Jump to content

Явления на смертном одре

Уильям Ф. Барретт , один из первых исследователей явлений на смертном одре.

Феномен на смертном одре относится к ряду переживаний, о которых сообщают умирающие люди . [1] [2] Есть много примеров феноменов на смертном одре как в научно-популярной, так и в художественной литературе, что позволяет предположить, что эти явления отмечались в культурах всего мира на протяжении веков, хотя научные исследования их начались относительно недавно. В научной литературе такие переживания называются сенсорными переживаниями, связанными со смертью (DRSE). [3] Умирающие пациенты сообщали сотрудникам хосписов, что видели утешительные видения. [4] [5] [6]

Современные ученые считают предсмертные явления и видения галлюцинациями . [7] [8] [9]

Видения на смертном одре

[ редактировать ]

Видения на смертном одре описаны с древних времен. Однако первое систематическое исследование было проведено только в 20 веке. [10] Их также называют правдивыми галлюцинациями, видениями умирающих и предсмертными видениями. [3] Врач Уильям Барретт , автор книги «Видения на смертном одре» (1926), собрал анекдоты людей, которые утверждали, что видели видения умерших друзей и родственников, звуки музыки и другие явления на смертном одре. [11] Барретт был христианским спиритуалистом и считал, что видения являются свидетельством духовного общения. [12] Исследование Уильяма также было основано на наблюдениях его жены Флоренс за умирающими матерями. [13]

В исследовании, проведенном между 1959 и 1973 годами парапсихологами Карлисом Осисом и Эрлендуром Харальдссоном , они сообщили, что 50% из десятков тысяч людей, которых они изучали в Соединенных Штатах и ​​Индии , испытывали видения на смертном одре. [10] Осис, Харальдссон и другие парапсихологи, такие как Рэймонд Муди, интерпретировали эти сообщения как свидетельство существования загробной жизни . [14] [15]

Невролог Теренс Хайнс написал, что сторонники интерпретации загробной жизни сильно недооценивают различия между сообщениями. Хайнс также раскритиковал их методологию сбора отчетов:

Способ сбора отчетов создает еще одну серьезную проблему для тех, кто хочет серьезно отнестись к ним как к свидетельству загробной жизни. Исследование Осиса и Харальдссона (1977) было основано на ответах, полученных на десять тысяч анкет, разосланных врачам и медсестрам в США и Индии. Вернули только 6,4 процента. Поскольку отчеты предоставляли врачи и медсестры, а не пациенты, которые, по-видимому, действительно имели опыт, отчеты были из вторых рук. Это означает, что они прошли через две весьма ошибочные и конструктивные системы человеческой памяти (врача или медсестры и самого пациента), прежде чем достичь Осиса и Харальдссона. В других случаях (например, Moody 1977) отчеты давались самими пациентами спустя месяцы и годы после события. Таких сообщений вряд ли достаточно, чтобы доказать реальность загробной жизни. [9]

Скептически настроенный исследователь Джо Никелл написал, что видения на смертном одре (DBV) основаны на неподтвержденных рассказах, которые не заслуживают доверия. Не рассматривая весь контекст сообщений, он считал, что обнаружил противоречия и несоответствия в различных DBV, о которых сообщила автор паранормальных явлений Карла Уиллс-Брэндон. [16]

Исследования в области хосписной и паллиативной помощи изучали влияние явлений на смертном одре (ПС) на умирающих, их семьи и персонал паллиативного отделения. В 2009 году 111 сотрудникам ирландской хосписной программы была роздана анкета, в которой спрашивалось, сталкивались ли они с сотрудниками или пациентами, страдавшими ДАД. Большинство респондентов сообщили, что о видении на смертном одре им сообщил пациент или его семья. Они сообщили, что содержание этих видений часто казалось утешающим для пациента и его семьи. [17] Другое исследование показало, что ДАД обычно связано с мирной смертью и обычно занижается пациентами и их семьями из-за страха смущения и недоверия со стороны медицинского персонала. [18]

