Чарльз Фокс Пархэм
Чарльз Фокс Пархэм | |
---|---|
Рожденный | Маскатин, Айова , США | 4 июня 1873 г.
Умер | 29 января 1929 г. Бакстер Спрингс, Канзас , США | (55 лет)
Занятие | Евангелист |
Супруг (а) | Сара Тистлуэйт, 1896–1929 (его смерть) |
Часть серии о |
Пятидесятничество |
---|
Христианский портал |
Чарльз Фокс Парэм (4 июня 1873 — 29 января 1929) — американский проповедник и евангелист . Вместе с Уильямом Дж. Сеймуром Парэм был одной из двух центральных фигур в развитии и первоначальном распространении раннего пятидесятничества , известного как пятидесятничество святости . Именно Парэм связал глоссолалию с крещением Святым Духом , богословской связью, имеющей решающее значение для возникновения пятидесятничества как отдельного движения. Пархэм был первым проповедником, который сформулировал отличительную доктрину пятидесятничества о доказательных языках и расширил это движение.
Личная жизнь
[ редактировать ]Парэм, один из пяти сыновей Уильяма и Энн Парэм, родился в Маскатине, штат Айова , 4 июня 1873 года и переехал со своей семьей в Чейни, штат Канзас , на крытой повозке в 1878 году. Уильям Парэм владел землей, разводил скот и в конце концов купил бизнес в городе. Мать Пархема умерла в 1885 году. В следующем году его отец женился на Гарриет Миллер, дочери методистского наездника . Харриет была набожной христианкой, и Пархемы открыли свой дом для «религиозной деятельности». [ 1 ] Чарльз женился на Саре Тистлуэйт, дочери квакера . Их помолвка состоялась летом 1896 года. [ 2 ] и они поженились 31 декабря 1896 года на церемонии друзей. [ 3 ]
Министерство
[ редактировать ]Раннее служение
[ редактировать ]Парэм начал проводить свои первые религиозные службы в возрасте 15 лет. В 1890 году он поступил в Юго-Западный колледж в Уинфилде, штат Канзас , школу, связанную с методистами. Он посещал церковь до 1893 года, когда пришел к выводу, что образование не позволит ему эффективно служить. Затем он работал в методистской епископальной церкви пастором (он так и не был рукоположен ). [ 4 ] Парэм покинул методистскую церковь в 1895 году, потому что был не согласен с ее иерархией. Он жаловался, что методистским проповедникам «не позволено проповедовать по прямому вдохновению». [ 2 ] Отвергая конфессии, он основал собственное странствующее евангелизирующее служение, которое проповедовало идеи движения святости и было хорошо принято жителями Канзаса. [ 5 ]
Топика, Канзас
[ редактировать ]Через некоторое время после рождения сына Клода в сентябре 1897 года и Парэм, и Клод заболели. Приписывая свое последующее выздоровление божественному вмешательству, Пархем отказался от любой медицинской помощи и решил проповедовать божественное исцеление и молитву за больных. [ 6 ] В 1898 году Парэм перенес свою штаб-квартиру в Топику, штат Канзас , где у него была миссия и офис. Также в Топике он основал Вефильский дом исцеления и издал журнал «Апостольская вера» . Парэм действовал на основе «веры». Он не получал пожертвований во время служб, предпочитая молиться, чтобы Бог обеспечил служение. [ 7 ]
Парэм, «решив более полно узнать последние истины, восстановленные движениями более позднего времени», взял творческий отпуск в своей работе в Топике в 1900 году и «посетил различные движения». [ 8 ] Хотя он видел и рассматривал другие учения и модели, посещая другие работы, большую часть своего времени он провел в Шайло, служении Фрэнка Сэндфорда в штате Мэн , а также в Онтарио . религиозной кампании Сэндфорда в [ 2 ] Судя по более поздним трудам Парэма, он включил некоторые, но не все, идеи, которые он наблюдал, в свой взгляд на библейские истины (которым он позже преподавал в своих библейских школах). [ 9 ] Помимо того, что он оказал влияние на то, чему он учил, похоже, он позаимствовал свою модель библейской школы и другие подходы из работ Сэндфорда. [ 2 ]
