Возрождение улицы Азуза
Часть серии о |
Пятидесятничество |
---|
Христианский портал |
Возрождение на Азуза-стрит — это историческая серия встреч возрождения , которые проходили в Лос-Анджелесе, штат Калифорния . [1] Ее возглавил Уильям Дж. Сеймур , афроамериканский проповедник . Возрождение началось 9 апреля 1906 года и продолжалось примерно до 1915 года.
Сеймура пригласили в Лос-Анджелес на месячное мероприятие в местной церкви, но после его первого воскресенья ему запретили из-за его противоречивых взглядов на крещение Святым Духом . Он продолжал свое служение в домах сочувствующих прихожан, и в ночь на 9 апреля 1906 года сначала один, а затем еще шесть человек на его собрании начали говорить на языках и громко выкрикивать хвалу Богу, так громко, что окрестности были встревожены. Новость быстро распространилась; город был взволнован; собрались толпы; службы были перенесены на улицу, чтобы вместить толпу, пришедшую со всех окрестностей; люди падали при приближении и приписывали это Богу; люди крестились Святым Духом, и говорили, что больные исцелялись. [2]
Свидетельство тех , кто присутствовал на Пробуждении на Азуза-стрит, гласило: «Я спасен, освящен и наполнен Святым Духом» в отношении трех дел благодати пятидесятников святости , первоначальной ветви пятидесятничества. [3] Для дальнейшего размещения толпы было закреплено старое полуразрушенное двухэтажное каркасное здание на улице Азуса, 312 в промышленной части города. Это здание, первоначально построенное для Африканской методистской епископальной церкви (AME), в последнее время использовалось как ливрейная конюшня, складское здание и многоквартирный дом. В этой скромной миссии на Азуза-стрит произошло непрерывное трехлетнее возрождение, о котором стало известно во всем мире. Стэнли Х. Фродшам в своей книге «Со следующими знаками » цитирует описание этой сцены очевидцем: «Пробуждение характеризовалось духовными переживаниями, сопровождаемыми свидетельствами о чудесах физического исцеления , [4] богослужения и говорение на языках . Участники подверглись критике со стороны некоторых светских СМИ и христианских богословов за поведение, которое считалось возмутительным и неортодоксальным, особенно в то время.
Сегодня историки считают это возрождение основным катализатором распространения пятидесятничества в 20 веке.
Предыстория [ править ]
Лос-Анджелес [ править ]
В 1905 году Уильям Дж. Сеймур , 34-летний сын освобожденных рабов, был учеником известного пятидесятнического проповедника Чарльза Парэма и временным пастором небольшой церкви святости в Топике, штат Канзас . [5] Сеймур унаследовал от Пархема веру в то, что крещение Святым Духом было третьим действием благодати после нового рождения (первое действие благодати) и полного освящения (второе действие благодати). [6] [7] Нили Терри, афроамериканка, посещавшая небольшую церковь святости, пастором которой была Джулия Хатчинс в Лос-Анджелесе, в конце 1905 года совершила поездку, чтобы навестить семью в Хьюстоне. [8] Находясь в Хьюстоне, она посетила церковь Сеймура, где он проповедовал о получении Святого Духа со свидетельством говорения на иных языках , и хотя он не испытал этого лично, Терри был впечатлен его характером и посланием. Вернувшись домой в Калифорнию, Терри предложил пригласить Сеймура выступить в местной церкви. [9] Сеймур получил и принял приглашение в феврале 1906 года, а также получил финансовую помощь и благословение от Пархема на свой запланированный месячный визит. [8] [10]
Сеймур прибыл в Лос-Анджелес 22 февраля 1906 года. [11] [12] [13] и через два дня проповедовал в церкви Джулии Хатчинс на углу Девятой улицы и авеню Санта-Фе. [9] Во время своей первой проповеди он проповедовал, что говорение на языках является первым библейским свидетельством неизбежного исполнения Святым Духом . [14] В следующее воскресенье, 4 марта, он вернулся в церковь и обнаружил, что Хатчинс запер дверь. [15] Старейшины церкви отвергли учение Сеймура, прежде всего потому, что он еще не испытал благословения, о котором проповедовал. [8] Осуждение его послания также исходило от Ассоциации Церкви Святости Южной Калифорнии, с которой была связана церковь. [10] Однако не все члены церкви Хатчинса отвергли проповедь Сеймура. Его пригласили остановиться в доме члена собрания Эдварда С. Ли, и он начал проводить там изучение Библии и молитвенные собрания . [16]
Брэй- стрит - Норт- Бонни
