1996 Московско-Константинопольский раскол.
Дата | 23 февраля 1996 г. - 16 мая 1996 г. |
---|---|
Тип | Христианский раскол |
Причина | Решение Вселенского Патриархата восстановить Эстонскую Апостольскую Православную Церковь в качестве своей автономной церкви |
Участники | Основной: Вселенский Патриархат , Русская Православная Церковь Незначительный: Эстонская Апостольская Православная Церковь , Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата |
Исход | 1.Русская Православная Церковь разорвала полное общение с Вселенским Патриархатом менее чем на три месяца. 2. Напряженность между EAOC и EOCMP сохраняется после окончания раскола. |
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
![]() |
Обзор |
В 1996 году произошел раскол между Москвой и Константинополем ; этот раскол начался 23 февраля 1996 года, когда Русская Православная Церковь разорвала полное общение с Вселенским Константинопольским Патриархатом . [ 1 ] и завершился 16 мая 1996 года, когда Русская Православная Церковь и Вселенский Патриархат достигли соглашения. [ 2 ] [ 3 ]
Это отлучение Русской Православной Церкви было совершено в ответ на решение Синода Вселенского Патриархата от 20 февраля 1996 года восстановить Православную церковь в Эстонии под канонической юрисдикцией Вселенского Патриархата в качестве автономной церкви . [ 4 ] [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ] Этот раскол имеет сходство с Московско-Константинопольским расколом октября 2018 года . [ 7 ]
8 ноября 2000 г. в официальном заявлении Русская Православная Церковь охарактеризовала этот раскол как «трагическую ситуацию февраля-мая 1996 г., когда из-за раскольнических действий Константинопольского Патриархата в Эстонии православные христиане Константинопольских Церквей и Россия, живущие во всем мире в тесном духовном общении, были лишены общего евхаристического общения у единой Чаши Христовой». [ 8 ]
Краткая справка
[ редактировать ]
Автономия Эстонской Апостольской Православной Церкви
[ редактировать ]Патриарх Русской Православной Церкви святитель Тихон признал в 1920 году Эстонскую Апостольскую Православную Церковь (ЭАПЦ) автономной ( Постановление № 1780) под юрисдикцией Московского Патриархата ЭАПЦ , отложив обсуждение вопроса об автокефалии . «После ареста Патриарха Тихона советской властью контакты между ним и Автономной Эстонской Православной Церковью были прерваны. Следовательно, Автономная Эстонская Православная Церковь, желавшая утвердить свою церковную независимость, решила добиваться от Патриарха более полного и окончательного канонического признания. Константинополя». [ 9 ]

Вселенского Патриархата Томос 1923 года.
[ редактировать ]В связи с обретением Эстонией независимости и гонениями на Русскую Православную Церковь митрополит Александр Паулюс Таллиннский и всея Эстонии обратился к Вселенскому Патриархату с просьбой принять его церковь ( Эстонскую Апостольскую Православную Церковь (ЭАПЦ)) под юрисдикцию Вселенского Патриархата. 7 июля 1923 года Константинопольский Патриарх Мелетий IV издал томос о принятии Эстонской Церкви в юрисдикцию Вселенского Патриархата с автономным статусом. [ 10 ] ( Том 3348 [ 9 ] ). Этот томос «учредил при Вселенском Патриархате Автономную Православную Апостольскую Церковь Эстонии, известную как «Православная Эстонская Митрополия»». [ 11 ] Некоторые православные русские в Эстонии решили остаться под юрисдикцией Московского Патриархата. [ 9 ] Русская Православная Церковь считает, что «Патриарх Константинопольский Мелетий IV воспользовался тяжелым положением Православной Церкви в России и незаконно провозгласил юрисдикцию Константинопольского Патриархата на территории независимой Эстонии и превратил Эстонскую Автономную Православную Церковь в Эстонскую Митрополия Константинопольского Патриархата ». [ 8 ] После конфликта с Константинополем Эстонская Автономная Православная Церковь получила в законную собственность национальные церкви и монастыри. [ 12 ]
Изгнание Православной Эстонской митрополии и деактивация томоса в 1978 г.
