Алания
Королевство Алания | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конец 9 века [1] –1240 | |||||||||
Статус | Королевство | ||||||||
Капитал | Магас | ||||||||
Общие языки | Аланик | ||||||||
Религия | Скифская религия Христианство (10 век) [2] | ||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
Историческая эпоха | Средний возраст | ||||||||
• Независимость из хазар | Конец 9 века [1] | ||||||||
• Падение Магаса во время монгольских завоеваний | 1240 | ||||||||
|
Алания — средневековое царство иранских аланов ( протоосетин ). [3] [4] [5] [6] который процветал между IX–XIII веками на Северном Кавказе , примерно на месте современной Черкесии , Чечни , Ингушетии и современной Северной Осетии-Алании . Со столицей в Магасе , местоположение которой до сих пор оспаривается, он стал независимым от хазар в конце 9 века. он был христианизирован византийским Вскоре после этого, в начале 10 века, миссионером.
По мнению историка X века аль-Масуди , указывается, что Аланское царство простиралось от Дагестана до Абхазии . [7] Достигнув своего пика в 11 веке, при правлении короля Дургюля , [8] оно получало выгоду от контроля над жизненно важным торговым путем через Дарьяльский перевал . Оно поддерживало тесные отношения не только с Византийской империей, но и с Грузинским царством , а также с небольшим дагестанским царством Сарир , первые два из которых также использовали аланских наемников, которые были печально известными всадниками. Он отвечал за распространение православия среди соседних языческих народов, таких как черкесы и вайнахи . Королевство в конечном итоге пришло в упадок с 12 века и к началу 13 века практически перестало функционировать как политическое образование. В 1239/1240 году монголы вторглись , штурмовали и разрушили столицу Магас.
Имя
[ редактировать ]Название Алания происходит от древнеиранской основы * Aryāna- , производной формы индоиранской основы * arya — (« ариец »). Оно родственно названию Ирана ( Эран ), которое происходит от древнеперсидского * Aryānām («Арийцы») . [9] [10]
В других источниках они упоминаются как «АС». В русских летописях и венгерских источниках они называются «Яс». [11]
История
[ редактировать ]Аланы (аланы) возникли как подразделение сарматов ираноязычное . Нашествием гуннов они были расколоты на две части: европейскую и кавказскую. Кавказские аланы занимали часть Северо-Кавказской равнины и предгорья главной горной цепи от истоков реки Кубань на западе до Дарьяльского ущелья на востоке. [12]
Как вассал Хазарии
[ редактировать ]Алания была важным буферным государством во время византийско-арабских войн и хазаро-арабских войн VIII века. Феофан Исповедник оставил подробный отчет о миссии Льва Исавра в Аланию в начале VIII века. поручил Льву Император Юстиниан II подкупить вождя алан Итаксеса, чтобы тот разорвал его «древнюю дружбу» с Абхазским королевством , которое вступило в союз с халифом Аль-Валидом I. [13] Он перешёл горные перевалы и заключил союз с аланами, но ему помешали вернуться в Византию через Абасгию . Хотя абхазы не пожалели средств, чтобы заключить его в тюрьму, аланы отказались передать византийского посланника его врагам. После нескольких месяцев приключений на Северном Кавказе Лев выпутался из опасного положения и вернулся в Константинополь . [14]

После того, как Лев принял императорский титул, земли его союзников-горцев были захвачены войсками Умара II . Хазарский поспешил к ним на помощь, и в 722 году объединенная алано- хазарская вождь Барджик армия нанесла поражение арабскому генералу Табиту ан-Нахрани . В этот период хазары воздвигли в Алании Схимар и несколько других крепостей. В 728 году Маслама ибн Абд аль-Малик , проникнув во Врата аланов , опустошил страну аланов. Восемь лет спустя Марван ибн Мухаммад прошел мимо Ворот, чтобы разрушить форты в Алании. В 758 году, как сообщает Ибн аль-Факих , Ворота держал другой арабский полководец — Язид ибн Усайд . [ нужна ссылка ]
В результате их совместной борьбы против последовательных волн захватчиков с юга аланы Кавказа попали под власть Хазарского каганата . Они оставались верными союзниками хазар в 9 веке, поддерживая их против возглавляемой Византией коалиции во время правления хазарского царя Вениамина . По словам анонимного автора « Письма Шехтера» , многие аланы в этот период были приверженцами иудаизма . [15]
Независимость и христианизация (конец IX – X веков)
