Jump to content

Ксеноглоссий

Французский парапсихолог Шарль Рише ввел термин «ксеноглоссия» в 1905 году.

Ксеноглосси ( / ˌ z n ə ˈ ɡ l ɒ s i , ˌ z ɛ -, - n -/ ), [1] также пишется ксеноглоссия ( / ˌ z n ə ˈ ɡ l ɒ s i ə , ˌ z ɛ -, - n -/ ) [2] [3] и иногда также известный как ксенолалия , это предположительно паранормальное явление, при котором человек якобы способен говорить, писать или понимать иностранный язык, который он не мог бы освоить естественным путем. Этот термин происходит от древнегреческого слова xenos ( ξένος ), «иностранец» и glōssa ( γλῶσσα ), «язык» или «язык». [4] Термин «ксеноглоссия» был впервые использован французским парапсихологом Шарлем Рише в 1905 году. Сообщения о ксеноглоссии можно найти в Новом Завете , а современные утверждения были сделаны парапсихологами и исследователями реинкарнации , такими как Ян Стивенсон . Высказывались сомнения в том, что ксеноглоссия является реальным явлением, и не существует никаких научно допустимых доказательств, подтверждающих какой-либо из предполагаемых случаев ксеноглоссии. [5] [6] [7] [8]

Выделяют два типа ксеноглоссии. Речитативная ксеноглоссия — это непонятное использование неизученного языка, тогда как отзывчивая ксеноглоссия относится к способности внятно использовать неизученный язык, как если бы он уже был приобретен. [9]

христианство

[ редактировать ]

Это явление упоминается во Деяний Апостолов 2-й главе в день Пятидесятницы , когда первые ученики Иисуса Христа собрались вместе, числом сто двадцать, и на каждого из них сошли огненные языки , оформив пришествие Духа в эпизод вдохновенного общения, который позволяет ученикам выражать свои мысли на языках, отличных от галилейского, и быть понятыми незнакомцами. [10] [11] Несколько сообщений о чудесных способностях некоторых людей читать, писать, говорить или понимать иностранный язык, упомянутые в Библии, были описаны в аналогичных христианских рассказах Средневековья. [12] Подобные заявления были сделаны некоторыми богословами -пятидесятниками в 1901 году. [13]

Спиритуализм

[ редактировать ]

Заявления о медиумах , говорящих на иностранных языках, были сделаны спиритуалистами в 19 веке. Более поздние заявления о ксеноглоссии поступили от исследователей реинкарнации, которые утверждали, что люди могли вспомнить язык, на котором говорили в прошлой жизни. [7] Некоторые сообщения о ксеноглоссии появились в популярной прессе, например, о чешском гонщике по спидвею Матее Кусе , который в сентябре 2007 года предположительно проснулся после аварии и смог разговаривать на прекрасном английском языке; однако сообщения прессы о его свободном владении английским языком были полностью основаны на анекдотических историях, рассказанных его чешскими товарищами по команде. [14] Утверждается, что ксеноглоссия произошла во время экзорцизма . [15]

Известные претензии

[ редактировать ]

Ян Стивенсон

[ редактировать ]

Канадский парапсихолог и психиатр из Университета Вирджинии Ян Стивенсон заявил, что было несколько случаев, свидетельствующих о ксеноглоссии. В их число входили два случая, когда субъект под гипнозом якобы мог разговаривать с людьми, говорящими на иностранном языке, вместо того, чтобы просто произносить иностранные слова. Сара Томасон , лингвист из Мичиганского университета, повторно проанализировала эти случаи и пришла к выводу, что «лингвистические доказательства слишком слабы, чтобы поддержать утверждения о ксеноглоссии». [6]

  • Когда Стивенсон исследовал американскую домохозяйку, известную как «Т.Э.», которая под гипнозом демонстрировала мужскую личность шведского фермера по имени «Дженсен Джейкоби», он сообщил, что субъект мог разговаривать по-шведски, хотя и не бегло. Однако повторный анализ Томасона пришел к выводу, что нельзя убедительно утверждать, что «Дженсен» говорит по-шведски; написав, что, хотя общий словарный запас Дженсена составлял около 100 слов, «это не очень впечатляет по сравнению с тысячами слов, известных любому носителю любого естественного языка, даже принимая во внимание ограниченные контексты, в которых Дженсен говорил по-шведски». ." [6] Томасон обнаружил, что «Дженсен» не произносил сложных предложений, в основном давая ответы из одного или двух слов, и пришел к выводу: «Демонстрация [Стивенсона] того, что в этом деле не было никакого мошенничества, убедительна, но его утверждение о том, что Дженсен обладал способностью говорить по-шведски, является убедительным. нет." [6] Лингвист Уильям Самарин пришел к такому же выводу, что и Томасон. [16]
  • Стивенсон исследовал другую американку по имени Долорес Джей, которая под гипнозом проявила личность немецкой девочки-подростка по имени Гретхен. Он утверждал, что субъект мог разговаривать на немецком языке. Повторный анализ Томасона, признав, что доказательства против мошенничества были убедительными, пришел к выводу, что «Гретхен» не могла свободно разговаривать по-немецки и что ее речь в основном представляла собой повторение немецких вопросов с разной интонацией или произнесение одного или двух слов. Томасон обнаружил, что немецкий словарный запас «Гретхен» был «минутным», а ее произношение было «нечетким», добавив, что Долорес Джей ранее уже знакомилась с немецким языком в телевизионных программах и смотрела немецкую книгу. [6]

