Николай фон Мекк
Николай фон Мекк Николай Карлович фон Мекк | |
---|---|
Рожденный | Nikolai Karlovich von Meck 28 апреля 1863 г. Москва , Российская Империя |
Умер | 24 мая 1929 г. | (66 лет)
Национальность | Балтийский немецкий / русский |
Род занятий | Инженер, предприниматель |
Супруг | Anna Davydova |
Родители |
|
Николай Карлович фон Мекк 28 1863 — 24 мая 1929) — инженер и апреля ( предприниматель Российской империи, участвовавший в развитии Российской империи в первой половине двадцатого века. Он предстал перед судом в рамках Шахтинского процесса и казнен в 1929 году.
Жизнь
[ редактировать ]Николай был шестым сыном Карла Отто Георга фон Мекка , происходившего из старинного прибалтийско-немецкого дворянского рода родом из Силезии , и Надежды фон Мекк из одиннадцати детей всего. Его отец, Карл, был одним из первых строителей железных дорог Российской империи после того, как поражение России в Крымской войне побудило царя провести модернизацию. Карл внезапно скончался в 1876 году. Надежда унаследовала значительное состояние и стала покровительницей искусств. Помимо своих интенсивных, но платонических отношений с Петром Чайковским , она также познакомила Николая с такими людьми, как Клод Дебюсси , который в молодости оставался с семьей. Николай записал, что Дебюсси получил семейное прозвище «буллиант Ахилл». [ 1 ]
В 1883 году Николай женился на Анне Давыдовой, племяннице Чайковского .
Он поступил в Императорское юридическое училище в Петербурге . Решив бросить карьеру юриста и посвятить себя исключительно железнодорожному делу, он попросил у матери разрешения бросить школу, не получив ученой степени. Отсутствие высшего образования его не остановило; проработав депо кочегаром, инженером и писарем на Николаевской железной дороге, в 1884 году он был назначен кандидатом в члены Правления Московско-Рязанской железной дороги. 1 ноября 1890 г. он был назначен действительным членом правления.
В апреле 1891 года он был назначен председателем Московско-Казанской железной дороги . Более четверти века, вплоть до национализации в 1918 году, его имя было связано с активным расширением компании и ее участием в развитии транспортной системы России. За девять лет его правления протяженность линий Московско-Казанской железной дороги увеличилась с 233 километров до 2100 километров. Это включало строительство линий Рязань-Казань, Рузаевка-Пенза-Шырань-Гиндз, Инза-Симбирсы и Тимирязево-Нижний Новгород. Достижения компании были обусловлены технической политикой фон Мека по обеспечению профессионализма персонала, модернизации технического оборудования, тщательности проектных и изыскательских работ. Он пользовался заслуженной репутацией не только у собственных сотрудников и деловых партнеров, но и в правительственных кругах и среди членов правящего дома. В состав акционеров компании вошли крупнейшие банки России.
В 1903 году в должности председателя правления Московско-Казанской железной дороги, ответственного за организацию паломничества Николая II и его семьи в Саровский монастырь. Николай фон Мекк в начале Русско-японской войны возглавил благотворительные грузы, отправленные в Дальневосточный отдел Комитета Великой Княгини для сбора средств в помощь армии под сенью Российского общества Красного Креста.
Для содействия обучению он открыл технические школы, а Компания участвовала в распространении учебных книг. Поддерживалась организация потребительских кооперативов по поставке железнодорожной продукции.
В 1912 году Московская сортировочная станция начала строить доходный дом, а станция Прозоровская основала поселение, предложив служащим ссуды на покупку участков в размере трехлетнего жалованья сроком на 10 лет. Проект предусматривал улучшение электро- и телефонных сетей, водоснабжения, трамвайных путей, больниц, зданий общественных собраний. Полная реализация планов была сорвана с началом войны в 1914 году.
