Николя Фатио де Дюйе
Николя Фатио де Дюйе | |
---|---|
![]() Портрет неизвестного художника из собрания Женевской библиотеки. [1] | |
Рожденный | |
Умер | 10 мая 1753 г. Мэдресфилд , Вустершир , Англия | (89 лет)
Национальность | Женевская Республика [2] |
Альма-матер | Женевский университет |
Известный | Зодиакальный свет , теория гравитации Лесажа , драгоценности. |
Научная карьера | |
Поля | Математика, астрономия, физика, часовое дело. |
Научные консультанты | Жан-Робер Шуэ |
Николя Фатио де Дюйе FRS (также пишется Фаччо или Фасио ; 16 февраля 1664 — 10 мая 1753) был математиком, натурфилософом , астрономом, изобретателем и религиозным активистом. Фатио родился в Базеле, Швейцария, в основном вырос в тогдашней независимой Женевской республике, гражданином которой он был, прежде чем провести большую часть своей взрослой жизни в Англии и Голландии. Фатио известен своим сотрудничеством с Джованни Доменико Кассини по правильному объяснению астрономического явления зодиакального света , изобретением «толкающей» или «теневой» теории гравитации , своим тесным сотрудничеством как с Христианом Гюйгенсом , так и с Исааком Ньютоном , [3] и за его роль в полемике по исчислению Лейбница-Ньютона . Он также изобрел и разработал первый метод изготовления подшипников для драгоценных камней для механических часов.
Избранный членом Лондонского королевского общества в возрасте 24 лет, Фатио так и не достиг того положения и репутации, которые обещали его ранние достижения и связи. В 1706 году он вступил в милленаристскую религиозную секту, известную в Лондоне как « французские пророки », а в следующем году его приговорили к позорному столбу за подстрекательство к мятежу из-за его роли в публикации пророчеств Эли Мариона, лидера этой секты. секта. Фатио путешествовал с французскими пророками в качестве миссионера, дойдя до Смирны, а затем вернулся в Голландию в 1713 году и, наконец, поселился в Англии. Его крайние религиозные взгляды нанесли ущерб его интеллектуальной репутации, но Фатио продолжал заниматься технологическими, научными и теологическими исследованиями до своей смерти в возрасте 89 лет.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Семейное прошлое
[ редактировать ]Николя Фатио родился в Базеле , Швейцария, в 1664 году в семье, родом из Италии и поселившейся в Швейцарии после протестантской Реформации . Одним из его двоюродных братьев был злополучный женевский политический реформатор Пьер Фатио . Николя был седьмым из девяти детей (двух братьев и семи сестер) Жана-Батиста и Катрин Фатио, урожденной Барбо. [4] Жан-Батист унаследовал значительное состояние, полученное от интересов своего отца в добыче железа и серебра, и в 1672 году он перевез семью в поместье, которое он купил в Дюйе , примерно в двадцати километрах от города Женева. [4] Жан-Батист, набожный кальвинист, хотел, чтобы Николя стал пастором, тогда как Екатерина, лютеранка, хотела, чтобы он нашел место при дворе протестантского немецкого принца. [4] Вместо этого молодой Николас занялся научной карьерой.
Старший брат Николя, Жан Кристоф Фатио , был избран членом Королевского общества 3 апреля 1706 года. [5] Жан Кристоф опубликовал в журнале Philosophical Transactions описание солнечного затмения, которое он наблюдал в Женеве 12 мая того же года . [5] Он умер в Женеве 18 октября 1720 года. [5] Жан Кристоф был женат в 1709 году на Екатерине, дочери Жана Гассана Форкалькье из Прованса. Завещание Екатерины было подтверждено в Лондоне в марте 1752 года. [6] Сам Николя никогда не был женат. [5] [4]
Образование и покровительство
[ редактировать ]
Николя Фатио получил начальное образование в Женевском колледже , а затем в 1678 году поступил в Женевскую академию (ныне Женевский университет ), где оставался до 1680 года. [5] В Академии он попал под влияние ректора Жана-Робера Шуэ , видного картезианца . [3] Еще до восемнадцати лет Фатио написал директору Парижской обсерватории астроному Джованни Доменико Кассини , предлагая новый метод определения расстояний до Солнца и Луны от Земли, а также объяснение формы колец Сатурн . При поддержке Шуэ весной 1682 года Фатио отправился в Париж и был тепло принят Кассини. [5]
В том же году Кассини представил свои выводы об астрономическом явлении зодиакального света . Фатио повторил наблюдения Кассини в Женеве в 1684 году, а в 1685 году он предложил важное развитие теории Кассини, о котором Шуэ сообщил в мартовском номере журнала Nouvelles de la republique des lettres за 1685 год . [3] Собственная книга Фатио Lettre à M. Cassini touchant une lumière extraordinaire qui paroît dans le Ciel depuis quelques années («Письмо г-ну Кассини о необычайном свете, появившемся на небесах в течение нескольких лет») было опубликовано в Амстердаме в 1686 году. Там Фатио правильно объяснил зодиакальный свет как солнечный свет, рассеянный межпланетным пылевым облаком («зодиакальным облаком»), охватывающим плоскость эклиптики .