Сеймур и его небольшая группа новых последователей вскоре переехали в дом Ричарда и Рут Эсберри на улице Норт Бонни Брей, 216. [12] Белые семьи из местных церквей святости также начали посещать мероприятия. Группа регулярно собиралась вместе и молилась о крещении Святым Духом. Сеймура 9 апреля 1906 года, после пяти недель проповедей и молитв и трех дней предполагаемого 10-дневного поста , [15] Эдвард С. Ли впервые заговорил на языках. [17] [18] На следующей встрече Сеймур поделился свидетельством Ли и произнес проповедь на тему Деяний 2 :4, и вскоре еще шесть человек тоже начали говорить на языках: [10] [17] включая Дженни Мур, которая позже станет женой Сеймура. Несколько дней спустя, 12 апреля, Сеймур впервые заговорил на языках после молитвы всю ночь. [19] [20]
Новости о событиях на улице Норт-Бонни-Брэй быстро распространились среди афроамериканцев, латиноамериканцев и белых жителей города, и в течение нескольких ночей различные ораторы проповедовали толпам любопытных и заинтересованных зрителей с крыльца дома Эсберри. . Среди аудитории были люди разного уровня дохода и религиозной принадлежности. В конце концов Хатчинс заговорила на языках, и все ее собрание начало посещать собрания. Вскоре толпы стали очень большими и были полны людей, говорящих на языках, кричащих, поющих и стонущих. Наконец, крыльцо обрушилось, и группа начала искать новое место для встреч. [18] Житель района описал события по адресу Норт Бонни Брей, 216 следующими словами:
Они кричали три дня и три ночи. Это был пасхальный сезон. Люди приезжали отовсюду. На следующее утро уже не было возможности подобраться к дому. Когда люди приходили, они попадали под власть Божию; и весь город пришел в волнение. Они кричали до тех пор, пока фундамент дома не рухнул, но никто не пострадал. [18]
Азуса-стрит [ править ]
Условия [ править ]
Группа с Бонни Брэй-стрит в конце концов обнаружила доступное здание по адресу Азуза-стрит, 312 (
34 ° 02'54 "N 118 ° 14'28" W / 34,0483797 ° N 118,2411076 ° W ) в центре Лос-Анджелеса, который изначально был построен как Африканская методистская епископальная церковь в тогдашней бедной части города. [18] Арендная плата составляла 8 долларов в месяц. [21] Газета назвала здание в центре Лос-Анджелеса «разваливающейся хижиной». С тех пор как церковь переехала, здание служило оптовым домом, складом, лесным складом, скотными дворами, магазином надгробий, а совсем недавно использовалось как конюшня со сдаваемыми комнатами наверху. Это было небольшое прямоугольное здание с плоской крышей, примерно 60 футов (18 м) в длину и 40 футов (12 м) в ширину, общей площадью 2400 квадратных футов (220 м). 2 ), обшитый состаренными побеленными вагонками. Единственным признаком того, что когда-то это был дом Божий, было единственное окно в готическом стиле над главным входом. [18]Большую, похожую на сарай комнату на первом этаже загромождали выброшенные пиломатериалы и штукатурка. [22] [23] Тем не менее, он был закреплен и очищен перед началом обслуживания. Свою первую встречу они провели 14 апреля 1906 года. [17] [20] [24] Церковные службы проводились на первом этаже, где скамьи были расставлены прямоугольной схемой. Некоторые скамейки представляли собой просто доски, поставленные на пустые бочонки из-под гвоздей. [15] [18] Приподнятой платформы не было, поскольку высота потолка составляла всего восемь футов. [24] Первоначально кафедры не было. Фрэнк Бартлеман , один из первых участников пробуждения, вспоминал, что «Брат Сеймур обычно сидел за двумя пустыми коробками из-под обуви, одна на другой. Во время собрания он обычно держал голову внутри верхней коробки, в молитве. Не было никакой гордости. там... В этом старом здании, с низкими стропилами и голыми полами..." [10]
Второй этаж ныне называемой Миссии Апостольской Веры. [17] в нем размещались офис и комнаты для нескольких жителей, включая Сеймура и его новую жену Дженни. Там также была большая молитвенная комната, чтобы справиться с переполнением алтаря внизу. Молитвенная комната была обставлена стульями и скамейками из досок калифорнийского красного дерева , поставленными встык на стульях без спинок. [10]
К середине мая 1906 г. от 300 [8] до 1500 человек попытались бы вписаться в здание. Поскольку совсем недавно в здании проживали лошади, посетителей постоянно беспокоили мухи. [24] Для поклонения собирались люди самого разного происхождения: мужчины, женщины, дети, черные , белые , азиаты , коренные американцы , иммигранты , богатые , бедные , неграмотные и образованные . [20] Люди всех возрастов стекались в Лос-Анджелес со скептицизмом и желанием принять участие. [8] [24] Смешение рас и поощрение группой женщин в руководстве были примечательны, поскольку 1906 год был разгаром « Джима Кроу ». эпохи расовой сегрегации [17] и за четырнадцать лет до того, как женщины получили избирательное право в Соединенных Штатах.