[ редактировать ]
В 1940 году Советский Союз аннексировал Эстонию . После 1944 года митрополит Александр Паулюс ЕАПЦ отправился в изгнание в Стокгольм , Швеция , с 23 членами своего духовенства. [ 10 ] и 7000 [ 13 ] (или 8000 [ 9 ] ) верующие. [ 9 ] [ 13 ] Церковь, базирующаяся в Стокгольме, оставалась присоединенной к Вселенскому Патриархату и обслуживала около 10 000 эстонских православных, сосланных в различные страны. После смерти митрополита Александра в 1953 году Вселенский Патриархат рукоположил нового епископа Эстонской православной церкви, епископа Георгия (Вялбе) , для надзора за Эстонской Церковью, базирующейся в Стокгольме. После смерти Вялбе в 1961 году его эстонские приходы были переданы в ведение местным епископам Вселенского Патриархата. [ 10 ]
Православная Церковь, оставшаяся в Эстонии, была включена в состав Русской Православной Церкви после того, как Советский Союз аннексировал Эстонию . [ 10 ] 10 декабря 1944 года Синод Московского Патриархата обнародовал Указ , прекративший деятельность Эстонской Православной Церкви и учредивший на ее месте Таллиннскую и Эстонскую епархию. Фактически этот роспуск произошел 9 марта 1945 года. [ 14 ] Позднее Эстонская Апостольская Православная Церковь заявила, что считает, что «автономия Эстонской Православной Церкви, предоставленная в 1923 году Вселенским Патриархом Мелетием, была отменена 9 марта 1945 года насильственно, в одностороннем порядке, без соблюдения канонического порядка и без не сообщив об этом Вселенскому Патриарху и не ожидая его согласия». [ 15 ]
В письме, направленном тогдашнему Патриарху Московскому Алексию II 24 февраля 1996 года, Вселенский Патриарх Варфоломей писал, что «Российский Патриархат в те годы вторгался в страны, находящиеся под духовной юрисдикцией Вселенского Патриархата, а именно в Эстонию, Венгрию и другие страны. , всегда силой Советской армии. Русская Церковь в то время не спрашивала мнения Вселенского Патриархата и не пользовалась им никакого уважения. показало это. Присоединение Эстонской Православной Церкви к Святейшей Церкви Русской произошло произвольно и неканонично. И несомненно, что события, неканонические в определенное время, никогда не благословляются, никогда не рассматриваются как действенные и никогда не будут установлены. приоритет». [ 13 ]
13 апреля 1978 г. [ 14 ] По требованию Русской Православной Церкви Вселенский Патриархат деактивировал томос 1923 года. [ 16 ] который основал автономную Эстонскую Апостольскую Православную Церковь при Вселенском Патриархате. [ 10 ] Вселенский Патриарх Варфоломей объяснил в 1996 году, что это было «[d] связано с существовавшими тогда политическими условиями и настойчивой просьбой Московского Патриарха». [ 11 ] и «в силу обстоятельств времени» [ 17 ] а также «ради налаживания отношений с Московским Патриархатом, в то время Эстония еще составляла часть тогдашнего Советского Союза » [ 13 ] Вселенский патриарх заявил, что томос признан «недействующим, но не недействительным». [ 13 ] «Из-за демографических сдвигов к концу советской власти русские составляли большинство православного населения Эстонии». [ 10 ]
Постсоветский период
[ редактировать ]![]() | Этот раздел содержит слишком много или слишком длинные цитаты . ( февраль 2020 г. ) |

После распада Советского Союза и восстановления независимости Эстонии в 1991 году среди православной общины разгорелся спор между теми, кто хотел сохранить связи с Московским Патриархатом, и теми, кто хотел восстановления автономной Православной церкви под эгидой Вселенского Патриархата. Длительные переговоры между Русской Православной Церковью и Вселенским Патриархатом не привели к соглашению. [ 10 ] [ 18 ] [ 19 ]
«В 1991 году, после отделения Эстонии от Советского Союза, суверенитет Эстонской Республики был восстановлен. В то время правящим епископом в Эстонии был Корнилий (Якобс) . Он вел переговоры с правительством по ряду неотложных вопросов. внутренние церковные вопросы, которые не могли быть решены без государственной поддержки. 11 августа 1993 года вместо регистрации представителей Русского Православного Синода Эстонский Государственный Департамент Религий зарегистрировал представителей Церкви. «Синод Эстонской Православной Церкви в изгнании» как единственный правопреемник Автономной Эстонской Апостольской Церкви. Эта регистрация имела политическое и социальное значение, поскольку делала «Синод Эстонской Православной Церкви в изгнании» единственным владельцем всей церкви. связанное с недвижимым имуществом в Эстонии Русская Православная Церковь начала судебное разбирательство, чтобы защитить свою правовую и каноническую позицию в стране, в которой «Синод в изгнании» не имел ни епископальной структуры, ни административного офиса. Эстония, как того требует эстонское законодательство. В 1994 году к вышесказанному прибавилось еще одно неожиданное событие. В петиции, подписанной представителями 54 из 83 православных приходов Эстонии, официально содержится просьба о присоединении к юрисдикции Вселенского Патриархата. 54 прихода представляли большинство православных верующих страны и включали как эстоноязычную, так и русскоязычную общины. Год спустя серия переговоров между Вселенским Патриархатом и Русским Православным Патриархатом не привела к достижению решения». [ 20 ] «25 мая 1995 года Константинопольский Патриарх Варфоломей, находясь в Финляндии, выступил с обращением по радио к православным верующим Эстонии, в котором призвал их «как можно скорее возродить Эстонскую Автономную Православную Церковь в непосредственном общении с Вселенским Патриархатом». ." [ 8 ]
«3 января 1996 года делегация Русской Православной Церкви посетила Вселенский Патриархат в Стамбуле для двусторонних переговоров о разделении среди православных в Эстонии. Никакого соглашения достигнуто не было, но обе стороны договорились о продолжении переговоров в Москве о 2 февраля того же года». [ 19 ] [ 20 ]
«4 января 1996 года Вселенский Патриарх направил пастырское письмо «православным общинам Эстонии», в котором выразил желание «возродить» Автономную Эстонскую Апостольскую Церковь на основании Тома (или решения) Вселенской Апостольской Церкви. Патриарх в 1923 году. В письме 16 января выражалась надежда объединить всех в одну церковь с отдельной епархией для русскоязычных приходов. В 1996 году делегация Вселенского Патриархата, в которую входили один финский православный епископ и один священник, посетила Эстонию в попытке достичь жизнеспособного решения. Они встретились с представителями Московского Патриархата и эстонских государственных властей, включая премьер-министра Тийта Вяхи и правительства Эстонии. Президент Леннарт Мери После встречи были сделаны заявления о том, что Вселенский Патриархат примет эстонских православных верующих под свою юрисдикцию, но также примет разделение православной общины в Эстонии. на две части и их принадлежность к двум юрисдикциям». [ 20 ]
История раскола
[ редактировать ]Решение Вселенского Патриархата от 20 февраля 1996 г.
