Jump to content

Христианство среди монголов

Хулагу-хан , внук Чингисхана и основатель Ильханства , сидит со своей восточно-христианской царицей Докуз-хатун из кераитов.

В наше время монголы — это преимущественно тибетские буддисты , но в предыдущие эпохи, особенно во времена Монгольской империи (13–14 вв.), они были преимущественно шаманистами и имели существенное меньшинство христиан, многие из которых занимали должности значительная мощность. [1] [2] В целом монголы были очень терпимы к большинству религий и обычно поддерживали несколько религий одновременно. Многие монголы были обращены в свою веру Церковью Востока (иногда называемой «несторианской») примерно с седьмого века. [3] и основной религией некоторых племен была христианская. Во времена Чингисхана его сыновья взяли христианских жен из кераиток , а при правлении внука Чингисхана, Мункэ-хана , основное религиозное влияние было христианским.

Практика несторианского христианства несколько отличалась от той, которая практиковалась на Западе, и европейцы были склонны рассматривать несторианство как ересь из-за его убеждений о природе Иисуса . Однако у европейцев также ходили легенды о человеке, известном как Престер Иоанн , великом христианском лидере на Востоке, который пришел помочь в крестовых походах . Одна из версий легенды связывала личность пресвитера Иоанна с христианским монгольским лидером Тогрулом , лидером кераитов.

Некоторые монголы отвергли церковную структуру и то, что было ортодоксальным для того времени, заимствовали элементы из других религий и объединили верования нескольких христианских конфессий . [4] Некоторые даже отождествляли Адама с Буддой . [4]

Когда монголы завоевали северный Китай, основав династию Юань (1271–1368), Церковь Востока была вновь введена в Китай после многовекового перерыва. По мере дальнейшего расширения монголов христианские симпатии двора, прежде всего через влиятельных жен ханов, привели к изменениям в военной стратегии. монголами Во время осады Багдада (1258 г.) многие жители города были убиты, но христиане остались в живых. По мере дальнейшего вторжения монголов в Палестину предпринимались попытки сформировать франко-монгольский союз с христианами Европы против мусульман.

Контакты монголов с Западом также привели к тому, что многие миссионеры, в первую очередь францисканцы и доминиканцы , отправились на восток в попытках обратить монголов в католицизм.

Несторианская стела в Китае, воздвигнутая в 781 году.

Монголы подвергались обращению в свою веру примерно с седьмого века. [5] [6] [7] Многие монгольские племена, например кераиты, [8] Найманы , Меркиты , Онгуды , [9] и в значительной степени Кара-Китаи (практиковавшие его бок о бок с буддизмом), [10] были христианами-несторианцами. [11]

Сам Чингисхан верил в традиционный монгольский шаманизм , но был терпим к другим конфессиям. Когда, будучи молодым Темучином, он присягнул на верность своим людям в Завете Балджуна в 1203 году, среди 20 мужчин были представители девяти племен, в том числе «несколько христиан, трое мусульман и несколько буддистов». [12] Его сыновья были женаты на христианских принцессах из рода кераитов, имевших значительное влияние при его дворе. [13] При Великом хане Мункэ , внуке Чингиса, основное религиозное влияние оказывали несториане. [14]

Некоторыми из основных христианских деятелей среди монголов были:

Упражняться

[ редактировать ]
Несторианское надгробие с надписями на сирийском языке , найденное на Иссык-Куле , датированное 1312 годом.

По мнению популярного антрополога Джека Уэзерфорда , поскольку монголы имели в основном кочевую культуру, их христианская практика отличалась от того, что могло быть признано большинством западных христиан. У монголов не было церквей или монастырей, но они исповедовали ряд верований, восходящих к апостолу Фоме и опиравшихся на странствующих монахов. Более того, их стиль был основан больше на практике, чем на вере. Главным интересом в христианстве для многих была история о том, как Иисус исцелял больных и пережил смерть, поэтому христианская практика стала переплетаться с уходом за больными. Иисус считался могущественным шаманом, а еще одной достопримечательностью было то, что имя Иисуса звучало как Йесу , монгольское число «9». Это было священное число для монголов, а также было именем отца Чингисхана, Есугэя . [21] Однако, что несколько противоречит Уэтерфорду, существуют письменные свидетельства существования постоянной несторианской церкви в Каракоруме. [22] и археологические свидетельства других постоянных церковных построек в Олон-Сюме. [23] и Укек . [24] Также хорошо документировано использование непостоянных (юртовых) церквей. [23]

