Святейший Синод
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на русском языке . (Август 2016 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Святѣйшій Правительствующій Сѵнодъ | |
![]() Штаб-квартира Священного Синода Российской Империи в Санкт-Петербурге | |
Преемник | Священный Синод Русской Православной Церкви |
---|---|
Формирование | 25 января 1721 г. |
Основатель | Петр I России |
Растворенный | 1917 |
Тип | Руководящий орган |
Цель | Высший руководящий орган Русской Православной Церкви |
Область | Россия |
Членство | 10-12 |

Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
![]() |
Обзор |
Святейший Правительствующий латинизированный Синод , Святейший Правительствующий : Православной : Синод , дореформенная орфография . Святѣйшій Правительствующій Сѵнодъ , Святейший Правительствующий Синод ) — высший руководящий орган Русской Церкви между 1721 и 1917 годы Он был упразднен после Февральской революции 1917 года и заменен восстановленным патриархатом при Тихоне Московском . Юрисдикция Святейшего Синода распространялась на все церковные вопросы и на некоторые отчасти светские дела.
Петр I в России учредил Синод 25 января 1721 года в ходе своей церковной реформы . За его учреждением последовала упразднение Патриархата. Синод состоял частью из духовных лиц, частью из мирян, назначенных царем . В состав вошли митрополиты , Санкт-Петербургский Московский и Киевский , а также Экзарх Грузии . Первоначально в состав Синода входило десять церковных членов, но позже их число увеличилось до двенадцати.
Фон
[ редактировать ]Ряд реформ Петра Великого вдохновил на создание Святейшего Синода. Новая имперская эпоха ознаменовалась радикальными изменениями и развитием экономических, социальных и культурных аспектов российской жизни. Петр дважды путешествовал по Европе и провел реформы, отражавшие его стремление вестернизировать Россию, а также работал над русификацией европейских моделей, чтобы они лучше соответствовали его нации. Помимо формирования Синода в попытке ослабить власть и авторитет Русской Православной Церкви , он также бросил вызов традиционным русским ценностям, которые укоренились в религии и социальной структуре, определяемой боярством и аристократией, купцами, священнослужителями, крестьянами и крепостными. Он сделал это, претворив в жизнь идеалы просвещения, за исключением тех, которые привели бы к демократизации российского правительства, терпимости к политическому или религиозному инакомыслию или поощрению свободного роста мысли и идей; установление юлианского календаря ; реорганизация русской армии по европейскому образцу; установление меритократии (в отличие от прежней системы разграничения должностей по аристократическому происхождению); запретить или обложить налогом бороды (которые были распространены среди старообрядцы ); и т. д. Стремление Петра к упрочению и стандартизации власти привело к созданию синода. Церковь с одним лидером (патриархом) представляла слишком большую угрозу правлению Петра, и он не желал делиться властью. [ 1 ]
Дорога в Синод
[ редактировать ]Когда в 1700 году умер консервативный патриарх Адриан , Петр оставил эту должность незаполненной, и вместо него церковью в течение примерно двадцати лет управлял архиепископ Стефан Яворский , сторонник реформ. В 1721 году церковь официально перешла под покров русского национального правительства с Духовным приказом, который якобы был написан прежде всего архиепископом Феофаном Прокоповичем . [ 2 ]
