Jump to content

Колесо Фортуны

Из издания Боккаччо, De Casibus Virorum Illustrium на котором изображена леди Фортуна, вращающая свое колесо.

В средневековой и античной философии Колесо Фортуны или Rota Fortunae — символ капризной природы Судьбы . Колесо принадлежит богине Фортуне ( греческий эквивалент: Тихе ), которая вращает его наугад, меняя положение тех, кто находится на колесе: одни терпят большие несчастья, другие обретают удачу. Эта метафора уже была клише в древние времена, на что жаловался Тацит , но она была очень популяризирована в средние века благодаря ее расширенному рассмотрению в « Утешении философией» Боэция примерно с 520 года . Она стала обычным изображением в рукописях книги, и затем другие средства массовой информации, где Фортуна, часто с завязанными глазами, вращает большое колесо, подобное тому, которое используется на водяных мельницах , к которому прикреплены короли и другие могущественные фигуры.

Происхождение

[ редактировать ]
«Королева Фортуны», которой помогают четыре других персонификации , вращает свое колесо.

Происхождение слова происходит от «колеса фортуны» — зодиака , относящегося к Небесным сферам , 8-я сфера которых держит звезды, а 9-я — там, где расположены знаки зодиака. Эта концепция была впервые изобретена в Вавилоне, а затем развита древними греками .

Эта концепция чем-то напоминает Бхавачакру , или Колесо Становления, изображенное в древнеиндийском искусстве и литературе, за исключением того, что самые ранние концепции в римском и греческом мире включают не двухмерное колесо, а трехмерную сферу, метафору мира. . Он широко использовался в птолемеевском восприятии Вселенной как зодиака, представляющего собой колесо со своими «знаками», постоянно вращающимися в течение года и влияющими на судьбу (или состояние) мира.

Во втором веке до нашей эры римский трагик Пакувий писал:

Философы говорят, что судьба безумна, слепа и груба.

И саксофоны проповедуют шарообразно и катяще:
Говорят, удача выпадет на того, кого случайность сбила со скалы.
По этой причине они повторяли, что он был слеп, потому что не мог видеть ничего, за что можно было бы уцепиться;
Но говорят, что она безумна, потому что она страшна, неуверенна и неустойчива;
Грубый, потому что он не может усвоить достойное и недостойное.

Философы говорят, что Фортуна безумна, слепа и глупа,
и они учат, что она стоит на катящейся сферической скале:
они утверждают, что куда бы случай ни подтолкнул этот камень, Фортуна падает в том же направлении.
Повторяют, что она слепа оттого: что не видит, куда идет;
говорят, что она сумасшедшая, потому что жестока, неустойчива и неустойчива;

глупа, потому что не умеет отличить достойного от недостойного.

- Пакувий , Фрагменты драматической римской поэзии. Том. 1 , изд. О. Риббек, 1897 г.

Идея катящегося шара удачи стала литературным топосом и часто использовалась в декламации. Фактически, Rota Fortunae стала ярким примером банального топоса или мема для Тацита , который упоминает о его риторическом чрезмерном использовании в Dialogus de oratoribus .

Птолемеева модель сфер Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна с эпициклом , эксцентрической деферентной и эквантной точкой. Георг фон Пейербах , Theoricae novae Planetarum , 1474 г.

Во втором веке нашей эры астроном и астролог Веттий Валент писал:

Есть много колес, большинство из которых движутся с запада на восток, но некоторые движутся с востока на запад.
Семь колес, каждое держит по одному небесному объекту, первое держит луну...
Затем восьмое колесо удерживает все звезды, которые мы видим...
А девятое колесо, колесо фортуны, движется с востока на запад,
и включает в себя каждый из двенадцати знаков удачи, двенадцати знаков зодиака.
Каждое колесо находится внутри другого, как шелуха лука находится внутри другой кожуры, и между ними нет пустого пространства. [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
Иллюстрация Жана Мьело к Кристины де Пизан » « Эпитру Отеи ; Семь Таинств Церкви , ок. 1455 год в поместье Уоддесдон .

Богиня и ее Колесо в конечном итоге были поглощены западной средневековой мыслью . философ римский Боэций ( ок. 480–524). Ключевую роль сыграл [4] используя и ее, и ее Колесо в своей Consolatio Philosophiae . Например, из первой главы второй книги:

Я знаю многообразные обманы этой чудовищной дамы Фортуны; в частности, ее заискивающая дружба с теми, кого она намеревается обмануть, до того момента, пока она неожиданно не бросает их и не оставляет их шататься в невыносимой агонии.

[...]