глаза Затем Фатио изучил расширение и сужение зрачка . Он описал волокна передней сосудистой оболочки глаза и сосудистой оболочки глаза в письме Эдме Мариотту статью от 13 апреля 1684 года. В том же году он опубликовал в Journal des sçavans о том, как улучшить изготовление линз для объективов телескопов . [7]
Также в 1684 году Фатио встретил пьемонтского графа Фенила, который, оскорбив герцога Савойского и короля Франции , укрылся в доме деда Фатио по материнской линии в Эльзасе , а затем в Дюйе. Фенил рассказал Фатио о своем плане организовать рейд на пляж Схевенингена с целью похитить голландского принца Вильгельма Оранского . [5] Фениль показал Фатио письмо маркиза де Лувуа , французского государственного секретаря, одобряющее похищение, предлагающее помилование короля в качестве вознаграждения за успешное завершение операции и прилагающее заказ на деньги. Фатио выдал заговор Фенила Гилберту Бернету , которого он затем сопровождал в Голландию в 1686 году, чтобы предупредить принца Уильяма. [3]
Карьера в Голландии и Англии
[ редактировать ]В Голландии Фатио встретил Христиана Гюйгенса , с которым он начал сотрудничать над математическими проблемами, касающимися нового исчисления бесконечно малых . Вдохновленный Гюйгенсом, Фатио составил список исправлений к опубликованным работам по дифференциации Эренфрида Вальтера фон Чирнхауса . [3] Голландские власти хотели наградить Фатио, за чьи математические способности ручался Гюйгенс, профессорской должностью. [4] Хотя эти планы были отложены, Фатио весной 1687 года получил разрешение посетить Англию.
Фатио прибыл в Англию в июне 1687 года, неся с собой убеждение, что двумя величайшими из ныне живущих натурфилософов были Роберт Бойль «за подробности его экспериментов, касающихся земных тел», и Христиан Гюйгенс «за физику в целом, прежде всего в этих областях». в котором он связан с математикой». [8] Фатио надеялся заручиться покровительством Бойля. [3] и в Лондоне он вскоре познакомился с Джоном Уоллисом , Джоном Локком , Ричардом Хэмпденом и его сыном Джоном Хэмпденом , среди других важных фигур, связанных с партией вигов .
Фатио разработал новые решения «задачи обратного тангенса» (т. е. решения обыкновенных дифференциальных уравнений ) и был представлен Королевскому обществу Анри Жюстелом . [5] Ньютона Он начал посещать собрания Общества в июне того же года, узнав таким образом о предстоящей публикации «Начал» . Зимой 1687 года Фатио отправился в Оксфордский университет , где сотрудничал с Эдвардом Бернардом , савильским профессором астрономии , в исследовании единиц измерения, использовавшихся в древнем мире. [4]
Участие в Королевском обществе
[ редактировать ]
когда Фатио было всего 24 года, он был избран членом Королевского общества . 2 мая 1688 года, [5] доклад о механическом объяснении гравитации В том же году Фатио представил Королевскому обществу Исаака Ньютона по вселенскому тяготению. Гюйгенсом, в котором он попытался связать теорию Гюйгенса с работой [3] Личные перспективы Фатио, казалось, еще больше улучшились в результате Славной революции 1688–1689 годов, которая ознаменовала господство вигов и завершилась свержением парламентом католического короля Якова II и передачей английского престола совместно протестантской дочери Якова Марии и ее муж, голландский принц Вильгельм Оранский . [4] Фатио также имел возможность укрепить свою интеллектуальную репутацию во время визита Гюйгена в Лондон летом 1689 года. [5]
Фатио встретил Ньютона, вероятно, впервые, на заседании Королевского общества 12 июня 1689 года. Ньютон и Фатио вскоре стали друзьями, и Ньютон даже предложил разделить комнаты в Лондоне, пока Ньютон присутствовал на послереволюционной сессии парламента. в котором он был избран членом Кембриджского университета . [3] В 1690 году Фатио написал Гюйгенсу, изложив свое собственное понимание физической причины гравитации, которое позже стало известно как « теория гравитации Лесажа ». [7] [9] [10] Вскоре после этого он прочитал свое письмо Гюйгенсу перед Королевским обществом. Теория Фатио, над которой он продолжал работать до самой смерти, основана на мельчайших частицах, текущих в пространстве и давящих на грубые тела. Эту идею Фатио, вероятно, частично вывел из своего успешного объяснения зодиакального света как солнечного света, рассеянного облаком мелких частиц. пыль, окружающая Солнце. [5]
Фатио отклонил предложение Ньютона проживать в Кембридже в качестве его помощника, вместо этого добиваясь академического продвижения в Нидерландах. [5] Весной 1690 года он отправился в Гаагу в качестве наставника двух племянников Джона Хэмпдена. [5] Там Фатио поделился с Гюйгенсом составленным им списком опечаток к «Началам» Ньютона . Фатио и Гюйгенс совместно работали над проблемами, связанными с дифференциальными уравнениями, гравитацией и оптикой. В это время Гюйгенс поделился с Готфридом Лейбницем некоторыми работами Фатио по дифференциальным уравнениям. Фатио вернулся в Лондон в сентябре 1691 года после смерти одного из своих учеников. [3] Он безуспешно боролся за должность профессора астрономии в Оксфорде, должность, которая осталась вакантной после смерти его друга Эдварда Бернарда. [4]

Фатио убедил Ньютона написать новый трактат об общем методе интегрирования , De Squaretura Curvarum . [3] Первоначально он также рассчитывал сотрудничать с Ньютоном над новым изданием « Начал» , которое будет включать механическое объяснение гравитации Фатио. К концу 1691 года Фатио понял, что Ньютон не будет продолжать этот проект, но он все еще надеялся сотрудничать с Ньютоном над исправлениями текста « Начал» . [4] В письме Гюйгенсу Фатио писал по поводу этих исправлений: «Возможно, я сделаю это сам, поскольку я не знаю никого, кто бы так хорошо и досконально понимал большую часть этой книги, как я». [11]
Роль в ссоре Ньютона с Лейбницем
[ редактировать ]В результате чтения «О квадратуре кривизны » Ньютона Фатио убедился, что Ньютон в течение некоторого времени имел полное понимание дифференциального и интегрального исчисления, что сделало собственные математические открытия Фатио излишними. Об этом он сообщил Гюйгенсу в 1692 году. [3] В 1696 году Иоганн Бернулли , близкий соратник Лейбница, поставил проблему брахистохроны как вызов математикам, которые утверждали, что понимают новое исчисление. Проблема была решена Лейбницем, Чирнхаусом, Лопиталем , Якобом Бернулли и Ньютоном. В 1699 году Фатио опубликовал Lineæ brevissimæ descensus Researchatio Geometry Duplex, Cui Addita est ResearchGeometrica Solidi rotundi in quo Minima Fiat Resistentia («Двойное геометрическое исследование линии кратчайшего спуска, к которому добавлено геометрическое исследование твердого тела революция , создающая минимальное сопротивление»), брошюра, содержащая его собственные решения брахистохроны и другой проблемы, рассмотренной Ньютоном во второй книге «Начал» ( см. проблему минимального сопротивления Ньютона ), в том, что сейчас называется « вариационным исчислением». ".