Службы и богослужения [ править ]
Богослужения на улице Азуза, 312 были частыми и спонтанными, службы шли почти круглосуточно. Среди тех, кого привлекло возрождение, были не только члены Движения святости , но также баптисты , меннониты , квакеры и пресвитериане . [21] Обозреватель одной из служб написал такие слова:
Никакие музыкальные инструменты не используются. Ни один не нужен. Хора нет – ангелы были услышаны некоторыми в духе. Никакие сборы не принимаются. Никаких законопроектов с рекламой встреч не публиковалось. Ни одна церковная организация за этим не стоит. Все, кто соприкасается с Богом, сразу же, придя на собрание, осознают, что лидером является Святой Дух. [14]
Газета Los Angeles Times была не столь любезна в своем описании:
Собрания проводятся в ветхой хижине на улице Азуза, и приверженцы странной доктрины практикуют самые фанатичные обряды, проповедуют самые дикие теории и доводят себя до состояния безумного возбуждения в своем своеобразном рвении. Прихожане составляют цветные люди и немного белых, а ночь вокруг становится ужасной из-за воя прихожан, которые часами раскачиваются взад и вперед в нервных молитвах и мольбах. Они заявляют, что обладают «даром языков» и способны понять Вавилонскую весть. [9]
В первом выпуске публикации «Апостольская вера» отмечалась общая реакция посетителей на возрождение:
«Расследовать» пришли гордые, хорошо одетые проповедники. Вскоре их возвышенные взгляды сменились удивлением, затем приходит убеждение, и очень часто вы через короткое время обнаружите их валяющимися на грязном полу, прося Бога простить их и сделать их малыми детьми. [15]
Среди сообщений из первых рук были сообщения о том, что у слепых восстанавливалось зрение, мгновенно излечивались болезни, а также об иммигрантах, говорящих на немецком, идише и испанском языках, с которыми разговаривали на их родном языке необразованные чернокожие члены, которые переводили эти языки на английский « сверхъестественные способности». [14]
Пение носило спорадический характер, а капелла , а иногда и пение на языках . Были периоды длительного молчания. Присутствующие время от времени были убиты в духе . Посетители давали свои показания , а члены зачитывали вслух свидетельства, которые были отправлены в миссию по почте. Была молитва о даре языков. Были молитвы на языках за больных, за миссионеров и любые просьбы, которые были даны посетителями или отправлены по почте. Были спонтанные проповеди и призывы к алтарю о спасении , освящении и крещении Святым Духом. Лоуренс Кэтли, чья семья присутствовала на пробуждении, сказал, что на большинстве служб проповедь заключалась в том, что Сеймур открывал Библию, а прихожане выходили вперед, чтобы проповедовать или свидетельствовать под руководством Святого Духа. [25] Многие люди постоянно кричали на протяжении всех собраний. Члены миссии никогда не принимали пожертвований , но возле двери стоял сосуд для всех, кто хотел поддержать пробуждение. Основной состав миссии на Азуза-стрит никогда не превышал 50–60 человек, причем на протяжении многих лет сотни, если не тысячи людей посещали или временно оставались там. [9]
Чарльз Парэм [ править ]
К октябрю 1906 года Чарльза Парэма пригласили выступить на серии встреч на Азуза-стрит, но его быстро не пригласили.
