Jump to content

Эрлендур Харальдссон

Эрлендур Харальдссон
Национальность исландский
Образование Университеты Исландии, Эдинбурга и Фрайбурга
Альма-матер Мюнхенский университет
Научная карьера
Поля Психология
Учреждения Университет Исландии
Докторантура Ганс Бендер

Эрлендур Харальдссон (3 ноября 1931 г. - 22 ноября 2020 г.) был почетным профессором психологии факультета социальных наук университета Исландского . Он публиковался в различных журналах по психологии и психиатрии. Кроме того, он опубликовал книги по парапсихологии и написал ряд статей для парапсихологических журналов. [ 1 ]

Образование

[ редактировать ]

Эрлендур изучал философию в университетах Исландии, Эдинбурга и Фрайбурга с 1954 по 1958 год и работал писателем и журналистом с 1959 по 1963 год. Он изучал психологию во Фрайбурге и в Мюнхенском университете , где получил диплом. Псих. в 1969 году. В 1969–70 годах он был научным сотрудником Института парапсихологии в Дареме, Северная Каролина, а в 1970–71 годах проходил стажировку по клинической психологии на факультете психиатрии Университета Вирджинии в Шарлоттсвилле. Он получил докторскую степень. Получил степень бакалавра психологии во Фрайбургском университете под руководством парапсихолога Ганса Бендера в 1972 году. [ 2 ] [ 3 ]

Преподавательская и исследовательская карьера

[ редактировать ]

Эрлендур работал научным сотрудником в Американском обществе психических исследований с 1972 по 1974 год. В 1973 году он стал преподавателем Исландского университета , где в 1989 году стал профессором психологии. В 1999 году он ушел с преподавания. [ 2 ] Он проводил исследования религиозных и народных верований; например, в опросе случайно выбранных исландцев, проведенном в 1974–75 годах и опубликованном в 1977 и 1978 годах, он установил, что необычно высокий процент верит в паранормальные явления. [ 4 ] в частности, в сверхъестественных фигурах, таких как хульдуфолк и драугар , исследования, основанные в 2000-х годах Терри Ганнеллом ; [ 5 ] в опросе 1978 года он изучил распространенность в Исландии веры в предвидящие сны; [ 6 ] [ 7 ] а в исследовании, опубликованном в 1985 году, он обнаружил пропорционально больше сообщений о встречах с мертвыми людьми из Исландии, чем из любой другой европейской страны. [ 8 ] Он также внес вклад в межкультурную стандартизацию инструментов психологического тестирования . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]

Кроме того, в 1982–83 годах он работал с Яном Стивенсоном в Университете Вирджинии над исследованием реинкарнации . Он провел год с Джей Би Рейном в Дареме, Северная Каролина. Он был соавтором исследований личности, способностей и психологических особенностей детей, заявляющих о воспоминаниях о предыдущей жизни в Шри-Ланке , сравнивая их с парными детьми, которые не заявляли о таких воспоминаниях. [ 12 ] [ 13 ]

Эрлендур получил Премию за выдающуюся карьеру от Парапсихологической ассоциации и Мемориальную премию Майерса от Общества психических исследований . [ 14 ] В его книге 2005 года «Látnir í heimi lifenda» (английский перевод «Умершие среди живых» , 2012) описаны опросы и последующие расследования, которые он провел в отношении предполагаемых явлений и связанных с ними явлений в Исландии.

Явления на смертном одре

[ редактировать ]

В 1971 году Эрлендур в соавторстве с Карлисом Осисом написал книгу «В час смерти », описывающую исследования видений на смертном одре в Соединенных Штатах и ​​Индии, которые они интерпретировали как более соответствующие гипотезе опыта перехода, чем «гипотезе вымирания». [ 15 ] [ 16 ] Их методы сбора данных вызвали критику со стороны научного сообщества. [ 17 ] По словам Теренса Хайнса :

Исследование Осиса и Харальдссона (1977) было основано на ответах, полученных на десять тысяч анкет, разосланных врачам и медсестрам в США и Индии. Вернули только 6,4 процента. Поскольку отчеты предоставляли врачи и медсестры, а не пациенты, которые, по-видимому, действительно имели опыт, отчеты были из вторых рук. Это означает, что они прошли через две весьма ошибочные и конструктивные системы человеческой памяти (врача или медсестры и самого пациента), прежде чем достичь Осиса и Харальдссона. [ 18 ]