В ответ на эти качественные данные в сфере паллиативной помощи растет движение, которое подчеркивает «сострадательное понимание и уважение со стороны тех, кто обеспечивает уход в конце жизни» в отношении DBP. [19]

По мнению исследователей DRSE, таких как Питер Фенвик , общий опыт включает в себя; визуальное или слуховое видение (обычно умерших) близких (чаще всего родителей, за которыми следуют друзья, родственники и домашние животные ), [20] [21] видения ярко окрашенного царства «загробной жизни» (обычно сада), видения света (часто персонифицированного как важные духовные фигуры в духовных или религиозных убеждениях умирающего пациента) и «отпускание» своих личных привязанностей и личной идентичности. (эго) в целом, сообществах называется смертью эго в некоторых психоделических . Свидетели (видения) могут включать недавно умерших людей, о смерти которых пациенты и их семьи не знали до явления. [22]

Пациенты, испытывающие такие явления, могут не ограничиваться особо религиозными людьми. [23] Хотя явления на смертном одре не гарантируют пациентам спокойную смерть, их переживания в основном успокаивают. [24]

Умирающие животные ( домашние животные ) также могут проявлять аналогичную реакцию на невидимых существ. [25]

Наряду с этим личным опытом умирания, иногда близкие и медсестры хосписа также испытывают подобные вещи, названные такими исследователями, как вышеупомянутый Питер Фенвик, «случайностями на смертном одре» . В эту широкую ветвь межличностных явлений, связанных со смертью, входят; предполагаемое знание о своем прохождении через «посещение» до того, как ему об этом рассказали другие (часто переживающий находился на большом расстоянии от умирающего человека и предположительно не имел предварительного знания о состоянии или смерти человека), переживания света, исходящего из тела пациента (часто интерпретируется как душа) и «небесная музыка», совпавшая со смертью пациента. Наряду с этим возникает опыт, известный в парапсихологии как «общий опыт смерти», опыт, в котором сторонний наблюдатель, друг, родственник, медсестра или другой человек испытывает опыт, похожий на околосмертный опыт , но с точки зрения сопровождающего. умирающий индивидуум. [26] [27]

Некоторые парапсихологи, в том числе Рэймонд Муди , Питер Фенвик и Уильям Питерс (руководитель Инициативы по исследованию совместного скрещивания), интерпретировали эти сообщения как свидетельство существования загробной жизни, указывая на сходство с околосмертным опытом. До сих пор эти утверждения вызывали ограниченный скептицизм, если не считать психологических трюизмов, выдвинутых Джо Никеллом и философом Китом Августином. На данный момент остается очень мало исследовательских проектов по этим общим явлениям DRSE, и поэтому ни паранормальная «загробная жизнь», ни нейробиологические или психологические подходы не могут быть поддержаны.

Среди известных людей, которые могли сталкиваться или не сталкиваться с такими явлениями, можно назвать Стива Джобса , [28] Джонни Кэша Брат Джек и Уильям Вордсворт . [29] В одном из сообщений о кончине вдовствующей императрицы Цыси « призрак отмечается , что во сне императрицы явился » и соблазнил ее отправиться в загробную жизнь . [30]

Терминальная ясность

[ редактировать ]

Иногда у людей с тяжелыми психическими нарушениями, обычно жертвами нейродегенеративных заболеваний, когнитивные функции восстанавливаются незадолго до смерти. [31]

Научная оценка

[ редактировать ]

По словам Рональда К. Сигела , известного американского психофармаколога и исследователя, существует высокая степень сходства между видениями на смертном одре и галлюцинациями, вызванными наркотиками . Галлюцинации, вызванные наркотиками, часто содержат образы потусторонних существ и умерших друзей и родственников. [7] Некоторые ученые, изучавшие случаи феноменов на смертном одре, описывали визуальное, слуховое и ощущаемое присутствие умерших родственников или ангельских существ во время процесса умирания как галлюцинации. Предполагается, что эти галлюцинации возникают по ряду причин, включая, помимо прочего, церебральную гипоксию , спутанность сознания, делирий , сбои в работе систем организма (например, почек, печени, легких) и психическую реакцию на стресс. [32]

