева к недавно казненному Ионе Якиру . [108] [час] [119] Хрущев писал, что «все это было доложено Сталину, но Сталин сдержался и не предпринял никаких действий против Щусева». [119] [120] Альтернативно, преследование могло быть спровоцировано конфликтом Щусева с Вячеславом Молотовым в июне 1937 года. [112] [121]

Щусев скрылся от публики и, по словам его помощницы Ирины Синевой, заперся в своем кабинете в Москве. [122] Государство не предприняло никаких попыток привлечь его к ответственности; по словам Хмельницкого, более авторитетные архитекторы обычно были освобождены от террора , опустошавшего все уровни советского общества. [123] Через несколько месяцев президент Академии наук Владимир Комаров незаметно заключил со Щусевым контракт на проектирование штаб-квартиры академии с достаточным финансированием для перезапуска его проектной мастерской. [117] [124] По словам Синёвой, Комаров действовал с предварительного согласия Совнаркома . [124] Правительство не осудило обвинения, выдвинутые против Щусева, но молчаливо согласилось дать ему второй шанс. [124] Клеветническая кампания мгновенно пошла на убыль. [117] В июле 1938 года новая мастерская Щусева была реорганизована в институт «Академпроект» — государственную фирму, номинально занимавшуюся разработкой различных академических проектов. [117] В последующие десять лет Щусев проектировал различные здания академического института в Москве и здание Академии наук Казахстана в Алматы . Однако проекты главного здания академии, над которыми Щусев работал до самой смерти, так и остались бесплодными упражнениями в дальновидной архитектуре . [125]

«Академпроект» был творением Лаврентия Берии , бывшего клиента Щусева на Кавказе. [126] Дмитрий Хмельницкий предполагает, что осенью 1937 года Щусев бежал из Москвы на Кавказ. [я] обратиться непосредственно к Берии, и что Берия действительно помог архитектору с контрактом академии. [126] Когда Берия был назначен главой НКВД , Академпроект стал собственной проектной фирмой НКВД и получил контракты на расширение здания на Лубянке и Мавзолея Ленина . [127] После Второй мировой войны Берия покинул НКВД, чтобы курировать проект советской атомной бомбы , а Академпроект сосредоточился на сверхсекретных исследовательских объектах, таких как будущий Курчатовский институт . [128] Слухи о связи Берии и Щусева ходили десятилетиями. Хотя Дмитрий Хмельницкий считает это само собой разумеющимся, биограф Александр Васькин [ ru ] с этим не согласен. По мнению Васькина, гипотеза «интересна» и «правдоподобна»; но прямых доказательств очень мало. [129] Достоверно лишь то, что Щусев был частым Берии резиденции в . гостем [129]

Проекты военного и послевоенного времени (1941–1949)

[ редактировать ]
Эжен Лансере . Реконструкция Истры, главной площади и мэрии. Акварель, 1942 год. [Дж]
Komsomolskaya-Koltsevaya metro station

Вскоре после начала операции «Барбаросса» Анастас Микоян вызвал Щусева для укрепления Мавзолея Ленина от немецких авиаударов . [130] Щусев решил, что задача технически невыполнима, и Ленина было эвакуировано Сибирь тело . в [130] О других экстренных поручениях Щусева до возведения временного павильона военных трофеев в Парке Горького (1941–1942) известно немного. [128] «Неожиданно эффектное» деревянное сооружение странным образом сочетало в себе выразительность с обязательной монументальностью. [128]

В сентябре 1942 года [к] Щусев, Лансере и их помощники приехали в Истру , небольшой разрушенный войной городок, расположенный между Москвой и Ржевским выступом . [131] [л] Через несколько месяцев Щусев предложил перестроить Истру в эксклюзивный зимний горнолыжный курорт. [131] Новая ратуша, спроектированная Лансере, была подозрительно похожа на Стокгольмскую ратушу , примерно такого же размера, но с экстерьером в стиле нарышкинского барокко . [131] [132] Ратушу окружали дико украшенные отели и отдаленные деревянные туристические домики с роскошными интерьерами. [131] Цель этого фантастического, невероятного, но широко разрекламированного предложения остается необъяснимой. [133] По мнению Хмельницкого, это могло быть исследование для закрытого города , вероятно, связанное с объектами военной разведки под Истрой. [133] Ратуша была фантазией, призванной обмануть, но различные менее крупные и недорогие здания таковыми не были, и некоторые из них действительно были построены недалеко от Новоиерусалимского монастыря . [132]

