Каноническое право Восточной Православной Церкви
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
Обзор |
Каноническое право Восточной Православной Церкви состоит из церковных правил, признанных властями Восточной Православной Церкви , а также дисциплины, изучения и практики восточно-православной юриспруденции . [1]
В Восточной Православной Церкви каноническое право представляет собой стандарт поведения, целью которого является применение догм к практическим ситуациям повседневной жизни Восточных Православных христиан. [2] По словам Михая Василе, в отличие от канонического права Католической церкви , восточно-православное каноническое право является скорее корректирующим, чем предписывающим, то есть оно формулируется в ответ на определенные вопросы, вызовы или ситуации.
Восточно-православное каноническое право является формализованной частью божественного закона . [3] и в конечном итоге направлен на содействие «духовному совершенству» членов церкви. [4]
Каноническое право Восточной Православной Церкви не кодифицировано ; его корпус никогда не был организован или гармонизирован в формальный кодекс церковного права . Следовательно, некоторые каноны восточного православия противоречат друг другу, например, касающиеся принятия еретиков в Церковь и действительности их таинств . [5]
Определение
[ редактировать ]Восточно-православное каноническое право - это «стандарт поведения» и «попытка применить догму к практической ситуации в повседневной жизни каждого [восточно-православного] христианина». [2] Восточно-православное каноническое право — «формализованная часть божественного закона ». [3]
Вискусо пишет, что каноническое право восточно-православной церкви отражает две реальности. С богословской точки зрения это выражение «Божьей истины, учитывая время и обстоятельства»; экклезиологически это выражение « пастырской жизни» Восточной Православной Церкви и истории Восточной Православной Церкви . [2] Он говорит, что восточно-православное каноническое право «является воплощением ; истина применяется или воплощается в конкретных обстоятельствах истории». [6]
Источники
[ редактировать ]Восточно-православное каноническое право имеет три источника: [7]
- Библия
- Церковное законодательство (как письменные правила, так и устные традиции )
- церковные обычаи
Библия не содержит «подробной системы церковной организации»; Роль Библии в каноническом праве восточно-православной церкви заключается в том, что она «воплощает принципы христианской доктрины, из которых можно экстраполировать правила для решения дисциплинарных проблем внутри Церкви, но это может сделать только сама Церковь». Церковное законодательство составляют местные соборы и Вселенские соборы. Церковные обычаи не являются Священным Преданием , потому что церковные обычаи являются источником церковной дисциплины, а Священное Предание — источником догматов . Чтобы обычай стал частью канонического права ЭО, он «должен соблюдаться в течение длительного времени, на него должны свободно подписываться, и он должен соответствовать принципам веры и порядка». [7]
Пушки
[ редактировать ]В Восточной Православной Церкви каноны — это « церковные нормы, изданные Церковью коллективным голосом епископов, собравшихся на вселенских или местных синодах , говорящих по вдохновению Святого Духа и в согласии с догматами учением Христа и Православной Церкви». Кроме того, отцы Церкви издавали каноны или писали письма, которые в конечном итоге стали считаться полностью или частично каноническими [...] Особое место в [восточно-православном] каноническом праве отводится [восемьдесят пяти]. Каноны святых апостолов , приписываемые апостолам и собранные в разных произведениях». [8] Все православные христиане должны в обязательном порядке соблюдать каноны. [9]
Большинство восточно-православных канонов являются дисциплинарными или покаянными канонами; эти каноны в первую очередь касаются проступков и грехов . Другие типы канонов касаются административных и догматических вопросов. Многие административные каноны мало чем отличаются от светских законов и постановлений, поскольку эти каноны были изданы в результате взаимодействия Церкви и государства. [10]
