Явления на смертном одре

Феномен на смертном одре относится к ряду переживаний, о которых сообщают умирающие люди . [1] [2] Есть много примеров феноменов на смертном одре как в научно-популярной, так и в художественной литературе, что позволяет предположить, что эти явления отмечались в культурах всего мира на протяжении веков, хотя научные исследования их начались относительно недавно. В научной литературе такие переживания называются сенсорными переживаниями, связанными со смертью (DRSE). [3] Умирающие пациенты сообщали сотрудникам хосписов, что видели утешительные видения. [4] [5] [6]
Современные ученые считают предсмертные явления и видения галлюцинациями . [7] [8] [9]
Видения на смертном одре
[ редактировать ]Видения на смертном одре описаны с древних времен. Однако первое систематическое исследование было проведено только в 20 веке. [10] Их также называют правдивыми галлюцинациями, видениями умирающих и предсмертными видениями. [3] Врач Уильям Барретт , автор книги «Видения на смертном одре» (1926), собрал анекдоты людей, которые утверждали, что видели видения умерших друзей и родственников, звуки музыки и другие явления на смертном одре. [11] Барретт был христианским спиритуалистом и считал, что видения являются свидетельством духовного общения. [12] Исследование Уильяма также было основано на наблюдениях его жены Флоренс за умирающими матерями. [13]
В исследовании, проведенном между 1959 и 1973 годами парапсихологами Карлисом Осисом и Эрлендуром Харальдссоном , они сообщили, что 50% из десятков тысяч людей, которых они изучали в Соединенных Штатах и Индии , испытывали видения на смертном одре. [10] Осис, Харальдссон и другие парапсихологи, такие как Рэймонд Муди, интерпретировали эти сообщения как свидетельство существования загробной жизни . [14] [15]
Невролог Теренс Хайнс написал, что сторонники интерпретации загробной жизни сильно недооценивают различия между сообщениями. Хайнс также раскритиковал их методологию сбора отчетов:
Способ сбора отчетов создает еще одну серьезную проблему для тех, кто хочет серьезно отнестись к ним как к свидетельству загробной жизни. Исследование Осиса и Харальдссона (1977) было основано на ответах, полученных на десять тысяч анкет, разосланных врачам и медсестрам в США и Индии. Вернули только 6,4 процента. Поскольку отчеты предоставляли врачи и медсестры, а не пациенты, которые, по-видимому, действительно имели опыт, отчеты были из вторых рук. Это означает, что они прошли через две весьма ошибочные и конструктивные системы человеческой памяти (врача или медсестры и самого пациента), прежде чем достичь Осиса и Харальдссона. В других случаях (например, Moody 1977) отчеты давались самими пациентами спустя месяцы и годы после события. Таких сообщений вряд ли достаточно, чтобы доказать реальность загробной жизни. [9]
Скептически настроенный исследователь Джо Никелл написал, что видения на смертном одре (DBV) основаны на неподтвержденных рассказах, которые не заслуживают доверия. Не рассматривая весь контекст сообщений, он считал, что обнаружил противоречия и несоответствия в различных DBV, о которых сообщила автор паранормальных явлений Карла Уиллс-Брэндон. [16]
Исследования в области хосписной и паллиативной помощи изучали влияние явлений на смертном одре (ПС) на умирающих, их семьи и персонал паллиативного отделения. В 2009 году 111 сотрудникам ирландской хосписной программы была роздана анкета, в которой спрашивалось, сталкивались ли они с сотрудниками или пациентами, страдавшими ДАД. Большинство респондентов сообщили, что о видении на смертном одре им сообщил пациент или его семья. Они сообщили, что содержание этих видений часто казалось утешающим для пациента и его семьи. [17] Другое исследование показало, что ДАД обычно связано с мирной смертью и обычно занижается пациентами и их семьями из-за страха смущения и недоверия со стороны медицинского персонала. [18]
В ответ на эти качественные данные в сфере паллиативной помощи растет движение, которое подчеркивает «сострадательное понимание и уважение со стороны тех, кто обеспечивает уход в конце жизни» в отношении DBP. [19]
По мнению исследователей DRSE, таких как Питер Фенвик , общий опыт включает в себя; визуальное или слуховое видение (обычно умерших) близких (чаще всего родителей, за которыми следуют друзья, родственники и домашние животные ), [20] [21] видения ярко окрашенного царства «загробной жизни» (обычно сада), видения света (часто персонифицированного как важные духовные фигуры в духовных или религиозных убеждениях умирающего пациента) и «отпускание» своих личных привязанностей и личной идентичности. (эго) в целом, сообществах называется смертью эго в некоторых психоделических . Свидетели (видения) могут включать недавно умерших людей, о смерти которых пациенты и их семьи не знали до явления. [22]
Пациенты, испытывающие такие явления, могут не ограничиваться особо религиозными людьми. [23] Хотя явления на смертном одре не гарантируют пациентам спокойную смерть, их переживания в основном успокаивают. [24]
Умирающие животные ( домашние животные ) также могут проявлять аналогичную реакцию на невидимых существ. [25]