[ редактировать ]
20 февраля 1996 года, заявив, что «вслед за настойчивой просьбой правительства Эстонии и подавляющего большинства эстонских православных приходов, которые просили их снова передать под эгиду Вселенского Патриархата », Вселенский Патриархат решил восстановить Православную Церковь. церковь в Эстонии под канонической юрисдикцией Вселенского Патриархата как автономная церковь [ 4 ] путем возобновления действия Томоса 1923 года, изданного Вселенским Патриархом Мелетием IV . [ 11 ]
22 февраля 1996 года Вселенский Патриархат официально объявил о своем решении возобновить действие Томоса 1923 года и восстановить Автономную Эстонскую Апостольскую Церковь. [ 14 ] [ 20 ] Это было сделано на основании продолжающегося существования EAOC в изгнании в Швеции. [ 9 ]
24 февраля 1996 года делегация Вселенского Патриархата во главе с митрополитом Халкидонским Иоакимом сослужила Божественную литургию с эстонским духовенством и в присутствии архиепископа Финляндского Иоанна. [ 20 ] в церкви Преображения Господня в Таллинне. [ 14 ] Этот акт ознаменовал возобновление деятельности Автономной Эстонской Апостольской Церкви. В тот же день Главный секретариат Синода Вселенского Патриархата распространил официальное коммюнике. В этом коммюнике сообщалось, что архиепископ Карельский Иоанн . Предстоятель Финляндской Православной Церкви назначен местоблюстителем Автономной Эстонской Апостольской Церкви [ 20 ] [ 21 ]

Отлучение Вселенского Патриархата Русской Православной Церковью
[ редактировать ]23 февраля 1996 года Русская Православная Церковь приняла решение объявить Вселенского Патриарха и Эстонскую Апостольскую Православную Церковь «раскольниками», «приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом... и опустить имя Патриарха Константинополь в диптихе Предстоятелей Поместных Православных Церквей». [ 8 ]
На следующий день, 24 февраля, чтобы оправдать решение Вселенского Патриархата, принятое 20 февраля 1996 года, Вселенский Патриархат опубликовал коммюнике: [ 11 ] [ 22 ] а Вселенский Патриарх Варфоломей направил письмо тогдашнему Патриарху Московскому Алексию II . [ 13 ]
Переговоры между Вселенским Патриархатом и Русской Православной Церковью
[ редактировать ]3 и 22 апреля 1996 г. Совместная комиссия Константинопольского и Московского Патриархатов встретилась в Цюрихе для обсуждения ситуации. [ 8 ] 4 марта глава ОВЦС митрополит Кирилл заявил, что передача ЕАПЦ под юрисдикцию Вселенского патриархата является «канонически незаконной» и что РПЦ готова вести переговоры с Вселенским патриархатом по этому вопросу. [ 23 ]
Соглашение и резолюции
[ редактировать ]16 мая 1996 года было достигнуто соглашение и общение между Русской Православной Церковью и Вселенским Патриархатом было восстановлено. [ 2 ] [ 3 ]
Обе стороны согласились: [ 3 ] [ 8 ]
1. «Позволить православным христианам Эстонии свободно решать, к какой церковной юрисдикции они хотят принадлежать» 2. «[Что] Константинопольский Патриархат [согласился] приостановить на 4 месяца действие своего решения от 20 февраля 1996 года об учреждении Автономной Церкви в юрисдикции Константинополя на территории Эстонии и взял на себя обязательства вместе с Московский Патриархат «сотрудничать в вопросе представления своей позиции правительству Эстонии с целью обеспечения всем православным христианам равных прав, в том числе права на собственность».
Это соглашение де-факто привело к существованию на территории Эстонии двух православных церквей: Эстонской православной церкви Московского патриархата и Эстонской апостольской православной церкви . [ 24 ] [ 25 ] По этому соглашению и ЕАПЦ, и РПЦ согласились терпеть друг друга «хотя бы временно». После этого решения в Эстонии 54 прихода вошли в состав ЕАПЦ, 29 – в состав РПЦ. [ 9 ]
В сентябре 1996 года было решено продлить еще на три месяца мораторий на решение Вселенского Патриархата от 20 февраля 1996 года о возобновлении действия Томоса. Другие последующие встречи между Константинопольской Церковью и Русской Православной Церковью были проведены с целью достижения окончательного соглашения, но без особых результатов. [ 8 ] 1 сентября 2000 года Вселенский Патриарх Варфоломей заявил, что считает решение от 16 мая 1996 года «решением, допускающим существование двух параллельных юрисдикций в Эстонии», в то время как Русская Православная Церковь официально заявила, что полностью не согласна с такой интерпретацией решения. решение Вселенского Патриарха и считал, что Эстония находится под канонической юрисдикцией Московского Патриархата и что «православные общины на территории Эстонии были частью Русская Православная Церковь за семь веков». [ 8 ]

Назначение Вселенским Патриархатом митрополита Таллиннского и всея Эстонии
[ редактировать ]собрался съезд Эстонской Апостольской Православной Церкви, 9 марта 1999 года в Таллинне чтобы рассмотреть тот факт, что у церкви до сих пор нет предстоятеля. На съезде также присутствовали представители Константинопольского Патриархата. Съезд решил просить Патриархию назначить епископа Стефана ( вспомогательного епископа Греко -православного митрополита Франции предстоятелем ). 13 марта 1999 года Синод Константинопольского Патриархата удовлетворил просьбу и избрал Стефана митрополитом Таллиннским и всея Эстонии . [ 26 ] Объявляя об этом решении, Патриарх Варфоломей обратился к Русской Православной Церкви с просьбой признать митрополита Стефана «каноническим и законным первоиерархом Эстонской Православной Церкви». Русская Православная Церковь, «наверняка считая Эстонский регион автономной частью исторической канонической территории Московского Патриархата», отказалась признать предоставленный ему Вселенским Патриархатом статус митрополита Стефана. [ 8 ]
