Jump to content

Ян Стивенсон

(Перенаправлено с Корлисса Чоткина )
Ян Стивенсон
фотография
Рожденный ( 1918-10-31 ) 31 октября 1918 г.
Монреаль , Квебек, Канада
Умер 8 февраля 2007 г. (08 февраля 2007 г.) (88 лет)
Гражданство канадец по рождению; Американец, натурализованный в 1949 г.
Образование Университет Сент-Эндрюса (1937–1939)
Бакалавр наук ( Университет Макгилла , 1942 г.)
Доктор медицинских наук ( Медицинский факультет Университета Макгилла , 1943 г.)
Род занятий Психиатр, директор отдела перцептивных исследований Медицинской школы Университета Вирджинии.
Известный Исследования реинкарнации , исследования предсмертных состояний, сбор анамнеза.
Супруги
Октавия Рейнольдс
( м. 1947)
Маргарет Перцофф
( м. 1985 г.)

Ян Претиман Стивенсон (31 октября 1918 — 8 февраля 2007) — канадского происхождения американский психиатр , основатель и директор отдела перцептивных исследований Медицинской школы Университета Вирджинии . Он был профессором медицинского факультета Университета Вирджинии в течение пятидесяти лет. Он был заведующим кафедрой психиатрии с 1957 по 1967 год, профессором психиатрии Карлсона с 1967 по 2001 год и профессором-исследователем психиатрии с 2002 года до своей смерти в 2007 году. [ 1 ]

Будучи основателем и директором Отделения перцептивных исследований Медицинской школы Университета Вирджинии (первоначально называвшегося «Отделом исследований личности»), занимающегося паранормальными явлениями , Стивенсон стал известен своими исследованиями случаев, которые, по его мнению, наводят на мысль о реинкарнации – идее о том, что эмоции , воспоминания и даже физические особенности тела могут передаваться от одного воплощения к другому. [ 2 ] За сорок лет своей международной полевой работы он исследовал три тысячи случаев детей, которые утверждали, что помнят прошлые жизни. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Его позиция заключалась в том, что некоторые фобии , филии , необычные способности и болезни не могут быть полностью объяснены генетикой или окружающей средой. Он считал, что, помимо генетики и окружающей среды, реинкарнация может стать третьим фактором, способствующим этому. [ 6 ] [ 7 ]

Стивенсон помог основать Общество научных исследований в 1982 году. [ 8 ] и был автором около трехсот статей и четырнадцати книг о реинкарнации, в том числе «Двадцать случаев, указывающих на реинкарнацию» (1966), «Случаи типа реинкарнации» (четыре тома, 1975–1983) и «Европейские случаи типа реинкарнации» (2003). В его работе 1997 года «Реинкарнация и биология: вклад в этиологию родимых пятен и врожденных дефектов» сообщается о двухстах случаях, когда родимые пятна и врожденные дефекты, казалось, каким-то образом соответствовали ране на умершем человеке, жизнь которого помнил ребенок. Он написал сокращенную версию того же исследования для широкого читателя « Там, где реинкарнация и биология пересекаются» (1997). [ 9 ]

Стивенсон был осторожен в заявлениях о реинкарнации. [ 10 ] Он подчеркнул, что собранная им информация лишь предполагает возможность реинкарнации, но не доказывает, что она имеет место. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Однако он верил, что представил ряд доказательств реинкарнации, к которым следует относиться серьезно. [ 14 ] Он сказал: «[T] доказательства не безупречны, и они, конечно, не заставляют поверить в такое. Даже лучшие из них открыты для альтернативных интерпретаций, [но] можно только порицать тех, кто говорит, что нет никаких доказательств». [ 15 ]

Реакция на его работу была неоднозначной. В некрологе Стивенсона в The New York Times Маргалит Фокс Стивенсона написала, что сторонники считали его непонятым гением, что его недоброжелатели считали его серьезным, но доверчивым, но что большинство ученых просто проигнорировали его исследования. [ 11 ] Стивенсон основывал свое исследование на отдельных сообщениях о случаях заболевания, которые были отклонены научным сообществом как ненадежные, поскольку Стивенсон не проводил контролируемой экспериментальной работы. [ 16 ] Его отчеты о делах также подверглись критике, поскольку содержали ошибки и упущения. [ 16 ] Критики утверждают, что в конечном итоге выводы Стивенсона подрываются предвзятостью подтверждения , ошибками и мотивированными рассуждениями . [ 14 ] В число сторонников его работы входит Джим Б. Такер , психиатр и коллега из Университета Вирджинии, который сейчас возглавляет основанное Стивенсоном подразделение.

Личная жизнь и образование

[ редактировать ]

Ян Стивенсон родился в Монреале и вырос в Оттаве, он был одним из троих детей. [ 11 ] Его отец, Джон Стивенсон, был шотландским юристом, работавшим в Оттаве канадским корреспондентом «Таймс» лондонской или «Нью-Йорк Таймс» . [ 17 ] Его мать, Рут, интересовалась теософией и имела обширную библиотеку по этому предмету, чему Стивенсон приписывал свой ранний интерес к паранормальным явлениям. В детстве он часто был прикован к постели из-за бронхита , заболевания, которое продолжалось и во взрослом возрасте и породило в нем любовь к книгам на всю жизнь. [ 18 ] По словам Эмили Уильямс Келли, его коллеги по Университету Вирджинии, он вел список прочитанных им книг, который насчитывал 3535 книг в период с 1935 по 2003 год. [ 1 ]

Он изучал медицину в Университете Сент-Эндрюс в Шотландии с 1937 по 1939 год, но был вынужден завершить обучение в Канаде из-за начала Второй мировой войны . [ 19 ] Он окончил Университет Макгилла со степенью бакалавра в 1942 году и доктора медицины в 1943 году. Он был женат на Октавии Рейнольдс с 1947 года до ее смерти в 1983 году. [ 1 ] В 1985 году он женился на докторе Маргарет Перцофф (1926–2009), профессоре истории женского колледжа Рэндольф-Мейкон . Она не разделяла его взглядов на паранормальные явления, но терпела их, как Стивенсон называл «благожелательным молчанием». [ 20 ]

Ранняя карьера

[ редактировать ]

После окончания университета Стивенсон проводил исследования в области биохимии . Его первая ординатура прошла в Королевской больнице Виктории в Монреале (1944–1945), но состояние легких продолжало его беспокоить, и один из профессоров в Макгилле посоветовал ему переехать в Аризону, чтобы поправить здоровье. [ 18 ] Он поступил в ординатуру в больнице Св. Иосифа в Финиксе, штат Аризона (1945–1946). После этого он прошел стажировку по внутренним болезням в Медицинском фонде Элтона Окснера в Новом Орлеане, стал научным сотрудником Дениса по биохимии на медицинском факультете Университета Тулейна (1946–1947) и научным сотрудником Фонда Содружества по медицине в Медицинском колледже Корнелльского университета. и Нью-Йоркская больница (1947–1949). [ 1 ] Он стал гражданином США в 1949 году. [ 21 ]

Эмили Уильямс Келли пишет, что Стивенсон разочаровался в редукционизме, с которым столкнулся в биохимии, и захотел изучить человека целиком. [ 1 ] Он заинтересовался психосоматической медициной , психиатрией и психоанализом , а в конце 1940-х годов работал в Нью-Йоркской больнице, исследуя психосоматические заболевания и последствия стресса , и в частности, почему, например, реакцией одного человека на стресс может быть астма, а у другого - высокий уровень психосоматики. артериальное давление. [ 22 ]

Он преподавал на медицинском факультете Университета штата Луизиана с 1949 по 1957 год в качестве ассистента, затем доцента профессора психиатрии.

