Jump to content

Церковная реформа Петра Великого

Петр I , император и самодержец всея Руси (портрет Поля Делароша , 1838).

Церковная реформа Петра Великого представляла собой комплекс изменений, царем Петром I внесенных (правил в 1682–1725 гг.) в Русскую Православную Церковь , особенно в церковное управление. Выпущенный в контексте общей программы реформ Петра по вестернизации , он заменил Московского Патриарха Священным Синодом и фактически сделал церковь государственным ведомством.

Царь не отказался от православия как главного идеологического ядра государства, но попытался начать процесс вестернизации духовенства, опираясь на лиц с западным богословским образованием, хотя и оставался верным канонам Восточной Православной Церкви .

Предыстория [ править ]

Раньше русские цари оказывали некоторое влияние на церковную деятельность; однако до реформ Петра церковь была относительно свободна во внутреннем управлении. Следуя модели Византийской империи , царь считался «защитником православия». В этом качестве он имел право вето на выборы новых епископов , и при рукоположении новых епископов он часто вручал посох им . Царь также будет участвовать в принятии важных церковных решений. В 1551 году царь Иван IV созвал Стоглавый Собор, который подтвердил неприкосновенность церковных имуществ и исключительную юрисдикцию церковных судов над духовенством , а также урегулировал нормы церковной жизни. Большой Московский Синод в 1666–1667 годах также возглавлялся царем.

Реформы [ править ]

Патриарх Адриан.

Царь Петр Великий открыл эпоху, в которой церковное управление было фундаментально преобразовано: вместо того, чтобы управляться патриархом или митрополитом , управление церковью перешло под контроль комитета, известного как Священный Синод , который состоял как из епископы и миряне-чиновники, назначаемые императором .

Петр провел в своей стране многочисленные реформы, призванные создать и оплатить новое правительство, а также военную и военно-морскую систему, которая позволила бы России торговать, конкурировать и, при необходимости, защищать европейские интересы России силой оружия. Безжалостность, с которой он проводил правительственные реформы и реформы по сбору налогов, а также насильственное строительство его новой столицы, Санкт-Петербурга , не предвещали ничего хорошего для независимости церкви.

Архиепископ Феофан Прокопович , соратник Петра в его реформе Русской Православной Церкви .

Когда в октябре 1700 года патриарх Адриан (занимавший должность 1690–1700) умер, Петр воспрепятствовал избранию нового патриарха и вместо этого назначил Стефана Яворского патриаршим « экзархом », местоблюстителем или, буквально, хранителем патриаршего престола (блюститель). патриаршего престола). [1] Яворский был молодым профессором Киево -Могилянской академии отколовшегося региона Речи Посполитой, также известного как казачье Гетманщина , который обучался в иезуитской академии в Польше и выступал за сильный патриархат и независимость церковь. Он возглавлял церковь вместе с архиерейским советом, однако его полномочия были весьма ограничены, так как, например, все церковное имущество находилось в ведении Монастырского приказа (см. приказ ), находившегося вне церковной юрисдикции. В результате монастыри стали главными рассадниками оппозиции, и для борьбы с ней правительство запретило монахам держать в своих кельях ручку и бумагу. Яворский, который, возможно, сам подумывал о том, чтобы стать патриархом, не полностью поддерживал идеи Петра о «бюрократизации» путем введения коллегиальной системы. Яворский публично заявил о своем несогласии с введением гражданских прокуроров-фискальных (как в Шотландии ) в церковных судах. После того как Яворский сблизился со сторонниками Алексей Петрович, царевич России , находившийся в оппозиции к своему отцу, Петр I отправил Яворского в отставку.

Митрополит Стефан Яворский

Постепенно Петр отдал предпочтение другому профессору Киевской академии Феофану Прокоповичу , чье Духовное Положение 1721 года поддерживало концепцию русской национальной церкви под властью царя как «верховного епископа» и утверждало, что церковный совет будет более более подходящим для управления церковью, чем один патриарх. Двоевластие в Российской империи Прокоповичу казалось сомнительным , и он поддерживал идею единого и окончательного самодержца. Однако среди российского духовенства Прокопович воспринимался как лютеранин и пиетист, изучавший протестантизм и не созревший в культуре восточного православия. Против него энергично протестовал ректор Московской академии Феофилакт Лопатинский, когда Прокоповича назначили митрополитом Псковским.

Помимо своих предложений о церковной иерархии, находившихся под влиянием лютеранского влияния, Прокопович также импортировал протестантские идеи в русские богословские школы, которые к середине восемнадцатого века заменили ранее доминирующие иезуитские идеи Иоасафа Кроковского и Феофилакта Лопатинского. [2] В 1717 году он опубликовал Новый Завет параллельно на голландском и церковнославянском языках. [3]

В итоге Петр потерял поддержку российского духовенства в своих реформах. Местные священники с большим подозрением относились к дружбе Петра с иностранцами, бритью бороды и его предполагаемым протестантским наклонностям.