В 1943–1948 годах Щусев работал над проектами восстановления Сталинграда , Великого Новгорода , Кишинева , Туапсе , Крещатик улицы в Киеве . [134] Эти проекты планировались не в «Академпроекте», а в специальной государственной мастерской по благоустройству городов. [135] «Академпроект», расширенный за счет бывших соратников Щусева, был перегружен текущими проектами и новыми оборонными контрактами. [136] Первые включали расширение Мавзолея Ленина, новое здание на Лубянке, построенное по образцу Палаццо делла Канчеллерия в Риме, а также проекты Академии наук в Москве, Московской области и Алматы . [136] Это были стандартные, ничем не примечательные сталинские здания с совершенно симметричными планами и центральными портиками . [125] В 1947 году, когда правительство объявило о планах строительства серии небоскрёбов в Москве, Щусев подал заявку на проектирование будущей гостиницы «Украина» , но проиграл команде Аркадия Мордвинова и Вячеслава Олтаржевского . [125]

Последней крупной работой Щусева стала станция метро «Комсомольская-Кольцевая» , задуманная Щусевым в 1945 году, полностью спроектированная и Виктором в Алисой Заболотной Кокориным 1949 году и построенная в 1949–1951 годах. [137] Базовая конструкция с использованием новой на тот момент цельностальной конструкции обеспечивала исключительно просторный салон. [138] Основной мотив барокко перекликается с орнаментом Казанского вокзала, который, в свою очередь, был основан на XVII века церкви Ростове в Одигитрии . [139] Этот дизайн принес Щусеву четвертую Сталинскую премию , врученную посмертно в 1952 году. [125] Позднее как зарубежные, так и советские авторы критиковали «витиесть преувеличений». [140] дизайн из-за чрезмерного и навязчивого историзма, что, по мнению Иконникова, неуместно для оживленного транспортного узла. [139] [140]

В мае 1949 года у Щусева случился инфаркт. [141] во время краткой командировки в Киев. [142] [143] Он решил вернуться в Москву и через несколько дней скончался в больнице. [142] [143]

Официальные похвалы и последующая переоценка

[ редактировать ]

За последнее десятилетие своей жизни Щусев спроектировал и построил очень мало запоминающихся зданий. Однако в тот же период он собрал исключительное количество государственных наград, в том числе четыре Сталинские премии : за здание ИМЭЛа (1940 г.), расширение Мавзолея Ленина (1946 г.), театра имени Навои в Ташкенте (1948 г.) и Комсомольской -Станция Кольцевая (1952, посмертно). По мнению Хмельницкого, эти награды не свидетельствовали о собственных достижениях Щусева. Скорее, они отражали влияние конечных работодателей Щусева – НКВД в 1938–1946 годах и МГБ в 1946–1948 годах. Приспешники этих, самых влиятельных структур сталинского режима, вполне естественно получили больше всего сталинских премий в области техники и архитектуры. Награды не сделали Щусева неуязвимым для непредсказуемых поворотов сталинской политики. [142] В 1948 году, когда новая клеветническая кампания была направлена ​​против Каро Алабяна , Бориса Иофана и Ивана Жолтовского , Щусев не стал объектом прямого нападения; но он все же временно потерял контроль над Академпроектом. [142] Ему пришлось обратиться напрямую к Сталину с просьбой восстановить его. [142]

Посмертно государство наградило Щусева беспрецедентными наградами. [144] Краткая пропагандистская кампания объявила его самым ценным и талантливым из всех советских архитекторов, подняв его до того же уровня, который занимал Владимир Маяковский в поэзии. [145] Его религиозное и модернистское наследие было забыто; вместо этого критики подчеркивали активное отвращение Щусева к « космополитизму » и его вклад в создание « социалистического реализма в архитектуре». [145] Несмотря на все похвалы, Щусеву в конечном итоге не удалось адаптироваться к правилам тоталитарной архитектуры . [116] Хотя он публично заявил, что «Государство хочет великолепия!» ( по-русски : Государство требует пышности! ), он по-прежнему ценил функциональность и свободу композиции выше внешних украшений. [116] Он избавился от своей фирменной асимметрии, но так и не освоил новый визуальный код «сверхчеловеческой монументальности». Очень скоро он проиграл молодому поколению архитекторов, сознательно и искренне принявшему тоталитаризм . [116] По мнению Хмельницкого, Щусев проявил себя в сталинской архитектуре так же блестяще, как в модерне и конструктивизме; но на этот раз превосходная степень не имела ничего общего с искусством. Скорее, они отмечали «высшую степень соответствия требованиям цензуры», в том числе Щусев время от времени сам выступал в роли цензора. [2]

Общественная деятельность и споры

[ редактировать ]
Портрет Щусева работы Михаила Нестерова , созданный в июне–июле 1941 года, вскоре после немецкого вторжения . Щусев одет в восточную одежду, привезенную им из Самарканда в 1890-е годы.