В 1950-х годах он встретил Олдоса Хаксли (1894–1963), известного своей пропагандой психоделических наркотиков , и изучал эффекты ЛСД и мескалина , став одним из первых ученых, сделавших это. Ян Стивенсон во время учебы сам пробовал и изучал ЛСД. [ 23 ] описывая три дня «совершенного спокойствия». Он написал, что в то время он чувствовал, что «никогда больше не сможет злиться», но добавил: «Так получилось, что это не сработало, но память об этом сохранилась как нечто, на что можно надеяться». [ 1 ]

С 1951 года он изучал психоанализ в Новоорлеанском психоаналитическом институте и Вашингтонском психоаналитическом институте, окончив последний в 1958 году, через год после назначения заведующим кафедрой психиатрии Университета Вирджинии. [ 1 ] Ортодоксия психиатрии и психоанализа того времени считала, что личность менее пластична в ранние годы, поэтому, когда он выступал против этого в своей статье «Является ли человеческая личность более пластичной в младенчестве и детстве?» ( Американский журнал психиатрии , 1957) его статья разозлила многих его коллег. [ 2 ] [ 24 ] Он написал, что их реакция подготовила его к отторжению, которое он испытал из-за своей работы над паранормальными явлениями. [ 18 ]

Интерес Стивенсона к исследованиям реинкарнации

[ редактировать ]

Стивенсон назвал лейтмотивом своей карьеры интерес к тому, почему у одного человека развивается одно заболевание, а у другого — другое. [ 22 ] Он пришел к выводу, что ни окружающая среда, ни наследственность не могут объяснить определенные страхи, болезни и особые способности и что некоторая форма передачи личности или памяти может дать третий тип объяснения. Однако он признал отсутствие доказательств физического процесса, посредством которого личность могла пережить смерть и перейти в другое тело, и старался не полностью связывать себя с положением, в котором происходит реинкарнация. [ 25 ] Он утверждал только, что его тематические исследования, по его мнению, не могут быть объяснены окружающей средой или наследственностью, и что «реинкарнация является лучшим, хотя и не единственным, объяснением более серьезных случаев, которые мы исследовали». [ 26 ] В 1974 году он сказал, вспоминая свою работу:

[Во что] я действительно верю, так это в то, что из известных нам сейчас случаев реинкарнация — по крайней мере, для некоторых — является лучшим объяснением, которое мы смогли придумать. Существует впечатляющее количество доказательств, и они постоянно становятся все более убедительными. Я думаю, разумный человек, если захочет, может поверить в реинкарнацию на основании доказательств. [ 27 ]

несколько статей и рецензий на книги В 1958 и 1959 годах Стивенсон опубликовал в журнале Harper's о парапсихологии , включая психосоматические заболевания и экстрасенсорное восприятие , а в 1958 году он представил победившую работу на конкурс, организованный Американским обществом психических исследований в честь философа. Уильям Джеймс (1842–1910). Премия была вручена за лучшее эссе на тему «Паранормальные психические явления и их связь с проблемой выживания человеческой личности после телесной смерти». В эссе Стивенсона «Доказательства выживания на основе заявленных воспоминаний о прошлых воплощениях» (1960) были рассмотрены сорок четыре опубликованных случая людей, в основном детей, которые утверждали, что помнят прошлые жизни. Это привлекло внимание Эйлин Дж. Гарретт (1893–1970), основательницы Фонда парапсихологии , которая дала Стивенсону грант на поездку в Индию, чтобы взять интервью у ребенка, который утверждал, что у него есть воспоминания из прошлой жизни. По словам Джима Такера, Стивенсон обнаружил в Индии еще двадцать пять случаев всего за четыре недели и смог опубликовать свою первую книгу на эту тему в 1966 году. Двадцать случаев, указывающих на реинкарнацию . [ 28 ]

Честер Карлсон (1906–1968), изобретатель ксерографии , предложил дополнительную финансовую помощь. Джим Такер пишет, что это позволило Стивенсону уйти с поста заведующего отделением психиатрии и создать отдельное подразделение внутри отделения, которое он назвал Отделом исследований личности, позже переименованным в Отдел исследований восприятия. [ 29 ] [ 30 ]

Когда Карлсон умер в 1968 году, он оставил 1 000 000 долларов Университету Вирджинии для продолжения работы Стивенсона. Завещание вызвало разногласия в университете из-за характера исследования, но пожертвование было принято, и Стивенсон стал первым профессором психиатрии Карлсона. [ 31 ]

Завещание Честера Карлсона позволило Стивенсону много путешествовать, иногда до 55 000 миль в год, собирая около трех тысяч тематических исследований, основанных на интервью с детьми от Африки до Аляски. [ 1 ]

Тематические исследования

[ редактировать ]

Случаи, которые расследовал Стивенсон, демонстрируют следующие типичные особенности: [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ]

  1. Начиная с возраста двух-четырех лет, ребенок спонтанно начинает рассказывать подробности «предыдущей жизни».
  2. Ребенок говорит об этом все чаще и с большей ясностью вплоть до пяти-шести лет. Тогда ребенок меньше говорит о «прежней жизни».
  3. К восьми годам ребенок вообще перестает говорить о прошлой жизни.
  4. Ребенок демонстрирует поведение неожиданное для него, но соответствующее поведению конкретного умершего человека. Например, ребенок может бояться оружия или иметь особые интересы или аппетиты.
  5. Во многих случаях у ребенка может быть родимое пятно или врожденный дефект, расположение и внешний вид которого соответствуют смертельным ранам на теле «предыдущего человека». Большое количество детей намекает на насильственную смерть в прошлой жизни.
  6. В некоторых культурах «предыдущий человек» перед смертью предсказывает свою следующую жизнь. Предыдущий человек также может явиться во сне будущей матери, чтобы объявить о намерении родиться от нее.
  7. После десятилетнего возраста ребенок обычно развивается нормально.

