Марфо-Маринский женский монастырь
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( январь 2023 г. ) |

Марфо-Мариинская обитель , или Марфо-Мариинская обитель. [ 1 ] of Mercy in the Possession of Grand Duchess Elizabeth Feodorovna ( Russian : Марфо-Мариинская обитель, Марфо-Мариинская обитель милосердия во владении великой княгини Елизаветы Фёдоровны , romanized : Marfo-Mariinskaya obitel', Marfo-Mariinskaya obitel' milosyerdiya vo vladyenii velikoy knyagini Yelizabety Fyodorovny ) is a women's convent in Moscow .
был Женский монастырь основан в 1908 году Великой Княгиней Елизаветой Федоровной (сестрой Александры Федоровны , последней Императрицы России , обе причислены к Российским Новомученикам ) для оказания помощи больным, раненым и искалеченным солдатам в их выздоровлении, а также для оказания помощи больным, раненым и искалеченным солдатам в их выздоровлении. для нужд бедных и сирот.
История
[ редактировать ]Великая Княгиня Елизавета была вдовой Великого Князя Сергея Александровича , убитого террористами году . в 1905
После смерти мужа она отдала свою великолепную коллекцию драгоценностей, в том числе обручальное кольцо, и продала все остальное. На вырученные деньги она открыла Марфо-Мариинский женский монастырь и стала его настоятельницей . Ее видение заключалось в том, чтобы создать религиозную общину, состоящую из женщин из всех социальных слоев, которая объединила бы идеалы святых Марфы и Марии , посвященных как молитве, так и служению нуждам бедных.
Она купила участок земли в Москве и построила больницу , приют для девочек и помещения для монахинь. Работая совместно с церковными властями, она разработала монашеские правила и обычаи , которые несколько отличались от традиционных привычек православных монахинь, которые будут использоваться в монастыре. На пике своего развития в монастыре проживало 97 сестер, а бедным ежедневно подавали 300 обедов.

С 1908 по 1912 год Алексей Щусев спроектировал церковь Святых Марфы и Марии и Свято-Покровский собор. Оба сооружения представляют собой рендеринг русского возрождения и модерна средневекового новгородского архитектурного типа. Белоснежные стены собора украшены резными крестами работы Сергея Коненкова . В интерьере присутствуют фрески и мозаики Михаила Нестерова и Павла Корина .
Жизнь в монастыре
[ редактировать ]Сестры проснулись в 6:00 утра и привели в порядок свои комнаты. В 7:30 они собрались в больничной часовне для общего молитвенного правила, за которым следовало чтение Евангелия, послания, псалма и, возможно, краткой проповеди священника, служившего в тот день. Сестры вышли из часовни, получив благословение священника и поприветствовав настоятельницу. Затем они собрались выпить чаю, прежде чем отправиться на свои ежедневные послушания. Те, кто не нуждался в немедленном послушании, оставались в часовне на Божественной литургии.
Сестры отвечали за чтение и пение в обеих церквях. Пение в основном носило простой монашеский стиль, концертное пение использовалось очень редко. Также участницы хора занимались рукоделием в общественной мастерской, где шили всю одежду сестрам. После утренней молитвы сестер можно было найти на различных послушаниях: одних в больнице в ожидании обхода врачей, других в клинике, где проводят лечение больных, таких как массаж, инъекции и т. д., третьи в школе и т. д. третьи на кухне или в других помещениях дома. Дважды в неделю с 11.00 до 12.00 духовник читал сестрам лекцию: одну неделю — о катехизисе, а на следующей неделе — о святых отцах. Сестры готовились к Святому Причастию не менее четырех раз в год во время больших постов, хотя при желании им разрешалось причащаться и чаще.
В 12:30 был подан обед с чтением жития святого дня во время трапезы. Трапезы готовились по правилам церковного поста. В 16.00 было подано чаепитие, в 17.00 последовала вечерня и заутреня. На богослужениях присутствовали сестры, завершившие послушания. Перед праздниками и воскресеньями совершались всенощные бдения. В 19:30 был подан ужин. В больничной часовне в 21:00 состоялась общая вечерняя молитва. После молитвы сестры удалились в свои кельи, получив на отъезд благословение настоятеля. К 22:30 все готовятся ко сну, а к 23:00 наступила тишина и весь свет погас.
