Христианство среди монголов
В наше время монголы — это преимущественно тибетские буддисты , но в предыдущие эпохи, особенно во времена Монгольской империи (13–14 вв.), они были преимущественно шаманистами и имели существенное меньшинство христиан, многие из которых занимали должности значительная мощность. [1] [2] В целом монголы были очень терпимы к большинству религий и обычно поддерживали несколько религий одновременно. Многие монголы были обращены в свою веру Церковью Востока (иногда называемой «несторианской») примерно с седьмого века. [3] и основной религией некоторых племен была христианская. Во времена Чингисхана его сыновья взяли христианских жен из кераиток , а при правлении внука Чингисхана, Мункэ-хана , основное религиозное влияние было христианским.
Практика несторианского христианства несколько отличалась от той, которая практиковалась на Западе, и европейцы были склонны рассматривать несторианство как ересь из-за его убеждений о природе Иисуса . Однако у европейцев также ходили легенды о человеке, известном как Престер Иоанн , великом христианском лидере на Востоке, который пришел помочь в крестовых походах . Одна из версий легенды связывала личность пресвитера Иоанна с христианским монгольским лидером Тогрулом , лидером кераитов.
Некоторые монголы отвергли церковную структуру и то, что было ортодоксальным для того времени, заимствовали элементы из других религий и объединили верования нескольких христианских конфессий . [4] Некоторые даже отождествляли Адама с Буддой . [4]
Когда монголы завоевали северный Китай, основав династию Юань (1271–1368), Церковь Востока была вновь введена в Китай после многовекового перерыва. По мере дальнейшего расширения монголов христианские симпатии двора, прежде всего через влиятельных жен ханов, привели к изменениям в военной стратегии. монголами Во время осады Багдада (1258 г.) многие жители города были убиты, но христиане остались в живых. По мере дальнейшего вторжения монголов в Палестину предпринимались попытки сформировать франко-монгольский союз с христианами Европы против мусульман.
Контакты монголов с Западом также привели к тому, что многие миссионеры, в первую очередь францисканцы и доминиканцы , отправились на восток в попытках обратить монголов в католицизм.
Фон
[ редактировать ]
Монголы подвергались обращению в свою веру примерно с седьмого века. [5] [6] [7] Многие монгольские племена, например кераиты, [8] Найманы , Меркиты , Онгуды , [9] и в значительной степени Кара-Китаи (практиковавшие его бок о бок с буддизмом), [10] были христианами-несторианцами. [11]
Сам Чингисхан верил в традиционный монгольский шаманизм , но был терпим к другим конфессиям. Когда, будучи молодым Темучином, он присягнул на верность своим людям в Завете Балджуна в 1203 году, среди 20 мужчин были представители девяти племен, в том числе «несколько христиан, трое мусульман и несколько буддистов». [12] Его сыновья были женаты на христианских принцессах из рода кераитов, имевших значительное влияние при его дворе. [13] При Великом хане Мункэ , внуке Чингиса, основное религиозное влияние оказывали несториане. [14]
Некоторыми из основных христианских деятелей среди монголов были:
- Соргахтани Беки , невестка Чингисхана от его сына Толуя и мать Мункэ-хана , Хубилай-хана , Хулагу-хана и Арик-Буке , которые также были женаты на христианских принцессах; [13] [15] [16]
- Докуз-хатун , жена Хулагу-хана и мать Абака-хана . [17] который, со своей стороны, женился на Марии Палеологине , дочери византийского императора Михаила VIII Палеолога, в 1265 году. После смерти матери Абаки Докуза Мария сыграла роль главного христианского авторитета в Ильханстве .
- Сартак-хан , сын Бату-хана , принявший христианство при жизни; [18]
- Китбука , [19] генерал монгольских войск в Леванте , сражавшийся в союзе с христианскими вассалами.
- Яхбаллаха III , монгол Онгуд , ранее известный как Раббан Маркос, стал Патриархом Церкви Востока с 1281 по 1317 год. [20]
- Раббан Бар Саума , китайский монах, совершивший паломничество из Ханбалыка (ныне Пекин ) и засвидетельствовавший важность христианства среди монголов во время своего визита в Рим в 1287 году.
- Наян-хан , монгольский дворянин и дядя Хубилай-хана . В 1287 году, рассердившись на Хубилая за то, что тот был «слишком китайцем», Наян поднял восстание. Поскольку он был дворянином и губернатором четырех монгольских областей, Наян имел значительную армию. Он также объединился с другими монгольскими правителями, которые сами были недовольны отказом Хубилая от монгольских ценностей с их точки зрения. На боевом штандарте Наяна был крест, потому что он был христианином. Их восстание в конечном итоге не увенчалось успехом, и Наян был тихо казнен.