Стиль работы и этика

[ редактировать ]

В начале 1900-х годов Щусев быстро прошел путь от роли индивидуального подрядчика до харизматичного руководителя крупной профессиональной фирмы. [116] Опытный рисовальщик тушью и акварелью, он сам создавал свои узнаваемые рисунки примерно до 1914 года. [116] Работая над Казанским терминалом, он сводил свое участие к быстрым наброскам , которые затем раздавал своим помощникам для правильного рисования. [116] Почти все рисунки тушью и акварели, опубликованные Щусевым в 1920–1940-е годы под собственным именем, созданы другими. [116] Щусев ценил прекрасное рисование; несколько хорошо выполненных акварелей могли гарантировать претенденту место в фирме Щусева. [146] Так было, например, с Михаилом Посохиным [ ru ] , который был принят на работу в 1935 году и к 1946 году стал руководителем собственного проектного института. [146] Однако большая часть сотрудников Щусева оставалась в фирме на протяжении десятилетий. [147] Некоторые давние партнеры, особенно Эжен Лансере и Исидор Француз, хорошо известны коллекционерам произведений искусства, и их работы обычно легко опознать. [116] Другие работали исключительно на фирму и остались неизвестными; их авторство не может быть достоверно установлено. [116]

Итеративный цикл эскизов и чертежей взад и вперед позволил Щусеву одновременно исследовать множество альтернатив и продолжать улучшать проект во время строительства. Его завершенные здания неизменно отклоняются от первоначально утвержденного проекта. [148] Щусев считал себя строителем, а не дизайнером, и никогда не колебался менять проект, исходя из собственных желаний или желаний заказчика. [148] Он одинаково чувствовал себя как дома, общаясь с православными епископами, руководителями железных дорог и большевистскими лидерами . [28] An often quoted shchusevism asserts that "If I could negotiate with the priests, I would somehow do it with the Bolsheviks" ( Russian : Если я умел договариваться с попами, то с большевиками я как-нибудь договорюсь ). [116] Большевики, в свою очередь, оценили готовность Щусева адаптироваться. Лазарь Каганович в частном порядке писал, что Щусев, «деловой и прагматичный эклектик », был более ценен для режима, чем серьезный и упорный неоклассик Иван Жолтовский . [149]

Обвинения в плагиате и организации «творческого потогонного цеха », выдвинутые в 1937 году, по большей части были оправданы. [150] Этика Щусева на рабочем месте мало чем отличалась от этики других советских архитектурных руководителей, но его отношение к помощникам было особенно противоречивым. [150] Никифор Тамонькин (1881–1951), один из его ближайших соратников на протяжении почти сорока лет и сам по себе компетентный архитектор, [м] описал Щусева как беспощадного, неуважительного и безжалостного эксплуататора «меньших людей». [152] [н] «Он имел нулевую терпимость к своим помощникам, особенно ко мне. Из-за моих крестьянских корней и отрывочного образования он смотрел на меня так, как американец или англичанин смотрит на «неполноценного» туземца. Это была самая заметная и существенная сторона его личность." [151] По словам Тамонькина, столь же жестко Щусев относился к своей жене, детям и младшему брату Павлу: в его биполярном мире «важных» и «неважных» людей семья принадлежала ко второму классу. [151]

Политическая пропаганда

[ редактировать ]

В то же время Щусев часто выступал в роли защитника «меньших людей», несправедливо преследуемых коммунистическим режимом. [154] Он был весьма эффективен в этой роли благодаря своим деловым навыкам и непосредственным знаниям коммунистических лидеров, в частности руководителей НКВД. [154] НКВД было неглухо к голосам профессиональной элиты и часто прислушивалось к их мольбам, особенно когда защитником был архитектор мавзолея Ленина. [154] До 1937 года Щусев без колебаний использовал мавзолей как свою козырную карту; хотя после 1937 года, по мнению Васькина, этот аргумент утратил былую эффективность. [155]

История пропагандистской деятельности Щусева начинается с ареста Нестерова в 1924 году; через несколько дней Нестерова отпустили, а обвинения с него сняли. [156] В 1925 году Щусев ходатайствовал об освобождении художника Владимира монументалиста - . Комаровского [157] Когда первоначальная апелляция не удалась, Щусев подал совместную петицию с коллегами-художниками. В этом же году Щусев защищал художника Владимира Голицына [ ru ] и искусствоведа Юрия Олсуфьева [ ru ] . [158] Все трое были потомками княжеских семей и поэтому были легкой мишенью красного террора . [159] Однако Комаровский и Олсуфьев были убиты соответственно в декабре 1937 и марте 1938 года, когда сам Щусев ожидал ареста; Голицын погиб во время Великой Отечественной войны. [159] Точно так же Щусев не смог помочь зятю Нестерова Шретеру Виктору но , в итоге добился освобождения дочери Нестерова Ольги. [156] В 1943 году Щусев, Игорь Грабарь , Борис Асафьев и Виктор Веснин совместно обратились к Берии с просьбой об освобождении художника Нерадовского и Петра . сумели вызволить его из ссылки [160] В 1948 году Щусев и Грабарь организовали освобождение искусствоведа Николая Сычёва . [160]