В 1721 году Петр учредил Духовную коллегию для управления церковью («коллегия», или kollegia , слово, заимствованное из шведской правительственной системы, был термином, который Петр использовал для обозначения своих правительственных служений, каждое из которых возглавлял комитет, а не один министр). ). Духовная коллегия вскоре была переименована в Святейший Правительствующий Синод и управлялась мирским директором, или обер-прокурором . Состав Синода со временем менялся, но в основном он оставался комитетом церковников во главе с мирянином, назначенным императором.

Наследие [ править ]

Петр непреднамеренно вызвал « украинизацию » Русской Церкви, пригласив в Россию украинское и белорусское духовенство (в основном выпускников Киево-Могилянской академии ) из буферных областей Империи. В результате к середине XVIII века большую часть Русской Православной Церкви возглавили выходцы из Украины ( Малороссии или Галиции). В период с 1700 по 1762 год из 127 иерархов, возглавлявших соборы в России, 70 были выходцами с Украины и только 47 - из других регионов России. Из-за подозрений Петра в отношении великорусского духовенства в принадлежности к дореформенной эпохе, «малороссы» (украинцы) были навязаны на каждую должность архиепископа и архимандрита, где они видоизменили всю русскую церковную практику, чтобы она соответствовала особым украинским обычаям. [4] Украинские епископы основали по всей России церковные школы, где украинские преподаватели преподавали латинское богословие, иногда говоря только на украинском языке. [5] Приток русинского духовенства продолжал пополнять ряды российских иерархов на протяжении более столетия после Переяславского соглашения 1654 года . [6]

Монастыри потеряли территорию и стали более жестко регулироваться, что привело к сокращению числа монахов и монахинь в России с примерно 25 000 в 1734 году до примерно 14 000 в 1738 году.

Церковь, особенно монастыри, постепенно теряла землю и богатство в течение семнадцатого и восемнадцатого веков, но при императрице Екатерине II («Екатерине Великой», правила в 1762–1796 годах) монастырские земли были фактически национализированы, и около миллиона крестьян на монастырских землях стали государственных крепостных практически в одночасье. Новая церковно-образовательная система была начата при Петре Великом и расширилась до такой степени, что к концу века ) существовала семинария в каждой епархии ( епархии . Однако в учебной программе духовенства большое внимание уделялось латинскому языку и предметам, что было ближе к учебной программе иезуитских академий в Польше, с легким упором на греческий язык и отцов восточной церкви и еще меньше на русский и славянский церковные языки. Это привело к тому, что больше монахов и священников получили формальное образование, чем раньше, но получили плохую подготовку для подготовки к служению русскоязычному населению, пропитанному традициями восточного православия. Екатерина даже добилась того, чтобы жалованье всем чинам духовенства выплачивалось государством, а не Церковью, в результате чего духовенство фактически становилось служащими государства.

Российский патриархат не был восстановлен до 1917 года, когда Всероссийский Собор ( Собор ) избрал святителя Тихона Патриархом Московским . Хотя несколько комиссий Синода планировали созвать церковный собор с 1905 года, царь Николай II считал, что собор будет дестабилизировать ситуацию. После Февральской революции и отречения царя 15 марта высшая синодальная церковная власть при Временном правительстве созвала собор, который открылся 15 августа (28 августа по н.э.) в Успение Богородицы . Собрание продолжало собираться, несмотря на начало Октябрьской революции , избрав 5 ноября 1917 года патриарха святителя Тихона. Были обсуждены и решены многие другие вопросы, в том числе децентрализация церковного управления, разрешение женщинам участвовать в церковном управлении и определение того, что священники и миряне будет иметь право голоса на церковных советах наряду с епископами. Петровская синодальная высшая церковная власть и обер-прокурор были упразднены навсегда.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Брикнер А.Г. История Петра Великого. Церковь (booksite.ru)
  2. ^ Мэтью Леверинг, Маркус Плестед (2021). Оксфордский справочник по приему Фомы Аквинского . Издательство Оксфордского университета. п. 333. ИСБН  9780192518941 .
  3. Новый Завет: напечатано по приказу Его Царского Величества.
  4. ^ Жорж Флоровский (2019). Святоотеческое свидетельство Жоржа Флоровского Основные богословские сочинения . Издательство Блумсбери. п. 138. ИСБН  9780567603562 .
  5. ^ Уильям М. Джонстон (2013). Энциклопедия монашества . Тейлор и Фрэнсис. п. 980. ИСБН  9781136787164 .
  6. ^ Дэниел Патт (2021). Кембриджский христианский словарь, том второй . Издатели Wipf & Stock. п. 900. ИСБН  9781666734843 .

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Бремер, Томас. Крест и Кремль: Краткая история Православной Церкви в России (2013)
  • Кракрафт, Джеймс. Церковная реформа Петра Великого (1971)
  • Хьюз, Линдси. Россия в эпоху Петра Великого (1998), стр. 332–56.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f1253be7cb1c7ff64091ea20c39286e3__1714964640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/e3/f1253be7cb1c7ff64091ea20c39286e3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Church reform of Peter the Great - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)