Эрлендур Харальдссон
Эрлендур Харальдссон | |
---|---|
Национальность | исландский |
Образование | Университеты Исландии, Эдинбурга и Фрайбурга |
Альма-матер | Мюнхенский университет |
Научная карьера | |
Поля | Психология |
Учреждения | Университет Исландии |
Докторантура | Ганс Бендер |
Эрлендур Харальдссон (3 ноября 1931 г. - 22 ноября 2020 г.) был почетным профессором психологии факультета социальных наук университета Исландского . Он публиковался в различных журналах по психологии и психиатрии. Кроме того, он опубликовал книги по парапсихологии и написал ряд статей для парапсихологических журналов. [ 1 ]
Образование
[ редактировать ]Эрлендур изучал философию в университетах Исландии, Эдинбурга и Фрайбурга с 1954 по 1958 год и работал писателем и журналистом с 1959 по 1963 год. Он изучал психологию во Фрайбурге и в Мюнхенском университете , где получил диплом. Псих. в 1969 году. В 1969–70 годах он был научным сотрудником Института парапсихологии в Дареме, Северная Каролина, а в 1970–71 годах проходил стажировку по клинической психологии на факультете психиатрии Университета Вирджинии в Шарлоттсвилле. Он получил докторскую степень. Получил степень бакалавра психологии во Фрайбургском университете под руководством парапсихолога Ганса Бендера в 1972 году. [ 2 ] [ 3 ]
Преподавательская и исследовательская карьера
[ редактировать ]Эрлендур работал научным сотрудником в Американском обществе психических исследований с 1972 по 1974 год. В 1973 году он стал преподавателем Исландского университета , где в 1989 году стал профессором психологии. В 1999 году он ушел с преподавания. [ 2 ] Он проводил исследования религиозных и народных верований; например, в опросе случайно выбранных исландцев, проведенном в 1974–75 годах и опубликованном в 1977 и 1978 годах, он установил, что необычно высокий процент верит в паранормальные явления. [ 4 ] в частности, в сверхъестественных фигурах, таких как хульдуфолк и драугар , исследования, основанные в 2000-х годах Терри Ганнеллом ; [ 5 ] в опросе 1978 года он изучил распространенность в Исландии веры в предвидящие сны; [ 6 ] [ 7 ] а в исследовании, опубликованном в 1985 году, он обнаружил пропорционально больше сообщений о встречах с мертвыми людьми из Исландии, чем из любой другой европейской страны. [ 8 ] Он также внес вклад в межкультурную стандартизацию инструментов психологического тестирования . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Кроме того, в 1982–83 годах он работал с Яном Стивенсоном в Университете Вирджинии над исследованием реинкарнации . Он провел год с Джей Би Рейном в Дареме, Северная Каролина. Он был соавтором исследований личности, способностей и психологических особенностей детей, заявляющих о воспоминаниях о предыдущей жизни в Шри-Ланке , сравнивая их с парными детьми, которые не заявляли о таких воспоминаниях. [ 12 ] [ 13 ]
Эрлендур получил Премию за выдающуюся карьеру от Парапсихологической ассоциации и Мемориальную премию Майерса от Общества психических исследований . [ 14 ] В его книге 2005 года «Látnir í heimi lifenda» (английский перевод «Умершие среди живых» , 2012) описаны опросы и последующие расследования, которые он провел в отношении предполагаемых явлений и связанных с ними явлений в Исландии.