Каноны, касающиеся административных или дисциплинарных вопросов (а это большинство канонов), не считаются непогрешимыми и поэтому могут быть изменены или переосмыслены Вселенским собором. [11]
Некоторые каноны считаются непогрешимыми и, следовательно, неизменяемыми: это «соборные определения, которые говорят об одном предмете христианской веры », а также «некоторые каноны морального и этического характера [...], значение которых является абсолютным». и вечен и нарушение которого никак не может быть оправдано», подобно канонам, запрещающим симонию . [12]
Некоторые восточно-православные богословы называют восточно-православные каноны «священными канонами». [13]
Другие законы
[ редактировать ]Канон устанавливает , 2 собора Трулло в что официальными каноническими источниками являются: Апостолы , Вселенские и местные соборы, а также святоотеческие писания. Однако наряду с ними в разные моменты времени Восточная Православная Церковь наделяла канонической властью множество других источников: « гражданские законодательства , постановления патриархов , акты синодов , канонические комментарии, канонические произведения в различных формах, включая номоканоны , канонические ответы, и другие». [14]
Наряду с канонами автокефальные Восточные Православные Церкви, «как и другие ветви Церкви, издавали свои собственные канонические постановления , которые касаются главным образом организации, взаимоотношений и обычаев поместных Церквей». Эти автокефальные Церкви также издавали постановления о жизни Восточной Православной Церкви, а также об отдельных аспектах их порядка и дисциплины в этих автокефальных церквях. Эти законы также являются частью канонического права восточно-православной церкви. [15]
Традиция . Восточной Православной Церкви также внесла свой вклад в свод церковных норм восточно-православного канонического права, предоставив истины веры, которые в конечном итоге стали общепризнанными [16]
В восточно-православном каноническом праве каноническое послание представляет собой комментарий епископа по какому-либо вопросу, которому был присвоен статус канонического права. [9]
Иерархия
[ редактировать ]Существует иерархия источников восточно-православного канонического права. [13]
Каноны рассматриваются как «церковные установления высших властей в Церкви», а также как «откровенная истина Христа и Священного Писания, иногда опосредованная опытом духовных отцов»; между ними существует иерархия. Каноны, изданные Вселенскими соборами, являются наиболее важными; за ними по значимости следуют те, которые издаются местными советами ; последние по важности каноны — это каноны, изданные отцами Церкви . [13]
Что касается правил и постановлений, изданных отдельными Восточными Православными Церквами, они имеют местное, а не универсальное применение; поэтому они считаются «рекомендательными правилами». [13] 85 канонов Святых Апостолов занимают «особое место» в каноническом праве восточно-православной церкви. [8]
Некодификация
[ редактировать ]Каноническое право Восточной Православной Церкви не кодифицировано; корпус восточно-православного канонического права «никогда не был упорядочен и организован в формальный кодекс церковного права (как в Римско-католической церкви)». Некоторые иерархи , священники и богословы в прошлом поощряли кодификацию , но их воля «не выходила за рамки желания». Некоторые каноны восточно-православного канонического права противоречат друг другу, например, касающиеся приема еретиков в Церковь и действительности их таинств . [5]
Поскольку универсальной кодификации канонического права Восточного Православия не существует, большое значение придается местному законодательству каждой Восточной Православной Церкви. Православные христиане считают, что 39-е правило Пятишестого собора 691 года («Ибо отцы наши Богоносные возвещали, что обычаи каждой церкви должны сохраняться») признало право каждой поместной Церкви иметь свои особые законы или постановления. . Однако эти законы и постановления всегда должны отражать дух универсального закона Восточной Православной Церкви, зафиксированного в канонах. [4]
История
[ редактировать ]Большинство канонов восточно-православного канонического права были изданы как ответ на какой-то конкретный догматический или моральный вопрос или на отклонение, которое произошло в истории Восточной Православной Церкви ; само существование этих канонов, а также их конкретная формулировка обусловлены некоторыми специфическими противоречиями в истории. [12]