Стивенсон дал этим случаям термин «случаи реинкарнационного типа» (CORT). [ 36 ] [ 37 ]

Что делает эти случаи примечательными, так это то, что Стивенсон сообщил, что во многих случаях заявления детей могут быть полностью подтверждены. В таких случаях, по его словам, исследования показывают, что человек, чью жизнь, по-видимому, помнит ребенок, действительно существовал, и что многие утверждения ребенка о переживаниях, действиях и отношениях этого человека оказываются верными. [ 38 ]

Стивенсон также сообщил о других поведенческих особенностях, типичных для таких случаев: [ 39 ]

  1. Дети рассказывают о прошлых жизнях так, как будто говорят из собственных воспоминаний.
  2. Дети просят поехать в свой «предыдущий дом» либо в гости, либо остаться там навсегда.
  3. В присутствии лиц, связанных с «предыдущим человеком», дети ведут себя соответственно «прежнему отношению», согласно родству и согласно общественным обычаям.
  4. Опять-таки по отношению к людям (или предметам), связанным с «предыдущим человеком», дети реагируют эмоциями, которых можно ожидать от этого человека, например, слезами, радостью, привязанностью, страхом или обидой.
  5. Дети демонстрируют манеры, привычки или навыки, подходящие для предыдущего человека или которые, как известно, были у предыдущего человека.

В одном случае предполагаемой реинкарнации, как рассказал Стивенсон, новорожденная девочка в Шри-Ланке кричала всякий раз, когда ее подносили к автобусу или ванне. По его словам, когда она стала достаточно взрослой, чтобы говорить, она рассказала о своей предыдущей жизни, когда девочка лет 8 или 9 лет утонула после того, как автобус сбил ее на затопленное рисовое поле . Позднее расследование установило, что семья именно такой погибшей девочки проживала в четырех-пяти километрах отсюда. По словам Стивенсона, обе семьи, как полагают, не имели никаких контактов. [ 11 ]

По словам журналиста Тома Шредера, «опрашивая свидетелей и просматривая документы, Стивенсон искал альтернативные способы объяснения показаний: что ребенок получил информацию каким-то обычным способом, что свидетели занимались мошенничеством или самообманом, что корреляции были результатом совпадения или недоразумения, но во многих случаях Стивенсон пришел к выводу, что никакого нормального объяснения недостаточно». [ 40 ]

В книге Стивенсона «Реинкарнация и биология: вклад в этиологию родимых пятен и врожденных дефектов» (1997) — двухтомном труде объемом 2268 страниц — было рассмотрено 225 случаев, когда дети заявляли о своих воспоминаниях о прошлых жизнях, у которых также были родимые пятна или врожденные дефекты, соответствующие воспоминаниям о жизни. . А в ряде случаев протоколы вскрытий и фотографии подтвердили наличие соответствующих повреждений на теле погибшего. Бирманская девочка, рассказавшая о жизни девочки, сбитой поездом, родилась без голени правой ноги. Тайский мальчик, который сказал, что помнит жизнь человека, которого застрелили, родился с родимыми пятнами, напоминающими входные и выходные отверстия от пули. Индийский ребенок, который рассказал, как он жил мальчиком, потерявшим пальцы на правой руке из-за машины для измельчения корма, родился с бескостными обрубками пальцев только на правой руке - врожденный дефект настолько редкий, что Стивенсон не смог найти ни одной опубликованной публикации. случай этого. [ 41 ]

Журнал Американской медицинской ассоциации назвал книгу Стивенсона «Случаи типа реинкарнации» (1975) «кропотливым и бесстрастным» сборником случаев, которые «трудно объяснить с помощью каких-либо предположений, кроме реинкарнации». [ 42 ] В сентябре 1977 года журнал «Нервные и психические заболевания» посвятил большую часть одного номера исследованиям Стивенсона. [ 43 ] В своей статье в журнале психиатр Гарольд Лиф охарактеризовал Стивенсона как методичного исследователя и добавил: «Либо он совершает колоссальную ошибку, либо его будут называть (я уже говорил ему об этом) как «Галилея ХХ века». ." [ 44 ] Этот выпуск оказался популярным: редактор журнала, психиатр Юджин Броуди , сообщил, что получил 300–400 запросов на перепечатку . [ 42 ]

Несмотря на этот ранний интерес, большинство ученых проигнорировали работу Стивенсона. Согласно его некрологу в New York Times , его недоброжелатели считали его «серьезным, упрямым, но в конечном итоге заблудшим, сбитым с пути легковерностью, принятием желаемого за действительное и склонностью видеть науку там, где другие видели суеверия». [ 11 ] Критики предположили, что дети или их родители обманули его, что он слишком хотел им поверить и что он задавал им наводящие вопросы. Роберт Тодд Кэрролл написал в своем «Словаре скептика» , что результаты Стивенсона были подвержены предвзятости подтверждения , и что случаи, не подтверждающие гипотезу, не были представлены как противоречащие ей. [ 14 ] Леонард Энджел, философ религии, рассказал The New York Times , что Стивенсон не следовал надлежащим стандартам. «[B]но вам нужно внимательно посмотреть, чтобы увидеть это; именно поэтому он был очень убедителен для многих людей». [ 11 ]

В статье в Skeptical Inquirer Энджел изучил книгу Стивенсона «Двадцать случаев, указывающих на реинкарнацию» (1974) и пришел к выводу, что исследование было проведено настолько плохо, что поставило под сомнение всю работу Стивенсона. Он говорит, что Стивенсону не удалось четко и кратко задокументировать сделанные утверждения, прежде чем попытаться их проверить. Среди других ошибок, по словам Энджела, Стивенсон задавал наводящие вопросы и не составил должным образом таблицу и не объяснил все ошибочные утверждения. Ангел пишет:

«В целом, Стивенсон не умело записывает, представляет и анализирует свои собственные данные. При таком тщательном рассмотрении, как дело Имада Элавара, разумно заключить, что другие дела, в которых данные были впервые собраны неподготовленными наблюдателями, даже менее надежны, чем этот». [ 45 ]

Скептики писали, что показания Стивенсона были анекдотичны, и, применяя бритву Оккама, можно получить прозаические объяснения случаев, не ссылаясь на паранормальные явления. [ 46 ] Психолог и невролог Теренс Хайнс написал:

«Основная проблема в работе Стивенсона заключается в том, что методы, которые он использовал для расследования предполагаемых случаев реинкарнации, неадекватны, чтобы исключить простое, творческое повествование со стороны детей, утверждающих, что они являются реинкарнациями мертвых людей. В, казалось бы, наиболее впечатляющих случаях Стивенсон ( 1975, 1977) сообщили, что дети, утверждающие, что они перевоплотились, знали друзей и родственников умершего человека. Таким образом, знание детьми фактов об этих людях несколько меньше, чем убедительное доказательство реинкарнации». [ 47 ]