Когда мозг не имеет достаточного кровотока, как в случае с остановкой сердца, мозг лишается кислорода. Кратковременный период церебральной гипоксии может привести к нарушению функции нейронов. Предполагается, что это повреждение нейронов является причиной видений на смертном одре. [33] [34] [35]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Фенвик, Питер. «Умирание: духовный опыт, показанный в книгах «Опыты около смерти» и «видения на смертном одре» (PDF) . Умирание: духовный опыт, показанный в «Опытах около смерти» и «Видениях на смертном одре» . Королевский колледж психиатров . Проверено 20 августа 2022 г.
  2. ^ Инициатива по исследованию совместного пересечения (SCRI) (2021 г.). «Общий опыт смерти: малоизвестный тип явлений конца жизни, о которых сообщают лица, осуществляющие уход, и близкие» . Американский журнал хосписной и паллиативной медицины . 38 (12). Инициатива по исследованию совместного пересечения: 1479–1487. дои : 10.1177/10499091211000045 . ПМИД   33813876 . S2CID   233027619 . Проверено 20 августа 2022 г.
  3. ^ Jump up to: а б Этье, А. (2005). «Сенсорные переживания, связанные со смертью». Журнал сестринского дела в детской онкологии . 22 (2): 104–111. дои : 10.1177/1043454204273735 . ПМИД   15695352 . S2CID   53763992 .
  4. ^ Брэйн, С; Фарнхэм, К; Фенвик, П. (2006). «Явления на смертном одре и их влияние на команду паллиативной помощи: пилотное исследование». Американский журнал хосписной и паллиативной медицины . 23 (1): 17–24. дои : 10.1177/104990910602300104 . ПМИД   16450659 . S2CID   31182022 .
  5. ^ Лоуренс, М; Репеде, Э. (2013). «Частота общения на смертном одре и их влияние на процесс умирания». Американский журнал хосписной и паллиативной помощи . 30 (7): 632–639. дои : 10.1177/1049909112467529 . ПМИД   23236088 . S2CID   21926304 .
  6. ^ «Видения на смертном одре: глубокий источник смысла и утешения для умирающих» . 1-800-Хоспис. 25 мая 2017 года . Проверено 22 апреля 2024 г.
  7. ^ Jump up to: а б Сигел, Рональд (1980). «Психология жизни после смерти». Американский психолог . 35 (10): 911–931. дои : 10.1037/0003-066x.35.10.911 . ПМИД   7436117 .
  8. ^ Хоран, Дж. и Ланге, Р. (1997). Галлюцинации, которые утешают: контекстуальное посредничество видений на смертном одре . Перцептивные и моторные навыки 84: 1491-1504.
  9. ^ Jump up to: а б Хайнс, Теренс (2003). Лженаука и паранормальные явления . Книги Прометея. п. 102. ISBN   978-1573929790
  10. ^ Jump up to: а б Блом, январь (2009). Словарь галлюцинаций . Спрингер. стр. 131-132. ISBN   978-1441912220
  11. ^ Барретт, Уильям . (1926). Видения на смертном одре . Метуэн и Компания Лимитед. ISBN   978-0850305203
  12. ^ Оппенгейм, Джанет. (1985). Другой мир: спиритуализм и психические исследования в Англии, 1850-1914 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 365. ISBN   978-0521265058
  13. ^ «Исследование видений на смертном одре» . Пси-энциклопедия. 22 мая 2017 г. Проверено 22 апреля 2024 г.
  14. ^ Муди, Рэймонд . (1975). Жизнь после жизни . Книги пересмешника. ISBN   978-0553122206
  15. ^ Осис, К. и Харальдссон, Э. (1977). В Час Смерти . Эйвон. ISBN   978-0380018024
  16. ^ Никелл, Джо . (2002). «Визиты»: Посмертные контакты . Скептический исследователь . Том 12. Проверено 6 ноября 2013 г.