Первый канон Халкидонского Собора гласит, что вся Восточная Православная Церковь должна соблюдать все ранее сформулированные каноны. [9]
Законодательства, взятые из святоотеческих писаний, были впервые введены в законодательство Восточной Православной Церкви благодаря работе константинопольского патриарха VI века Иоанна Схоластика в его влиятельном сборнике церковных канонов, названном « Синагога церковных канонов, разделенных на 50 титулов» . [17] [14] В этот сборник, разделенный на 50 наименований согласно церковной иерархии, Схоластик включил: все каноны Восточно-Вселенских и местных соборов, 85 апостольских правил , правила Сердикского Синода и 68 правил от св. Василия , которые были заимствованы. из его второго и третьего канонических посланий . [17]
Канон 1 Никейского собора II «обеспечивает признание канонических источников». [14] В этом каноне говорится, что следует соблюдать верность всем предыдущим канонам. Во втором правиле того же Собора указано, что любой епископ при хиротонии обязан принести торжественную клятву верности канонам. [9]
Наличие канона в сборнике восточно-православных канонов не означает, что этот канон действовал на момент его помещения в сборник. Это связано с тем, что некоторые канонические сборники создаются для записи институтов и практики, которые давно прекратили свое существование. «Например, некоторые более поздние византийские канонические сборники говорят о ордене кающихся (плакирующих, слушающих, ниц и тех, кто стоит рядом) или об Африканской Церкви, как если бы эти реалии Ранней Церкви продолжали существовать позже, в средние века. ." [2]
В поздневизантийский период , то есть с двенадцатого по пятнадцатый век, «существовал систематический подход к переводу канонов в современное применение». Напротив, в современную эпоху Восточная Православная Церковь «не присвоила себе формальный свод канонического права , обычно понимаемый как каноны вселенских соборов , местных соборов и каноны, взятые из святоотеческих писаний». [14]
Михай утверждает, что каноны и правила, составляющие восточно-православное каноническое право, передавались и сохранялись без изменений из поколения в поколение. [18]
Сборники, основной корпус
[ редактировать ]Каноны восточно-православного канонического права «были изданы Вселенскими соборами , региональными соборами (впоследствии ратифицированными Вселенскими соборами) и Отцами Церкви ». Эти каноны были собраны и интерпретированы в «Руле» (19 век), а также в других сборниках канонов. [20]
«Руль» был написан святыми Никодимом и святым Агепием и впервые был опубликован в 1800 году. Позже он был принят Константинопольским Патриархом Неофитом VII и его Эндемическим синодом в качестве официального сборника канонического права. [21] В настоящее время это наиболее широко используемый сборник канонического права в грекоязычных православных церквях . [4]
По общему мнению, основным корпусом восточно-православного канонического права является корпус, сформированный в 883 году: номоканон Фотия . Этот номоканон 883 года состоит из: Номоканона в 14 статьях , материала Пятишестого Собора, указов II Никейского собора и Константинопольских синодов 861 и 879 годов , а также Послания св. Тарасия . [22] [23]
Список источников канонов
[ редактировать ]По словам Михая, источниками канонов восточно-православного канонического права являются: [24]
- Каноны Вселенских соборов
- Никея I (325 г.): 20 канонов
- Константинополь I (381 г.): 7 канонов
- Эфес (431 г.): 8 канонов
- Халкидон (341 г.): 30 канонов.
- Квинисекстский собор (691): 102 канона
- Никея II (787 г.): 22 канона.
- Каноны местных советов
- Карфаген (256 г.): 1 канон [а]
- Анкира (314 г.): 25 канонов [а]
- Неокесария (324 г. [ так в оригинале , вероятно 314]): 15 канонов. [б]
- Гангра (340 г.): 21 канон [а]
- Антиохия (341 г.): 25 канонов [а]
- Лаодикия (380 г.): 60 канонов [а]
- Сардика (343 г.): 21 канон. [а]
- Константинополь (394 г.) : 1 канон. [а]
- Карфаген II (419 г.): 133, 138 или 141 канон в зависимости от источника.
- Константинопольский собор (861 г.) : 17 канонов.
