Jump to content

Каноническое право Восточной Православной Церкви

Каноническое право Восточной Православной Церкви состоит из церковных правил, признанных властями Восточной Православной Церкви , а также дисциплины, изучения и практики восточно-православной юриспруденции . [1]

В Восточной Православной Церкви каноническое право представляет собой стандарт поведения, целью которого является применение догм к практическим ситуациям повседневной жизни Восточных Православных христиан. [2] По словам Михая Василе, в отличие от канонического права Католической церкви , восточно-православное каноническое право является скорее корректирующим, чем предписывающим, то есть оно формулируется в ответ на определенные вопросы, вызовы или ситуации.

Восточно-православное каноническое право является формализованной частью божественного закона . [3] и в конечном итоге направлен на содействие «духовному совершенству» членов церкви. [4]

Каноническое право Восточной Православной Церкви не кодифицировано ; его корпус никогда не был организован или гармонизирован в формальный кодекс церковного права . Следовательно, некоторые каноны восточного православия противоречат друг другу, например, касающиеся принятия еретиков в Церковь и действительности их таинств . [5]

Определение

[ редактировать ]

Восточно-православное каноническое право - это «стандарт поведения» и «попытка применить догму к практической ситуации в повседневной жизни каждого [восточно-православного] христианина». [2] Восточно-православное каноническое право — «формализованная часть божественного закона ». [3]

Вискусо пишет, что каноническое право восточно-православной церкви отражает две реальности. С богословской точки зрения это выражение «Божьей истины, учитывая время и обстоятельства»; экклезиологически это выражение « пастырской жизни» Восточной Православной Церкви и истории Восточной Православной Церкви . [2] Он говорит, что восточно-православное каноническое право «является воплощением ; истина применяется или воплощается в конкретных обстоятельствах истории». [6]

Источники

[ редактировать ]

Восточно-православное каноническое право имеет три источника: [7]

Библия не содержит «подробной системы церковной организации»; Роль Библии в каноническом праве восточно-православной церкви заключается в том, что она «воплощает принципы христианской доктрины, из которых можно экстраполировать правила для решения дисциплинарных проблем внутри Церкви, но это может сделать только сама Церковь». Церковное законодательство составляют местные соборы и Вселенские соборы. Церковные обычаи не являются Священным Преданием , потому что церковные обычаи являются источником церковной дисциплины, а Священное Предание — источником догматов . Чтобы обычай стал частью канонического права ЭО, он «должен соблюдаться в течение длительного времени, на него должны свободно подписываться, и он должен соответствовать принципам веры и порядка». [7]

В Восточной Православной Церкви каноны — это « церковные нормы, изданные Церковью коллективным голосом епископов, собравшихся на вселенских или местных синодах , говорящих по вдохновению Святого Духа и в согласии с догматами учением Христа и Православной Церкви». Кроме того, отцы Церкви издавали каноны или писали письма, которые в конечном итоге стали считаться полностью или частично каноническими [...] Особое место в [восточно-православном] каноническом праве отводится [восемьдесят пяти]. Каноны святых апостолов , приписываемые апостолам и собранные в разных произведениях». [8] Все православные христиане должны в обязательном порядке соблюдать каноны. [9]

Большинство восточно-православных канонов являются дисциплинарными или покаянными канонами; эти каноны в первую очередь касаются проступков и грехов . Другие типы канонов касаются административных и догматических вопросов. Многие административные каноны мало чем отличаются от светских законов и постановлений, поскольку эти каноны были изданы в результате взаимодействия Церкви и государства. [10]

Каноны, касающиеся административных или дисциплинарных вопросов (а это большинство канонов), не считаются непогрешимыми и поэтому могут быть изменены или переосмыслены Вселенским собором. [11]

Некоторые каноны считаются непогрешимыми и, следовательно, неизменяемыми: это «соборные определения, которые говорят об одном предмете христианской веры », а также «некоторые каноны морального и этического характера [...], значение которых является абсолютным». и вечен и нарушение которого никак не может быть оправдано», подобно канонам, запрещающим симонию . [12]

Некоторые восточно-православные богословы называют восточно-православные каноны «священными канонами». [13]

Другие законы

[ редактировать ]