21 марта 1999 года в церкви Преображения Господня в Таллинне епископ Стефанос был возведен на престол митрополита Таллиннского и всея Эстонии. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] После этого Стефанос начал подготовку Генеральной ассамблеи Церкви. Генеральная Ассамблея состоялась 21 июня 1999 года, на ней были избраны органы Церкви — Синод и Ревизионная комиссия. Кроме того, митрополит Стефан объявил имена генеральных викариев и своего секретариата. [ 20 ] Эстонская Православная Церковь учредила синодальную структуру с рукоположением двух епископов: епископа Тартуского Илии (Ояперва) и епископа Пярну - Сааремаа Александра (Хопьерского) В январе 2009 года [ 14 ]
Последствия
[ редактировать ]Постоянное напряжение
[ редактировать ]продолжала существовать напряженность После Цюрихского соглашения между Эстонской Апостольской Православной Церковью и Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата . [ 9 ]
Митрополит Стефан в 1999 и 2002 годах заявлял, что в Эстонии может быть только одна поместная православная церковь. [ 30 ] [ 31 ] но он не против того, чтобы Московский Патриархат превратил Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата в епархию Русской Православной Церкви в Эстонии. [ 30 ] По мнению Эстонской Апостольской Православной Церкви, соглашения, принятые в Цюрихе, могли бы стать основой, которая «могла бы положить начало конструктивному общему будущему» между обеими поместными церквями Эстонии (Эстонской Апостольской Православной Церковью и Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата). но, по мнению Эстонской Апостольской Православной Церкви, Русская Православная Церковь не применила соглашения, принятые в Цюрихе, в отличие от Вселенского Патриархата. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
8 ноября 2000 г. в ответ на визит Вселенского Патриарха в Эстонию 1 сентября 2000 г. Русская Православная Церковь в официальном заявлении подробно изложила свою версию истории раскола 1996 года. [ 8 ] В этом заявлении также говорится, что Константинопольская Церковь отказалась провести 1 сентября 2000 года переговоры о визите Вселенского Патриарха в Эстонию; Целью этих переговоров было бы «положить конец четырехлетней конфронтации между юрисдикциями двух Церквей в Эстонии». В официальном заявлении говорилось: «Установление Константинопольским Патриархатом своей юрисдикции в Эстонии в феврале 1996 года, назначение «Митрополита всея Эстонии» в марте 1999 года и заявление, сделанное во время визита Патриарха Варфоломея в Эстонию в октябре 2000 года, об отречении от престола. Компромиссные соглашения, предусматривающие параллельное присутствие двух юрисдикций в Эстонии, говорят о последовательном намерении Константинополя узурпировать каноническую власть в Эстонии. и лишить Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата не только юридического, но и канонического права преемственности в стране». [ 8 ]
В 2007 году делегаты Русской Православной Церкви отказались от богословских дискуссий с Католической Церковью, поскольку Русская Православная Церковь не признала Эстонскую Апостольскую Православную Церковь и что, согласно опубликованному после этого заявлению Русской Православной Церкви, «совместное участие делегатами Московского Патриархата и так называемой Эстонской Апостольской Церкви на официальном заседании означало бы безоговорочное признание Московским Патриархатом каноничности (природы) этой церковной структуры». [ 35 ]
«В 2008 году Русская Православная Церковь приостановила свое членство в Конференции Европейских Церквей из-за спора о недопущении той части Эстонской Православной Церкви, которая решила остаться связанной с Московским Патриархатом». [ 9 ]
В 2008 году Русская Православная Церковь выдвинула ультиматум: РПЦ выйдет из англикано-православного диалога, если ЕАПЦ примет в нем участие. [ 36 ] «В том же году Русская Православная Церковь прекратила экуменический диалог с англиканами, поскольку ЕАПЦ участвовала в этом диалоге как признанная церковь-член». [ 9 ]
«Московский патриархат продолжает выдвигать два основных требования, которые неприемлемы для ЕАПЦ. Первое заключается в том, что ЕАПЦ была создана в 1996 году (что отрицает Томос 1923 года); второе — в том, что Эстония остается канонической территорией Российской Федерации. Православная церковь – широко воспринимается как отрицание Эстонии как суверенного государства, заслуживающего в свое время автокефалии». [ 9 ]
1 сентября 2018 года митрополит Иларион (Алфеев) председатель Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви в послании средствам массовой информации, опубликованном на официальном сайте Внешних церковных связей Русской Православной Церкви, заявил: : "проблема Эстонии, с нашей точки зрения, не решена, а существование двух параллельных юрисдикций, опять же с точки зрения церковных канонов, является аномалией". [ 37 ]
2018 Московско-Константинопольский раскол
[ редактировать ]