- Четвертый Константинопольский собор (879–880) : 3 канона.
- Каноны отцов церкви
- Дионисий Александрийский (195-265): 4 канона. [с]
- Григорий Неокесарийский (213–270): 11 канонов. [с]
- Петр Александрийский (-311): 15 канонов. [с]
- Афанасий Великий Александрийский (295-373): 3 канона [с]
- Василий Кесарийский (330-379): 92 канона. [а]
- Тимофей Александрийский (-385): 18 канонов. [с]
- Григорий Богослов (-390): 1 канон.
- Григорий Нисский (-395): 8 канонов. [а]
- Амфилохий Иконийский (-404): 1 канон.
- Феофил Александрийский (-412): 14 канонов. [а]
- Кирилл Александрийский (-444): 5 канонов [а]
- Геннадий Константинопольский (-471): 1 канон. [а]
- Иоанн Константинопольский (-595): 34, 49 или 65 канонов в зависимости от источника. [д]
- Тарасий Константинопольский (-828): 1 канон. [д]
- Феодор Студийский (759-827): 17 канонов. [д]
- Никифор Константинопольский (-828): 49 канонов. [д]
- Николай, Патриарх Константинопольский (-1111): 11 канонов
- Каноны, приписываемые апостолам
- Каноны святых апостолов : 85 канонов.
Юридические особенности
[ редактировать ]В восточно-православном каноническом праве каноны считаются «церковными», поэтому их нельзя рассматривать как « позитивные законы » в юридическом смысле. [12] Каноны, используемые в Восточной Православной Церкви, не являются исчерпывающими, поскольку они не охватывают все возможные аспекты веры и жизни Церкви. [12]
По своей природе каноническое право EO носит корректирующий, а не предписывающий характер; это означает, что каноническое право EO «реагирует на ситуации, как только они произошли и повлияли на ценность Церкви, а не предвидит ситуации до их возникновения». [25] Восточно-православное каноническое право является реактивным, а не активным. Это означает, что каноны были изданы в ответ на «ситуации и поведение, отклоняющиеся от норм, а не на будущие или потенциальные ситуации». С течением времени появились новые грехи, для которых нет канона. Возможно , канонист «путем тщательного толкования и ассоциации» мог бы порекомендовать существующий канон для греха такого типа; может быть применен уже существующий канон, осуждающий членовредительство своего тела например, к татуировкам или пирсингу . Толкование канонов должно производиться по «мыслю (намерению)» Восточной Православной Церкви, а не по мнению толкователя. [26]
Распространителем канона(ов) может быть епископ , священник или духовник . [27]
нет прецедентов В восточно-православном каноническом праве . Более того, каждое решение в восточно-православном каноническом праве уникально и часто является частным из-за применения акривеи или экономии . [28]
Успех применения восточно-православного канонического права зависит от того, насколько грешник принимает исправительные меры канонического права; чем больше грешник принимает, тем успешнее его применение. [16]
Покаяния
[ редактировать ]«Зная, что в основе человеческого поведения лежит любовь, а не страх», каноническое право ЕО стремится «индивидуализировать покаяние , чтобы оно соответствовало как серьезности греха, так и положению кающегося » . [25]
В восточно-православном каноническом праве существует два понятия: акривея и экономия . Акривея , то есть суровость, «представляет собой строгое применение (иногда даже продление) епитимьи, налагаемой на нераскаявшегося и закоренелого преступника». Economia , то есть сладость, «представляет собой разумное смягчение покаяния, когда грешник проявляет раскаяние и раскаяние ». [13]
Дисциплинарные каноны подлежат интерпретации и использованию акривеи или экономии , поскольку они были даны «для конкретных ситуаций и в конкретных контекстах, которые могут меняться с течением времени». Напротив, догматические каноны не подлежат толкованию, акривеи или экономии . Это происходит потому, что догматические каноны рассматриваются как «неизменные, непреложные истины веры». [13]
Предметы
[ редактировать ]Субъектами восточно-православного канонического права являются:
