Камизарды
Камизарды были гугенотами (французскими протестантами ) из сурового и изолированного региона Севенны и соседнего Вонажа на юге Франции . В начале 1700-х годов они подняли сопротивление преследованиям, последовавшим за отменой Людовиком XIV Нантского эдикта , сделав протестантизм незаконным. Камизары действовали в преимущественно протестантских регионах Севенны и Вонаж, включая части Камарга вокруг Эг -Морта . Восстание вспыхнуло в 1702 году , самые тяжелые бои продолжались до 1704 года, затем стычки до 1710 года и окончательный мир к 1715 году . Эдикт о терпимости был окончательно подписан только в 1787 году.
Этимология
[ редактировать ]Название «камисар» на окситанском языке может происходить от типа льняного халата или рубашки, известного как «камиза» (сорочка), которую крестьяне носят вместо любой униформы. Альтернативно, оно может происходить от окситанского языка : camus , что означает пути (chemins). Камисада , в смысле «ночная атака», происходит от особенности их тактики. [ 1 ]
История
[ редактировать ]
В апреле 1598 года Генрих IV подписал Нантский эдикт , и религиозные войны, опустошавшие Францию, закончились. Протестантам были предоставлены ограниченные гражданские права и свобода вероисповедания в соответствии со своими убеждениями. Этот «фундаментальный и неотвратимый закон» поддерживал сын Генриха, Людовик XIII . В октябре 1685 года внук Генриха, Людовик XIV (Король-Солнце) , отменил Нантский эдикт, издав свой собственный Фонтенблоский эдикт . Людовик был полон решимости навязать Франции единую религию: религию Рима. Еще в 1681 году он учредил драконады , которые представляли собой новообращенные драгуны , которых называли «миссионерами в сапогах». Их расквартировали в домах протестантов, чтобы помочь им принять решение вернуться в официальную церковь или эмигрировать. Севенны были центром сопротивления, и эта политика не сработала. [ 2 ]
Эдикт Фонтенбло лишил гугенотов всех прав и защиты. Последовало около двадцати лет гонений. Реформаторское богослужение и частное чтение Библии были объявлены вне закона. В течение нескольких недель после принятия нового указа было сожжено более 2000 протестантских церквей под руководством Николаса Ламуаньона де Басвиля , королевского администратора Лангедока, а целые деревни были вырезаны и сожжены дотла в результате серии ошеломляющих злодеяний. Пасторы и верующие были схвачены, а затем сосланы, отправлены на галеры, подвергнуты пыткам или убиты. Семьдесят пять священников-миссионеров под командованием аббата Франсуа Ланглада были отправлены в Севенны. Солдаты с крестами на мушкетах заставляли крестьян подписывать бумаги о том, что они обращаются, и заставляли их посещать мессу. Крестьяне продолжали посещать незаконные собрания. Гугеноты с торговлей бежали в соседние страны. В ответ король закрыл границы. [ 2 ]
Протестантские крестьяне Вонажа и Севенн, возглавляемые рядом учителей, известных как «пророки», в частности Франсуа Виван и Клод Бруссон , сопротивлялись. Вивент призвал своих последователей вооружиться на случай, если на них нападут солдаты-роялисты. Несколько ведущих пророков были замучены и казнены: Франсуа Виван в 1692 году и Клод Бруссон в 1698 году. Многие другие были сосланы, оставив покинутые общины руководству менее образованных и более мистически ориентированных проповедников, таких как чесальщик шерсти Авраам Мазель . Католическую церковь сравнивали со зверем Апокалипсиса , и тайные пророки утверждали, что видели ее в пророческих снах. Мазель во сне увидел в своем саду черных быков и услышал голос, велевший ему прогнать их. С 1700 года тайных пророков и их вооруженных последователей прятали в домах и пещерах в горах. [ 2 ] [ 3 ]

Авраам Мазель
[ редактировать ]Открытые военные действия начались 24 июля 1702 года с убийства в Ле-Пон-де-Монвер местного воплощения королевского гнета, Франсуа Ланглада , аббата Шаилы. Ланглад недавно арестовал и подверг пыткам группу из семи протестантов, обвиненных в попытке бежать из Франции. [ 4 ] Группу Камисардов возглавил Авраам Мазель, который мирно потребовал освобождения пленников, но когда в этом было отказано, они начали убийства. [ 5 ] Католическое государство быстро прославило аббата как мученика за свою веру.