  17. ^ МакКонвилл У., Маккуиллан, Р. Исследование явлений на смертном одре. Ирландские медицинские времена. 2010, 6 мая.
  18. ^ Фенвик П., Лавлейс Х., Брэйн С. Комфорт для умирающих: пятилетние ретроспективные и годичные перспективные исследования опыта конца жизни. Арка геронтологии и гериатрии. 2010;51:173-179.
  19. ^ Фенвик П., Брэйн С. Опыт конца жизни: стремление к состраданию, общению и связи – значение видений и совпадений на смертном одре. Am J из хосписа и Pall Med. 2011;28(1):7-15.
  20. ^ Грейсон, Брюс. «Наблюдение за мертвыми людьми, о которых не известно, что они умерли: опыт «Пика в Дариене»» . Исследовательские ворота . Проверено 20 августа 2022 г.
  21. ^ «Опыт около смерти: будут ли нас ждать наши собаки?» . Кора. 01.08.2020. Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 г. Проверено 22 апреля 2024 г.
  22. ^ «Умирание: духовный опыт, показанный в книгах «Опыты около смерти» и «видения на смертном одре» (PDF) . Королевский колледж психиатров. 2004. с. 2 . Проверено 22 апреля 2024 г.
  23. ^ «Мечты о конце жизни» . Содружество . 23 апреля 2023 г. Проверено 22 апреля 2024 г.
  24. ^ «Выходя в свет» . Айриш Таймс . 22 марта 2011 г. Проверено 22 апреля 2024 г.
  25. ^ «Опыт Сноуи» . Фонд исследований вне тела. 2004 . Проверено 22 апреля 2024 г.
  26. ^ Фенвик, Питер. «Умирание: духовный опыт, показанный в книгах «Опыты около смерти» и «видения на смертном одре» (PDF) . Королевский колледж психиатров. Проверено 20 августа 2022 г.
  27. ^ «Общий опыт смерти: малоизвестный тип явлений конца жизни, о которых сообщают лица, осуществляющие уход, и близкие». Американский журнал хосписной и паллиативной медицины. Инициатива по исследованию совместного пересечения. Проверено 20 августа 2022 г.
  28. ^ «Было ли у Стива Джобса видение на смертном одре?» . Ежедневный Грааль. 01.11.2011 . Проверено 22 апреля 2024 г.
  29. ^ «На той стороне знаменитые люди, которые видели видения того, что их ждало» . Ирландская независимая газета . 16 марта 2013 г. Проверено 22 апреля 2024 г.
  30. ^ «Вдовствующая императрица умерла от апоплексии» . Нью-Йорк Таймс . 20 ноября 1908 г. Проверено 22 апреля 2024 г.
  31. ^ М.Нам, «Терминальная осознанность у пациентов с хронической шизофренией и деменцией - обзор литературы» в «Проблемах исследований и практики неврологии, издание 2011 г.»
  32. ^ Брэйн С., Лавлейс Х., Фенвик П. Опыт конца жизни и процесс умирания в доме престарелых в Глостершире, о котором сообщают медсестры и помощники по уходу. Am J из хосписа и Pall Med. 2008;25(3):195-206.
  33. ^ Бриерли, Дж. и Д. Грэм. (1984). Гипоксия и сосудистые нарушения центральной нервной системы . В «Нейропатологии Гринфилда» под редакцией Дж. Адамса, Дж. Корселлиса и Л. Дюшена. 4-е издание. Нью-Йорк: Уайли. стр. 125–207.
  34. ^ Французский, Чис . (2009). Околосмертный опыт и мозг . В Крейге Мюррее, изд. Психологические научные взгляды на опыт выхода из тела и смерти . Нью-Йорк: Издательство Nova Science. стр. 187-203. ISBN   978-1607417057
  35. ^ «Ученые выяснили, что происходит с мозгом после смерти» . МСН .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b1f7d7af9f54978bdc1afc91757ef908__1719668160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/08/b1f7d7af9f54978bdc1afc91757ef908.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Deathbed phenomena - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)