Когда он вернулся из творческого отпуска, те, кто остался отвечать за его дом исцеления, взяли на себя управление, и вместо того, чтобы бороться за контроль, Пархем в октябре 1900 года основал Вефильский библейский колледж в Топике. Школа была создана по образцу библейской школы Сэндфорда «Святой Дух и мы». ", и Пархем продолжал действовать на основе веры, не взимая плату за обучение. Он пригласил «всех служителей и христиан, которые были готовы оставить все, продать то, что у них было, раздать и войти в школу для учебы и молитвы». Ответили около 40 человек (включая иждивенцев). [ 7 ] Единственным учебником была Библия, а учителем был Святой Дух (с Парэмом в качестве рупора). [ 10 ]
Прежде чем открыть Библейскую школу, Парэм слышал по крайней мере об одном человеке в работе Сэндфорда, который говорил на языках , и перепечатал этот случай в своей газете. Он также пришел к выводу, что полное крещение — это нечто большее, чем признавали другие в то время. [ 2 ] К концу 1900 года Парэм привел своих учеников в Библейской школе Вефиля к пониманию того, что необходим дальнейший опыт общения с Богом, но не указал им конкретно на говорение на языках . Хотя в отчете Пархема указывается, что, когда занятия закончились в конце декабря, он оставил своих учеников на несколько дней, попросив их изучить Библию, чтобы определить, какие доказательства присутствовали, когда ранняя церковь получила Святого Духа, [ 3 ] это не ясно из других отчетов. [ 2 ] [ 9 ] Студенты провели несколько дней в молитве и поклонении, а также провели новогоднее бодрствование в Вефиле (31 декабря 1900 года). На следующий вечер (1 января 1901 года) они также провели богослужение, и именно в тот вечер Агнес Озман почувствовала побуждение попросить, чтобы за нее помолились, чтобы получить полноту Святого Духа. [ 2 ] Сразу после того, как за нее помолились, она начала говорить на том, что они называли «на языках», говоря на языке, который считался известным. [ 9 ]
Движение христианской веры
[ редактировать ]Спорные убеждения и агрессивный стиль Пархема затрудняли поиск поддержки для его школы; местная пресса высмеивала Библейскую школу Пархема, называя ее «Вавилонской башней», а многие из его бывших учеников называли его фальшивкой. К апрелю 1901 года министерство Пархема распалось. [ 11 ] Лишь в 1903 году его состояние улучшилось, когда он проповедовал об целительной силе Христа в Эльдорадо-Спрингс, штат Миссури , популярном курорте. Мэри Артур, жена известного жителя Галены, штат Канзас , утверждала, что исцелилась благодаря служению Пархема. Она и ее муж пригласили Пархема проповедовать свое послание в Галене, что он и делал зимой 1903–1904 годов на складе, вмещающем сотни людей. В январе в Джоплине, штат Миссури , газета News Herald сообщила, что 1000 человек были исцелены, а 800 заявили о своем обращении. В небольших шахтерских городках на юго-западе Миссури и юго-востоке Канзаса у Парэма появилось много последователей, которые составили основу его движения на всю оставшуюся жизнь. [ 12 ]
На собраниях Галены Парэм собрал группу молодых сотрудников, которые путешествовали из города в город «группами», провозглашая «апостольскую веру». В отличие от других проповедников, проповедовавших проповедь, ориентированную на святость, Пархем призывал своих последователей одеваться стильно, чтобы показать привлекательность христианской жизни. Именно в это время, в 1904 году, в Килвилле, штат Канзас, была построена первая каркасная церковь, построенная специально для пятидесятнического собрания . Другие «собрания апостольской веры» (Пархам не любил называть местные христианские организации «церквями») были начаты в районе Галены. [ 13 ] Движение Пархэма вскоре распространилось по Техасу, Канзасу и Оклахоме.