Прибыв на Азуза-стрит, [Парэм] с отвращением отпрянул от расового смешения. Он был ошеломлен тем, что черные люди оказались не на своем «месте», и просто не мог терпеть, «белые люди подражают неразумному, грубому негроизму Юга и возлагают это на Святого Духа». Парэм пробрался сквозь толпу, встал на кафедру и резко упрекнул: «У Бога тошнит!» Он начал объяснять, что Бог не потерпит такого «анимализма». Когда стало ясно, что большая часть миссии на Азуза-стрит не примет лидерство Пархема, Пархем ушел примерно с двумя-тремя сотнями последователей и начал конкурирующую кампанию в соседнем здании Женского христианского союза трезвости. [26]
Критика [ править ]
В скептической статье на первой полосе под названием «Странная Вавилонская сказка» [24] Репортер Los Angeles Times попытался описать то, что вскоре станет известно как Возрождение на Азуза-стрит. «Выдыхая странные высказывания и излагая вероучение, которое, казалось бы, не может понять ни один здравомыслящий смертный, - начиналась история, - в Лос-Анджелесе возникла новейшая религиозная секта». [27] Другой репортер местной газеты в сентябре 1906 года описал происходящее следующими словами:
позорное смешение рас... они плачут и воют весь день и ночь. Они бегают, прыгают, трясутся всем телом, кричат во весь голос, кружатся, падают на засыпанный опилками пол, дергаясь, лягаясь и перекатываясь по нему. Некоторые из них теряют сознание и часами не двигаются, как будто они мертвы. Эти люди кажутся сумасшедшими, психически ненормальными или околдованными. Они утверждают, что наполнены духом. У них есть одноглазый, неграмотный негр в качестве проповедника, который большую часть времени стоит на коленях, спрятав голову между деревянными ящиками из-под молока. Он мало разговаривает, но иногда слышно, как он кричит: «Покайся», и предполагается, что он руководит этим делом... Они постоянно поют одну и ту же песню «Утешитель пришел». [8]
Посетителей часто называли « Святыми Роллерами », «Святыми Прыгунами», «Запутанными Языками» и «Святыми Призраками». Сообщения о странных событиях в Лос-Анджелесе были опубликованы по всей территории США и мира. [19]
Христиане многих традиций были критически настроены, заявив, что движение было сверхэмоциональным, неправильно использовало Священное Писание и потеряло фокус на Христе из-за чрезмерного акцента на Святом Духе. [17] Через короткое время служители предупредили свои общины держаться подальше от миссии на Азуза-стрит. Некоторые вызвали полицию и попытались закрыть здание. [18]
Публикация « » Апостольская вера
Также с сентября 1906 года началась публикация собственного бюллетеня возрождения « Апостольская вера» . [28] Выпуски время от времени публиковались вплоть до мая 1908 года, в основном благодаря работам Сеймура и белой женщины по имени Клара Лам. [20] член Миссии Апостольской Веры. « Апостольская вера» распространялась бесплатно, и тысячи мирян и служителей получили ее экземпляры по всему миру. Было напечатано пять тысяч экземпляров первого издания, а к 1907 году тираж превысил 40 000 экземпляров. [8] [10] [29]
Издание «Апостольская вера» сообщило всему миру о событиях в миссии на Азуза-стрит. Основная статья первого выпуска называлась «Пятидесятница пришла». В нем содержалось письмо Чарльза Парэма, статья о Пятидесятнице из книги Деяний и серия анекдотов из опыта людей в период пробуждения. [30] В одном из изданий 1907 года было написано: «Одним из признаков пришествия Господа является то, что Он объединяет все расы и народы, и они наполняются силой и славой Божьей. Он крестит одним духом в одно тело и составляет народ». которые будут готовы встретить Его, когда Он придет». [8] Апостольская вера привлекла все большее внимание к событиям на улице Азуза и молодому движению, возникшему в результате пробуждения. [29]
Наследие [ править ]
К 1913 году возрождение на Азуза-стрит зашло в тупик, и к 1915 году большая часть внимания средств массовой информации и толпы покинули его. Сеймур оставался там со своей женой Дженни до конца своей жизни в качестве пасторов небольшой афроамериканской общины. [22] хотя он часто совершал короткие поездки, чтобы помочь основать другие, более мелкие пробуждения, в более позднем возрасте. После того, как Сеймур умер от сердечного приступа [9] 28 сентября 1922 года Дженни руководила церковью до 1931 года, когда прихожане лишились здания. [14]