После смерти патриарха Адриана Петр, по вдохновению и поощрению своего чиновника А. А. Курбатова, решил упразднить патриарший Разрядный приказ , ведавший гражданским и военным управлением, и перенаправил все дела в соответствующий приказ - административную или судебную должность. Это и другие события продемонстрировали, что мало-помалу администрация Петра сделала каждое церковное подразделение бессильным, а их обязанности перешли к параллельным правительственным ведомствам. Однако некоторые ученые утверждают, что Петр не намеревался упразднять Патриархат , когда начал изменять административную структуру церкви. Отсрочка выбора нового патриарха оказалась экономически выгодной; ограничивая церковное землевладение и другую финансовую роскошь духовенства, государство экономило деньги. Это дало Петру дополнительный стимул к отмене Патриархата. [ 3 ]
В 1711 году реформа предоставила Сенату юрисдикцию над всеми народами, включая церковные подданные. Это означало, что государство теперь имело власть над вопросами, которые ранее были зарезервированы за церковными властями. Вместе с этой властью государство получило возможность в определенных ситуациях назначать священнослужителей для управления на религиозных должностях. [ 4 ]
В 1716 году Петр сформулировал присягу для избранных епископов Вологодского , Астраханского и Яворского. Присяга, разделенная на семь частей, служила дополнением к настоящей присяге. Первые две части касаются подходящего метода борьбы с еретиками и оппозиционерами. В третьем разделе указано, что монахи своих епархий не должны были выезжать за пределы епархии, кроме как по неотложным делам, и только тогда с письменного разрешения. Клятва запрещала строительство ненужных церквей (пункт 4) и наем ненужных священнослужителей (пункт 5). Клятва требовала, чтобы духовенство посещало свою епархию не реже одного раза в год с целью развеять суеверия или отступников и собрать верующих (пункт 6). Наконец, присяга заставила епископов поклясться, что они не будут вмешиваться в светские дела и судебные процессы. [ 5 ]
Отношение Петра к Церкви
[ редактировать ]Петр был полон решимости вестернизировать Россию во время своего правления, и церковь была неотъемлемой частью его кампании. Как упоминалось ранее, новая структура церкви во многом напоминала ту, которая действовала в европейских странах с устоявшимися церквями, таких как Швеция и Германия. [ 6 ] Однако в более широком смысле Петр пытался модернизировать Россию посредством секуляризации, что было жизненно важным шагом в ходе европейской политической модернизации того времени. В данном случае секуляризация означала институционализацию и расширение государственного богатства и власти в сочетании с уменьшением власти церкви. [ 7 ] Церковь была политически подчинена правительству вместо традиционных отношений между церковью и государством, при которых правители, такие как Иван IV , чувствовали себя в некотором роде подчиненными одобрению Православной церкви, чтобы оставаться законным сувереном.
Петр использовал Синод, чтобы найти и наказать русских инакомыслящих. Дополнение 1722 года к Церковному уставу, заменявшее патриарха на посту главы церкви, требовало от священнослужителей сообщать о любых крамольной исповеди. [ 8 ]
До создания Святейшего Синода Петр лично заботился об улучшении церкви. Он был особенно заинтересован в улучшении образования священнослужителей, поскольку многие из них были неграмотны и не могли совершать таинства. [ 9 ]
Одновременно с учреждением синода Петр издал и упомянутый выше Духовный приказ. Одним из ключевых аспектов этого указа было то, что он игнорировал или отрицал божественность церкви и характеризовал ее как государственный институт. [ 10 ]
Формирование
[ редактировать ]Священный Синод заменил патриарха десятью, а затем и двенадцатью священнослужителями. Надзор за синодом осуществлял обер -прокурор (обер-прокурор), первым из которых был полковник И. В. Болтин, с целью проверки законности его действий, своевременного и упорядоченного выполнения своих обязанностей. [ 11 ] Петр требовал от священников сообщать о предательских признаниях, но он не доводил до предела свою способность контролировать; например, он воздерживался от секуляризации церковных земель. При Синоде церковь стала более терпимой к различным конфессиям, даже на время распространив эту политику на старообрядцев. Смешанные браки между православными и западными христианами были разрешены начиная с года образования Синода. [ 12 ]
