Христианство в 14 веке

В 14 веке произошли важные события в христианстве, включая западный раскол, упадок крестовых походов и появление предшественников протестантизма .
Инквизиция [ править ]

Король Франции Филипп IV создал инквизицию для подавления тамплиеров в 14 веке. [1] Король Фердинанд и королева Изабелла сформировали еще один в 1480 году, первоначально для борьбы с вызывающими доверие бывшими евреями и бывшими мусульманами. [2] За 350-летний период испанская инквизиция казнила от 3000 до 4000 человек. [3] что составляет около двух процентов обвиняемых. [4] Инквизиция сыграла важную роль в окончательном изгнании ислама из королевств Сицилии и Испании. [5] В 1482 году папа Сикст IV осудил его эксцессы, но Фердинанд проигнорировал его протесты. [6] Историки отмечают, что на протяжении веков протестантская пропаганда и популярная литература преувеличивали ужасы инквизиции. [1] [7] [8] [9] По словам Эдварда Нормана , эта точка зрения «отождествляла всю католическую церковь… с [] случайными эксцессами», совершаемыми светскими правителями. [1]
Западный раскол [ править ]
Западный раскол , или папский раскол, представлял собой длительный период кризиса в латинском христианском мире с 1378 по 1416 год, когда было два или более претендентов на Римский престол и возник конфликт относительно законного держателя папства. Конфликт носил политический, а не доктринальный характер.
Чтобы избежать нестабильности в Риме, Климент V в 1309 году стал первым из семи пап, поселившихся в укрепленном городе Авиньон на юге Франции. [10] в период, известный как Авиньонское папство . В течение 69 лет папы проживали в Авиньоне, а не в Риме. Это было не только очевидным источником не только замешательства, но и политической враждебности, поскольку престиж и влияние города Рима падали без постоянного понтифика. Папство вернулось в Рим в 1378 году по настоянию Екатерины Сиенской и других, которые считали, что престол Петра должен находиться в римской церкви. [11] [12] Хотя папа Григорий XI , француз, вернулся в Рим в 1378 году, борьба между итальянскими и французскими фракциями усилилась, особенно после его последующей смерти.

В 1378 году конклав избрал итальянца из Неаполя папой Урбаном VI ; его непримиримость на посту вскоре оттолкнула французских кардиналов, которые собрались на собственный конклав, заявив, что предыдущие выборы были недействительными, поскольку их решение было принято под давлением бунтующей толпы. Они избрали одного из своих, Роберта Женевского, принявшего имя Папы Климента VII . К 1379 году он снова оказался во дворце пап в Авиньоне, а Урбан VI остался в Риме.
В течение почти сорока лет существовало две папские курии и два набора кардиналов, каждый из которых выбирал нового Папу для Рима или Авиньона, когда смерть создавала вакансию. Усилия по разрешению конфликта еще больше усложнили проблему, когда в 1409 году был избран третий компромиссный папа. [13] Окончательно вопрос был решен в 1417 году на Констанцском соборе , где кардиналы призвали всех трех претендентов на папский престол уйти в отставку и провели новые выборы, назначив Мартина V Папой. [13]
Западное богословие [ править ]
Схоластическое богословие продолжало развиваться, когда XIII век сменился четырнадцатым, становясь все более сложным и тонким в своих различиях и аргументах. Произошел рост доминирования номиналистической или волюнтаристской теологии таких людей, как Уильям Оккам . XIV век был также временем, когда движения самого разного характера работали над реформой институциональной церкви, такие как соборность и лоллардия . Духовные движения, такие как Devotio Moderna, также процветали.