Духовная жизнь
[ редактировать ]Для своего духовного укрепления и назидания сестры в назначенное время посещали настоятельницу или духовника. Четыре раза в неделю во время вечернего молитвенного правила читался акафист : по воскресеньям — Спасителю; По понедельникам – Архангелу Михаилу и всем Небесным Воинствам; По средам, св. Марфа и Мария; и пятницы – Богородице или Страстям Христовым. Сестры также были обязаны присутствовать на бдении и литургии в Чудовом монастыре в дни памяти святителя Алексия Московского, 12 февраля и 20 мая. Также было совершено паломничество к усыпальному храму Великого Князя Сергия Александровича 4 февраля, день его кончины.
Привычка монастыря
[ редактировать ]
По воскресеньям и праздникам сестры носили белые хлопчатобумажные одежды. Рабочая форма представляла собой серый хлопчатобумажный халат покроя, напоминающий рясу, сшитый спереди и застегнутый по бокам. с белыми манжетами на рукавах. Головным покровом постригшихся членов был белый апостольник монашеского покроя с серым шерстяным покрывалом. Постриженные также носили на шее крест из кипарисового дерева на белой веревке. Иконы Образа Едесского и Покрова Божией Матери размещались на одной стороне креста; на другой стороне находилась икона св. Марфы и Марии и надпись: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумом твоим, и всей силой твоей; люби ближнего твоего, как самого себя». Сестры получали этот крест при постриге в сестричество, давая обет посвятить этот конкретный период своей жизни Богу и ближним и соблюдать правила общины.
Всем сестрам при входе в общину выдавались четки с обязательством читать Иисусову молитву 100 раз в день. Постуланты не носили четки снаружи, но постриженные носили четки, полученные ими во второй раз при постриге, на левой руке. Кандидаты носили на голове длинный белый платок, полностью закрывавший лоб. По воскресеньям и праздникам сестры носили белые одежды. Постуланты носили серые мантии.
Благотворительные работы
[ редактировать ]Основной обязанностью сестер было посещение бедных. Нескольких сестер ежедневно отправляли парами в определенные районы города. Ежегодно Великая Княгиня получала более двенадцати тысяч прошений. Часть из них была просмотрена сестрами, обработана вместе с многочисленными другими запросами и информацией о бедных, полученной из других источников.
Закрытие
[ редактировать ]В 1920 году советские власти заставили монастырь предоставить полный список имущества Ордена, как движимого, так и недвижимого. В этом документе содержались не только сведения о Покровском соборе, но и сведения о свойствах нижнего храма Архангела Михаила и Всех Бестелесных сил, госпитальной церкви св. Марфа и Мария, погребальная часовня и гусли. Этот необычный каталог и несколько из них, которые были позже опубликованы, дают полное перечисление литургических предметов, икон, произведений искусства, ценностей и их размещения.
Несмотря на антирелигиозные настроения, было хорошо понятно, что монастырь и его церкви представляют собой редкое Gesamtkunstwerk (полное произведение искусства) и что сочетание архитектуры, декора и коллекций изобразительного и декоративного искусства было чрезвычайно важно.
Однако к 1922 году правительство начало систематическую национализацию и конфискацию имущества монастыря, начав вывозить ценные золотые и серебряные предметы, такие как оклады с иконами, ризы, покровы на Евангелия, кресты, а также церковные и литургические предметы.
В 1923 году монастырь попытался переименоваться в «Марфо-Мариинскую промышленную общину», чтобы продолжить свою работу, несмотря на гражданскую войну и официальную атеистическую позицию правительства. К 1925 году монастырь подвергся нападкам из-за того, что в нем состояли бывшие аристократы и буржуазия, и вскоре организация оказалась в тяжелом положении.
В 1926 году церковь св. Марфо-Мариинскую церковь закрыли, однако оставшиеся монахини смогли вынести из собора более 200 икон и « царские врата », перенеся их в Покровскую церковь. Вскоре после этого орден был официально расформирован, а восемнадцать оставшихся монахинь были сосланы в Туркестан в Среднюю Азию.
В 1928 году обе церкви были окончательно закрыты, разграблены, разграблены и осквернены. Фрески Нестерова были покрыты, а церковь превращена в кинотеатр. С 1945 года церковь использовалась Институтом Грабаря как мастерская по реставрации икон и живописи.