Городское планирование и сохранение

[ редактировать ]
Щусева и храм Сергия Радонежского на Куликовом поле на марочном листе России 2023 года

Консервативные взгляды Щусева на городское планирование и реконструкцию сформировались под влиянием его опыта в Украине , Бессарабии и Италии , где он научился искусству адаптации к исторической среде. [161] Его подход к примирению прошлого и настоящего был подобен подходу молодого поколения итальянских урбанистов, особенно Марчелло Пьячентини . [161] Два архитектора знали друг друга со времен Римской выставки 1911 года и проявили большой интерес к работам друг друга; Пьячентини имел в виду архитектуру Щусева до 1950-х годов. [161]

В 1918 году Щусев и Иван Жолтовский взяли на себя управление планом реконструкции Новой Москвы, спонсируемым коммунистическим городским советом. Группа планирования возникла как продолжение мастерской Жолтовского; но к 1922 году Щусев, будучи председателем Московского архитектурного общества, стал единоличным руководителем проекта. [59] [162] Хотя его штат состоял из архитекторов-модернистов, от братьев Весниных до первокурсников Вхутемаса , результат был полностью консервативным, с большой территориальной экспансией в умеренно густонаселенные пригороды и небольшим вторжением в старый город. [163] [164] [162] Щусев предложил перенести республиканский административный центр на северо-запад, на Ходынское поле , разгрузив тем самым ядро ​​города от быстро растущей перегруженности. [162] Большая часть города в пределах Садового кольца останется нетронутой, с тщательно расположенными «лучами» бульваров и парков, простирающихся от Кремля до пригородов. [162] Щусев последовательно отвергал масштабные идеи реконструкции по принципу «все или ничего» и предпочитал продолжать застройку существующего города. [165] Он часто конфликтовал с городскими властями, выступая против сноса исторических зданий. гораздо более сговорчивым Шестаковым его Сергеем . К концу 1925 года его позиция защитника природы пришла в немилость у правительства, которое заменило [166] Генеральный план Щусева был должным образом одобрен и отправлен в архив. [166]

Когда они не угрожали историческим зданиям, Щусев использовал новейшие идеи европейских и американских планировщиков. Ему нравилась идея автономных высотных зданий, отстаиваемая Ле Корбюзье и Вальтером Гропиусом , но он считал их слишком дорогими для советской экономики и слишком опасными для существующего уровня технологий. [167] Хотя в 1924 году он объявил себя антиамериканистом , к 1929 году он изменил своё мнение. [168] Об этом свидетельствует его покровительство русскому изданию книги Ричарда Нейтры « Wie Baut Amerika?». ( Как строится Америка? ). [168] Щусев по-прежнему сожалел о том, что американцы заменяют искусство инженерией, и предостерег от слепого копирования их деловой практики. [168] В то же время он высоко оценил американские технологии и зонирование как инструменты смягчения неблагоприятных последствий высотного строительства. [168] Его взгляды развивались вплоть до публикации в 1934 году Архитектурной организации города . К этому времени политическое давление положило конец независимому теоретизированию. [168]

Управление музеем

[ редактировать ]

1920-е годы были для Щусева не столь продуктивными, как для Константина Мельникова или братьев Весниных . Частые, но бесплодные конкурсы, которые приводили к нечастым реальным работам, оставляли Щусеву достаточно свободного времени, чтобы в 1926 году принять предложение управлять национализированной Третьяковской галереей . [169] За время своего недолгого пребывания в галерее он проложил электропроводку , а также новое отопление и вентиляцию в старом главном здании, которое он расширил на север. [170] «Щусевский флигель», завершенный в 1936 году, стал его последним проектом в стиле русского возрождения. [171] Щусев любил работать полный рабочий день куратором музея , организовывать выставки, обеспечивать соблюдение процедур каталогизации и печатать открытки. [172] Однако у наркома просвещения Анатолия Луначарского были другие планы, и в начале 1929 года он заменил Щусева Михаилом Кристи [ ru ] , чисто политическим назначенцем. [173]