В 1906 году Пархем начал работать на нескольких фронтах. В Хьюстоне служение Пархема включало проведение библейской школы примерно в 1906 году. Несколько афроамериканцев находились под сильным влиянием тамошнего служения Пархема, в том числе Уильям Дж. Сеймур . [ 14 ] И Пархем, и Сеймур проповедовали афроамериканцам Хьюстона, и Пархэм планировал отправить Сеймура проповедовать чернокожим общинам по всему Техасу. [ 15 ] В сентябре он также отправился в Сион, штат Иллинойс , в попытке привлечь на свою сторону приверженцев дискредитировавшего себя Джона Александра Дауи , хотя и уехал навсегда после того, как обрушилась муниципальная водонапорная башня и разрушила его проповедническую палатку. В течение года у него было несколько сотен последователей «пархамитов», которых в конечном итоге возглавил Джон Дж. Лейк . [ 16 ] В 1906 году Пархем отправил Люси Фэрроу (черную женщину, которая работала поваром в его школе в Хьюстоне, получила «крещение Духом» и чувствовала себя «бременем для Лос-Анджелеса») в Лос-Анджелес, штат Калифорния, вместе со средствами и несколько месяцев спустя отправил Сеймура присоединиться к Фэрроу в работе в Лос-Анджелесе, Калифорния , на средства школы. [ 17 ] [ 18 ] Работа Сеймура в Лос-Анджелесе в конечном итоге переросла в « Пробуждение на Азуза-стрит» , которое многие считают местом зарождения пятидесятнического движения. Сеймур запросил и получил лицензию служителя Движения апостольской веры Пархема, и первоначально он считал свою работу в Лос-Анджелесе под руководством Пархема. [ 14 ] Однако вскоре Сеймур порвал с Пархэмом из-за его резкой критики эмоционального поклонения на Азуза-стрит и смешения белых и черных на службах. [ 19 ]
Его приверженность расовой сегрегации и поддержка британского израильтянства часто заставляли людей считать его расистом. [ 7 ] Однако некоторые отмечают, что Пархем был первым, кто преодолел расовые границы с афроамериканцами и американцами мексиканского происхождения и включил их в молодое пятидесятническое движение. [ кем? ] Он проповедовал в черных церквях и пригласил Люси Фэрроу , чернокожую женщину, которую он отправил в Лос-Анджелес, проповедовать на лагерном собрании «Движения апостольской веры» в Хьюстоне в августе 1906 года, на котором руководили он и У. Фэй Карротерс. Этот инцидент описан очевидцем Говардом А. Госсом в книге его жены « Ветры Бога». [ 20 ] в котором он заявляет: «Только что после пробуждения в Лос-Анджелесе, сестра Люси Фэрроу вернулась, чтобы присутствовать на этом лагерном собрании. Несмотря на то, что она была негритянкой, ее приняли как посланницу от Господа к нам даже на глубоком юге Техаса». [ 21 ] Тем не менее, Парэм симпатизировал Ку-клукс-клану и даже проповедовал в его пользу. [ 22 ] [ 23 ]
Скандал и падение влияния
[ редактировать ]Еще одним ударом по его влиянию в молодом пятидесятническом движении стали обвинения в сексуальных домогательствах осенью 1906 года. За этим последовал его арест в 1907 году в Сан-Антонио, штат Техас, по обвинению в «совершении противоестественного преступления», а также в 22-летнем возрасте. Сообвиняемый, летний Джей Джей Журдан. Парэм неоднократно отрицал, что является практикующим гомосексуалистом , но пресса подхватила это сообщение. [ 24 ] В конце концов окружной прокурор решил закрыть дело. Парэм и его сторонники настаивали на том, что обвинения были ложными и были частью попытки Уилбура Воливы обвинить его. [ 25 ] Пархем ранее прекратил проповедовать в церкви города Сион Воливы , чтобы основать свое Движение апостольской веры . Однако оппоненты Пархэма использовали этот эпизод, чтобы дискредитировать Парэма и его религиозное движение. Плакаты с предполагаемым признанием Парэма в содомии были распространены в городах, где он проповедовал, спустя годы после того, как против него было прекращено дело. Парэму так и не удалось оправиться от клейма, которое наложилось на его служение, и его влияние ослабло. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
Кроме того, были обвинения в финансовых нарушениях и доктринальных отклонениях. [ 29 ] После этих событий его большая база поддержки в Сионе погрузилась в безумие, подобное Салему, в конечном итоге убив троих их членов в результате жестокого изгнания нечистой силы. Члены группы, в которую входили Джон Дж. Лейк и Фред Босворт , были вынуждены бежать из Иллинойса и разбрелись по Америке. [ 30 ] Когда центр движения переместился от Пархема к Сеймуру, Пархэм возмутился. Его нападки на новых лидеров в сочетании с обвинениями отдалили его от большей части движения, которое он начал. Он стал «позором» для нового движения, пытавшегося завоевать доверие. [ 29 ]
Смерть
[ редактировать ]В детстве Пархем заразился тяжелой ревматической лихорадкой , которая повредила его сердце и ухудшила его здоровье. Одно время он чуть не умер. Пархем вернулся к активной проповеднической жизни, твердо веря, что Бог был его целителем. Хотя он выздоровел от ревматизма, похоже, что болезнь, вероятно, ослабила его сердечные мышцы и стала фактором, способствовавшим его более поздним проблемам с сердцем и ранней смерти. [ 2 ] К 1927 году начали проявляться ранние симптомы проблем с сердцем, а к осени и лету 1928 года, после возвращения из поездки в Палестину под британским мандатом (что было мечтой всей жизни), здоровье Пархема начало еще больше ухудшаться.