Среди известных авторов:


- Дунс Скот (1266-1308)
- Рамон Луллий (1232–1315)
- Джайлс Римский (1243-1316)
- Данте Алигьери (1265-1321)
- Мастер Экхарт (1260-1327)
- Питер Ориоль (1280-1322)
- Марсилий Падуанский (1275-1342)
- Николай Лирский (1270-1349)
- Томас Брэдуордин (1290–1349)
- Уильям Оккам (1287-1347)
- Ришар Ролле (1290–1349)
- Григорий Римини (1300-1358)
- Жан Буридан (1300-1358)
- Григорий Палама (1296-1359)
- Йоханнес Таулер (1300-1361)
- Theologia Germanica (анонимно, но часто приписывают Таулеру)
- Генри Сусо (1295-1366)
- Джон Рейсбрук (1293-1381)
- Николь Орем (1320–1382)
- Джон Уиклиф (1320–1384)
- Герт Гроот (1340–1384)
- Екатерина Сиенская (1347-1380)
- Уолтер Хилтон (1340–1396)
- Облако незнания (анонимно, но часто приписывают Хилтон)
- Книга тайного консультирования (анонимно, но часто приписывают Хилтон)
- Джулиан Нориджский (1342-1416)
Исихастский спор [ править ]

Согласно церковной традиции, практика исихазма берет свое начало в Библии, Матфея 6:6 и Добротолюбии . Традиция созерцания с внутренним молчанием или спокойствием присуща всем восточным подвижникам, берущая свои корни в египетских традициях монашества, примером которых являются такие православные монашествующие, как преподобный Антоний Египетский .
Около 1337 года исихазм привлек внимание ученого члена Православной Церкви Варлаама, калабрийского монаха , занимавшего в то время должность настоятеля Спасского монастыря в Константинополе и посетившего Афон . Гора Афон была на пике своей славы и влияния при правлении Андроника III Палеолога и при «первом корабле» протоса Симеона. На Афоне Варлаам встретил исихастов и услышал описания их практик, а также прочитал сочинения учителя исихазма святителя Григория Паламы , афонского монаха.
Обученный западному схоластическому богословию, Варлаам был возмущен исихазмом и начал бороться с ним как устно, так и в своих трудах. Будучи частным преподавателем богословия в западно-схоластическом стиле, Варлаам предлагал более интеллектуальный и пропозициональный подход к познанию Бога, чем учили исихасты. Варлаам возражал как еретическое и кощунственное учение исихастов о природе нетварного света, опыт которого, как говорили, был целью исихастской практики. Исихасты утверждали, что он имеет божественное происхождение и тождественен тому свету, который был явлен ученикам Иисуса на горе Фавор при Преображении . Этот Варлаам считался политеистом , поскольку он постулировал две вечные субстанции: видимого ( имманентного ) и невидимого Бога ( трансцендентного ).
Со стороны исихастов полемику поддержал святой Григорий Палама , впоследствии архиепископ Фессалоникийский , которого его собратья-монахи на Афоне попросили защитить исихазм от нападений Варлаама. Св. Григорий был хорошо образован в греческой философии ( диалектический метод ) и поэтому мог защищать исихазм, используя западные заповеди. В 1340-х годах он защищал исихазм на трех разных синодах в Константинополе , а также написал ряд работ в его защиту.
В 1341 году спор был рассмотрен синодом в Константинополе под председательством императора Андроника . Синод, приняв во внимание то отношение, с каким к сочинениям псевдо-Дионисия относились , осудил Варлаама, который отрекся и вернулся в Калабрию , став впоследствии епископом в Римско-католической церкви. Один из друзей Варлаама, Григорий Акиндин , который первоначально был также другом святого Григория Паламы, поддержал полемику, и было проведено еще три синода по этому поводу, на втором из которых последователи Варлаама одержали краткую победу. Но в 1351 году на синоде под председательством императора Иоанна VI Кантакузина Паламы исихастское учение и различение сущности-энергий было утверждено как учение Православной Церкви.