Летом 1945 года Щусев начал агитацию за создание музея русской национальной архитектуры . Он лично выбрал бывший Дом Талызиных [ ru ] , тогда занятый НКВД , и использовал свои связи внутри этой организации, чтобы освободить его для музея. [174] Под руководством Щусева музей стал прибежищем для евреев, безработных из-за антикосмополитической кампании , таких как Давид Аркин [ ru ] , Абрам Эфрос [ ru ] и Александр Габричевский [ ru ] . [175] [the] Балдинская коллекция немецкого искусства была тайно передана в музей с согласия Щусева в 1948 году. [177] Однако основной целью музея, по замыслу самого Щусева, был учет и архивирование русского наследия, уничтоженного или поврежденного во время войны. [178]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Также пишется Schusev (предпочтительное англоязычное написание Музея архитектуры Щусева ), немецкий : Ščusev (академическое написание), немецкий : Schtschussew , французский : Chtchoussev , польский : Szczusiew . [1]
  2. Все четыре брата и их сводная сестра от первого брака отца получили полное университетское образование, несмотря на скромный достаток. [7]
  3. Северная апсида Троицкого собора, имеющая форму крепостной башни, заметно выше остальных. [34]
  4. Все источники, касающиеся этого эпизода, в конечном итоге восходят к собственному отчету Щусева, опубликованному в Советском Союзе в 1937 году. [63]
  5. ^ Порфир использовался только для черной «линии талии», в которую инкрустированы контрастные буквы ΛЕНИН (ЛЕНИН). Остальная часть конструкции облачена в гранит. [74]
  6. ^ В переднем правом углу мавзолея имеется углубленная ниша, которой нет в переднем левом углу. Архитектор рассудил, что посетители, приближающиеся ко входу справа, не должны сталкиваться с острым массивным углом. Таким образом, он удалил последний, когда строительство было практически завершено. [56]
  7. Официально решения были объявлены через мэрию Москвы.
  8. Якир, как и Щусев, родился и вырос в Кишиневе. Щусев был хорошо знаком с дядей Якира, уважаемым местным врачом. [112]
  9. ^ К этому времени у Щусева развились сахарный диабет и астма . Несмотря на кампанию бандитов, ему нравилось жить на Юге, что давало ему временное физическое облегчение. [126]
  10. Это один из многих рисунков, подписанных Щусевым (подпись на этом скане вырезана, но хорошо видна в книге), но достоверно приписываемых Лансере. [116]
  11. Прибытие Щусева в Истру совпало с дальним продвижением наступления Кейса Блю и началом Сталинградской битвы .
  12. Немцы эвакуировали Ржевский выступ в мае 1943 года. Даже тогда линия фронта проходила менее чем в 300 километрах (190 миль) от Москвы и примерно в 250 километрах (160 миль) от Истры. в августе – октябре 1943 года Красная Армия отвоевала еще около ста километров В ходе Смоленской наступательной операции , а затем линия фронта стабилизировалась до лета 1944 года .
  13. За время работы в должности Щусева Тамонькин был официально признан ведущим архитектором как минимум двух зданий Академии наук в Москве. [151]
  14. Васькин цитирует пространные отрывки из воспоминаний Тамонькина, написанных после смерти Щусева в 1950 году. Рукопись без цензуры никогда не предназначалась для печати. После смерти Щусева она была передана на хранение в Щусевский музей архитектуры и в настоящее время доступна исследователям. [153]
  15. ^ Это было косвенным следствием государственной политики в области заработной платы. Официально установленные музейные зарплаты были настолько мизерными, что могли привлечь только изгоев общества. [176]
  1. ^ Хмельницки 2021 , стр. 4.
  2. ^ Jump up to: а б Хмельницки 2021 , стр. 78.
  3. ^ «Алексей Щусев (Щусев) (1873–1949) | Кишинев» . Посетите Кишинев . Проверено 2 октября 2023 г.
  4. ^ Афанасьев 1978 , с. 6.
  5. ^ Васькин 2015 , стр. 37.
  6. ^ Васькин 2015 , стр. 38, 41, 53.
  7. ^ Jump up to: а б Афанасьев 1978 , с. 7.
  8. ^ Афанасьев 1978 , с. 8.
  9. ^ Васькин 2015 , стр. 54.
  10. ^ Афанасьев 1978 , с. 9.
  11. ^ Васькин 2015 , стр. 70.
  12. ^ Jump up to: а б с Афанасьев 1978 , с. 12.
  13. ^ Jump up to: а б с Афанасьев 1978 , с. 11.
  14. ^ Васькин 2015 , стр. 86–87.
  15. ^ Васькин 2015 , стр. 82–85.
  16. ^ Васькин 2015 , стр. 87.
  17. ^ Васькин 2015 , стр. 89.
  18. ^ Васькин 2015 , стр. 90.
  19. ^ Jump up to: а б Афанасьев 1978 , с. 13.
  20. ^ Васькин 2015 , стр. 93–104.
  21. ^ Афанасьев 1978 , с. 14.