Восстановление порядка и монастырского комплекса
[ редактировать ]Почитание Великой Княгини как святой и новомученицы началось за пределами России вскоре после ее погребения в Иерусалиме, а память ее чтилась тайно на территории Советского Союза . С крахом коммунизма отношение официальных лиц изменилось. Елизавета уже была канонизирована Русской Православной Церковью Заграницей в 1981 году, но в 1990 году на территории монастыря был установлен памятник , а в 1992 году Великая Княгиня была прославлена (канонизирована) Русской Православной Церковью (см. Романовы святители ). Позднее в том же году в храме Марфы и Марии возобновилось совершение богослужений , а в 1994 году сестричество было восстановлено.
был основан Образовательный центр Марфо-Мариинской обители милосердия В 1999 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с целью подготовки православных девушек на дипломированных медицинских сестер .
- Четыре евангелиста Михаила Нестерова . Расписные детали царских врат .
Связи королевской Великобритании, Греции и Дании с монастырем
[ редактировать ]Будучи внучкой королевы Виктории , великая герцогиня Елизавета тесно связана с греческой, датской и британской королевскими семьями.
Старшей сестрой Елизаветы была Виктория, маркиза Милфорд-Хейвен , чья дочь Алиса вышла замуж за принца Греции и Дании Эндрю . Принцесса Алиса стала матерью принца Филиппа, герцога Эдинбургского , а позже основала орден медсестер греческих православных монахинь, «Христианское сестричество Марфы и Марии» . По образцу Марфо-Мариинской обители, основанной ее тетей в России, орден в конечном итоге провалился из-за отсутствия подходящих претендентов. Принцесса Алиса была похоронена рядом с Великой Княгиней Елизаветой в Русской православной церкви Марии Магдалины на Елеонской горе в Иерусалиме .
В 2002 году Его Королевское Высочество принц Чарльз поручил британскому композитору и принявшему Русскую Православную Церковь королеве Елизавете , Джону Тавенеру написать хоровое произведение в память о своей бабушке, королеве-матери . Работа называлась «Благодатная Елизавета» и воспевает жизнь, смерть и прославление святой Елизаветы Великой Княгини. Премьера состоялась в часовне Святого Георгия Виндзорского замка 28 февраля 2003 года в исполнении Валерия Гергиева и хора и оркестра Мариинского театра . Доходы от спектакля пошли на благотворительную деятельность Марфо-Мариинской обители милосердия.
Ссылки
[ редактировать ]
Источники
[ редактировать ]- Елизавета, «Марфо-Мариинская обитель и княжение св. Новомученицы Елизаветы», Джорданвилл, Нью-Йорк: Свято-Троицкий монастырь, 2005.
- Kozlov, Vladimir, "Marfo-Mariinskaia Obshchina Sest'or Miloserdia v 1920-e Gody (po arkhivnym materialam)," Nekropol , August 2001.
- "Marfo-Mariinskaia Obitel' Miloserdie." Moscow: Synodal Printing House, 1914.
- Materialy k Zhitiu Prepodobnomuchenitsy Velikoi Kniagini Yelizavety: pis'ma, dnevniki, vospominania, dokumenty. Moscow: Saint Tikhon's Orthodox Theological Institute, 1995.
- Миллер Любовь Великая Княгиня Елизавета Российская, новомученица коммунистического ига. Нью-Йорк: NOPS, 1991. (Шестое издание, 2006 г.).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт монастыря
- Марфо-Мариинская обитель и княжение св. новомученицы Елизаветы
- «В Марфо-Мариинском монастыре» . Архивировано из оригинала 30 июня 2012 года. Отчет о посещении монастыря англичанином, 1915 год.
- Отец Митрофан Сребрянский – отец-исповедник Марфо-Мариинской обители Статья из Православной Америки
- Образовательный центр Марфо-Мариинской обители милосердия
- Марфо-Мариинская обитель милосердия и межрегиональный опыт
- Заметки к программе «Элизабет, полная благодати» композитора Джона Тавенера
55 ° 44'15,6 "с.ш. 37 ° 37'21,8" в.д. / 55,737667 ° с.ш. 37,622722 ° в.д.
- Монастыри в Москве.
- Русские православные монастыри в России.
- Христианские организации, основанные в 1908 году.
- Христианские монастыри XX века
- Заведения 1908 года в Российской Империи
- Архитектура модерна в Москве.
- Женские монастыри в России
- Религиозные здания и сооружения, построенные в 1912 году.
- Церковные здания в стиле модерн в России.
- Памятники культурного наследия федерального значения в Москве