[ редактировать ]
В конце 9 века Алания стала независимой от хазар. [1] В начале X века аланы попали под влияние Византийской империи из-за абхазского царя Константина III деятельности на Северном Кавказе. Он послал армию на аланскую территорию и вместе с византийским патриархом Николаем Мистиком обратил аланов в христианство . [16] Обращение задокументировано в письмах Патриарха Николая Мистика местному архиепископу Петру, назначенному сюда стараниями абхазского короля Георга II . [16] Ричард Фольц предположил, что только некоторые элитные аланские семьи были обращены в христианство, а основная часть населения продолжала следовать своим первоначальным языческим традициям. [17]
Согласно исламским источникам, Алания описывается как огромная страна с 1000 населенными пунктами. А население состояло как из христиан, так и из язычников, горцев и кочевников. на севере аланы граничили с венграми и булгарами . На востоке они дали название ущелью Дарьял, называемому «Воротами аланов». [7]
Когда Ибн Руста посетил Аланию где-то между 903 и 913 годами, ее король к тому времени был христианином. Персидский путешественник прибыл в Аланию из Сарира , христианского царства, расположенного непосредственно на востоке: [18]
Вы идете налево от царства Сарир и после трех дней пути через горы и луга прибываете в королевство Ал-Лан. Их царь в душе христианин, но весь его народ — идолопоклонники. Затем вы путешествуете десять дней среди рек и лесов, прежде чем прибудете в крепость, называемую « Ворота алан ». Он стоит на вершине горы, у подножия которой проходит дорога; его окружают высокие горы, и тысячи мужчин из числа его жителей охраняют его стены день и ночь. [19]
Более поздняя история (11–13 вв.)
[ редактировать ]
После падения Хазарии аланские цари часто вступали в союз с византийцами и различными грузинскими правителями для защиты от посягательств северных степных народов, таких как печенеги и кипчаки . Иоанн Скилицес сообщает, что Алда Алания после смерти своего мужа, «Георгия Абасгийского» (т. е. Георгия I Грузинского ), получила Анакопию в качестве морского феодального владения от императора Романа III . [20] Это произошло в 1033 году, когда аланы и русы разграбили побережье Ширвана на территории современного Азербайджана .
Набеги, возможно, были организованы Византийской империей и ее русским вассалом в Тмутаракани , князем Мстиславом , и могли иметь целью запугать различные мусульманские эмираты на Кавказе перед лицом запланированной византийской экспансии в Армении. [21] Русские налетчики могли быть пришельцами из Скандинавии, вошедшими в Византию в 1030 году. [22] Аланского царя в то время, по-видимому, звали Гавриил, известный по современной греческой печати, где он называл себя византийским титулом exousiokrator . [23]
Алания не упоминается в восточнославянских летописях, но археология указывает на то, что аланы поддерживали торговые связи с русским княжеством Тмутаракань . На берегу реки Большой Егорлык в нынешнем Ставропольском крае , непосредственно к северу от Алании, стоит каменный могильный крест с кириллической надписью 1041 года. [24] Два русских креста, датируемые ок. 1200 г., были обнаружены археологами в Архызе , центре средневековой Алании. [25]


Аланы и грузины, вероятно, сотрудничали в христианизации вайнахов . и двалов в XII и XIII веках, в Алании действовали грузинские миссионеры [12] а аланские контингенты часто использовались грузинскими монархами против своих мусульманских соседей. Алано-грузинский союз был закреплен в 1060-х годах, когда аланы напали на мусульманский Арран и разграбили Гянджу . В 1120-х годах царь Грузии Давид Строитель посетил Дарьял, чтобы примирить алан с кипчаками, которым после этого было разрешено пройти через Аланию на грузинскую землю . Сын Давида, Деметр I , также путешествовал, ок. 1153 г., в Аланию в сопровождении арабского историка Ибн аль-Азрака . Альянс достиг кульминации в 1187 году, когда аланский князь Давид Сослан царице женился на грузинской Тамар , наполовину аланке, и их потомки правили Грузией до 19 века. Средневековые аланские принцессы также Рюриковичей не раз выходили замуж за византийских и русских правителей . Например, Мария Осетинка , основавшая монастырь княгинь во Владимире , была женой Всеволода Большое Гнездо и бабушкой Александра Невского . [ нужна ссылка ]
Монгольское завоевание и его последствия (13–14 вв.)