В своей книге Фатио обратил внимание на свою собственную оригинальную работу по исчислению 1687 года, подчеркнув при этом абсолютный приоритет Ньютона и поставив под сомнение утверждения Лейбница и его последователей. [4]
Я признаю, что Ньютон был первым и на многие годы старейшим изобретателем этого исчисления: заимствовал ли Лейбниц, второй изобретатель, что-нибудь у него, я предпочитаю, чтобы это суждено было не мне, а тем, кто видел письма Ньютона и другие его рукописи. Ни молчание более скромного Ньютона, ни активные усилия Лейбница, повсеместно приписывающего изобретение исчисления себе, не будут иметь никакого значения для любого человека, который исследует эти статьи, как это сделал я.
- Фатио, Lineæ brevissimae (1699), с. 18 [12]
Это вызвало гневную реакцию Иоганна Бернулли и Лейбница в Acta Eruditorum . признал Лейбниц подчеркивал, что сам Ньютон в своих «Началах» независимое открытие Лейбницем математического анализа. [13] Ответ Фатио своим критикам был наконец опубликован в сокращенной форме в 1701 году. [5] Фатио также переписывался по истории исчисления и по своей собственной теории гравитации с Якобом Бернулли, который к тому времени расстался со своим братом Иоганном. [4] Работы Фатио по истории исчисления часто называют предшественниками ожесточенного спора о приоритетах , который разгорелся между Ньютоном и Лейбницем в 1710-х годах, после того как шотландский математик Джон Кейлл фактически обвинил Лейбница в плагиате. [14]
Вклад в часовое дело
[ редактировать ]
В 1690-х годах Фатио открыл метод прокалывания небольшого и округленного отверстия в рубине с помощью алмазного сверла. Такие пронизанные рубины могут служить в качестве подшипников для драгоценных камней в механических часах , уменьшая трение и коррозию внутреннего механизма часов и тем самым повышая точность и срок службы. Фатио безуспешно пытался заинтересовать парижских часовщиков своим изобретением. [15] Вернувшись в Лондон, Фатио стал партнером братьев -гугенотов Питера и Якоба Дебофр (или «де Бофре»), которые держали успешную часовую мастерскую на Черч-стрит в Сохо . [16] В 1704 году Фатио и Дебофры получили четырнадцатилетний патент (№ 371) на исключительное использование в Англии изобретения Фатио, касающегося рубинов. [5] Позже они безуспешно попытались распространить действие патента на «единственное применение драгоценных и более распространенных камней в часах». [15] [17]
В марте 1705 года Фатио выставил образцы часов, украшенных таким образом, Королевскому обществу. [5] Переписка Исаака Ньютона показывает, что в 1717 году Фатио согласился изготовить часы для Ричарда Бентли в обмен на оплату 15 фунтов стерлингов, а в 1724 году он попросил у Ньютона разрешения использовать имя Ньютона в рекламе своих часов, украшенных драгоценными камнями. [18] Метод Фатио для пробивания рубинов оставался особенностью английского часового производства до тех пор, пока он не был принят на континенте в 1768 году Фердинандом Берту . [19] Ювелирные подшипники до сих пор используются в роскошных механических часах.