После решения 1351 г. начались жестокие репрессии против мыслителей-антипаламистов. Калекас сообщает об этих репрессиях еще в 1397 году, и у богословов, несогласных с Паламой, в конечном итоге не было другого выбора, кроме как эмигрировать и обратиться в католицизм - путь, избранный Калекасом, а также Деметриосом Кидонесом и Иоанном Кипариоссиотом . Этот исход высокообразованных греческих ученых, позже усиленный беженцами после падения Константинополя в 1453 году, оказал значительное влияние на первое поколение (Петрарка и Боккаччо ) зарождающегося итальянского Возрождения .
Римско-католическая церковь никогда полностью не принимала исихазм, особенно различие между энергиями или действиями Бога и сущностью Бога, а также представление о том, что эти энергии или действия Бога не сотворены. [14] В римско-католическом богословии, развивавшемся со времен схоластики, сущность Бога можно познать, но только в следующей жизни; благодать Божия всегда творится; а сущность Бога — это чистый акт, так что не может быть никакого различия между энергиями или действиями и сущностью Бога (см., например, Summa Theologiae св. Фомы Аквинского ). [14] Некоторые из этих позиций зависят от аристотелевской метафизики.
Современные историки император Иоанн VI Кантакузенос и Никифор Григора очень подробно рассматривают эту тему, принимая соответственно сторону исихаста и варлаамита. Православная точка зрения утверждает, что существует научное знание, основанное на демонстрации, и духовное знание, основанное на демонстрации. Эти два понимания должны оставаться отдельными, чтобы иметь правильное понимание обоих и отвергнуть дуализм. Восточный подход к пониманию Бога и духовных вопросов как подход, к которому не следует подходить схоластическим и/или диалектическим методом ( философией ). [15] Уважаемые отцы церкви считали, что эти соборы, согласившиеся с тем, что опытная молитва является православной, называют их соборами как Восьмой и Девятый Вселенские Соборы.
Монашество [ править ]
Римско-католические ордена [ править ]
возникло множество различных монашеских орденов В рамках римского католицизма и англиканства .
- Бриджиттинс , основанная около 1350 г.
- Иеронимиты , основанные в Испании в 1364 году, отшельническая община, официально известная как «Орден Святого Иеронима».
Протестантское монашество [ править ]
Монашество в протестантской традиции происходит от Джона Уиклифа , который организовал Орден лоллардских проповедников («Бедные священники») для продвижения своих реформаторских взглядов. [16]
протестантской Предшественники Реформации
Беспорядки из-за западного раскола вызвали войны между князьями, восстания среди крестьян и широко распространенное беспокойство по поводу коррупции в церкви. Новый национализм также бросил вызов относительно интернационалистическому средневековому миру. Первая из серии революционных и новых перспектив пришла от Джона Уиклифа из Оксфордского университета , затем от Яна Гуса из Пражского университета . Католическая церковь официально завершила эти дебаты на Констанцском соборе (1414–1417). Конклав осудил Яна Гуса, который был казнен через сожжение, несмотря на обещание охранной грамоты. По приказу папы Мартина V Уиклиф был посмертно эксгумирован и сожжен как еретик через двенадцать лет после погребения.
Последствия крестового похода [ править ]

Остров Руад , расположенный в трех километрах от сирийского берега, был оккупирован рыцарями -тамплиерами, но в конечном итоге был захвачен мамлюками при падении Руада 26 сентября 1302 года. Армянское Киликийское королевство , которое не было государством крестоносцев и было не латинско-христианский, но был тесно связан с государствами крестоносцев и находился под властью латинско-христианской династии Лузиньянов в течение последних 34 лет, просуществовав до 1375 года. Другие отголоски государств крестоносцев просуществовали дольше, но вдали от Святой Земли .
Крестовый поход против татар [ править ]
В 14 веке хан Тохтамыш объединил Синюю и Белую Орды, образовав Золотую Орду . Казалось, мощь Золотой Орды начала расти, но в 1389 году Тохтамыш принял катастрофическое решение начать войну со своим бывшим господином Тамерланом . Орды Тамерлана бесчинствовали на юге России , нанося вред экономике Золотой Орды и практически уничтожая ее оборону на этих землях.