[ редактировать ]К началу 13 века королевство Алания фактически распалось на большое количество автономных кланов и деревень, управляемых враждующими вождями, возглавлявшими от нескольких десятков до нескольких сотен вассалов. [27] [28] Это состояние анархии описал венгерский монах Юлиан , который в 1236 году заметил, что «князей столько же, сколько деревень, ни один из которых не обязан подчиняться другому. Война там непрестанная, вождь против вождя, деревня против деревни». [29] Монголы во главе с полководцами Джебе и Субутаем впервые встретились с аланами в 1222 году после прохождения Ширвана и Дагестана. Им противостоял кыпчако-аланский союз, который они разгромили, сговорившись с кипчаками. После этого они двинулись дальше на запад, разгромив союз русских на реке Калке в 1223 году . [30]

Второе монгольское вторжение в Аланию началось в 1239 году при Мункэ и Гуюке . [29] Хотя некоторые аланские крепости, в частности Магас, сопротивлялись монголам, похоже, что многие местные дворяне фактически сотрудничали с захватчиками, чтобы получить преимущество над своими соперниками. [31] Те, кто сопротивлялся, образовали конфедерацию во главе с неким Аджисом. Кульминацией вторжения стала осада Магаса, которая началась в ноябре или декабре 1239 года и продолжалась до февраля 1240 года. При поддержке аланских союзников крепость в конечном итоге пала, а население было уничтожено. Сам Аджис попал в плен. [32] Многие аланы бежали на запад, пока не достигли Венгрии, вероятно, еще в 1239 году, где они стали известны как яссский народ ( jászsok ), сохранивший свой язык до 16 века. [33]
После вторжения монголы поставили двух местных вассальных князей, названных, согласно юаньской хронике , Арсланом и Ханхуси, которые правили от их имени. [31] Оба присоединились к монгольской армии, но вскоре после этого погибли в бою. [34] С уходом армии в 1240 г. влияние монголов быстро ослабло, особенно в горной местности. [35] Оценив их мастерство всадников, [36] монголы депортировали тысячи алан в Монголию, нуждаясь в свежих воинах для завоевания Южной Сун и Дали . [37] Они стали известны как асуд на монгольском языке или асу на китайском языке. [36] и были частью привилегированного класса сему , иностранцев из Западной и Центральной Азии, которые работали в администрации и высших эшелонах вооруженных сил. [38] Когда Хубилай-хан , имевший у самого дочь от аланки, [39] основал династию Юань в 1271 году, он также основал влиятельный аланский гвардейский отряд численностью 3000 человек, который, как считалось, до 1309 года насчитывал 30 000 человек. Обращенные в католицизм францисканским миссионером в 1299 году, они оставались верными Юаню до падения династии в 1368 году, когда они сопровождали Тогон Темура в Монголию. Они продолжали играть важную роль [а] в монгольской политике до неудавшегося восстания в 1510 году, хотя и по сей день оставаясь, хотя теперь полностью монголизированными, отдельными кланами. [41]

Епископ Алании Феодор описал тяжелое положение своей митрополии в длинной эпистолярной проповеди, написанной во время правления Патриарха Германа II (1222–1240). Франко-фламандский монах и путешественник Вильгельм Рубрук неоднократно упоминает алан в отчете о своем путешествии по Евразии к Великому хану в 1253–1255 годах , например, аланы, жившие в качестве монгольских подданных в Крыму , Старой Астрахани , ханской столице Каракоруме , а также до сих пор как свободные люди на своей кавказской родине («аланы или аасы, которые являются христианами и до сих пор воюют с татарами»). [43]

Классическая Алания окончательно прекратила свое существование в конце 14 века, когда вторгся тюрко-монгольский военачальник Тамерлан . Разгромив Золотую Орду в битве на реке Терек в 1395 году, он впоследствии напал на нескольких аланских вождей, что привело к многомесячным резням и порабощениям, о которых до сих пор вспоминают в популярной осетинской народной песне под названием «Мать Задалеска». Вторжение Тамерлана привело к бегству аланов вглубь Кавказских гор и прекращению присутствия аланов в степях северного Кавказа. Те немногие, кто остался, в конечном итоге были поглощены черкесскими кабардинцами , тюркскими карачаевцами и балкарцами . [45] Отступление в горы привело к этногенезу нового народа: осетин, [46] представлены Дигорами на западе и Железными на востоке. [47] Осетины оставались в состоянии почти полной изоляции до 1774 года, когда они попросили защиты у Российской империи , что привело к основанию Владикавказа в 1784 году и началу российского завоевания Кавказа . [48]
Известные правители
[ редактировать ]Номенклатура, которой пользовались правители Алании, неизвестна. Там, где они упоминаются в исторических записях, их называют по-разному «господин», «князь», «царь», «царь», а у византийцев — exousiokrator . Примечательно, что византийцы никогда не называли других иностранных правителей этим титулом, используя вместо этого архона или экзосиаста . [49]
Нединастический/династия неизвестна
[ редактировать ]- Базук - ок. конец I - начало II века; в союзе с царями Аршакидов Иберии
- Анбазук/Амбазук - управлялся совместно с предыдущим
- Ашхадар - ок. начало IV века; отец Ашхена , жены Трдата III Армянского.