Отправка миссионеров [ править ]
Поскольку «Апостольская вера» и многие светские репортажи рекламировали события «Пробуждения на Азуза-стрит» по всему миру, тысячи людей посетили миссию, чтобы стать свидетелями этого воочию. В то же время тысячи людей покидали улицу Азуса с намерением проповедовать Евангелие за границей. [22] [24] Преподобный К.Э.М. Спунер посетил пробуждение в 1909 году и стал одним из Пятидесятнической Церкви Святости самых эффективных миссионеров в Африке, работая среди народа тсвана в Ботсване . [12] [31]
А. Г. Гарр и его жена были отправлены с Азуза-стрит в качестве миссионеров в Калькутту, Индия , где им удалось начать небольшое пробуждение. Говорение на языках в Индии не позволило им говорить на родном языке, бенгали . Позже Гарры отправились в Китай, откуда прибыли в Гонконг и начали распространять пятидесятничество в материковом Китае. Они сделали это, работая через другие протестантские церкви и организации, которые уже были созданы. [32] Гарр внес значительный вклад в раннее пятидесятничество благодаря своей более поздней работе по переопределению доктрины «библейских свидетельств» и изменению доктрины с веры в то, что говорение на языках было явно предназначено для евангелизации, на веру в то, что говорение на языках было даром для «духовного расширения возможностей». [9]
Миссионер Бернт Бернстен приехал в этот район из Северного Китая, чтобы расследовать происходящее, узнав, что библейское пророчество из Деяний 2:4 исполняется. Другие посетители оставили пробуждение, чтобы стать миссионерами в отдаленных районах по всему миру. [8] [20] С Азузы уехало так много миссионеров (около тридцати восьми уехали в октябре 1906 года), что за два года движение распространилось более чем на пятьдесят стран, включая Великобританию, Скандинавию, Германию, Голландию, Египет, Сирию, Палестину, Южную Африку, Гонконг. , Китай, Цейлон и Индия. Христианские лидеры приехали со всего мира. [15]
Рождение пятидесятнического движения [ править ]
К концу 1906 года большинство лидеров Азуза-стрит отделились и сформировали другие общины, такие как Церковь апостольской веры , Миссия апостольской веры на 51-й улице, Испанское AFM и Итальянская пятидесятническая миссия . Эти миссии в основном состояли из иммигрантов или этнических групп. Юго -восток Соединенных Штатов был особенно плодотворным регионом роста движения, поскольку подход Сеймура давал полезное объяснение харизматическому духовному климату, который уже укоренялся в этих регионах. Другие новые миссии основывались на проповедниках, обладающих харизмой и энергией. Почти все эти новые церкви были основаны среди иммигрантов и бедняков. [ нужна ссылка ]
Многие существующие уэслианские деноминации святости приняли пятидесятническое послание, такие как Церковь Бога во Христе и Пятидесятническая Церковь святости , и теперь являются пятидесятническими деноминациями святости. Пятидесятники святости, такие как Церковь апостольской веры , подтверждают три дела благодати: (1) новое рождение , (2) полное освящение и (3) крещение Святым Духом . [3] Также произошло формирование новых деноминаций, мотивированных доктринальными различиями между пятидесятниками святости и их пятидесятническими аналогами завершенной работы, такими как Ассамблеи Бога, образованные в 1914 году, и Пятидесятническая Церковь Бога, образованная в 1919 году - они представляют собой пятидесятнические деноминации завершенной работы. Ранние доктринальные разногласия привели к расколу между тринитариями и пятидесятниками-единственниками , последние основали Пятидесятнические Ассамблеи мира в 1916 году и Объединенную пятидесятническую церковь в 1945 году. [33]
Сегодня во всем мире насчитывается более 500 миллионов пятидесятников и харизматических верующих. [34] и это [была] самая быстрорастущая форма христианства сегодня [в 1978 году]. [14] Возрождение на Азуза-стрит обычно считается началом современного пятидесятнического движения. [22] [35] [36]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Коркоран, Майкл. «Как скромный проповедник зажег пятидесятнический огонь» . Служба новостей Кокса . Архивировано из оригинала 7 декабря 2011 года . Проверено 19 ноября 2011 г.