Камизарды работали независимо друг от друга, и в течение дня большинство из них снова сливались в свои деревенские общины. Они были преимущественно сельскохозяйственными рабочими или ремесленниками и не имели аристократических лидеров. Они хорошо знали тропы и овечьи следы. Они называли себя детьми Божьими – их вдохновляла религия, а не покровительство или политика.
Жан Кавалье
[ редактировать ]Возглавляемые молодыми Жаном Кавалье и Пьером Лапортом (Ролланом) , Камисары встретили разрушительные действия королевской армии нерегулярными методами ведения войны и выдержали превосходящие силы в нескольких генеральных сражениях. [ 6 ]
Насилие возросло по мере того, как с обеих сторон совершались зверства: массовые убийства в католических деревнях, таких как Фрэссине-де-Фурк , Вальсов и Потельер, совершенные камизардами. Басвилл, государственный администратор, репутация которого основывалась на пытках, депортировал все население Миалета и Саумане . Затем, осенью 1703 года, с согласия короля, систематическое «Сожжение Севенн» уничтожило 466 деревень и изгнало их население. [ 1 ]
Другие протестанты, такие как протестанты Фрессине-де-Лозер , под влиянием деревенской элиты выбрали лоялистскую позицию и боролись с Камисарами. Тем не менее, они в равной степени стали жертвами, потеряв свои дома во время «Сожжения Севенн». [ 7 ]
Белые камизарды, также известные как «Кадеты Креста» («Кадеты де ла Круа», от маленького белого креста, который они носили на своих пальто), были католиками из соседних общин, таких как Сен-Флоран , Сенеша и Руссон, которые, по видя, как их старые враги бегут, организованные в группы для грабежей и выслеживания повстанцев. [ 1 ] Они совершили зверства, в том числе убили 52 человека в деревне Брену , включая беременных женщин и детей.
Среди других противников протестантов было шестьсот стрелков- микелетов из Руссильона, нанятых в качестве наемников королем .
В 1704 году Клод Луи Гектор де Виллар , королевский командующий, предложил протестантам туманные уступки и пообещал Кавалеру командовать королевской армией. Принятие предложения Кавальером положило конец восстанию, хотя другие, в том числе Лапорт, отказались подчиниться, если Нантский эдикт не будет восстановлен. Разрозненные бои продолжались до 1710 года, но истинным концом восстания стало прибытие в Севенны протестантского министра Антуана Курта и восстановление небольшой протестантской общины, которая в основном осталась в мире, особенно после смерти Людовика XIV в 1715 году. .
Люди
[ редактировать ]Из Камисаров 42% составляли севеннские крестьяне, а 58% - сельские ремесленники, из которых 75% работали чесальщиками, чесальщиками шерсти и ткачами. Все говорили на окситанском языке. В нем не участвовали дворяне, никто не обучался военному искусству. Не было понятия единой армии, не было единого вождя, но в каждом регионе были свои постоянные организаторы и случайные солдаты. [ 1 ]
Примечательными лидерами были:
- Гедеон Лапорт
- Саломон Кудерк с Абрахамом Мазелем в Ле Буже и Мон-Лозере .
- Анри Кастане (1674–1705), ответственный за Мон-Эгуаль .
- Пьер Лапорт (Ролан) (1680–1704) в Бас-Севеннах, Миале и Лассале .