Упражняться
[ редактировать ]
По мнению популярного антрополога Джека Уэзерфорда , поскольку монголы имели в основном кочевую культуру, их христианская практика отличалась от того, что могло быть признано большинством западных христиан. У монголов не было церквей или монастырей, но они исповедовали ряд верований, восходящих к апостолу Фоме и опиравшихся на странствующих монахов. Более того, их стиль был основан больше на практике, чем на вере. Главным интересом в христианстве для многих была история о том, как Иисус исцелял больных и пережил смерть, поэтому христианская практика стала переплетаться с уходом за больными. Иисус считался могущественным шаманом, а еще одной достопримечательностью было то, что имя Иисуса звучало как Йесу , монгольское число «9». Это было священное число для монголов, а также было именем отца Чингисхана, Есугэя . [21] Однако, что несколько противоречит Уэтерфорду, существуют письменные свидетельства существования постоянной несторианской церкви в Каракоруме. [22] и археологические свидетельства других постоянных церковных построек в Олон-Сюме. [23] и Укек . [24] Также хорошо документировано использование непостоянных (юртовых) церквей. [23]
Опять же, согласно Уэзерфорду, монголы также адаптировали христианский крест к своей системе верований, сделав его священным, поскольку он указывал на четыре стороны света. Они по-разному читали Священное Писание, особенно ощущая близость к странствующим еврейским племенам . Христианство также разрешало есть мясо (в отличие от вегетарианства буддистов). Особый интерес для пьющих монголов представляло то, что им нравилось, что употребление алкоголя было обязательной частью церковных служб. [25]
Известно, что женщины в Монголии выражали свою веру, нося амулет с изображением креста или делая татуировку с крестом. [26]
Кераитские и найманские христианские племена
[ редактировать ]
Кераитское . племя монголов обратилось в несторианство в начале 11 века Другими племенами, полностью или в значительной степени евангелизированными в X и XI веках, было племя найманов . В Кара-Киданьском ханстве также проживала большая часть христиан-несторианцев, смешанных с буддистами и мусульманами.
Отчет об обращении кераитов дан западно-сирийским историком 13-го века Григорием Бар-Гебреем , который задокументировал письмо 1009 года епископа Мерва Абдишо патриарху Иоанну VI , в котором было объявлено о обращении кераитов в христианство. [28] По словам Гебрея, в начале XI века кераитский царь заблудился во время охоты в высоких горах. Когда он оставил всякую надежду, святой Мар Сергий в видении явился и сказал: «Если ты поверишь во Христа, я поведу тебя, чтобы ты не погиб». Царь благополучно вернулся домой, а когда позже встретил купцов-христиан, он вспомнил о видении и спросил их об их вере. митрополиту послание По их предложению он отправил Мервскому , чтобы священники и диаконы крестили его и его племя. В результате последовавшей миссии король и 20 000 его людей крестились. [29] [30]
легенда о пресвитере Иоанне С несторианскими правителями кераитов была связана и . Хотя личность пресвитера Иоанна была связана и с людьми из других регионов, таких как Индия или Эфиопия, в некоторых версиях легенды пресвитер Иоанн был явно отождествлен с христианским монголом Тогрулом .
Отношения с христианскими народами
[ редактировать ]
Некоторое военное сотрудничество с христианскими державами имело место в 1259–1260 годах. Хетум I из Киликийской Армении и его зять Богемонд VI из Антиохии подчинились монголам и, как и другие вассальные государства, предоставили войска для экспансии монголов. Основатель и лидер Ильханства в 1260 году Хулагу в целом благосклонно относился к христианству: его мать была христианкой, его главная жена Докуз-хатун была видным христианским лидером в Ильханстве, и по крайней мере один из его ключевых генералов, Китбука , также был Христианин. [29] Более поздний потомок Хулагу, Ильхан Аргун , послал несторианского монаха Раббана Бар Саума в качестве посла к западным дворам, чтобы предложить союз между монголами и европейцами. Находясь там, Бар Саума объяснил европейским монархам ситуацию с несторианской верой:
«Знайте, о наши отцы, что многие из наших отцов (несторианских миссионеров с VII века) отправились в страны монголов, тюрков и китайцев и научили их Евангелию, и в настоящее время существует много Монголы-христиане. Многие из сыновей монгольских царей и цариц крестились и исповедовали Христа, и основали церкви в своих военных лагерях, и воздают честь христианам, и среди них много верующих. ."
