Каноническая территория
Каноническая территория в некоторых христианских конфессиях — это географическая территория, которая считается принадлежащей конкретному епископу или Церкви как собственная, когда дело касается церковных вопросов, будь то по традиции или по каноническому праву . Эта концепция встречается как в Восточной Православной Церкви , так и в Католической Церкви .
По словам Андрея Михалейко, выражение «каноническая территория» «довольно сложно определить, поскольку оно может относиться к множеству различных аспектов, от экклезиологического , географического и культурного образования до территориальной или канонической юрисдикции церкви как выражения его местная община или пастырское богословское окормление верующих на определенной территории». [1]
Историческая справка
[ редактировать ]Каноны апостолов
[ редактировать ]Епископ Иларион Алфеев Русской Православной Церкви утверждает, что:
Сложившаяся в течение первых трёх веков христианства модель церковной организации основывалась на принципе «один город — один епископ — одна Церковь», который предусматривал закрепление определённой церковной территории за одним конкретным епископом». В соответствии с этим принципом « Каноны Апостолов » и другие канонические постановления древней Церкви указывают на недопустимость нарушения границ церковных территорий архиереями или духовенством. [2]
В некоторых канонах Апостолов говорится, что: [2]
- епископ не должен покидать свою епархию и переходить без разрешения в другую (кан. 14);
- епископ не может рукополагать за пределами своей епархии (кан. 35);
- при переезде в другой город отлученные клирики или миряне не могут быть приняты в общение другим епископом (кан. 12);
- священнослужители, перешедшие в другую епархию без согласия своего епископа, лишаются права служения (кан. 15);
- Запрещение служения или отлучение священнослужителя, наложенное одним епископом, не может быть снято другим епископом (кан. 16, 32).
"При определении границ церковных территорий Отцы древней неразделенной Церкви учитывали гражданские территориальные деления, установленные светской властью", - считает Алфеев. Он добавляет: «Хотя принцип соответствия церковных территорий гражданским был принят в качестве руководящего принципа в древней Церкви, он никогда не абсолютизировался и не считался безальтернативным». В качестве примера Алфеев приводит конфликт между двумя епископами, Василием Кесарийским и Анфимом Тианским . [2]
Текущая ситуация
[ редактировать ]Восточное православие
[ редактировать ]Еще до раскола Москвы и Константинополя в 2018 году вопрос канонической территории оказался важным предметом спора между Московским Патриархатом и Вселенским Патриархатом по поводу Украины .
Русская Православная Церковь
[ редактировать ]Значение канонической территории в контексте Русской Православной Церкви «не является самоочевидным, и ни в одном официальном документе не дается подробного объяснения». [3] : 21 Русская Православная Церковь определяет географическую протяженность своей канонической территории как включающую всю территорию Китая , Японии и постсоветских государств , за исключением Армении и Грузии . [3] : 21 [4] [а] В его уставе сфера его юрисдикции определяется как включающая «также [восточных] православных христиан, живущих в других странах » за пределами его канонической территории. [4] [б] Географические размеры канонической территории, определенной Русской Православной Церковью, оспариваются другими Восточными Православными Церквами. [6] [7]
Филетизм
[ редактировать ]В странах диаспоры , таких как Франция и США , проблемы с канонической территорией часто приводили к проблеме филетизма , который определяется как принцип национальностей, применяемый в церковной сфере, и путаница между Церковью и нацией.
Католическая церковь
[ редактировать ]Часть серии о |
Каноническое право Католическая церковь |
---|
Портал католицизма |
Восточно-католические церкви
[ редактировать ]Канонические территории неоднократно упоминаются в Кодексе канонов Восточных Церквей . [с]
В Восточно-Католических Церквах, имеющих ранг патриархата , патриарший синод избирает епископов на канонической территории патриархата. Епископы, возглавляющие епархии , расположенные за пределами этой территории, назначаются Папой . [8]
Примечания
[ редактировать ]- ^ По состоянию на 2013 год. [update] В уставе Русской Православной Церкви ее каноническая территория указана как территория Азербайджана , Белоруссии , Китая , Эстонии , Японии , Казахстана , Киргизии , Латвии , Литвы , Молдовы , Российской Федерации , Таджикистана , Туркменистана , Украины и Узбекистана . [4]
- ^ По состоянию на 2015 год. [update] типичное издание на русском языке включает фразу «добровольное присоединение » (« на добровольно вошедшее »), которую не включает фраза в английском издании «также православные христиане, живущие в других странах». [4] [5]
- ^ Примеры канонов CCEO , в которых говорится о канонической территории церкви sui iris , включают 57, 78, 86, 102, 132, 133, 138-140, 143, 146-150.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Михалейко, Андрей (01 декабря 2019 г.). «Новая независимая Православная Церковь в Украине» . Сравнительные исследования Юго-Восточной Европы . 67 (4): 476–499. дои : 10.1515/soeu-2019-0037 . ISSN 2364-933X . S2CID 211229487 .
- ^ Jump up to: а б с Алфеев, Иларион (27 января 2006 г.). «Канонические территории поместных православных церквей – часть I» . orthodoxytoday.org . Бонита Спрингс, Флорида: Йоханнес Якобсе. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. Проверено 12 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Васмут, Дженнифер (2014). «Русское православие между государством и народом». В Кравчук Андрей; Бремер, Томас (ред.). Восточно-православные встречи идентичности и инаковости: ценности, саморефлексия, диалог . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 9781137382849 .
- ^ Jump up to: а б с д Русская Православная Церковь (2013). «Устав Русской Православной Церкви, принятый Архиерейским Собором в 2000 году, измененный Архиерейским Собором в 2008 и 2011 годах и принятый в редакции Архиерейского Собора в 2013 году» . mospat.ru . Москва: Русская Православная Церковь. Отдел внешних церковных связей. §I ¶3. Архивировано из оригинала 27 июня 2015 г. Проверено 12 октября 2015 г.
- ^ Русская Православная Церковь (2013). "Устав Русской Православной Церкви принят на Архиерейском Соборе 2000 г. определениями Архиерейских Соборов 2008 и 2011 гг. В текст устава был внесен ряд поправок. Архиерейский Собор 2013 г. Принял исправленную и дополненную редакцию устава" . mospat.ru (in Russian). Москва: Русская Православная Церковь. Отдел внешних церковных связей. §I ¶3. Archived from the original on 2015-06-26 . Retrieved 2015-10-12 .
- ^ Калищук, Юрий (24 сентября 2010 г.). «Клиру и верующим Украинской Православной Церкви Канады о наличии в Канаде Святых мощей Великого Князя Владимира Киевского» (PDF) . uocc.ca. Виннипег: Украинская Православная Церковь Канады. Архивировано из оригинала (PDF) 12 октября 2015 г. Проверено 12 октября 2015 г.
- ^ Бучора, Ярослав (4 апреля 2011 г.). «Утопическое видение российской цивилизации Московским Патриархатом» . risu.org.ua. Львов, UA: Религиозно-информационная служба Украины. Архивировано из оригинала 21 августа 2011 г. Проверено 12 октября 2015 г.
- ↑ Кодекс канонов восточных церквей, канон 181. Архивировано 4 марта 2016 г., в Wayback Machine.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Преда, Раду (весна 2008 г.). «Христианство и пределы Европы: социально-теологический подход». Евролаймы . 5 . Издательство Университета Орадя: 120–150. CiteSeerX 10.1.1.468.2680 . ISSN 1841-9259 .