В начале января 1929 года Парэм с двумя друзьями совершил долгую поездку на машине в Темпл, штат Техас , где он должен был представить свои фотографии Святой Земли . 5 января он потерял сознание во время показа слайдов. Когда его жена приехала, она узнала, что у него плохое сердце, и он не может есть. Вопреки его желанию (он хотел продолжить проповедническое турне) семья привезла его домой в Бакстер-Спрингс, штат Канзас , где он умер во второй половине дня 29 января 1929 года. [ а ] [ 32 ]
Убеждения
[ редактировать ]Убеждения Пархема со временем развивались. Несколько факторов повлияли на его богословские идеи. Он предпочитал разрабатывать доктринальные идеи в уединенных размышлениях, верил, что Святой Дух общается с ним напрямую, и отвергал установленные религиозные авторитеты. Он сосредоточился на «спасении верой; исцелении верой; возложением рук и молитвой; освящением верой; пришествием (премилленаризмом) Христа; крещением Святым Духом и огнем, который запечатлевает невесту и дарует дары». [ 6 ]
Первоначальные доказательства
[ редактировать ]Его самым важным богословским вкладом были его убеждения о крещении Святым Духом. До 1901 года существовали группы христиан, говорящих на языках и обучающих опыту крещения Духом, как, например, в 17 веке, Камисарды. [ 33 ] [ 34 ] и квакеры . [ 35 ]
Однако Парэм был первым, кто назвал языки «библейским свидетельством» крещения Духом. [ 36 ] Неясно, когда он начал проповедовать необходимость такого опыта, но ясно, что он это сделал к 1900 году.
Первоначально он понимал, что этот опыт имеет эсхатологическое значение — он «запечатал невесту» на «брачную вечерю Агнца». [ 6 ] Невеста Христова состояла из 144 000 человек, взятых из церкви, которым удалось избежать ужасов скорби . Желание Парэма быть уверенным в том, что он будет включен в восхищение , побудило его искать единообразные доказательства крещения Духом.
Позже Пархем сделает упор на говорение на языках и евангелизацию, определив цель крещения Духом как «наделение силой для служения». [ 10 ] Парэм считал, что языки, на которых говорили крещеные, были настоящими человеческими языками, что избавляло миссионеров от необходимости изучать иностранные языки и тем самым способствовало распространению Евангелия . [ 37 ] Некоторые из последователей Парэма даже путешествовали по зарубежным странам в надежде использовать глоссолалию для общения с местными жителями, не изучая местные языки. Но после последовательных неудачных попыток ксеноглоссии «многие последователи Пархема разочаровались и покинули движение». [ 38 ]
Другие убеждения
[ редактировать ]Парэм верил в аннигиляционизм — что нечестивцы не будут вечно мучиться в аду, а будут уничтожены. Согласно этому верованию, бессмертие условно, и только тот, кто примет Христа как Господа и Спасителя, будет жить вечно. В 1902 году он заявил: «Православие ввергнет всю эту компанию в вечный пылающий ад; но наш Бог — Бог любви и справедливости, и пламя достигнет только тех, кто совершенно нечестив». [ 5 ] Он также верил в британский израильизм , идеологию, утверждающую, что англосаксонские народы были среди десяти потерянных колен Израиля . [ 7 ] Кроме того, Парэм придерживался довольно неортодоксальных взглядов на творение . Он считал, что Богу потребовалось два дня, чтобы создать людей: небелых на шестой день и белых на восьмой. [ 39 ] Парэм также поддерживал Теодора Герцля и борьбу за еврейскую родину , часто читая лекции на эту тему.
