Волюнтаризм (философия)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2023 г. ) |
Волюнтаризм — это «любая метафизическая или психологическая система, которая отводит воле ( лат . voluntas ) более преобладающую роль, чем та, которая приписывается интеллекту » . [1] или, что то же самое, «доктрина, согласно которой воля является основным фактором как во Вселенной, так и в человеческом поведении». [2] Волюнтаризм появлялся в различные моменты истории философии, находя применение в областях метафизики , психологии , политической философии и теологии .
Термин «волюнтаризм» был введен Фердинандом Тоннисом в философскую литературу и особенно использовался Вильгельмом Вундтом и Фридрихом Паульсеном .
Богословский волюнтаризм
[ редактировать ]Средневековый богословский волюнтаризм
[ редактировать ]Связан с Дунсом Скотом и Уильямом Оккамом. [3] (два выдающихся средневековых схоластических философа), средневековый богословский волюнтаризм (не путать с метаэтическим теологическим волюнтаризмом ) обычно считается философским акцентом на божественной воле и человеческой свободе над интеллектом ( voluntas Superior intellectu ) . Например, Скот считал, что мораль исходит из воли и выбора Бога, а не из его интеллекта или знаний. Соответственно, Бога следует определять как всемогущее существо, чьи действия не должны и не могут быть в конечном итоге рационализированы и объяснены разумом. По существу, волюнтаризм обычно противопоставляется интеллектуализму , отстаиваемому схоластиком Фомой Аквинским . [4]
Богословский волюнтаризм как подход к натурфилософии
[ редактировать ]Теологический волюнтаризм также относится к богословским обязательствам, то есть конкретным интерпретациям доктрин христианства, которых, возможно, придерживались некоторые натурфилософы раннего Нового времени, такие как Пьер Гассенди , Уолтер Чарлтон , Роберт Бойль , [5] Исаак Барроу и Исаак Ньютон . Это привело к появлению эмпирического подхода, связанного с ранней современной наукой. Таким образом, волюнтаризм допускает, что вера или вера в Бога могут быть достигнуты посредством воли, а не требовать предварительного божественного дара веры человеку. Это понятие справедливо, по крайней мере, поскольку оно нашло одобрение среди некоторых историков и философов (например, историка Фрэнсиса Окли и философа Майкла Б. Фостера ). [6] Богословом волюнтаризма XX века был Джеймс Лютер Адамс .
Метафизический волюнтаризм
[ редактировать ]Сторонником метафизического волюнтаризма является немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр . [1] По его мнению, воля — это не рассуждение, а иррациональное, бессознательное побуждение, по отношению к которому интеллект представляет собой вторичное явление. Воля на самом деле является силой, лежащей в основе всей реальности. Это подавление динамики влечения-намерения-витальной жизни позже повлияло на Фридриха Ницше ( воля к власти ), Филиппа Майнлендера (воля к смерти), Эдуарда фон Хартмана , Юлиуса Бансена и Зигмунда Фрейда ( воля к удовольствию ).
Эпистемологический волюнтаризм
[ редактировать ]В эпистемологии . эпистемологический волюнтаризм [7] Это точка зрения, согласно которой убеждение является вопросом воли, а не просто регистрацией своего когнитивного отношения или степени психологической уверенности в отношении заявленного предложения. Если кто-то является волюнтаристом в отношении убеждений, логично одновременно чувствовать себя очень уверенно в отношении конкретного утверждения P и приписывать P очень низкую субъективную вероятность. Это основа Баса ван Фраассена принципа отражения . См. также: Доксастический волюнтаризм .
Политический волюнтаризм
[ редактировать ]Политический волюнтаризм , или волюнтаризм , — это точка зрения, согласно которой политическая власть основана на воле. Эта точка зрения, которую отстаивали такие теоретики, как Томас Гоббс , Жан-Жак Руссо и многие представители немецкой идеалистической традиции, понимает политическую власть как исходящую из воли. [8]
Марксистский контекст
[ редактировать ]В марксистском дискурсе волюнтаризм использовался для обозначения связи между философской приверженностью метафизическому волюнтаризму (особенно махизму ) и политической приверженностью крайней революционной тактике, особенно связанной с Александром Богдановым . [9]
Советский Союз продвигал ударную работу в период первой пятилетки, стремясь повысить производительность труда за счет человеческих усилий в условиях отсутствия более развитой техники. [10] : 57
Кубинское революционное наступление было направлено на поощрение добровольного труда в сельской местности как для ускорения развития социалистической экономики, так и для поощрения развития социалистического этоса Нового Человека . [11] : 37–38
Критический волюнтаризм
[ редактировать ]Хьюго Динглера в Критический волюнтаризм философии науки является формой конвенционализма , который утверждает, что теоретизирование в науке начинается с неизбежного свободного решения воли. [12] Школой-преемником критического волюнтаризма Динглера является методический конструктивизм эрлангенской школы (ср. также методический культурализм марбургской школы ).
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Волюнтаризм (философия) – Britannica.com
- ^ Дюрант, Уилл (1926). История философии . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Touchstone Books - Simon & Schuster . ISBN 0-671-69500-2 .
- ^ Уокер, Л. (1912). «Волонтаризм» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона . Проверено 27 сентября 2019 г. - через New Advent .
- ^ «Волонтаризм» . Интернет-энциклопедия философии .
- ^ Харрисон, Питер . Падение человека и основы науки . Издательство Кембриджского университета . п. 220.
В вторичной литературе широко обсуждалось влияние богословского волюнтаризма Бойля на его подход к натурфилософии.
- ^ Харрисон, Питер (2004). «Был ли Ньютон волюнтаристом?» . В силе, Джеймс Э.; Хаттон, Сара (ред.). Ньютон и ньютонианство: новые исследования . Спрингер. стр. 39–64. ISBN 1-4020-1969-6 – через Google Книги .
- ^ Баучер, Сэнди (июль 2018 г.). «Позиции и эпистемология: ценности, прагматика и рациональность». Метафилософия . 49 (4): 521–547. дои : 10.1111/meta.12317 . S2CID 149788977 .
- ^ Кристофер В. Моррис, «Сама идея народного суверенитета: пересмотр «Мы, люди»» , Социальная философия и политика 17 (1): 1 (2000).
- ^ Поль ЛеБлан. Ленин и Революционная партия .
- ^ Ли, Цзе (2023). Кинематографические партизаны: пропаганда, киномеханики и зрители в социалистическом Китае . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 9780231206273 .
- ^ Седерлёф, Густав (2023). Противоречие с низким уровнем выбросов углерода: энергетический переход, геополитика и инфраструктурное государство на Кубе . Критическая среда: природа, наука и политика. Окленд, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-39313-4 .
- ^ Питер Янич , Протофизика времени: конструктивная основа и история измерения времени , Springer, 2012.