- Итаз - вел войну против Абхазии в начале 8 века.
- Дэвид - ок. конец 10 века, эт. 964/965; назван по византийским греческим надписям в Сентийской церкви как эксусиократор Алании во времена правления Никифора II Фоки , когда была построена Сентийская церковь. В той же надписи женщина по имени Мария названа его экзоусиократориссой . Дэвид и Мария могут быть именами при крещении.
Династия Царазон / Церасанта
[ редактировать ]- Урдур/Урдура/Урдуре - ок. начало 11 века; вторгся в Кахетию около 1029 года и погиб в бою против Квирике III . [50] По словам Вахушти Картли , Квирике был убит рабом-аланом в отместку.
- Дургульель Великий - ок. 11 век; [51] сын предыдущего, отец или брат Алды Алании и Борены Алании . На византийских печатях он упоминается как Гавриил, что может представлять собой имя при крещении. Иногда считается идентичным своему предшественнику.
- Росмик - ок. начало 12 века; сражался с византийцами против норманнов, вторгшихся в Эпир ок. 1107/8
- Худдан - ок. 12 век; отец Бурдухана Алании , жены Георгия III Грузинского. [52]
Династия Багратиони
[ редактировать ]- Дэвид - ок. 12 век; внук Алды Алании; вынужден бежать из Грузии после того, как его отец Деметрий безуспешно пытался претендовать на престол. Он и его потомки женились на представителях династии Царазонов и стали правителями Алании.
- Атон - сын предыдущего
- Джадарон — сын предыдущего
- Давид Сослан – ум. 1207; сын предыдущего, женат на Тамаре Грузинской. [52]
Нединастический/династия неизвестна
[ редактировать ]- Качир-Укуле/Качирук Улу (Качирук/Ацырух Старший? Сравните с Давидом Улу ) - ок. 1237 г. — последний известный правитель объединенного Аланского царства. Захвачен и убит монголами.
- Индиабу - ок. 13 век
- Переджан - ок. 1290
Наследие
[ редактировать ]В последние годы существования Советского Союза , когда националистические движения охватили весь Кавказ, многие интеллектуалы Северо -Осетинской АССР призывали к возрождению названия «Алания». Главным сторонником этой идеи был ведущий осетинский филолог Т. А. Гуриев, настаивавший на том, чтобы осетины приняли имя алан как свое самоназвание и переименовали Северную Осетию в Аланию. Термин «Алания» быстро стал популярным в осетинской повседневной жизни благодаря названиям различных предприятий, телеканала, политических и общественных организаций, издательства, футбольной команды , авиакомпании и т. д. В ноябре 1994 года появилось название «Алания». К республиканскому названию было официально добавлено «Алания» ( Республика Северная Осетия – Алания ). [53]
Галерея
[ редактировать ]- Аланская надпись на (утерянной) христианской погребальной стеле Зеленчукская надпись
- Каменный крест из Северо-Зеленчуской церкви с греческой надписью 1012/1013 года.
- Копия конца XIX века с росписи Центральной Зеленчукской церкви.
- Копия конца XIX века с росписи Центральной Зеленчукской церкви.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Видной фигурой в асуде был Аругтай , который с 1400 по 1434 год действовал как создатель королей в династии Северная Юань . [40]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Kouznetsov & Lebedynsky 2005 , p. 260.