Алхимическая работа
[ редактировать ]Современный историк алхимии Уильям Р. Ньюман считает Фатио главным алхимическим соратником Ньютона на протяжении долгой карьеры Ньютона в этой области. [20] Ньютон и Фатио активно переписывались по алхимии между 1689 и 1694 годами. Оба человека в первую очередь интересовались хризопеей и расшифровкой рецептов приготовления философского камня , которые циркулировали в частном порядке в кругах адептов алхимии. Их также интересовало приготовление медицинских средств. Фатио выступал посредником между Ньютоном и франкоговорящим алхимиком, жившим в Лондоне. Современные ученые предварительно идентифицировали этого алхимика-гугенота как господина де Тени, капитана пехотного полка под командованием полковника Франсуа Дюпюи де Камбона, который сражался вместе с Вильгельмом III во Фландрии во время Девятилетней войны . [21]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]К лету 1694 года Фатио был нанят наставником у Риотесли Рассела , наследника герцога Бедфорда , на эту должность его рекомендовал Локк. [4] Фатио сопровождал своего ученика в Оксфорд , а в 1697–1698 годах — в Голландию. [4] Фатио был в Швейцарии в 1699, 1700 и 1701 годах. [22] В Дюйе он примирился со своим отцом и сотрудничал со своим братом Жаном-Кристофом в обследовании гор вокруг озера Леман . В это время Фатио начал глубокое изучение пророческих книг Библии. [5]
Участие в «французских пророках»
[ редактировать ]Вернувшись в Лондон, Фатио работал репетитором по математике в Спиталфилдсе . В 1706 году он начал сотрудничать с Камисарами , радикальными протестантскими изгнанниками («гугенотами»), бежавшими из Франции во время религиозных войн в этой стране. [5] Фатио привязался к милленаристской группе, известной как «французские пророки», проповедовавшей надвигающееся разрушение и суд. В 1707 году Эли Марион, Жан Дауде и Фатио предстали перед королевской скамьей по обвинениям, выдвинутым против них основными гугенотскими церквями в Лондоне. Это судебное преследование за подстрекательство к мятежу было поддержано британским правительством, которое подозревало французских пророков в разработке политического плана.

Марион, Дауде и Фатио были признаны виновными в подстрекательстве к мятежу и приговорены к позорному столбу . 2 декабря Фатио стоял на эшафоте в Чаринг-Кросс с надписью на шляпе, гласившей:
Николя Фатио осужден за пособничество и поддержку Элиаса Мариона в нечестивых и поддельных пророчествах, а также за то, что они были напечатаны и опубликованы, чтобы напугать народ королевы. [7]
Под влиянием герцога Ормонда , чьего брата, лорда Аррана , Фатио был наставником, он был защищен от насилия толпы. [4]
Фатио был среди тех, кто верил в пророчество о том, что Томас Эмес воскреснет из мертвых, что вызвало насмешки и осуждение даже со стороны его собственного брата. В 1711 году Фатио отправился в Берлин , Галле и Вену в качестве миссионера французских пророков. Вторая миссия в 1712–1713 годах привела его в Стокгольм , Пруссию , Галле, Константинополь , Смирну и Рим. [4] Затем Фатио переехал в Голландию, где написал отчеты о своих миссиях и пророчествах, сделанных во время них. Некоторые из этих отчетов на французском и латинском языках были опубликованы в 1714 году. [5]
Дальнейшая интеллектуальная работа
[ редактировать ]Вернувшись в Лондон, Фатио снова связался с Королевским обществом, президентом которого с 1704 года был его старый друг сэр Исаак Ньютон. В 1717 году Фатио представил серию статей о прецессии равноденствий и изменении климата — вопросах, которые он рассматривал с как с научной, так и с милленаристской точки зрения. [5] Весной того же года он переехал в Вустер , где завел несколько близких друзей и занялся научными занятиями, алхимией и изучением каббалы . Фатио проведет остаток своей жизни в Вустере и близлежащем Мэдресфилде .
После смерти Исаака Ньютона в 1727 году Фатио сочинил поэтический гимн ( эклогу ) о гении Ньютона, написанный на латыни и опубликованный в 1728 году. По мнению современного ньютоноведа Роберта Илиффа, это «самый интересный поэтический ответ Ньютону». [23]
В 1732 году Фатио сотрудничал с племянником и душеприказчиком Ньютона Джоном Кондуиттом в проектировании погребального памятника Ньютону в Вестминстерском аббатстве и составлении надписи для него. [23] В то время Фатио также обратился за помощью к Кондуитту в своей попытке (которая в конечном итоге не увенчалась успехом) получить запоздалую награду за спасение принца Оранского от заговора по похищению графа Фенила. Фатио также безуспешно искал поддержки Кондуитта для публикации своей теории гравитации «отталкивающей тени», над которой он работал более сорока лет. [23]
Смерть
[ редактировать ]Фатио умер 28 апреля или 12 мая 1753 г. [24] в Мэдресфилде, в возрасте 89 лет. Похоронен в церкви Святого Николая, Вустер, [25] ныне обезглавлен. Его соотечественник Жорж-Луи Лесаж позже приобрел многие из его научных работ, которые вместе с работами Лесажа сейчас находятся в Женевской библиотеке .
Наследие
[ редактировать ]Изобретения
[ редактировать ]
На протяжении своей долгой жизни Фатио предлагал и разрабатывал различные технологические инновации. Несомненно, самым значительным из них был ювелирный подшипник , который до сих пор используется в производстве роскошных механических часов. Но усилия Фатио как изобретателя простирались во многие области, помимо часового дела.
Чтобы оптимизировать улавливание солнечной энергии и тем самым повысить урожайность сельского хозяйства, Фатио предложил построить наклонные стены для фруктов , расположенные под точным углом, чтобы максимизировать сбор тепла от солнечного света. Руководя строительством таких стен в замке Бельвуар , он в 1699 году опубликовал иллюстрированный трактат, в котором описывалось его изобретение и содержались теоретические соображения о солнечном излучении. [5] Эта работа появилась с одобрения Королевского общества. [26] Фатио также предложил механизм слежения , который мог бы поворачиваться, следуя за Солнцем. [27] На смену таким идеям пришло развитие современных теплиц .