Явления на смертном одре
[ редактировать ]В 1971 году Эрлендур в соавторстве с Карлисом Осисом написал книгу «В час смерти », описывающую исследования видений на смертном одре в Соединенных Штатах и Индии, которые они интерпретировали как более соответствующие гипотезе опыта перехода, чем «гипотезе вымирания». [ 15 ] [ 16 ] Их методы сбора данных вызвали критику со стороны научного сообщества. [ 17 ] По словам Теренса Хайнса :
Исследование Осиса и Харальдссона (1977) было основано на ответах, полученных на десять тысяч анкет, разосланных врачам и медсестрам в США и Индии. Вернули только 6,4 процента. Поскольку отчеты предоставляли врачи и медсестры, а не пациенты, которые, по-видимому, действительно имели опыт, отчеты были из вторых рук. Это означает, что они прошли через две весьма ошибочные и конструктивные системы человеческой памяти (врача или медсестры и самого пациента), прежде чем достичь Осиса и Харальдссона. [ 18 ]
Психолог Джеймс Алкок раскритиковал исследование как анекдотическое и назвал его результаты «ненадежными и не поддающимися интерпретации». [ 19 ] Пол Курц также раскритиковал исследование, заявив, что все данные были взяты из вторых рук и находились под влиянием культурных ожиданий. [ 20 ]
Сатья Саи Баба
[ редактировать ]Эрлендур вместе с Карлисом Осисом исследовали предполагаемые чудеса и паранормальные способности Сатья Саи Бабы в 1980-х годах. Он написал книгу «Чудеса - моя визитная карточка» (1988), также опубликованную под названием «Современные чудеса» (1997) и переизданную в 2013 году под названием « Современные чудеса: история Сатья Саи Бабы: современный пророк» , в которой задокументированы его расследования и исследования. [ 21 ] [ 22 ] Книгу описывают как «в целом сочувственное отношение к Саи Бабе». [ 23 ]
В конце 1980-х годов философ религии Дэвид К. Лейн написал, что книга Эрлендура « Современные чудеса » «подходит к предполагаемым чудесам Саи Бабы с критическим, но открытым взглядом», и рекомендовал ее как «наиболее сбалансированную книгу, когда-либо написанную» по этой теме. Сатья Саи Баба отказался пройти тестирование в контролируемой среде, поэтому вместо этого Эрлендур опросил свидетелей. Тем не менее, он опроверг некоторые из своих предполагаемых чудес, таких как воскрешение Уолтера Коуэна. [ 24 ]
Философ Пол Эдвардс отметил, что Эрлендур не пришел к какому-либо определенному выводу о подлинности чудес Бабы, но считал мошенничество маловероятным. [ 25 ] Психолог Джанак Пандей писал, что Эрлендур был впечатлен Бабой, но не смог заставить его вызвать какие-либо паранормальные явления в контролируемых условиях. [ 26 ]
Парапсихолог Мартин Джонсон утверждал, что Эрлендур опубликовал несколько «удивительно наивных свидетельств очевидцев о подвигах индийского святого», и был удивлен, что Эрлендур допускал возможность того, что Баба не был мошенником. [ 27 ] Дэниел Бассук, профессор религиоведения Университета Южной Флориды, написал: «Харальдссон и Осис пришли к выводу, что они не смогли обнаружить никаких доказательств мошенничества, и были вынуждены рассматривать материализации Сатья Саи Бабы как« возможно паранормальные явления »». [ 28 ]
Индийский скептик Басава Премананд раскритиковал книгу как сборник анекдотов, а не как объективный научный отчет: [ 29 ] а гуманист Бабу Гогинени нашел это легковерным, заявив, что Эрлендур «более предрасположен верить, чем исследовать», и заключил: «Единственный урок, который можно извлечь из Эрлендура Харальдссона, - это как не изучать паранормальные явления». [ 30 ]
Выход на пенсию
[ редактировать ]После выхода на пенсию Эрлендур продолжал проводить исследования и публиковать статьи. В 2007 году он добился создания фонда в Университете Исландии для поддержки исследований «паранормальных явлений и предполагаемых психических переживаний в духе исследований, которые [он] проводил в течение своей карьеры». [ 31 ] [ 32 ] В 2012 году вместе с Хафлиди Хельгасоном он опубликовал мемуары Á vit hins ókunna , в которых обсудил результаты своих интервью с детьми, которые считают, что помнят прошлые жизни. [ 33 ] Он часто выступал на профессиональных встречах, таких как съезд Американской психологической ассоциации в Орландо, штат Флорида, в 2012 году. Кроме того, он выступил с несколькими докладами в Институте пограничных областей психологии и психического здоровья (IGPP), Фрайбург, i. Бр., Германия, и – на протяжении многих лет их было довольно много – в Австрийском обществе парапсихологии и пограничных областей науки, Вена.
Книги
[ редактировать ]- С повстанцами в Курдистане (на исландском языке). Хафнарфьордюр: Скуггсья. 1964. OCLC 63214083 .
- Осис, Карлис; — (1977). В Час Смерти . Нью-Йорк: Эйвон. ISBN 978-0-380-01802-4 .
- «Чудеса — мои визитные карточки»: отчет о расследовании психических явлений, связанных с Сатья Саи Бабой . Лондон: Книги века. 1987. ISBN 978-0-7126-1514-3 .
- —; Гроф, Станислав; Фенвик, Питер; Гроссо, Майкл; Тарт, Т. Чарльз; Вулджер, Роджер (2003). Мы знаем больше, чем наш мозг. Пересекая границы сознания [ Thinking Beyond the Brain ] (на немецком языке). Фрайбург: Гердер. ISBN 978-3-451-05284-2 .