Предполагалось, что синод должен был отразить взаимоотношения церкви и государства в лютеранских странах Северной Европы. Хотя император не обладал властью в вопросах веры, правительство эффективно контролировало организацию, финансы и политику церкви. Полагая, что правительство должно играть активную роль в жизни граждан, Петр ожидал, что церковь будет делать то же самое. Он поручил церкви разработать проекты общественного благосостояния на благо простых людей. В их число входили богадельни и христианские школы. [ 13 ]
В ноябре 1718 года Петр образовал в Петербурге Духовную коллегию, как центр гражданского управления. Вскоре его название было изменено на «Святейший Всеправящий Синод». [ 14 ]
Обязанности
[ редактировать ]Синод действовал в соответствии с уставом Церковного регламента с целью управления и реформирования церкви. В статуте говорилось, что одиннадцать членов коллегии должны были принадлежать к разным классам и рангам. В состав совета входили один президент, два вице-президента, четыре члена совета и четыре заседателя, и каждый член имел один голос при разрешении спора. [ 15 ]
Синод, возникший как реакция на взгляды Петра на Россию по сравнению с Западной Европой, представлял собой концентрацию священнослужителей, получивших обширное формальное высшее образование. Он стремился получить как можно большую часть спорной церковной собственности, и после принятия на себя контроля над патриаршими владениями синод нес ответственность за жизни 6000 человек. Он должен был почитаться абсолютно во всем и обладать «патриархальной властью, честью и авторитетом». [ 16 ]
Основными обязанностями синода было наблюдение за направлением православной веры, наставление людей в религиозных вопросах, празднование праздников и определение вопросов порядка и обряда. Как уже говорилось ранее, Синод также преследовал еретиков, судил чудеса и мощи и препятствовал занятиям колдовством российским гражданам. Синод контролировал церковную собственность и, таким образом, отвечал за создание монастырей и церквей. [ 17 ]
Основные члены (председатели)
[ редактировать ]- 1721–1722 Стефан (Яворский) , митрополит Рязанский.
- 1722–1725 (исполняющий обязанности) Феодосий (Яновский) , архиепископ Новгородский.
- 1725–1726 (исполняющий обязанности) Феофан (Прокопович) , архиепископ Новгородский.
- 1726–1736 Феофан (Прокопович), архиепископ Новгородский.
- 1736–1740 нет
- 1740–1745 Амвросий (Юшкевич) , архиепископ Новгородский.
- 1745–1753 Стефан (Калиновский) , архиепископ Новгородский.
- 1753–1754 Платон (Малиновский) , архиепископ Московский.
- 1754–1757 Сильвестр (Кулябка) , архиепископ Санкт-Петербургский.
- 1757–1767 Димитрий (Сеченов) , архиепископ Новгородский (с 1762 — митрополит).
- 1767–1770 Гавриил (Кременецкий) , архиепископ Санкт-Петербургский.
- 1775–1799 Гавриил (Петров) , архиепископ Новгородский (с 1783 – митрополит).
- 1799–1818 Амвросий (Подобедов) , архиепископ Санкт-Петербургский (с 1801 – митрополит Новгородский).
- 1818–1821 Михаил (Десницкий) , митрополит Санкт-Петербургский (с 1818 – Новгородский).
- 1821–1843 Seraphim (Glagolevsky) , Metropolitan of Novgorod
- 1843–1848 Антоний (Рафальский) , митрополит Новгородский.
- 1848–1856 Никанор (Клементьевский) , митрополит Новгородский.
- 1856–1860 Gregory (Postnikov) , Metropolitan of Saint-Petersburg
- 1860–1892 Исидор (Никольский) , митрополит Новгородский.
- 1892–1898 Palladius (Rayev) , Metropolitan of Saint-Petersburg
- 1898–1900 Joannicius (Rudnev) , Metropolitan of Kiev
- 1900–1912 Антоний (Вадковский) , митрополит Санкт-Петербургский.
- 1912–1917 Владимир (Богоявленский) , митрополит Санкт-Петербургский (с 1915 – Киевский).