Уильям Дж. Самарин, лингвист из Университета Торонто , утверждает, что Стивенсон общался с лингвистами избирательно и непрофессионально, отмечая, что Стивенсон переписывался с одним лингвистом в течение шести лет, «не поднимая никаких дискуссий о том, какие вещи лингвистам необходимо знать», и что большинство сотрудников Стивенсона были « единоверами » в паранормальных явлениях. [17]

В обзоре книги Стивенсона « Неизученный язык: новые исследования ксеноглоссии» (1984) Уильям Фроули написал, что Стивенсон слишком некритически принимал паранормальную интерпретацию этих случаев. В одном случае испытуемая женщина могла отвечать только на вопросы «да» или «нет» на немецком языке, что Фроули не впечатляло. В другом случае женщина могла говорить на бенгальском языке с плохим произношением. Фроули отметила, что она выросла на языке маратхи (родственном бенгали), изучала санскрит , от которого произошли как маратхи, так и бенгали, и жила в городе с тысячами бенгальцев . Он пришел к выводу: «Стивенсон не учитывает в этих случаях достаточно лингвистических доказательств, чтобы оправдать свою метафизику ». [18]

Психолог Дэвид Лестер оценил случаи Стивенсона и написал, что испытуемые допустили грамматические ошибки, неправильно произносили слова и не продемонстрировали широкий словарный запас слов на иностранном языке; Таким образом, он пришел к выводу, что их нельзя считать доказательством ксеноглоссии. [19]

Альфред Хьюм

[ редактировать ]

В начале 20-го века Альфред Хьюм, самопровозглашенный египтолог , исследовал молодую девушку по имени Айви Картер Бомонт (также известную как «Розмари») из Блэкпула, Англия , которая утверждала, что находилась под влиянием личности вавилонской принцессы. . Хьюм был убежден, что она говорит на древнеегипетском диалекте. Однако, по словам лингвиста Карен Столлзнау , «несколько ученых изучили данные независимо и пришли к выводу, что анализ Халма был крайне неточным. Халм перепутал среднеегипетский и позднеегипетский » и, вероятно, «фальсифицировал многие результаты». [20]

Эберхардт Гмелин

[ редактировать ]

В 1791 году Эберхардт Гмелин, немецкий врач, которому часто приписывают открытие диссоциативного расстройства личности , опубликовал отчет под названием Materialien für die Anthropologie , в котором он описал случай 20-летней немецкой женщины из города Штутгарта , которая «обменяла» ее личность похожа на французскую аристократку . Во время этих «французских» состояний, как их называл Гмелин, она могла в совершенстве говорить по-французски, несмотря на то, что никогда не посещала франкоязычную страну и не обучалась этому языку, и говорить на своем родном языке, немецком, с французским акцентом . [21] [22] Однако это нельзя воспринимать как пример ксеноглоссии, поскольку женщина, вероятно, переняла кусочки языка от аристократических беженцев, прибывших в Штутгарт в 1789 году, в начале Французской революции . [ нужна ссылка ]

Пояснения

[ редактировать ]