Канон устанавливает , 2 собора Трулло в что официальными каноническими источниками являются: Апостолы , Вселенские и местные соборы, а также святоотеческие писания. Однако наряду с ними в разные моменты времени Восточная Православная Церковь наделяла канонической властью множество других источников: « гражданские законодательства , постановления патриархов , акты синодов , канонические комментарии, канонические произведения в различных формах, включая номоканоны , канонические ответы, и другие». [14]

Наряду с канонами автокефальные Восточные Православные Церкви, «как и другие ветви Церкви, издавали свои собственные канонические постановления , которые касаются главным образом организации, взаимоотношений и обычаев поместных Церквей». Эти автокефальные Церкви также издавали постановления о жизни Восточной Православной Церкви, а также об отдельных аспектах их порядка и дисциплины в этих автокефальных церквях. Эти законы также являются частью канонического права восточно-православной церкви. [15]

Традиция . Восточной Православной Церкви также внесла свой вклад в свод церковных норм восточно-православного канонического права, предоставив истины веры, которые в конечном итоге стали общепризнанными [16]

В восточно-православном каноническом праве каноническое послание представляет собой комментарий епископа по какому-либо вопросу, которому был присвоен статус канонического права. [9]

Иерархия

[ редактировать ]

Существует иерархия источников восточно-православного канонического права. [13]

Каноны рассматриваются как «церковные установления высших властей в Церкви», а также как «откровенная истина Христа и Священного Писания, иногда опосредованная опытом духовных отцов»; между ними существует иерархия. Каноны, изданные Вселенскими соборами, являются наиболее важными; за ними по значимости следуют те, которые издаются местными советами ; последние по важности каноны — это каноны, изданные отцами Церкви . [13]

Что касается правил и постановлений, изданных отдельными Восточными Православными Церквами, они имеют местное, а не универсальное применение; поэтому они считаются «рекомендательными правилами». [13] 85 канонов Святых Апостолов занимают «особое место» в каноническом праве восточно-православной церкви. [8]

Некодификация

[ редактировать ]

Каноническое право Восточной Православной Церкви не кодифицировано; корпус восточно-православного канонического права «никогда не был упорядочен и организован в формальный кодекс церковного права (как в Римско-католической церкви)». Некоторые иерархи , священники и богословы в прошлом поощряли кодификацию , но их воля «не выходила за рамки желания». Некоторые каноны восточно-православного канонического права противоречат друг другу, например, касающиеся приема еретиков в Церковь и действительности их таинств . [5]

Поскольку универсальной кодификации канонического права Восточного Православия не существует, большое значение придается местному законодательству каждой Восточной Православной Церкви. Православные христиане считают, что 39-е правило Пятишестого собора 691 года («Ибо отцы наши Богоносные возвещали, что обычаи каждой церкви должны сохраняться») признало право каждой поместной Церкви иметь свои особые законы или постановления. . Однако эти законы и постановления всегда должны отражать дух универсального закона Восточной Православной Церкви, зафиксированного в канонах. [4]

Большинство канонов восточно-православного канонического права были изданы как ответ на какой-то конкретный догматический или моральный вопрос или на отклонение, которое произошло в истории Восточной Православной Церкви ; само существование этих канонов, а также их конкретная формулировка обусловлены некоторыми специфическими противоречиями в истории. [12]

Первый канон Халкидонского Собора гласит, что вся Восточная Православная Церковь должна соблюдать все ранее сформулированные каноны. [9]

Законодательства, взятые из святоотеческих писаний, были впервые введены в законодательство Восточной Православной Церкви благодаря работе константинопольского патриарха VI века Иоанна Схоластика в его влиятельном сборнике церковных канонов, названном « Синагога церковных канонов, разделенных на 50 титулов» . [17] [14] В этот сборник, разделенный на 50 наименований согласно церковной иерархии, Схоластик включил: все каноны Восточно-Вселенских и местных соборов, 85 апостольских правил , правила Сердикского Синода и 68 правил от св. Василия , которые были заимствованы. из его второго и третьего канонических посланий . [17]