источники [восточно-православного] канонического права, церковный порядок , основание новых [восточно-православных] православных церквей, канонизация святых, церковный календарь , контроль за исполнением правосудия, церковный суд , правила бракосочетания , прием новообращенных из другие конфессии, отношения церкви с гражданской властью, соотношение церковного права с гражданским правом , финансы и отношения собственности. [Восточно-православное каноническое право] включает в себя предметы и методы других богословских дисциплин: критического анализа ( история церкви ), вероучения ( догматика ), канонов святых отцов ( патристика ), крещения и принятия в церковь ( литургика ). [1]
Интерпретация
[ редактировать ]Восточно-православные каноны принимаются церковью как не требующие пояснений; каноны нельзя интерпретировать без учета их доктринального контекста и практики , а также традиции благочестия . [9]
Цели
[ редактировать ]Православные христиане верят, что когда Иисус Христос поручил Восточной Православной Церкви — обществу смертных людей — задачу спасения душ , он обязал церковь иметь каноническое право как необходимое средство для ее выживания. Восточно-православные христиане считают, что цель их канонического права — помочь Восточной Православной Церкви в самоорганизации, контролировать ортодоксальность ее членов и предотвратить фракционность внутри Восточной Православной Церкви. Короче говоря, восточные православные христиане верят, что Иисус Христос обязал Восточную православную церковь установить для себя набор правил, чтобы она могла выжить. [4]
Сравнения
[ редактировать ]Гражданское право
[ редактировать ]В отличие от того, что происходит в гражданском праве , в восточно-православном каноническом праве «наказания за канонические нарушения носят лечебный характер и направлены на духовное состояние нарушителя, а также на благополучие Тела Христова , Церкви». Об этом «свидетельствует радикальный шаг по изоляции духовно деструктивного члена посредством отлучения от церкви ». [2]
Источники ; восточно-православного канонического права и гражданского права различны источником гражданского права являются светские власти (правитель, парламент или избранный законодательный орган), в то время как восточно-православное каноническое право создается Церковью ЕО, а источником канонического права ЕО является воля Божья . [29] [25] Различия между светским и восточно-православным каноническим правом также заключаются в цели, потому что целью восточно-православного канонического права является спасение человечества , во времени, потому что восточно-православное каноническое право простирается за пределы этой жизни в следующую жизнь , по объему, потому что восточно-православное каноническое право включает в себя человека. совести , и на месте, потому что восточно-православное каноническое право применимо ко Вселенской Церкви. Более того, философия также различается: дело восточно-православного канонического права — это душа и грехи, а дело гражданского права — нарушение закона. [25] Еще одно отличие состоит в том, что, в отличие от светского права, принцип канонического права EO заключается в «добровольном повиновении, а не принудительных ограничениях»; наказания за нарушение канонического права ЭО «должны приниматься добровольно и соблюдаться: они не являются принудительными». [29]
Другие христианские канонические законы
[ редактировать ]По словам Михая Василе, интерпретация восточно-православного канонического права «основана не на законничестве (как в Римско-католической церкви) и не на логике (как в протестантских церквях), а как на интеллектуальном, так и на мистическом подходе к Богу». [27] По словам Льюиса Дж. Патсавоса, еще одним отличием от католического канонического права является то, что восточно-православная традиция носит скорее корректирующий, чем предписывающий характер; Каноническое право восточного православия не предвидит конкретную ситуацию или гипотетическую проблему, а разрабатывается в ответ на события, вопросы или обстоятельства по мере их возникновения. [4]
См. также
[ редактировать ]- Древние церковные ордена
- Сборники древних канонов
- Кормчая
- Синтагма канонов
- Стоглав
- Томос (Восточно-Православная Церковь)
- Организация Восточной Православной Церкви
- Каноническая территория
- Каноническое право Англиканской общины
- Византийское право
- Типикон
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Утверждено 2-м правилом Пятишестого собора и 1-м правилом II Никейского собора, по Михаю с. 36-7.