К каталогу изобретений Фатио следует добавить его ранние работы по улучшению шлифовки линз для объективов телескопов , а также его более поздние предложения по использованию движения корабля для измельчения зерна, пиления, поднятия якорей и подъема такелажа. Он также сконструировал корабельную обсерваторию и измерил высоту гор, окружающих Женеву, спланировав, но так и не закончив, подробную карту Лак-Леман.
Гравитация с отталкивающей тенью
[ редактировать ]
Фатио считал, что его величайшей работой было объяснение ньютоновской гравитации с точки зрения столкновений между обычной материей и эфирными корпускулами, быстро движущимися во всех направлениях. [7] Фатио был мотивирован более ранней работой Гюйгенса по «механическому» объяснению гравитации с точки зрения контактных взаимодействий между обычной материей и эфиром. [29] и, возможно, также благодаря успеху его объяснения зодиакального света как солнечного света, рассеянного межпланетным облаком мелких частиц. [5] Необходимость сделать столкновения между обычной материей и эфирными корпускулами неупругими подразумевала, что эфирные корпускулы Фатио также должны оказывать сопротивление движению небесных тел. Таким образом, Фатио не смог заинтересовать Гюйгенса (который верил в сохранение vis viva ) своим предложением. [30] Гюйгенс, возможно, также счел теорию Фатио несвойственной, потому что она предполагала пустое пространство, в котором движутся эфирные корпускулы, - точка зрения, противоречащая пленизму Гюйгенса и Лейбница , которые представляли эфир как жидкость, пронизывающую все пространство. [29]
Обнаружив, что сопротивление лобовому сопротивлению пропорционально произведению скорости и плотности эфирных корпускул, в то время как гравитационное притяжение пропорционально плотности и квадрату скорости корпускул, Фатио пришел к выводу, что сопротивление можно сделать пренебрежимо малым, если уменьшение плотности при увеличении скорости. [29] Однако, несмотря на некоторый первоначальный энтузиазм Ньютона и Галлея, теория гравитации Фатио вскоре была предана забвению, и Ньютон отказался от всех попыток объяснить гравитацию с точки зрения контактных взаимодействий. [30]
Фатио переписывался о своей теории с Якобом Бернулли в 1700 году и продолжал пересматривать и продвигать свою теорию до конца своей жизни, но так и не опубликовал эту работу. [29] Копия рукописи Фатио привлекла внимание женевского математика Габриэля Крамера , который в 1731 году опубликовал диссертацию, содержащую краткое изложение теории Фатио, без указания авторства. [29] Другой женевец, Жорж-Луи Ле Саж , независимо заново открыл ту же идею, прежде чем Крамер познакомил его с работами Фатио в 1749 году. [29] С тех пор соответствующая теория стала широко известна как « теория гравитации Лесажа ».
Успех кинетической теории газов способствовал возрождению интереса к теории Фатио-Ле Сажа во второй половине XIX века. В 1878 году Джеймс Клерк Максвелл охарактеризовал ее как «единственную теорию причины гравитации, которая настолько развита, что ее можно атаковать и защищать». [31] Другим ведущим физиком, серьезно отнесшимся к этой теории, был нобелевский лауреат Дж. Дж. Томсон . [32]
Отчет Фатио о своей теории гравитации был наконец опубликован в 1929 году в издании, подготовленном немецким историком математики Карлом Боппом . [28] а затем снова независимо в 1949 году Бернаром Ганнебеном, хранителем рукописей Женевской библиотеки. [7] [9] Несмотря на то, что современный научный консенсус состоит в том, что теория Фатио-Ле Сажа непригодна для объяснения гравитации, описанный им процесс действительно приводит к возникновению силы притяжения, обратного квадрату между частицами, погруженными в редкую среду при более высокой температуре. Джордж Гамов предположил в 1949 году, что такая «ложная гравитация» могла сыграть роль в формировании галактик после Большого взрыва . [33] А. М. Игнатов показал в 1996 году, что аналогичный процесс вызывает притяжение между пылинками в пылевой плазме . [34]
Культурные ссылки
[ редактировать ]Женевский натуралист Жан Сенебье , написавший через тридцать лет после смерти Фатио, заявил, что
Этот человек был другом Ньютона , Гюйгенса , Якоба Бернулли ; который научился у Ньютона исчислению бесконечно малых и научил ему Муавра ; который, будучи связан с Лейбницем и Иоганном Бернулли , перешёл им дорогу, приняв сторону против Лейбница в его споре по поводу изобретения высшего исчисления . Этот человек, прославленный своими многочисленными титулами, сегодня почти не известен в Литературной республике , или, по крайней мере, он нигде не цитируется и не упоминается в истории наук, которые он так успешно развивал.