Психолог Джеймс Алкок раскритиковал исследование как анекдотическое и назвал его результаты «ненадежными и не поддающимися интерпретации». [ 19 ] Пол Курц также раскритиковал исследование, заявив, что все данные были взяты из вторых рук и находились под влиянием культурных ожиданий. [ 20 ]

Сатья Саи Баба

[ редактировать ]

Эрлендур вместе с Карлисом Осисом исследовали предполагаемые чудеса и паранормальные способности Сатья Саи Бабы в 1980-х годах. Он написал книгу «Чудеса - моя визитная карточка» (1988), также опубликованную под названием «Современные чудеса» (1997) и переизданную в 2013 году под названием « Современные чудеса: история Сатья Саи Бабы: современный пророк» , в которой задокументированы его расследования и исследования. [ 21 ] [ 22 ] Книгу описывают как «в целом сочувственное отношение к Саи Бабе». [ 23 ]

В конце 1980-х годов философ религии Дэвид К. Лейн написал, что книга Эрлендура « Современные чудеса » «подходит к предполагаемым чудесам Саи Бабы с критическим, но открытым взглядом», и рекомендовал ее как «наиболее сбалансированную книгу, когда-либо написанную» по этой теме. Сатья Саи Баба отказался пройти тестирование в контролируемой среде, поэтому вместо этого Эрлендур опросил свидетелей. Тем не менее, он опроверг некоторые из своих предполагаемых чудес, таких как воскрешение Уолтера Коуэна. [ 24 ]

Философ Пол Эдвардс отметил, что Эрлендур не пришел к какому-либо определенному выводу о подлинности чудес Бабы, но считал мошенничество маловероятным. [ 25 ] Психолог Джанак Пандей писал, что Эрлендур был впечатлен Бабой, но не смог заставить его вызвать какие-либо паранормальные явления в контролируемых условиях. [ 26 ]

Парапсихолог Мартин Джонсон утверждал, что Эрлендур опубликовал несколько «удивительно наивных свидетельств очевидцев о подвигах индийского святого», и был удивлен, что Эрлендур допускал возможность того, что Баба не был мошенником. [ 27 ] Дэниел Бассук, профессор религиоведения Университета Южной Флориды, написал: «Харальдссон и Осис пришли к выводу, что они не смогли обнаружить никаких доказательств мошенничества, и были вынуждены рассматривать материализации Сатья Саи Бабы как« возможно паранормальные явления »». [ 28 ]

Индийский скептик Басава Премананд раскритиковал книгу как сборник анекдотов, а не как объективный научный отчет: [ 29 ] а гуманист Бабу Гогинени нашел это легковерным, заявив, что Эрлендур «более предрасположен верить, чем исследовать», и заключил: «Единственный урок, который можно извлечь из Эрлендура Харальдссона, - это как не изучать паранормальные явления». [ 30 ]

Выход на пенсию

[ редактировать ]

После выхода на пенсию Эрлендур продолжал проводить исследования и публиковать статьи. В 2007 году он добился создания фонда в Университете Исландии для поддержки исследований «паранормальных явлений и предполагаемых психических переживаний в духе исследований, которые [он] проводил в течение своей карьеры». [ 31 ] [ 32 ] В 2012 году вместе с Хафлиди Хельгасоном он опубликовал мемуары Á vit hins ókunna , в которых обсудил результаты своих интервью с детьми, которые считают, что помнят прошлые жизни. [ 33 ] Он часто выступал на профессиональных встречах, таких как съезд Американской психологической ассоциации в Орландо, штат Флорида, в 2012 году. Кроме того, он выступил с несколькими докладами в Институте пограничных областей психологии и психического здоровья (IGPP), Фрайбург, i. Бр., Германия, и – на протяжении многих лет их было довольно много – в Австрийском обществе парапсихологии и пограничных областей науки, Вена.