- ↑ Утверждено 2-м правилом Никейского II собора («ок. 2 VII»), по Михаю с. 36; весьма вероятно, опечатка для канона 2 Кинисекстского собора («ок. 2 VI»).
- ^ Jump up to: а б с д и Утвержден каноном 2 Кинисектского собора, по Михаю с. 37.
- ^ Jump up to: а б с д Утвержденные Патриаршими синодами , по словам Михая р. 37-8.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Псарев, Андрей (2011). "Каноническое право". В Джоне Энтони МакГакине (ред.). Энциклопедия восточного православного христианства . Джон Уайли и сыновья. п. 98. ИСБН 978-1-4051-8539-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и Вискузо, Патрик (2007) [2006]. Православное каноническое право: сборник для изучения (2-е изд.). Беркли, Калифорния: InterOrthodox Press. п. 3. ISBN 978-1-935317-16-6 .
- ^ Jump up to: а б Василе, Михай (2017). "Введение". Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. п. 2. ISBN 978-1-935317-45-6 . OCLC 856076162 .
- ^ Jump up to: а б с д и Патсавос, Льюис Дж. (1985). «Каноническое Предание Православной Церкви» . Греческая православная архиепископия Америки . Архивировано из оригинала 24 мая 2017 года . Проверено 5 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Василе, Михай (2017). "Введение". Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. стр. 2, 8, 32. ISBN. 978-1-935317-45-6 . OCLC 856076162 .
- ^ Вискузо, Патрик (2007) [2006]. Православное каноническое право: сборник для изучения (2-е изд.). Беркли, Калифорния: InterOrthodox Press. п. 4. ISBN 978-1-935317-16-6 .
- ^ Jump up to: а б Прокурат, Михаил; и др., ред. (1996). "КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО". Исторический словарь Православной церкви . Пугало Пресс. п. 74. ИСБН 0-8108-3081-7 . OCLC 797749844 .
- ^ Jump up to: а б Василе, Михай (2017). "Введение". Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. стр. 5–6. ISBN 978-1-935317-45-6 . OCLC 856076162 .
- ^ Jump up to: а б с д и Псарев, Андрей (2011). "Каноническое право". В Джоне Энтони МакГакине (ред.). Энциклопедия восточного православного христианства . Джон Уайли и сыновья. п. 99. ИСБН 978-1-4051-8539-4 .
- ^ Василе, Михай (2017). "Введение". Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. п. 4. ISBN 978-1-935317-45-6 . OCLC 856076162 .
- ^ «Словарь православной терминологии - Часть 1 (АН) - Введение в статьи о православии» . Греческая православная архиепископия Америки . Архивировано из оригинала 2 января 2019 года . Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Православная вера. Том I. Учение и Писание. Источники христианского вероучения. Каноны» . Православная Церковь в Америке . Архивировано из оригинала 29 мая 2016 года . Проверено 5 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Василе, Михай (2017). "Введение". Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. п. 7. ISBN 978-1-935317-45-6 . OCLC 856076162 .
- ^ Jump up to: а б с д Вискузо, Патрик (2007) [2006]. Православное каноническое право: сборник для изучения (2-е изд.). Беркли, Калифорния: InterOrthodox Press. п. 5. ISBN 978-1-935317-16-6 .
- ^ Василе, Михай (2017). "Введение". Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. стр. 3, 5. ISBN 978-1-935317-45-6 . OCLC 856076162 .
- ^ Jump up to: а б Василе, Михай (2017). "Введение". Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. п. 5. ISBN 978-1-935317-45-6 . OCLC 856076162 .
- ^ Jump up to: а б Троянос, Спирос (2012). «Каноническое право до 1100 года». В Хартманне, Вильфриде; Пеннингтон, Кеннет (ред.). История византийского и восточного канонического права до 1500 года . История средневекового канонического права, 4. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. п. 119. ИСБН 978-0-8132-1947-9 . OCLC 815276580 .