— Литературная история Женевы , вып. III (1786), стр. 155–65
Две научные биографии Исаака Ньютона, опубликованные в 20 веке, » Фрэнка Э. Мануэля ( «Портрет Исаака Ньютона 1968) и Ричарда С. Вестфолла ( «Никогда не отдыхает» 1980), подробно рассматривают личные отношения между Фатио и Ньютоном. Мануэль и Вестфолл предположили, что в привязанности между обоими мужчинами мог быть сентиментальный или сексуальный элемент. [35] [36] и что нервный срыв Ньютона в 1693 году мог быть связан с разрывом этих отношений. [37] [38] Похожая интерпретация появляется в Майкла Уайта популярной биографии «Исаак Ньютон: Последний волшебник» (1997). [39] С другой стороны, историк Скотт Мандельброт пишет:
Я не вижу никаких оснований ни в предположении [Мануэля и Вестфолла], что поведение Ньютона в 1693 году могло быть связано с развитием его отношений с Фатио, ни в том мнении, что их дружба была основана на сексуальном влечении, независимо от того, осуществилось оно или нет [...] Это интерпретация во многом основана на преувеличении комментариев Ньютона в одном письме. [40]
Суждение Мандельброта нашло поддержку в более поздних работах профессиональных историков, специализирующихся на Ньютоне, включая Роберта Илиффа. [3] и Уильям Р. Ньюман . [20] По словам Ньюмана,
Любая попытка связать «психическое расстройство» Ньютона с резким разрывом с Фатио примерно во время писем Пепису и Локку больше не может быть одобрена. Фактически, нельзя избежать подозрения, что предыдущие авторы о Ньютоне, возможно, слишком драматизировали как его реакцию на Фатио, так и его странное поведение в 1693 году. [41]
Связь Фатио с Ньютоном рассматривается в нескольких произведениях исторической фантастики. Он появляется как второстепенный персонаж в романе Майкла Уайта «Равноденствие» (2006), в Нила Стивенсона трилогии «Цикл барокко» (2003–04) и в Грегори Киза серии романов «Эпоха безумия» (1998–2001).
Работает
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]Фатио был автором следующих работ, изданных в виде книг при его жизни:
- Epistola de mari æneo Solomonis Соломона («Письмо о медном море »), в книге Эдварда Бернарда De Mensuris et Ponderibus antiquis Libri tres («О древних мерах и весах в трех книгах »), 8vo, Оксфорд, 1688 г.
- спуска, к которому добавлено геометрическое исследование тела вращения, Двойное геометрическое исследование линии кратчайшего вызывающего наименьшее сопротивление сопротивления »), 4to, Лондон, 1699 г.
- Фруктовые стены улучшились, наклонив их к горизонту , член Королевского общества (подпись NFD), 4to, Лондон, 1699 г.
- Нет. Faecius Duillerii Neutonus. Эклога («Ньютон Н. Фатио де Дюйе. Эклога »), 8vo, Оксфорд, 1728 г.
- Навигация улучшилась: это был главным образом метод определения широты на море, а также на суше, путем определения соответствующих высот с учетом времени между наблюдениями , след., Лондон, 1728 г.
Вместе с Жаном Аллю, Эли Марионом и другими « французскими пророками » Фатио издал пророчество под названием « План правосудия Бога на земле в последние дни и в будущем » «План Божьего правосудия на земле в эти последние дни и освобождения человека от греха» 2 части, 8vo, 1714 г., латинская версия которого появилась в том же году.
Периодические издания
[ редактировать ]В периодических изданиях Фатио публиковал следующие работы:
- Письмо о способе изготовления ванн для работы с объективами телескопов («Письмо о способе изготовления ванн для шлифовки объективов телескопов»), Journal des sçavans , Париж, 1684 г.
- , который появился на небесах в течение нескольких лет Письмо г-ну Кассини о необычайном свете , в книге Жана Леклера « Всемирная и историческая библиотека» , «Полет». III, Амстердам, 1686 г.
- Размышления о методе нахождения тангенсов некоторых кривых, недавно опубликованные в книге под названием Medicina Mentis («Размышления о методе нахождения тангенсов некоторых кривых, недавно опубликованные в книге под названием Medicina Mentis »), Универсальная и историческая библиотека , том. В, 1687 г.
- из его ответа на отрывки из письма Иоганна Бернулли Отрывки , Acta Eruditorum , Лейпциг, 1700 г.
- «Письмо своему брату Жану Кристофу Фатио, доказывающее его решение проблемы тела революции, вызывающего наименьшее сопротивление»), Philosophical Transactions , vol. 28, с. 172–6, 1713 г.
- «Четыре теоремы с их демонстрацией для точного определения параллакса Солнца », Miscellanea curiosa mathematica , vol. II, нет. 1 (Лондон, 1745 г.)
Фатио также публиковал статьи по астрономии и древнееврейским единицам измерения почти во всех номерах журнала Gentleman's Magazine за 1737–38 годы.
Рукописи
[ редактировать ]После своей смерти Фатио оставил ряд рукописей, часть из которых перешла в руки доктора Джеймса Джонстона из Киддерминстера . Другие были приобретены профессором Жоржем-Луи Ле Сажем из Женевы, который собрал большую коллекцию писем Фатио, которая сейчас находится в Библиотеке Женевы . [7] хранится несколько документов и писем Фатио. В Британской библиотеке Среди них — латинская поэма под названием N. Facii Duellerii Auriacus Throno-servatus Н. Фатио де Дюйе (« Оранжевый трон сохранился», Addit. MS. 4163), содержащая повествование о заговоре графа Фенила против принца Вильгельма Оранского , а также описание украшенных драгоценными камнями часов Фатио. Серия писем сэру Гансу Слоану (ib. 4044) датируется с 1714 по 1736 год. Другие его письма находятся в fasciculus 2 C. Hugenii aliorumque seculi xvii. virorum celebrium Упражнения по математике и философии , 4to, Гаага,
Посмертные публикации
[ редактировать ]Некоторые письма Фатио были включены в тома переписки « Oeuvres complètes » («Полное собрание сочинений») Христиана Гюйгенса (опубликованного между 1888 и 1950 годами Голландской академией наук ) и в «Переписку Исаака Ньютона» (опубликованного между 1959 и 1977 годами издательством Королевское общество ). Трактат Фатио, описывающий его работу по теории гравитации с отталкивающей тенью, распространялся при его жизни только в виде рукописи. Эта работа была опубликована спустя много времени после его смерти в двух независимых научных изданиях:
- Бопп, Карл (1929). «Вновь открытый трактат Фатио де Дюйе: De la Cause de la Pesanteur». Три исследования по истории математики . Сочинения Научного общества в Страсбурге. Де Грюйтер. стр. 19–66.