- ^ «Заработок » Энциклопедия Ираника Персидское библиотечное издательство . Получено 16 мая.
- ^ Waldman & Mason 2006 , стр. 12–14, 572–573.
- ^ Запад 2009 , стр. 619–621.
- ^ «Алани» . Британская онлайн-энциклопедия . Британская энциклопедия . Проверено 16 мая 2015 г.
Аланы, оставшиеся под властью гуннов, считаются предками современных осетин Кавказа. .
- ^ «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК i. История и описание» . Энциклопедия Ираника . Библиотека Персика Пресс . Проверено 16 мая 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Заработок » Энциклопедия Ираника Персидское библиотечное издательство. Получено 16 мая.
- ^ Kouznetsov & Lebedynsky 2005 , pp. 186, 260.
- ^ Бенвенист 1973 , с. 300.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 213.
- ^ "АЛАНЫ " Энциклопедия Ираника Персидское библиотечное издательство. Получено 16 мая.
- ^ Перейти обратно: а б Бэйли, Гарольд Уолтер . Аланы. Архивировано 21 января 2012 г. в онлайн-издании Wayback Machine Encyclopædia Iranica . Доступ 20 августа 2007 г.
- ^ Немецкий 2000 , стр. 200–204.
- ^ Феофан Исповедник (1982). Хроники Феофана: Anni Mundi 6095–6305 (602–813 гг. н.э.) . Стэнфорд: Издательство Пенсильванского университета. п. 85. ИСБН 0812211286 .
- ^ Голб, Норман ; Прицак, Омельян (1982). Хазарско-еврейские документы Х века . Итака: Издательство Корнельского университета. стр. 113, 115. ISBN. 0801412218 .
- ^ Перейти обратно: а б Рэйфилд, Дональд (2012). Край империй: История Грузии . Лондон: Книги реакции. стр. 63–64. ISBN 978-1780230306 .
- ^ Ричард Фольц Осетины: современные скифы Кавказа , Лондон: Блумсбери , 2021, стр. 44-50.
- ↑ Аль-Масуди отмечает, что аланский король женился на сестре короля Сарира.
- ^ Цитируется в Алемани, с. 260.
- ^ Немецкий 2000 , с. 7.
- ^ Шепард 2006 , стр. 35–36.
- ^ Шепард 2006 , с. 36.
- ^ Шепард 2006 , стр. 36–37.
- ^ Кузнецов, X-II .
- ^ Кузнецов, XI .
- ^ Beletsky & Vinogradov 2011 , pp. 51–52.
- ^ Латам-Спаркл 2022a , с. 214.
- ^ Латам-Спаркл 2022b , с. 58, 59.
- ^ Перейти обратно: а б Латам-Спаркл 2022a , с. 220.
- ^ Латам-Спаркл 2022a , с. 216.
- ^ Перейти обратно: а б Latham-Sparkle 2022b , стр. 58–59.
- ^ Латам-Спаркл 2022a , с. 221.
- ^ Kouznetsov & Lebedynsky 2005 , pp. 198–200.
- ^ Немецкий 2000 , стр. 408–410.
- ^ Latham-Sparkle 2022a , стр. 221–222.
- ^ Перейти обратно: а б Фольц 2022 , с. 51.
- ^ Латам-Спаркл 2022a , с. 222.
- ^ Баумер 2016 , с. 223.
- ^ Топель 2012 , с. 311.
- ^ Цай 2017 , с. 27.
- ^ Фольц 2022 , стр. 51–52.
- ^ Kouznetsov & Lebedynsky 2005 , p. 196.
- ^ WW Рокхилл: Путешествие Вильгельма Рубрука в восточные части света, 1253–1255 гг., Рассказанное им самим, с двумя отчетами о более раннем путешествии Иоанна Пиан де Карпина. тр. с латыни и под ред. Уильяма Вудвилла Рокхилла с вступительным словом (Лондон: Hakluyt Society, 1900). Акк. по адресу: http://depts.washington.edu/silkroad/texts/rubruck.html . Ребята. IX и XXII.
- ^ Фольц 2022 , с. 163.
- ^ Kouznetsov & Lebedynsky 2005 , pp. 237–240.
- ^ Kouznetsov & Lebedynsky 2005 , p. 237.