Раскол 1996 года имеет сходство с расколом октября 2018 года. Оба раскола были вызваны спором между Русской Православной Церковью и Вселенским Патриархатом по поводу канонической юрисдикции над территорией в Восточной Европе, на которую Русская Православная Церковь претендовала на исключительные канонические права. юрисдикция, территория которой после распада СССР стала независимым государством ( Украина , Эстония ). Разрыв общения в 1996 году был произведен Москвой в одностороннем порядке, как и в 2018 году. [ 7 ]
Тот факт, что раскол в Эстонии в 1996 году длился всего три месяца, «вселяет в некоторых кругах надежду на то, что новый раскол [Москва – Константинополь 2018 года] также может быть непродолжительным»; источник в Эстонской апостольской православной церкви даже заявил, что Русская православная церковь «скорее всего, отступит [в отношении Украины], так же, как она это сделала в отношении Эстонии». [ 7 ] Однако 15 октября 2018 года, сразу после разрыва РПЦ полного общения с Вселенским Патриархатом, митрополит Иларион председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата заявил в интервью средствам массовой информации, что «в 1996 году Константинопольская Церковь вторглась на каноническую территорию Русской Церкви, установив свою юрисдикцию в Эстонии, и мы были вынуждены разорвать с ней евхаристическое общение. Церковь"; Иларион добавил, что Русская Православная Церковь «не признала это решение [Вселенского Патриархата в 1996 году] и не признает его. Однако канонические преступления, совершенные Константинопольским Патриархатом сейчас [в 2018 году после событий 11 октября 2018 года] декларации Вселенского Патриархата ] более печальны, поскольку он заявил о своем намерении предоставить автокефалию части Русской Православной Церкви. Церковь, а не та часть, которая когда-то принадлежала Константинополю». [ 38 ] [ 39 ]
В интервью BBC 2 ноября 2018 года архиепископ Иов , иерарх Константинопольской Церкви , отверг идею о том, что над Украиной могут быть две юрисдикции, как в Эстонии есть две юрисдикции, заявив, что канонически может быть только одна церковь на территории Украины и что поэтому экзархат Русской Православной Церкви в Украине был «просто неканоническим» [ 40 ] и что в Украине «не может быть повторения эстонского сценария». [ 41 ] [ 42 ]
См. также
[ редактировать ]Другие подобные расколы в христианстве:
- Раскол 1054 г.
- Раскол Москвы и Константинополя XV–XVI веков.
- Болгарский раскол
- 2018 Московско-Константинопольский раскол
Другие связанные темы:
- Организация Восточной Православной Церкви
- Филетизм
- Эстонский национализм
- Русский ирредентизм
- Русский национализм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви от 8 ноября 2000 года: Русская Православная Церковь» . mospat.ru . 12 ноября 2000 г. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 г. Проверено 1 ноября 2018 г.
20 февраля 1996 года Патриарх Варфоломей издал «Акт» о продлении Томоса Патриарха Мелетия IV 1923 года и об учреждении «Автономной Православной Эстонской Митрополии» на территории Эстонии. Временное управление было поручено архиепископу Карельскому и всея Финляндии Иоанну. Раскольническая группа во главе с отстраненными священнослужителями была принята в каноническое общение. Таким образом, раскол в Эстонии стал реальностью.
23 февраля 1996 года в ответ на односторонние и незаконные действия Патриарха Варфоломея Священный Синод Русской Православной Церкви постановил признать их «раскольническими и вынуждающими нашу Церковь приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом… и опустить имя Константинопольского Патриарха в диптихе Предстоятелей Поместных Православных Церквей». - ^ Jump up to: а б «Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви от 8 ноября 2000 года: Русская Православная Церковь» . mospat.ru . 12 ноября 2000 г. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 г. Проверено 28 октября 2018 г.
Текст меморандума был согласован и включен в решения Синодов Константинопольской и Московской Православных Церквей от 16 мая 1996 года. Документ восстановил прерванное общение между двумя Патриархатами.
- ^ Jump up to: а б с Роберсон, Рональд Г. (30 марта 2012 г.). «CNEWA – Эстонская Апостольская Православная Церковь» . www.cnewa.org . п. 2 . Проверено 1 ноября 2018 г.
16 мая оба Священных Синода официально приняли рекомендации, сделанные на встрече в Цюрихе. Соглашение предусматривало параллельные юрисдикции в Эстонии и позволяло отдельным приходам и духовенству присоединяться либо к Эстонской автономной церкви под Константинополем, либо к епархии, которая оставалась зависимой от Москвы. Со своей стороны, Константинополь согласился на четырехмесячную приостановку действия своего решения от 20 февраля о восстановлении Эстонской автономной церкви. Москва согласилась отменить штрафы, наложенные на священнослужителей, присоединившихся к автономной церкви. Оба Патриархата согласились работать вместе с правительством Эстонии, чтобы все эстонские православные могли пользоваться одинаковыми правами, включая права на собственность. В результате этого соглашения было восстановлено полное общение между Москвой и Константинополем, а имя Вселенского Патриарха Варфоломея вновь было включено в диптихи в Москве.
- ^ Jump up to: а б «ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ И СИНОДИЧЕСКИЙ АКТ О ВОЗДЕЙСТВИИ ПАТРИАРХАЛЬНОГО И СИНОДИЧЕСКОГО ТОМОСА 1923 ГОДА О ПРАВОСЛАВНОЙ МИТРОПОЛИТАНИИ ЭСТОНИИ» . www.orthodoxa.org . 20 февраля 1996 года . Проверено 2 ноября 2018 г.
«Границы Церквей принято менять по мере смены политических образований и управления», — заявил мудрый среди Патриархов Фотий Великий.
[...]