- Жан Кавалье (1681–1704) на равнинах Нижнего Лангедока между Юзесом и Сове . [ 1 ]
В религиозном отношении рукоположенные пасторы были арестованы, и ряд пророков тайно служили. [ нужны дальнейшие объяснения ] Среди них заметный [ по мнению кого? ] были:
- Сегье Спирит
- Авраам Мазель
- Эли Мэрион
- Жан Кавалье
Видения пророков вдохновили военные действия и вдохновили крестьян почувствовать себя непобедимыми. Крестьяне маршировали, распевая псалмы , что нервировало оппозицию. [ 1 ]
Хронология Камизардов
[ редактировать ]1701
[ редактировать ]- Июнь: дело Валлерарга , когда люди отобрали у священников захваченных в плен пророков. [ 4 ]
1702
[ редактировать ]- 24 июля: убийство Франсуа Ланглада, аббата дю Шайла, двух священников и католической семьи в Девезе.
- 12 августа: Казнь Эспри Сегье . Традиционное начало войны.
- 11 сентября: Битва при Шампдомерге , холме недалеко от ( Ле-Колле-де-Дез ), без ясного исхода.
- 22 октября: Битва при Темелаке . Гедеон Лапорт убит, а его голова выставлена напоказ в Барр-де-Севенн , Андузе , Сен-Ипполите и Монпелье .
- 24 декабря: Жан Кавалье взял гарнизон города Алес численностью 700 человек . Он возглавил 70 Камизардов.
- 28 декабря: Камизарды взяли Сейв . [ 4 ] [ 8 ]
1703
[ редактировать ]- 12 января: Жан Кавалье взял Валь де Барр ( Ним ) у роялиста графа де Бройля .
- Февраль: граф де Бройль освобожден от своих обязанностей и заменен фельдмаршалом де Монревелем . Введено больше войск.
- 26 февраля: Камизарды под командованием Кастене устроили резню жителей Фрессине-де-Фурк .
- 6 марта: Битва при Помпиньяне - Камисары проиграли.
- 1 апреля: резня роялистов Мулена де л'Агау .
- Апрель: депортация Миале и Сомане в Перпиньян в Руссильоне .
- 29 апреля: Жан Кавалье победил на Тур де Бийо (Алес).
- 18 мая: Битва при Брюйе.
- 12 сентября: резня католиков в Потельере .
- 20 сентября: резня католиков в Сатурарге (Люнель) и Сен-Серье .
- Осень: Сожжение Севенн. Политические жители были депортированы из 466 деревень, которые затем были сожжены.
- Осень: появление католических кадетов Креста (Белых Камизардов), которые грабили и грабили.
- 20 декабря: Битва при Мадленах ( Торнак ). [ 4 ] [ 8 ]
1704
[ редактировать ]
- 15 марта: битва при Деве-де-Мартиньярге ( Везенобрес ). Жан Кавалье разгромил католический полк
- Март: Фельдмаршал де Монревель был освобожден от своих обязанностей и заменен фельдмаршалом де Вилларом .
- 16 апреля: де Монревель победил Кавалера в битве при Нагесе (в ожидании прибытия де Виллара).
- обнаружены магазины Cavalier . 19 апреля: в пещерах Эзе
- 20 апреля: де Виллар принимает командование и предлагает переговоры.
- Май: начало переговоров, Кавалер принимает безоговорочную капитуляцию и командование королевской армией.
- 13 августа: Пьер Лапорт (Ролан) умирает в Кастельно-ле-Валанс.
- Октябрь: Остальные лидеры покидают Францию. [ 4 ] [ 8 ]
Наследство
[ редактировать ]Позже Жан Кавалье перешел на сторону британцев, которые сделали его губернатором острова Джерси .
Милленаристская в 1706 году и, как говорили , группа бывших Камисаров под руководством Эли Мариона эмигрировала в Лондон имела связи с Алумбрадо . К ним обычно относились с презрением и некоторыми официальными репрессиями как к «французским пророкам». [ 9 ] Их пример и их сочинения позже оказали некоторое влияние как на духовное мировоззрение Жана-Жака Руссо, так и на Анну Ли , основательницу движения шейкеров .