Наряду с этим личным опытом умирания, иногда близкие и медсестры хосписа также испытывают подобные вещи, названные такими исследователями, как вышеупомянутый Питер Фенвик, «случайностями на смертном одре» . В эту широкую ветвь межличностных явлений, связанных со смертью, входят; предполагаемое знание о своем прохождении через «посещение» до того, как ему об этом рассказали другие (часто переживающий находился на большом расстоянии от умирающего человека и предположительно не имел предварительного знания о состоянии или смерти человека), переживания света, исходящего из тела пациента (часто интерпретируется как душа) и «небесная музыка», совпавшая со смертью пациента. Наряду с этим возникает опыт, известный в парапсихологии как «общий опыт смерти», опыт, в котором сторонний наблюдатель, друг, родственник, медсестра или другой человек испытывает опыт, похожий на околосмертный опыт , но с точки зрения сопровождающего. умирающий индивидуум. [26] [27]
Некоторые парапсихологи, в том числе Рэймонд Муди , Питер Фенвик и Уильям Питерс (руководитель Инициативы по исследованию совместного скрещивания), интерпретировали эти сообщения как свидетельство существования загробной жизни, указывая на сходство с околосмертным опытом. До сих пор эти утверждения вызывали ограниченный скептицизм, если не считать психологических трюизмов, выдвинутых Джо Никеллом и философом Китом Августином. На данный момент остается очень мало исследовательских проектов по этим общим явлениям DRSE, и поэтому ни паранормальная «загробная жизнь», ни нейробиологические или психологические подходы не могут быть поддержаны.
Среди известных людей, которые могли сталкиваться или не сталкиваться с такими явлениями, можно назвать Стива Джобса , [28] Джонни Кэша Брат Джек и Уильям Вордсворт . [29] В одном из сообщений о кончине вдовствующей императрицы Цыси « призрак отмечается , что во сне императрицы явился » и соблазнил ее отправиться в загробную жизнь . [30]
Терминальная ясность
[ редактировать ]Иногда у людей с тяжелыми психическими нарушениями, обычно жертвами нейродегенеративных заболеваний, когнитивные функции восстанавливаются незадолго до смерти. [31]
Научная оценка
[ редактировать ]По словам Рональда К. Сигела , известного американского психофармаколога и исследователя, существует высокая степень сходства между видениями на смертном одре и галлюцинациями, вызванными наркотиками . Галлюцинации, вызванные наркотиками, часто содержат образы потусторонних существ и умерших друзей и родственников. [7] Некоторые ученые, изучавшие случаи феноменов на смертном одре, описывали визуальное, слуховое и ощущаемое присутствие умерших родственников или ангельских существ во время процесса умирания как галлюцинации. Предполагается, что эти галлюцинации возникают по ряду причин, включая, помимо прочего, церебральную гипоксию , спутанность сознания, делирий , сбои в работе систем организма (например, почек, печени, легких) и психическую реакцию на стресс. [32]
Когда мозг не имеет достаточного кровотока, как в случае с остановкой сердца, мозг лишается кислорода. Кратковременный период церебральной гипоксии может привести к нарушению функции нейронов. Предполагается, что это повреждение нейронов является причиной видений на смертном одре. [33] [34] [35]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фенвик, Питер. «Умирание: духовный опыт, показанный в книгах «Опыты около смерти» и «видения на смертном одре» (PDF) . Умирание: духовный опыт, показанный в «Опытах около смерти» и «Видениях на смертном одре» . Королевский колледж психиатров . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ Инициатива по исследованию совместного пересечения (SCRI) (2021 г.). «Общий опыт смерти: малоизвестный тип явлений конца жизни, о которых сообщают лица, осуществляющие уход, и близкие» . Американский журнал хосписной и паллиативной медицины . 38 (12). Инициатива по исследованию совместного пересечения: 1479–1487. дои : 10.1177/10499091211000045 . ПМИД 33813876 . S2CID 233027619 . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Этье, А. (2005). «Сенсорные переживания, связанные со смертью». Журнал сестринского дела в детской онкологии . 22 (2): 104–111. дои : 10.1177/1043454204273735 . ПМИД 15695352 . S2CID 53763992 .
- ^ Брэйн, С; Фарнхэм, К; Фенвик, П. (2006). «Явления на смертном одре и их влияние на команду паллиативной помощи: пилотное исследование». Американский журнал хосписной и паллиативной медицины . 23 (1): 17–24. дои : 10.1177/104990910602300104 . ПМИД 16450659 . S2CID 31182022 .
- ^ Лоуренс, М; Репеде, Э. (2013). «Частота общения на смертном одре и их влияние на процесс умирания». Американский журнал хосписной и паллиативной помощи . 30 (7): 632–639. дои : 10.1177/1049909112467529 . ПМИД 23236088 . S2CID 21926304 .
- ^ «Видения на смертном одре: глубокий источник смысла и утешения для умирающих» . 1-800-Хоспис. 25 мая 2017 года . Проверено 22 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Сигел, Рональд (1980). «Психология жизни после смерти». Американский психолог . 35 (10): 911–931. дои : 10.1037/0003-066x.35.10.911 . ПМИД 7436117 .