Соответственно, Пресвятая Матерь Константинопольская Церковь, уполномоченная силою Божественных и Священных Правил, номера 9 и 17 святого 4-го Вселенского Синода в Халкидоне, в которых говорится: «Если какой-нибудь епископ или священнослужитель имеет спор с митрополитом той же провинции, пусть обратится или к экзарху епархии, или к престолу имперской столицы Константинополя, и пусть дело будет рассмотрено перед ним» (Канон 9) и «Аще кто несправедливо обошелся со своим Митрополитом, тот пусть пожалуется экзарху епархии, или пусть дело его будет рассмотрено перед Константинопольским престолом, по своему усмотрению» (Канон 17); кроме того, 34-е правило Святых Апостолов, призывающее Церкви разных народов, и особенно в свободных и независимых государствах, образовывать автономные или автокефальные Церкви под своим конкретным Архиепископом и епископами, – приняло законное требование православных Христиан Эстонии и уважаемого правительства Эстонии, которое стремилось к полному восстановлению в Эстонии Эстонской Апостольской Православной Церкви, какой она была до 1940 года, как автономной Церкви, находящейся под юрисдикцией Эстонской Апостольской Православной Церкви. Вселенский Патриархат.
Посему Скромность наша, вместе с Преосвященнейшими и Досточтимыми Митрополитами, возлюбленными нашими братьями в Святом Духе и сослужителями во Христе – соборно совещавшись, благонадежно заботясь об управлении и управлении всеми церковными делами и предвидя то, что правильно, как и по каноническому обычаю с незапамятных времен, что Святейший Вселенский Престол имеет право приспосабливаться и обеспечивать устройство и основание Церкви, соответствующим образом реагируя на нужды времени и добросовестное состояние всего собрания, всегда стремясь к гармоничному и выгодному изображению и управлению местным и вселенским, – вновь заявляют, что Патриарший и Синодальный Томос 1923 года о Православной Митрополии Эстония реактивируется во всех своих статьях. Мы также признаем законными преемниками Эстонской Апостольской Православной Церкви тех, кто принял Томос и непрестанно сохранял его каноническое продолжение.
[...]
[Мы] издаем наш настоящий Патриарший и Синодальный Акт как декларацию и заверение и как постоянное представительство вопросов, рассматриваемых и решаемых Церковью относительно возобновления действия Патриаршего и Синодального Томоса 1923 года. - ^ «Коммюнике Вселенского Патриархата об автономии Эстонской Церкви» . www.orthodoxa.org . 24 февраля 1996 года . Проверено 2 ноября 2018 г.
20 февраля 1996 года был созван Священный Синод Вселенского Патриархата под председательством Святейшего Вселенского Патриарха Варфоломея. Посовещавшись в Святом Духе, Синод единогласно постановил Патриаршим и Синодальным актом объявить о возобновлении действия Тома 1923 года, изданного во время правления Вселенского Патриарха Мелетия IV. Этот Том учредил при Вселенском Патриархате Автономную Православную Апостольскую Церковь. Эстонская церковь, известная как «Православная Эстонская митрополия».
- ^ Стейнфельс, Питер (28 февраля 1996 г.). «Русская Церковь отрывается от исторического центра православия» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Джейсон Ван Бум (21 октября 2018 г.). «Раскол Москвы и Константинополя, подчеркивающий роль Эстонии в православной церкви» . ЭРР . Проверено 26 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви от 8 ноября 2000 года: Русская Православная Церковь» . mospat.ru . 12 ноября 2000 г. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 г. Проверено 28 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Тоом, Тармо. «Эстония, Православная Церковь в России» , Энциклопедия восточного православного христианства , стр. 226–8, Wiley-Blackwell Publishing, 2011.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Роберсон, Рональд Г. (30 марта 2012 г.). «CNEWA – Эстонская Апостольская Православная Церковь» . www.cnewa.org . п. 1 . Проверено 1 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Коммюнике Вселенского Патриархата об автономии Эстонской Церкви» . www.orthodoxa.org . 24 февраля 1996 года . Проверено 31 октября 2018 г.
- ^ Демидова, Виктория (1 мая 2019 г.). «Независимость Украинской Церкви: как Россия теряет свой инструмент мягкой силы в Украине» . Akademik Hassasiyetler-The Academic Elegance : 263. Архивировано из оригинала 26 марта 2020 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Письмо Патриарха Варфоломея Патриарху Московскому Алексию о православии в Эстонии» . www.orthodoxa.org . 24 февраля 1996 года . Проверено 1 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Стефан (18 февраля 2015 г.). «Такая маленькая Церковь в большой Европе: краткая история Эстонской Православной Церкви» . Франция-Эстония (на французском языке) . Проверено 6 ноября 2018 г.
- «Такая маленькая Церковь в великой Европе» . Ортодокса (на французском языке).
- ^ « Во время и вопреки времени» митрополита Стефана . www.orthodoxa.org . Проверено 1 ноября 2018 г.
- ^ «ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ И СИНОДИЧЕСКИЙ АКТ О ВОЗДЕЙСТВИИ ПАТРИАРХАЛЬНОГО И СИНОДИЧЕСКОГО ТОМОСА 1923 ГОДА О ПРАВОСЛАВНОЙ МИТРОПОЛИТАНИИ ЭСТОНИИ» . www.orthodoxa.org . 20 февраля 1996 года . Проверено 2 ноября 2018 г.
В этом духе Константинопольская Церковь в 1978 году, движимая церковной экономией, откликнувшись с братской любовью на просьбу Русской Церкви, в силу обстоятельств времени, своим Патриаршим и Синодальным актом объявила Томос 1923 года недействующим. . Это означает, что Томос не мог применяться в Эстонии, которая в то время входила в состав Советского Союза; Томос, однако, не считался недействительным, недействительным или отозванным.