  • С повстанцами в Курдистане (на исландском языке). Хафнарфьордюр: Скуггсья. 1964. OCLC   63214083 .
  • Осис, Карлис; — (1977). В Час Смерти . Нью-Йорк: Эйвон. ISBN  978-0-380-01802-4 .
  • «Чудеса — мои визитные карточки»: отчет о расследовании психических явлений, связанных с Сатья Саи Бабой . Лондон: Книги века. 1987. ISBN  978-0-7126-1514-3 .
  • —; Гроф, Станислав; Фенвик, Питер; Гроссо, Майкл; Тарт, Т. Чарльз; Вулджер, Роджер (2003). Мы знаем больше, чем наш мозг. Пересекая границы сознания [ Thinking Beyond the Brain ] (на немецком языке). Фрайбург: Гердер. ISBN  978-3-451-05284-2 .
  • Мертвые в мире живых: Результаты исследования опыта исландцев с мертвыми (на исландском языке). Рейкьявик: Университетское издательство. 2005. ISBN  978-9979-54-662-7 .
  • Ушедшие среди живых. Исследовательское исследование встреч в загробной жизни (переводная ред.). Гилфорд: Книги Белой Вороны. 2012. ISBN  978-1-908733-29-0 .
  1. ^ «Эрлендур Харальдссон (1931-2020)» . spr.ac.uk. ​Проверено 8 января 2021 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Эрлендур Харальдссон: Краткое резюме» . Университет Исландии. Архивировано из оригинала 21 сентября 2018 г. Проверено 12 апреля 2014 г.
  3. ^ «Доктор Эрлендур Харальдссон» (на исландском языке). Университет Исландии. Архивировано из оригинала 14 апреля 2014 г. Проверено 13 апреля 2014 г.
  4. ^ Сватос, Уильям Х. младший (март 1984 г.). «Актуальность религии: Исландия и теория секуляризации». Журнал научного изучения религии . 23 (1): 37. дои : 10.2307/1385455 . JSTOR   1385455 .
  5. ^ КДК (23 декабря 2007 г.). «Вера в фей и привидений живет» (PDF) . Газета (на исландском языке). п. 1. Архивировано из оригинала (PDF) 13 апреля 2014 года . Проверено 12 апреля 2014 г.
  6. ^ «Дом мечты Скуггсья» . Skuggsja.com . Проверено 12 апреля 2014 г.
  7. ^ Палссон, Гисли; Дюрренбергер, Пол (лето 1982 г.). «Мечтать о рыбе: причины рыболовного успеха исландских шкиперов». Журнал антропологических исследований . 38 (2): 240. дои : 10.1086/jar.38.2.3629599 . JSTOR   3629599 . S2CID   147337834 .
  8. ^ Маккленон, Джеймс (весна 1990 г.). «Китайский и американский аномальный опыт: роль религиозности». Социологический анализ . 51 (1): 54. дои : 10.2307/3711340 . JSTOR   3711340 .
  9. ^ Айзенк, Сибил Б.Г.; Харальдссон, Эрлендур (1983). «Национальные различия в личности: Исландия и Англия». Психологические отчеты . 53 (3): 999–1003. дои : 10.2466/pr0.1983.53.3.999 . S2CID   144213267 .
  10. ^ Харальдссон, Эрлендур; Айзенк, Сибил Б.Г. (1987). «Межкультурное исследование личности: исландские и английские дети». Скандинавский журнал исследований в области образования . 31 : 123–27. дои : 10.1080/0031383870310303 .
  11. ^ Конрадс, Сёлвина; Харальдссон, Эрлендур (1994). «Действительность использования основанных на США норм интересов Инвентаря сильных интересов для населения Северных стран». Скандинавский журнал исследований в области образования . 38 (1): 65–76. дои : 10.1080/0031383940380105 .
  12. ^ Харальдссон, Э. (1995). «Личность и способности детей, пользующихся воспоминаниями из прошлой жизни». Журнал нервных и психических заболеваний . 183 (7): 445–51. дои : 10.1097/00005053-199507000-00004 . ПМИД   7623016 . S2CID   38553355 .
  13. ^ Харальдссон, Эрлендур (2003). «Дети, рассказывающие об опыте прошлых жизней: есть ли психологическое объяснение?» (PDF) . Психология и психотерапия: теория, исследования и практика . 76 (Часть 1): 55–67. дои : 10.1348/14760830260569256 . ПМИД   12689435 .
  14. ^ Пилкингтон, Розмари (2013). Мужчины и женщины парапсихологии, личные размышления . Эспри. Том. 2). Сан-Антонио и Нью-Йорк: Книги аномалиста. п. 161. ИСБН  978-1-938398-01-8 .
  15. ^ Хини, Джон Дж. (лето 1983 г.). «Недавние исследования околосмертного опыта». Журнал религии и здоровья . 22 (2): 117–19. дои : 10.1007/bf02296392 . JSTOR   27505727 . ПМИД   24306646 . S2CID   28333086 .