- Путешествия Раббана Бар Саума [31]
По возвращении Бар Саума написал подробный отчет о своем путешествии, который представляет большой интерес для современных историков, поскольку это был первый отчет о Европе, увиденной глазами Востока.
Влияние католического христианства
[ редактировать ]Тип христианства, который практиковали монголы, представлял собой восточно- сирийскую форму, которая имела независимую от западной доктрины иерархию со времен несторианского раскола в V веке. На протяжении веков большая часть Европы не знала о существовании христиан в Центральной Азии и за ее пределами, за исключением смутных легенд о пресвитере Иоанне , христианском короле с Востока, который, как многие надеялись, придет, чтобы помочь в крестовых походах и борьбе за свободу. Святая Земля. Даже после того, как контакты были восстановлены, все еще находились западные миссионеры, которые двинулись на восток, чтобы попытаться обратить монголов в католицизм, вдали от того, что считалось еретическим несторианством. Некоторые контакты были со столицей монголов, сначала в Каракоруме , а затем в Ханбалыке (Пекин) в завоеванном монголами Китае. Большее количество контактов было с ближайшим из монгольских государств — Ильханством на территории современного Ирана, Ирака и Сирии.
Еще в 1223 году францисканские миссионеры отправились на восток, чтобы посетить принца Дамаска и халифа Багдада. [32] Известно, что в 1240 году девять доминиканцев во главе с Гишаром Кремонским прибыли в Тифлис , столицу христианской Грузии, по приказу папы Григория IX . Грузия подчинилась наступающим монголам в 1243 году, поэтому, поскольку миссионеры в течение пяти лет жили в Грузинском царстве, большая часть которого находилась в контакте или в непосредственной близости с монголами. [32] В 1245 году папа Иннокентий IV отправил к монголам серию из четырех миссий. Первую возглавил доминиканец Андре де Лонжюмо , который уже однажды был отправлен в Константинополь Святым Людовиком для приобретения тернового венца у Болдуина II . [32] Его путешествия известны по отчетам Матфея Париса . Три другие миссии были отправлены в период с марта по апрель 1245 года под руководством доминиканца Аскелина Кремонского соответственно (в сопровождении Симона де Сен-Кантена , который позже написал отчет о миссии в Historia Tartarorum ), [32] францисканец Лоуренс Португальский и еще один францисканец, Иоанн Плано Карпини .
В 1253 году францисканец Вильгельм Рубрукский отправился в Каракорум , столицу западной Монголии, и попросил разрешения служить ее народу во имя Христа. Его приняли вежливо, но запретили заниматься миссионерской деятельностью или оставаться в стране. [1] В какой-то момент своего пребывания среди монголов Вильгельм действительно участвовал в знаменитом состязании при монгольском дворе. Хан поощрял формальные дебаты между христианами, буддистами и мусульманами, чтобы определить, какая вера правильная, что определялось тремя судьями, по одному от каждой веры. [33] Когда Уильям вернулся на Запад, он написал документ из 40 глав об обычаях и географии монголов. Армянский король Хетум I , Джованни да Пиан дель Карпин и Уильям Рубрук посетили Монголию. [34]
Среди доминиканских миссионеров Ильханства были Рикольдо Монтекроче и Бартелеми Болонский , который позже стал епископом в столице Ильханства Мараге . К 1300 году в Иль-ханстве действовало множество доминиканских и францисканских монастырей. Такие учреждения имели около десяти городов, в том числе Марага, Тебриз , Султание , Тиффлис и Эрзурум . Чтобы помочь в координации, Папа в 1318 году назначил архиепископа в новой столице Султание в лице Франкона де Перуза, которому помогали шесть епископов. Его преемником в 1330 году стал Жан де Кор. [35]
В 1302 году несторианский католикос Мар Ябаллаха III , который в молодости сопровождал старшего Раббана Бар Саума из Ханбалыка (Пекин), послал Папе исповедание веры. Тем самым он официально оформил свое обращение в католицизм, хотя в его письме папе в 1304 году указывалось, что его шаг встретил решительную оппозицию со стороны местного несторианского духовенства. [36]
Монголо-европейские контакты уменьшились по мере того, как власть монголов в Персии ослабла. В 1295 году Газан (правнук Хулагу) официально принял ислам, взяв трон Ильханства в 1295 году, как и Берке вместе с другими Золотой Орды лидерами .