  22. ^ Васькин 2015 , стр. 104–110.
  23. ^ Афанасьев 1978 , стр. 14–16.
  24. ^ Jump up to: а б с д Хмельницки 2021 , стр. 12.
  25. ^ Васькин 2015 , стр. 110–114.
  26. ^ Jump up to: а б Васькин 2015 , стр. 340–341.
  27. ^ Васькин 2015 , стр. 338–339.
  28. ^ Jump up to: а б с д Хмельницки 2021 , стр. 14.
  29. ^ Jump up to: а б Хмельницки 2021 , стр. 17.
  30. ^ Васькин 2015 , стр. 114–115.
  31. ^ Jump up to: а б Афанасьев 1978 , стр. 18–21.
  32. ^ Афанасьев 1978 , стр. 21–22.
  33. ^ Хмельницки 2021 , с. 13: Собор был не таким высоким, как расположенный рядом Успенский собор. Однако его план размером 36 на 24 метра (118 на 79 футов) был очень большим для православной церкви.
  34. ^ Афанасьев 1978 , с. 22.
  35. ^ Jump up to: а б с Ikonnikov 1990 , p. 351.
  36. ^ Афанасьев 1978 , стр. 27–28.
  37. ^ Афанасьев 1978 , с. 23.
  38. ^ Хмельницки 2021 , стр. 14–15.
  39. ^ Хмельницки 2021 , стр. 15.
  40. ^ Афанасьев 1978 , стр. 27–28, 35.
  41. ^ Афанасьев 1978 , стр. 28–30.
  42. ^ «Великий архитектор России Щусев» . Информационный бюллетень СССР . 8 (22). Посольство Советского Союза в США. 1948 год.
  43. ^ Ikonnikov 1990 , pp. 340–341.
  44. ^ Ikonnikov 1990 , p. 347.
  45. ^ Jump up to: а б Ikonnikov 1990 , p. 353.
  46. ^ Jump up to: а б Афанасьев 1978 , с. 40.
  47. ^ Афанасьев 1978 , с. 45.
  48. ^ Афанасьев 1978 , с. 43.
  49. ^ Афанасьев 1978 , с. 44.
  50. ^ Афанасьев 1978 , стр. 44, 70.
  51. ^ Васькин 2015 , стр. 95.
  52. ^ Jump up to: а б с Афанасьев 1978 , с. 42.
  53. ^ Jump up to: а б с д Хмельницки 2021 , стр. 29.
  54. ^ Афанасьев 1978 , с. 47.
  55. ^ Jump up to: а б с Афанасьев 1978 , с. 49.
  56. ^ Jump up to: а б с Khan-Magomedov 1972 , p. 104.
  57. ^ Афанасьев 1978 , с. 180.
  58. ^ Колтон 1995 , с. 216.
  59. ^ Jump up to: а б Колтон 1995 , с. 225.
  60. ^ Афанасьев 1978 , стр. 85.
  61. ^ Jump up to: а б Khan-Magomedov 1972 , pp. 61–62.
  62. ^ Khan-Magomedov 1972 , p. 41.
  63. ^ Jump up to: а б Афанасьев 1978 , с. 99.
  64. ^ Jump up to: а б Хмельницки 2021 , стр. 25.
  65. ^ Khan-Magomedov 1972 , p. 44.
  66. ^ Афанасьев 1978 , с. 92.
  67. ^ Khan-Magomedov 1972 , pp. 47–48.
  68. ^ Jump up to: а б с Khan-Magomedov 1972 , p. 91.
  69. ^ Jump up to: а б Khan-Magomedov 1972 , pp. 93–94.
  70. ^ Jump up to: а б с Хмельницки 2021 , стр. 26.
  71. ^ Khan-Magomedov 1972 , pp. 92–93, 106.
  72. ^ Jump up to: а б Vaskin, A. (2013). "Как Мавзолей Красную площадь спас" [How the Mausoleum saved the Red Square]. Историк (13 May).
  73. ^ Khan-Magomedov 1972 , p. 105.
  74. ^ Jump up to: а б с Khan-Magomedov 1972 , p. 110.
  75. ^ Khan-Magomedov 1972 , pp. 99–104.
  76. ^ Khan-Magomedov 1972 , pp. 111–112.
  77. ^ Jump up to: а б Хмельники 2021 , с. 26–27.
  78. ^ Khan-Magomedov 1972 , pp. 121–122.
  79. ^ Афанасьев 1978 , с. 106.
  80. ^ Афанасьев 1978 , стр. 80–81.
  81. ^ Jump up to: а б Хмельники 2021 , с. 29–32.
  82. ^ Jump up to: а б с д и Хмельники 2021 , с. 33–37.
  83. ^ Хмельницки 2021 , стр. 36–37.
  84. ^ Bylinkin, N. P. (1985). История советской архитектуры (1917–1954) [ The history of the Soviet architecture 1917–1954 ]. Стройиздат. p. 11.
  85. ^ Васькин 2015 , стр. 337.
  86. ^ Хмельницки 2021 , стр. 150–151.
  87. ^ Хмельницки 2021 , стр. 37, 151.
  88. ^ Jump up to: а б с д Хмельники 2021 , с. 37–38.
  89. ^ Jump up to: а б Хмельники 2021 , с. 38–39.
  90. ^ Jump up to: а б с д Хмельники 2021 , с. 40–42.
  91. ^ Хмельницки 2021 , стр. 50.
  92. ^ Jump up to: а б Хмельники 2021 , с. 43, 45.
  93. ^ Хмельницки 2021 , стр. 45, 47–52.
  94. ^ Зубович 2020 , с. 35.
  95. ^ Хмельницки 2021 , с. 51 цитируется письмо Сталина от 7 августа 1932 года, адресованное Кагановичу, Молотову и Ворошилову, опубликованное в 1999 году.
  96. ^ Jump up to: а б с д Хмельницки 2021 , стр. 60.
  97. ^ Jump up to: а б Васькин 2015 , стр. 284–285.
  98. ^ Jump up to: а б с д и Хмельницки 2021 , стр. 55.
  99. ^ Хмельницки 2021 , стр. 56.
  100. ^ Хмельницки 2021 , стр. 57.
  101. ^ Jump up to: а б с Хмельницки 2021 , стр. 58.
  102. ^ Афанасьев 1978 , с. 111.
  103. ^ Jump up to: а б Рогачев Алексей; Простаков, Сергей (20 июня 2014 г.). « . Тайна асимметрии гостиницы «Москва»» Русская Планета (на русском языке). Архивировано из оригинала 10 января 2022 года . Проверено 3 апреля 2022 г.
  104. ^ Jump up to: а б с Хмельники 2021 , с. 60–61.
  105. ^ Хмельницкий 2007 , с.