  16. ^ Монаган, Чарльз (9 ноября 1986 г.). Вашингтон Пост . стр. Х23. {{cite news}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  17. ^ Хёвельманн, Герд. (1985). Доказательства выживания из околосмертного опыта? Критическая оценка . У Пола Курца . Справочник скептика по парапсихологии . Книги Прометея. стр. 645-684. ISBN   0-87975-300-5
  18. ^ Хайнс, Теренс (2003). Лженаука и паранормальные явления . Книги Прометея. п. 102. ISBN   1-57392-979-4
  19. ^ Алкок, Джеймс . (1981). Психология и околосмертный опыт . В Кендрике Фрейзере . Паранормальные границы науки . Книги Прометея. стр. 153-169. ISBN   0-87975-148-7
  20. ^ Курц, Пол (2000). «Новая параъестественная парадигма: утверждения об общении с мертвыми - CSI» . Цикоп. Архивировано из оригинала 15 апреля 2014 г. Проверено 12 апреля 2014 г.
  21. ^ Харальдссон, Эрлендур (1988). Чудеса — моя визитная карточка . Издательство Сай Тауэрс. стр. 25, 26, 63, 173. ISBN   81-86822-32-1
  22. ^ Харальдссон, Эрлендур (2013). Чудеса современности: история Сатья Саи Бабы: современного пророка . Книги Белой Вороны. стр. 359-365. ISBN   978-1-908733-25-2
  23. ^ Штейн, Гордон . (1996). Энциклопедия паранормальных явлений . Книги Прометея. п. 654. ISBN   1-57392-021-5
  24. ^ «Тень Богочеловека: разоблачение Сатья Саи Бабы» . Проверено 28 апреля 2014 г. Примечание: первоначально написано Дэвидом К. Лейном в журнале «Понимание культов и духовных движений», 1988 г.
  25. ^ Эдвардс, Пол . (1996). Реинкарнация: критический анализ . Книги Прометея. п. 270. ISBN   1-57392-921-2
  26. ^ Панди, Джанак. (2000). Возвращение к психологии в Индии: развитие дисциплины . Публикации Сейджа. п. 115
  27. ^ Хайн Хёбенс, Пит. (1986). Смысл и бессмыслица в парапсихологии . В Кендрике Фрейзере . (1986). Наука противостоит паранормальному . Книги Прометея. стр. 28-39. ISBN   0-87975-314-5
  28. ^ Бассюк, Дэниел. (1987). Воплощение в индуизме и христианстве: миф о Богочеловеке . Макмиллан. п. 91
  29. ^ «Современные чудеса: объективное научное исследование?» . Indian-skeptic.org . Проверено 13 апреля 2014 г.
  30. ^ «Сатья Саи Баба пересказывает историю» . Проверено 26 апреля 2014 г.
  31. ^ «Новый стипендиальный фонд Исландского университета - стипендиальный фонд Эрлендара Харальдссона» (на исландском языке). Университет Исландии. 4 ноября 2010 г. [2 мая 2007 г.].
  32. ^ «Stryrtarsjóður Erlendar Haraldssonar» (на исландском языке). Университет Исландии. 8 августа 2013 г.
  33. ^ «Исследуйте детей, которые верят, что жили раньше» . Индикатор (на исландском языке). 18 декабря 2012 г.

Дополнительная информация

[ редактировать ]

Документальные фильмы

[ редактировать ]
  • Прошлые жизни: истории реинкарнации . Storyhouse Productions, Вашингтон, округ Колумбия. Продюсер Андреас Гутцайт. Трансляция в США 1 апреля 2003 г. на канале Learning Channel (Discovery Communications). Вышел в эфир на Discovery International 29 декабря 2003 года.
  • Реинкарнация – разве это миф? Storyhouse Productions для Learning Channel и Spiegel TV. Spiegel TV в VOX и XXP, октябрь 2002 г. (немецкая версия книги «Прошлые жизни: истории реинкарнации»). Тамильская версия транслировалась в Азии.
  • Прошлые жизни детей . Производство Zenith North для Четвертого канала, Великобритания. Продюсер Лаура Грандитер. Октябрь 2000 года.
  • В поисках мертвецов . BBC Wales в сотрудничестве с PBS, WXXI-T Рочестер, Нью-Йорк. Продюсер Джеффри Айверсон. 1992.
  • С курдами в Ираке . Исландское государственное телевидение. Январь 1967 года.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f437655aa499342c75c9d4777a361ec3__1719791700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f4/c3/f437655aa499342c75c9d4777a361ec3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Erlendur Haraldsson - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)