Канон 1 Никейского собора II «обеспечивает признание канонических источников». [14] В этом каноне говорится, что следует соблюдать верность всем предыдущим канонам. Во втором правиле того же Собора указано, что любой епископ при хиротонии обязан принести торжественную клятву верности канонам. [9]

Наличие канона в сборнике восточно-православных канонов не означает, что этот канон действовал на момент его помещения в сборник. Это связано с тем, что некоторые канонические сборники создаются для записи институтов и практики, которые давно прекратили свое существование. «Например, некоторые более поздние византийские канонические сборники говорят о ордене кающихся (плакирующих, слушающих, ниц и тех, кто стоит рядом) или об Африканской Церкви, как если бы эти реалии Ранней Церкви продолжали существовать позже, в средние века. ." [2]

В поздневизантийский период , то есть с двенадцатого по пятнадцатый век, «существовал систематический подход к переводу канонов в современное применение». Напротив, в современную эпоху Восточная Православная Церковь «не присвоила себе формальный свод канонического права , обычно понимаемый как каноны вселенских соборов , местных соборов и каноны, взятые из святоотеческих писаний». [14]

Михай утверждает, что каноны и правила, составляющие восточно-православное каноническое право, передавались и сохранялись без изменений из поколения в поколение. [18]

Сборники, основной корпус

[ редактировать ]
Титульный лист издания 1886 года «Руля» , знаменитого восточно-православного сборника канонов. [19]

Каноны восточно-православного канонического права «были изданы Вселенскими соборами , региональными соборами (впоследствии ратифицированными Вселенскими соборами) и Отцами Церкви ». Эти каноны были собраны и интерпретированы в «Руле» (19 век), а также в других сборниках канонов. [20]

«Руль» был написан святыми Никодимом и святым Агепием и впервые был опубликован в 1800 году. Позже он был принят Константинопольским Патриархом Неофитом VII и его Эндемическим синодом в качестве официального сборника канонического права. [21] В настоящее время это наиболее широко используемый сборник канонического права в грекоязычных православных церквях . [4]

По общему мнению, основным корпусом восточно-православного канонического права является корпус, сформированный в 883 году: номоканон Фотия . Этот номоканон 883 года состоит из: Номоканона в 14 статьях , материала Пятишестого Собора, указов II Никейского собора и Константинопольских синодов 861 и 879 годов , а также Послания св. Тарасия . [22] [23]

Список источников канонов

[ редактировать ]

По словам Михая, источниками канонов восточно-православного канонического права являются: [24]

Юридические особенности

[ редактировать ]

В восточно-православном каноническом праве каноны считаются «церковными», поэтому их нельзя рассматривать как « позитивные законы » в юридическом смысле. [12] Каноны, используемые в Восточной Православной Церкви, не являются исчерпывающими, поскольку они не охватывают все возможные аспекты веры и жизни Церкви. [12]

По своей природе каноническое право EO носит корректирующий, а не предписывающий характер; это означает, что каноническое право EO «реагирует на ситуации, как только они произошли и повлияли на ценность Церкви, а не предвидит ситуации до их возникновения». [25] Восточно-православное каноническое право является реактивным, а не активным. Это означает, что каноны были изданы в ответ на «ситуации и поведение, отклоняющиеся от норм, а не на будущие или потенциальные ситуации». С течением времени появились новые грехи, для которых нет канона. Возможно , канонист «путем тщательного толкования и ассоциации» мог бы порекомендовать существующий канон для греха такого типа; может быть применен уже существующий канон, осуждающий членовредительство своего тела например, к татуировкам или пирсингу . Толкование канонов должно производиться по «мыслю (намерению)» Восточной Православной Церкви, а не по мнению толкователя. [26]

Распространителем канона(ов) может быть епископ , священник или духовник . [27]

нет прецедентов В восточно-православном каноническом праве . Более того, каждое решение в восточно-православном каноническом праве уникально и часто является частным из-за применения акривеи или экономии . [28]

Успех применения восточно-православного канонического права зависит от того, насколько грешник принимает исправительные меры канонического права; чем больше грешник принимает, тем успешнее его применение. [16]

Покаяния

[ редактировать ]

«Зная, что в основе человеческого поведения лежит любовь, а не страх», каноническое право ЕО стремится «индивидуализировать покаяние , чтобы оно соответствовало как серьезности греха, так и положению кающегося » . [25]