- ^ «ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ И СИНОДИЧЕСКИЙ АКТ О ВОЗДЕЙСТВИИ ПАТРИАРХАЛЬНОГО И СИНОДИЧЕСКОГО ТОМОСА 1923 ГОДА О ПРАВОСЛАВНОЙ МИТРОПОЛИТАНИИ ЭСТОНИИ» . www.orthodoxa.org . 20 февраля 1996 года . Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ «ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ И СИНОДИЧЕСКИЙ АКТ О ВОЗДЕЙСТВИИ ПАТРИАРХАЛЬНОГО И СИНОДИЧЕСКОГО ТОМОСА 1923 ГОДА О ПРАВОСЛАВНОЙ МИТРОПОЛИТАНИИ ЭСТОНИИ» . www.orthodoxa.org . 20 февраля 1996 года . Проверено 2 ноября 2018 г.
Но уже к 1991 году Эстония, став свободным и независимым государством, требует, в соответствии с практикой для всех православных народов, восстановления прежнего автономного статуса Православной Церкви в Эстонии посредством возобновления действия Патриаршего и Синодального Томоса. 1923 года, призывающий к возвращению на родину, где была упразднена ссыльная Автономная Эстонская Апостольская Православная Церковь, как она официально называлась с 1935 года.
- ^ Jump up to: а б «Коммюнике Вселенского Патриархата об автономии Эстонской Церкви» . www.orthodoxa.org . 24 февраля 1996 года . Проверено 1 ноября 2018 г.
После восстановления политической независимости страны восстановление Эстонской Автономной Церкви, насильственно упраздненной, как указано выше, представляло собой справедливую [sic] просьбу Эстонских Православных. На эту справедливую просьбу Мать-Церковь, Вселенский Патриархат, из чувства ответственности и по каноническому и историческому праву была обязана с состраданием откликнуться на их просьбу и в их защиту. Эта просьба правительства Эстонии, а также эстонского православного духовенства и мирян встретила сопротивление со стороны Блаженнейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, хотя, как это прочно закрепилось в православии, так были заявлены все автокефальные и автономные Православные Церкви: всегда по требованию правительств стран этих Церквей, а также их духовенства и мирян. Стремясь избежать любого антагонизма в лоне Православной Церкви, Вселенский Патриархат вступил в двусторонние переговоры со Святейшей Церковью России, чтобы они могли прийти к компромиссному решению, приемлемому для всех. К сожалению, из-за непримиримой позиции Московского Патриархата эти дискуссии, продолжавшиеся на протяжении двух лет, не принесли никаких положительных результатов.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Презентация Эстонской Православной Церкви» . www.orthodoxa.org . Проверено 6 ноября 2018 г.
- ^ «Коммюнике Вселенского Патриархата об автономии Эстонской Церкви» . www.orthodoxa.org . 24 февраля 1996 года . Проверено 6 ноября 2018 г.
Вселенский патриархат назначил соседнего архиепископа Карельского и всея Финляндии Иоанна местоблюстителем восстановленной Автономной православной митрополии Эстонской. Архиепископ Иоанн будет курировать реструктуризацию Митрополии до референдума во Вселенский Патриархат, которая затем приступит к избранию и установлению канонических иерархов Митрополии.
- ^ "Русский архипелаг – Глобализация и православие" . 15 December 2017. Archived from the original on 15 December 2017 . Retrieved 21 August 2019 .
- ^ "МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ СЧИТАЕТ "КАНОНИЧЕСКИ НЕЗАКОННОЙ" ПЕРЕДАЧУ ЭСТОНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПОД ЮРИСДИКЦИЮ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА" . www.interfax-religion.ru . 4 March 1996 . Retrieved 21 August 2019 .
- ^ Дэвис, Натаниэль (2018). Долгая дорога в церковь: новейшая история русского православия . Рутледж. ISBN 9780429975127 . Проверено 16 октября 2018 г.
- ^ Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Стефан (27 мая 2002 г.). «После регистрации юрисдикции Московского Патриархата» . www.orthodoxa.org (Интервью, данное в Таллинне газете «Metropoolia») . Проверено 7 ноября 2018 г.
Цюрихские соглашения 1996 года между Константинопольским и Московским Патриархатами привели к нынешней церковной ситуации. Этими соглашениями Москва признает Эстонскую Православную Церковь (ЕАОК), а Константинополь признает существование юрисдикции Московского Патриархата на нашей канонической территории. Это не идеальный вариант, но, по крайней мере, он имеет то достоинство, что временно предлагает жизнеспособное и мирное пространство как для одного, так и для другого. Тем не менее, необходимо строго их уважать. Это не везде так.
- ^ Роберсон, Рональд Г. (30 марта 2012 г.). «CNEWA – Эстонская Апостольская Православная Церковь» . www.cnewa.org . п. 2 . Проверено 1 ноября 2018 г.
- ^ ОКИЯ (2 марта 2015 г.). «Преосвященнейший Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Стефанос – Эстонская Православная Церковь» . Эстонская православная церковь (на французском языке) . Проверено 6 ноября 2018 г.
- ^ ХОРОШО. «Митрополит – Эстонская Апостольская Православная Церковь» . Эстонская апостольско-православная церковь (на эстонском языке) . Проверено 6 ноября 2018 г.