- Ганнебин, Бернар (1949). «О причине гравитации. Мемуары Николя Фатио де Дюйе, представленные Королевскому обществу 26 февраля 1690 года». Заметки и отчеты Королевского общества . 6 (2): 105–124. дои : 10.1098/rsnr.1949.0017 . S2CID 189616407 .
Несмотря на то, что издание рукописи Фатио, выпущенное Боппом, появилось двадцать лет назад, оно является более полным из двух.
Полный латинский текст эклогии Фатио о Ньютоне 1728 года вместе с английским переводом и комментариями был опубликован в:
- Фигала, Карин; Петцольд, Ульрих (1987). Фатио де Дюйе «Физика и поэзия: Эклога Ньютона о началах » . Международные архивы истории наук . 37 (119): 316–49.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Вестфолл, Ричард С. (1980). Никогда не отдыхайте: Биография Исаака Ньютона . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета . п. 494 . ISBN 978-0-521-27435-7 .
- ^ Фатио, Николя (де Дюйе) , в Историческом словаре Швейцарии .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Илифф, Роб (2012). «Слуга двух господ: Фатио де Дюйе между Христианом Гюйгенсом и Исааком Ньютоном». Ин Йоринк, Эрик; Маас, Ад (ред.). Ньютон и Нидерланды: как Исаак Ньютон создавался в Голландской республике . Амстердам: Издательство Лейденского университета. стр. 67–92. ISBN 978-90-8728-137-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Мандельброт, Скотт (2005). «Неортодоксальная карьера Николя Фатио де Дюйе». В Бруке, Джон; Маклин, Ян (ред.). Гетеродоксия в науке и религии раннего Нового времени . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 263–296 . ISBN 0-19-926897-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Мандельброт, Скотт (2004). «Фатио, Николя из Дюйе (1664–1753)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/9056 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Зарегистрировано в PCC 64, Беттсворт.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Ганнебин, Бернар (1949). "Введение". Заметки и отчеты Королевского общества . 6 (2): 105. doi : 10.1098/rsnr.1949.0017 . S2CID 189616407 .
- ^ Фейнгольд, Мордехай (2004). Ньютоновский момент: Исаак Ньютон и создание современной культуры . Нью-Йорк и Оксфорд: Публичная библиотека Нью-Йорка и издательство Оксфордского университета. п. 35. ISBN 0-19-517735-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фатио де Дюйе, Николя (1949). «Текст: О причине гравитации» . Заметки и отчеты Королевского общества . 6 (2): 125. doi : 10.1098/rsnr.1949.0018 .
- ^ Зи, Х. (1980). Теория гравитации Николя Фатио де Дюйе . Хильдесхайм: Герстенберг Верлаг. ISBN 3-8067-0862-2 .
- ^ Кембл, Джон М., изд. (1857). «Генерал Кавалер и религиозная война в Севеннах». Государственные документы и переписка: иллюстрация социального и политического состояния Европы от революции до присоединения Ганноверской палаты . Лондон: Дж. В. Паркер. стр. 426–7 .
- ^ Цитируется в Вестфолл, Ричард С. (1980). Никогда не отдыхайте: Биография Исаака Ньютона . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 713–14 . ISBN 978-0-521-27435-7 .
- ^ Acta Eruditorum (май 1700 г.), с. 203
- ^ Холл, А. Руперт (1980). Философы на войне: ссора между Ньютоном и Лейбницем . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. С. 119–20 . ISBN 0-521-52489-Х .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нелтропп, Гарри Леонард (1873). Трактат о часовом деле: прошлое и настоящее . Лондон: E. & FN Spon. стр. 237–241 .
- ^ «Известные часовщики и часовщики-гугеноты» . Прекрасные антикварные часы Говарда Уолвина . 9 октября 2015 года. Архивировано из оригинала 15 сентября 2017 года . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ Бетчер, Дэвид (16 февраля 2016 г.). «Драгоценности в часовых механизмах» . Винтажные ремешки для часов . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ Гьерцен, Дерек (1986). Справочник Ньютона . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол . стр. 198–200. ISBN 0-7102-0279-2 .
- ^ «Николя Фатио де Дюйе (1664–1753)» . Знаменитые часовщики . Фонд высокого часового искусства . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ньюман, Уильям Р. (2019). Алхимик Ньютон: наука, загадка и поиски «тайного огня» природы . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 367–395. ISBN 9780691185033 . OCLC 1055763229 .
- ^ Маддалуно, Лавиния (2019). «Четыре неопубликованных письма Николаса Фатио де Дюйе Исааку Ньютону» . Нунций 34 (3): 661–702. дои : 10.1163/18253911-03403006 . HDL : 10278/3743106 . S2CID 212916974 .