В своих письмах монгольскому правителю в 1321 и 1322 годах Папа все еще выражал надежду, что монгольский правитель обратится в христианство. Жан Султанье насчитал от 500 до 1000 новообращенных в каждом городе. [37]
К 14 веку монголы фактически исчезли как политическая сила.
Католические миссии в монгольский Китай
[ редактировать ]В 1271 году братья Поло принесли приглашение Хубилай-хана папе Григорию X , умоляя его прислать сотню учителей науки и религии для укрепления христианства, уже присутствовавшего в его огромной империи. Это сошло на нет из-за враждебности влиятельных несториан при монгольском дворе, которые возражали против введения западной (римско-католической) формы христианства для замены их собственного несторианского учения.
В 1289 году папа Николай IV послал францисканца Иоанна Монте-Корвино , который стал первым римско-католическим миссионером в Китае. Он добился значительного успеха, перевел Новый Завет и Псалмы на монгольский язык, построил центральную церковь и в течение нескольких лет (к 1305 году) смог сообщить о шести тысячах крещеных новообращенных. Но работа была непростой. Ему часто противостояли несториане, чей стиль восточного христианства отличался от западной версии Иоанна. Но францисканская миссия продолжала разрастаться, к нему присоединились другие священники и были созданы центры в прибрежных провинциях Цзянсу ( Янчжоу ), Чжэцзян ( Ханчжоу ) и Фуцзянь ( Зайтунь ). посольство к французскому Папе Бенедикту XII в Авиньон . , отправил После смерти Монте Корвино в 1336 году Тогун Темур , последний монгольский император династии Юань китайской [38] Монгольский правитель запросил нового духовного наставника вместо Монте Корвино, поэтому в 1338 году Папа послал в Пекин в общей сложности 50 священнослужителей , в том числе Иоанна Мариньолли .
Две масштабные катастрофы ускорили исчезновение второй волны миссионеров в Китае. Во-первых, Черная смерть во второй половине четырнадцатого века в Европе настолько опустошила францисканские дома, что они не смогли поддерживать миссию в Китае. Во-вторых, созданная монголами династия Юань в Китае начала приходить в упадок. Коренные китайцы восстали и изгнали монголов, тем самым положив начало династии Мин в 1368 году. К 1369 году все христиане, будь то католики или сирийцы-восточники, были изгнаны. С окончанием монгольского правления в 14 веке христианство почти исчезло в материковой Азии, при этом три из четырех основных монгольских ханств приняли ислам. [39]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Фольц, Ричард , Религии Шелкового пути , Пэлгрейв Макмиллан, 2-е издание, 2010 г. ISBN 978-0-230-62125-1
- ^ «Э-Аспак» . Архивировано из оригинала 7 ноября 2006 г. Проверено 8 сентября 2007 г.
- ^ Уэтерфорд, с. 28
- ^ Jump up to: а б Мировые религии: восточные традиции . Под редакцией Уилларда Гердона Окстоби (2-е изд.). Дон Миллс, Онтарио: Издательство Оксфордского университета . 2002. с. 434. ИСБН 0-19-541521-3 . OCLC 46661540 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Шелковый путь», Фрэнсис Вуд , стр. 118 « Вильям Рибрукский был потрясен, обнаружив, что при монгольском дворе действительно были христиане, но они были раскольническими несторианцами (...) Несториане уже давно действовали вдоль Шелковый путь. Об их существовании в Танском Китае свидетельствует « несторианский памятник », стела, которую до сих пор можно увидеть в лесу Стел в Сиане.
- ^ Фольц «Религии Шелкового пути», стр.90-150.
- ↑ Подробные сведения и свидетельства Раббана Бар Саумы см. в «Монахах Хубилай-хана, императора Китая», сэра Э. А. Уоллиса Баджа. Онлайн
- ^ «В начале одиннадцатого века их правитель был обращен в несторианское христианство вместе с большинством своих подданных; и это обращение привело кераитов в контакт с уйгурскими турками, среди которых было много несторианцев», Рансиман, стр.238
- ^ Об этих четырех племенах: Ру, стр.39-40.
- ^ Груссе, Империя , с. 165
- ^ «В 1196 году Чингисхану удалось объединить под своей властью все монгольские племена, некоторые из которых были обращены в несторианское христианство» «Les Croisades, Origines et Consequences», стр.74
- ^ Уэтерфорд, с. 58
- ^ Jump up to: а б Рансимен, стр.246
- ^ При Монгке «Основное религиозное влияние оказали христиане-несторианцы, к которым Монгка проявлял особую благосклонность в память о своей матери Соргактани, которая всегда оставалась верной своей вере» Рансиман, стр.296
- ^ «Сорхактани, кераитка по рождению и, как и вся ее раса, набожная христианка-несторианка», Рансиман, стр.293
- ^ «Его [Монгки] главная императрица Кутуктай и многие другие его жены также были несторианками», Рансиман, стр.296.