Роберт Бейкер писал, что многие предполагаемые переживания прошлых жизней можно объяснить с точки зрения известных психологических факторов. Бейкер объяснил воспоминания о прошлых жизнях смесью криптомнезии и вымыслов . [ 48 ] Британский писатель и независимый исследователь Ян Уилсон утверждал, что большое количество случаев Стивенсона состояло из бедных детей, помнящих богатую жизнь или принадлежащих к высшей касте . Он предположил, что такие случаи могут представлять собой схему получения денег от семьи предполагаемого бывшего воплощения. [ 49 ]

Философ ЧТК Чари из Мадрасского христианского колледжа в Ченнаи, специалист по парапсихологии, утверждал, что Стивенсон был наивен и что тематические исследования были подорваны его незнанием местных условий. Чари писал, что многие случаи произошли из таких обществ, как Индия, где люди верили в реинкарнацию, и что эти истории были просто культурными артефактами ; он утверждал, что для детей во многих азиатских странах воспоминания о прошлой жизни являются эквивалентом воображаемого товарища по играм . [ 50 ] Философ Кит Августин выдвинул аналогичный аргумент. [ 51 ]

Отвечая на этот культурный аргумент, Стивенсон сказал, что именно эти общества прислушиваются к заявлениям детей о прошлых жизнях, которые в Европе или Северной Америке обычно игнорируются без расследования. [ 52 ] Чтобы решить культурную проблему, он написал книгу «Европейские случаи реинкарнационного типа» (2003), в которой представлены сорок случаев, которые он исследовал в Европе. [ 53 ] Более того, Джозеф Прабху, почетный профессор философии и религии Калифорнийского государственного университета, писал, что неверно, «что подобные случаи можно встретить в основном в культурах, где преобладает вера в реинкарнацию». В июле 1974 года коллега Стивенсона по университету из Вирджинии Дж. Г. Пратт провел перепись случаев Стивенсона и обнаружил, что из 1339 случаев, содержавшихся на тот момент в досье Стивенсона, «больше всего случаев в Соединенных Штатах — 324 случая (не считая американских индейцев и эскимосов) и в следующих пяти странах в в порядке убывания: Бирма (139 случаев), Индия (135), Турция (114) и Великобритания (111)». [ 54 ]

Философ Пол Эдвардс , главный редактор «Энциклопедии философии Макмиллана» , стал главным критиком Стивенсона. [ 55 ] Начиная с 1986 года, он посвятил несколько статей работе Стивенсона и обсудил Стивенсона в своей «Реинкарнации: критическое исследование» (1996). [ 56 ] Он утверждал, что взгляды Стивенсона были «абсурдной чепухой» и что при детальном рассмотрении его тематические исследования имели «большие дыры» и «даже не стали значительным противовесом первоначальному предположению против реинкарнации». [ 57 ] Стивенсон, писал Эдвардс, «очевидно, живет в стране облаков-кукушек». [ 58 ]

Чамп Рэнсом, которого Стивенсон нанял в качестве помощника в 1970-х годах, написал неопубликованный отчет о работе Стивенсона, который Эдвардс цитирует в своих книгах «Бессмертие» (1992) и «Реинкарнация» (1996). По словам Рэнсома, писал Эдвардс, Стивенсон задавал детям наводящие вопросы, заполнял пробелы в повествовании, не уделял достаточно времени интервью им и оставлял слишком длинный период между заявленным воспоминанием и интервью; Часто Стивенсон узнавал об отзыве спустя годы после первого упоминания об отзыве. Лишь в одиннадцати из 1111 случаев, рассмотренных Рэнсомом, не было контактов между семьями погибшего и ребенка до допроса; кроме того, по словам Рэнсома, семь из этих одиннадцати дел имели серьезные нарушения. Он также написал, что были проблемы с тем, как Стивенсон излагал дела, поскольку он сообщал о выводах своих свидетелей, а не о данных, на которых основывались эти выводы. О недостатках дел будет сообщено в отдельной части его книг, а не во время обсуждения самих дел. Рэнсом пришел к выводу, что все это представляет собой неподтвержденные факты самого слабого характера. [ 59 ]

Эдвардс привел случай Корлисса Чоткина-младшего в Ангуне, Аляска , описанный Стивенсоном, как пример, который полностью полагался на слова одной женщины, племянницы Виктора Винсента, рыбака. [ 60 ] (Виктор Винсент был человеком, чью жизнь Корлисс Чоткин-младший, похоже, помнил.) Эдвардс писал, что среди многих слабостей в этом деле было то, что семья была религиозными верующими в реинкарнации, у Чоткина были родимые пятна, которые, как говорили, напоминали шрамы, которые Винсент видел, но Стивенсон не видел шрамов Винсента, и все важные детали зависели от племянницы. Эдвардс сказал, что Стивенсон не предоставил никакой информации о ней, за исключением того, что несколько человек сказали ему, что у нее есть склонность, как выразился Стивенсон, приукрашивать или придумывать истории. Эдвардс писал, что аналогичные недостатки можно найти во всех тематических исследованиях Стивенсона. [ 61 ]

Эдвардс заявил, что Стивенсон называл себя ученым, но не вел себя так. По словам Эдвардса, он не ответил на существенные возражения и даже не упомянул о них; Большая библиография Стивенсона « Дети, которые помнят предыдущие жизни» (1987) не включает ни одной статьи или книги его оппонентов. [ 62 ]

Стивенсон написал предисловие к книге «Второй раунд» (1975), в которой англичанин Эдвард Райалл рассказал о своих воспоминаниях о прошлой жизни Джона Флетчера, человека, родившегося в 1645 году в Тонтоне. Англии и умер сорок лет спустя недалеко от своего дома в Уэстонзойленде, Сомерсет . [ 63 ] [ 64 ] Стивенсон расследовал это дело и обнаружил, что некоторые исторические детали из книги Райалла верны. Стивенсон писал: «Я думаю, наиболее вероятно, что у него есть воспоминания о реальной прошлой жизни и что он действительно перерожденный Джон Флетчер, каким он себя считает». [ 64 ] Однако в 1976 году Джон Тейлор обнаружил, что ни в одной из доступных церковных записей церкви Уэстонзойленд с 1645 по 1685 год не было записей о рождении, браке или смерти на имя Флетчер. Поскольку никаких следов имени найти не удалось, он пришел к выводу, что никакого человека по имени Джон Флетчер на самом деле не существовало и что предполагаемые воспоминания были фантазией, которую Райалл развивал на протяжении многих лет. [ 64 ] Позже Стивенсон изменил свое мнение по этому делу. В своей книге « Европейские случаи реинкарнационного типа » он написал: «Я больше не могу поверить, что все очевидные воспоминания Эдварда Райалла происходят из предыдущей жизни, потому что некоторые его детали явно неверны», но он все же предположил, что Райалл приобрел некоторые информация о Сомерсете 17-го века паранормальными средствами. [ 65 ]