Опять же, согласно Уэзерфорду, монголы также адаптировали христианский крест к своей системе верований, сделав его священным, поскольку он указывал на четыре стороны света. Они по-разному читали Священное Писание, особенно ощущая близость к странствующим еврейским племенам . Христианство также разрешало есть мясо (в отличие от вегетарианства буддистов). Особый интерес для пьющих монголов представляло то, что им нравилось, что употребление алкоголя было обязательной частью церковных служб. [25]

Известно, что женщины в Монголии выражали свою веру, нося амулет с изображением креста или делая татуировку с крестом. [26]

Кераитские и найманские христианские племена

[ редактировать ]
Монгольские племена, принявшие сирийское христианство ок. 600 – 1400

Кераитское . племя монголов обратилось в несторианство в начале 11 века Другими племенами, полностью или в значительной степени евангелизированными в X и XI веках, было племя найманов . В Кара-Киданьском ханстве также проживала большая часть христиан-несторианцев, смешанных с буддистами и мусульманами.

Изображение кераитского правителя « Ван-хана » («Царь и хан»). [27] Тогрул в роли «Пресвитера Джона» в «Книге чудес», 15 век.

Отчет об обращении кераитов дан западно-сирийским историком 13-го века Григорием Бар-Гебреем , который задокументировал письмо 1009 года епископа Мерва Абдишо патриарху Иоанну VI , в котором было объявлено о обращении кераитов в христианство. [28] По словам Гебрея, в начале XI века кераитский царь заблудился во время охоты в высоких горах. Когда он оставил всякую надежду, святой Мар Сергий в видении явился и сказал: «Если ты поверишь во Христа, я поведу тебя, чтобы ты не погиб». Царь благополучно вернулся домой, а когда позже встретил купцов-христиан, он вспомнил о видении и спросил их об их вере. митрополиту послание По их предложению он отправил Мервскому , чтобы священники и диаконы крестили его и его племя. В результате последовавшей миссии король и 20 000 его людей крестились. [29] [30]

легенда о пресвитере Иоанне С несторианскими правителями кераитов была связана и . Хотя личность пресвитера Иоанна была связана и с людьми из других регионов, таких как Индия или Эфиопия, в некоторых версиях легенды пресвитер Иоанн был явно отождествлен с христианским монголом Тогрулом .

Отношения с христианскими народами

[ редактировать ]
Хулагу и его жена Докуз Хатун в сирийской Библии

Некоторое военное сотрудничество с христианскими державами имело место в 1259–1260 годах. Хетум I из Киликийской Армении и его зять Богемонд VI из Антиохии подчинились монголам и, как и другие вассальные государства, предоставили войска для экспансии монголов. Основатель и лидер Ильханства в 1260 году Хулагу в целом благосклонно относился к христианству: его мать была христианкой, его главная жена Докуз-хатун была видным христианским лидером в Ильханстве, и по крайней мере один из его ключевых генералов, Китбука , также был Христианин. [29] Более поздний потомок Хулагу, Ильхан Аргун , послал несторианского монаха Раббана Бар Саума в качестве посла к западным дворам, чтобы предложить союз между монголами и европейцами. Находясь там, Бар Саума объяснил европейским монархам ситуацию с несторианской верой:

«Знайте, о наши отцы, что многие из наших отцов (несторианских миссионеров с VII века) отправились в страны монголов, тюрков и китайцев и научили их Евангелию, и в настоящее время существует много Монголы-христиане. Многие из сыновей монгольских царей и цариц крестились и исповедовали Христа, и основали церкви в своих военных лагерях, и воздают честь христианам, и среди них много верующих. ."

- Путешествия Раббана Бар Саума [31]

По возвращении Бар Саума написал подробный отчет о своем путешествии, который представляет большой интерес для современных историков, поскольку это был первый отчет о Европе, увиденной глазами Востока.