  106. ^ Jump up to: а б с д Хмельницки 2021 , стр. 61.
  107. ^ Васькин 2015 , с. 374, цитирует книгу Щусева об ИМЭЛ 1940 года.
  108. ^ Jump up to: а б с Хмельницки 2021 , стр. 62.
  109. ^ Jump up to: а б с Meerovich, M. (2015). " "Жизнь и деятельность архитектора Щусева" " [The life and deeds of architect Shchusev]. Archi.ru (in Russian) (30 July).
  110. ^ Jump up to: а б с д Хадсон 2015 , с. 198.
  111. ^ Васькин 2015 , стр. 309–315.
  112. ^ Jump up to: а б с д Хмельницки 2021 , стр. 63.
  113. ^ Хадсон 2015 , с. 199.
  114. ^ Васькин 2015 , стр. 319–323.
  115. ^ Jump up to: а б с Васькин 2015 , стр. 326–327.
  116. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Chmelnizki, D. (20 January 2020). "Загадки Щусева" . archi.ru.
  117. ^ Jump up to: а б с д Хмельницки 2021 , стр. 64.
  118. ^ Jump up to: а б Шлёгель 2014 , «пока удар пришелся на Охитовича...».
  119. ^ Jump up to: а б Васькин 2015 , с. 290.
  120. ^ Хрущев, Никита (2004). Воспоминания Никиты Хрущева: Комиссар, 1918–1945, Том 1 . Пенн Стейт Пресс. п. 111. ИСБН  9780271023328 .
  121. ^ Васькин 2015 , стр. 307–308.
  122. ^ Васькин 2015 , стр. 327–329.
  123. ^ Хмельницкий 2007 , стр. 170.
  124. ^ Jump up to: а б с Васькин 2015 , с.330.
  125. ^ Jump up to: а б с д Хмельницки 2021 , стр. 72.
  126. ^ Jump up to: а б с Хмельники 2021 , с. 64–65.
  127. ^ Хмельницки 2021 , стр. 65.
  128. ^ Jump up to: а б с Хмельницки 2021 , стр. 66.
  129. ^ Jump up to: а б Васькин 2015 , стр. 331–332.
  130. ^ Jump up to: а б Voronin, Anatoly (14 December 2019). Москва, 1941 [ Moscow 1941 ] (in Russian). Комендант Мавзолея Кирюшин...: Litres. ISBN  9785042208768 .
  131. ^ Jump up to: а б с д Хмельники 2021 , с. 67–68.
  132. ^ Jump up to: а б Хмельницки 2021 , стр. 70.
  133. ^ Jump up to: а б Хмельники 2021 , с. 68–69.
  134. ^ Хмельницки 2021 , стр. 70–71.
  135. ^ Хмельницки 2021 , стр. 71.
  136. ^ Jump up to: а б Хмельники 2021 , с. 65, 70–72.
  137. ^ Хмельницки 2021 , стр. 72–73, 155.
  138. ^ Ikonnikov 1990 , p. 363.
  139. ^ Jump up to: а б Ikonnikov 1990 , p. 365.
  140. ^ Jump up to: а б Колтон 1995 , с. 327.
  141. ^ Васькин 2015 , стр. 434.
  142. ^ Jump up to: а б с д и Хмельницки 2021 , стр. 74.
  143. ^ Jump up to: а б Афанасьев 1978 , стр. 175, 177.
  144. ^ Хмельницки 2021 , стр. 74–75.
  145. ^ Jump up to: а б Хмельницки 2021 , стр. 75.
  146. ^ Jump up to: а б Зубович 2020 , с. 113.
  147. ^ Васькин 2015 , с. 397.
  148. ^ Jump up to: а б Афанасьев 1978 , с. 54.
  149. ^ Хмельницкий 2007 , с. 208, цитируется письмо Кагановича дочери 1943 года, опубликованное в 1996 году.
  150. ^ Jump up to: а б Васькин 2015 , стр. 325.
  151. ^ Jump up to: а б с Васькин 2015 , стр. 398.
  152. ^ Васькин 2015 , стр. 398–402.
  153. ^ Васькин 2015 , с. 402.
  154. ^ Jump up to: а б с Васькин 2015 , стр. 422–423.
  155. ^ Васькин 2015 , стр. 429.
  156. ^ Jump up to: а б Васькин 2015 , стр. 331, 347, 423.
  157. ^ Васькин 2015 , стр. 423–424.
  158. ^ Васькин 2015 , стр. 424–426.
  159. ^ Jump up to: а б Васькин 2015 , стр. 423–426.
  160. ^ Jump up to: а б Васькин 2015 , стр. 426.
  161. ^ Jump up to: а б с Вяземцева, А. (2019). «Преобразование Рима и генеральный план реконструкции Москвы». Городские пейзажи в переходный период: трансформация и реорганизация итальянских городов и их архитектуры в межвоенный период . п. 116. ИСБН  9783839446607 .
  162. ^ Jump up to: а б с д Ovsyannikova, Ye.; Vasilyev, N. (2019). "«Новая Москва» Щусева и историческая застройка ['New Moscow': Shchusev and the historical environment]". История архитектуры Москвы. Конец XIX века — первая половина 1930–х годов [ History of the architecture of Moscow. End of 19th century to the first half of the 19302 ] (in Russian). Tatlin. ISBN  9785000752029 .
  163. ^ Колтон 1995 , стр. 225–227.
  164. ^ Афанасьев 1978 , стр. 60–61.
  165. ^ Sokolov 1975 , p. 154.
  166. ^ Jump up to: а б Колтон 1995 , стр. 228–230.
  167. ^ Sokolov 1975 , p. 177.
  168. ^ Jump up to: а б с д и Коэн 2021 , с. 223.
  169. ^ Васькин 2015 , с. 260.
  170. ^ Васькин 2015 , стр. 261.
  171. ^ Васькин 2015 , стр. 262–263.
  172. ^ Васькин 2015 , стр. 261–266.
  173. ^ Васькин 2015 , стр. 266.
  174. ^ Васькин 2015 , стр. 419–420.
  175. ^ Васькин 2015 , стр. 418–421.
  176. ^ Васькин 2015 , стр. 427–417.
  177. ^ Васькин 2015 , стр. 421–422.
  178. ^ Васькин 2015 , стр. 420.