- ^ Василе, Михай (2017). "Введение". Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. стр. 31–2. ISBN 978-1-935317-45-6 . OCLC 856076162 .
- ^ Хейт-Стад, Дэвид (2014). Руль церкви: исследование теории канонического права в педалионе (диссертация / доктринальная диссертация). Лундский университет.
- ^ Василе, Михай (2017). "Введение". Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. стр. 3, 32. ISBN. 978-1-935317-45-6 . OCLC 856076162 .
- ^ Василе, Михай (2017). «Избранная аннотированная библиография». Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. п. 464. ИСБН 978-1-935317-45-6 . OCLC 856076162 .
- ^ Псарев, Андрей (2011). "Каноническое право". В Джоне Энтони МакГакине (ред.). Энциклопедия восточного православного христианства . Джон Уайли и сыновья. п. 101. ИСБН 978-1-4051-8539-4 .
- ^ Кидд, Би Джей (2010) [2006]. Церкви восточно-христианского мира . Рутледж. п. 194. ИСБН 978-1-136-21278-9 .
- ^ Василе, Михай (2017). «Сокращения и канонические источники». Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. стр. 35–8. ISBN 978-1-935317-45-6 . OCLC 856076162 .
- ^ Jump up to: а б с д Василе, Михай (2017). "Введение". Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. п. 3. ISBN 978-1-935317-45-6 . OCLC 856076162 .
- ^ Василе, Михай (2017). "Введение". Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. стр. 7–8. ISBN 978-1-935317-45-6 . OCLC 856076162 .
- ^ Jump up to: а б Василе, Михай (2017). "Введение". Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. п. 9. ISBN 978-1-935317-45-6 . OCLC 856076162 .
- ^ Василе, Михай (2017). "Введение". Справочник по православному каноническому праву . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. стр. 8–9. ISBN 978-1-935317-45-6 . OCLC 856076162 .
- ^ Jump up to: а б Прокурат, Михаил; и др., ред. (1996). "КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО". Исторический словарь Православной церкви . Пугало Пресс. стр. 73–4. ISBN 0-8108-3081-7 . OCLC 797749844 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Псарев, Андрей (2011). "Каноническое право". В Джоне Энтони МакГакине (ред.). Энциклопедия восточного православного христианства . Джон Уайли и сыновья. стр. 98–106. ISBN 978-1-4051-8539-4 .
- Родопулос, Пантелеймон (2010). Обзор православного канонического права . Православная теологическая библиотека, 3. Перевод Лилли, У. Дж. Роллинсфорд, Нью-Хэмпшир: Православный исследовательский институт. ISBN 978-1-933275-15-4 . OCLC 174964244 . Оригинал на греческом языке: Сборник канонического права , 2005.
- " Каноническое право ", Православная энциклопедия . — М., 2012. — Т. XXX : «Каменец-Подольская епархия — Каракал». — С. 367–421. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-031-8.
- Хартманн, Вильфрид; Пеннингтон, Кеннет, ред. (2012). История византийского и восточного канонического права до 1500 года . История средневекового канонического права, 4. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. ISBN 978-0-8132-1947-9 . OCLC 815276580 .
- Пономарев, Александр (2017). Видимая религия: Русская Православная Церковь и ее отношения с государством и обществом в постсоветском каноническом праве (1992-2015) . Эрфуртские исследования по истории культуры православного христианства. Нью-Йорк: Питер Лэнг . дои : 10.3726/b11829 . ISBN 978-3-631-73513-8 . OCLC 1011356240 .
- Цыпин, Владислав (2004). Курс церковного права : Учеб. пособие (in Russian). Христиан. жизнь.
- Эриксон, Джон Х. (1991). Вызов нашего прошлого: исследования православного канонического права и истории Церкви . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 0-88141-086-1 . OCLC 23254257 .