Уступки критиков

[ редактировать ]

Ян Уилсон, один из критиков Стивенсона, признал, что Стивенсон привнес «новый профессионализм в область, до сих пор склонную к чудакам». [ 66 ] Пол Эдвардс писал, что Стивенсон «написал в защиту реинкарнации полнее и понятнее, чем кто-либо другой». [ 67 ] Хоть и критикуя суждения Стивенсона, [ 68 ] Эдвардс писал: «Я очень уважаю его честность. Все его истории болезни содержат пункты, которые могут быть положены в основу критики. Стивенсон легко мог скрыть эту информацию. Тот факт, что он этого не сделал, говорит в пользу его честности». [ 69 ]

Поддерживать

[ редактировать ]

Ли Ирвин, профессор Чарлстонского колледжа, написал в журнале «Религии» : «Во многих отношениях исследования Стивенсона знаменуют собой переломный момент в теории реинкарнации, поскольку они полностью перемещают центр внимания от религиозного контекста и перемещают его в академическая, доказательная программа расследования». [ 70 ]

В статье, опубликованной на сайте Scientific American в 2013 году, в которой работа Стивенсона получила положительную оценку, Джесси Беринг , профессор научных коммуникаций, написала: «Ближе к концу своей легендарной жизни физик Дорис Кульманн-Вильсдорф , чья новаторские теории физики поверхности принесли ей престижную медаль Хейна от Немецкого общества наук о материалах. большинство, если не все отрасли науки». " [ 71 ]

Нейробиолог Эрнесто Бонилья пишет:

«Гипотеза реинкарнации противоречива. Мы никогда не сможем сказать, что она не происходит, или получим убедительные доказательства того, что она происходит. Описанные до сих пор случаи, изолированные или объединенные, не предоставляют неопровержимых доказательств реинкарнации, но они предоставить доказательства, подтверждающие его реальность». [ 72 ]

Увольнение без рассмотрения

[ редактировать ]

Согласно некрологу, опубликованному в The Telegraph (Великобритания) , самым большим разочарованием Стивенсона было «не то, что люди отвергли его теории, а то, что так мало людей удосужились даже прочитать доказательства, которые он так кропотливо собирал». [ 73 ] Коллега Стивенсона Джим Такер рассказал BMJ (британскому медицинскому журналу): «Отчеты о его случаях невероятно подробные. Он вложил в запись как можно больше. Его часто игнорируют, даже не взглянув на него». [ 2 ]

Открытость

[ редактировать ]

Карл Саган в своей книге «Мир, населенный демонами » писал, что в области парапсихологии существует три утверждения, которые, хотя он не считал их достоверными и хотя экспериментальное подтверждение их все еще было сомнительным, он считал, что « могут быть правда» и «заслуживают серьезного изучения». Среди этих троих, писал он, видимо, ссылаясь на исследования Стивенсона, были случаи с маленькими детьми, которые «сообщают подробности прошлой жизни, которые при проверке оказываются точными и о которых они не могли знать никаким иным способом, кроме реинкарнации». ». [ 74 ] [ 75 ]

Цитируя работы Стивенсона (среди прочих), Сэм Харрис написал в своей книге «Конец веры» :

Похоже, что существует также масса данных, подтверждающих реальность психических явлений, большая часть которых игнорировалась основной наукой. Изречение о том, что «экстраординарные утверждения требуют экстраординарных доказательств», остается разумным руководством в этих областях, но это не означает, что Вселенная не намного более странна, чем многие из нас предполагают. Важно осознавать, что здоровый научный скептицизм совместим с фундаментальной открытостью ума. [ 76 ]

Ксеноглоссий

[ редактировать ]

Хотя Стивенсон в основном сосредоточился на случаях, когда дети, казалось, помнили прошлые жизни, он также изучил два случая, когда взрослые под гипнозом, казалось, вспоминали прошлую жизнь и демонстрировали рудиментарное использование языка, который они не выучили в настоящей жизни. Стивенсон назвал это явление «ксеноглоссией». [ 77 ] Лингвист Сара Томасон , критикуя эти случаи, написала, что Стивенсон «неискушен в языке» и что эти случаи неубедительны. [ 78 ] [ 79 ] Томасон заключил: «Лингвистические доказательства слишком слабы, чтобы поддержать утверждения о ксеноглоссии ». [ 80 ] Уильям Дж. Самарин, лингвист из Университета Торонто , писал, что Стивенсон переписывался с лингвистами выборочно и непрофессионально. Он сказал, что Стивенсон переписывался с одним лингвистом в течение шести лет, «не поднимая никаких дискуссий о том, какие вещи необходимо знать лингвистам». [ 81 ] Другой лингвист, Уильям Фроули, писал: «Стивенсон не учитывает в этих случаях достаточно лингвистических доказательств, чтобы оправдать свою метафизику». [ 82 ]

С другой стороны, лингвист Пол Меара писал: «Первый инстинкт — отмахнуться от этих рассказов как от чепухи, но Ян Стивенсон приводит очень убедительные аргументы». [ 83 ] Тот факт, что субъекты случаев ксеноглоссии Стивенсона каким-то образом пережили телесную смерть и смогли выразить себя в новых физических телах, является выводом, который многие читатели сочли бы неприемлемым, писал он, «но аргументы, выдвинутые в его поддержку в последней главе [книги Стивенсона, «Невыученный язык » нелегко отмахнуться, и даже самый скептически настроенный читатель обнаружит, что эта книга дает пищу для размышлений». [ 83 ]

Выход на пенсию

[ редактировать ]
Детский психиатр Джим Такер продолжает работу Стивенсона. [ 84 ]

Стивенсон ушел с поста директора отдела исследований восприятия в 2002 году, хотя продолжал работать профессором-исследователем психиатрии. [ 30 ] Брюс Грейсон , редактор журнала исследований клинической смерти , стал директором отдела. Джим Такер , доцент кафедры психиатрии и нейроповеденческих наук, продолжил исследования Стивенсона с детьми, рассмотренные в книге Такера « Жизнь до жизни: научное исследование детских воспоминаний о предыдущих жизнях» (2005). [ 84 ]

Смерть и эксперимент

[ редактировать ]

Стивенсон умер от пневмонии 8 февраля 2007 года в своем доме в Шарлоттсвилле, штат Вирджиния. [ 1 ] В своем завещании он выделил Стивенсону кафедру философии и истории науки, включая медицину, на факультете социальных исследований медицины Университета Макгилла .