- ^ Общие постановления Пятидесятнической Церкви Бога, историческая перспектива, раздел 3 и история. [1]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Синан, Винсон (2012). Век Святого Духа: 100 лет пятидесятнического и харизматического обновления, 1901–2001 гг . Томас Нельсон. ISBN 978-1-4185-8753-6 .
Уэслианские пятидесятнические церкви. ...Большая часть первого поколения пятидесятников принадлежала к этому потоку святости, уходящему корнями в методизм. ...Когда началось пятидесятническое движение, эти «пятидесятники святости» просто добавили крещение Святым Духом языками как «первоначальное свидетельство» «третьего благословения», которое дало силу свидетельствовать тем, кто уже был освящен. В новостных языках освящение рассматривалось как необходимое условие «очищения», которое позволяло ищущему испытать «третье благословение» крещения Святым Духом. В одном из ранних пророческих высказываний зловеще говорилось: «Дух Мой не будет обитать в нечистом храме». Искателям было предложено отказаться от всех корней горечи и первородного греха, чтобы ничто не препятствовало получению Духа. Фактически, было сказано, что Сеймур не допустил ищущих войти в верхнюю комнату для поиска крещения, пока он не убедится, что их опыт освящения был сертифицирован внизу. Историческое свидетельство на Азуза-стрит гласило: «Я спасен, освящен и наполнен Святым Духом».
- ^ Томми Уэлчел, Правдивые истории о чудесах на улице Азуза и за ее пределами: заново пережить одно из величайших излияний в истории, которое снова вырывается на свободу , Destiny Image, 2013
- ^ Клауд, Дэвид. «Миссия на улице Азуза» . Проверено 24 мая 2007 г.
- ^ Энциклопедия христианства . Вм. Издательство Б. Эрдманс. 1999. с. 415. ИСБН 9789004116955 .
Находясь в Хьюстоне, штат Техас, куда он перенес свою штаб-квартиру, Парэм познакомился с Уильямом Сеймуром (1870–1922), афроамериканским баптистским проповедником святости. Сеймур взял у Парэма учение о том, что крещение Святым Духом было не благословением освящения, а скорее третьим действием благодати, сопровождавшимся переживанием языков.
- ^ Документы Исторического общества Западного Теннесси – выпуск 56 . Историческое общество Западного Теннесси. 2002. с. 41.
Святость Сеймура предполагает, что пятидесятничество имело корни в движении святости конца девятнадцатого века. Движение святости охватило уэслианскую доктрину «освящения» или второго действия благодати, следующего за обращением. Пятидесятничество добавило третье дело благодати, называемое крещением Святым Духом, которое часто сопровождается глоссолалией.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я «История Азусы» . Международный центр духовного обновления. Архивировано из оригинала 11 мая 2007 года . Проверено 17 мая 2007 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Хейфорд, Джек В.; Мур, С. Дэвид (2006). Харизматический век: непреходящее влияние возрождения улицы Азуза . Уорнер Фейт. ISBN 978-0-446-57813-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж МакГи, Гэри. «Уильям Дж. Сеймур и возрождение на Азуза-стрит» . Журнал обогащения. Архивировано из оригинала 19 мая 2007 года . Проверено 17 мая 2007 г.
- ^ Робек 2006 , с. 60.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «IPHC Azusa Street Links – с 1901 года по настоящее время» . Международная пятидесятническая церковь святости. Архивировано из оригинала 5 июня 2007 года . Проверено 27 сентября 2012 г.
- ^ Клайн, Остин (22 февраля 2004 г.). «Эта дата в истории: возрождение улицы Азуза» . атеизм.about.com. Архивировано из оригинала 24 октября 2005 года . Проверено 17 мая 2007 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Ньюманн, Ричард; Тинни, Джеймс С. (1978). Черные апостолы: афроамериканское духовенство противостоит двадцатому веку . ГК Холл и Ко. ISBN 0-8161-8137-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и МакРоберт, Иэн (1988). Черные корни и белый расизм раннего пятидесятничества в США . Лондон: Макмиллан Пресс. ISBN 0-333-43997-Х .