После поражения в войне Тохтамыш был свергнут партией хана Темура Кутлуга и эмира Эдигу, поддержанной Тамерланом. Когда Тохтамыш обратился к Витаутасу Великому за помощью в отвоевании Орды, тот с готовностью собрал огромную армию, в которую входили литовцы, русины, русские, монголы , молдаване , поляки, румыны и тевтонцы .
В 1398 году огромная армия двинулась из Молдавии и завоевала южную степь вплоть до реки Днепр и северного Крыма . Вдохновленный их большими успехами, Витовт объявил крестовый поход против татар при папы Бонифация IX поддержке . Таким образом, в 1399 году армия Витовта вновь двинулась на Орду. Его армия встретилась с ордынскими войсками у реки Ворсклы , немного в глубине территории Литвы.
Хотя литовская армия была хорошо оснащена пушками , она не смогла противостоять атаке с тыла резервных частей Эдигу. Витаутасу едва удалось спастись живым. Многие князья его рода — возможно, до 20 — были убиты, а победившие татары осадили Киев . Тем временем Темур Кутлуг скончался от ран, полученных в бою, а Тохтамыш был убит одним из своих людей.
Александрийский крестовый поход [ править ]
Александрийский крестовый поход в октябре 1365 года был небольшим морским крестовым походом против мусульманской Александрии под руководством Петра I Кипрского . Его мотивация была, по меньшей мере, столь же коммерческой, как и религиозной.
Политика и культура [ править ]
Крестовые походы оказали огромное влияние на европейское средневековье . Временами большая часть континента была объединена под властью могущественного папства , но к 14 веку развитие централизованной бюрократии (основа современного национального государства ) шло полным ходом во Франции, Англии, Испании, Бургундии и Испании. Португалия , и отчасти из-за доминирования церкви в начале эпохи крестовых походов.
Военный опыт крестовых походов также оказал свое влияние на Европу; например, европейские замки превратились в массивные каменные постройки, как это было на востоке, а не в небольшие деревянные здания, как это обычно было в прошлом.
Кроме того, крестовые походы рассматриваются как открытие европейской культуры миру, особенно Азии:
Крестовые походы принесли результаты, о которых папы даже не мечтали и которые были, пожалуй, самыми важными из всех. Они восстановили сообщение между Востоком и Западом, которое, приостановившись на несколько столетий, затем возобновилось с еще большей энергией; они были средством привлечения из глубин своих провинций и внедрения в наиболее цивилизованные азиатские страны западных рыцарей, которым таким образом был открыт новый мир и которые вернулись на родину, наполненные новыми идеями... Если, действительно, , христианская цивилизация Европы стала универсальной культурой, в высшем смысле слава которой принадлежит, в немалой степени, крестовым походам». [17]
Наряду с торговлей новые научные открытия и изобретения проникали на восток и запад. Достижения Персии (включая развитие алгебры , оптики и усовершенствование инженерного дела) распространились на запад и ускорили развитие европейских университетов, которое в последующие века привело к эпохе Возрождения.
Нашествия немецких крестоносцев помешали образованию большого Литовского государства, включившего в себя все балтийские народы и племена. Литве суждено было стать маленькой страной, и она была вынуждена расширяться на Восток в поисках ресурсов для борьбы с крестоносцами. [18]
Торговля [ править ]
Необходимость собрать, перевезти и снабдить крупные армии привела к расцвету торговли по всей Европе . Дороги, практически не использовавшиеся со времен Рима, значительно увеличили интенсивность движения, поскольку местные торговцы начали расширять свой кругозор. Это произошло не только потому, что крестовые походы подготовили Европу к путешествиям, но и потому, что многие захотели путешествовать после повторного знакомства с продуктами Ближнего Востока. Это также способствовало началу эпохи Возрождения в Италии, поскольку различные итальянские города-государства с самого начала имели важные и прибыльные торговые колонии в государствах крестоносцев, как на Святой Земле , так и позже на захваченной византийской территории.