Влияние католического христианства

[ редактировать ]
Китайская каменная надпись несторианского христианского креста из монастыря района Фаншань в Пекине (тогда называвшегося Даду или Ханбалык ), династия Юань

Тип христианства, который практиковали монголы, представлял собой восточно- сирийскую форму, которая имела независимую от западной доктрины иерархию со времен несторианского раскола в V веке. На протяжении веков большая часть Европы не знала о существовании христиан в Центральной Азии и за ее пределами, за исключением смутных легенд о пресвитере Иоанне , христианском короле с Востока, который, как многие надеялись, придет, чтобы помочь в крестовых походах и борьбе за свободу. Святая Земля. Даже после того, как контакты были восстановлены, все еще находились западные миссионеры, которые двинулись на восток, чтобы попытаться обратить монголов в католицизм, вдали от того, что считалось еретическим несторианством. Некоторые контакты были со столицей монголов, сначала в Каракоруме , а затем в Ханбалыке (Пекин) в завоеванном монголами Китае. Большее количество контактов было с ближайшим из монгольских государств — Ильханством на территории современного Ирана, Ирака и Сирии.

Еще в 1223 году францисканские миссионеры отправились на восток, чтобы посетить принца Дамаска и халифа Багдада. [32] Известно, что в 1240 году девять доминиканцев во главе с Гишаром Кремонским прибыли в Тифлис , столицу христианской Грузии, по приказу папы Григория IX . Грузия подчинилась наступающим монголам в 1243 году, поэтому, поскольку миссионеры в течение пяти лет жили в Грузинском царстве, большая часть которого находилась в контакте или в непосредственной близости с монголами. [32] В 1245 году папа Иннокентий IV отправил к монголам серию из четырех миссий. Первую возглавил доминиканец Андре де Лонжюмо , который уже однажды был отправлен в Константинополь Святым Людовиком для приобретения тернового венца у Болдуина II . [32] Его путешествия известны по отчетам Матфея Париса . Три другие миссии были отправлены в период с марта по апрель 1245 года под руководством доминиканца Аскелина Кремонского соответственно (в сопровождении Симона де Сен-Кантена , который позже написал отчет о миссии в Historia Tartarorum ), [32] францисканец Лоуренс Португальский и еще один францисканец, Иоанн Плано Карпини .

В 1253 году францисканец Вильгельм Рубрукский отправился в Каракорум , столицу западной Монголии, и попросил разрешения служить ее народу во имя Христа. Его приняли вежливо, но запретили заниматься миссионерской деятельностью или оставаться в стране. [1] В какой-то момент своего пребывания среди монголов Вильгельм действительно участвовал в знаменитом состязании при монгольском дворе. Хан поощрял формальные дебаты между христианами, буддистами и мусульманами, чтобы определить, какая вера правильная, что определялось тремя судьями, по одному от каждой веры. [33] Когда Уильям вернулся на Запад, он написал документ из 40 глав об обычаях и географии монголов. Армянский король Хетум I , Джованни да Пиан дель Карпин и Уильям Рубрук посетили Монголию. [34]

Среди доминиканских миссионеров Ильханства были Рикольдо Монтекроче и Бартелеми Болонский , который позже стал епископом в столице Ильханства Мараге . К 1300 году в Иль-ханстве действовало множество доминиканских и францисканских монастырей. Такие учреждения имели около десяти городов, в том числе Марага, Тебриз , Султание , Тиффлис и Эрзурум . Чтобы помочь в координации, Папа в 1318 году назначил архиепископа в новой столице Султание в лице Франкона де Перуза, которому помогали шесть епископов. Его преемником в 1330 году стал Жан де Кор. [35]

В 1302 году несторианский католикос Мар Ябаллаха III , который в молодости сопровождал старшего Раббана Бар Саума из Ханбалыка (Пекин), послал Папе исповедание веры. Тем самым он официально оформил свое обращение в католицизм, хотя в его письме папе в 1304 году указывалось, что его шаг встретил решительную оппозицию со стороны местного несторианского духовенства. [36]

Монголо-европейские контакты уменьшились по мере того, как власть монголов в Персии ослабла. В 1295 году Газан (правнук Хулагу) официально принял ислам, взяв трон Ильханства в 1295 году, как и Берке вместе с другими Золотой Орды лидерами .