Пятидесятники-единственники согласились бы с верой Пархема в то, что христиане, крещенные Духом (со свидетельством неизвестного языка), будут взяты в восхищение. Но его учение о британском израилизме и уничтожении нечестивцев было категорически отвергнуто. [ 19 ]
Наследие
[ редактировать ]Пархэм создал доктрину первоначальных свидетельств — что крещение Святым Духом подтверждается говорением на языках . [ 29 ] Именно эта доктрина отличала пятидесятничество от других христианских групп святости, которые говорили на языках или верили в опыт, следующий за спасением и освящением. В шаге, подвергшемся критике со стороны Пархэма, [ 19 ] его Движение апостольской веры объединилось с другими пятидесятническими группами в 1914 году и образовало Генеральный совет Ассамблей Божьих в Соединенных Штатах Америки . [ 40 ] Сегодня Всемирная Ассамблея Божия является крупнейшей пятидесятнической деноминацией. В 1916 году четвертый генеральный совет Ассамблей Божьих собрался в Сент-Луисе, штат Миссури, чтобы решить, какой способ крещения они будут использовать. После голосования из примерно 430 служителей 133 было предложено уйти, поскольку большинство постановило, что они сохранят тринитарную формулу крещения в качестве официального крещения Ассамблей Божьих. Этот шаг формально положил начало созданию Мировых пятидесятнических ассамблей, которые в конечном итоге создали Международную объединенную пятидесятническую церковь и Ассамблеи Господа Иисуса Христа.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Хотя некоторые считают, что точная дата смерти Пархема неизвестна, подробности и время показаны в биографии «Жизнь Чарльза Ф. Пархема», [ 31 ] его женой, дата его смерти подтверждена 29 января 1929 года. Помимо указания точной даты смерти, в биографии указаны даты ряда событий до и после его смерти, что подтверждает эту дату. Неясность относительно даты смерти Пархема может быть связана с малоизвестностью его кончины - чтобы предотвратить негативную реакцию со стороны тех, кто был против Пархема, его похоронили в простой могиле, место не афишировалось, и так продолжалось до тех пор, пока позже над его могилой был установлен более крупный и публичный памятник.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Блюмхофер 1993, с. 44.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гофф, Джеймс Р. младший (1988). Поля белые для жатвы: Чарльз Ф. Парэм и миссионерские истоки пятидесятничества . Пресса Университета Арканзаса . ISBN 1-55728-025-8 .
- ^ Jump up to: а б Пархэм, Сара (2000) [1930]. Жизнь Чарльза Ф. Парэма . Библейский колледж апостольской веры. OCLC 5090718 .
- ^ Блюмхофер 1993, стр. 44-45.
- ^ Jump up to: а б Блюмхофер 1993, с. 45.
- ^ Jump up to: а б с Блюмхофер 1993, с. 46.
- ^ Jump up to: а б с д Блюмхофер 1993, с. 47.
- ^ Сара Парэм, с. 48.
- ^ Jump up to: а б с Мартин, Ларри (2000). Излияние в Топике в 1901 году . Книги христианской жизни. ISBN 0-9646289-7-Х .
- ^ Jump up to: а б Блюмхофер 1993, с. 50.
- ^ Эспиноза 2014, с. 46.
- ^ Блюмхофер 1993, с. 53.
- ^ Блюмхофер 1993, с. 54.
- ^ Jump up to: а б Блюмхофер 1993, с. 55.
- ^ Рэндалл Герберт Балмер, «Энциклопедия евангелизма», издательство Baylor University Press, США, 2004, стр. 619
- ^ Б. Мортон, «Дьявол, который исцеляет»: мошенничество и фальсификация в евангелической карьере Джона Дж. Лейка, миссионера в Южной Африке 1908–1913 гг.», «Африканский исторический обзор» 44, 2 (2013): 105-6.
- ^ Ветры Бога , Этель Госс, 1958 Word Aflame Press, страницы 72-73
- ^ Азуса-стрит и за ее пределами , Л. Грант МакКлунг-младший, 1986 Bridge Publishing Inc., стр. 5
- ^ Jump up to: а б с Гэри Б. МакГи, «Языки, библейские свидетельства: наследие возрождения Чарльза Ф. Пархема». Архивировано 19 сентября 2017 г. в Wayback Machine , Enrichment Journal .
- ^ Ветры Бога , Этель Госс, 1958 Word Aflame Press, страницы 97-98
- ^ Эдди Л. Хаятт (осень 2004 г.), «Через линии: вклад Чарльза Парэма в межрасовый характер раннего пятидесятничества». Архивировано 27 июля 2011 г. в Wayback Machine , Pneuma Review .
- ^ Холленвегер, Уолтер Дж.; МакРоберт, Иэн (10 октября 1988 г.). Черные корни и белый расизм раннего пятидесятничества в США . Спрингер. стр. XII, 62. ISBN. 978-1-349-19488-9 .