Расширение торговли принесло европейцам много вещей, которые когда-то были неизвестны или чрезвычайно редки и дорогостоящи. Эти товары включали различные специи, слоновую кость, нефрит, алмазы, усовершенствованные технологии производства стекла, ранние формы пороха, апельсины, яблоки и другие азиатские культуры, а также многие другие продукты.
Сербская Церковь [ править ]

Статус Сербской Православной Церкви рос вместе с расширением и повышением престижа Сербского королевства . 16 апреля 1346 года ( Пасха ) король Стефан Душан Сербии созвал великое собрание в Скопье , на котором присутствовали сербский архиепископ Иоанникий II , архиепископ Охридский Николай I , патриарх Болгарский Симеон и различные религиозные лидеры Афона . Собрание и духовенство согласовали, а затем торжественно совершили повышение автокефального Сербского архиепископства до статуса Патриархата. Отныне архиепископ носил титул Сербского Патриарха . Новый Патриарх Иоанникий II теперь торжественно короновал Стефана Душана как « Императора и самодержца сербов Император и римлян » (см. сербов ). Новый Сербский Патриархат взял на себя высшую церковную юрисдикцию над Афоном и многими греческими епархиями в Эгейской Македонии , которые до этого находились под юрисдикцией Вселенского Константинопольского Патриархата . [19] Тот же процесс продолжался и после сербских завоеваний Фессалии , Эпира , Этолии и Акарнании в 1347 и 1348 годах. [20] При этом Охридская архиепископия оставалась автокефальной, признавая почетное первенство нового Сербского Патриархата.
Поскольку провозглашение Патриархата было произведено без согласия Вселенского Константинопольского Патриархата , были подняты различные канонические и политические вопросы. При поддержке византийского правительства Константинопольский Вселенский патриарх Каллист I издал в 1350 году акт осуждения и отлучения от церкви царя Стефана Душана и сербского патриарха Иоанникия. [21] Этот акт создал раскол между Византийской и Сербской церквями, но не на догматических основаниях, поскольку спор ограничивался вопросами церковного порядка и юрисдикции. Сербский Патриарх Иоаникий умер в 1354 году, а его преемник Патриарх Савва IV (1354-1375) столкнулся с новыми проблемами в 1371 году, когда турки разбили сербскую армию в битве при Марице и начали свою экспансию на сербские земли. [22] Поскольку они столкнулись с общим врагом, сербское и византийское правительства и церковные лидеры достигли соглашения в 1375 году. [23] Акт об отлучении был отменен, и Сербская Церковь была признана Патриархатом при условии возвращения всех епархий в спорных южных регионах под юрисдикцию Вселенского Константинопольского Патриархата. [24] [25]
После нового и решительного поражения турок в знаменитой битве на Косово в 1389 году Сербия стала государством-данником Османской империи , а Сербский Патриархат также пострадал от общего социального упадка, поскольку турки-османы продолжали свою экспансию и набеги на сербов. земли, опустошая многие монастыри и церкви. [26] Город Скопье был взят турками в 1392 году, а все остальные южные регионы — в 1395 году. [27] Это привело к постепенному отступлению юрисдикции Сербского Патриархата на юге и расширению юрисдикции Охридского архиепископства.
Распространение христианства [ править ]
Литва [ править ]
Литва и Жемайтия были окончательно обращены в христианство с 1386 по 1417 год по инициативе великого князя литовского Ягайлы и его двоюродного брата Витаутаса .
Хронология [ править ]
См. также [ править ]
- История христианства
- История Римско-католической церкви
- История Восточной Православной Церкви
- История христианского богословия#Поздняя схоластика и ее современники
- История восточного православия
- христианизация
- Хронология христианства # Средневековье
- Хронология христианских миссий # Средневековье
- Хронология Римско-католической церкви № 800–1453.