Большинство случаев речитативной ксеноглоссии интерпретируются как случаи криптомнезии , когда воспоминания о языке, приобретенном ранее в жизни, повторно входят в сознание при определенных исключительных обстоятельствах. [23] [24]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ См. аналогично выраженная запись ксенофобии в Джонс, Дэниел (2003) [1917], Питер Роуч; Джеймс Хартманн; Джейн Сеттер (ред.), Словарь английского произношения , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN  3125396832
  2. ^ См. аналогично выраженная входная ксенофобия в Джонс, Дэниел (2003) [1917], Питер Роуч; Джеймс Хартманн; Джейн Сеттер (ред.), Словарь английского произношения , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN  3125396832
  3. ^ «ксеноглоссия» . Dictionary.com Полный (онлайн). nd
  4. ^ γλῶσσα , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , о Персее
  5. ^ Зусне, Леонард; Джонс, Уоррен. (1989). Аномалистическая психология: исследование магического мышления . Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс. стр. 145–146. ISBN   978-0805805079
  6. ^ Jump up to: а б с д и Томасон, Сара . « Ксеноглоссия» . У Гордона Стайна . (1996). Энциклопедия паранормальных явлений . Книги Прометея. ISBN   1573920215
  7. ^ Jump up to: а б Мелтон, Дж. Гордон (1 января 2007 г.), Энциклопедия религиозных явлений , Visible Ink Press, стр. 359–, ISBN  978-1578592098
  8. ^ Хайнс, Теренс . (2003). Лженаука и паранормальные явления . Книги Прометея. п. 109. ISBN   1573929794
  9. ^ Мэтлок, Джеймс Г. (15 июня 2019 г.). Признаки реинкарнации: изучение убеждений, случаев и теории . Роуман и Литтлфилд. ISBN  978-1538124802 .
  10. ^ Мэл Коуч, Библейский справочник к Деяниям апостолов , Kregel Academic, США, 1999, стр. 38
  11. Билл Локвуд, «Дар языков» предполагает владение иностранными языками , timesrecordnews.com, США, 10 декабря 2016 г.
  12. ^ Кристин Ф. Купер-Ромпато (2011), Дар языков: женская ксеноглоссия в позднем средневековье , Penn State Press, стр. 1-2, ISBN  978-0271036151
  13. ^ Крейг С. Кинер, Духовная герменевтика , Wm. B. Eerdmans Publishing, США, 2016, с. 64
  14. ^ Жертва аварии просыпается, говоря по-английски
  15. ^ Флориан Луази (12 сентября 2022 г.). « Дух смерти, выйди из этой женщины»: сеансы экзорцизма в Париже для «избавления» людей, попавших в беду» . Парижанин .
  16. ^ Самарин, Уильям Дж. (1976). Обзор Яна Стивенсона Ксеноглосси: обзор и отчет о деле . Язык 52: 270–274.
  17. ^ Самарин, Уильям Дж. (1976). Ксеноглосси: обзор и отчет о случае Яна Стивенсона . Язык . Том. 52, № 1. С. 270–274.
  18. ^ Фроули, Уильям. (1985). Невыученный язык: новые исследования ксеноглоссии Яна Стивенсона . Язык . Том. 61, № 3. с. 739.
  19. ^ Лестер, Дэвид. (2005). Есть ли жизнь после смерти? Исследование эмпирических данных . МакФарланд. стр. 123–131. ISBN   978-0786421169
  20. ^ Столльзнау, Карен . (2014). Языковые мифы, тайны и магия . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 86–86. ISBN   978-1137404848
  21. ^ Элленбергер, Анри (1970). Открытие бессознательного . США: Основные книги. п. 127. ИСБН  0465016723 .
  22. ^ Гмелин, Эберхардт (1791). Материалы по антропологии (на немецком языке). Германия: Хайльбронн и Ротенбург-на-Таубере, Иоганн Даниэль Класс. ISBN  978-1272744137 .
  23. ^ Исследования, Американское общество экстрасенсов (1973). Труды Американского общества психических исследований . Х.Б. Тернер.
  24. ^ Драайсма, Д. (1 января 2015 г.). Забывание: мифы, опасности и компенсации . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0300207286 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Купер-Ромпато, Кристин Ф. (2010). Дар языков: женская ксеноглоссия в позднем средневековье . Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN  978-0-271-03615-1 .
  • Самарин, Уильям Дж. (март 1976 г.). «Обзор Яна Стивенсона Ксеноглосси: обзор и отчет о деле». Язык . 52 (1): 270–274. дои : 10.2307/413229 . JSTOR   413229 .
  • Стивенсон, Ян (1974). Двадцать случаев, указывающих на реинкарнацию (второе исправленное и дополненное издание). Университет Вирджинии Пресс. ISBN  0813908728 .
  • Стивенсон, Ян (1974). Ксеноглосси: обзор и отчет о деле . Шарлотта: Университетское издательство Вирджинии.
  • Стивенсон, Ян (1984). Невыученный язык: новые исследования ксеноглоссии . Университет Вирджинии Пресс. ISBN  0813909945 .
  • Стивенсон, Ян (2001). Дети, которые помнят предыдущие жизни: поиски реинкарнации . МакФарланд и компания. ISBN  0786409134 .
  • Столлзнау, Карен (2014). Языковые мифы, тайны и магия . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-1137404848 .
  • Томасон, Сара Г. (зима 1984 г.). «Помните ли вы язык своей предыдущей жизни в своем нынешнем воплощении?». Американская речь . 59 (4): 340–350. дои : 10.2307/454785 . JSTOR   454785 .
  • Томасон, Сара Г. (лето 1987 г.). "Языки прошлого помнят?" . Скептический исследователь . 11 (4): 367–375. Архивировано из оригинала 06 августа 2020 г.
  • Томасон, Сара Г. (1996). «Ксеноглоссия» (PDF) . В Штайне, Гордоне (ред.). Энциклопедия паранормальных явлений . Книги Прометея. ISBN  1573920215 . Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 07fc23000de7c3593fcfd347315a5982__1709413020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/82/07fc23000de7c3593fcfd347315a5982.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Xenoglossy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)