В качестве одного из экспериментов по проверке личного выживания после телесной смерти в 1960-х годах Стивенсон установил кодовый замок, используя секретное слово или фразу, и поместил его в картотеку в отделе, сказав своим коллегам, что он попытается передать им код после его смерть. Эмили Уильямс Келли рассказала The New York Times : «Предположительно, если бы кому-то приснился яркий сон о нем, в котором, казалось бы, было слово или фраза, которые постоянно повторялись — я не совсем знаю, как это сработало бы — если бы это казалось достаточно многообещающим, мы попытаемся открыть его, используя предложенную комбинацию». [ 85 ] [ 11 ]

Работает

[ редактировать ]
Книги
  • (1960). Сбор анамнеза . Пол Б. Хобер.
  • (1966). Двадцать случаев, указывающих на реинкарнацию . Университет Вирджинии Пресс.
  • (1969). Психиатрическая экспертиза . Маленький, Браун.
  • (1970). Телепатические впечатления: обзор и отчет о 35 новых случаях . Университетское издательство Вирджинии.
  • (1971). Диагностическое интервью (2-е исправленное издание Сбора анамнеза ). Харпер и Роу.
  • (1974). Двадцать случаев, указывающих на реинкарнацию (второе исправленное и дополненное издание). Университет Вирджинии Пресс.
  • (1974). Ксеноглосси: обзор и отчет о деле . Университет Вирджинии Пресс.
  • (1975). Случаи типа реинкарнации, Том. Я: Десять случаев в Индии . Университет Вирджинии Пресс.
  • (1978). Случаи типа реинкарнации, Том. II: Десять случаев в Шри-Ланке . Университет Вирджинии Пресс.
  • (1980). Случаи типа реинкарнации, Том. III: Двенадцать случаев в Ливане и Турции . Университет Вирджинии Пресс.
  • (1983). Случаи типа реинкарнации, Том. IV: Двенадцать случаев в Таиланде и Бирме . Университет Вирджинии Пресс.
  • (1984). Невыученный язык: новые исследования ксеноглоссии . Университет Вирджинии Пресс.
  • (1987). Дети, которые помнят предыдущие жизни: вопрос реинкарнации . Университет Вирджинии Пресс.
  • (1997). Реинкарнация и биология : вклад в этиологию родимых пятен и врожденных дефектов . Том 1: Родинки . Издательство Прагер.
  • (1997). Реинкарнация и биология : вклад в этиологию родимых пятен и врожденных дефектов . Том 2: Врожденные дефекты и другие аномалии . Издательство Прагер.
  • (1997). Где пересекаются реинкарнация и биология . Praeger Publishers (краткая нетехническая версия книги «Реинкарнация и биология» ).
  • (2000). Дети, которые помнят предыдущие жизни: вопрос реинкарнации (переработанное издание). МакФарланд Издательство.
  • (2003). Европейские случаи реинкарнационного типа . МакФарланд и компания.
  • (2019). Пятый том «Справочника по психиатрии» (написан в соавторстве с Джавадом Нурбахшем и Хамиде Джахангири). ЛАП ЛАМБЕРТ Академическое издательство. [ 86 ]
  • (2020). Методы психологического лечения социального тревожного расстройства (написано в соавторстве с Алиакбаром Шоаринеджадом и Хамиде Джахангири). Ученая пресса. [ 87 ]
Избранные статьи