- ↑ См. его письмо в книге Уильяма Сьюарда « Анекдоты выдающихся личностей» , 4-е издание. ii. 190–215.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Илифф, Роб (2016). «Святой Исаак: ньютоновская агиография и создание гения». В Беретте, Марко; Конфорти, Мария; Маццарелло, Паоло (ред.). Реликвии ученых: мозги и останки ученых . Сагамор-Бич: Публикации по истории науки / США. стр. 93–132. ISBN 978-0-88135-235-1 .
- ^ Гент. Маг. XXIII. 248
- ^ Грин, Вустер, ii. 93–4; ср. Нэш, Вустершир, том. II. дополнение, с. 101
- ^ Кидвелл, Пегги (1983). «Николас Фатио де Дюйе и улучшенные фруктовые стены : натурфилософия, солнечная радиация и садоводство в Англии конца семнадцатого века». Сельскохозяйственная история . 57 (4): 403–415. JSTOR 3742632 .
- ^ Бутти, Кен; Перлин, Джон (1981). Золотая нить (2500 лет солнечной архитектуры и технологий) . Ван Ностранд Рейнхольд. стр. 42–46 . ISBN 0-442-24005-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бопп, Карл (1929). «Вновь открытый трактат Фатио де Дюйе: De la Cause de la Pesanteur». Три исследования по истории математики . Сочинения Научного общества в Страсбурге. Де Грюйтер. стр. 19–66.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж ван Лунтерен, Франс (2002). «Николя Фатио де Дюйе о механической причине всемирного тяготения». В Эдвардсе, Мэтью Р. (ред.). Продвигая гравитацию: новые перспективы теории гравитации Лесажа . Монреаль: Апейрон. стр. 41–59. ISBN 0-96-836897-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Розенфельд, Леон (1969). «Взгляды Ньютона на эфир и гравитацию». Архив истории точных наук . 6 : 29–37. дои : 10.1007/BF00327261 . S2CID 122494617 .
- ^ Максвелл, Дж.К. (1878), , в Бейнсе, Т.С. (ред.), Британская энциклопедия , том. 3 (9-е изд.), Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, стр. 38–47.
- ^ Томсон, Дж. Дж. (1911), , в Чисхолме, Хью (редактор), Британская энциклопедия , том. 17 (11-е изд.), Издательство Кембриджского университета, с. 895
- ^ Гамов, Георгий (1949). «О релятивистской космогонии» . Обзоры современной физики . 21 (3): 367–373. Бибкод : 1949РвМП...21..367Г . дои : 10.1103/RevModPhys.21.367 .
- ^ Игнатов, А.М. (1996). «Гравитация Лесажа в пылевой плазме». Отчеты по физике плазмы . 22 (7): 585–589. Бибкод : 1996PlPhR..22..585I .
- ^ Мануэль, Фрэнк Э. (1968). Портрет Исаака Ньютона . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета. стр. 191–212.
- ^ Вестфолл, Ричард С. (1980). Никогда не отдыхайте: Биография Исаака Ньютона . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 493–97 . ISBN 978-0-521-27435-7 .
- ^ Мануэль, Фрэнк Э. (1968). Портрет Исаака Ньютона . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета. стр. 219–220.
- ^ Вестфолл, Ричард С. (1980). Никогда не отдыхайте: Биография Исаака Ньютона . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 538–9 . ISBN 978-0-521-27435-7 .
- ^ Уайт, Майкл (1997). Исаак Ньютон: Последний колдун . Лондон: Четвертое сословие. стр. 235–52. ISBN 978-1-857-02416-6 .
- ^ Мандельброт, Скотт (2005). «Неортодоксальная карьера Николя Фатио де Дюйе». В Бруке, Джон; Маклин, Ян (ред.). Гетеродоксия в науке и религии раннего Нового времени . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 278 . ISBN 0-19-926897-5 .
- ^ Ньюман, Уильям Р. (2019). Алхимик Ньютон: наука, загадка и поиски «тайного огня» природы . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 394. ИСБН 9780691185033 . OCLC 1055763229 .
Другие источники
[ редактировать ]- Вольф, Р. (1862), «Николас Фатио ван Базель». , Биографии по истории культуры Швейцарии , 4 : 67–86.
- Домсон, К. (1972), Николя Фатио де Дюйе и лондонские пророки , Ayer Publishing, ISBN 0-405-13852-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фатио де Дюйе, Н.: De la Cause de la Pesanteur , 1690–1701, издание Боппа. На стр. 19–22 находится введение Боппа (на немецком языке). Статья Фатио начинается в конце стр. 22 (на французском языке).
- Фатио де Дюйе, Н.: De la Cause de la Gravité , 1690–1743, издание Ганнебена. Введение Ганнебина см. Введение.
- Фатио де Дюйе, Н.: «Письма № 2570 , стр. 384–389 и 2582 , стр. 407–412, 1690, Huygens Oeuvres, Vol. IX. Эти письма содержат первые письменные изложения его теории гравитации. Гюйгенс дал ответ в письме № 2572 )
- MathPages – Николас Фатио и причина гравитации
- Ученые 17 века из Женевской республики
- Математик XVIII века из Женевской республики.
- Члены Королевского общества
- Швейцарские протестанты
- 1664 рождения
- 1753 смерти
- Швейцарские астрономы XVII века
- Швейцарские изобретатели XVIII века.
- Часовщики из Женевской Республики
- Ученые из Базеля-Штадта
- Швейцарские математики XVII века
- Швейцарские астрономы XVIII века