- ^ Робек 2006 , стр. 17, 65.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Аллен, Маршалл (15 апреля 2006 г.). «Пятидесятническое движение прославляет скромные корни» . Вашингтон Пост . Проверено 17 мая 2007 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Синан, Винсон (2001). Век Святого Духа: 100 лет пятидесятнического и харизматического обновления, 1901–2001 гг . Нэшвилл: Издательство Томаса Нельсона. стр. 42–45. ISBN 0-7852-4550-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Билли Уилсон: Чудо на улице Азуза» . Клуб 700. Архивировано из оригинала 9 мая 2007 года . Проверено 17 мая 2007 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Блюмхофер, Эдит (7 марта 2006 г.). «Возрождение улицы Азуза» . религия-онлайн.org. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 17 мая 2007 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бартлеман, Фрэнк (1980). Улица Азуса . Издательство «Бридж-Логос». ISBN 0-88270-439-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Улица Азуза и современное пятидесятничество - празднование 100-летия чего?» . Давайте рассуждать. Архивировано из оригинала 3 апреля 2007 года . Проверено 17 мая 2007 г.
- ^ «Возрождение улицы Азуза (1906–1909)» . lutherproductions.com. Архивировано из оригинала 13 июня 2007 года . Проверено 17 мая 2007 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Стрэнд, Пол. «Продолжительное влияние возрождения улицы Азуза» . CBNnews.com. Архивировано из оригинала 14 мая 2007 года . Проверено 17 мая 2007 г.
- ^ Дав, Стивен (2009). «Гимнодия и литургия в возрождении улицы Азуза, 1906–1908». Пневма: Журнал Общества пятидесятнических исследований . 31 (2): 242–63. дои : 10.1163/027209609X12470371387840 . S2CID 162354428 .
- ^ «22. Принципы конструктивной жизни» , «Вода, снег, вода », University of Hawaii Press, стр. 122, 2017, номер домена : 10.1515/9780824839178-024 , ISBN 978-0-8248-3917-8 , получено 1 июля 2021 г.
- ^ Тед, Олсен (1 апреля 1998 г.). «Американская Пятидесятница» . ChristianTodayLibrary.com. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 17 мая 2007 г.
- ^ «Миссия на улице Азуза» . Страница «Поздний дождь» . Проверено 17 мая 2007 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Уильям Джозеф Сеймур: отец пятидесятничества | Азуза-стрит: влияние» . 17 апреля 2001 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 17 мая 2007 г.
- ^ «Перепечатка страницы 1» . Архивировано из оригинала 10 июля 2006 года . Проверено 28 июня 2007 г.
- ^ «Преподобный Джон В. Брукс» . Могучие моменты. Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 21 мая 2007 г.
- ^ Эспиноза, Гастон. Уильям Дж. Сеймур и истоки глобального пятидесятничества . Издательство Университета Дьюка, 2014, с. 89. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Синан, Винсон (1997). Святость-пятидесятническая традиция: харизматические движения в двадцатом веке . Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Уильяма Б. Эрдманс . стр. 71, 125, 153–164. ISBN 978-0-8028-4103-2 .
- ^ «Дух и сила: исследование пятидесятников в 10 странах» . Форум Pew по религии и общественной жизни. 6 октября 2006 г.
- ^ «Возрождение улицы Азуза (пятидесятническое движение)» . Британская энциклопедия . Проверено 17 мая 2007 г.
- ^ Полома, Маргарет М. (1982). Харизматическое движение: есть ли новая Пятидесятница? . ГК Холл и Ко. ISBN 0-8057-9701-7 .
Цитированные источники [ править ]
- Робек младший, Сесил М. (2006). Миссия и возрождение на Азуза-стрит: рождение глобального пятидесятнического движения . Томас Нельсон. ISBN 9780785216933 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Кэмпбелл, Марн Л. (2010). « В Лос-Анджелесе возникла новейшая религиозная секта: раса, класс, этническая принадлежность и истоки пятидесятнического движения 1906–1913» . Журнал афроамериканской истории . 95 (1): 1–25. doi : 10.5323/jafriamerhist.95.1.0001 . JSTOR 10.5323/jafriamerhist.95.1.0001 . S2CID 141225024 .