- ^ Хоран, Дж. и Ланге, Р. (1997). Галлюцинации, которые утешают: контекстуальное посредничество видений на смертном одре . Перцептивные и моторные навыки 84: 1491-1504.
- ^ Jump up to: а б Хайнс, Теренс (2003). Лженаука и паранормальные явления . Книги Прометея. п. 102. ISBN 978-1573929790
- ^ Jump up to: а б Блом, январь (2009). Словарь галлюцинаций . Спрингер. стр. 131-132. ISBN 978-1441912220
- ^ Барретт, Уильям . (1926). Видения на смертном одре . Метуэн и Компания Лимитед. ISBN 978-0850305203
- ^ Оппенгейм, Джанет. (1985). Другой мир: спиритуализм и психические исследования в Англии, 1850-1914 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 365. ISBN 978-0521265058
- ^ «Исследование видений на смертном одре» . Пси-энциклопедия. 22 мая 2017 г. Проверено 22 апреля 2024 г.
- ^ Муди, Рэймонд . (1975). Жизнь после жизни . Книги пересмешника. ISBN 978-0553122206
- ^ Осис, К. и Харальдссон, Э. (1977). В Час Смерти . Эйвон. ISBN 978-0380018024
- ^ Никелл, Джо . (2002). «Визиты»: Посмертные контакты . Скептический исследователь . Том 12. Проверено 6 ноября 2013 г.
- ^ МакКонвилл У., Маккуиллан, Р. Исследование явлений на смертном одре. Ирландские медицинские времена. 2010, 6 мая.
- ^ Фенвик П., Лавлейс Х., Брэйн С. Комфорт для умирающих: пятилетние ретроспективные и годичные перспективные исследования опыта конца жизни. Арка геронтологии и гериатрии. 2010;51:173-179.
- ^ Фенвик П., Брэйн С. Опыт конца жизни: стремление к состраданию, общению и связи – значение видений и совпадений на смертном одре. Am J из хосписа и Pall Med. 2011;28(1):7-15.
- ^ Грейсон, Брюс. «Наблюдение за мертвыми людьми, о которых не известно, что они умерли: опыт «Пика в Дариене»» . Исследовательские ворота . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ «Опыт около смерти: будут ли нас ждать наши собаки?» . Кора. 01.08.2020. Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 г. Проверено 22 апреля 2024 г.
- ^ «Умирание: духовный опыт, показанный в книгах «Опыты около смерти» и «видения на смертном одре» (PDF) . Королевский колледж психиатров. 2004. с. 2 . Проверено 22 апреля 2024 г.
- ^ «Мечты о конце жизни» . Содружество . 23 апреля 2023 г. Проверено 22 апреля 2024 г.
- ^ «Выходя в свет» . Айриш Таймс . 22 марта 2011 г. Проверено 22 апреля 2024 г.
- ^ «Опыт Сноуи» . Фонд исследований вне тела. 2004 . Проверено 22 апреля 2024 г.
- ^ Фенвик, Питер. «Умирание: духовный опыт, показанный в книгах «Опыты около смерти» и «видения на смертном одре» (PDF) . Королевский колледж психиатров. Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ «Общий опыт смерти: малоизвестный тип явлений конца жизни, о которых сообщают лица, осуществляющие уход, и близкие». Американский журнал хосписной и паллиативной медицины. Инициатива по исследованию совместного пересечения. Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ «Было ли у Стива Джобса видение на смертном одре?» . Ежедневный Грааль. 01.11.2011 . Проверено 22 апреля 2024 г.
- ^ «На той стороне знаменитые люди, которые видели видения того, что их ждало» . Ирландская независимая газета . 16 марта 2013 г. Проверено 22 апреля 2024 г.
- ^ «Вдовствующая императрица умерла от апоплексии» . Нью-Йорк Таймс . 20 ноября 1908 г. Проверено 22 апреля 2024 г.
- ^ М.Нам, «Терминальная осознанность у пациентов с хронической шизофренией и деменцией - обзор литературы» в «Проблемах исследований и практики неврологии, издание 2011 г.»
- ^ Брэйн С., Лавлейс Х., Фенвик П. Опыт конца жизни и процесс умирания в доме престарелых в Глостершире, о котором сообщают медсестры и помощники по уходу. Am J из хосписа и Pall Med. 2008;25(3):195-206.
- ^ Бриерли, Дж. и Д. Грэм. (1984). Гипоксия и сосудистые нарушения центральной нервной системы . В «Нейропатологии Гринфилда» под редакцией Дж. Адамса, Дж. Корселлиса и Л. Дюшена. 4-е издание. Нью-Йорк: Уайли. стр. 125–207.
- ^ Французский, Чис . (2009). Околосмертный опыт и мозг . В Крейге Мюррее, изд. Психологические научные взгляды на опыт выхода из тела и смерти . Нью-Йорк: Издательство Nova Science. стр. 187-203. ISBN 978-1607417057
- ^ «Ученые выяснили, что происходит с мозгом после смерти» . МСН .