В восточно-православном каноническом праве существует два понятия: акривея и экономия . Акривея , то есть суровость, «представляет собой строгое применение (иногда даже продление) епитимьи, налагаемой на нераскаявшегося и закоренелого преступника». Economia , то есть сладость, «представляет собой разумное смягчение покаяния, когда грешник проявляет раскаяние и раскаяние ». [13]

Дисциплинарные каноны подлежат интерпретации и использованию акривеи или экономии , поскольку они были даны «для конкретных ситуаций и в конкретных контекстах, которые могут меняться с течением времени». Напротив, догматические каноны не подлежат толкованию, акривеи или экономии . Это происходит потому, что догматические каноны рассматриваются как «неизменные, непреложные истины веры». [13]

Предметы

[ редактировать ]

Субъектами восточно-православного канонического права являются:

источники [восточно-православного] канонического права, церковный порядок , основание новых [восточно-православных] православных церквей, канонизация святых, церковный календарь , контроль за исполнением правосудия, церковный суд , правила бракосочетания , прием новообращенных из другие конфессии, отношения церкви с гражданской властью, соотношение церковного права с гражданским правом , финансы и отношения собственности. [Восточно-православное каноническое право] включает в себя предметы и методы других богословских дисциплин: критического анализа ( история церкви ), вероучения ( догматика ), канонов святых отцов ( патристика ), крещения и принятия в церковь ( литургика ). [1]

Интерпретация

[ редактировать ]

Восточно-православные каноны принимаются церковью как не требующие пояснений; каноны нельзя интерпретировать без учета их доктринального контекста и практики , а также традиции благочестия . [9]

Православные христиане верят, что когда Иисус Христос поручил Восточной Православной Церкви — обществу смертных людей — задачу спасения душ , он обязал церковь иметь каноническое право как необходимое средство для ее выживания. Восточно-православные христиане считают, что цель их канонического права — помочь Восточной Православной Церкви в самоорганизации, контролировать ортодоксальность ее членов и предотвратить фракционность внутри Восточной Православной Церкви. Короче говоря, восточные православные христиане верят, что Иисус Христос обязал Восточную православную церковь установить для себя набор правил, чтобы она могла выжить. [4]

Сравнения

[ редактировать ]

Гражданское право

[ редактировать ]

В отличие от того, что происходит в гражданском праве , в восточно-православном каноническом праве «наказания за канонические нарушения носят лечебный характер и направлены на духовное состояние нарушителя, а также на благополучие Тела Христова , Церкви». Об этом «свидетельствует радикальный шаг по изоляции духовно деструктивного члена посредством отлучения от церкви ». [2]

Источники ; восточно-православного канонического права и гражданского права различны источником гражданского права являются светские власти (правитель, парламент или избранный законодательный орган), в то время как восточно-православное каноническое право создается Церковью ЕО, а источником канонического права ЕО является воля Божья . [29] [25] Различия между светским и восточно-православным каноническим правом также заключаются в цели, потому что целью восточно-православного канонического права является спасение человечества , во времени, потому что восточно-православное каноническое право простирается за пределы этой жизни в следующую жизнь , по объему, потому что восточно-православное каноническое право включает в себя человека. совести , и на месте, потому что восточно-православное каноническое право применимо ко Вселенской Церкви. Более того, философия также различается: дело восточно-православного канонического права — это душа и грехи, а дело гражданского права — нарушение закона. [25] Еще одно отличие состоит в том, что, в отличие от светского права, принцип канонического права EO заключается в «добровольном повиновении, а не принудительных ограничениях»; наказания за нарушение канонического права ЭО «должны приниматься добровольно и соблюдаться: они не являются принудительными». [29]

Другие христианские канонические законы

[ редактировать ]