- ^ «Эта замечательная женщина была кераитской принцессой, внучкой Тогрул-хана и двоюродной сестрой, следовательно, матери Хулагу. Она была страстной несторианкой, которая не скрывала своей неприязни к исламу и своего стремления помочь христианам всех сект», Рансиман , стр.299
- ^ «В начале 1253 года в Акру дошло сообщение о том, что один из монгольских князей, Сартак, сын Бату, обратился в христианство», Рансиман, стр.280. см. Александра Невского . Подробнее
- ^ «Китбука, как сам христианин, не скрывал своих симпатий», Рансиман, стр.308
- ^ Груссе, стр.698
- ^ Уэтерфорд, с. 135
- ^ «Очерк Вильгельма Рубрука о монголах» . depts.washington.edu .
- ^ Jump up to: а б Тьяллинг Хальбертсма, Несторианские руины Внутренней Монголии: открытие, реконструкция и присвоение , с. 88ff
- ^ «Раскрыт древний город, которым правили наследники Чингисхана» . Живая наука . 24 октября 2014 г.
- ^ Уэтерфорд, с. 29. «Иисус считался важным и могущественным шаманом, а крест был священным как символ четырех сторон света. Будучи скотоводческим народом, степные племена чувствовали себя очень комфортно с пасторальными обычаями и верованиями древних еврейских племен. как показано в Библии. Возможно, прежде всего, христиане ели мясо, в отличие от буддистов-вегетарианцев, и в отличие от воздержанных мусульман христиане не только любили употреблять алкоголь, но даже предписывали его как обязательную часть своего богослужения; "
- ^ Ли, Тан (2006). «Соркактани Беки: известная несторианка при монгольском дворе». В Малеке, Роман; Хофрихтер, Питер (ред.). Цзинцзяо: Церковь Востока в Китае и Центральной Азии . Steyler Verlagsbuchhandlung. ISBN 978-3-8050-0534-0 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Ру, стр.107
- ^ Ру, Центральная Азия , стр.241.
- ^ Jump up to: а б Гроссет, с. 581.
- ^ Моффетт, История христианства в Азии, стр. 400-401.
- ^ «Монахи Хубилай-хана» . www.aina.org .
- ^ Jump up to: а б с д Ру, «Исследователи» , стр. 95–97
- ^ Уэзерфорд, Джек. Чингисхан и создание современного мира . п. 173.
- ^ Моррис Россаби (28 ноября 2014 г.). От юаня до современного Китая и Монголии: сочинения Морриса Россаби . БРИЛЛ. стр. 670–. ISBN 978-90-04-28529-3 .
- ^ Ру, «История Монгольской империи», с. 439
- ^ Луизетто, стр.99-100.
- ^ Ру, История , с. 440
- ^ Джексон, с. 314
- ^ Американская энциклопедия, Grolier Incorporated, стр. 680
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Груссе, Рене (2006). История III крестовых походов, 1188-1291 гг . Издания Перрен. ISBN 978-2-262-02569-4 .
- «Франко-персидские отношения» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г.
- Сэр Э.А. Уоллис Бадж. Монахи Хубилай-хана, императора Китая .
- «История и жизнь Раббана Бар Саумы, перевод с сирийского сэра Э. А. Уоллиса Баджа» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г.
- Фольц, Ричард (2010). Религии Шелкового пути: домодернистские модели глобализации . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-62125-1 .
- Ру, Жан-Поль (1993). История Монгольской империи (на французском языке). Фаярд. ISBN 2-213-03164-9 .
- Уэтерфорд, Джек (2004). Чингисхан и создание современного мира . Три Риверс Пресс. ISBN 0-609-80964-4 .
- Луисетто, Фредерик (2007). Армяне и другие восточные христиане под властью монголов (на французском языке). Гойтнер. ISBN 978-2-7053-3791-9 .
- Маэ, Энни; Маэ, Жан-Пьер (2005). Армения проверена веками . Колл. « Открытия Галлимара » (на французском языке). Полет. 464. Париж: Editions Gallimard. ISBN 978-2-07-031409-6 .
- Россаби, Моррис (1992). Путешественник из Ксанаду: Раббан Саума и первое путешествие из Китая на Запад . Коданша Интернэшнл Лтд. ISBN 4-7700-1650-6 .