Расширенный список работ Стивенсона можно найти здесь: http://www.pflyceum.org/167.html.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Уильямс Келли, Эмили (12 мая 2022 г.). «Некролог доктора Стивенсона» (PDF) . Медицинский факультет Университета Вирджинии .
  2. ^ Jump up to: а б с Танн, Дженис Хопкинс (31 марта 2007 г.). «Йен Претиман Стивенсон» . БМЖ . 334 (7595): 700. doi : 10.1136/bmj.39141.529792.65 . ПМЦ   1839221 .
  3. ^ Вудхаус 1996, стр. 143–144 .
  4. ^ Баче 2000, с. 34 и далее .
  5. ^ «Профессор Ян Стивенсон» . Архивировано из оригинала 23 декабря 2007 года . Проверено 12 мая 2022 г.
  6. ^ Стивенсон, я (2000). «Феномен заявленных воспоминаний о предыдущих жизнях: возможные интерпретации и важность». Медицинские гипотезы . 54 (4): 652–9. дои : 10.1054/mehy.1999.0920 . ПМИД   10859660 . S2CID   15947669 .
  7. ^ Стивенсон, я (1977). «Объясняющее значение идеи реинкарнации». Журнал нервных и психических заболеваний . 164 (5): 305–26. дои : 10.1097/00005053-197705000-00002 . ПМИД   864444 . S2CID   30398311 .
  8. ^ Старрок, Питер (2008). «Ян Стивенсон и Общество научных исследований». Журнал научных исследований . 22 (1): 125–127. CiteSeerX   10.1.1.561.2521 .
  9. О том, что он входил в состав учредительного комитета Общества научных исследований, см. «Стивенсон 2006» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 июля 2006 г. Проверено 1 сентября 2016 г. , с. 19.
  10. ^ Сара Томасон . Ксеноглоссия у Гордона Штейна . (1996). Энциклопедия паранормальных явлений . Книги Прометея. ISBN   1-57392-021-5 , с. 2 pdf на сайте автора.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г Фокс, Маргалит (18 февраля 2007 г.). «Ян Стивенсон умирает в 88 лет; изучал утверждения о прошлых жизнях» . Нью-Йорк Таймс .
  12. ^ Альмедер, Роберт 1992, с. 60 .
  13. ^ Прабху, Джозеф, «Идея реинкарнации», в «Смерти и загробной жизни», Стивен Т. Дэвис, изд., Пэлгрейв Макмиллан, 1989, стр. 74. «Стивенсон щепетильно утверждает, что он обнаружил возможные доказательства реинкарнации, а не окончательные доказательства».
  14. ^ Jump up to: а б с д Кэрролл, 2009 г., статья на его сайте The Skeptic's Dictionary .
  15. ^ Кэрролл 2009, статья на его веб-сайте The Skeptic's Dictionary , цитирующая Стивенсона 1989.
  16. ^ Jump up to: а б Ангел, Леонард (2015). Существуют ли адекватные эмпирические доказательства реинкарнации? Анализ работ Яна Стивенсона . В Кейт Огастин и Майкл Мартин (ред.). Миф о загробной жизни: аргументы против жизни после смерти . Роуман и Литтлфилд. стр. 575-583. ISBN   978-0-8108-8677-3
  17. Для London Times см. Fox ( The New York Times ) , 18 февраля 2007 г.
  18. ^ Jump up to: а б с «Стивенсон 2006» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 июля 2006 г. Проверено 1 сентября 2016 г. , стр. 13–14.
  19. ^ Пандаракалам ( Британский медицинский журнал ) , 2 апреля 2007 г.
  20. ^ «Стивенсон 2006» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 июля 2006 г. Проверено 1 сентября 2016 г. , с. 20.
  21. ^ Мир «Кто есть кто в науке» , 1968, с. 1609.
  22. ^ Jump up to: а б «Стивенсон 1989» (PDF) . Архивировано из оригинала 20 июля 2011 г. Проверено 15 ноября 2012 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) .
  23. ^ Ян Стивенсон, доктор медицинских наук. Комментарии о психологических эффектах мескалина и родственных ему наркотиков . Круглый стол: Ежегодное собрание Американской психиатрической ассоциации. стр. 438–442.
  24. ^ Статью см. Стивенсон 1957 , стр. 152–161.
  25. О том, что он не смог предложить механизм, см. Шредер, 11 февраля 2007 г. О том, что он не полностью придерживается одной позиции, см. Almeder 1992, стр. 58–61.
  26. ^ Такер 2005, с. 211 [ постоянная мертвая ссылка ] .
  27. ^ Слэгл, Олтон (4 августа 1974 г.). «Реинкарнация: доктор смотрит за пределы смерти». Воскресные новости . Нью-Йорк.
  28. ^ «Половина карьеры в паранормальных явлениях» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 июля 2006 г. Проверено 14 мая 2022 г.
  29. ^ Такер, Джим (2007). «Дети, которые утверждают, что помнят предыдущие жизни: исследования прошлого, настоящего и будущего» (PDF) . Журнал научных исследований . 21 (3): 543–552 . Проверено 14 мая 2022 г.
  30. ^ Jump up to: а б «История и описание». Архивировано 20 июля 2010 г. в Wayback Machine , Отдел перцептивных исследований, Университет Вирджинии.
  31. ^ Стивенсон, Ян (2006). «Половина карьеры в паранормальных явлениях» (PDF) . Журнал научных исследований . 20 (1): 17–18. Архивировано из оригинала (PDF) 21 июля 2006 г.
  32. ^ Кадоре, Реми Дж. (апрель 2005 г.). «Европейские случаи реинкарнационного типа». Американский журнал психиатрии . 162 (4): 823–824. дои : 10.1176/appi.ajp.162.4.823 .
  33. ^ Харальдссон, Эрлендур (март 2003 г.). «Дети, которые говорят об опыте прошлых жизней: есть ли психологическое объяснение?». Психология и психотерапия: теория, исследования и практика . 76 (1): 55–67. дои : 10.1348/14760830260569256 . ПМИД   12689435 .
  34. ^ Пасрича, Сатвант К. (2011). «Актуальность парапсихологии в психиатрической практике» . Индийский журнал психиатрии . 53 (1): 4–8. дои : 10.4103/0019-5545.75544 . ПМК   3056186 . ПМИД   21431000 .
  35. ^ Пехливанова, Мариета; Янке, Моника Дж.; Ли, Джек; Такер, Джим Б. (2 октября 2018 г.). «Гендерное несоответствие в детстве и детские воспоминания о прошлой жизни». Международный журнал сексуального здоровья . 30 (4): 380–389. дои : 10.1080/19317611.2018.1523266 . S2CID   149622168 .
  36. ^ Гриффин, Дэвид Рэй (1997). Парапсихология, философия и духовность . Серия SUNY по конструктивной постмодернистской мысли. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка . п. 185.
  37. ^ Харальдссон, Эрлендур (2012). «Случаи типа реинкарнации и взаимоотношения разума и мозга». Исследование границ взаимоотношений разума и мозга . стр. 215–231. дои : 10.1007/978-1-4614-0647-1_11 . ISBN  978-1-4614-0646-4 .
  38. ^ Эдвардс, Пол (1996). Реинкарнация: критический анализ . Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея . п. 103. ИСБН  1-57392-005-3 .
  39. ^ Бэдхэм, Пол; Бэдхэм, Линда (1982). Бессмертие или вымирание? . стр. 113–123. дои : 10.1007/978-1-349-04439-9_8 . ISBN  978-1-349-04441-2 . S2CID   161442141 .
  40. ^ Шредер, Том (11 февраля 2007 г.). «Иэн Стивенсон; стремился задокументировать воспоминания детей о прошлых жизнях» . Вашингтон Пост . Проверено 4 февраля 2021 г.
  41. ^ Беринг, Джесси (2 ноября 2013 г.). «Дело Яна Стивенсона о загробной жизни: действительно ли мы, «скептики», просто циники?» . Научный американец . Проверено 18 января 2024 г.
  42. ^ Jump up to: а б Эдвардс 1996, с. 253.
  43. ^ Броуди, Юджин Б. (сентябрь 1977 г.). «Исследование реинкарнации и редакционной ответственности: редакционная статья». Журнал нервных и психических заболеваний . 165 (3): 151. дои : 10.1097/00005053-197709000-00001 . ПМИД   894268 . S2CID   29004576 .