- ^ Kouznetsov & Lebedynsky 2005 , p. 243.
- ^ Фольц 2022 , с. 83.
- ^ Тойнби, Арнольд Джозеф (1973). Константин Багрянородный и его мир . Издательство Оксфордского университета. п. 409. ИСБН 9780192152534 .
- ^ Квачантирадзе, Эка (2012). «Урдуре» (PDF) . Кавказ в грузинских источниках: иностранные государства, племена, исторические личности. Энциклопедический словарь . Тбилиси: Любимый. п. 376. Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2013 г.
- ^ Кузнецов В.А.: Алания в X-XIII вв., page 30
- ^ Перейти обратно: а б Кузнецов В.А.: Алания в X-XIII вв., page 33
- ^ Шнирельман, Виктор (2006). Политика имени: между консолидацией и разделением на Северном Кавказе . Acta Славика Японика 23, стр. 37-49.
Источники
[ редактировать ]- Алемани, Агусти (2000). Источники об аланах: критический сборник . Брилл. ISBN 9789004114425 .
- Баумер, Кристоф (2016). История Средней Азии. Эпоха ислама и монголов . Таврида.
- Beletsky, D.; Vinogradov, A. (2011). Nizhniy Arkhyz i Senty - drevneyshiye khramy Rossii. Problemy khristianskogo iskusstva Alanii i Severo-Zapadnogo Kavkaza (in Russian). Mockba.
- Бенвенист, Эмиль (1973). Индоевропейский язык и общество . Университет Майами Пресс. ISBN 978-0870242502 .
- Фольц, Ричард (2022). Осетины: современные скифы Кавказа . Блумсбери. ISBN 9780755618453 .
- Kuznetsov V. A. Ocherki istorii alan . Vladikavkaz , 1992.
- Кузнецов Владимир; Лебединский, Ярослав (2005). Аланы. Всадники степей, владыки Кавказа. I-XV вв. н. э. АД . Блуждание. ISBN 2877722953 .
- Лэтэм-Спаркл, Джон (2022a). «Монгольское завоевание Кавказа». В Тимоти Мэй и Майкле Хоупе (ред.). Монгольский мир . Рутледж. стр. 213–226.
- Лэтэм-Спаркл, Джон (2022b). «Измена и суверенитет на Средневековом Кавказе». Хронос . 3 : 50–64.
- Мэллори, Япония ; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Фицрой Дирборн. ISBN 978-1-884964-98-5 .
- Шепард, Дж (2006). «Близкие встречи с византийским миром. Русь у Керченского пролива». В Кэтрин Л. Рейерсон (ред.). Домодернистская Россия и ее мир. Очерки в честь Томаса С. Нунана . Харрасовиц. стр. 15–78.
- Pletneva, Svetlana . Ot kochevii k gorodam . Moscow, 1967.
- Тёпель, Александр (2012). «Письмо Иоанна XXII корейскому королю». Скриниум . 7–8 : 307–313.
- Цай, Вэй-цзе (2017). «Северный Юань (1368–1634)». В Тимоти Мэй (ред.). Монгольская империя. Историческая энциклопедия . Том. 1. АВС–КЛИО. стр. 26–29.
- Уолдман, Карл; Мейсон, Кэтрин (2006). Энциклопедия европейских народов . Издание информационной базы . ISBN 1438129181 . Проверено 16 января 2015 г.
- Уэст, Барбара А. (1 января 2009 г.). Энциклопедия народов Азии и Океании . Издание информационной базы . ISBN 978-1438119137 . Проверено 16 мая 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Исаенко Анатолий; Джесси, В. Скотт (2015). «Грузинско-аланские (осетинские) династические и военные связи в средневековый период» (PDF) . Средневековые перспективы . 30 : 117–126.
- Джесси, В. Скотт; Исаенко Анатолий. «Военная эффективность аланских наемников в Византии, 1301–1306 гг.». Журнал средневековой военной истории . 11 : 107–132.
- Лубоцкий, Александр (2015). Аланские заметки на полях греческой литургической рукописи . Австрийская академия наук.
- Зауэр, Эберхард (2015). «Северный форпост Халифата: Поддержание вооруженных сил во враждебном окружении (Дариальское ущелье на Центральном Кавказе в Грузии)» (PDF) . Античность . 89 (346): 885–904. дои : 10.15184/aqy.2015.80 . S2CID 162726445 .