В 1899 году он купил один из первых автомобилей в России из-за своего интереса к автоспорту. В 1903 году он помог основать и стал первым руководителем Московского автомобильного клуба, организовав и приняв участие в первых российских автопробегах в 1910–11. Ему принадлежали московские номера 84, 588 и 679.
Активный член многих обществ
[ редактировать ]- Член Российского автомобильного общества (РАА), Киевского автомобильного клуба (КАС), пожизненный член образованного в 1910 году Императорского Российского автомобильного общества (ИРАС) - член комитета, вице-президент, член технической комиссии.
- Член правления Российского общества морского, речного и наземного транспорта и страхования багажа и складов с выдачей кредитов;
- Почетный попечитель, почетный член добровольной пожарной дружины города Фоминска;
- Сотрудник попечителя Троицкой больницы для неизлечимо больных женщин Общества содействия трудолюбию в Москве;
- Член Императорского Благотворительного общества ;
- Казначейский склад кустарного промысла проходил под патронажем Ее Августейшего Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны;
- Член Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества ;
- Член наблюдательного совета Управления Московского Синодального училища церковного пения и Синодального хора (Московское Синодальное учреждение в Кремле, руководитель - князь А.А. Ширинский-Шихматов);
- Член Финансового комитета Московского губернского земского собрания (1913–1915);
- заместитель председателя Московского общества воздухоплавания П. А. фон Плеве (1910);
- Член оргкомитета Московского сбора пожертвований на флот, жертвователя средств на постройку самолета в 1913 году;
- Член Российско-Американской торговой палаты;
- Член Историко-генеалогического общества в Москве;
- Попечительский совет известной школы для девочек Бесс, впоследствии ее владелицы;
- Член Общества распространения полезных книг;
- Член правления Русско-Азиатского банка .
После русской большевистской революции
[ редактировать ]После национализации Московско-Казанской железной дороги в 1918 году фон Мек надеялся, что его знания и опыт и дальше будут полезны новому советскому государству. Он продолжал интересоваться развитием системы железнодорожного транспорта и был консультантом финансово-экономического отдела Наркомата путей сообщения . Он представлял наркома в Госплане. Фон Мек изложил свои идеи по экономике и перспективам отечественного железнодорожного транспорта в серии книг, изданных в 1921–1927 годах.
Несмотря на это, из-за своего « буржуазного » происхождения, начиная с 1919 года, он неоднократно подвергался арестам по различным обвинениям, обвиняясь, среди прочего, в «контрреволюционных выступлениях против советской системы» и в участии в «технологической контрреволюции». " В последний раз он был арестован в 1928 году, а в мае 1929 года ОГПУ (предшественник КГБ ) приговорил его к смертной казни за вредительство ; то есть попытки саботировать советскую власть посредством некачественной работы. О его казни было объявлено 24 мая 1929 года. Реабилитирован в 1990 году Пленумом Верховного суда СССР . [ нужна ссылка ]
Семья
[ редактировать ]У Николая и Анны было шестеро детей:
- Кира (1885–1969)
- Андрей (умер в детстве)
- Марк (1890–1918, казнён в Омске)
- Галина (1891–1985, Англия) (автор книги «Как я их помню», Лондон, 1973; переводчик переписки Чайковского с семьей)
- Аттал (1894–1916, погиб 15 июля в своем первом бою во время Первой мировой войны ).
- Lyutsella (1896–1933)
В 1904 году фон Мекк усыновил Елену, родители которой Николай Карлович, адвокат Александр Хакман, и его жена умерли во время эпидемии холеры . Она стала матерью академика Никиты Николаевича Моисеева .
Лучшим представлением Николая фон Мекка могли бы стать слова Великой Княгини Елизаветы Федоровны , которая охарактеризовала его как «честного слугу Короля и Отечества». [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Локспайзер, Эдвард (1978). Дебюсси: Том 1, 1862–1902: Его жизнь и разум . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ «Горьковская железная дорога» . ОАО «РЖД» . Проверено 17 августа 2015 г.