- Мертвые в мире живых: Результаты исследования опыта исландцев с мертвыми (на исландском языке). Рейкьявик: Университетское издательство. 2005. ISBN 978-9979-54-662-7 .
- Ушедшие среди живых. Исследовательское исследование встреч в загробной жизни (переводная ред.). Гилфорд: Книги Белой Вороны. 2012. ISBN 978-1-908733-29-0 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Эрлендур Харальдссон (1931-2020)» . spr.ac.uk. Проверено 8 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Эрлендур Харальдссон: Краткое резюме» . Университет Исландии. Архивировано из оригинала 21 сентября 2018 г. Проверено 12 апреля 2014 г.
- ^ «Доктор Эрлендур Харальдссон» (на исландском языке). Университет Исландии. Архивировано из оригинала 14 апреля 2014 г. Проверено 13 апреля 2014 г.
- ^ Сватос, Уильям Х. младший (март 1984 г.). «Актуальность религии: Исландия и теория секуляризации». Журнал научного изучения религии . 23 (1): 37. дои : 10.2307/1385455 . JSTOR 1385455 .
- ^ КДК (23 декабря 2007 г.). «Вера в фей и привидений живет» (PDF) . Газета (на исландском языке). п. 1. Архивировано из оригинала (PDF) 13 апреля 2014 года . Проверено 12 апреля 2014 г.
- ^ «Дом мечты Скуггсья» . Skuggsja.com . Проверено 12 апреля 2014 г.
- ^ Палссон, Гисли; Дюрренбергер, Пол (лето 1982 г.). «Мечтать о рыбе: причины рыболовного успеха исландских шкиперов». Журнал антропологических исследований . 38 (2): 240. дои : 10.1086/jar.38.2.3629599 . JSTOR 3629599 . S2CID 147337834 .
- ^ Маккленон, Джеймс (весна 1990 г.). «Китайский и американский аномальный опыт: роль религиозности». Социологический анализ . 51 (1): 54. дои : 10.2307/3711340 . JSTOR 3711340 .
- ^ Айзенк, Сибил Б.Г.; Харальдссон, Эрлендур (1983). «Национальные различия в личности: Исландия и Англия». Психологические отчеты . 53 (3): 999–1003. дои : 10.2466/pr0.1983.53.3.999 . S2CID 144213267 .
- ^ Харальдссон, Эрлендур; Айзенк, Сибил Б.Г. (1987). «Межкультурное исследование личности: исландские и английские дети». Скандинавский журнал исследований в области образования . 31 : 123–27. дои : 10.1080/0031383870310303 .
- ^ Конрадс, Сёлвина; Харальдссон, Эрлендур (1994). «Действительность использования основанных на США норм интересов Инвентаря сильных интересов для населения Северных стран». Скандинавский журнал исследований в области образования . 38 (1): 65–76. дои : 10.1080/0031383940380105 .
- ^ Харальдссон, Э. (1995). «Личность и способности детей, пользующихся воспоминаниями из прошлой жизни». Журнал нервных и психических заболеваний . 183 (7): 445–51. дои : 10.1097/00005053-199507000-00004 . ПМИД 7623016 . S2CID 38553355 .
- ^ Харальдссон, Эрлендур (2003). «Дети, рассказывающие об опыте прошлых жизней: есть ли психологическое объяснение?» (PDF) . Психология и психотерапия: теория, исследования и практика . 76 (Часть 1): 55–67. дои : 10.1348/14760830260569256 . ПМИД 12689435 .
- ^ Пилкингтон, Розмари (2013). Мужчины и женщины парапсихологии, личные размышления . Эспри. Том. 2). Сан-Антонио и Нью-Йорк: Книги аномалиста. п. 161. ИСБН 978-1-938398-01-8 .
- ^ Хини, Джон Дж. (лето 1983 г.). «Недавние исследования околосмертного опыта». Журнал религии и здоровья . 22 (2): 117–19. дои : 10.1007/bf02296392 . JSTOR 27505727 . ПМИД 24306646 . S2CID 28333086 .
- ^ Монаган, Чарльз (9 ноября 1986 г.). Вашингтон Пост . стр. Х23.