По словам Михая Василе, интерпретация восточно-православного канонического права «основана не на законничестве (как в Римско-католической церкви) и не на логике (как в протестантских церквях), а как на интеллектуальном, так и на мистическом подходе к Богу». [27] По словам Льюиса Дж. Патсавоса, еще одним отличием от католического канонического права является то, что восточно-православная традиция носит скорее корректирующий, чем предписывающий характер; Каноническое право восточного православия не предвидит конкретную ситуацию или гипотетическую проблему, а разрабатывается в ответ на события, вопросы или обстоятельства по мере их возникновения. [4]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Утверждено 2-м правилом Пятишестого собора и 1-м правилом II Никейского собора, по Михаю с. 36-7.
  2. Утверждено 2-м правилом Никейского II собора («ок. 2 VII»), по Михаю с. 36; весьма вероятно, опечатка для канона 2 Кинисекстского собора («ок. 2 VI»).
  3. ^ Jump up to: а б с д и Утвержден каноном 2 Кинисектского собора, по Михаю с. 37.
  4. ^ Jump up to: а б с д Утвержденные Патриаршими синодами , по словам Михая р. 37-8.
  1. ^ Jump up to: а б Псарев, Андрей (2011). "Каноническое право". В Джоне Энтони МакГакине (ред.). Энциклопедия восточного православного христианства . Джон Уайли и сыновья. п. 98. ИСБН  978-1-4051-8539-4 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и Вискузо, Патрик (2007) [2006]. Православное каноническое право: сборник для изучения (2-е изд.). Беркли, Калифорния: InterOrthodox Press. п. 3. ISBN  978-1-935317-16-6 .
  3. ^ Jump up to: а б Василе, Михай (2017). "Введение". Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. п. 2. ISBN  978-1-935317-45-6 . OCLC   856076162 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и Патсавос, Льюис Дж. (1985). «Каноническое Предание Православной Церкви» . Греческая православная архиепископия Америки . Архивировано из оригинала 24 мая 2017 года . Проверено 5 сентября 2021 г.
  5. ^ Jump up to: а б Василе, Михай (2017). "Введение". Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. стр. 2, 8, 32. ISBN.  978-1-935317-45-6 . OCLC   856076162 .
  6. ^ Вискузо, Патрик (2007) [2006]. Православное каноническое право: сборник для изучения (2-е изд.). Беркли, Калифорния: InterOrthodox Press. п. 4. ISBN  978-1-935317-16-6 .
  7. ^ Jump up to: а б Прокурат, Михаил; и др., ред. (1996). "КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО". Исторический словарь Православной церкви . Пугало Пресс. п. 74. ИСБН  0-8108-3081-7 . OCLC   797749844 .
  8. ^ Jump up to: а б Василе, Михай (2017). "Введение". Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. стр. 5–6. ISBN  978-1-935317-45-6 . OCLC   856076162 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и Псарев, Андрей (2011). "Каноническое право". В Джоне Энтони МакГакине (ред.). Энциклопедия восточного православного христианства . Джон Уайли и сыновья. п. 99. ИСБН  978-1-4051-8539-4 .
  10. ^ Василе, Михай (2017). "Введение". Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. п. 4. ISBN  978-1-935317-45-6 . OCLC   856076162 .
  11. ^ «Словарь православной терминологии - Часть 1 (АН) - Введение в статьи о православии» . Греческая православная архиепископия Америки . Архивировано из оригинала 2 января 2019 года . Проверено 10 сентября 2021 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д «Православная вера. Том I. Учение и Писание. Источники христианского вероучения. Каноны» . Православная Церковь в Америке . Архивировано из оригинала 29 мая 2016 года . Проверено 5 сентября 2021 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж Василе, Михай (2017). "Введение". Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. п. 7. ISBN  978-1-935317-45-6 . OCLC   856076162 .
  14. ^ Jump up to: а б с д Вискузо, Патрик (2007) [2006]. Православное каноническое право: сборник для изучения (2-е изд.). Беркли, Калифорния: InterOrthodox Press. п. 5. ISBN  978-1-935317-16-6 .
  15. ^ Василе, Михай (2017). "Введение". Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. стр. 3, 5. ISBN  978-1-935317-45-6 . OCLC   856076162 .
  16. ^ Jump up to: а б Василе, Михай (2017). "Введение". Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. п. 5. ISBN  978-1-935317-45-6 . OCLC   856076162 .