В своих письмах монгольскому правителю в 1321 и 1322 годах Папа все еще выражал надежду, что монгольский правитель обратится в христианство. Жан Султанье насчитал от 500 до 1000 новообращенных в каждом городе. [37]

К 14 веку монголы фактически исчезли как политическая сила.

Католические миссии в монгольский Китай

[ редактировать ]
Никколо и Маффео Поло передают письмо Хубилай-хана папе Григорию X в 1271 году.

В 1271 году братья Поло принесли приглашение Хубилай-хана папе Григорию X , умоляя его прислать сотню учителей науки и религии для укрепления христианства, уже присутствовавшего в его огромной империи. Это сошло на нет из-за враждебности влиятельных несториан при монгольском дворе, которые возражали против введения западной (римско-католической) формы христианства для замены их собственного несторианского учения.

В 1289 году папа Николай IV послал францисканца Иоанна Монте-Корвино , который стал первым римско-католическим миссионером в Китае. Он добился значительного успеха, перевел Новый Завет и Псалмы на монгольский язык, построил центральную церковь и в течение нескольких лет (к 1305 году) смог сообщить о шести тысячах крещеных новообращенных. Но работа была непростой. Ему часто противостояли несториане, чей стиль восточного христианства отличался от западной версии Иоанна. Но францисканская миссия продолжала разрастаться, к нему присоединились другие священники и были созданы центры в прибрежных провинциях Цзянсу ( Янчжоу ), Чжэцзян ( Ханчжоу ) и Фуцзянь ( Зайтунь ). посольство к французскому Папе Бенедикту XII в Авиньон . , отправил После смерти Монте Корвино в 1336 году Тогун Темур , последний монгольский император династии Юань китайской [38] Монгольский правитель запросил нового духовного наставника вместо Монте Корвино, поэтому в 1338 году Папа послал в Пекин в общей сложности 50 священнослужителей , в том числе Иоанна Мариньолли .