{{cite news}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Хёвельманн, Герд. (1985). Доказательства выживания из околосмертного опыта? Критическая оценка . У Пола Курца . Справочник скептика по парапсихологии . Книги Прометея. стр. 645-684. ISBN 0-87975-300-5
- ^ Хайнс, Теренс (2003). Лженаука и паранормальные явления . Книги Прометея. п. 102. ISBN 1-57392-979-4
- ^ Алкок, Джеймс . (1981). Психология и околосмертный опыт . В Кендрике Фрейзере . Паранормальные границы науки . Книги Прометея. стр. 153-169. ISBN 0-87975-148-7
- ^ Курц, Пол (2000). «Новая параъестественная парадигма: утверждения об общении с мертвыми - CSI» . Цикоп. Архивировано из оригинала 15 апреля 2014 г. Проверено 12 апреля 2014 г.
- ^ Харальдссон, Эрлендур (1988). Чудеса — моя визитная карточка . Издательство Сай Тауэрс. стр. 25, 26, 63, 173. ISBN 81-86822-32-1
- ^ Харальдссон, Эрлендур (2013). Чудеса современности: история Сатья Саи Бабы: современного пророка . Книги Белой Вороны. стр. 359-365. ISBN 978-1-908733-25-2
- ^ Штейн, Гордон . (1996). Энциклопедия паранормальных явлений . Книги Прометея. п. 654. ISBN 1-57392-021-5
- ^ «Тень Богочеловека: разоблачение Сатья Саи Бабы» . Проверено 28 апреля 2014 г. Примечание: первоначально написано Дэвидом К. Лейном в журнале «Понимание культов и духовных движений», 1988 г.
- ^ Эдвардс, Пол . (1996). Реинкарнация: критический анализ . Книги Прометея. п. 270. ISBN 1-57392-921-2
- ^ Панди, Джанак. (2000). Возвращение к психологии в Индии: развитие дисциплины . Публикации Сейджа. п. 115
- ^ Хайн Хёбенс, Пит. (1986). Смысл и бессмыслица в парапсихологии . В Кендрике Фрейзере . (1986). Наука противостоит паранормальному . Книги Прометея. стр. 28-39. ISBN 0-87975-314-5
- ^ Бассюк, Дэниел. (1987). Воплощение в индуизме и христианстве: миф о Богочеловеке . Макмиллан. п. 91
- ^ «Современные чудеса: объективное научное исследование?» . Indian-skeptic.org . Проверено 13 апреля 2014 г.
- ^ «Сатья Саи Баба пересказывает историю» . Проверено 26 апреля 2014 г.
- ^ «Новый стипендиальный фонд Исландского университета - стипендиальный фонд Эрлендара Харальдссона» (на исландском языке). Университет Исландии. 4 ноября 2010 г. [2 мая 2007 г.].
- ^ «Stryrtarsjóður Erlendar Haraldssonar» (на исландском языке). Университет Исландии. 8 августа 2013 г.
- ^ «Исследуйте детей, которые верят, что жили раньше» . Индикатор (на исландском языке). 18 декабря 2012 г.
Дополнительная информация
[ редактировать ]Документальные фильмы
[ редактировать ]- Прошлые жизни: истории реинкарнации . Storyhouse Productions, Вашингтон, округ Колумбия. Продюсер Андреас Гутцайт. Трансляция в США 1 апреля 2003 г. на канале Learning Channel (Discovery Communications). Вышел в эфир на Discovery International 29 декабря 2003 года.
- Реинкарнация – разве это миф? Storyhouse Productions для Learning Channel и Spiegel TV. Spiegel TV в VOX и XXP, октябрь 2002 г. (немецкая версия книги «Прошлые жизни: истории реинкарнации»). Тамильская версия транслировалась в Азии.
- Прошлые жизни детей . Производство Zenith North для Четвертого канала, Великобритания. Продюсер Лаура Грандитер. Октябрь 2000 года.
- В поисках мертвецов . BBC Wales в сотрудничестве с PBS, WXXI-T Рочестер, Нью-Йорк. Продюсер Джеффри Айверсон. 1992.
- С курдами в Ираке . Исландское государственное телевидение. Январь 1967 года.
Книги
[ редактировать ]- Капитан Хельгасон. В сознании незнакомца: мемуары Эрлендара Харальдссона . Рейкьявик: Almenna bókafélagið, 2012. ISBN 978-9935-426-40-6 . (на исландском языке)
- «От евангелистов к оккультной психологии — «В восторге от людей, которые соблюдают дистанцию» — Новая книга» (на исландском языке). pressan.is 6 октября 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Публикации в журналах
- Другие публикации
- Кто такой Эрлендур Харальдссон? (профиль члена Парапсихологической ассоциации)
- Фотогалерея