По-английски

[ редактировать ]

На русском языке

[ редактировать ]
  • Afanasyev, K. [in Russian] (1978). А. В. Щусев [ A. V. Shchusev ] (in Russian). Стройиздат.
  • Chmelnizki, D. [in German] (2007). Архитектура Сталина [ Stalin's Architecture ] (in Russian). Прогресс-Традиция. ISBN  978-5898262716 . Примечание. В печатном русском издании 2007 года указан недействительный ISBN-10. Здесь действительный код относится к переизданию 2013 года.
  • Ikonnikov, A. [in Russian] (1990). Тысяча лет русской архитектуры [ One thousand years of Russian architecture ]. Iskusstvo.
  • Khan-Magomedov, S. [in Russian] (1972). Мавзолей Ленина [ Lenin's Mausoleum ] (in Russian). Просвещение.
  • Sokolov, N. (1975). "А. В. Щусев" [A. V. Shchusev]. Мастера советской архитектуры об архитектуре, том 1 [ Leading Soviet architects on architecture ] (in Russian). Iskusstvo. pp. 150–156.
  • Vaskin, A. [in Russian] (2015). Щусев: Зодчий всея Руси [ Shchusev: The architect of All Russia ]. Молодая гвардия. ISBN  9785235038073 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c80065cad22b40260089bd9fd3a19a13__1722165360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/13/c80065cad22b40260089bd9fd3a19a13.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alexey Shchusev - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)