Роль в выживании протестантизма во Франции
[ редактировать ]После того, как основные активные группы Камисара были подавлены различными способами, французские власти стремились не разжигать восстание вновь и заняли более умеренный подход к антипротестантским репрессиям. Многие бывшие Камисары вернулись к более мирному подходу и с 1715 года помогли восстановить все еще нелегальный, но теперь гораздо лучше организованный протестантизм. Они находились под руководством Антуана Курта и многочисленных странствующих пасторов, которым было разрешено вернуться в страну. [ 10 ]
«Легенда о Камизардах»
[ редактировать ]В своей книге под названием «Легенда о Камисарах » профессор истории Филипп Жутар зарегистрировал очень живую устную традицию о Камисарах, которая до сих пор преобладает в регионе Севенн. Он также отметил «притягательную силу» этого поразительного периода истории, когда многие несвязанные между собой эпизоды были интегрированы в устную традицию. Поскольку эта устная передача осуществляется в основном через семьи, она часто подчеркивает больше их собственных предков, которые были верны своим убеждениям, чем героических лидеров восстания. При этом он выходит за рамки первоначального религиозного вопроса и переходит к общей позиции сопротивления и нонконформизма, которая определяет всю философскую, политическую и человеческую культуру и образ жизни. [ 11 ] Филипп Жутар также отметил, что даже меньшинство католиков, проживающих в этой протестантской части страны, склонно реконструировать свою историю так же, как их бывшие религиозные оппоненты. [ 11 ] Таким образом, след семьи Камисаров в Севенне особенно глубок и долговечен.
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Хотя большинство источников написано на французском языке и не переведено, существует ряд источников на английском языке:
- Александр Дюма , Резня на Юге (1551-1815): знаменитые преступления , полный текст (электронная книга), 192 стр., дата обращения 21 сентября 2016 г. ISBN 1-40695-136-6
- Генри Мартин Бэрд (1890). Камизарское восстание французских протестантов . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма. [перепечатка статьи в: «Документы Американского общества истории церкви» (1889 г.)]
- Его Величество Бэрд (1895 г.), гугеноты и отмена Нантского эдикта ISBN 1-59244-636-1 [ 12 ]
- Кристиан Мюлинг: Европейские дебаты о религиозной войне (1679-1714). Конфессиональные воспоминания и международная политика в эпоху Людовика XIV (Публикации Института европейской истории Майнца, 250) Геттинген, Ванденхук и Рупрехт, ISBN 9783525310540 , 2018.
- Эжен Боннемер (1882). Драконады: История Камисардов (на французском языке). Париж: Э. Денто.
- Филипп Жутар (2015). Les Camisards (на французском языке). Париж: Издания Gallimard. ISBN 978-2-07-258367-4 .
- Наполеон Пейра (1842 г.). История отцов-пустынников: от революции Нантского эдикта до Французской революции, 1685-1789 гг . [ нужна полная цитата ]
- Роберт Луи Стивенсон (1879), Путешествие с ослом по Севеннам . Туристическая литература. [ нужен лучший источник ]
- Брайан Юджин Стрейер (2001). Гугеноты и камизарды как чужаки во Франции, 1598-1789: борьба за религиозную терпимость . Льюистон, Нью-Йорк: Э. Меллен Пресс. ISBN 978-0-7734-7370-6 .
- Сэмюэл Резерфорд Крокетт (1903), «Цветок кукурузы» . Историческая фантастика.† [ нужен лучший источник ]
- Восстание протестантов Севенн с некоторыми сведениями о гугенотах в семнадцатом веке, автор Брей, миссис (Анна Элиза), 1790–1883 гг. [ 13 ]
- Мемуары о Севеннских войнах под командованием полковника Кавалье: в защиту протестантов, преследуемых в этой стране. : И о мире, заключенном между ним и маршалом Д. Вилларским. : О его конференции с королем Франции после заключения мира. : С письмами по этому поводу от маршала Виллара и государственного секретаря Шамийяра: : А также карта с описанием мест, упомянутых в книге. Кавалье, Жан, 1681–1740 гг. [ 14 ]
- Кавалье и Камизарды [ 15 ]
† История начинается с союзных армий в Намюре после битвы при Бленхейме в 1704 году , а затем действие переносится на Кос-дю-Ларзак (глава IV).