Парэм (1873-1929), которого часто называют пионером пятидесятничества, также был сторонником Ку-клукс-клана и поэтому исключил Сеймура из своих занятий по изучению Библии. Сеймуру разрешалось слушать только вне класса..... когда Парэм вернулся в Техас, его обвинили в гомосексуализме, и впоследствии он отправился искать Ноев ковчег. В середине 1920-х годов он писал для расистского, антисемитского периодического издания и проповедовал. для пресловутого Ку-клукс-клана...
- ^ Грейди, Дж. Ли. «Пятидесятники отказываются от расизма» . Сайт ChristianToday.com . Проверено 27 октября 2022 г.
«Отец американского пятидесятничества» Чарльз Парэм продолжал поддерживать Ку-клукс-клан даже в 1927 году, сказал Робек.
- ^ Винсон Синан. Святость-пятидесятническая традиция: харизматические движения в двадцатом веке . Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательская компания Уильяма Б. Эрдманс, 1997, стр. 106 н.
- ^ Jump up to: а б Тони Коши, Чарльз Фокс Пархэм. Архивировано 13 декабря 2015 г. в Wayback Machine , Revival-library.org, Великобритания, 2004 г.
- ^ Томас А. Фадж, Христианство без креста: история спасения в пятидесятничестве единства , 2003 г.
- ^ Гордон Мерселл, Английская духовность: с 1700 года до наших дней , John Know Press, 1997.
- ↑ Дайрмуд МакКаллох, История христианства , Лондон, 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Блюмхофер, Эдит Л. (1993). Восстановление веры: Ассамблеи Божьи, пятидесятничество и американская культура . Урбана и Чикаго: Издательство Университета Иллинойса. п. 56. ИСБН 978-0-252-06281-0 .
- ^ Мортон, «Дьявол, который исцеляет», 106-9.
- ^ Сара Парэм, с. 413.
- ↑ Healing and Revival Press, «Исцеление и Пятидесятница» (2006), дата консультации 03.01.2016.
- ^ Лейси, Джон (1707). Крик пустыни . п. 32. ОСЛК 81008302 .
- ^ Гамильтон, Майкл Поллок (1975). Харизматическое движение . Гранд-Рапидс, Мичиган : Издательство Уильяма Б. Эрдманс . п. 75 . ISBN 978-0-8028-3453-9 . ОСЛК 1008209 .
- ^ Берроу, Эдвард (1831) [1659]. «Послание к читателю» Фокса, Джорджа . Раскрылась великая тайна великой блудницы; и царство антихриста открылось погибели . Работы Джорджа Фокса . 3 . п. 13 . OCLC 12877488 .
- ^ Уильям В. Мензис, Роберт П. Мензис, «Дух и сила: основы пятидесятнического опыта», Зондерван, США, 2011, стр. 16
- ^ Блюмхофер 1993, с. 52.
- ^ НАТАН., ОГАН (2016). ГЛОССОЛАЛИЯ: дар языков . [Sl]: ЛУЛУ КОМ. ISBN 978-1329860025 . ОСЛК 986982029 .
- ^ Эспиноза, Гастон (2014). Уильям Дж. Сеймур и истоки глобального пятидесятничества . Издательство Университета Дьюка. п. 45.
- ^ Крич, Джо (1996). «Видения славы: место возрождения улицы Азуза в истории пятидесятников». История Церкви 65, вып. 3. Страницы 415—417.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блюмхофер, Эдит Л. (1993). Восстановление веры: Ассамблеи Божьи, пятидесятничество и американская культура . Урбана и Чикаго: Издательство Университета Иллинойса. п. 56. ИСБН 978-0-252-06281-0 .
- Эспиноза, Гастон (2014). Уильям Дж. Сеймур и истоки глобального пятидесятничества . Издательство Университета Дьюка. п. 46. ИСБН 978-0-8223-5635-6 .
- Гофф, Джеймс Р. младший. Поля белые для жатвы: Чарльз Ф. Пархэм и миссионерские истоки пятидесятничества (1989), стандартная научная биография
Первоисточники
[ редактировать ]- Чарльз Ф. Пархэм, Голос, вопиющий в пустыне (Бакстер-Спрингс, Канзас: Библейский колледж апостольской веры, 1902)
- Чарльз Ф. Пархэм, Вечное Евангелие (Бакстер-Спрингс, Канзас: Библейский колледж апостольской веры, 1911)
- Избранные проповеди покойного Чарльза Ф. Пархэма , изд. Сары Э. Пархэм (Бакстер-Спрингс, Канзас: Библейский колледж апостольской веры, 1941)