- 1917–1917 Platon (Rozhdestvensky) , Archbishop of Kartli and Kakheti (later – Metropolitan of Tbilisi and Baku)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рясановский, Николас Валентайн и Марк Д. Стейнберг. «Царствование Петра Великого». История России. Том. Я. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета , 2011. 211–29. Распечатать. стр. 215-219
- ^ Рясановский, Николас Валентайн и Марк Д. Стейнберг. «Царствование Петра Великого». История России. Том. Я. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2011. 211–29. Распечатать. стр. 230
- ^ Кракрафт, Джеймс. Церковная реформа Петра Великого. Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет, 1971. Распечатать страницы 114–115.
- ^ Кракрафт, Джеймс. Церковная реформа Петра Великого. Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет, 1971. Печать. стр. 137
- ^ Кракрафт, Джеймс. Церковная реформа Петра Великого. Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет, 1971. Печать. стр. 141
- ^ Рясановский, Николас Валентайн и Марк Д. Стейнберг. «Царствование Петра Великого». История России. Том. Я. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2011. 211–31. Распечатать. страницы 230-231
- ^ Кракрафт, Джеймс. «Дипломатические и бюрократические революции, революции и сопротивление». Революция Петра Великого. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 2003. 60–65, 120–130. Распечатать. стр. 62
- ^ Кракрафт, Джеймс. «Дипломатические и бюрократические революции, революции и сопротивление». Революция Петра Великого. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2003. 60–65, 120–130. Распечатать. стр. 120
- ^ Кракрафт, Джеймс. Церковная реформа Петра Великого. Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет, 1971. Печать.
- ^ Криндач, Алексей. «Изменение отношений между религией, государством и обществом в России». Геожурнал 67.4 (2006): 267-282. Распечатать. стр. 269
- ^ Кракрафт, Джеймс . Церковная реформа Петра Великого. Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет, 1971. Печать. стр. 175
- ^ Рясановский, Николас Валентайн и Марк Д. Стейнберг. «Царствование Петра Великого». История России. Том. Я. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2011. 211–29. Распечатать. страницы 230-231
- ^ Рясановский, Николас Валентайн и Марк Д. Стейнберг. «Царствование Петра Великого». История России. Том. Я. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2011. 211–29. Распечатать. страницы 230-231
- ^ Кракрафт, Джеймс. Церковная реформа Петра Великого. Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет, 1971. Печать. стр. 153
- ^ Кракрафт, Джеймс. Церковная реформа Петра Великого. Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет, 1971. Печать. стр. 165
- ^ Кракрафт, Джеймс. Церковная реформа Петра Великого. Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет, 1971. Печать. страницы 183 и 230
- ^ Католическая энциклопедия, том 7, статья Адриана Фортескью, издатель: Robert Appleton Company , 1910.
Источники
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Священный Синод ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Справочник государственного деятеля России. 1896.
- Кракрафт, Джеймс. «Дипломатические и бюрократические революции, революции и сопротивление». Революция Петра Великого. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2003. 60–65, 120–130. Распечатать.
- Кракрафт, Джеймс. Церковная реформа Петра Великого. Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет, 1971. Печать.
- Криндач, Алексей. «Изменение отношений между религией, государством и обществом в России». Геожурнал 67.4 (2006): 267-282. Распечатать.
- Рясановский, Николас Валентайн и Марк Д. Стейнберг. «Царствование Петра Великого». История России. Том. Я. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2011. 211–29. Распечатать.
- Католическая энциклопедия, том 7, статья Адриана Фортескью, издатель: Robert Appleton Company, 1910.
- Святейший Синод
- Русская Православная Церковь в России
- Российская Империя
- Религиозные организации, основанные в 1721 году.
- Упразднения 1918 года в России
- Религиозные организации ликвидированы в 1918 году.
- Правительство Российской Империи
- Управляющие собрания религиозных организаций
- 1721 заведение по России
- История Русской Православной Церкви