  44. ^ «КОММЕНТАРИЙ К «СВИДЕТЕЛЬСТВАМ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПОСЛЕ СМЕРТИ» Д-РА ЯНА СТИВЕНСОНА ». Журнал нервных и психических заболеваний . 165 (3): 171–173. Сентябрь 1977 г. doi : 10.1097/00005053-197709000-00003 . S2CID   9030839 .
  45. ^ Ангел, Леонард. (1994). [1] Skeptical Inquirer, осень 1994 г., с. 481.
  46. ^ Рокли, Ричард. (2002). [http://www.skepticreport.com/sr/?p=482 «Рецензия на книгу: Дети, которые помнят предыдущие жизни»] «Рецензия на книгу: Дети, которые помнят предыдущие жизни. Вопрос реинкарнации, Ян Стивенсон — SkepticReport» . Архивировано из оригинала 7 августа 2009 г. Проверено 4 августа 2009 г. . Скептический отчет. Проверено 11 октября 2014 г.
  47. ^ Хайнс 2003, с. 109.
  48. ^ Роберт Бейкер . (1996). Скрытые воспоминания: голоса и видения изнутри . Книги Прометея. ISBN   0-87975-576-8
  49. ^ Ян Уилсон . (1981). Разум вне времени: исследование реинкарнации . Голланц. ISBN   0-575-02968-4
  50. ^ CTK Chari, «Исследование реинкарнации: метод и интерпретация», цитируется в Edwards 1996, p. 261.
    • См. также Ян Стивенсон (1986), «Ответ Ч.Т.К. Чари», Журнал Общества психических исследований , 53, стр. 474–475.
  51. ^ Кейт Августин. (1997). Дело против бессмертия . Журнал Скептик. Том 5. Номер 2.
  52. ^ « Дейли телеграф », 12 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала 31 марта 2007 года . Проверено 16 февраля 2007 г. .
  53. ^ Кадоре 2005 .
  54. ^ Прабху, Джозеф (1989). «Идея реинкарнации». В Дэвисе, Стивен Т. (ред.). Смерть и загробная жизнь . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 74. ИСБН  978-0-312-03537-2 . , цитируя Дж. Гюнтера Пратта и Наоми Хинтце, «Психическое царство: во что можно верить?» (Нью-Йорк: Random House, 1975), цитируется в книге Сильвии Крэнстон и Кэри Уильямс «Реинкарнация: новый горизонт в науке, религии». и общество» (Нью-Йорк: Джулиан Пресс, 1984), стр. 49–69.
  55. Что Эдвардс был «самым грозным критиком» Стивенсона, см. Bache 2000, p. 35 .
  56. ^ Пол Эдвардс (1986), «Дело против реинкарнации: Часть 1», Free Inquiry , 6, осень, стр. 24–34.
    • ____________ (1986/7), «Дело против реинкарнации: Часть 2», Free Inquiry , 7, Зима, стр. 38–43.
    • ____________ (1987a), «Дело против реинкарнации: Часть 3», Free Inquiry , 7, Spring, стр. 38–49.
    • ____________ (1987b), «Дело против реинкарнации: Часть 4», Free Inquiry , 7, Лето, стр. 46–53.
    • ____________ (ред.) (1992), «Введение», « Бессмертие » . Макмиллан.
    • ____________ (1996), Реинкарнация: критический анализ . Книги Прометея.
  57. ^ Эдвардс 1996, стр. 140, 256 (см. главу 16, стр. 253–278).
  58. ^ Эдвардс 1996, с. 268.
  59. ^ Эдвардс 1992, стр. 13–14; Эдвардс 1996, с. 275; Макклелланд 2010, с. 144 .
  60. ^ Стивенсон 1966, с. 259 и далее .
  61. ^ Эдвардс 1996, стр. 136–138; Стивенсон 1966, стр. 259–269 .
  62. ^ Эдвардс 1992, с. 11.
  63. ^ Ян Стивенсон. (1974). Введение в Эдварда Райалла. Второй раунд. Невилл Спирмен. стр. 9–31
  64. ^ Jump up to: а б с Джон Тейлор . (1980). Наука и сверхъестественное: исследование паранормальных явлений, включая психическое исцеление, ясновидение, телепатию и предвидение, проведенное выдающимся физиком и математиком . Темпл Смит. стр. 127-130. ISBN   0-85117-191-5
  65. ^ Ян Стивенсон. (2003). Европейские случаи реинкарнационного типа . МакФарланд. стр. 230-231. ISBN   978-0-7864-4249-2
  66. ^ Ян Уилсон . (1981). Разум вне времени: исследование реинкарнации. Голланц. ISBN   0-575-02968-4 , с. 48
  67. ^ Эдвардс 1996, с. 8 -9.
  68. ^ Эдвардс 1996, с. 105.
  69. ^ Эдвардс 1996, с. 102 .
  70. ^ Ирвин, Ли (октябрь 2017 г.). «Реинкарнация в Америке: краткий исторический обзор» . Религии . 8 (10): 222. дои : 10.3390/rel8100222 . ISSN   2077-1444 .
  71. ^ Беринг, Джесси. «Дело Яна Стивенсона о загробной жизни: действительно ли мы, «скептики», просто циники?» . Сеть блогов Scientific American . Проверено 12 марта 2017 г.
  72. ^ Бонилья, Э. (2015). «Доказательства, свидетельствующие о реальности реинкарнации» . Исследовательская клиника . 56 (2): 215–240. ПМИД   26299061 .
  73. ^ «Профессор Ян Стивенсон [Некролог]» . Телеграф . 12 февраля 2007 г. Проверено 24 января 2024 г.
  74. ^ Такер, Джим Б. (2018). «Отчеты о воспоминаниях прошлой жизни» . В Прести, Дэвид Э. (ред.). Разум за пределами мозга: буддизм, наука и паранормальные явления . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . п. 48. ИСБН  978-0-231-54839-7 .
  75. ^ Саган, Карл (1997). Мир, населенный демонами . Лондон: Заголовок . п. 285. ИСБН  0-7472-5156-8 .
  76. ^ Харрис, Сэм (2005). Конец веры (переиздание). WW Нортон. п. 41 сноска 18 на странице 242 . ISBN  0393327655 . В примечании, где Харрис цитирует работы Стивенсона, Харрис пишет: «Могут быть даже некоторые достоверные доказательства реинкарнации».
  77. ^ Мэтлок, Джеймс Г. «Ян Стивенсон». http://jamesgmatlock.net/resources/researchers/stevenson/ Этот термин был придуман в начале 1900-х годов К. Рише. https://med.virginia.edu/perceptual-studies/wp-content/uploads/sites/267/2015/11/STE7.pdf. Архивировано 30 января 2019 г. в Wayback Machine.
  78. ^ Сара Томасон . (1984). Помните ли вы язык своей предыдущей жизни в своем нынешнем воплощении? . Американская речь 59: 340–350.
  79. ^ Сара Томасон . (1986-87). Прошлые языки помнят? . Скептический исследователь 11: 367-75.
  80. ^ Сара Томасон . Ксеноглоссия у Гордона Штейна . (1996). Энциклопедия паранормальных явлений . Книги Прометея. ISBN   1-57392-021-5
  81. ^ Самарин, Уильям Дж (1976). «Ксеноглосси: обзор и отчет о деле Яна Стивенсона». Язык . 52 (1): 270–274. дои : 10.2307/413229 . JSTOR   413229 .
  82. ^ Фроули, Уильям (1985). «Неизученный язык: новые исследования ксеноглоссии Яна Стивенсона». Язык . 61 (3): 739. дои : 10.2307/414443 . JSTOR   414443 .
  83. ^ Jump up to: а б Меара, Пол (1985). «Обзор невыученного языка: новые исследования ксеноглоссии» . Обзор современного языка . 80 (4): 890–891. дои : 10.2307/3728964 . ISSN   0026-7937 . JSTOR   3728964 .
  84. ^ Jump up to: а б «Отдел исследований личности – Персонал» . Архивировано из оригинала 23 декабря 2002 года . Проверено 12 мая 2022 г.
  85. ^ «Проверка кодового замка» . 9 октября 2014 г.
  86. ^ Нурбахш, Джавад; Стивенсон, Ян; Джахангири, Хамиде (2019). Справочник по психиатрии, том 5 . Лап Ламберт. ISBN  978-620-0-31642-4 .
  87. ^ Стивенсон, Ян; Шоаринежад, Алиакбар; Джахангири, Хамиде (2020). Методы психологического лечения социального тревожного расстройства . Ученая пресса. ISBN  978-613-8-94111-8 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 902ddb31a22a85b91571d2eec98a8638__1719398580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/90/38/902ddb31a22a85b91571d2eec98a8638.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ian Stevenson - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)