Вверив себя во власть Фортуны, вы должны подчиниться поступкам своей госпожи. Что, ты пытаешься остановить движение ее вращающегося колеса? Самый тупой из дураков, ты должен понять, что если колесо перестанет вращаться, это перестанет быть случайностью». [5]

В средние века

[ редактировать ]
«Колесо фортуны» , Эдвард Бёрн-Джонс , 1875–1883 ​​гг.

Религиозное обучение

[ редактировать ]

Колесо широко использовалось как аллегория в средневековой литературе и искусстве для помощи религиозному обучению. Хотя классически Колесо Фортуны могло быть благоприятным и неблагоприятным, средневековые писатели предпочитали концентрироваться на трагическом аспекте, останавливаясь на падении сильных мира сего, служа напоминанием людям о бренности земных вещей. в моральной пьесе « Обыватель» Например, (ок. 1495 г.) Смерть неожиданно приходит и забирает главного героя. Колесо Фортуны закрутило обывателя, и добрые дела, которыми он раньше пренебрегал, необходимы, чтобы обеспечить его проход на небеса.

Джеффри Чосер часто использовал концепцию трагического Колеса Фортуны. Он составляет основу « Повести монаха» , в которой рассказывается истории о великих, униженных на протяжении всей истории, включая Люцифера , Адама , Самсона , Геркулеса , Навуходоносора , Валтасара , Нерона , Александра Великого , Юлия Цезаря и, в следующем отрывке, Петра I. Кипра .

О благородный Петр, господин и царь Кипра,
Который Александр победил мастерством,
Многим язычникам ты принес гибель;
К этому у твоих господ была такая зависть,
Что ни за какое преступление, кроме твоего высокого рыцарства,
Завтра тебя убили в твоей постели.
И вот колесо Фортуны вероломно поворачивается
И от счастья доводят людей до печали.

~ Джеффри Чосер, «Кентерберийские рассказы» , ​​«Рассказ монаха». [6]

Колесо Фортуны часто встречается в средневековом искусстве, от рукописей до огромных окон-роз во многих средневековых соборах, основанных на Колесе. Характерно, что он имеет четыре полки, или стадии жизни, с четырьмя человеческими фигурами, обычно обозначенными слева regnabo («Я буду править»), сверху regno («Я царствую») и обычно коронованными, спускающимися на правую regnabo («Я царствую»). царствовал), а скромная фигура внизу отмечена sum sine regno (у меня нет королевства). Данте использовал Колесо в Аду « Колесо Фортуны появилась козырная карта , и в колоде Таро » (около 1440 года, Италия).

Политическая инструкция

[ редактировать ]
Колесо фортуны из Кодекса Бурана ; На фигурах написано «Regno, Regnavi, Sum sine regno, Regnabo»: Я царствую, я царствовал, у меня нет королевства, я буду править.

В эпоху Средневековья и эпохи Возрождения популярным жанром письма были « Зеркала для принцев », в которых излагались советы правящим классам о том, как пользоваться властью (наиболее известным из которых является «Принц» Никколо Макиавелли ). Подобные политические трактаты могли бы использовать концепцию Колеса Фортуны в качестве поучительного руководства для своих читателей. Джона Лидгейта книга «Падение принцев» , написанная для его покровителя Хамфри, герцога Глостера Ярким примером является .

Во многих о короле Артуре романах той эпохи также используется концепция Колеса таким образом, часто помещая на него Девять Достойных в различных точках.

... удача настолько изменчива, а колесо настолько подвижно, что нет постоянного постоянства, и это можно доказать многими старыми хрониками о благородном Гекторе , Троиле , Алисандре , могущественном завоевателе, и многих других; когда они были наиболее в своей королевской власти, они опускались ниже всех.
~ Ланселот в Томаса Мэлори » «Смерти Артура , глава XVII. [7]

Как и «Зеркала для принцев», это можно использовать для передачи советов читателям. Например, в большинстве романов величайшее военное достижение Артура – ​​завоевание Римской империи – помещается в самом конце повествования. Однако в творчестве Мэлори римское завоевание и высшая точка правления короля Артура установлены очень рано. Таким образом, все, что следует за этим, — это своего рода упадок. Артур, Ланселот и другие рыцари Круглого стола призваны быть образцами рыцарства , однако, по рассказу Мэлори, они обречены на провал. В средневековом мышлении совершенным был только Бог , и даже такую ​​великую фигуру, как король Артур, приходилось унижать. Для благородного читателя этой сказки в средние века эта мораль могла служить предупреждением, но также и поводом для стремления. Мэлори мог использовать концепцию Колеса Фортуны, чтобы подразумевать, что если даже величайшие из рыцарских рыцарей совершают ошибки, то обычному дворянину пятнадцатого века не обязательно быть образцом добродетели, чтобы быть хорошим рыцарем.