- ^ «Интронизация митрополита Стефана» . www.orthodoxa.org . Проверено 6 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Стефан (13 августа 1999 г.). «В церковных отношениях между Эстонией и Россией пока есть проблемы» . www.orthodoxa.org (Интервью, данное «ААМУН КОИТТО» в Финляндии) . Проверено 7 ноября 2018 г.
- ^ Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Стефан (27 мая 2002 г.). «После регистрации юрисдикции Московского Патриархата» . www.orthodoxa.org (Интервью, данное в Таллинне газете «Metropoolia») . Проверено 7 ноября 2018 г.
- ^ Казабонн, Эмма (10 октября 2018 г.). «Размышление митрополита Таллиннского и всея Эстонии Стефана об Украине» . Православие.com . Проверено 17 января 2019 г.
- ^ ОКИА (8 октября 2018 г.). «ОБ УКРАИНЕ – Эстонская Православная Церковь» . Эстонская православная церковь (на французском языке) . Проверено 4 ноября 2018 г.
Решение Патриарха Московского Кирилла и его Священного Синода разорвать общение с Патриархом Варфоломеем меня сильно удивило, но ничуть не удивило. Если сравнить это с тем, что произошло в Эстонии в 1996 году, это более чем печально. Наконец, для разрешения эстонского кризиса в том же году в Цюрихе было достигнуто соглашение, предлагающее решение, которое могло бы подготовить конструктивное общее будущее между двумя местными юрисдикциями (Константинополем и Москвой), если бы оно соблюдалось обеими сторонами. Прошло уже более двадцати лет. Получается, что это соглашение устарело и поэтому неприменимо из-за его неисполнения одной только Московской Патриархией. Кто после этого может еще представить, что мы можем доверять людям, которые подписывают первыми и не соблюдают свои обязательства?
- ^ ОКИА (8 октября 2018 г.). "Размышления об Украине - Эстонская Апостольская Православная Церковь" . Эстонская апостольско-православная церковь (на эстонском языке) . Проверено 4 ноября 2018 г.
Решение Патриарха Московского Кирилла и его Священного Синода прекратить отношения с Патриархом Варфоломеем меня удивило, но не шокировало. Если сравнить это решение с тем, что произошло в Эстонии в 1996 году, оно более чем предосудительно. Чтобы найти решение кризиса в Эстонии, в том же году в Цюрихе мы договорились о мерах, которые создали бы общее конструктивное будущее для двух разных юрисдикций (Константинополя и Москвы), если бы они были выполнены обеими сторонами. Сегодня прошло более двадцати лет. Эти решения стали недействительными, а следовательно, и неисполнимыми, поскольку Московский Патриархат их не выполнил. Есть ли кто-нибудь, кто считает, что можно доверять тем, кто подписывает свои обязательства, но не выполняет их?
- ^ «Российские делегаты отказываются от переговоров с Ватиканом из-за спора с другой православной церковью | WWRN – Мировые религиозные новости» . www.wrn.org . 11 октября 2007 года . Проверено 29 октября 2018 г.
- ^ «Русские православные выдвигают ультиматум по переговорам об экуменическом диалоге: CEN 5.30.08, стр. 6» . Конгер . 31 мая 2008 года . Проверено 17 января 2019 г.
- ^ «Митрополит Иларион: Мы очень надеемся, что единство вселенского Православия сохранится | Русская Православная Церковь» . mospat.ru . 1 сентября 2018 года . Проверено 12 января 2019 г.
- ^ «Митрополит Волоколамский Иларион: Решение, которого требуют церковные каноны, принято сегодня | Русская Православная Церковь» . mospat.ru . 16 октября 2018 года . Проверено 29 октября 2018 г.
- ^ «Отмена Константинополем решения 1686 года противоречит исторической правде — Московский Патриархат» . ТАСС . 15 октября 2018 года . Проверено 28 октября 2018 г.
- ^ Казабонн, Эмма (6 ноября 2018 г.). «Интервью BBC с архиепископом Телмессосским Иовом по украинскому вопросу» . ортодоксия.com . Проверено 7 ноября 2018 г.
- ^ «Архиепископ Иов (Геча): Экзархата РПЦ в Украине не будет» . спж.ньюс . 2 ноября 2018 года . Проверено 3 ноября 2018 г.
- ^ "Константинополь: "Надеемся, Москва обратится к разуму". Подробности беседы" . BBC News Русская служба . 2 November 2018 . Retrieved 3 November 2018 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- К вопросу о Православной Церкви в Эстонии в конце XX века , 2003
- Эстонская Апостольская Православная Церковь Рональда Роберсона, римско-католического священника и ученого.
- История Эстонской Православной Церкви Эстонской Апостольской Православной Церкви
- Краткая история Эстонской Православной Церкви ( также на бывшем официальном сайте ЕАПЦ ) епископа Стефана, митрополита Таллиннского и всея Эстонии (на французском языке)
- прот. Николай Балашов , протоиерей Игорь Прекуп История эстонского православия и попытка её недобросовестной ревизии: О книге архимандрита Григория Папатомаса «Несчастье быть маленькой Церковью в маленькой стране» // Вестник церковной истории. — М., 2011. — № 1-2 (21-22). — С. 282—310.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Расколы в христианстве
- Расколы Восточной Православной Церкви
- 1996 в христианстве
- Восточное православие в Эстонии
- Восточно-православные организации, созданные в 20 веке.
- Епархии, основанные в 20 веке.
- Русские в Эстонии
- Самоуправляемые церкви Русской Православной Церкви
- 1996 г. в России.
- 1996 г. в Турции.
- 1996 г. в Эстонии.
- События февраля 1996 года в Европе