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Полная история Camisards (на французском языке, некоторые разделы также на английском языке).
- Regordane Info - независимый портал The Regordane Way или St Gilles Trail (на английском и французском языках)
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Jump up to: а б с д и ж Берсье 2016 .
- ^ Jump up to: а б с Шлегель 2008 .
- ^ Антуан Кур де Жеблен (2009), История проблем Севенн или война Камисаров во время правления Людовика Великого , перепечатка оригинального текста, напечатанного в 1760 году. Издания Lacour-Ollé, Nîmes (на французском языке). [1]
- ^ Jump up to: а б с д и Роллан, Пьер. «Война камисардов» . Camisards.net . 48160 Сен-Мартен-де-Бубо: Ассоциация по изучению и исследованию камизардов. Архивировано из оригинала 10 ноября 2016 г. Проверено 30 августа 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Пьер-Жан Руфф, 2008. Храм дю Рув: место памяти Камисаров. Издания Lacour-Ollé, Ним.
- ^ Ана Элиза Брей (1870), Восстание протестантов Севенн, с некоторыми сведениями о гугенотах в семнадцатом веке . Джон Мюррей, Лондон. [2]
- ^ Гислен Бори, Династия Рувьеров из Фрессине-де-Лозер. Деревенские элиты в протестантских Севеннах по неопубликованному архиву (1403-1908) , т. е. 1: Хроника , т. 1. 2: Опись , Сет, Les Nouvelles Presses du Languedoc, 2011 г., http://sites.google.com/site/dynastierouviere/
- ^ Jump up to: а б с Берсье, Эжен. «Ход войны 1702-1704 гг.» . Виртуальный музей протестантизма . Фонд пастера Эжена Берсье . Проверено 30 августа 2016 г.
- ^ Лабори, Лайонел (2019). Французские пророки . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/odnb/9780198614128.013.109707 . ISBN 978-0-19-861412-8 . Проверено 6 сентября 2019 г.
Французские пророки (действ. 1706–1750 гг.) были противоречивым милленаристским движением, возникшим в Англии в 1706 году и предвосхитившим евангелическое пробуждение 1730-х годов.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Филипп Жутар, Les Camisards, Gallimard 1976, переиздано в сборнике. История фолио в 1994 г., стр. 217-219.
- ^ Jump up to: а б Филипп Жутар, Легенда о Камисарах, NRF Gallimard, 1977, стр. 355
- ^ Бэрд, Генри Мартин (1895). Гугеноты и отмена Нантского эдикта . Нью-Йорк: сыновья К. Скрибнера. п. 450 . Проверено 14 сентября 2018 г.
- ^ Брей, Анна Элиза (1870). Восстание протестантов Севенн с некоторыми сведениями о гугенотах в семнадцатом веке . Лондон: Дж. Мюррей . Проверено 16 сентября 2018 г.
- ^ Кавалер, Жан (1726). Мемуары о Севеннских войнах под командованием полковника Кавалье: в защиту протестантов, преследуемых в этой стране. : И о мире, заключенном между ним и маршалом Д. Вилларским. : О его конференции с королем Франции после заключения мира. : С письмами по этому поводу от маршала Виллара и государственного секретаря Шамийяра: : А также карта с описанием мест, упомянутых в книге . Лондон: Отпечатано для Дж. Стивенса … Проверено 16 сентября 2018 г.
- ^ «Кавалер и Камисары» . Эдинбургское обозрение или критический журнал . 104 : 123–160. Июль–октябрь 1856 г. Проверено 16 сентября 2018 г.
- Ссылки
- Берсье, Юджин. «Камизары» . Виртуальный музей протестантизма . Фонд пастора Эжена Берсье . Проверено 29 августа 2016 г.
- Шлегель, Дуг (2008). «Камизары» . Лебен: Журнал реформационной жизни . 4 (4). Архивировано из оригинала 27 августа 2016 г. Проверено 21 сентября 2016 г.