Кармина Бурана

[ редактировать ]

Мотив Колеса Фортуны значительно появляется в Кармина Бурана (или Кодекс Бурана ), хотя и с постклассическим фонетическим написанием формы родительного падежа Fortunae . Отрывки из двух наиболее известных стихотворений сборника: « Fortuna Imperatrix Mundi (Удача, Императрица мира)» и « Fortune Plango Vulnera (Я оплакиваю раны судьбы)» гласят:

Позднее использование

[ редактировать ]

Фортуна и ее Колесо оставались непреходящим образом на протяжении всей истории. Колесо Фортуны также можно найти в «Утопии» Томаса Мора .

Колесо фортуны в картине Себастьяна Бранта « Нарреншиф» , гравюра на дереве А. Дюрера

Уильям Шекспир в «Гамлете» писал о «пращах и стрелах возмутительной судьбы» и о персонифицированной судьбе, которая «выломала все спицы и колеса ее колеса». И в «Генрихе V» , акт 3, сцена VI. [8] это строки:

Пистолет:
Бардольф, солдат твердый и добрый сердцем
И пышной доблести, по жестокой судьбе
И яростное непостоянное колесо Фортуны
Эта богиня слепа,
Что стоит на катящемся беспокойном камне —
Флюэллен:
Вашим терпением, Aunchient Pistol. Фортуна нарисована слепой, с шарфом на глазах, чтобы показать вам, что Фортуна слепа; и она также изображена с колесом, чтобы показать вам, что является моралью этого, что она вращается, непостоянна, изменчива и изменчива. А ее нога, посмотрите, стоит на сферическом камне, который катится, катится и катится.
Пистолет:
Фортуна — враг Бардольфа и не одобряет его;

Шекспир также упоминает это Колесо в «Короле Лире» . Граф Кентский, который когда-то был дорог королю, был изгнан только для того, чтобы переодеться. Этот замаскированный персонаж помещается на ночь в колодки и оплакивает такой поворот событий в конце второго акта, сцена 2: [9]

Фортуна, спокойной ночи, улыбнись еще раз; поверни колесо!

В акте IV, сцена VII, король Лир также противопоставляет свои страдания на «огненном колесе» «блаженной душе» Корделии.

Розалинда и Селия также обсуждают Фортуну, особенно в том смысле, что она противостоит Природе, в «Как вам это понравится» , акт I, сцена II.

викторианская эпоха

[ редактировать ]

В Энтони Троллопа романе «Как мы живем сейчас » персонаж леди Карбери пишет роман под названием « Колесо фортуны» о героине, испытывающей большие финансовые трудности.

  1. ^ «статуэтка Фортуны» . Коллекции Хантеровского музея и художественной галереи: GLAHM F.43 . Университет Глазго. Архивировано из оригинала 13 октября 2017 года . Проверено 13 октября 2017 г.
  2. ^ «Римская статуэтка Фортуны» . BBC — История мира . Проверено 12 октября 2017 г.
  3. ^ Макдональд, Джеймс (1897). Титули Хантериани: Отчет о римских камнях в Хантерианском музее Университета Глазго . Глазго: Т. и Р. Аннан и сыновья. стр. 90–91 . Проверено 11 октября 2017 г.
  4. ^ Патч, Говард Роллин (1927). Богиня Фортуна в средневековой литературе . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN  9780674183780 .
  5. ^ Боэций (2008). Утешение философии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 19–20. ISBN  978-0-19-954054-9 .
  6. ^ «Рассказ монаха, современный английский - Кентерберийские рассказы - Джеффри Чосер (1340?–1400)» . Classiclit.about.com. 02.11.2009. Архивировано из оригинала 18 июля 2011 г. Проверено 24 ноября 2011 г.
  7. ^ «Смерть Артура – ​​Глава XVII» . Worldwideschool.org. Архивировано из оригинала 11 апреля 2016 г. Проверено 24 ноября 2011 г.
  8. ^ «Король Генрих V Уильяма Шекспира: Акт 3. Сцена VI» . Интернет-литература.com. 26 января 2007 г. Проверено 24 ноября 2011 г.
  9. ^ «Акт II. Сцена II. Король Лир. Крейг, У. Дж., изд. 1914 года. Оксфордский Шекспир» . Бартлби.com . Проверено 24 ноября 2011 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e7d4479786e6054e0626b6e1409d3649__1716871980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e7/49/e7d4479786e6054e0626b6e1409d3649.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rota Fortunae - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)