- Хронологический список святых и блаженных XIV века.
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Норман, Римско-католическая церковь: иллюстрированная история (2007), с. 93
- ^ Камен, Испанская инквизиция (1997), стр. 48-49.
- ^ Видмар, Католическая церковь на протяжении веков (2005), стр. 150-152.
- ^ Камен, Испанская инквизиция (1997), стр. 59, 203.
- ^ Макманнерс, Оксфордская иллюстрированная история христианства (1990), стр.187
- ^ Камен, Испанская инквизиция (1997), стр.49
- ^ Армстронг, Европейская Реформация (2002), с. 103
- ^ Макманнерс, Оксфордская иллюстрированная история христианства (1990), стр. 215
- ^ Видмар, Католическая церковь на протяжении веков (2005), с. 146
- ^ Даффи, Святые и грешники (1997), с. 122
- ^ Макманнерс, Оксфордская иллюстрированная история христианства (1990), стр. 232, глава 6 «Христианская цивилизация», Колин Моррис (Университет Саутгемптона)
- ^ Видмар, Католическая церковь на протяжении веков (2005), с. 155
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Макманнерс, Оксфордская иллюстрированная история христианства (1990), с. 240, глава 7. Церковь позднего средневековья и ее реформация, Патрик Коллинсон (Кембриджский университет)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Католическая культура: Библиотека: Восточное богословие обогатило всю церковь» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2007 г. Проверено 18 июня 2009 г.
- ^ Афинский университет - факультет теологии. Архивировано 31 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Лоуренс, CH Средневековое монашество . 3-е изд. Харлоу: Pearson Education, 2001. ISBN 0-582-40427-4
- ^ Крестовые походы в Новой католической энциклопедии , Нью-Йорк: Книжная компания McGraw-Hill, 1966, Vol. IV, с. 508. [1] Архивировано 17 сентября 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ (на литовском языке) Томас Баранаускас. Прусское восстание — упущенный шанс создать иную Литву. 20 сентября 2006 г. Архивировано 15 августа 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Файн 1994 , стр. 323.
- ^ Чиркович 2004 , стр. 65.
- ^ Файн 1994 , стр. 310.
- ^ Павлович 2002 , стр. 8–9.
- ^ Чиркович 2004 , стр. 97.
- ^ Острогорский 1956 , стр. 485.
- ^ Fine 1994 , стр. 387–388.
- ^ Павлович 2002 , стр. 9–10, 17.
- ^ Файн 1994 , стр. 412.
- ^ Андерсон, с. 334
- ^ Герберманн, с. 683
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Барретт, с. 25
- ^ Андерсон, 639
- ^ Стекольщик, с. 82
- ^ Латуретт, 1953, с. 611
Цитируемые работы [ править ]
- Чиркович, Сима (2004). Сербы . Молден: Издательство Блэквелл. ISBN 9781405142915 .
- Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (1994) [1987]. Позднесредневековые Балканы: критический обзор с конца двенадцатого века до османского завоевания . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0472082604 .
- Острогорский, Георгий (1956). История Византийского государства . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
- Павлович, Стеван К. (2002). Сербия: История названия . Лондон: Херст и компания. ISBN 9781850654773 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Эслер, Филип Ф. Раннехристианский мир . Рутледж (2004). ISBN 0-415-33312-1 .
- Флетчер, Ричард, Обращение Европы. От язычества к христианству 371-1386 гг. н.э. Лондон 1997.
- Фридман, Дэвид Ноэль (Эд). Библейский словарь Эрдмана . Вм. Издательство Б. Эрдманс (2000). ISBN 0-8028-2400-5 .
- Падберг, Лутц против (1998): Христианизация Европы в средние века , Штутгарт, Reclam (немецкий)
- Пеликан, Ярослав Ян. Христианская традиция: возникновение католической традиции (100–600) . Издательство Чикагского университета (1975). ISBN 0-226-65371-4 .