  17. ^ Jump up to: а б Троянос, Спирос (2012). «Каноническое право до 1100 года». В Хартманне, Вильфриде; Пеннингтон, Кеннет (ред.). История византийского и восточного канонического права до 1500 года . История средневекового канонического права, 4. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. п. 119. ИСБН  978-0-8132-1947-9 . OCLC   815276580 .
  18. ^ Василе, Михай (2017). "Введение". Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. стр. 31–2. ISBN  978-1-935317-45-6 . OCLC   856076162 .
  19. ^ Хейт-Стад, Дэвид (2014). Руль церкви: исследование теории канонического права в педалионе (диссертация / доктринальная диссертация). Лундский университет.
  20. ^ Василе, Михай (2017). "Введение". Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. стр. 3, 32. ISBN.  978-1-935317-45-6 . OCLC   856076162 .
  21. ^ Василе, Михай (2017). «Избранная аннотированная библиография». Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. п. 464. ИСБН  978-1-935317-45-6 . OCLC   856076162 .
  22. ^ Псарев, Андрей (2011). "Каноническое право". В Джоне Энтони МакГакине (ред.). Энциклопедия восточного православного христианства . Джон Уайли и сыновья. п. 101. ИСБН  978-1-4051-8539-4 .
  23. ^ Кидд, Би Джей (2010) [2006]. Церкви восточно-христианского мира . Рутледж. п. 194. ИСБН  978-1-136-21278-9 .
  24. ^ Василе, Михай (2017). «Сокращения и канонические источники». Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. стр. 35–8. ISBN  978-1-935317-45-6 . OCLC   856076162 .
  25. ^ Jump up to: а б с д Василе, Михай (2017). "Введение". Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. п. 3. ISBN  978-1-935317-45-6 . OCLC   856076162 .
  26. ^ Василе, Михай (2017). "Введение". Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. стр. 7–8. ISBN  978-1-935317-45-6 . OCLC   856076162 .
  27. ^ Jump up to: а б Василе, Михай (2017). "Введение". Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. п. 9. ISBN  978-1-935317-45-6 . OCLC   856076162 .
  28. ^ Василе, Михай (2017). "Введение". Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. стр. 8–9. ISBN  978-1-935317-45-6 . OCLC   856076162 .
  29. ^ Jump up to: а б Прокурат, Михаил; и др., ред. (1996). "КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО". Исторический словарь Православной церкви . Пугало Пресс. стр. 73–4. ISBN  0-8108-3081-7 . OCLC   797749844 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Псарев, Андрей (2011). "Каноническое право". В Джоне Энтони МакГакине (ред.). Энциклопедия восточного православного христианства . Джон Уайли и сыновья. стр. 98–106. ISBN  978-1-4051-8539-4 .
  • Родопулос, Пантелеймон (2010). Обзор православного канонического права . Православная теологическая библиотека, 3. Перевод Лилли, У. Дж. Роллинсфорд, Нью-Хэмпшир: Православный исследовательский институт. ISBN  978-1-933275-15-4 . OCLC   174964244 . Оригинал на греческом языке: Сборник канонического права , 2005.
  • " Каноническое право ", Православная энциклопедия . — М., 2012. — Т. XXX : «Каменец-Подольская епархия — Каракал». — С. 367–421. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-031-8.
  • Хартманн, Вильфрид; Пеннингтон, Кеннет, ред. (2012). История византийского и восточного канонического права до 1500 года . История средневекового канонического права, 4. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. ISBN  978-0-8132-1947-9 . OCLC   815276580 .
  • Пономарев, Александр (2017). Видимая религия: Русская Православная Церковь и ее отношения с государством и обществом в постсоветском каноническом праве (1992-2015) . Эрфуртские исследования по истории культуры православного христианства. Нью-Йорк: Питер Лэнг . дои : 10.3726/b11829 . ISBN  978-3-631-73513-8 . OCLC   1011356240 .
  • Цыпин, Владислав (2004). Курс церковного права : Учеб. пособие (in Russian). Христиан. жизнь.
  • Эриксон, Джон Х. (1991). Вызов нашего прошлого: исследования православного канонического права и истории Церкви . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN  0-88141-086-1 . OCLC   23254257 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b48792a75b1cd4b4b979bfbdcabeb570__1720487100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/70/b48792a75b1cd4b4b979bfbdcabeb570.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Canon law of the Eastern Orthodox Church - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)