Две масштабные катастрофы ускорили исчезновение второй волны миссионеров в Китае. Во-первых, Черная смерть во второй половине четырнадцатого века в Европе настолько опустошила францисканские дома, что они не смогли поддерживать миссию в Китае. Во-вторых, созданная монголами династия Юань в Китае начала приходить в упадок. Коренные китайцы восстали и изгнали монголов, тем самым положив начало династии Мин в 1368 году. К 1369 году все христиане, будь то католики или сирийцы-восточники, были изгнаны. С окончанием монгольского правления в 14 веке христианство почти исчезло в материковой Азии, при этом три из четырех основных монгольских ханств приняли ислам. [39]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Фольц, Ричард , Религии Шелкового пути , Пэлгрейв Макмиллан, 2-е издание, 2010 г. ISBN   978-0-230-62125-1
  2. ^ «Э-Аспак» . Архивировано из оригинала 7 ноября 2006 г. Проверено 8 сентября 2007 г.
  3. ^ Уэтерфорд, с. 28
  4. ^ Jump up to: а б Мировые религии: восточные традиции . Под редакцией Уилларда Гердона Окстоби (2-е изд.). Дон Миллс, Онтарио: Издательство Оксфордского университета . 2002. с. 434. ИСБН  0-19-541521-3 . OCLC   46661540 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  5. ^ «Шелковый путь», Фрэнсис Вуд , стр. 118 « Вильям Рибрукский был потрясен, обнаружив, что при монгольском дворе действительно были христиане, но они были раскольническими несторианцами (...) Несториане уже давно действовали вдоль Шелковый путь. Об их существовании в Танском Китае свидетельствует « несторианский памятник », стела, которую до сих пор можно увидеть в лесу Стел в Сиане.
  6. ^ Фольц «Религии Шелкового пути», стр.90-150.
  7. Подробные сведения и свидетельства Раббана Бар Саумы см. в «Монахах Хубилай-хана, императора Китая», сэра Э. А. Уоллиса Баджа. Онлайн
  8. ^ «В начале одиннадцатого века их правитель был обращен в несторианское христианство вместе с большинством своих подданных; и это обращение привело кераитов в контакт с уйгурскими турками, среди которых было много несторианцев», Рансиман, стр.238
  9. ^ Об этих четырех племенах: Ру, стр.39-40.
  10. ^ Груссе, Империя , с. 165
  11. ^ «В 1196 году Чингисхану удалось объединить под своей властью все монгольские племена, некоторые из которых были обращены в несторианское христианство» «Les Croisades, Origines et Consequences», стр.74
  12. ^ Уэтерфорд, с. 58
  13. ^ Jump up to: а б Рансимен, стр.246
  14. ^ При Монгке «Основное религиозное влияние оказали христиане-несторианцы, к которым Монгка проявлял особую благосклонность в память о своей матери Соргактани, которая всегда оставалась верной своей вере» Рансиман, стр.296
  15. ^ «Сорхактани, кераитка по рождению и, как и вся ее раса, набожная христианка-несторианка», Рансиман, стр.293
  16. ^ «Его [Монгки] главная императрица Кутуктай и многие другие его жены также были несторианками», Рансиман, стр.296.
  17. ^ «Эта замечательная женщина была кераитской принцессой, внучкой Тогрул-хана и двоюродной сестрой, следовательно, матери Хулагу. Она была страстной несторианкой, которая не скрывала своей неприязни к исламу и своего стремления помочь христианам всех сект», Рансиман , стр.299
  18. ^ «В начале 1253 года в Акру дошло сообщение о том, что один из монгольских князей, Сартак, сын Бату, обратился в христианство», Рансиман, стр.280. см. Александра Невского . Подробнее
  19. ^ «Китбука, как сам христианин, не скрывал своих симпатий», Рансиман, стр.308
  20. ^ Груссе, стр.698
  21. ^ Уэтерфорд, с. 135
  22. ^ «Очерк Вильгельма Рубрука о монголах» . depts.washington.edu .
  23. ^ Jump up to: а б Тьяллинг Хальбертсма, Несторианские руины Внутренней Монголии: открытие, реконструкция и присвоение , с. 88ff
  24. ^ «Раскрыт древний город, которым правили наследники Чингисхана» . Живая наука . 24 октября 2014 г.
  25. ^ Уэтерфорд, с. 29. «Иисус считался важным и могущественным шаманом, а крест был священным как символ четырех сторон света. Будучи скотоводческим народом, степные племена чувствовали себя очень комфортно с пасторальными обычаями и верованиями древних еврейских племен. как показано в Библии. Возможно, прежде всего, христиане ели мясо, в отличие от буддистов-вегетарианцев, и в отличие от воздержанных мусульман христиане не только любили употреблять алкоголь, но даже предписывали его как обязательную часть своего богослужения; "
  26. ^ Ли, Тан (2006). «Соркактани Беки: известная несторианка при монгольском дворе». В Малеке, Роман; Хофрихтер, Питер (ред.). Цзинцзяо: Церковь Востока в Китае и Центральной Азии . Steyler Verlagsbuchhandlung. ISBN  978-3-8050-0534-0 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  27. ^ Ру, стр.107
  28. ^ Ру, Центральная Азия , стр.241.
  29. ^ Jump up to: а б Гроссет, с. 581.
  30. ^ Моффетт, История христианства в Азии, стр. 400-401.
  31. ^ «Монахи Хубилай-хана» . www.aina.org .
  32. ^ Jump up to: а б с д Ру, «Исследователи» , стр. 95–97
  33. ^ Уэзерфорд, Джек. Чингисхан и создание современного мира . п. 173.
  34. ^ Моррис Россаби (28 ноября 2014 г.). От юаня до современного Китая и Монголии: сочинения Морриса Россаби . БРИЛЛ. стр. 670–. ISBN  978-90-04-28529-3 .
  35. ^ Ру, «История Монгольской империи», с. 439
  36. ^ Луизетто, стр.99-100.
  37. ^ Ру, История , с. 440
  38. ^ Джексон, с. 314
  39. ^ Американская энциклопедия, Grolier Incorporated, стр. 680

Ссылки и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 50b0e59d1e6cb350e5fa66c63dd47096__1715753160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/50/96/50b0e59d1e6cb350e5fa66c63dd47096.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christianity among the Mongols - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)